Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / инклюзивное образование / исследование / современные технологии / образовательные платформы / virtual reality / inclusive education / research / modern technologies / educational platforms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Назарова Анна Николаевна, Назарова Екатерина Николаевна

В данной статье рассматриваются преимущества и препятствия, связанные с внедрением виртуальной реальности в инклюзивное образование. Исследования российских ученых, рассмотренные в статье, демонстрируют, что виртуальная реальность обладает потенциалом для создания стимулирующей и доступной среды обучения. Необходимость внедрения современных технологий в образование подтверждена данными исследования ВЦИОМ. Для получения дополнительной информации были проанализированы результаты исследования образовательной платформы «Учи.ру». В статье рассмотрены уже созданные и внедрённые в образование инновационные платформы и комплексы виртуальных реальностей. Дана оценка целесообразности внедрения современных приложений дополненной виртуальной реальности, используемой в образовании. Авторы подчеркивают важность виртуальной реальности в продвижении персонализированного обучения, повышения квалификации и эффективной коммуникации в рамках инклюзивного образования. Современные виртуальные технологии удовлетворяют потребности всех обучающихся, независимо от их способностей и индивидуальных особенностей. Кроме того, в статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и образовательные учреждения в процессе интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Назарова Анна Николаевна, Назарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the advantages and obstacles associated with the introduction of virtual reality in inclusive education. The research of Russian scientists reviewed in the article demonstrates that virtual reality has the potential to create a stimulating and accessible learning environment. The need to introduce modern technologies in education is confirmed by the VTSIOM research data. For more information, the results of the study of the educational platform " <url>" were analyzed. The article discusses innovative platforms and virtual reality complexes that have already been created and implemented in education. An assessment of the feasibility of introducing modern applications of augmented virtual reality used in education is given. The authors emphasize the importance of virtual reality in promoting personalized learning, professional development and effective communication within the framework of inclusive education. Modern virtual technologies meet the needs of all students, regardless of their abilities and individual characteristics. In addition, the article discusses the problems faced by teachers and educational institutions in the process of integration.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

имеющийся материал. Все, о чем мы говорили, рассматривая разные составляющие функциональной грамотности школьника, фокусируется в важнейшем результате обучения - у детей воспитываются качества личности, которые обеспечивают ответственность за свою деятельность, поведение, согласованное с правилами нравственности и этики. Это способствует развитию элементов рефлексивных качеств: способность оценить чужое и свое поведение, корректировать его в соответствии с ситуацией, проявлять терпимость. Проявление этих качеств становится универсальным, не зависящим от какой- либо конкретной ситуации. Принципиально важно, что эти качества становятся личностными новообразованиями школьника. Моделирование ситуаций, которые могут возникнуть в повседневной жизни, развивают у обучающихся способность переносить усвоенные знания на конкретные жизненные обстоятельства, возникающие в быту.

Литература:

1. Полещук, Л.В. Формирование функциональной грамотности технологического типа как основы профессионального самоопределения учащихся (на примере учреждений среднего специального образования): диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Полещук Леонид Владимирович. - Минск, 2004. - 259 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Назарова Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества и препятствия, связанные с внедрением виртуальной реальности в инклюзивное образование. Исследования российских ученых, рассмотренные в статье, демонстрируют, что виртуальная реальность обладает потенциалом для создания стимулирующей и доступной среды обучения. Необходимость внедрения современных технологий в образование подтверждена данными исследования ВЦИОМ. Для получения дополнительной информации были проанализированы результаты исследования образовательной платформы «Учи.ру». В статье рассмотрены уже созданные и внедрённые в образование инновационные платформы и комплексы виртуальных реальностей. Дана оценка целесообразности внедрения современных приложений дополненной виртуальной реальности, используемой в образовании. Авторы подчеркивают важность виртуальной реальности в продвижении персонализированного обучения, повышения квалификации и эффективной коммуникации в рамках инклюзивного образования. Современные виртуальные технологии удовлетворяют потребности всех обучающихся, независимо от их способностей и индивидуальных особенностей. Кроме того, в статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и образовательные учреждения в процессе интеграции.

