Леонтович Александр Владимирович, Рытикова Наталья Андреевна
Этапы внедрения исследовательской деятельности учащихся в учреждении среднего профессионального образования: опыт Колледжа «26 КАДР»
Stages of Students' Research Activity Implementation in Institutions of Secondary Vocational Education: The Experience of the "26 KADR" College
Леонтович
Александр Владимирович,
кандидат психологических наук, председатель МОД «Исследователь», методист Колледжа «26 КАДР», г. Москва e-mail: a@redu.ru
Аннотация. В статье обсуждаются основания и целевые установки программ исследовательской деятельности учащихся в организациях среднего профессионального образования. Показан вклад исследовательской деятельности в становление общих компетенций студентов. Представлены этапы внедрения исследовательской деятельности в образовательные программы московского Колледжа «26 КАДР», а также темы выполненных студентами исследовательских работ. Даются рекомендации по масштабированию заявленного подхода в системе среднего профессионального образования.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, среднее профессиональное образование, компетенции, Колледж «26 КАДР», «Открытые образовательные практики»
Abstract. The article discusses the foundations and targets of research activity programs for students in institutions of secondary vocational education. The contribution of research activity to the development of students' general competencies is shown. The stages of implementation of research activities in the educational programs of the "26 KADR" college are presented, as well as topics of research works performed by students at the college. Recommendations for mass implementation of the stated approach in the system of secondary vocational education are given.
Keywords: research activity, secondary vocational education, competencies, "26 KADR" College, "open educational practices"
Рытикова
Наталия Андреевна,
руководитель отделения «Открытые образовательные практики» Колледжа «26 КАДР», г. Москва e-mail:
rytikovana@26kadr.ru
Среднее профессиональное образование
Alexander
Leontovich,
Ph. D. in Psychology, Chairman of the All-Russian Movement "Researcher", Methodology Adviser at the "26 KADR" College, Moscow
Natalia
Rytikova,
Head of the "Open Educational Practices" department, the "26 KADR" College, Moscow
fa
шг
o<2
Читатель, увидев название статьи, может удивленно воскликнуть: «Что, исследовательская деятельность в колледже? Это же нонсенс! В задачи колледжа не входит подготовка ученых, он должен готовить специалистов среднего звена, рабочих, сантехников, плотников, которые в своей работе четко следуют техническому заданию, а не размышляют над ним! Не то у нас трубы будут течь, штукатурка отваливаться, а асфальт трескаться». Для колледжей более понятна ориентация на проектную деятельность: поставил цель, составил план, получил результат.
Но не все так просто. Специалист среднего звена прежде всего человек, со своими эмоциями, желаниями, потребностью самореализоваться. И все эти субъективные качества являются составляющими образа профессионала, мастера своего дела. Именно они формируют для человека ценность той профессии, которую он выбрал, приверженность ей, ответственность за результаты своего труда и последствия необдуманных действий. Такой профессионал не просто штампует детали: он видит на два шага вперед — какие вроде бы несущественные ошибки в допусках к каким именно последствиям могут привести.
Об этом говорят нам ФГОСы среднего специального образования, где помимо специальных компетенций — навыка выполнения конкретных профессиональных функций на конкретном рабочем месте — предусмотрены еще и общие компетенции, а именно: умение выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; осуществлять поиск, анализ и интерпретацию необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности информации, планировать и реализовывать собственное профессиональное развитие; работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению; эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях и др. Общепринятых методов диагностики уровня достигнутых общих компетенций нет. В массовой практике почему-то подразумевается, что общие компетенции вырабатываются в процессе освоения соответствующей программы подготовки специалистов среднего звена. Интуитивно понятно, что если студент прилежно учится, добросовестно выполняет задания, не прогуливает, значит, наверное, у него сформированы целеустремленность, ответственность за результаты учебы, приверженность к профессии. Но хотелось бы эти качества формировать целенаправленно, используя проверенные методы. В этом, кстати, разница между профессиональным образованием и профессиональным обучением — последнее не требует общих компетенций, достаточно будет вполне конкретных профессиональных навыков для их реализации на конкретном рабочем месте.
