Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликтологическая готовность / образовательная программа / программный подход / студенты юридических вузов / conflictological readiness / educational program / programmatic approach / law students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Аида Дмитриевна

В статье актуализируется проблема конфликтологической подготовки будущих юристов, обусловленная специфическими особенностями профессиональной деятельности. Раскрыты негативные последствия перманентного пребывания юристов в среде конфликта, детерминирующие возникновение апатии, стрессов и других психосоматических заболеваний. В качестве одного из решений данной проблемы в статье предлагается применение программного подхода к формированию конфликтологической готовности будущих юристов позволяющего подготовить студентов юридических вузов к преодолению этих явлений уже на этапе профессиональной подготовки. Дано представление ключевых понятий исследования (программный подход, образовательная программа и др.). Представлена авторская программа учебной дисциплины «Юридическая конфликтология», предназначенная для студентов очного и заочного отделений. В контексте реализуемого содержания, описаны основные разделы данной программы, последовательно раскрывающие студентам юридических вузов сущность и особенности конфликтов в их будущей профессиональной деятельности, а также наиболее эффективные способы выхода из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипова Аида Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article updates the problem of conflictological training of future lawyers due to the specific features of professional activity. The negative consequences of the permanent stay of lawyers in a conflict environment are disclosed, determining the occurrence of apathy, stress and other psychosomatic diseases. As one of the solutions to this problem, the article proposes the use of a programmatic approach to the formation of conflictological readiness of future lawyers, which allows preparing law students to overcome these phenomena already at the stage of professional training. A presentation of key concepts of research (program approach, educational programs, etc.) is given. The author's program of the educational discipline "Legal Conflictology" is presented, intended for students in full-time and correspondence departments. In the context of the implemented content, the main sections of this program are described, consistently revealing to students of law universities the essence and features of conflicts in their future professional activities, as well as the most effective ways to get out of them.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

Последний ключ несёт в себе номер страницы в учебнике, на которой изображено магнитное поле Земли (рис. 3). Сравнивая две картинки (рис. 1 и рис. 3), ученики понимают, о каких ушах в самом начале шла речь и почему на рис. 1 изображены именно заячьи уши (из-за их длины: магнитные линии Земли получили название «заячьи уши Земли».

Рисунок 4. Магнитное поле Земли [7]

В качестве рефлексии возможно разыграть сценку: старец достаёт ключ и отпускает его в банку с водой. Учащиеся должны достать ключ, не замочив рук, то есть использовать магнит.

Выводы. В ходе урока обучающиеся узнали, что такое постоянный магнит и каковы его свойства; научились экспериментально выявлять свойства постоянных магнитов. При проведении урока использовались образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: проблемного и исследовательского обучения, кейс-технологии.

Урок проводился по УМК Пёрышкина A.B. в форме квест-игры. Задания и вопросы подобраны соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

Темп урока был весьма динамичным: обучающиеся включались в работу активно. Материал урока оказался для ребят посильным и интересным. Построение образовательного процесса в форме квест - игры позволило организовать индивидуальную и групповую работы, выстроив соотношение деятельности учитель-ученик согласно требованиям реализации личностно-ориентированного подхода в обучении (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

Использовались следующие средства обучения: наглядный материал, лабораторное оборудование, рабочий лист ученика, компьютер, презентация. Такое оборудование можно найти почти в каждой школе.

Литература:

1. Щербакова, Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 107-109

2. Гомонай, М.В. Методы решения инженерных задач как инструмент углубления знаний / М.В. Гомонай,

A.M. Уфимцева // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Образовательные проблемы и современные технологии обучения. - 2010. -№. 3. - С. 57-59

3. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Инновационные подходы к организации научно-исследовательской деятельности университета / А.Ю. Яковлева-Чернышева, A.B. Дружинина, В.П. Алексеев // Концепт. - 2015. - № 4. - С. 16-20

4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006,- 468 с.

5. Ланина, И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя /И.Я. Ланина. -М.: Просвещение, 1995. -224 с.

6. Перышкин, A.B. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / A.B. Перышкин. - М.: Дрофа, 2013. - 237 с.