Ключевые слова: виртуальная реальность, инклюзивное образование, исследование, современные технологии, образовательные платформы.

Annotation. This article discusses the advantages and obstacles associated with the introduction of virtual reality in inclusive education. The research of Russian scientists reviewed in the article demonstrates that virtual reality has the potential to create a stimulating and accessible learning environment. The need to introduce modern technologies in education is confirmed by the VTSIOM research data. For more information, the results of the study of the educational platform " <url>" were analyzed. The article discusses innovative platforms and virtual reality complexes that have already been created and implemented in education. An assessment of the feasibility of introducing modern applications of augmented virtual reality used in education is given. The authors emphasize the importance of virtual reality in promoting personalized learning, professional development and effective communication within the framework of inclusive education. Modern virtual technologies meet the needs of all students, regardless of their abilities and individual characteristics. In addition, the article discusses the problems faced by teachers and educational institutions in the process of integration.

Key words: virtual reality, inclusive education, research, modern technologies, educational platforms.

Введение. Интеграция виртуальной реальности в образование открывает многочисленные перспективы для развития инклюзивного обучения. Применение виртуальной реальности в инклюзивном образовании имеет особое значение, поскольку она обладает потенциалом для создания инклюзивной и увлекательной образовательной среды, которая подходит обучающимся с различными способностями.

Виртуальная реальность открывает новые возможности для обучения, обеспечивая индивидуальное образование, оттачивание навыков и расширенную коммуникацию.

Изложение основного материала статьи. В 21 веке, когда общество стремится построить справедливое и равноправное общество, инклюзивность стала неоспоримой необходимостью. Образование, являясь правомв большей степени, чем привилегией, направлено на целостное развитие личности.

По мнению исследователя Мясникова И.Р., инклюзивное образование направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся и содействие социальному равенству, предоставляя равные возможности всем учащимся, в том числе с особыми образовательными потребностями. В России первые инклюзивные школы появились в 1980-х и 1990-х годах, когда в 1991 году в Москве была создана школа инклюзивного образования «Ковчег». В настоящее время примерно треть школ и пятая часть детских садов в России оборудованы для инклюзивного обучения. В Минобразования России сообщили, что в 2021/22 учебном году во многих детских садах, школах и организациях дополнительного образования реализована инфраструктура и ресурсы для инклюзивного образования [6].

Недавнее исследование, проведенное ВЦИОМ в сотрудничестве с Фондом «Обнаженные сердца» и ассоциацией «Аутизм-Регионы», показало, что значительное число родителей в России поддерживают инклюзивное образование. В частности, 63% родителей с детьми школьного возраста и 65% родителей с детьми дошкольного возраста сообщили, что их дети учатся вместе с одноклассниками с особыми потребностями. Кроме того, исследование показало, что 66% россиян положительно относятся к инклюзивному образованию [4].

Чтобы получить дополнительную информацию по этой теме, образовательная платформа «Учи.ру», наряду с проектами «Дети mail.ru» и «Добро mail.ru», провели онлайн-опрос, который включал отзывы учителей и родителей из всех регионов России. Результаты показали, что 25% родителей поддержали концепцию интегрированного обучения со специальными условиями, в то время как 44% остались нейтральными. Однако 18% выразили негативное отношение к инклюзивной модели. Интересно, что 16% респондентов имели личный опыт инклюзии, поскольку у их детей были одноклассники с отклонениями в развитии. Эта цифра представляет собой увеличение на 3% по сравнению с предыдущим годом.

Среди опрошенных учителей средних школ 63% имели предыдущий опыт работы с детьми с ограниченными возможностями, что свидетельствует об уровне знакомства с инклюзивным образованием. Кроме того, подавляющее большинство (79%) опрошенных учителей имели более чем 20-летний опыт преподавания. По словам учителей, 40% доступных форматов обучения ориентированы на инклюзивное образование в их школах.

Интересный результат заключается в том, что среди 1640 респондентов, которые не видели конкретных препятствий для внедрения инклюзивного образования в своих школах, 60% подчеркнули важность развития детей с ограниченными возможностями вместе со своими сверстниками. Они подчеркнули важность воспитания таких качеств, как доброта и терпимость, при этом 57% были уверены, что инклюзия будет способствовать этому, а 56% верили в свою способность эффективно научить детей общаться друг с другом. В целом, эти результаты показывают, что российские образовательные учреждения постепенно создают основу для совместного обучения и способствуют формированию инклюзивного мышления в обществе [3].

