КУЗНИЦА ЦЕННЫХ КАДРОВ
М
еждународная репутация и престиж Белорусского национального технического университета сформированы во многом благодаря выдающимся выпускникам, которые стали министрами, директорами промышленных предприятий, руководителями научно-исследовательских и учебных заведений, главными архитекторами городов и главами администраций регионов. Для большинства из них обучение в университете стало залогом карьерного роста и преуспевания на трудовом поприще. Мы попросили именитых людей вспомнить о годах учебы в БНТУ и рассказать о роли вуза в формировании специалиста и личности.
Виталий Вовк,
выпускник
автотракторного факультета 1984 г., генеральный директор Минского тракторного завода
В Белорусском национальном техническом университете я учился на автотракторном факультете по специальности «Автомобили» и всегда мечтал работать на автомобильном заводе. Мне повезло: в БНТУ преподавали первоклассные педагоги, которые, как говорится, «пели предметом». Имена многих помню до сих пор, потому что они все силы отдавали подготовке молодых специалистов. Причем не просто читали лекции - они учили нас творить, работать с литературой, заниматься самоподготовкой, воспитывали желание и стремление постоянно самообразовываться. Этим я занимаюсь по сей день.
Чрезвычайно важно, чтобы в самом начале профессионального пути рядом были наставники, которые не только научат, но и по-хорошему «заразят» предметом, профессией. Для этого, конечно, нужна тесная связь образования с производством. Ведь одно без другого не бывает. Успешная, на мой взгляд, практика - это организация совместных кафедр, общие усилия по подготовке специалистов и их профильная ориентация.
Образование должно быть престижным настолько, чтобы за молодым специалистом сразу же после окончания вуза выстраивалась очередь из работодателей. Тогда и вуз усилит свои позиции. В этом плане учебные заведения должны более тесно сотрудничать с крупнейшими отечественными предприятиями, в том числе по укреплению материально-технической базы университетов.
Самое главное, что в нашей стране сохранилась многоступенчатая система подготовки кадров. Тот же БНТУ имеет в своем составе и лицей, и колледж, и институт повышения квалификации и переподготовки кадров. И это очень важно, ведь не всем нужно высшее образование - кому-то достаточно и среднего специального. Дело вовсе не в том, где ты учился, а в том, стал ли ты профессионалом. Взять, к примеру, образование инженера-конструктора тракторостроения. Я за то, чтобы оно осуществлялось по такой схеме: 3-4 года - базовое инженерное, 2-3 года - специальное. Ведь конструктором может быть далеко не каждый - тут без таланта не обойтись. Другое дело, что для выявления этого таланта понадобится время, например, несколько курсов университета, практика, в течение которой студент сможет определиться с выбором профессии. Дальше будущим конструкторам нужно преподавать больше специальных дисциплин. А тех, у кого нет склонности к этой профессии, можно объединить в группу и начать готовить руководителей конструкторских бюро. И это уже другой объем знаний: больше психологии, теории организации производственных процессов, поскольку они будут работать прежде всего с людьми. Но в любом случае молодые люди после учебного заведения должны приходить на рабочие места готовыми специалистами, а не приобретать квалификацию в процессе трудовой деятельности. Сегодня же все получают в основном одинаковое образование: и конструкторский состав, и организаторы производства, а реальную специализацию приобретают только на заводе.
И еще: было бы правильно, если бы отраслевая наука существенно не отличалась от науки академической. И чтобы ученые степени присваивались по совокупности работ - не только за подготовку диссертации, но и за создание новых инновационных разработок.
Сейчас как руководителя одного из крупнейших промышленных предприятий полного цикла меня интересуют абсолютно все специальности, которые есть в БНТУ. Все они востребованы на Минском тракторном заводе.
Благодаря МТЗ Беларусь по праву можно назвать одним из лидеров мирового тракторостроения. Каждые девять из десяти тракторов, сошедших с конвейеров на территории СНГ, изготовлены на нашем заводе. Программными документами, задающими тон нашей работе, являются Концепция инвестиционного и инновационного развития и Стратегия развития холдинга «МТЗ-ХОЛДИНГ» до 2030 г. Основная цель, которая ставится на перспективу, - производство высококачественных, надежных, экономичных сельскохозяйственных тракторов, а также лесных, шахтных, погрузочно-разгрузочных машин и продукции строительного, дорожного и коммунального машиностроения. Мы планируем создать беспилотный трактор, увеличить долю присутствия на освоенных рынках сбыта, выйти на новые и обеспечить долю инновационной продукции до 50% в общем объеме реализации.
Достичь поставленных целей планируем в несколько этапов. На первом предполагается модернизация заготовительного, механообрабатывающего и холодноштамповочного производства, а также транспортно-складского хозяйства. На втором -строительство склада запчастей и тракторокомплек-тов. Также прорабатывается организация литейного процесса мощностью 400 тыс. т чугунного и 200 тыс. т стального литья в год. На площадке Минского завода шестерен будет организовано современное кузнечно-штамповочное производство с применением системы EPC (инжиниринг, поставки, строительство) мощностью 200 тыс. т паковок в год. Запланирована модернизация механообрабатывающего и термического цехов МТЗ и МЗШ.
Кроме того, в планах на обозримую перспективу -внедрить систему, объединяющую функции CAD-, CAM-, CAE-, PDM-систем. Она будет включать ведение конфигурируемых электронных моделей тракторной техники; проектирование ID-моделей и под заданную стоимость; формирование конструктор-ско-технологической документации из электронной 3D-модели изделия; проведение виртуальных
испытаний; создание управляющих программ для станков с ЧПУ.