7. Volkwyn, T.S. Transduction and Science Learning: Multimodality in the Physics Laboratory / T.S. Volkwyn, J. Airey,

B. Gregorcic, F. Heijkenskjöld II Designs for Learning. - 2019. - №11(1). - P. 16-29

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Шарипова Аида Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Казань)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ

ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема конфликтологической подготовки будущих юристов, обусловленная специфическими особенностями профессиональной деятельности. Раскрыты негативные последствия перманентного пребывания юристов в среде конфликта, детерминирующие возникновение апатии, стрессов и других психосоматических заболеваний. В качестве одного из решений данной проблемы в статье предлагается применение программного подхода к формированию конфликтологической готовности будущих юристов позволяющего подготовить студентов юридических

вузов к преодолению этих явлений уже на этапе профессиональной подготовки. Дано представление ключевых понятий исследования (программный подход, образовательная программа и др.). Представлена авторская программа учебной дисциплины «Юридическая конфликтология», предназначенная для студентов очного и заочного отделений. В контексте реализуемого содержания, описаны основные разделы данной программы, последовательно раскрывающие студентам юридических вузов сущность и особенности конфликтов в их будущей профессиональной деятельности, а также наиболее эффективные способы выхода из них.

Ключевые слова: конфликтологическая готовность, образовательная программа, программный подход, студенты юридических вузов.

Annotation. The article updates the problem of conflictological training of future lawyers due to the specific features of professional activity. The negative consequences of the permanent stay of lawyers in a conflict environment are disclosed, determining the occurrence of apathy, stress and other psychosomatic diseases. As one of the solutions to this problem, the article proposes the use of a programmatic approach to the formation of conflictological readiness of future lawyers, which allows preparing law students to overcome these phenomena already at the stage of professional training. A presentation of key concepts of research (program approach, educational programs, etc.) is given. The author's program of the educational discipline "Legal Conflictology" is presented, intended for students in full-time and correspondence departments. In the context of the implemented content, the main sections of this program are described, consistently revealing to students of law universities the essence and features of conflicts in their future professional activities, as well as the most effective ways to get out of them.

Key words: conflictological readiness, educational program, programmatic approach, law students.

Введение. Конфликт является неотъемлемой частью деятельности юриста, особенно в условиях состязательности судебных процессов. Но, несмотря на важность и необходимость понимания конфликта в юридической сфере, часто его рассматривают исключительно с негативной стороны, поскольку конфликт, по своей сути, имеет только деструктивную направленность и способен разрушить условия, в которых он возникает. Специфика конфликтной ситуации в юриспруденции обусловлена выполнением (осуществлением) или нарушением соответствующих норм права, а, следовательно, возникновением, изменением или прекращением правовых отношений между физическими или юридическими лицами [9].

Исследования последних 40 лет подтверждают, что юридические конфликты представляют серьезную угрозу для здоровья его участников [10]. Эмоциональный стресс и негативные состояния, вызываемые юридическими конфликтами, могут привести к психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям, включая хронические.

Постоянное пребывание юристов в напряженной психологической атмосфере, создаваемой субъектами судебных процессов, оказывает отрицательное влияние на их психическое и физическое состояние. Особый ущерб от конфликтов получают работники правоохранительных органов, так как их деятельность полностью связана с разрешением разнообразных конфликтных ситуаций, возникающих между гражданами. Каждый инцидент нарушения права требует от сотрудников полиции незамедлительной реакции, что часто само по себе является источником конфликта [3].

Именно поэтому разработка и внедрение специализированных образовательных программ, направленных на развитие конфликтологической готовности будущих юристов, является актуальным и значимым направлением в профессиональной

Изложение основного материала статьи. Анализ, научной литературы позволяет говорить о том, что развитие готовности будущих юристов к конфликтам в рамках их профессиональной подготовки ограничено программным содержанием вузовского образовательного процесса. В свете этого была разработана и внедрена образовательная программа, цель которой заключается в развитии готовности будущих юристов к участию в конфликтологических ситуациях путем использования различных методов и форм педагогической деятельности и занятий, которые охватывают определенный объем знаний в области конфликтологии.

Стоит отметить, что в педагогике уже давно применяется программный подход (иногда называемый программно-целевым), который является способом управления учебно-воспитательного процесса, заключающемся в определении главных целей образовательного учреждения, разработке образовательных программ для достижения конкретных задач и постепенном вовлечении всех участников педагогического процесса в программно-целевую деятельность на основе добровольности и заинтересованности [2].

Программный подход включает четкое определение целей, разработку программ для достижения поставленных целей, выделение необходимых ресурсов и формирование групп или лиц, ответственных за выполнение программ. Цели представляют собой желаемую ситуацию, в которую педагогическая система должна перейти через определенный период времени после решения ряда образовательных проблем. В связи с этим, уже на этапе постановки цели создается обобщенная модель будущей образовательной программы. Затем рассматриваются альтернативные варианты решения той или иной педагогической проблемы, и происходит выбор ее окончательного оформления.

