Научная статья на тему 'КУЗНИЦА ЦЕННЫХ КАДРОВ'

КУЗНИЦА ЦЕННЫХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василишина Юлия

Воспоминания выдающихся выпускников БНТУ о годах учебы и роли вуза в формировании специалиста и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BREEDING GROUND FOR TALENTED STAFF

Here are memories of outstanding BNTU graduates about the study at the university and its role in the specialist training and personality formation.

Текст научной работы на тему «КУЗНИЦА ЦЕННЫХ КАДРОВ»

КУЗНИЦА ЦЕННЫХ КАДРОВ

М

еждународная репутация и престиж Белорусского национального технического университета сформированы во многом благодаря выдающимся выпускникам, которые стали министрами, директорами промышленных предприятий, руководителями научно-исследовательских и учебных заведений, главными архитекторами городов и главами администраций регионов. Для большинства из них обучение в университете стало залогом карьерного роста и преуспевания на трудовом поприще. Мы попросили именитых людей вспомнить о годах учебы в БНТУ и рассказать о роли вуза в формировании специалиста и личности.

Виталий Вовк,

выпускник

автотракторного факультета 1984 г., генеральный директор Минского тракторного завода

В Белорусском национальном техническом университете я учился на автотракторном факультете по специальности «Автомобили» и всегда мечтал работать на автомобильном заводе. Мне повезло: в БНТУ преподавали первоклассные педагоги, которые, как говорится, «пели предметом». Имена многих помню до сих пор, потому что они все силы отдавали подготовке молодых специалистов. Причем не просто читали лекции - они учили нас творить, работать с литературой, заниматься самоподготовкой, воспитывали желание и стремление постоянно самообразовываться. Этим я занимаюсь по сей день.

Чрезвычайно важно, чтобы в самом начале профессионального пути рядом были наставники, которые не только научат, но и по-хорошему «заразят» предметом, профессией. Для этого, конечно, нужна тесная связь образования с производством. Ведь одно без другого не бывает. Успешная, на мой взгляд, практика - это организация совместных кафедр, общие усилия по подготовке специалистов и их профильная ориентация.

Образование должно быть престижным настолько, чтобы за молодым специалистом сразу же после окончания вуза выстраивалась очередь из работодателей. Тогда и вуз усилит свои позиции. В этом плане учебные заведения должны более тесно сотрудничать с крупнейшими отечественными предприятиями, в том числе по укреплению материально-технической базы университетов.

Самое главное, что в нашей стране сохранилась многоступенчатая система подготовки кадров. Тот же БНТУ имеет в своем составе и лицей, и колледж, и институт повышения квалификации и переподготовки кадров. И это очень важно, ведь не всем нужно высшее образование - кому-то достаточно и среднего специального. Дело вовсе не в том, где ты учился, а в том, стал ли ты профессионалом. Взять, к примеру, образование инженера-конструктора тракторостроения. Я за то, чтобы оно осуществлялось по такой схеме: 3-4 года - базовое инженерное, 2-3 года - специальное. Ведь конструктором может быть далеко не каждый - тут без таланта не обойтись. Другое дело, что для выявления этого таланта понадобится время, например, несколько курсов университета, практика, в течение которой студент сможет определиться с выбором профессии. Дальше будущим конструкторам нужно преподавать больше специальных дисциплин. А тех, у кого нет склонности к этой профессии, можно объединить в группу и начать готовить руководителей конструкторских бюро. И это уже другой объем знаний: больше психологии, теории организации производственных процессов, поскольку они будут работать прежде всего с людьми. Но в любом случае молодые люди после учебного заведения должны приходить на рабочие места готовыми специалистами, а не приобретать квалификацию в процессе трудовой деятельности. Сегодня же все получают в основном одинаковое образование: и конструкторский состав, и организаторы производства, а реальную специализацию приобретают только на заводе.

И еще: было бы правильно, если бы отраслевая наука существенно не отличалась от науки академической. И чтобы ученые степени присваивались по совокупности работ - не только за подготовку диссертации, но и за создание новых инновационных разработок.

Сейчас как руководителя одного из крупнейших промышленных предприятий полного цикла меня интересуют абсолютно все специальности, которые есть в БНТУ. Все они востребованы на Минском тракторном заводе.