Недавние исследования показывают, что учителя интегрируют цифровые технологии в свою повседневную практику, чтобы улучшить обучение и активно вовлекать учащихся в образовательную деятельность. Эти технологические инструменты особенно важны в инклюзивном образовании, поскольку они обеспечивают индивидуальную поддержку учащимся с особыми потребностями. Используя такие ресурсы, как аудиоплееры, говорящие калькуляторы и доступное программное обеспечение, эти учащиеся могут преодолеть трудности в обучении и добиться улучшения академических результатов.

Кроме того, достижения в области технологий постепенно устраняют барьеры, с которыми сталкиваются студенты с ограниченными возможностями. Специализированное оборудование, такое как видеоувеличители, электронные лупы, компьютерные системы Брайля и программы синтеза речи, было разработано для преобразования компьютерной информации в форматы, доступные этим студентам. Эти устройства либо используют остаточное зрение, либо преобразуют зрительные сигналы в слуховые и тактильные сигналы. Кроме того, устройства усиления звука, мультимедийные инструменты и беспроводные аудиотехнологии помогают учащимся с нарушениями слуха в процессе обучения.

Также растущая доступность приложений означает, что учащиеся с ограниченными возможностями теперь могут использовать те же устройства, что и их сверстники, не имеющие инвалидности. Появились такие функции, как преобразование речи в текст, технологии отслеживания глаз, виртуальная реальность и другие приложения, что устраняет необходимость в дорогих специализированных устройствах и делает инклюзивное образование более доступным [9].

Сегодня все смартфоны и цифровые планшеты оснащены вспомогательными технологиями, что устраняет необходимость покупать отдельные приложения для преобразования текста в речь или интеллектуального набора текста. На этих интеллектуальных устройствах легко доступны встроенные функции, такие как подсказки слов и фраз, а также возможность ввода текста с минимальными усилиями. Кроме того, интеллектуальные устройства обеспечивают немедленную обратную связь, используя искусственный интеллект для быстрого анализа и оценки информации. В результате учащиеся, в том числе с ограниченными возможностями, могут эффективно усваивать сложные предметы и

Сочетая индивидуальные и групповые формы обучения, такие как репетиторство, индивидуальное обучение и групповое обучение в группах, оптимизируется образовательный процесс, предлагая студентам множество возможностей для обучения.

Инклюзивное образование, поддерживаемое инновационными технологиями, максимально раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Это также помогает развить навыки самостоятельного обучения и способность обрабатывать информацию.

Посредством творческого общения студенты могут обмениваться знаниями, мыслями и идеями, удовлетворяя свою потребность в самовыражении и саморазвитии. Кроме того, технологии расширяют возможности общения, приближая детей с ограниченными возможностями к обществу и способствуя образованию, культуре, мировоззрению и интеллектуальным способностям, имеющим решающее значение для успешной социализации и интеграции [9].

Виртуальная реальность (VR) - еще одна быстро развивающаяся технология с многочисленными приложениями. Она служит альтернативным средством доступа к компьютерам доя людей, которые сталкиваются с проблемами при наборе текста или активации сенсорного экрана. Виртуальная реальность позволяет людям с ограниченными возможностями легко получать доступ к Интернету, отправлять текстовые сообщения и участвовать в играх. Для студентов, которые испытывают трудности с использованием рук, технология виртуальной реальности предлагает более доступные средства поиска информации, общения и развлечения, как и их сверстники [2].

Российские разработчики добились заметных успехов в области виртуальной реальности. AR Tutor - это интерактивное учебное пособие, использующее технологию дополненной реальности, доступ к которому можно получить со смартфона или планшета. Он предназначен для поддержки социальной адаптации детей с психическими расстройствами путем включения визуальных, слуховых и кинестетических каналов восприятия информации. Это также включает в себя манипулирование смартфоном и тактильные ощущения для улучшения процесса обучения [7].

