Научная статья на тему 'КВЕСТ-ИГРА «ФОРТ БОЯРД» В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ'

КВЕСТ-ИГРА «ФОРТ БОЯРД» В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактическая игра / собственный опыт / частично-поисковый метод / технология исследования / малокомплектная сельская школа / didactic game / own experience / partially search method / research technology / small rural school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернечкин Иван Александрович

В данной статье рассматривается опыт учителя физики Амурской области по проведению урока «Магнитные явления» в 8 классе. Форма проведения урока квест-игра «Форт Боярд». Апробация задумки производилась в малокомплектной сельской школе. После внесения корректив урок проводился в школах города Благовещенск. Также реализация такой формы урока проводилась при участии автора статьи в конкурсе «Учитель года». Статья содержит в себе методические рекомендации по проведению урока в форме дидактической игры с применением кейс-технологии, технологии исследования и частично-поискового метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is the result of the experience of a physics teacher in the Amur region in conducting the lesson “Magnetic Phenomena” in 8th grade. The form of the lesson is the quest game “Fort Boyard”. The idea was tested in a small rural school. After making adjustments, the lesson is held in schools in the city of Blagoveshchensk. Also, the implementation of this form of lesson was carried out with the participation of the author’s article in the “Teacher of the Year” competition. The article contains methodological recommendations for conducting classes in the form of a didactic game using case technology, technological research and a partial search method.

Текст научной работы на тему «КВЕСТ-ИГРА «ФОРТ БОЯРД» В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ»

4. Исследование ВЦИОМ «Инклюзивное образование в России: отношение, проблемы, перспективы» (30.08.2021). -URL: https://clck.ru/ZRdZc. Дата обращения: 29.10.2023

5. Магалимова, А.Р. Использование платформы VR-разработки Varwin Education в обучении информатике / А.Р. Магалимова, А.Р. Нафикова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2023. - № 1(69). - С. 129-133

6. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников // Вестник Мининского университета. -2021. - Т. 9,№ 3(36). -DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-9

7. Паскова, A.A. Особенности применения иммерсивных технологий виртуальной и дополненной реальности в высшем образовании / A.A. Паскова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2022. -Т. 14, № З.-С. 83-92. -DOI 10.47370/2078-1024-2021-13-2-83-92

8. Перевощикова, E.H. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1(38). - DOI 10.26795/2307-12812022-10-3

9. Фомина, М.В. Исследование готовности преподавателей вуза к реализации инклюзивной образовательной практики с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху / М.В. Фомина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9, № 2(35).

10. Хукаленко, Ю.С. Педагогический потенциал VR-приложения для изучения иностранных языков «VARVARA» / Ю.С. Хукаленко // Информатизация образования и науки. - 2023. - № 3(59). - С. 34-44

Педагогика

УДК 373.1

учитель физики и астрономии, преподаватель кафедры физического и математического образования Чернечкин Иван Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)

КВЕСТ-ИГРА «ФОРТ БОЯРД» В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт учителя физики Амурской области по проведению урока «Магнитные явления» в 8 классе. Форма проведения урока - квест-игра «Форт Боярд». Апробация задумки производилась в малокомплектной сельской школе. После внесения корректив урок проводился в школах города Благовещенск. Также реализация такой формы урока проводилась при участии автора статьи в конкурсе «Учитель года». Статья содержит в себе методические рекомендации по проведению урока в форме дидактической игры с применением кейс-технологии, технологии исследования и частично-поискового метода.

Ключевые слова: дидактическая игра, собственный опыт, частично-поисковый метод, технология исследования, малокомплектная сельская школа.

Annotation. This article is the result of the experience of a physics teacher in the Amur region in conducting the lesson "Magnetic Phenomena" in 8th grade. The form of the lesson is the quest game "Fort Boyard". The idea was tested in a small rural school. After making adjustments, the lesson is held in schools in the city of Blagoveshchensk. Also, the implementation of this form of lesson was carried out with the participation of the author's article in the "Teacher of the Year" competition. The article contains methodological recommendations for conducting classes in the form of a didactic game using case technology, technological research and a partial search method.

Key words: didactic game, own experience, partially search method, research technology, small rural school.

