Научная статья на тему 'Занятие в музее как средство формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста'

Занятие в музее как средство формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / UNIVERSAL COGNITIVE COMPETENCES / COGNITIVE ABILITIES / CHILDREN OF ELDER PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халикова Камила Касимовна

в данной статье рассматриваются вопросы применения педагогических технологий, таких как, например, занятие в музее для формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста. Проекция школьных образовательных технологий на детей дошкольного возраста также является средством формирования преемственности ступеней образования, организации готовности к школе, а также адаптации будущих младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article deals with the implementation of educational technologies such as an activity in the museum for the purpose of forming cognitive competence of elder preschoolers. The projection of school educational technologies on pre-school children is also a mean of creating a succession of stages of education and school readiness, as well as the adaptation of future primary school children.

Текст научной работы на тему «Занятие в музее как средство формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста»

Педагогика

УДК 373.2

РС! 10.21661/Г-117852 К.К.Халикова

Занятие в музее как средство формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы применения педагогических технологий, таких как, например, занятие в музее для формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста. Проекция школьных образовательных технологий на детей дошкольного возраста также является средством формирования преемственности ступеней образования, организации готовности к школе, а также адаптации будущих младших школьников.

I Ключевые слова: универсальные познавательные компетентности, познавательные способности, дошкольники, дети старшего дошкольного возраста.

K.K. Khalikova

Lesson in the museum as a mean of universal cognitive competence development of elder preschoolers

Abstract

This article deals with the implementation of educational technologies such as an activity in the museum for the purpose of forming cognitive competence of elder preschoolers. The projection of school educational technologies on pre-school children is also a mean of creating a succession of stages of education and school readiness, as well as the adaptation of future primary school children.

| Keywords: universal cognitive competences, cognitive abilities, preschoolers, children of elder preschool age.

В современной образовательной среде педагогические технологии, которые применяются в школьном возрасте могут быть легко адаптированы для других возрастных периодов. При адаптации педагогических технологий необходимо учитывать психологические особенности возраста обучающихся, который имеет базирующее значение. Дети старшего дошкольного возраста - это 5-6-летние первооткрыватели и естествоиспытатели. Данный возраст является особенным потому, что именно в этот период наиболее активно развиваются все психические процессы и познавательная сторона личности ребенка. Активно протекают физические процессы [1]. Данный период является значимым в жизни человека, поскольку несмотря на рекомендации педагогов, психологов и других специалистов, многие дети к 6 годам уже го-

товы к обучению в школе. Минуя подготовительный период и соответствующую группу в дошкольной образовательной организации (ДОО), ребенок поступает в школу и становится младшим школьником. Поэтому важно, чтобы к этому возрасту ребенок обладал необходимыми компетенциями, чтобы были сформированы универсальные познавательные компетентности, которые являются основами формирования универсальных учебных действий, что позволит не только обеспечить преемственность дошкольного и основного образования, но и поможет облегчить адаптационный период младшего школьника.

Возрастные особенности старших дошкольников диктуют определенные задачи при проведении занятий. Детям старшего дошкольного возраста необходимо овладеть ключевыми компетенциями на заня-

Pedagogy

тиях, которые позволят сформировать универсальные познавательные компетентности. Универсальные познавательные компетентности включают в себя опыт, способности, знания, умения, навыки, субъектные качества, реализуемые в пределах ключевых компетенций, направленные на самостоятельные действия в области сферы познания [2]. В таблице 1 приведены ключевые компетенции детей старшего дошкольного возраста, ле-

жащие в основе формирования универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста [3] Компетенции связаны с образовательными областями дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), в каждой из них представлен диапазон задач, которые решаются в различных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

Ключевые компетенции детей старшего дошкольного возраста

Компетенция Образовательная область дошкольников Описание компетенции Диапазон задач, реализуемый в различных видах деятельности

Ценностно-смысловая компетенция Коммуникативно-личностное развитие Мировоззрение, ценности, мотивы, ориентиры дошкольника, самосознание Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятия художественной литературы и фольклора, элементарная трудовая деятельность, конструирование из различных материалов, изобразительная, музыкальная

Общекультурная компетенция Художественно-эстетическое развитие Познание и опыт деятельности в области национальной, региональной, общечеловеческой культуры, основы семейных явлений и традиций. Игровая, коммуникативная, восприятия художественной литературы и фольклора, элементарная трудовая деятельность, конструирование из различных материалов, изобразительная, музыкальная

