Научная статья на тему 'КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ / ОЦЕНКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Сергей Владимирович, Панасенко Екатерина Владимировна

В статье рассматривается структура и классификация квеста как образовательной технологии, выделяются мотивационная, учебная и развивающая функции квест-технологий. Авторы приводят пример огранизации и проведения комбинированного долгосрочного квеста среди студентов неязыковых специальностей, а также делятся опытом оценки сформированности универсальных компетенций с помощью разработанных оценочных листов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаров Сергей Владимирович, Панасенко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION ON IMPROVEMENT OF VISUAL SKILLS OF SENIOR PRESCHOOLERS

In the given article the structure and classification of the quest as an educational technology are considered, and the motivational, educational and developing functions of quest technologies are highlighted. The authors give an example of organizing and conducting a combined long-term quest among students of non-linguistic specialties, and also share their experience in assessing the formation of universal competencies using developed assessment sheets.

Текст научной работы на тему «КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

детьми творческих желаний. Однако взаимодействие должно происходить не посредством сообщения информации, а в процессе активной совместной деятельности по достижению поставленных задач.

Для эффективного партнерского взаимодействия воспитателя с детьми, нами, на основе анализа исследований по данной проблеме, были определены основные принципы сотрудничества в процессе совершенствования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста:

- принцип свободы выбора (самостоятельный выбор способа изображения, вида материала для изображения, техники изображения);

- принцип деятельностного подхода - совершенствование умений и навыков в процессе самостоятельной деятельности, обучение самостоятельному решению проблемной ситуации на основе приобретенных знаний;

- принцип многовариантности - стимулирование познавательной активности посредством использования заданий имеющие разные варианты решения;

- принцип обратной связи - предусматривает систематический мониторинг достижений и проблем в освоением новой информации, учет эмоционального состояния ребенка;

- принцип амплификации развития (по А.В. Запорожцу): личностное развитие ребенка посредством использования всех специфических, для данного возраста, видов деятельности.

Для проведения мониторинга по выявлению актуального уровня сформированности изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста и выявления изменений после внедрения нашей модели, нами было предусмотрено проведение диагностико-аналитического этапа. было выдвинуто предположение, что после проведения экспериментальной работы, по внедрению модели профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по совершенствованию изобразительных умений старших дошкольников произойдет повышение уровня сформированности изобразительных умений старших дошкольников в рисовании.

На основе рекомендаций исследователей (Казаковой Т.Г., В.Б. Косминской, Лыковой И.А., Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой) был подобран диагностический инструментарий.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что данная проблема актуальная для системы дошкольного образования, поскольку посредством совершенствования изобразительных умений возможно всестороннее личностное развитие дошкольников.

Именно педагог дошкольного учреждения является фасилитатором данного процесса и от него, в большей степени, зависит успех ребенка в достижении задач развития. Мы считаем, что реализация данной модели позволит не только существенно повысить уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста, но и всесторонне развить личность дошкольника.

Литература:

1. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.П. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 102 с.

2. Замураева, М.А. Предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития творческих способностей у старших дошкольников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Замураева Марина Анатольевна. - Нижний Новгород, 2006. - 200 с.

3. Казакова ,Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.

4. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 192 с.

5. Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду: Учебник для дошк. пед. училищ / Под ред. Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 1971. - 256 с.

6. Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Мозаикасинтез, 2012. - 208 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Назаров Сергей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); старший преподаватель Панасенко Екатерина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается структура и классификация квеста как образовательной технологии, выделяются мотивационная, учебная и развивающая функции квест-технологий. Авторы приводят пример огранизации и проведения комбинированного долгосрочного квеста среди студентов неязыковых специальностей, а также делятся опытом оценки сформированности универсальных компетенций с помощью разработанных оценочных листов.