Благодаря МТЗ Беларусь по праву можно назвать одним из лидеров мирового тракторостроения. Каждые девять из десяти тракторов, сошедших с конвейеров на территории СНГ, изготовлены на нашем заводе. Программными документами, задающими тон нашей работе, являются Концепция инвестиционного и инновационного развития и Стратегия развития холдинга «МТЗ-ХОЛДИНГ» до 2030 г. Основная цель, которая ставится на перспективу, - производство высококачественных, надежных, экономичных сельскохозяйственных тракторов, а также лесных, шахтных, погрузочно-разгрузочных машин и продукции строительного, дорожного и коммунального машиностроения. Мы планируем создать беспилотный трактор, увеличить долю присутствия на освоенных рынках сбыта, выйти на новые и обеспечить долю инновационной продукции до 50% в общем объеме реализации.

Достичь поставленных целей планируем в несколько этапов. На первом предполагается модернизация заготовительного, механообрабатывающего и холодноштамповочного производства, а также транспортно-складского хозяйства. На втором -строительство склада запчастей и тракторокомплек-тов. Также прорабатывается организация литейного процесса мощностью 400 тыс. т чугунного и 200 тыс. т стального литья в год. На площадке Минского завода шестерен будет организовано современное кузнечно-штамповочное производство с применением системы EPC (инжиниринг, поставки, строительство) мощностью 200 тыс. т паковок в год. Запланирована модернизация механообрабатывающего и термического цехов МТЗ и МЗШ.

Кроме того, в планах на обозримую перспективу -внедрить систему, объединяющую функции CAD-, CAM-, CAE-, PDM-систем. Она будет включать ведение конфигурируемых электронных моделей тракторной техники; проектирование ID-моделей и под заданную стоимость; формирование конструктор-ско-технологической документации из электронной 3D-модели изделия; проведение виртуальных

испытаний; создание управляющих программ для станков с ЧПУ.

Но все наши планы останутся только планами, если некому будет воплощать их в жизнь. Заводу нужна молодая сила, ведь именно она вместе со знаниями и опытом среднего и старшего поколений способна вывести предприятие на новый уровень развития и быть неизменным двигателем прогресса. И здесь переоценить значение системы образования тяжело - практически невозможно.

От многотысячного коллектива «МТЗ-ХОЛ-ДИНГА» и себя лично поздравляю Белорусский национальный технический университет с юбилеем. Накопленные педагогические знания, навыки и творческий потенциал позволяют коллективу БНТУ достигать высоких результатов как в образовательной, так и научной деятельности. А выпускники достойно представляют вуз своими трудовыми достижениями. Минский тракторный завод гордится давним плодотворным сотрудничеством с университетом. Убежден, что совместными усилиями мы сможем сделать еще больше для того, чтобы белорусское машиностроение уверенно занимало лидирующие позиции не только на отечественном, но и на мировом рынке.

Павел Мариев,

выпускник

машиностроительного факультета 1972 г., доктор технических наук, Герой Беларуси, заслуженный работник промышленности Республики Беларусь, член наблюдательного совета БелАЗа

- Я - студент и выпускник заочного отделения Белорусского политехнического института. С выбором специализации долго определяться не пришлось: до поступления в вуз я уже сформировался как специалист, инженер-механик. В свое время я окончил Ярославский автомеханический техникум, и к этому моменту имел почти 10-летний опыт работы на Ураль-

ском и Белорусском автозаводах, возглавлял техническое бюро механического цеха БелАЗа, где работало несколько инженеров. Но в то же время я постоянно ощущал нехватку теоретической подготовки, необходимой для принятия важных для завода решений. Именно это меня и подтолкнуло к тому, чтобы дополнить среднее техническое образование высшим. Должен сказать, что в итоге я получил необходимые знания, обучаясь в течение 6 лет заочно. Особенно важной для меня была теоретическая механика, детали машин, технология и организация машиностроительного производства.

Институт славился своим профессорско-преподавательским составом. Например, возглавлял вуз академик Петр Ящерицын, специализировавшийся на технологии машиностроения. Нам преподавали такие видные ученые, как академик Олег Роман - крупный специалист в порошковой металлургии, член-корреспондент Игорь Цитович, который заведовал кафедрой «Автомобили». Мы ловили каждое слово наших именитых учителей. У них можно было получить знания самого высокого уровня, особенно по спецпредметам, поскольку все они были практиками, обладали глубоким пониманием производства и его организации. Они смогли создать хорошую образовательную основу, которую затем совершенствовали их последователи. Не случайно БНТУ занимает прочное место в мировой элите технических вузов.