Но все наши планы останутся только планами, если некому будет воплощать их в жизнь. Заводу нужна молодая сила, ведь именно она вместе со знаниями и опытом среднего и старшего поколений способна вывести предприятие на новый уровень развития и быть неизменным двигателем прогресса. И здесь переоценить значение системы образования тяжело - практически невозможно.
От многотысячного коллектива «МТЗ-ХОЛ-ДИНГА» и себя лично поздравляю Белорусский национальный технический университет с юбилеем. Накопленные педагогические знания, навыки и творческий потенциал позволяют коллективу БНТУ достигать высоких результатов как в образовательной, так и научной деятельности. А выпускники достойно представляют вуз своими трудовыми достижениями. Минский тракторный завод гордится давним плодотворным сотрудничеством с университетом. Убежден, что совместными усилиями мы сможем сделать еще больше для того, чтобы белорусское машиностроение уверенно занимало лидирующие позиции не только на отечественном, но и на мировом рынке.
Павел Мариев,
выпускник
машиностроительного факультета 1972 г., доктор технических наук, Герой Беларуси, заслуженный работник промышленности Республики Беларусь, член наблюдательного совета БелАЗа
- Я - студент и выпускник заочного отделения Белорусского политехнического института. С выбором специализации долго определяться не пришлось: до поступления в вуз я уже сформировался как специалист, инженер-механик. В свое время я окончил Ярославский автомеханический техникум, и к этому моменту имел почти 10-летний опыт работы на Ураль-
ском и Белорусском автозаводах, возглавлял техническое бюро механического цеха БелАЗа, где работало несколько инженеров. Но в то же время я постоянно ощущал нехватку теоретической подготовки, необходимой для принятия важных для завода решений. Именно это меня и подтолкнуло к тому, чтобы дополнить среднее техническое образование высшим. Должен сказать, что в итоге я получил необходимые знания, обучаясь в течение 6 лет заочно. Особенно важной для меня была теоретическая механика, детали машин, технология и организация машиностроительного производства.
Институт славился своим профессорско-преподавательским составом. Например, возглавлял вуз академик Петр Ящерицын, специализировавшийся на технологии машиностроения. Нам преподавали такие видные ученые, как академик Олег Роман - крупный специалист в порошковой металлургии, член-корреспондент Игорь Цитович, который заведовал кафедрой «Автомобили». Мы ловили каждое слово наших именитых учителей. У них можно было получить знания самого высокого уровня, особенно по спецпредметам, поскольку все они были практиками, обладали глубоким пониманием производства и его организации. Они смогли создать хорошую образовательную основу, которую затем совершенствовали их последователи. Не случайно БНТУ занимает прочное место в мировой элите технических вузов.
Так как я учился без отрыва от работы, вопрос, как опробовать свои знания в реальном производстве, для меня решался просто. Но и для тех, кто посещал дневное отделение, упор также делался на связь образования и практики - таков принцип работы в институте. В те годы как раз начала формироваться инновационная среда Политехнического. Сегодня научно-исследовательская часть, которая включает в себя сеть лабораторий, есть на каждом факультете. Студенты выполняют практические работы под руководством высокоэрудированных аттестованных специалистов - кандидатов, докторов
технических наук. Кроме того, есть филиал БНТУ «Опытный завод «Политехник», где можно апробировать и изготовить образцы по своим разработкам. Работает и научно-технологический парк «Политехник», кстати, первый университетский технопарк в Беларуси, где студенты могут реализовать путь от идеи до реального продукта. Заключались договора с предприятиями для проведения производственной практики, что в целом формировало систему связи с ними. Этот принцип отражен в девизе вуза: «Образование, наука, производство». Важно эту работу не останавливать. На мой взгляд, усилить ее могло бы более активное создание совместных научно-исследовательских лабораторий с предприятиями. За этим будущее: здесь и оттачивание практических навыков выпускников, и решение задач, стоящих перед заводами.
Работая над дипломом, я увлекся только зарождающимся тогда направлением - использованием в мелкосерийном и серийном производстве гибких, переналаживаемых линий на основе станков с ЧПУ. Этот подход у меня и был реализован в дипломном проекте. А затем мне представилась возможность на заводе продолжить эту работу и практически первым на пространстве всего СССР создать отдельный цех станков, основанный на этом принципе. Он существует и сегодня, позволяя предприятию - БелАЗу, на котором я отработал без малого 50 лет, - осуществлять подготовку производства новых образцов техники в самые сжатые сроки. После я был назначен заместителем главного технолога по этому направлению, затем начальником отдела станков с ЧПУ, где объединялось и производство, и инженерная подготовка - тогда это был новый подход в организации машиностроительных предприятий. Он позволил в короткие сроки поста-
вить на поток 75-тонные самосвалы. Этот успех был замечен, и меня назначили заместителем главного инженера с прицелом на то, чтобы гибкие технологии распространились не только на механическую обработку, но и на все другие технологические процессы предприятия - сварочное производство, прессовое и так далее. Здесь тоже были определенные успехи, после чего я стал главным инженером и проработал в этой должности 13 лет. Все это время на БелАЗе шло развитие и создание новых моделей уже с использованием гибких технологий. Цифровые технологии зарождались на этапе проектирования и распространялись на все этапы производства. Что касается моих диссертаций, то их темы подсказала сама жизнь. Будучи главным инженером, я начал посещать карьеры и видел, что есть закономерности износа отдельных деталей, узлов техники. Это меня заинтересовало, появилась тяга к исследованиям. И кандидатскую я защитил по теме «Долговечность несущих конструкций карьерных самосвалов», а затем эта тема была продолжена и развита в докторской. В 1992 г. мне предложили возглавить БелАЗ, и в этой должности я проработал 15 лет. Завод после развала СССР не просто сумел выжить, а и развивался, его продукция стала брендом карьерной техники, известным во всем мире.