Введение. Регулярные разработки, обновления, а вместе с тем и усложнение уже имеющихся устройств и технологических процессов за последние двадцать лет привели к острой нехватке квалифицированных специалистов инженерных профессий. Сегодня профессионал данной отрасли должен уметь быстро анализировать, систематизировать большой поток информации и решать задачи, требующие знаний по разным дисциплинам. Развитие креативного мышления и его применение к решению технических задач исследовалось многими отечественными учёными: A.M. Уфимцева, М.В. Гомонай, А.Ю. Яковлева - Чернышева и др. [1,2].

Формирование креативного и критического мышления начинается на уроках разной направленности в начальной школе, но профессиональное определение школьники чаще всего совершают в 8-9 классе, когда им открывается весь спектр дисциплин основного общего образования.

Не секрет, что одним из первых предметов в курсе основного общего образования, знакомящих обучающихся с задачами инженерной направленности, является физика.

Физика - наука не только теоритическая, но и практическая. Изложение материала на уроках по данному предмету может быть самым разнообразным: от традиционных форм ведения урока до инновационных [3]. В последнюю категорию входят такие уроки, как уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, КВН, мозговая дуэль и т.д.), уроки, основанные на общеизвестных методах работы в общественной практике (исследование, изобретательство, анализ первоисточников, репортаж и т.д.), уроки в форме публичного выступления (телемост, конференция, аукцион и т.п.), уроки, имитирующие деятельность общественных учреждений (суд, следствие, патентное бюро). По мнению автора, именно такие нестандартные уроки повышают интерес учащихся к изучаемому предмету, развивают у них критическое и креативное мышление.

Изложение основного материала статьи. В Российской Федерации ежегодно проводится мониторинг качества образования учащихся школ (Всероссийские проверочные работы, диагностические работы, экзамены). Согласно статистике, наиболее печально картина складывается в малонаселённых пунктах, где прослеживается ряд проблем: большая нагрузка у учителей, недостаточная укомплектованность школ оборудованием, различия между школами в центре района и на периферии [1].

В данной статье рассматривается опыт учителя физики Амурской области, призёра регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», по проведению урока в 8 классе в форме образовательной квест-игры: школьники становятся участниками телевизионной передачи «Форт Боярд».

Урок был посвящён изучению магнитных явлений. Следует внести некоторые примечания: разработка и проведение урока основывались на небольшом количестве обучающихся в классе (до 10 человек), но незначительная корректировка

урока с сохранением его сути позволила автору статьи апробировать задумку на обучающихся школ города Благовещенска (в класс-комплект входит до 30 учащихся). В данной статье будут изложены методические рекомендации к проведению урока по теме «Магнитные явления» в форме квест-игры именно для малочисленных школ.

Суть телешоу «Форт Боярд» состоит в следующем: команда участников поочередно выполняют задания за строго отведённое время, перемещаясь от одной локации к другой. Задания и загадки для команды в телешоу подготовил старец Фура. Выполнив требования мудреца, участникам даётся ключ-подсказа. Собрав все ключи воедино, можно открыть золотое хранилище.

Для создания антуража учитель может надеть костюм старца. Выполнение данного пункта вызывает удивление и интерес учащихся, так как они сразу понимают нестандартность дальнейшего хода урока.

Роль ключа от хранилища золота выполнял железный ключ от класса (будет необходим в дальнейшем при рефлексии), так как по задумке одинокий старец, встретив гостей в своей крепости, не хотел просто так их отпускать (учитель закрывает класс) и загадал загадку: «От чего у Земли уши растут?» (рис. 1). Ответ на вопрос ученики смогут дать только в конце урока, (реализация технологии проблемного обучения). В действительности учитель может лишь сделать вид, что закрывает дверь класса на ключ и забирает его, так как это запрещается правилами пожарной безопасности.

Для перемещения по классу необходимо расставить парты и стулья таким образом, чтобы они не мешали учащимся двигаться, например, совместить их в центре класса. Такое расположение позволит оптимально организовать групповую форму работы учащихся, необходимую для решения кейсовых заданий.