Леонтович Александр Владимирович, Рытикова Наталья Андреевна
И именно здесь на помощь приходит исследовательская деятельность: образовательная технология, в рамках которой реализуется учебное исследование — процесс установления генетических свойств или отношений реальных объектов окружающего мира с помощью прототипа научного метода, адаптированного под учебную задачу. Исследовательский подход подробно описан в наших работах применительно к общеобразовательным учреждениям [Леонтович 2018], но в условиях среднего профессионального образования его было необходимо адаптировать.
В 2016 г. руководство московского Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 (ГБПОУ «26 КАДР») (директор в то время — К. Ю. Афонин) приняло решение о внедрении исследовательской деятельности в основную образовательную программу. Этот колледж — один из крупнейших в Москве, в нем обучается более 3000 студентов по таким направлениям, как «архитектура и дизайн», «инженерные системы и благоустройство», «прикладной дизайн и отделочные технологии», «промышленное и гражданское строительство», «технология эксплуатации», «реставрация и деревообработка», «автодело», «логистика, право и современные технологии», «информационные технологии», «садово-парковое и ландшафтное строительство», «ресурсосберегающие и химические технологии» (всего 51 программа подготовки специалистов среднего звена).
Реализацию идеи поручили Центру дополнительного образования Колледжа, во главе которого в то время стояла А. О. Кожепенько. Дело оказалось не таким простым, каким казалось на первый взгляд. Мы столкнулись со следующими проблемами:
• непривычность исследовательского подхода в практике среднего профессионального образования;
• нередко встречающаяся неоправданная уверенность мастеров производственного обучения и педагогов, считающих, что они владеют методикой реализации исследовательских задач сами и в состоянии обучить ей студентов;
• отсутствие нормативной базы и программно-методического обеспечения, адаптированного для среднего профессионального образования, в частности — дополнительных общеобразовательных программ, основанных на исследовательском подходе, и их стыковки с программами подготовки специалистов среднего звена;
• отсутствие понимания способов включения исследовательских программ в учебный план;
• неготовность отдельных руководителей структурных подразделений включить результаты исследовательской деятельности в систему показателей результативности работы педагогов и образовательных результатов учащихся;
Ш 1 г
ы ■| ш
Анна Сергеевна Печеная, директор Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 «26 КАДР»
Среднее профессиональное образование
• отсутствие структуры управления программой развития исследовательской деятельности на уровне руководства Колледжем.
Однако после череды проведенных проектных встреч с педагогами различных структурных подразделений удалось определить педагогов, которые охотно взялись за работу и стали лидерами по внедрению и продвижению идеи развития исследовательской деятельности в Колледже. Со временем их число выросло — «заражение» через представленные результаты коллег сыграло свою роль.
Были запланированы следующие этапы внедрения исследовательской деятельности в основную образовательную программу:
• создание управленческой структуры. Определение на каждом из 10 структурных подразделений ответственного, владеющего методологией исследовательской деятельности;
• цикл информационно-обучающих семинаров для ответственных от подразделений и преподавателей;
• обучение потенциальных руководителей методике руководства исследовательской деятельностью по дистанционной дополнительной профессиональной программе «Планирование индивидуальной исследовательской работы учащегося»;
• разработка и внедрение дополнительной общеобразовательной программы «Мое будущее. Исследуем и проектируем» и исследовательского дневника для студентов 1 курса Колледжа;
• разработка дополнительных общеобразовательных программ для реализации студенческих исследований и подготовки их результатов для представления на конференциях;
• консультации руководителей и учащихся по основным направлениям подготовки и представления исследовательских работ;
• определение Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского как базовой внешней конференции Колледжа и внутренней конференции как этапа подготовки и отбора лучших исследовательских работ для участия в Конкурсе;
• создание специализированной площадки по исследовательской деятельности в отдельном помещении — «Точки варения» и исследовательского клуба из числа студентов-активистов [Обухов, Глазунова, Рытикова, Ежова 2019];
• запуск выездной полевой исследовательской практики в Костромской области «Топос Шахматово» [Обухов 2019]. В процессе становления системы самым главным явилось
формирование ядра педагогов и учащихся, заинтересованных в реализации исследовательских программ; при этом такой важный в обычной практике этап, как разработка и утверждение
Леонтович Александр Владимирович, Рытикова Наталья Андреевна
плана работы, не имеет определяющего значения, поскольку относится к формальному планированию: реальная деятельность за такими планами стоит совсем не всегда.