Несомненно, белорусское машиностроение имеет высокий уровень и очень широкую направленность. Тут предприятия и автомобилестроения, и тракторостроения, и производство сельхозмашин, и станкостроение. Отрадно отметить, что за последние годы у нас появилось легковое автомобилестроение. Идет постоянное развитие потенциала: обновляется продукция, открываются новые заводы - как государственной формы собственности, так и частные. Показательный пример последних - завод «Этон» в Жодино, где совместно с МАЗом налажено производство троллейбусов с автономным ходом. Это очень востребованное направление. Важно, что сегодня машиностроение преобразуется не только с технической точки зрения, но и организационно. Появились холдинги, хотя при их создании, на мой взгляд, стоило бы уделять больше внимания специализации участников и не объединять непрофильные предприятия. Что же касается влияния БНТУ на отрасль, то на примере БелАЗа я хотел бы отметить, что заслуга ученых Политехнического в части научного сопровождения и разработки отдельных новых тем велика. Без этой надежной помощи в расчетах, решении сложных задач, разработке новых материалов и технологий мы не смогли бы создать уникальную крупногабаритную продукцию.
Тимофей Пецольд,
выпускник
строительного факультета 1958 г., заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор технических наук, профессор
В 30-е гг. на строительном факультете БПИ окончательно сформировалась специальность «Промышленное и гражданское строительство», а кафедра «Строительные конструкции» стала выпускающей. Подготовка инженера-строителя требовала изучения большого объема дисциплин: начертательной геометрии, теоретической механики, сопромата, строительной механики, архитектуры, строительных конструкций, оснований и фундаментов, строительных материалов и т.д. Их разработку и чтение кафедры факультета организовывали в единый учебный процесс. Он постоянно совершенствовался, открывались новые специализации, вводились новые образовательные предметы и технологии, в том числе и цифровые возможности проектирования.
Я имел возможность оценить уровень подготовки студентов нашего университета по сравнению с вузами Германии, Чехии, Польши. Мы даем более глубокие знания и формируем инженера-строителя с практическими навыками и хорошим кругозором, владеющего современными компьютерными технологиями. За этим стоит высокопрофессиональный профессорско-преподавательский коллектив и развитая современная материально-техническая база. Выпускники строительного факультета - специалисты высокого класса, которые профессионально выполняют свою работу на объектах страны, возглавляют научные и проектные институты, стройтресты, министерства, работают директорами заводов, деканами факультетов, заведующими кафедрами и т.п.
Студентом этого легендарного факультета я стал в 1953 г. и через 5 лет получил диплом инженера ПГС.
В период учебы в институте играл за сборную БССР в водное поло, увлекался плаванием, выступал за сборную республики и по этому виду спорта, но основной упор делал все же на учебу. Талантливый ученый и организатор науки доцент Н.П. Фролов, который читал нам курс железобетонных конструкций, привлек меня к студенческой научной работе, что и определило мою дальнейшую судьбу. В 1958 г. Николай Прохорович, будучи заместителем директора вновь созданного в составе АН БССР Института строительства и архитектуры, пригласил меня на работу в лабораторию железобетонных конструкций младшим научным сотрудником. В 1960-м я поступил в аспирантуру, через 4 года защитил кандидатскую диссертацию по работе гибких сжатых предварительно напряженных колонн и возглавил научно-экспериментальную базу института - единственную в республике, где проводились испытания всех вновь осваиваемых конструкций. Это была очень хорошая школа, давшая мне огромный багаж прикладных и теоретических знаний.
В мае 1972 г. я был приглашен в Политехнический институт на кафедру «Строительные конструкции» и через месяц избран на Совете БПИ ее заведующим, а затем, после раздела в 1978 г., возглавил кафедру «Железобетонные и каменные конструкции», которой руководил 34 года. В ее составе была лаборатория реконструкции зданий и сооружений, совместным приказом Минобразования и Минстроя создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория строительных конструкций, для их испытаний возведен современный лабораторный корпус.
Национальный комитет Международной федерации бетона я возглавил в 1974 г., многие годы был
членом редколлегии всесоюзного журнала «Бетон и железобетон». В настоящее время - член редакционных коллегий и активный автор журналов «Вестник ПГУ» (Полоцк), «Вестник БрГТУ» (Брест), а также «Engineering structures and technologies» (Литва), с 1996 г. - член коллегии Министерства строительства.
В 1986 г. защитил докторскую диссертацию в НИИ бетона и железобетона им. А.А. Гвоздева в Москве, посвященную исследованию и внедрению в строительство тонкостенных железобетонных конструкций, изготавливаемых методом центрифугирования. Совместно с учеными, проектировщиками и производственниками мы выполняли огромный объем исследований и внедрений, на базе которых сформировалась научная школа в области теории и практики железобетона, новых конструктивных систем зданий и сооружений. Активно шла подготовка кандидатов и докторов технических наук.
При БНТУ в 1997 г. был впервые открыт Совет по защите докторских диссертаций, который я возглавлял в течение 20 лет. За этот период на кафедре защищено 6 докторских, а я подготовил 26 кандидатов технических наук. Мои ученики - ректоры вузов: профессор Д.Н. Лазовский (Полоцкий университет); кандидат технических наук И.И. Поливода (Университет гражданской обороны); деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители лабораторий и т.п.
За массовое внедрение в строительство новых эффективных конструкций коллектив кафедры дважды становился лауреатом премии Совета Министров Республики Беларусь, награжден золотой и серебряными медалями ВДНХ.