Перемещение по классу необходимо по двум причинам: во-первых, каждая новая локация - новое свойство магнита, а значит, и новый перечень оборудования (обеспечивается свободное пространство на рабочем месте и отсутствие путаницы в приборах и материалах, необходимых для каждого конкретного опыта), во-вторых, эта альтернатива физкультминутке, соблюдение которой обеспечивает здоровьесберегающее направление на уроках.

Роль ключей-подсказок выполняют детские загадки, распечатанные и приклеенные к бумажным «золотым» ключам. Ответы на загадки указывают учащимся направления от одной локации к другой. Получение бумажного ключа возможно лишь после правильного выполнения задания. В каждом новом месте ученики должны были отыскать шкатулку-сундучок, в которой располагалось оборудование и текст задания к нему. Учащиеся вслух читали задание с указанием времени на его выполнение (важно, чтобы часы находились в зоне прямой видимости учеников), все вместе проделывали опыт, формулировали микровывод, который озвучивали старцу (реализация исследовательской технологии и частично-поискового метода). Кроме того, возможно разделение ролей в команде, если ученики между собой самостоятельно пришли к такому решению (кто-то следит за временем, кто-то читает задание и вывод, кто-то его формулирует и записывает, а кто-то делает опыт). Но при этом учителю следует обращать внимание на вовлеченность каждого учащегося в учебную деятельность и организовывать смену ролей в команде учеников при необходимости.

Перед организацией любой игровой деятельности на уроках следует максимально лаконично и ёмко сформулировать и обговорить с учащимися её правила [5]. Для экономии времени работа учеников фиксировалась не в обычных тетрадях, а в рабочих листах.

Первая шкатулка располагалась непосредственно перед глазами учеников. Им была представлена загадка, ответом которой является «Шкатулка». Так, ученики усвоили правила игры. После открывания ларца школьники достают карточку с заданием для актуализации ранее изученного материала (Необходимо восстановить пропуски в тексте: «Вокруг неподвижных электрических зарядов всегда существует^ В природе есть_ вида зарядов:и. Такие заряды называют. При взаимодействии они, одноимённые же заряды -» [6]).

После каждого правильно выполненного задания ученики получали ключ-подсказку, а в это время учитель цитировал великих людей, чьи высказывания связаны со знаниями (реализация межпредметных связей). Например, Блез Паскаль в своё время сказал: «Случайные открытия делают только подготовленные умы». А затем вносит комментарий: «А вы доказали, что ваши головы готовы к великим открытиям».

После отгадывания следующего места нахождения шкатулки ученики идут к нему (в опыте автора ответом на загадку являлся подоконник), берут сундучок и возвращаются на свои рабочие места. Во второй шкатулке расположен свитоки магнит чёрного цвета. На свитке написан текст: «Это событие произошло более 4 тысяч лет назад, когда греческий пастух по имени Магнус охранял овечье стадо на Крите. Персонаж легенды обнаружил, что металлический наконечник его посоха и гвозди на подошвах сапог притягиваются к большому чёрному камню, на котором он стоял.Этот тип породы стали называть «камень Магнуса» или просто «...». Так, ещё за 2 тысячелетия до нашей эры, люди получили знания о свойствах некоторых камней тянуть к себе железные предметы». Выполнение второго задания позволяет учащимся сформулировать тему и цель занятия (основа уроков по ФГОС - формирование целеполагания).

Рисунок 1. Постановка проблемы

Ответ на следующую загадку приводит учеников к новому месту (в случае автора шкатулка была спрятана в большом цветочном горшке) и к новому заданию: «Как вы поняли, знакомый и незнакомый вам предмет одновременно - это магнит. Поднесите магнит к магнитной стрелке, не касаясь её. Этот опыт свидетельствует о том, что вокруг магнита образуется ... ...». Если у школьников возникают трудности, учителю следует направить учеников к самому первому заданию и провести аналогию между электрическим взаимодействием на расстоянии посредством электрического поля и магнитным взаимодействием за счёт магнитного поля. После этого ученики могут сформулировать определения: магнит - это тело, вокруг которого существует магнитное поле; постоянные магниты - магниты, сохраняющие вокруг себя магнитное поле длительный промежуток времени [61.