В 2017-2018 учебном году в Колледже был реализован пилотный проект дополнительной образовательной программы для студентов 1 курса «Мое будущее. Исследуем и проектируем». Направленность — социально-педагогическая, срок реализации 38 часов. Обучающиеся имели возможность принять участие в работе пяти предложенных программ (мастерских по профилям ДОП), изготовив промежуточные продукты, которые по итогам работы были продемонстрированы на итоговом событии (в разделах художественной выставки, стендовой сессии, презентации созданного веб-ресурса, мини-спектакля и т. п. — формат определялся обучающимися совместно с педагогом). Цель программы — создание условий для осознанного выбора дальнейшей дополнительной образовательной программы, исследование и адаптация к новой образовательной среде, получение опыта проектной и исследовательской деятельности, знакомство с основными понятиями исследовательской деятельности. В рамках программы было организовано 5 мастерских: «Профессиональные пробы», «В здоровом теле здоровый дух», «В начале было слово», «Я мыслю, следовательно, я существую», «Мастерская социальной направленности». Диагностика эффективности программы проводилась на основе анализа специально разработанного исследовательского дневника с элементами рефлексии, который заполнял каждый из учащихся в процессе освоения программы. По каждой из мастерских каждый студент заполнял ответы на вопросы: что было для вас сегодня самым бесполезным, на ваш взгляд? какие вопросы у вас остались по итогу занятия? что происходило с вами сегодня (яркие впечатления, моменты, события, встречи)? что вы думаете по этому поводу? какие основные выводы вы можете сделать по итогам занятия? На заключительном мероприятии студенты представляли итог своих изысканий в ходе программы, отвечали на вопросы других студентов, обосновывали свой выбор той или иной программы, в которую они решили включиться в текущем учебном году уже в полноценном формате.
За прошедший период с начала внедрения исследовательской деятельности в Колледже стоит отметить, что:
• сформировалось ядро педагогов, с каждым годом все активнее включающихся в работу над исследовательскими проектами студентов;
• сформирован постоянно функционирующий Исследовательский Клуб «26 КАДРа», в который входят ребята из разных подразделений. Помимо участия в конкурсах и конференциях они принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в «Точке варения», передавая свой опыт и знания другим;
Среднее профессиональное образование
• на отделении «Архитектуры и Дизайна» исследовательские работы по некоторым предметам были приравнены к курсовым и иным зачетным работам, таким образом, исследовательская деятельность была интегрирована в основную образовательную программу;
• разработаны и внедрены дополнительные общеобразовательные программы, направленные на выполнение студентами исследовательских работ;
• в настоящий момент запускается пилотный проект на отделении «Ресурсосберегающие и химические технологии», суть которого заключается во включении всех первокурсников в программу «От замысла к реализации». Эта программа будет сопровождать ребят от их первых шагов в исследованиях естественно-научной направленности до представления своих работ на Конкурсе имени В. И. Вернадского.