Образовательная программа - это набор основных характеристик образования, представленный в виде учебного плана, календарного графика учебных занятий, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей и других компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9, статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

Основными этапами разработки разделов образовательной программы являются:

1. Выбор названия.

2. Определение названий разделов и общего бюджета времени, выделенного на их изучение.

3. Составление плана изучения разделов образовательной программы по календарю и тематике.

4. Подготовка списка рекомендуемой литературы.

5. Разработка заданий для самостоятельной работы студентов.

6. Подготовка тестов или контрольных вопросов для промежуточного оценивания по разделам образовательной программы.

Следуя данной логике, в нашем исследовании основной целью разработки образовательной программы «Юридическая конфликтология» являлось овладение будущими юристами системой конфликтологических знаний, умений и навыков, с учетом их индивидуальных и профессиональных качеств.

В процессе изучения программы студенты должны были получить ясное представление о том, что представляет собой юридическая конфликтология, и понять ее место в системе гуманитарных наук, освоить теоретические основы, основные принципы, категории и понятия юридической конфликтологии, а также основные задачи по профилактике конфликтных ситуаций в современном мире.

Образовательная программа «Юридическая конфликтология» знакомит студентов с общими принципами теории конфликта, различными конфликтными ситуациями в правовой сфере, способами выхода из конфликта, переговорами и посредничеством.

Реализация образовательной программы осуществлялась с помощью комплексного и системно-проблемного изучения конфликтных явлений и процессов, их причинно-следственных связей, противоречий и тенденций, а также анализа их последствий в современной практике государственного управления. Курс «Юридическая конфликтология» был доступен для изучения во втором семестре первого курса на дневном отделении и в первом семестре первого курса на заочном отделении. Перед началом изучения данного курса студентам рекомендовалось ознакомиться с основами анализа научной литературы по конфликтологии, а также с общеправовыми категориями.

Трудоемкость дисциплины для очного отделения составляла 2 зачетные единицы или 72 часа, из которых 29 часов представляет собой контактную работу студентов с преподавателем (14 часов лекций, 14 часов семинаров и 1 час самостоятельной работы) и 43 часа отведено для самостоятельной работы студентов.

Первый раздел образовательной программы направлен на введение студентов в понятие, цели и задачи конфликтологии, а также на изучение предмета и методологии современной конфликтологии. В данном разделе комплексно рассматривается роль конфликтологии в системе научных знаний и ее специфика в изучении конфликтов в различных областях знаний. Особое внимание уделяется предмету юридической конфликтологии, ее определению и анализу сферы применения, достаточно подробно раскрываемые в различных источниках [8, 11 и др.]. Также в данном разделе программы дается представление о методологии и системе методов, используемых в рамках юридико-конфликтологических исследований.

Во втором разделе программы «Юридическая конфликтология» освещаются понятие и характеристика социального конфликта, как в узком, так и в широком смысле. Занятия по данному разделу включали разъяснение отличий между юридическими конфликтами и смежными понятиями, такими как юридическое противоречие, юридическая коллизия, юридический спор, правонарушение, а также различные формы юридических конфликтов. Изучение студентами точных определений различных терминов конфликтологии позволяют четко определить в правовой сфере прямо противоположные стороны юридического противостояния, (субъекты конфликта и участники), а также более точно охарактеризовать возникающие между ними отношения и их правовой статус [4].

Третий раздел программы представлял студентам понятие о функциях конфликта. В нем рассматривалась функциональная направленность конфликта в правовой сфере, а также положительные и отрицательные изменения, вызванные юридическим конфликтом. В этом же разделе раскрывалась роль конфликтов в обществе, и особое внимание уделялось информационной, динамической, конструктивной и деструктивной функциям конфликта.

В четвертом разделе программы обсуждается типология и классификация юридических конфликтов. В нем анализируется многообразие типов конфликтов и их классификация по субъектам, сферам жизни общества и сферам жизнедеятельности людей. Также изучаются явные и латентные, конструктивные и деструктивные, горизонтальные и вертикальные конфликты, их сочетание и последствия. Цель данного раздела программы состояла в формировании у студентов глубокого понимания конфликтологии, ее основных понятий и принципов.