Ключевые слова: квест-технология, оценка универсальных компетенций, иностранный язык, критерии оценки. Annotation. In the given article the structure and classification of the quest as an educational technology are considered, and the motivational, educational and developing functions of quest technologies are highlighted. The authors give an example of organizing and conducting a combined long-term quest among students of non-linguistic specialties, and also share their experience in assessing the formation of universal competencies using developed assessment sheets.

Key words: quest technology, assessment of universal competencies, foreign language, assessment criteria.

Исследование выполнено в рамках гранта фонда развития науки ОмГПУ

Введение. Проблема развития и оценки универсальных компетенций студентов в современном вузе является одной из самых актуальных и обсуждаемых в работах отечественных и зарубежных исследователей (Байдикова Н.Л., Белкина В.В., Бударина О.А., Давиденко E.C., Казакова Е.И., Карпушина Ю.А., МакДовалл С., Макеева Т.В., Патаксил Ф., Ричен Д., Тарабарина И.Ю., Тарханова И.Ю., Хипкинс Р., Фрумин И.Д. и т.д.).

Подготовка выпускника, владеющего универсальными компетенциями, требует интеграции традиционных и интерактивных методов обучения, поскольку подразумевает активное вовлечение в процесс обучения, строящийся на началах сотрудничества, самостоятельной работы студентов и направленности на разрешение проблемных вопросов [3; 4; 5; 6; 9].

Квест-технология представляется одной из самых перспективных образовательных технологий, позволяющая формировать и оценивать у студентов практически весь комплекс универсальных компетенций. Она предоставляет возможность выполнять поиск информации, осуществлять ее критический анализ и синтез. Данная технология позволяет определить задачи в рамках поставленной цели, а также подобрать эффективные пути и способы их решения. В процессе реализации квест-технологий осуществляется социальное взаимодействие участников, так как они работают в команде и выполняют свои назначенные роли. Кроме того, участники квеста учатся управлять своим временем, коммуницировать и вступать в межкультурное взаимодействие, если есть необходимость [1].

Цель статьи - проанализировать потенциал квест-технологии как способа оценки сформированности универсальных компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе.

Изложение основного материала статьи. Многие исследователи отмечают, что одной из главных функций квест-технологии является мотивационная, связанная с ее изначально игровой природой. Кроме того, выделяются учебная и развивающая функции, позволяющие с одной стороны насыщать содержание разнообразным материалом с применением интернет ресурсов, а с другой, обеспечивает развитие познавательной деятельности, субъектной позиции участников, их коммуникативной и информационной компетентности благодаря работе в группе, умений самопрезентации и общей рефлексии [2].

В обыденной жизни под квестом понимается игра, в которой участники выполняют свои роли, решают поставленные задачи и двигаются по предложенному им по сюжету. Им нужно достичь определенную цель квеста, а это возможно только при последовательном решении задач, загадок, ребусов и т.д. Каждое такое задание - это шаг к следующему этапу квеста. Поскольку использование квестов может направлено на решение разных задач, то и задания могут быть самыми разными: активными, игровыми, интеллектуальными, комплексными, творческими и т.д. В современном мире квест стал популярной практикой социального взаимодействия, разновидностью активного времяпрепровождения молодежи.

Как правило, квест-технологии в образовании основываются на поиске решения для какой-то поставленной задачи и соответственно делятся на несколько видов (рис. 1).

Рисунок 1

Таким образом, квест-технология является своеобразной формой взаимодействия педагога и обучающихся, направленной на формирование умений решать научные и учебные задачи через реализацию определенного сюжета.

Родоначальником квестов принято считать программиста Уильяма Кроутера (англ. WilliamCrowther), который в начале 1970-х разработал программу ColossalCaveAdventure для ЭВМ PDP-10. Это игра в жанре приключений, где игрок решает различные умственные задачи, проходя по основные этапы игры. Сюжет игры либо задан заранее, либо дает несколько исходов, в зависимости от действий игрока.