Кроме того, комплекс виртуальной реальности по физике, разработанный Центром НТИ ДВФУ и компанией Modum Lab, играет решающую роль в изучении и применении на практике таких концепций, как правила левой и правой руки, понимании силы Лоренца и проведении экспериментов Эрстеда и Фарадея. Этот комплекс виртуальной реальности обеспечивает студентам иммерсивную среду обучения, позволяя им эффективно понимать эти концепции и взаимодействовать с ними [1].

Центр НТИ ДВФУ и компания VR Supersonic совместно разработали инновационную платформу «Варвара». Этот инновационный инструмент предлагает прогрессивный метод языковой практики, позволяющий пользователям удобно изучать иностранный язык за партой в школе или дома. Участвуя в ролевых играх в качестве гостей отеля или посетителей ресторана, пользователи могут улучшить свои коммуникативные навыки посредством виртуального взаимодействия [10].

В области образования в области физики и химии MEL Science проводит уроки виртуальной реальности. В сотрудничестве с отечественными и зарубежными университетами MEL Science провела экспериментальные исследования для подтверждения эффективности своего подхода. Они также перевели специальные учебные материалы для своей программы тестирования, позволяющие студентам визуально ощутить природные явления на микроскопическом уровне [1].

Для тех, кто ищет захватывающий и познавательный опыт, приложение R4QUEST предлагает приключение в квест-комнате с использованием технологии дополненной реальности, для игры требуется только смартфон. Дизайн игры предоставляет игрокам возможность учиться на своих ошибках, поскольку они переносятся в разные места, прежде чем вернуться к исходному выбору, что гарантирует успешное выполнение задания [5].

Varwin Education создает экосистему для изучения технологий виртуальной реальности. Эта платформа позволяет пользователям обмениваться мультимедийным контентом и приобретать навыки в профессии будущего «разработчик виртуальной реальности» [5].

Согласно недавнему исследованию, подготовка учителей имеет решающее значение для развития инклюзивности в школах[8]. В исследовании подчеркивается отсутствие четких определений и квалификаций, касающихся технологических навыков учителей и цифровой компетентности. Чтобы способствовать инклюзивности в эпоху цифровых технологий, необходимо осуществлять программы подготовки и переподготовки учителей и культивировать инклюзивную культуру в обществе. Простого обеспечения доступности архитектуры и удаленного доступа к учебным материалам недостаточно для внедрения модели инклюзивного образования. Учителям требуются специальные знания и компетентность.

Примечательно, что в России насчитывается всего 7500 репетиторов для почти полумиллиона детей с ограниченными возможностями. Тьюторская поддержка по-прежнему остается инновационной концепцией в современных российских школах.

Несмотря на заложенную основу для интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях, учителям требуется методическая поддержка и адаптированные учебные планы в соответствии с требованиями инклюзивного образования.

На образовательных платформах для преподавателей доступны различные курсы повышения квалификации. Одним из примеров является, который предлагает бесплатный курс по адаптации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями и трудностями в обучении. Успешное прохождение курса приводит к выдаче утвержденного государством сертификата о повышении квалификации.

Когда дело доходит до доступа к технологиям, не все учащиеся имеют равные возможности, особенно во время дистанционного обучения. Это неравенство должно быть устранено. Крайне важно признать, что на уровень владения технологиями влияют различные обстоятельства. Однако можно предпринять усилия, чтобы сделать приложения более доступными для всех.