Далее следует новый ключ - новая загадка - новое место - новое задание: в шкатулке расположены три магнита разной формы, на которых подписаны полюса S (south)- .. ,,N (Noth), к каждому магниту прикреплена своя карточка-картинка (рис. 2). Путём анализирования и установления общего ученики должны сформулировать названия видов магнитов, их полюсов и взаимодействие друг с другом. Для большей наглядности учитель может обратить внимание учащихся на наличие магнитной стрелки, которая использовалась в предыдущем опыте.

Следующая загадка - последний сундук с оборудованием, но не последнее задание: «Возьмите катушку и поднесите её к магнитной стрелке сначала одной стороной, затем другой. Соедините катушку с батарейкой и снова поднесите к магнитной стрелке. Прикоснитесь металлическим телом к магниту или магнитной стрелке. Подержите небольшое количество времени. Поднесите брусок теперь разными концами к стрелке». При проведении такого опыта катушка может довольно сильно нагреваться, поэтому учителю следует заранее подобрать оборудование так, чтобы ученики не пострадали, а кроме того напомнить учащимся о важности соблюдения техники безопасности на уроках физики. По результатам данного опыта учащиеся делают вывод: магнитное поле создаётся электрическим током и формулируют понятие «намагниченность».

а) Что общего?

Рисунок 2. Задание № 4: установив общее между картинкой и магнитом, сформулируйте название видов магнитов (а - полосовой, б - кольцевой, в - дуговой)

Последний ключ несёт в себе номер страницы в учебнике, на которой изображено магнитное поле Земли (рис. 3). Сравнивая две картинки (рис. 1 и рис. 3), ученики понимают, о каких ушах в самом начале шла речь и почему на рис. 1 изображены именно заячьи уши (из-за их длины: магнитные линии Земли получили название «заячьи уши Земли».

Рисунок 4. Магнитное поле Земли [7]

В качестве рефлексии возможно разыграть сценку: старец достаёт ключ и отпускает его в банку с водой. Учащиеся должны достать ключ, не замочив рук, то есть использовать магнит.

Выводы. В ходе урока обучающиеся узнали, что такое постоянный магнит и каковы его свойства; научились экспериментально выявлять свойства постоянных магнитов. При проведении урока использовались образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: проблемного и исследовательского обучения, кейс-технологии.

Урок проводился по УМК Пёрышкина A.B. в форме квест-игры. Задания и вопросы подобраны соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

Темп урока был весьма динамичным: обучающиеся включались в работу активно. Материал урока оказался для ребят посильным и интересным. Построение образовательного процесса в форме квест - игры позволило организовать индивидуальную и групповую работы, выстроив соотношение деятельности учитель-ученик согласно требованиям реализации личностно-ориентированного подхода в обучении (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

Использовались следующие средства обучения: наглядный материал, лабораторное оборудование, рабочий лист ученика, компьютер, презентация. Такое оборудование можно найти почти в каждой школе.

Литература:

1. Щербакова, Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 107-109

2. Гомонай, М.В. Методы решения инженерных задач как инструмент углубления знаний / М.В. Гомонай,

A.M. Уфимцева // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Образовательные проблемы и современные технологии обучения. - 2010. -№. 3. - С. 57-59

3. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Инновационные подходы к организации научно-исследовательской деятельности университета / А.Ю. Яковлева-Чернышева, A.B. Дружинина, В.П. Алексеев // Концепт. - 2015. - № 4. - С. 16-20

4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006,- 468 с.

5. Ланина, И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя /П.Я. Ланина. -М.: Просвещение, 1995. -224 с.

6. Перышкин, A.B. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / A.B. Перышкин. - М.: Дрофа, 2013. - 237 с.

7. Volkwyn, T.S. Transduction and Science Learning: Multimodality in the Physics Laboratory / T.S. Volkwyn, J. Airey,

B. Gregorcic, F. Heijkenskjöld II Designs for Learning. - 2019. - №11(1). - P. 16-29

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Шарипова Аида Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Казань)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ

ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема конфликтологической подготовки будущих юристов, обусловленная специфическими особенностями профессиональной деятельности. Раскрыты негативные последствия перманентного пребывания юристов в среде конфликта, детерминирующие возникновение апатии, стрессов и других психосоматических заболеваний. В качестве одного из решений данной проблемы в статье предлагается применение программного подхода к формированию конфликтологической готовности будущих юристов позволяющего подготовить студентов юридических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.