Я был научным руководителем проектов и строительства более тысячи зданий и сооружений в нашей республике, в том числе таких уникальных объектов, как Национальная библиотека Беларуси (награжден Орденом Почета), спортивный комплекс «Минск-Арена», торговый центр «Столица» на пл. Независимости, проходка тоннелей метрополитена по ул. Энгельса вблизи собора Святого Духа, реконструкция оболочек камвольного комбината, а также являюсь автором более 350 публикаций и нормативных документов, пособий, 37 изобретений в области строительных конструкций. Продолжаю трудиться в Институте жилища - НИПТИС им. С.С. Атаева, принимаю участие в научном сопровождении строительства высотного административного здания «Газпрома». Готовлю к защите трех будущих докторов наук - доцентов Н.А. Рака, А.В. Тура, И.И. Поливоду.
В нашей стране активно разрабатывается национальная нормативная база в области строительства. В 2002 г. были введены первые белорусские нормы проектирования железобетонных конструкций и на этой основе издан учебник. В целом строительный комплекс республики работает на высоком научно-техническом уровне в русле мировых достижений. Создана хорошая промышленная база, укомплектованы тресты и возводятся уникальные объекты. Беларусь с 60-х гг. стала площадкой освоения всех лучших достижений в строительстве с уклоном в индустрию сборного железобетона и индустриальное крупнопанельное домостроение, и эти позиции не утрачены до сих пор. Отрадно, что на всех этапах развития строительного комплекса на различных должностях работают наши выпускники, не теряющие связи с наукой.
Л
Хассан Хаммуда,
выпускник
автотракторного факультета 1991 г.,
торговый атташе
посольства Палестины в Беларуси
Подготовка специалистов для зарубежных стран ведется в БНТУ уже 60 лет, и за это время более 9 тыс. выпускников вуза из 120 стран мира успешно работают у себя на родине и руководят реализацией крупных проектов.
В 1986 г. я приехал из Палестины на учебу в Минск и поступил в Белорусский политехнический институт. Учебный процесс для меня, как иностранного гражданина, начался с подготовительного отделения, на котором я изучал
fiij+iimlmirr
русский язык. Овладение этим главным инструментом в получении знаний было первым этапом, где закладывался фундамент подготовки будущего специалиста. Здесь я научился ценить дружбу между людьми различных национальностей и познал истинное значение понятия интернационализм. В гостеприимной Беларуси (тогда Белорусской Советской Социалистической Республике) мы, иностранные студенты, чувствовали себя как одна семья независимо от принадлежности к тому или иному землячеству. Я окончил автотракторный факультет по специальности «Двигатели внутреннего сгорания», а затем аспирантуру на кафедре «Сопротивление материалов машиностроительного профиля».
Учеба в вузе формировала технический, культурный и духовный стержень студентов, в том числе и иностранцев, что, по моему мнению, самое важное в дальнейшей жизни любого молодого специалиста. Здесь мы получили базовые знания и навыки, а также стремление развивать их в дальнейшем. И большая заслуга в этом преподавателей БНТУ, которые окружали нас заботой и вниманием. Не сомневаюсь, что современное поколение студентов живет и учится в такой же уникальной университетской атмосфере, в которой пребывали и мы, где ценятся идеи и всегда есть возможность их обсудить, где сохраняется и всячески поддерживается дух командности и в то же время не сбрасывается со счетов индивидуальность каждого обучающегося. Именно это и является отличительной чертой образования в БНТУ и вообще в Беларуси.
Мы поступали на учебу во времена Советского Союза, и, естественно, образование было выстроено исходя из потребностей крупных советских предприятий. Однако оно было очень разносторонним и позволяло развиваться не только в техническом направлении. Я, к примеру, после окончания аспирантуры начал заниматься бизнесом, далеким от моей специализации, но знания, полученные в альма-матер, очень пригодились.
Долгое время работал директором представительства фармацевтической компании в Беларуси, и сегодня являюсь торговым атташе в посольстве Палестины в Республике Беларусь.
Так как начало моего пути было связано с фармацевтической сферой, стараюсь наладить мосты между нашими странами в этом направлении и по другим перспективным проектам. Сегодня благодаря участию наших выпускников создается фармацевтическое производство в Беларуси, которое будет работать в основном на экспорт.
Александр Шумилин,
выпускник факультета роботов и робототехнических систем 1993 г., председатель ГКНТ, доктор экономических наук, доцент
- Последние достижения науки и технологий всегда привлекательны, поэтому в свое время я и принял решение поступать на факультет роботов и робототехнических систем БПИ - ведь он был первым подобным, созданным в СССР. Не менее важной для меня была и практическая составляющая. По сравнению с космическими разработками и исследованиями, которыми мне предлагали заниматься - а у них, как правило, двойное назначение, -в сфере робототехники виделись более широкие возможности для распределения, трудоустройства и направлений будущей работы.
Рождение нового факультета, тем более такого элитарного - это, конечно, в первую очередь аккумуляция компетентных, авторитетных преподавателей и мотивированных учеников. На тот момент у нас были собраны лучшие студенты со всей Беларуси, многие поступившие - с золотыми медалями, окончили специализированные классы. Подготовка оценивалась как очень высокая. Оснащение лабораторий на тот момент тоже было одним из лучших в СССР, мы работали с самым современным оборудованием. Например, на лабораторных занятиях учились программировать промышленных роботов. Прошло 25 лет и, я думаю, и у сегодняшних студентов это бы вызывало серьезный интерес. Конечно, тогда роботы были немного примитивнее, чем те, которые сегодня задействованы, например, на WorldSkills. Но по возможностям не уступали -чего только стоил робот «Сфера» с четырьмя степенями свобод. Самая первая точка Интернета в Беларуси также появилась именно на нашем факультете. Я тогда был на 3 курсе. В лабораториях стояли компьютеры - американские IBM 286, только появившиеся в Союзе, и студенты имели возможность выходить в Интернет. Я помню первые семинары, где рассказывалось, что такое Всемирная паутина, из чего состоит и как с ней нужно работать. Точка в Политехническом имела статус международной.