Учебно-познава-115тельная компетенция Познавательно-речевое развитие Элементы логической деятельности, целеполагание, планирование, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, приёмы решения учебно-познавательных проблем Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, элементарная трудовая деятельность, конструирование из различных материалов

Информационная компетенция Познавательно-речевое развитие Поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение и передача Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Коммуникативная компетенция Коммуникативно-личностное развитие Связные формы речи, рост выразительности речи, умение излагать свои мысли логично, навыки нахождения в группе сверстников, способы речевого взаимодействия с окружающими людьми. Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Ключевые компетенции заложены в задачах разного уровня, предлагаемых педагогами на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. В данной статье предлагается рассмотреть занятие в музее. Музейная педагогика в последнее время становится все более популярной формой педагогических технологий, реализуемых в образовательной среде. Для обучающихся города Москва организована специальная олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» (http://museum.olimpiada.ru), которая позволяет не только расширить кругозор московских школьников, но и реализовать активное развитие познавательной сферы, специфических знаний, а в некоторых случаях повлиять даже на раннюю профессиональную ориентацию школьников.

В этом учебном году оргкомитет олимпиады предложил музеям составить задания для обучающихся дошкольного возраста с целью реализации программы на всех ступенях образования в будущем учебном году. Не многие музеи располагают диапазоном экспонатов, способных заинтересовать все возрастные категории обучающихся. Дети старшего дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей чаще выбирают интерактивные формы взаимодействия с окружающей средой и людьми, нежели какие-то стационарные и неподвижные предметы. Поэтому в дошкольной педагогике чаще будут выбраны музеи с интерактивными экспонатами, которые есть практически во всех крупных музеях г. Москвы. В настоящее

Педагогика

время в редком музее нет интерактивности и нельзя вступить в какое -либо взаимодействие с экспонатом, что активизирует интерес ребенка к предмету.

Также музеи предлагают различные формы занятий. Это могут быть как квест-игры, так и мастер-клас-

сы в специально оборудованных лабораториях. На рисунке 1 девочка старшего дошкольного возраста в составе смешанной группы на мастер-классе в одном из интерактивных музеев в Москве.

Рис. 1. Мастер-класс в интерактивном музее

Квесты также могут предполагать различные формы проведения. Чаще всего данная технология в музее реализуется в последовательное передвижение обучающихся по специальным базам, где дети выполняют задания, позволяющие планомерно добиться поставленной цели. Квесты как форма обучения дошкольников преимущественны тем, что затрагивают все ключевые компетенции дошкольников. Дети находятся в движении, передвигаясь по заданиям квеста, расширяется коммуникативная компетенция, когда дети должны договориться друг с другом и со взрослым,

выполняя задание, ценностно-смысловая компетенция реализуется во время квеста по мере постепенного и планомерного достижения цели путем выполнения небольших заданий. Часто квесты имеют карты, что позволяет максимально раскрыть познавательную компетенцию. На рисунке 2 группа детей выполняет одно из заданий квеста в одном из инетрактивных музеев города Москвы. По прохождении квеста гипсовые отливки, полученные детьми, можно забрать домой, что будет служить своеобразным якорем при формировании универсальных познавательных компетенстностей.

Рис. 2. Выполнение дошкольниками задания квеста

Pedagogy

Таким образом, музейная педагогика с различными формами реализации образовательной деятельности позволяет заложить в задания расширение или формирование ключевые компетенций детей старшего дошкольного возраста. Сформированность ключевых компетенций позволяет говорить о сформированно-сти универсальных познавательных компетентностей детей старшего дошкольного возраста. Интерактивная форма позволяет повысить познавательную актив-

ность детей старшего дошкольного возраста, увеличить интерес к познавательной деятельности, а также развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста. Применение образовательных технологий музейной педагогики также является одним из факторов реализации преемственности дошкольной и начальной ступеней образования.

Примечание: автором получено согласие и разрешение на размещение фотографий.

Литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. - 7-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 2003. - 456 с.

2. Халикова К.К. Сущностная характеристика понятия «универсальные познавательные компетентности» с применением отечественной и зарубежной практики // Инновации, технологии, наука: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 августа 2016 г.). В 2 ч. Ч. 1. - Уфа: МЦИИ Омега СайНс, 2016. - С. 215-219.

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. - 12 декабря 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.