Так как я учился без отрыва от работы, вопрос, как опробовать свои знания в реальном производстве, для меня решался просто. Но и для тех, кто посещал дневное отделение, упор также делался на связь образования и практики - таков принцип работы в институте. В те годы как раз начала формироваться инновационная среда Политехнического. Сегодня научно-исследовательская часть, которая включает в себя сеть лабораторий, есть на каждом факультете. Студенты выполняют практические работы под руководством высокоэрудированных аттестованных специалистов - кандидатов, докторов

технических наук. Кроме того, есть филиал БНТУ «Опытный завод «Политехник», где можно апробировать и изготовить образцы по своим разработкам. Работает и научно-технологический парк «Политехник», кстати, первый университетский технопарк в Беларуси, где студенты могут реализовать путь от идеи до реального продукта. Заключались договора с предприятиями для проведения производственной практики, что в целом формировало систему связи с ними. Этот принцип отражен в девизе вуза: «Образование, наука, производство». Важно эту работу не останавливать. На мой взгляд, усилить ее могло бы более активное создание совместных научно-исследовательских лабораторий с предприятиями. За этим будущее: здесь и оттачивание практических навыков выпускников, и решение задач, стоящих перед заводами.

Работая над дипломом, я увлекся только зарождающимся тогда направлением - использованием в мелкосерийном и серийном производстве гибких, переналаживаемых линий на основе станков с ЧПУ. Этот подход у меня и был реализован в дипломном проекте. А затем мне представилась возможность на заводе продолжить эту работу и практически первым на пространстве всего СССР создать отдельный цех станков, основанный на этом принципе. Он существует и сегодня, позволяя предприятию - БелАЗу, на котором я отработал без малого 50 лет, - осуществлять подготовку производства новых образцов техники в самые сжатые сроки. После я был назначен заместителем главного технолога по этому направлению, затем начальником отдела станков с ЧПУ, где объединялось и производство, и инженерная подготовка - тогда это был новый подход в организации машиностроительных предприятий. Он позволил в короткие сроки поста-

вить на поток 75-тонные самосвалы. Этот успех был замечен, и меня назначили заместителем главного инженера с прицелом на то, чтобы гибкие технологии распространились не только на механическую обработку, но и на все другие технологические процессы предприятия - сварочное производство, прессовое и так далее. Здесь тоже были определенные успехи, после чего я стал главным инженером и проработал в этой должности 13 лет. Все это время на БелАЗе шло развитие и создание новых моделей уже с использованием гибких технологий. Цифровые технологии зарождались на этапе проектирования и распространялись на все этапы производства. Что касается моих диссертаций, то их темы подсказала сама жизнь. Будучи главным инженером, я начал посещать карьеры и видел, что есть закономерности износа отдельных деталей, узлов техники. Это меня заинтересовало, появилась тяга к исследованиям. И кандидатскую я защитил по теме «Долговечность несущих конструкций карьерных самосвалов», а затем эта тема была продолжена и развита в докторской. В 1992 г. мне предложили возглавить БелАЗ, и в этой должности я проработал 15 лет. Завод после развала СССР не просто сумел выжить, а и развивался, его продукция стала брендом карьерной техники, известным во всем мире.

Несомненно, белорусское машиностроение имеет высокий уровень и очень широкую направленность. Тут предприятия и автомобилестроения, и тракторостроения, и производство сельхозмашин, и станкостроение. Отрадно отметить, что за последние годы у нас появилось легковое автомобилестроение. Идет постоянное развитие потенциала: обновляется продукция, открываются новые заводы - как государственной формы собственности, так и частные. Показательный пример последних - завод «Этон» в Жодино, где совместно с МАЗом налажено производство троллейбусов с автономным ходом. Это очень востребованное направление. Важно, что сегодня машиностроение преобразуется не только с технической точки зрения, но и организационно. Появились холдинги, хотя при их создании, на мой взгляд, стоило бы уделять больше внимания специализации участников и не объединять непрофильные предприятия. Что же касается влияния БНТУ на отрасль, то на примере БелАЗа я хотел бы отметить, что заслуга ученых Политехнического в части научного сопровождения и разработки отдельных новых тем велика. Без этой надежной помощи в расчетах, решении сложных задач, разработке новых материалов и технологий мы не смогли бы создать уникальную крупногабаритную продукцию.

Тимофей Пецольд,

выпускник

строительного факультета 1958 г., заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор технических наук, профессор

В 30-е гг. на строительном факультете БПИ окончательно сформировалась специальность «Промышленное и гражданское строительство», а кафедра «Строительные конструкции» стала выпускающей. Подготовка инженера-строителя требовала изучения большого объема дисциплин: начертательной геометрии, теоретической механики, сопромата, строительной механики, архитектуры, строительных конструкций, оснований и фундаментов, строительных материалов и т.д. Их разработку и чтение кафедры факультета организовывали в единый учебный процесс. Он постоянно совершенствовался, открывались новые специализации, вводились новые образовательные предметы и технологии, в том числе и цифровые возможности проектирования.