Применение технологии виртуальной реальности (VR) в инклюзивном образовании имеет большой потенциал. Технология VR может обеспечить захватывающий и интерактивный опыт обучения, который можно адаптировать для удовлетворения потребностей самых разных учащихся, в том числе людей с ограниченными возможностями. VR может предоставить альтернативную и доступную среду обучения для учащихся с ограниченными физическими возможностями, которые могут столкнуться с ограничениями в физическом мире. Это может создать инклюзивное пространство, где все учащиеся смогут участвовать в образовательной деятельности в своем собственном темпе. VR может одновременно стимулировать различные чувства, предлагая мультимодальный опыт обучения. Он может сочетать визуальные, слуховые и тактильные элементы, чтобы закрепить обучение и улучшить запоминание материала для учащихся с разными стилями обучения. Обучение на основе опыта. VR может моделировать сценарии реального мира и давать учащимся возможность активно участвовать в захватывающем опыте. Это может быть особенно полезно для учащихся, которым необходимы практические возможности обучения. VR может обеспечить индивидуальный и адаптивный опыт обучения, основанный на индивидуальных потребностях и предпочтениях учащихся. Он может предлагать персонализированный контент, темп обучения и методы оценки, позволяя учащимся учиться наиболее подходящим для них способом. VR может облегчить сотрудничество между студентами, предоставляя виртуальные пространства для групповых проектов, дискуссий и социального взаимодействия. Это может помочь учащимся развить социальные и коммуникативные навыки в безопасной и контролируемой среде. Однако при внедрении технологии VR в инклюзивное образование важно учитывать такие факторы, как стоимость, доступность, требования к обучению и этические соображения. Несмотря на наличие проблем, перспективы использования виртуальной реальности для создания более инклюзивной и увлекательной среды обучения многообещающие.

Выводы. Внедрение технологии виртуальной реальности в инклюзивное образование может значительно повысить доступность и обогатить среду обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Виртуальная реальность позволяет создавать индивидуальные образовательные сценарии и задания, учитывающие уникальные потребности каждого обучающегося, что в свою очередь создает возможности для персонализированного обучения и позволяет глубже погрузиться в образовательный контент.

В случае детей с аутизмом или другими расстройствами аутистического спектра виртуальная реальность может помочь в развитии навыков социального и эмоционального общения. Обеспечивая контролируемую и безопасную среду для занятий, она предлагает средства для улучшения навыков межличностного общения.

Реалистичное моделирование физического мира, достижимое с помощью виртуальной реальности, также может способствовать приобретению и совершенствованию практических навыков, без необходимости физического доступа к специализированному оборудованию или физическим помещениям.

Благодаря своим визуальным и интерактивным возможностям виртуальная реальность обладает потенциалом для создания увлекательной и стимулирующей учебной среды, что в конечном итоге повышает мотивацию и вовлеченность обучающихся.

Однако следует признать, что включение виртуальной реальности в инклюзивное образование требует соответствующих инвестиций как в технологии, так и в подготовку учителей, а также в разработку соответствующих программ и контента. Несмотря на эти проблемы, виртуальная реальность имеет потенциал стать неотъемлемой частью инклюзивного образования в будущем, способствуя обеспечению равных возможностей для всех учащихся.

Литература:

1. Аксюхин, A.A. Учебные комплексы виртуальной и дополненной реальности при изучении математики и физики / A.A. Аксюхин // Научно-методические основы формирования функциональной грамотности: теория и практика современной школы: Сборник лучших докладов конференции, Коломна, 24-25 ноября 2022 года. - Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2023. - С. 157-165

2. Ворохобов, A.B. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды / A.B. Ворохобов, Е.В. Плисов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 3(44).

3. Исследование «Учи.ру», «Дети mail.ru» и «Добро mail.ru» на тему инклюзивного обучения (17.08.2022). - URL: https://clck.ru/36GU9z. Дата обращения: 29.10.2023

4. Исследование ВЦИОМ «Инклюзивное образование в России: отношение, проблемы, перспективы» (30.08.2021). -URL: https://clck.ru/ZRdZc. Дата обращения: 29.10.2023

5. Магалимова, А.Р. Использование платформы VR-разработки Varwin Education в обучении информатике / А.Р. Магалимова, А.Р. Нафикова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2023. - № 1(69). - С. 129-133

6. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников // Вестник Мининского университета. -2021. - Т. 9,№ 3(36). -DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-9

7. Паскова, A.A. Особенности применения иммерсивных технологий виртуальной и дополненной реальности в высшем образовании / A.A. Паскова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2022. -Т. 14, № З.-С. 83-92. -DOI 10.47370/2078-1024-2021-13-2-83-92

8. Перевощикова, E.H. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1(38). - DOI 10.26795/2307-12812022-10-3

9. Фомина, М.В. Исследование готовности преподавателей вуза к реализации инклюзивной образовательной практики с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху / М.В. Фомина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9, № 2(35).