В педагогике появление понятия «квест» связывают с именем Берни Доджа (Bernie Dodge), профессора Калифорнийского университета в Сан-Диего (США). В 1995 году он разрабатывал Интернет-приложения для их интеграции в образовательный процесс. Он и сформулировал основные положения технологии «веб-квест».

Образовательные квесты можно классифицировать по структуре на 3 типа:

последовательные квесты квесты-проекты квесты-бродилки

шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа позволяющие организовать исследовательскую деятельность студентов в игровой форме нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Целью любого квеста является создание условий для вовлечения студентов в активный познавательный процесс. В процессе квеста решаются три вида задач:

Задачи квест технологни

образовательные развивающие воспитательная

• вовлечение каждого * развитие интереса, воспитание личной

студента в активный творческих ответственности за

познавательный способностей, выполнение задания,

процесс; воображения воспитание уважения к

• организация студентов; культурным традициям.

индивидуальной и • формирование истории и т.д.

групповой навыков

деятельности исследовательской

студентов деятельности, умений

самостоятельной

работы с

информацией;

• расширение

кругозора и эрудиции

В федеральном стандарте за дисциплиной «Иностранный язык» закреплена коммуникативная компетенция (УК-4), однако, по нашему мнению, у данной дисциплины есть огромный потенциал для формирования и оценки большинства универсальных компетенций (УК-1 - УК-6).

2022 год является юбилейным годом для Омского государственного педагогического университета, так как в этом году вузу исполняется 90 лет. В рамках этого события на кафедре иностранных языков (межфак) ОмГПУ было решено организовать и провести оценочный квест по традициям факультетов среди студентов. Сотрудниками кафедры был сконструирован комбинированный, долгосрочный квест в 3 этапа для проведения среди студентов неязыковых специальностей во внеурочное время.

В то время как предметные результаты в основном достигаются в процессе освоения учебных дисциплин, то специфика внеурочной деятельности связана с межпредметными результатами, а значит с универсальными компетенциями, являющимися основной целью дисциплины «Иностранный язык», поскольку обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Первый этап - это подготовительный этап квест-технологии, на котором преподаватели кафедры проводят подготовительную работу с инициативными группами студентов на каждом факультете. Прежде всего, студентам объясняются цели и задачи квеста:

- образовательные: знакомство с ОмГПУ: его управлением и структурой, стратегиями развития, факультетами и их традициями;

- развивающие: развитие навыков и умений осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации (УК-1);

- определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения (УК-2);

- работать в команде и реализовывать свою роль в социальном взаимодействии с членами команды (УК-3);

- осуществлять коммуникацию на английском языке (УК-4);

- самоорганизовываться, выстраивать и реализовывать траекторию своего саморазвития (УК-6);

- воспитательные: воспитание ответственности за выполнение заданий, воспитание уважения к культурным традициям факультетов и истории своего вуза.

Далее студентам объясняется задание первого этапа, которое заключается в том, что они должны самостоятельно приготовить сценарии и снять ролики на иностранном языке про традиции своего факультета; затем разместить ролики в социальной сети ВКонтакте на странице кафедры иностранных языков (https://vk.com/dep_foreign_omgpu). Таким образом, студенты самостоятельно, распределив роли в группе, осуществляют поиск и сбор материала, анализируют, систематизируют и обобщают его, придумывают форму подачи и презентации материала, выполняют видеообработку собранной информации, просматривают и поддерживают ролики других факультетов. Перечисленные действия студентов охватывают почти все УК, заявленные в образовательных программах вузов.

На втором - основном этапе квеста, студенты разных факультетов в очном формате проходят станции, где при правильном решении мини-заданий на знание традиций того или иного факультета на каждой из станций собирают «ключи-пазлы», в нашем случае - это эмблемы факультетов. В конце эти эмблемы сдаются в штаб и подсчитываются баллы команд. На данном этапе студенты также демонстрируют разные уровни сформированности универсальных компетенций, поскольку от них требуются умения систематизировать полученную информацию; быстро реагировать на предлагаемые задания; навыки работы в команде и лидерские качества.