Первые мои годы в БГПА пришлись на времена СССР, и ту тесную связь обучения и производства, которая тогда существовала, нам стоит брать за пример и сейчас. У нас были обязательные практики на заводах. Студенты уже со второго курса участвовали в реальных проектах, разработках, которые велись на производствах. Например, у меня одна из практик была на Брестском электромеханическом заводе, где стояли самые современные компьютеры, были внедрены первые на то время автоматизированные системы проектирования AutoCAD. Также к нам в вуз приезжали специалисты с предприятий, инженеры-практики, и вели лабораторные занятия, в том числе по робототехнике. На каждой кафедре шли хоздоговорные проекты по определенным направлениям, лучшие студенты участвовали в этих разработках, которые затем внедрялись в практику. Все было нацелено на нее. В частности, темой моей дипломной работы была автоматизация электропривода мостового крана для завода силикатных изделий в Березе. Мой проект предусматривал перевод мостового крана полностью на систему электронного управления с возможностью рекуперации энергии, что в целом понижало расход электроэнергии, повышало эффективность и надежность системы. Это была конкретная разработка, которая готовилась к применению. К сожалению, когда я оканчивал вуз, СССР распался, система начала меняться, и многое так и не было внедрено. Кстати, в той ситуации слома стоял вопрос и о закрытии факультета, ведь такой потребности в специалистах по робототехнике, которая была в Союзе, в небольшой Беларуси уже не наблюдалось. Студенческий актив встречался с ректором, чему предшествовала серьезная подготовка, и отстоял факультет. Его атмосферу, сформировавшийся костяк, набранные компетенции нельзя было потерять.
Хотя учиться было тяжело, я окончил факультет с отличием. Диплом вуза на тот момент, как и сегодня, котировался очень высоко. С ним я мог устроиться инженером не только в Беларуси и ближайших странах, но и в западных, без процедуры нострификации этого документа. Это говорило о том, что подготовка специалистов в Политехническом соответствует всем международным стандартам. Представьте: чтобы моделировать токи в цепях электропривода мостового крана, я использовал уравнение Рунге-Кутты третьего порядка - достаточно сложный математический аппарат. Это опять же говорит об уровне инженеров, выпускаемых в те времена. Знаю по себе: того багажа знаний, который я получил по математике, физике, электрике, прогнозированию, хватило на многие годы вперед.
Так как после распада СССР робототехника стала уже не так актуальна, в аспирантуру мне предложили пойти по экономическому направлению. Я волновался: тогда уже начинался рынок, и те знания, которые давались в советские времена, не работали в меняющейся стране. Сомневался, хватит ли моей подготовки. И, как сейчас помню, один из профессоров на этот вопрос ответил так: если уж вы разобрались с уравнением Рунге-Кутты третьего порядка, то с экономикой справитесь точно. Забегая вперед, скажу, что, когда я пришел читать первые лекции по окончании аспирантуры, они были посвящены макроэкономике и микроэкономике. Таких предметов раньше в принципе не было, литературы не достать. И мне из Москвы привезли книги, я их отснял и сам готовил лекции - специалистов, которые могли бы что-то подсказать и рекомендовать, в Беларуси тогда практически не было. Помогло как раз умение находить информацию, обрабатывать ее, которое дала базовая подготовка по робототехнике.
Дальнейшая моя карьера также была связана с БНТУ и инновациями. Я окончил аспирантуру, защитил диссертацию - она была посвящена созданию первых технопарков в Беларуси. В частности, первый из них, совместный проект с немецкими партнерами, появился в Могилеве. Он развивается и функционирует до сих пор. Кстати, я был одним из первых получателей новых повышенных стипендий для аспирантов - тогда они назывались «стипендии кабинета министров». Потом я работал на кафедре экономики и управления на транспорте, заведовал только-только созданной, первой в стране кафедрой инновационного менеджмента, а дальше стал проректором Республиканского института инновационных технологий БНТУ.
[ 111+11ш1ш1гг
В определенный период робототехника ушла на второй план, ведь для ее развития необходимы огромные расходы, которые стране было сложно потянуть, и факультет трансформировался под потребности экономики. Сначала упор был сделан на подготовку программистов, и он назывался факультетом информационных технологий, а потом к нему все же вернулась и робототехника. Как видно, на данном этапе мы возрождаем это направление, активно продвигаемое во всем мире. Оно масштабное, сложное, требующее много ресурсов. Неудивительно, что здесь мы не могли конкурировать с транснациональными корпорациями, которые вкладывали в него колоссальные средства. Но сегодня целый ряд белорусских компаний начал им заниматься. И в следующие пять лет мы планируем усилить эту сферу. У нас машиностроительная страна. Сейчас практически на любом заводе задействована промышленная робототехника. На это направление мы и будем делать акцент. Рынок как внутри страны - в машиностроительной, обрабатывающей промышленности, так и в мире - огромный. Автоматические линии нужны везде, а у нас сохранились компетенции как по автоматизации технологических процессов, так и по разработке станков с ЧПУ и многому другому.
Я, например, заканчивал кафедру электропривода. Сегодня в Беларуси идет активное развитие электротранспорта - и мы, сохранив определенные знания и умения, будем восстанавливать и развивать эту кафедру уже в новом ключе. Планируется открыть даже новую специальность по электротранспорту. Еще одно подтверждение того, что БНТУ готовил и продолжает готовить кадры под потребность страны.