10. Хукаленко, Ю.С. Педагогический потенциал VR-приложения для изучения иностранных языков «VARVARA» / Ю.С. Хукаленко // Информатизация образования и науки. - 2023. - № 3(59). - С. 34-44

Педагогика

УДК 373.1

учитель физики и астрономии, преподаватель кафедры физического и математического образования Чернечкин Иван Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)

КВЕСТ-ИГРА «ФОРТ БОЯРД» В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт учителя физики Амурской области по проведению урока «Магнитные явления» в 8 классе. Форма проведения урока - квест-игра «Форт Боярд». Апробация задумки производилась в малокомплектной сельской школе. После внесения корректив урок проводился в школах города Благовещенск. Также реализация такой формы урока проводилась при участии автора статьи в конкурсе «Учитель года». Статья содержит в себе методические рекомендации по проведению урока в форме дидактической игры с применением кейс-технологии, технологии исследования и частично-поискового метода.

Ключевые слова: дидактическая игра, собственный опыт, частично-поисковый метод, технология исследования, малокомплектная сельская школа.

Annotation. This article is the result of the experience of a physics teacher in the Amur region in conducting the lesson "Magnetic Phenomena" in 8th grade. The form of the lesson is the quest game "Fort Boyard". The idea was tested in a small rural school. After making adjustments, the lesson is held in schools in the city of Blagoveshchensk. Also, the implementation of this form of lesson was carried out with the participation of the author's article in the "Teacher of the Year" competition. The article contains methodological recommendations for conducting classes in the form of a didactic game using case technology, technological research and a partial search method.

Key words: didactic game, own experience, partially search method, research technology, small rural school.

Введение. Регулярные разработки, обновления, а вместе с тем и усложнение уже имеющихся устройств и технологических процессов за последние двадцать лет привели к острой нехватке квалифицированных специалистов инженерных профессий. Сегодня профессионал данной отрасли должен уметь быстро анализировать, систематизировать большой поток информации и решать задачи, требующие знаний по разным дисциплинам. Развитие креативного мышления и его применение к решению технических задач исследовалось многими отечественными учёными: A.M. Уфимцева, М.В. Гомонай, А.Ю. Яковлева - Чернышева и др. [1,2].

Формирование креативного и критического мышления начинается на уроках разной направленности в начальной школе, но профессиональное определение школьники чаще всего совершают в 8-9 классе, когда им открывается весь спектр дисциплин основного общего образования.

Не секрет, что одним из первых предметов в курсе основного общего образования, знакомящих обучающихся с задачами инженерной направленности, является физика.

Физика - наука не только теоритическая, но и практическая. Изложение материала на уроках по данному предмету может быть самым разнообразным: от традиционных форм ведения урока до инновационных [3]. В последнюю категорию входят такие уроки, как уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, КВН, мозговая дуэль и т.д.), уроки, основанные на общеизвестных методах работы в общественной практике (исследование, изобретательство, анализ первоисточников, репортаж и т.д.), уроки в форме публичного выступления (телемост, конференция, аукцион и т.п.), уроки, имитирующие деятельность общественных учреждений (суд, следствие, патентное бюро). По мнению автора, именно такие нестандартные уроки повышают интерес учащихся к изучаемому предмету, развивают у них критическое и креативное мышление.

Изложение основного материала статьи. В Российской Федерации ежегодно проводится мониторинг качества образования учащихся школ (Всероссийские проверочные работы, диагностические работы, экзамены). Согласно статистике, наиболее печально картина складывается в малонаселённых пунктах, где прослеживается ряд проблем: большая нагрузка у учителей, недостаточная укомплектованность школ оборудованием, различия между школами в центре района и на периферии [1].

В данной статье рассматривается опыт учителя физики Амурской области, призёра регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», по проведению урока в 8 классе в форме образовательной квест-игры: школьники становятся участниками телевизионной передачи «Форт Боярд».

Урок был посвящён изучению магнитных явлений. Следует внести некоторые примечания: разработка и проведение урока основывались на небольшом количестве обучающихся в классе (до 10 человек), но незначительная корректировка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.