Примеры заданий, которые выполняют студенты на станциях перечислены ниже:

1. Соедините представленные даты с важными событиями, связанными с ОмГПУ // Match the given data with some important events connected with OmSPU (УК-1, УК-3, УК-4);

2. С помощью QR-кода выйдите на онлайн-сервис https://learningapps.org/ и решите кроссворд по теме «Традиции факультетов» // Scan QR-code, and you'll be directed to the online-service https://learningapps.org/, do the crossword "Customs and Traditions of OmSPU Faculties" there (УК-1, УК-2, УК-4);

3. Из предоставленных деталей пазла сложите фотографии всех корпусов ОмГПУ и укажите их адреса // Make pictures of all OmSPU buildings from the given pieces of puzzle and tell their addresses (УК-1, УК-3, УК-4);

4. Прочитайте текст и скажите, о каком празднике идет речь и к какому факультету он относится // Look through the text and tell, please, what holiday is described in the text and whose faculty it is (УК-1, УК-2, УК-4);

5. Дайте ответы на вопросы, используя информацию на сайтах по указанным ссылкам // Answer the questions using the information in the sites (see references) (УК-1, УК-2, УК-4);

6. Представьте, что в ОмГПУ приехала зарубежная делегация, сделайте краткую презентацию своего вуза // Imagine that a foreign delegation comes to OmSPU, make a short presentation of your University (УК-2, УК-4, УК-6).

Когда студенты проходят все станции, они переходят сразу к третьему этапу квеста - творческому. На этом этапе студенты вспоминают наиболее интересные традиции факультетов и представляют их в одной из данных форм: коллаж, флешмоб, поэма / песня про свой факультет и ОмГПУ. Данные виды работ также требуют владение универсальными компетенциями.

Выводы. Таким образом, квест-технология оказывает огромное влияние на развитие универсальных компетенций, но здесь необходимо выделить еще один очень важный момент. Технология квестов не только может развивать универсальные компетенции, но и оценивать уровни их сформированности.

Сделать это можно, выявив или разработав критерии оценки уровня УК, исходя из их содержания и создав Оценочные листы. Оценочные листы заполняются наблюдателями (преподаватели кафедры иностранных языков (межфак)), дежурившими на станциях, и потом также сдаются в штаб для подсчета баллов.

Исходя из заданий предложенного квеста, нами были выделены следующие критерии оценки универсальных компетенций во время выполнения квест-заданий [5; 8]:

Уровни УК низкий средний высокий

Критерии оценки УК

умение находить и анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи (УК-1)

умение находить способы решения поставленных задач (УК-2)

умение работать в команде и реализовать свою роль (УК-3)

осуществление коммуникации (устной/письменной) (УК-4)

умение управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития (УК-6)

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что квест-технологии имеют большой потенциал не только для развития универсальных компетенций в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык», но и для оценки уровня сформированности УК, то есть с помощью квест-технологии можно проводить диагностику и оценку образовательных результатов студентов.

Литература:

1. Азарьева, В.В. Разработка комплексного подхода к оценке качества образования [Текст] / В.В. Азарьева, А.Б. Звездова, Е.С. Мартюкова // Качество. Инновации. Образование. - 2016. - № 8-10 (135-137). - С. 5-10.

2. Багузина, Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: общая педагогика, история педагогики и образования. - М., 2012. - 238 с.

3. Белкина, В.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования / В.В. Белкина, Т.В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5, Ч. 1. - С. 117-126.

4. Давиденко, Е.С. Формирование у студентов универсальных компетенций в процессе обучения иностранному языку / Е.С. Давиденко, Н.Л. Байдикова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. - Вып. 1 (830). - С. 116-130.