В разделе 5 образовательной программы представлен материал о пространственных и временных границах правового спора. Обсуждается и поясняется динамика правового конфликта, а также вопросы, связанные с его происхождением, развитием, изменением и завершением. В нем подробно рассматриваются фазы конфликта, подчеркиваются предконфликтный, конфликтный и постконфликтный уровни динамики конфликтного состояния. Основное внимание практических занятий в этом разделе уделялось предконфликтному этапу динамики правового конфликта в его смешанной или переходной форме, от ранних стадий конфликта к завершению и завершению.

В шестом разделе учебной программы подчеркивается необходимость структурного анализа правового конфликта и определения его элементов: субъекта, объекта, субъективной стороны, объективной стороны. Здесь дифференцируются определения «участника» и «субъекта» конфликта, в том числе: тех, кто его инициировал, тех, кто его организовал, тех, кто возражал против него, тех, кто был его свидетелем или согласился с ним, тех, кто выступает посредником и оценщиком и другие. Более подробно в разделе рассмотрены объективная сторона конфликтных отношений и особенности конфликтных действий, их взаимообусловленность, различные поведенческие формы противостояния.

В седьмой части программы студенты знакомились со связью между понятиями «управление», «урегулирование», «разрешение» и «завершение» конфликта. Юридическое вмешательство предполагает применение различных средств контроля при управлении правовыми спорами, таких как прямое или косвенное влияние на поведение противоборствующих сторон. Практические занятия этого раздела были сосредоточены на разработке технологий разрешения юридических конфликтов и разрешения конфликтов в правовой сфере.

Раздел VIII программы посвящен порядку применения форм юридического разрешения споров и разрешения конфликтов. Как отмечает Д. Магтымгулыев, в современной юриспруденции не проводился достаточный анализ закономерностей возникновения и методов разрешения конфликтов в правовой сфере, поэтому не были разработаны эффективные способы урегулирования юридических конфликтов, что препятствует адекватному принятию мер по предотвращению конфликтных состояний между сторонами конфликта [6]. На занятиях по данному разделу переговоры рассматриваются как способ урегулирования правового вопроса и технических особенностей переговорного процесса, поскольку служат средством разрешения правового конфликта. Рассмотрены стратегия и тактика переговоров, а также конкретные этапы переговорного процесса, включая подготовку, управление, анализ и реализацию переговоров и соглашений. Отдельно анализируется исследование претензионного порядка разрешения споров и его правовое регулирование претензионного порядка [7].

Последний раздел образовательной программы посвящен предотвращению юридических споров. Здесь изучается тема предотвращения конфликтов и способы ее предотвращения, дается представление об этапах, уровнях и типах профилактической работы, достаточно полно изложенных в работах A.B. Литвинова, П.Н. Хабибулина [5].

В целом, реализация образовательной программы была основана на применении традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий, которые в совокупности составляют основу образовательного процесса. В рамках традиционных образовательных технологий применялись лекции и семинарские (практические) занятия.

Лекции были направлены на освоение основ теоретических знаний в области юридической конфликтологии, которая впоследствии развивает соответствующие навыки и умения, позволяет студентам сконцентрироваться на сложных и важных темах, и способствует самостоятельной активной познавательной деятельности. Весь лекционный курс под руководством специалиста в основном был предназначен для того, чтобы помочь студентам разобраться в ключевых аспектах юридической конфликтологии и организовать самостоятельную работу на протяжении всего периода обучения.

Наш опыт показывает, что для эффективного освоения разработанной программы важно, чтобы лекции имели гармоничную связь между простым изложением и стимулирующим высокотеоретическим содержанием. При этом занятия в

семинарском формате должны быть структурированы в соответствии с целью, содержанием занятия и учитывали двусторонний характер процесса обучения, который предполагает совместную работу преподавателя и студентов.

В тоже время все большее распространение в ходе проведения занятий получают активные и интерактивные формы образовательного процесса и современные информационные образовательные технологии используемые для активизации работы студентов в информационно-образовательной среде за счет активизации их самостоятельной деятельности [1]. Именно поэтому помимо проведения лекций и семинаров, образовательная программа также предоставляла возможности для интерактивных методов обучения, которые включали в себя мозговые штурмы по таким темам, как правовые исследования и исследования конфликтов, а также совместную работу в небольших группах над исследовательскими проектами, участие в игровых играх и проведение обсуждений за круглым столом по стратегиям выхода из конфликтов.

Для практических занятий в форме обучающих и интерактивных игр была необходима детальная подготовка, когда за две недели перед занятием студенты должны были получить знания, освоить сценарий и протокол игры, сформулировать запросы и генерировать собственные инновационные идеи.