По итогам двух лет под руководством педагогов Колледжа были выполнены и успешно представлены на Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского более 50 исследовательских работ как в естественно-научном, так и в гуманитарном направлениях, выполненные в рамках дополнительных общеобразовательных программ колледжа, в частности, работы: Антоновой Татьяны (руководитель — Чулкова Мария Алексеевна) «Сравнение содержания фосфатов в различных видах мясной продукции», секция «химия»; Банниковой Татьяны и Павловой Софьи (руководитель — Совина Лариса Петровна) «Рискованное поведение подростков», секция «психофизиология и здоровье человека»; Голунцовой Анастасии (руководитель работы—Очеретько Мария Константиновна), «Исследование мотивации студентов ГБПОУ «26 КАДР» в учебной деятельности», секция «Образование: история и современность», Ожерельева Евгения и Стрельцова Владислава (руководитель — Гуляев Илья Сергеевич) «Комплекс вооружения Древнерусского войска: сравнительный анализ с викингами», секция «История: человек и событие», и др.
Интересно отметить, что предметом интереса студентов и педагогов Колледжа, который готовит специалистов преимущественно рабочих специальностей, стали в основном гуманитарные работы, ориентированные на изучение истории нашей страны, тенденций ее социокультурного развития, внутреннего психологического мира представителей современной молодежи. С нашей точки зрения, интерес к таким темам является важнейшим фактором развития общих компетенций специалистов среднего звена, становления у них ценностей и выработки норм жизни в современном обществе.
Обобщенно основные этапы становления системы исследовательской деятельности в учреждении среднего профессионального образования можно представить следующим образом:
• поиск единомышленников, формирование ядра команды;
Леонтович Александр Владимирович, Рытикова Наталья Андреевна
формирование управленческой команды; разработка программ и нормативной базы; определение внешнего референтного мероприятия; создание «клуба по интересам» с участием студентов; определение внешней выездной площадки. В результате можно сформулировать следующие рекомендации для колледжей по внедрению исследовательской деятельности студентов:
1. Вряд ли возможно переориентировать на запуск исследовательской работы мастеров производственного обучения и преподавателей, давно и стабильно преподающих в колледже. Костяк могут составить специалисты, имевшие в прошлом (или настоящем) практику научной работы, а также молодые преподаватели, не исчерпавшие мотивацию к собственному профессиональному развитию.
2. Необходимо введение в систему показателей эффективности работы подразделений параметров исследовательской деятельности, причем скорее качественных, нежели количественных. Для определения уровня качественных результатов необходима система внешних экспертных оценок и участие авторов лучших работ во внешних конференциях и конкурсах, что показывает их реальный уровень.
3. Необходимо единое место и время (хронотоп) сбора всех заинтересованных учащихся и взрослых с программой для обсуждения и совместных действий. Это может быть клуб в стенах колледжа, но главное — выездная площадка с хорошо проработанной и подготовленной программой организации исследований.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что исследовательская деятельность не внедряется приказом сверху, для ее организации нужен коллектив единомышленников, внутренняя мотивация как детей, так и педагогов, — для того, чтобы все получилось по сути, а не формально. Это требует организации специальных неформальных пространств, в которые участники приходят не по норме утвержденного расписания, а по внутреннему желанию, готовы обсуждать интересные для себя темы и работать на результат. Такими пространствами как раз и выступают клуб, выезды и экспедиции. Разумеется, такая постановка требует и от администрации определенной гибкости и творческого начала в планировании деятельности образовательной организации. щ
Литература
Леонтович 2018 — Леонтович А. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход // Народное образование. 2018. № 6-7. С. 116-121.
Обухов, Глазунова, Рытикова, Ежова 2019 — Обухов А. С., Глазунова О. В., РытиковаН. А., Ежова О. Ф. Концепция исследовательского центра «Точка варения» в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках» // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 57-72.
Обухов 2019 — Обухов А. С. Выездная исследовательская школа «Топос Шахматово»: модель исследования мира вокруг // Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 103-129.