5. Казакова, Е.И. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ / Е.И. Казакова, Тарханова И.Ю. // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 127-135.

6. Карпушина, Ю.А. О проблеме формулирования универсальных компетенции ФГОС во (3++) (уровень бакалавриата) / Ю.А. Карпушина, О.Ю. Иванова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2019. -№2 (83). - С. 239-242.

7. Сокол, И.Н. Классификация квестов / И.Н. Сокол // Молодий вчений. - 2014. - №6 (09). - С. 138-140. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://molodyvcheny.in.Ua/files/joumal/2014/6/89.pdf

8. Тарабарина, Ю.А. Оценивание сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата неязыковых направлений подготовки / Ю.А. Тарабарина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т.10. -№ 1(34). - С. 274-280.

9. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 472 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 37.034

кандидат педагогических наук, доцент Невзорова Анна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И

ОБЩЕСТВННОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников. Представлено описание содержания и организации патриотического воспитания в школе. Дана характеристика разных видов общественных объединений, предполагающих работу с детьми. Показаны преимущества организации патриотического воспитания младших школьников в условиях взаимодействия школы и общественного движения. Сформулированы и обоснованы педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности при взаимодействии с общественным движением. Представлены результаты эмпирического исследования. Представлен анализ программы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Изучено субъективное восприятие детьми интенсивности воспитательной деятельности, вовлеченности в разновозрастное взаимодействие. Изучено отношение младших школьников к социально-значимой деятельности в общественном движении. Сформулирован вывод о возможностях взаимодействия школы и общественного движения в целях патриотического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, общественное движение, внеурочная деятельность.

Annоtation. The article is devoted to the problem of patriotic education of primary school students. The description of the content and organization of patriotic education at school is presented. The characteristics of different types of public associations involving work with children are given. The advantages of organizing patriotic education of primary school students in the conditions of interaction between the school and the social movement are shown. The pedagogical conditions of patriotic education of primary school students in extracurricular activities in interaction with the social movement are formulated and substantiated. The results of an empirical study are presented. The analysis of the program of patriotic education of primary school students in extracurricular activities is presented. The subjective perception by children of the intensity of educational activity, involvement in the interaction of different ages has been studied. The attitude of primary school students to socially significant activities in the social movement is studied. The conclusion is formulated about the possibilities of interaction between the school and the social movement for the purposes of patriotic education of primary school students.

Key words: patriotic education, primary school student, social movement, extracurricular activities.

Введение. Проблема патриотического воспитания детей и молодежи приобрела в последние годы особую актуальность. Она может быть рассмотрена в нескольких ракурсах: как объективная общественная необходимость, как социальный заказ государства системе образования, как теоретическая проблема, требующая осмысления и систематизации в новых социокультурных условиях и, наконец, как проблема образовательной практики. С точки зрения объективной общественной необходимости, проблема патриотического воспитания молодого поколения актуальна в контексте национальной безопасности, сохранения исторической памяти, сохранения преемственности поколений, единых общенациональных ценностей и единой стратегии общественного развития, создания условий для развития свободного человека со сформировавшимся зрелым мировоззрением, характеризующимся ценностным отношениям к Родине, отечественной культуре, литературе, истории, традициям, общенациональному наследию [3, 6, 7, 12]. Второе направление рассмотрения проблемы патриотического воспитания - в русле социального заказа государства, государственной образовательной политики. Значимость патриотического воспитания молодежи для государства аргументируется федеральными нормативно-правовыми документами, а также изменениями, происходящими в образовании в последние годы в сфере воспитательной деятельности. Очевидно, что мы имеем в виду широко обсуждаемые педагогической общественностью следующие события: 1) принятие Федерального закона от 31 июля 2020 года №304 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; разработка институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО примерных рабочих программ воспитания для детских садов, школ и колледжей; 2) проведение пилотного исследования на базе десяти регионов РФ, предполагающего введение в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.