Научная статья на тему 'ПЛАН ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ “ ХРАНИТЕЛИ ВОДЫ”"'

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ “ ХРАНИТЕЛИ ВОДЫ”" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васькова Елена Дмитриевна

Редставлен план занятия для учащихся начальной школы. Цель - воспитать бережное отношение к природе на примере негативного воздействия загрязняющих веществ на водную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васькова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ‘WATER KEEPERS' ECO-LABORATORY: LESSON PLAN FOR YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article presents a lesson plan for elementary school students. The goal is to cultivate a respectful attitude towards nature through the example of the negative impact of pollutants on the aquatic environment.

Текст научной работы на тему «ПЛАН ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ “ ХРАНИТЕЛИ ВОДЫ”"»

Васькова Елена Дмитриевна

План занятия

для младших школьников

«Экологическая

лаборатория

"Хранители воды"»

The 'Water keepers' eco-laboratory: Lesson plan for younger schoolchildren

Аннотация. Представлен план занятия для учащихся начальной школы. Цель - воспитать бережное отношение к природе на примере негативного воздействия загрязняющих веществ на водную среду.

Ключевые слова: экологическая грамотность, младшие школьники, сценарий занятия

Abstract. The article presents a lesson plan for elementary school students. The goal is to cultivate a respectful attitude towards nature through the example of the negative impact of pollutants on the aquatic environment.

Keywords: environmental literacy, elementary school students, lesson plan

Возраст: 7-10 лет (1-4 класс). Продолжительность: 1 час 30 минут.

Цель: воспитать бережное отношение к природе посредством рассмотрения примера негативного воздействия загрязняющих веществ на водную среду.

Планируемые образовательные результаты. После мероприятия школьники:

• будут знать о воздействии вредных веществ на окружающую среду;

• будут знать основные источники загрязнения водных ресурсов;

• освоят навыки приготовления микропрепаратов. Подготовка мероприятия для педагога. Перед началом занятия педагогу необходимо подготовить оборудование и материалы по количеству участников (или по количеству микрогрупп).

Оборудование и материалы:

• Ручки/карандаши и листы бумаги

• Палочка стеклянная - 1 шт.

Васькова

Елена Дмитриевна,

педагог-организатор Исследовательского центра «Точка варения» ГБПОУ Колледж «26 КАДР», г. Москва e-mail:

VaskovaED@26kadr.ru Elena

Vaskova,

Teacher-Organizer at the Research Center 'Tochka Varenia' of the '26 Kadr' College, Moscow

Методическая копилка

• Моющее средство

• Стакан - 2 шт.

• Стекла покровные и предметные - 2 шт.

• Веточки элодеи - 2 шт.

• Вода чистая

• Микроскоп - 1 шт.

Таблица 1. Ход занятия

Этапы урока Возможный текст ведущего Действия участников

1 (10 мин) Как вы думаете, какое самое распространенное вещество на нашей планете? Дети дают свои варианты ответов. Правильно, это вода. Вода — основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в процессе фотосинтеза. Вода присутствует не только в морях, океанах, реках, озерах, но и в почве, в воздухе. Во всех обитателях планеты Земля. Нужно ли беречь воду, стараться не загрязнять ее? Дети отвечают. В естественном состоянии вода не свободна от примесей. В ней растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички. Например, морская вода — соленая, благодаря растворенным в ней веществам. То есть, как вы понимаете, различные вещества могут попасть в воду как естественным путем, так и из-за деятельности человека. Основные источники загрязнения воды связаны с человеческой деятельностью: разливы нефти, нефтедобыча, токсичные синтетические вещества, ядохимикаты, поступающие с сельскохозяйственных полей, коммунальные стоки, радиоактивные вещества, металлы (ртуть, свинец, цинк, олово, хром и другие). Загрязнители воды опасны для здоровья людей и окружающей среды. Например, загрязнение озера приводит к его зарастанию. А как вы думаете, какие еще последствия от загрязнения водоемов могут быть? Дети слушают ведущего, отвечают на вопросы Дети по очереди отвечают на вопрос, перечисляя возможные последствия

Васькова Елена Дмитриевна

Этапы урока Возможный текст ведущего Действия участников

2 (15 мин) Наряду с масляными веществами очень опасными являются различные моющие средства. Их, например, часто используют при стирке белья в стиральной машине. После того как моющий раствор отработал, он попадает со сточными водами в городскую канализацию, затем в очистные сооружения, а иногда, без всякой очистки, непосредственно в грунт или водоем. Содержащиеся в моющих средствах вещества могут оказывать вредное воздействие на растения и животных. Для того, чтобы удостовериться в этом, давайте проведем эксперимент. Здесь понадобятся ранее обозначенные оборудование и материалы. Сначала подготовим раствор. Для этого в один из стаканов с водой налейте два-три колпачка моющего средства, размешайте стеклянной палочкой. В каждый из стаканов поместим по веточке элодеи. Теперь нужно немного подождать, пока действие моющего средства проявится. А пока исследуем влияние другого типа загрязняющих веществ Под руководством ведущего дети выполняют следующие действия: Подготовить раствор моющего средства Поместить по веточке элодеи в стакан с чистой водой и в стакан с раствором моющего средства

3 (15 мин) Опыт «Вода и масло». Если в воду налить немного растительного масла, то оно разливается тонкой пленкой. Дети проводят данный опыт под руководством учителя. Такая же пленка образуется при попадании машинного масла в водоем, она закрывает доступ воздуха всем водным обитателям, уменьшает проникновение солнечных лучей к водным растениям, а значит — ухудшает жизнь всего водоема. То же самое происходит при аварийном разливе нефти. Поэтому нельзя мыть автомобиль у водоемов Дети слушают, по группам выполняют под руководством учителя выполняют опыт «Вода и масло»

4 (10 мин) Предложите способы очистки воды от такого загрязнения Дети предлагают варианты решения проблемы, записывая на ватмане или доске. Происходит совместное обсуждение с ведущим

Методическая копилка

Этапы урока Возможный текст ведущего Действия участников

5 (25 мин) Итак, давайте проверим, что стало с веточками элодеи. Обратите внимание на их цвет, форму и состояние листьев. Также давайте изучим их в микроскоп. Зафиксируйте результаты экспериментов в тетради Под руководством ведущего дети выполняют следующие действия: Описать изменения обеих веточек: цвет, форму, состояние листьев. Приготовить два микропрепарата листа элодеи: из сосуда с чистой водой и из сосуда с раствором моющего средства. Поочередно рассмотреть микропрепараты под микроскопом и сравнить состояние растительных клеток

6 (10 мин) Давайте обсудим влияние моющего средства на элодею Проводится дискуссия, посвященная проблемам охраны природы

7 (5 мин) Рефлексия: Ведущий задает вопросы: - Что мы сегодня изучали? - Понравился ли вам урок? Почему? - Довольны ли вы своей работой? - За что вы хотели бы похвалить себя или кого-то из одноклассников? Дети отвечают на вопросы

Литература

Колотилина, Севрук 2015 - Колотилина Л. Н., Севрук Ю. А. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6-11 классы. М.: ВАКО, 2015. 128 с.

Обуховская 2017 - Обуховская А. С. Удивляемся, восхищаемся и познаем. Занимательные химико-экологические опыты для учеников начальной школы в урочное и внеурочное время. Изд. 3-е, перераб. и до-полн. СПб.: Крисмас+, 2017. 136 с.

Юный химик 2017 - Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт.-сост.: Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев, А. А. Мельник. Изд. 4-е, перераб. и дополн. СПб.: Крисмас+, 2017. 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.