Связь с факультетом стараюсь не терять. Устраивали встречу и с сокурсниками. Все они состоялись в жизни, у многих свои бизнесы, компании. Та база знаний, которую мы получили, и та закалка, которую прошли после развала Союза, когда зарплата была 20 долларов, а нужно было кормить семью, стали основой, позволившей развиваться в других сферах. По сути, в ситуации, когда старая система уже не работает, нам надо было создавать новое. Отсутствие боязни этого нового - ведь робототехника всегда была на острие - и позволило выпускникам успешно влиться в изменившуюся реальность. Еще одно доказательство того, что если уж ты освоил математический аппарат программирования, то и в остальных системах разберешься легко.
Иван Шумский,
выпускник
механико-технологического факультета 1986 г., директор компании «Регула», кандидат технических наук
- Поскольку я из научной, педагогической семьи, именно интерес к науке и предопределил выбор профессии. Механико-технологический факультет Политехнического института, где я обучался, призван готовить инженеров-исследователей, потому такие дисциплины, как физика и математика, преподавались углубленно, и для меня это было очень интересно. Освоив соответствующий базис, впоследствии ты можешь заниматься чем угодно. А образование получено действительно фундаментальное: автоматизация производства, электротехника... Нас готовили универсалами. Все впоследствии пригодилось на производственной практике, где с любым специалистом я мог найти общий язык. После 3 курса проходил ее на заводе в Днепропетровске, где увидел весь металлургический цикл, позже работал на МТЗ, Гомсель-маше. Отличное базовое образование, полученное в Политехе, позволяло расти и дальше: если хочешь расширить свои знания, во что-то углубиться, ты легко это делал. Дальнейшее развитие, хорошую инженерную школу и первый опыт в качестве руководителя получил в 24 года, когда стал начальником кузнечно-штамповочного цеха знаменитого Кировского завода в г. Тихвине, Ленинградской области. Работал там по распределению в команде с ребятами из МИСиС, Бауманки, Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, и нисколько им не проигрывал в уровне профессиональной компетентности. Позднее по результатам выполненных работ в области информатики защитил кандидатскую диссертацию «Автоматизированный анализ подлинности паспортов и денежных банкнот по их цифровым изображениям».
С окончанием вуза учеба не закончилась. Профессиональный рост в быстро меняющемся мире подразумевает постоянное обучение. На заводе, где я работал, отбирали смышленых молодых специалистов и устраивали для них тренинги. Экономика,
социология, организация процесса производства... Это была активная накачка информацией, чтобы мы понимали, что происходит на производстве. Сейчас такими вещами занимаются всевозможные бизнес-школы.
Впоследствии довелось вернуться в стены альма-матер в качестве научного сотрудника и преподавателя: подготовил и читал студентам курс «Основы маркетинга».
Компанию «Регула» вместе с партнером Юрием Рогожинским основали в 1992 г. С ним сделали первый прибор - магнитный детектор, определяющий подлинность валют. Доросли до уровня компании, являющейся мировым лидером в области производства экспертных продуктов для проверки подлинности документов, ценных бумаг и денежных знаков. Среди наших уникальных разработок - компактные лаборатории для исследования документов, считыватели паспортов, портативные комплексы для идентификации номеров транспортных средств и др. Нашими устройствами, не имеющими аналогов в мире по своим техническим характеристикам, пользуются более чем в 150 странах, на всех континентах, кроме Антарктиды. «Регула» входит в тройку мировых лидеров в области разработки и производства приборов и программного обеспечения для контроля подлинности документов и банкнот. Представительства нашей компании работают в Латвии, Украине, России, Нидерландах, США, Бразилии. В портфеле - более 50 патентов.
В «Регуле» работает немало выпускников БНТУ, причем начинают у нас они еще студентами. Ценность базовых знаний, полученных ими, неоспорима. Но следует отметить, что давать их нужно сегодня не просто глубоко, а и с привязкой к практике. Важно предоставлять талантливой молодежи больше возможностей испытать себя на инновационных площадках. На мой взгляд, учащихся вузов стоит буквально со второго семестра окунать в реальную работу, чтобы они были привязаны к конкретным предприятиям и могли видеть и изучать, что и как там происходит. И обязательно -иностранные языки, без них сейчас - никуда. Безусловно, все это требует высокого уровня преподавателей, которые должны быть открыты инновациям.
Самые толковые ребята пришли к нам сами. Резюме, тестовое задание, испытательный срок, этап приживаемости. Ее процент у нас высокий, потому что очень жесткий отбор на начальном этапе. Часто молодых людей мы приглашаем на должность техников, для них эта работа - первый этап. Выпускники БНТУ, которые сейчас работают в компании, начали
сотрудничать с нами на 3-4 курсе, и к окончанию учебы это уже готовые специалисты. Они - будущее компании «Регула», у которой очень много горизонтов и перспектив. Все быстро меняется. Чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать. Что, собственно, и происходит: мы находимся в постоянном поиске новых технологий, нового оборудования, новых подходов и направлений. Если остановишься хотя бы на полгода, потом не догонишь. Экспертные приборы мирового уровня сегодня делаем мы, швейцарцы и англичане. На равных. А в чем-то мы лучшие. Технологическая конкуренция - это очень интересный и бесконечный процесс. По сути, наша компания находится в состоянии постоянного стар-тапа. Жизненный цикл продукта очень короткий, поэтому наши инженеры, программисты, оптики, электронщики, конструкторы, технологи постоянно придумывают что-то новое. Моя мечта - стать стандартом в своей области. Это тяжелая, интересная и достижимая задача.