В ролевых играх педагог задавал ориентиры ведения дискуссии, такие как определение тем, изучение состава конфликта, его динамики (этапов, фаз), осуществлял выбор лидеров, которые возглавили рабочие группы и т.д.

Для нас было важно, чтобы студенты не ограничивали свое обучение лекциями по данной дисциплине и занимались самостоятельным изучением научной литературы и практических материалов по юридической конфликтологии. Поэтому ряд тем, не вошедших в курс лекций, были предложен для самостоятельного изучения, в ходе которого студенты использовали монографическую литературу и научные периодические издания для чтения, а затем, формулировали конкретные вопросы для аудиторных занятий.

В результате освоения образовательной программы студент должен знать эволюцию научных представлений конфликтах, ключевые тенденции их развития в правовой сфере, а также основные инструменты анализа и регулирования правовых конфликтных ситуаций. С целью проверки различных аспектов знаний, глубины понимания материала и способности применять полученные знания к анализу юридической практики в российском обществе выполнялись контрольные задания по изученной программе.

Одним из рекомендуемых методов оценки учебных достижений студентов может явиться использование критериально-ориентированного тестирования. Этот вид тестирования включает в себя разнообразные задания, часть из которых представлена в закрытой форме, где необходимо выбрать один или несколько правильных ответов. Также в тестировании присутствовали задания открытой формы с формализованными ответами и задания на определение правильного порядка, предполагающие установление соответствия между логическими элементами теста.

Выводы. Специфика конфликтологической подготовки студентов юридических вузов определяется тем, что она является безусловным элементом профессиональной подготовки и тесно связана с коммуникативной и организаторской деятельностью юриста.

Сущность конфликтологической подготовки студентов заключается в том, что, во-первых, происходит формирование нового профессионально-личностного образования (конфликтологической готовности), во-вторых, расширяется профессиональная характеристика выпускника вуза, отражающая успешное завершение очередного этапа профессиональной подготовки и сформированную установку и способность к решению профессиональных задач по диагностике, профилактике и разрешению конфликтов.

Таким образом, реализация программного подхода к формированию конфликтологической готовности будущих юристов позволила сформировать личностные качества студентов, необходимые для дальнейшего выполнения ими выполнения профессиональных функций, а также овладеть практическими умениями, позволяющими реализовать знания о конфликте, как в своем поведении, так и в ходе общения с конфликтующими субъектами.

Литература:

1. Аппакова-Шогина, Н.З. Потенциал тренинга как активной формы обучения в курсе «конфликтология» / Н.З. Аппакова-Шогина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. - С. 13-15

2. Бисембаева, А.К. Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов / А.К. Бисембаева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4,- С. 147-154

3. Грущенко, Е.Е. Влияние конфликтов на уровень мотивации персонала / Е.Е. Грущенко // Научные известия. -2020. -№ 18.-С. 45-48

4. Золотарев, К.В. Участники и субъекты юридического конфликта: теоретико-прикладное исследование / К.В. Золотарев // Вопросы российского и международного права. - 2016. - № 3. - С. 205-212

5. Литвинова, A.B., Хабибулина П.Н. Современные направления психологической профилактики межличностных конфликтов / A.B. Литвинова // Аллея науки. - 2020. - № 2 (41). - С. 202-205

6. Магтымгулыев, Д. Разрешение юридического конфликта / Д. Магтымгулыев // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 9 (26). - С. 219-220

7. Никитина, Е.А. Стратегии поведения в конфликтах и ценностные ориентации на разных этапах профессионализации / Е.А. Никитина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. -2018. - Т.8. - № 4 (29). - С. 200-213

8. Сабуров, Е.А. К вопросу о понятии правового конфликта / Е.А. Сабуров // Вопросы российского и международногоправа,-2020. - Т. 10.-№ 1-1.-С. 236-244

9. Турсунбаева, Н.С. О юридической конфликтологии и ее развитии / Н.С. Турсунбаева // Бюллетень науки и практики. -2021,-Т. 7. -№ 12.-С. 283-288

10. Устинов, И.Ю. Судебный стресс / И.Ю. Устинов // Территория науки. - 2014. -№ 5,- С. 169-175

11. Худойкина, Т.В. Юридическая конфликтология как научное направление: вопросы методологии / Т.В. Худойкина // Глобальный научный потенциал. - 2017.-№ 11 (80). - С. 104-106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.