Александр Ладышев,
выпускник
факультета транспортных коммуникаций 2008 г., заведующий ЦНИИ дорожно-строительных и гидроизоляционных материаловФТК
В БНТУ созданы хорошие условия, чтобы получить знания самого высокого уровня. Выбрав специальность «Автомобильные дороги», я увлекся предметами «Проектирование автомобильных дорог» и «Городские улицы». Транспортные магистрали представляют собой сложные комплексы инженерных коммуникаций, проектирование которых связано с решением многих сложных задач. Мне всегда казалось, что, освоив эти навыки, можно стать квалифицированным и востребованным специалистом. Это мотивировало в процессе учебы.
На момент окончания университета я считал, что обладаю хорошим багажом знаний в области дорожного строительства. Но, начав работу в научно-исследовательском подразделении, понял, что для моей профессиональной деятельности базового образования явно недостаточно. Появилась необходимость более глубокого изучения специальных дисциплин - дорожного материаловедения, проектирования и расчета дорожных конструкций и др. Поэтому продолжил обучение в магистратуре, а затем и в аспирантуре БНТУ. По моему убеждению, учиться нужно постоянно, так как требования к профессиональным знаниям постоянно растут.
Определяющую роль в выборе моего места работы сыграл профессор Владимир Адольфович Веренько. На 5 курсе он читал на нашем потоке курс лекций «Проектирование автомобильных дорог» и одновременно руководил Центром научных исследований и испытаний дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов. На одном из последних занятий Владимир Адольфович объявил, что в штат центра требуется 4 человека. На тот момент я планировал распределиться в дорожно-строительную организацию и не думал о возможности заниматься наукой. Но перспектива очень привлекла, и я пошел на собеседование в структурное подразделение, заведующим которого мне суждено было стать в будущем.
В ЦНИИ дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов было реализовано много научно-исследовательских тем для Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь: динамическая и вибро-динамическая устойчивость конструкций дорожных одежд к воздействию транспорта; модификация асфальтобетонных смесей многокомпонентными полимерными добавками; увеличение долговечности асфальтобетонных слоев мостового полотна; применение геосинтетических материалов при проектировании и строительстве автомобильных дорог. Результаты проведенных работ легли в основу нормативных или методических документов, а также включены в учебные программы или просто доводятся в качестве дополнительной информации студентам факультета транспортных коммуникаций.
Во время учебы в университете основной возможностью ознакомиться с производством была практика. В моем случае - это первый опыт укладки асфальтобетонного покрытия на улицах Минска, работа обычным дорожным рабочим, посещение предприятий по выпуску дорожно-строительных материалов. Это важные и интересные этапы обучения, и для того чтобы студенты получали наиболее
актуальные и приближенные к реальной деятельности навыки, самим преподавателям нужно иметь опыт работы в производственных либо проектных организациях или заниматься частично практической деятельностью.
БНТУ - это организация, которая сыграла ключевую роль в моем профессиональном становлении и стала трудовым поприщем. Все мои достижения в учебе и работе связаны только с университетом. Причем я никогда не относился к карьерному росту как самоцели. В первую очередь развивал профессиональные навыки и занимался научной деятельностью. Поэтому карьера складывалась как-то сама по себе. Работа в Центре научных исследований и испытаний дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов на должности инженера предоставила хорошую возможность учиться в магистратуре и аспирантуре. Работу и учебу совмещал. После окончания магистратуры по конкурсу был избран на должность младшего научного сотрудника, в которой и проработал до 2017 г., после этого стал заведующим. На данный момент важная цель, которую я себе поставил, -научный рост и получение ученой степени.
И я с уверенностью могу сказать, что БНТУ -прекрасная площадка для развития в любой сфере. Здесь можно заниматься практической, научной или образовательной деятельностью. Я очень благодарен университету за такие широкие возможности самореализации.
Александр Лапковский,
выпускник машиностроительного факультета 2009 г.,
научный сотрудник отраслевой научно-исследовательской лаборатории плазменных и лазерных технологий
Меня особенно привлекала специальность «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов». Нам читали курсы «Технология и оборудование восстановления деталей машин и приборов», «Обрабатывающий инструмент», «Технология машиностроения», «Основы повышения эксплуатационных свойств поверхностей», которые давали возможность ознакомиться с новейшими разработками в этой области, а также
открывали совершенно новые методы обработки материалов. Такая основательная подготовка позволила после окончания БНТУ быстро включиться в практическую деятельность. Безусловно, в процессе работы в реальном секторе экономики полученные в университете знания требовали адаптации применительно к конкретным условиям производства, однако теоретический базис помогал сделать это быстрее и с меньшими затратами.
Преподавателям удавалось заинтересовать студентов своим предметом благодаря профессионализму и открытости. Хотелось бы отметить заведующего кафедрой Валерия Константиновича Шелега, Николая Васильевича Спиридонова, Евгению Николаевну Сташевскую, Сергея Эдуардовича Крайко, Светлану Владимировну Джежору, Ларису Алексеевну Раевскую, Елену Александровну Маркову и многих других. Еще хочу с благодарностью вспомнить Беляева Геннадия Яковлевича, Якимовича Александра Максимовича, деканов машиностроительного факультета. Их приверженность любимому делу не выражалась высокопарными словами, а доказывалась таким живым интересом и горением на работе, что невольно передавалась студентам. С третьего курса обучения моим научным руководителем был Олег Георгиевич Девойно. В лаборатории плазменных и лазерных технологий мне как студенту доверяли выполнение небольших заданий в рамках научных проектов и договоров с промышленными предприятиями. Олег Георгиевич и весь коллектив лаборатории - люди увлеченные, считающие научную деятельность яркой, интересной и востребованной. В этом убедился и я, и по сей день уверен, что наука -это интереснейшее занятие.
После окончания университета поступил в магистратуру по специальности «Машиностроение и машиноведение» и параллельно работал в лаборатории в должности инженера. Потом служил в армии, но продолжал готовиться к поступлению в аспирантуру. И даже на вступительный экзамен я прибыл с полигона в форме и с сопровождением офицера. В аспирантуре начал преподавать на кафедре «Детали машин», где старался развить у студентов пространственное мышление, способности к анализу незнакомых механизмов и пониманию взаимодействия между различными узлами и деталями.
В университете есть ряд научно-исследовательских лабораторий, которые активно сотрудничают с предприятиями и выполняют для них определенные практические задачи. К их числу относится наша Отраслевая научно-исследовательская лаборатория плазменных и лазерных технологий. Мы занима-
емся современными процессами обработки материалов: лазерной сваркой, лазерной термообработкой и легированием, лазерной наплавкой, очисткой, плазменным и газопламенным напылением. Знакомим студентов университета с этими процессами, привлекаем их к выполнению актуальных задач, показываем на практике, как реализуются новейшие технологии, стремимся развивать научный интерес путем материального стимулирования. Хотелось бы, чтобы предприятия уделяли внимание молодому поколению и в рамках практик старались заинтересовать будущей профессией.
Работая в БНТУ, я совершенствую и развиваю полученные знания, имею возможность использовать современное оборудование и информационное обеспечение в научно-исследовательских и практических проектах. Университет активно помогает регистрировать научные результаты в виде патентов, оказывает рекламную поддержку и помогает быть узнаваемым на международном рынке.
Константин Горбаченя,
выпускник
приборостроительного факультета 2011 г., старший научный сотрудник НИЦ оптических материалов и технологий, кандидат физико-математических наук
Во время учебы в университете меня больше всего заинтересовали предметы, связанные с изучением принципов работы и основ построения лазерной техники: оптико-электронные и лазерные приборы и системы, их конструирование, технологии оптического производства, методы расчета оптических систем, а также их прикладное использование. И основная заслуга в этом опытных преподавателей, по-настоящему увлеченных своим предметом. В этом плане хотелось бы отметить ученого с мировым именем, заведующего кафедрой «Лазерная техника и технология» Николая Васильевича Кулешова с его курсом лекций «Твердотельные лазерные системы»; доцента Виктора Эдвардовича Киселя, который, являясь заведующим НИЦ «Оптических материалов и технологий» БНТУ, способствует привлечению одаренных студентов старших курсов, магистрантов и аспиран-
тов к проведению научных экспериментов в области лазерной физики; доцента Анатолия Сергеевича Ясюкевича, преподававшего дисциплину «Теория и расчет лазеров», без знания которой сложно представить работу лазерщика.
После окончания университета тружусь в НИЦ «Оптические материалы и технологии» филиала БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт», где прошел путь от инженера до старшего научного сотрудника. Ключевым фактором выбора места работы было прохождение преддипломной практики на пятом курсе в этом научно-исследовательском центре, где мне удалось применить на практике знания, полученные во время обучения в университете. Благодаря опытным сотрудникам НИЦ появилась возможность овладеть современными технологиями в области лазерной физики.
Для того, чтобы поддерживать должный научный уровень, регулярно читаю профильные статьи известных ученых в авторитетных международных журналах, принимаю участие в зарубежных конференциях, где имею возможность представить и обсудить результаты своей научно-исследовательской работы. Знакомлю студентов кафедры «Лазерная техника и технология» с новейшими разработками в области лазерной физики. Кроме того, стараюсь мотивировать их к учебе, помогаю определиться с выбором будущей профессии. В значительной
мере способствует этому тесная связь процесса обучения с производством, в частности создание филиала кафедры «Лазерная техника и технология» на базе лидирующего предприятия оптико-электронного приборостроения ОАО «Пеленг». В ходе конструкторской, технологической и преддипломной практик студенты получают возможность ознакомиться с последними разработками в области оптико-электронного приборостроения, получить необходимые для будущей работы навыки, а также, что немаловажно, зарекомендовать себя с лучшей стороны для первого трудоустройства после окончания университета.
Поэтому, по моему мнению, именно на практико-ориентированное обучение необходимо делать ставку. Для этого следует укреплять взаимовыгодное сотрудничество университета с субъектами производства, на его территории проводить занятия для студентов, используя материально-техническую базу предприятия.
Ключевую роль в моих трудовых достижениях играет БНТУ, поскольку учеба в нем не только заложила основу знаний будущего специалиста, но и предоставила возможность реализовать научную карьеру. Спустя 10 лет после окончания университета защитил кандидатскую диссертацию. На сегодняшний день занимаю должность старшего научного сотрудника, провожу научные исследования в области лазерной физики, руковожу научной работой молодых сотрудников. Опубликовал более 20 статей в международных рецензируемых журналах, мой индекс цитирования (индекс Хирша), по данным базы Scopus, составляет 8. Принял участие в более чем 10 зарубежных конференциях, которые проводились в таких странах, как США, Китай, Германия, Франция и др. Кроме того, с начала текущего учебного года мне было доверено чтение курса лекций по дисциплине «Оптическое и лазерное материаловедение».
В БНТУ собран высококлассный коллектив преподавателей, создана серьезная материально-техническая база, благодаря чему студенты имеют все возможности стать профессионалами и получить признание как на родине, так и за рубежом.
Юлия ВАСИЛИШИНА, Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ, Наталья ГУСАКОВА