Я имел возможность оценить уровень подготовки студентов нашего университета по сравнению с вузами Германии, Чехии, Польши. Мы даем более глубокие знания и формируем инженера-строителя с практическими навыками и хорошим кругозором, владеющего современными компьютерными технологиями. За этим стоит высокопрофессиональный профессорско-преподавательский коллектив и развитая современная материально-техническая база. Выпускники строительного факультета - специалисты высокого класса, которые профессионально выполняют свою работу на объектах страны, возглавляют научные и проектные институты, стройтресты, министерства, работают директорами заводов, деканами факультетов, заведующими кафедрами и т.п.

Студентом этого легендарного факультета я стал в 1953 г. и через 5 лет получил диплом инженера ПГС.

В период учебы в институте играл за сборную БССР в водное поло, увлекался плаванием, выступал за сборную республики и по этому виду спорта, но основной упор делал все же на учебу. Талантливый ученый и организатор науки доцент Н.П. Фролов, который читал нам курс железобетонных конструкций, привлек меня к студенческой научной работе, что и определило мою дальнейшую судьбу. В 1958 г. Николай Прохорович, будучи заместителем директора вновь созданного в составе АН БССР Института строительства и архитектуры, пригласил меня на работу в лабораторию железобетонных конструкций младшим научным сотрудником. В 1960-м я поступил в аспирантуру, через 4 года защитил кандидатскую диссертацию по работе гибких сжатых предварительно напряженных колонн и возглавил научно-экспериментальную базу института - единственную в республике, где проводились испытания всех вновь осваиваемых конструкций. Это была очень хорошая школа, давшая мне огромный багаж прикладных и теоретических знаний.

В мае 1972 г. я был приглашен в Политехнический институт на кафедру «Строительные конструкции» и через месяц избран на Совете БПИ ее заведующим, а затем, после раздела в 1978 г., возглавил кафедру «Железобетонные и каменные конструкции», которой руководил 34 года. В ее составе была лаборатория реконструкции зданий и сооружений, совместным приказом Минобразования и Минстроя создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория строительных конструкций, для их испытаний возведен современный лабораторный корпус.

Национальный комитет Международной федерации бетона я возглавил в 1974 г., многие годы был

членом редколлегии всесоюзного журнала «Бетон и железобетон». В настоящее время - член редакционных коллегий и активный автор журналов «Вестник ПГУ» (Полоцк), «Вестник БрГТУ» (Брест), а также «Engineering structures and technologies» (Литва), с 1996 г. - член коллегии Министерства строительства.

В 1986 г. защитил докторскую диссертацию в НИИ бетона и железобетона им. А.А. Гвоздева в Москве, посвященную исследованию и внедрению в строительство тонкостенных железобетонных конструкций, изготавливаемых методом центрифугирования. Совместно с учеными, проектировщиками и производственниками мы выполняли огромный объем исследований и внедрений, на базе которых сформировалась научная школа в области теории и практики железобетона, новых конструктивных систем зданий и сооружений. Активно шла подготовка кандидатов и докторов технических наук.

При БНТУ в 1997 г. был впервые открыт Совет по защите докторских диссертаций, который я возглавлял в течение 20 лет. За этот период на кафедре защищено 6 докторских, а я подготовил 26 кандидатов технических наук. Мои ученики - ректоры вузов: профессор Д.Н. Лазовский (Полоцкий университет); кандидат технических наук И.И. Поливода (Университет гражданской обороны); деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители лабораторий и т.п.

За массовое внедрение в строительство новых эффективных конструкций коллектив кафедры дважды становился лауреатом премии Совета Министров Республики Беларусь, награжден золотой и серебряными медалями ВДНХ.

Я был научным руководителем проектов и строительства более тысячи зданий и сооружений в нашей республике, в том числе таких уникальных объектов, как Национальная библиотека Беларуси (награжден Орденом Почета), спортивный комплекс «Минск-Арена», торговый центр «Столица» на пл. Независимости, проходка тоннелей метрополитена по ул. Энгельса вблизи собора Святого Духа, реконструкция оболочек камвольного комбината, а также являюсь автором более 350 публикаций и нормативных документов, пособий, 37 изобретений в области строительных конструкций. Продолжаю трудиться в Институте жилища - НИПТИС им. С.С. Атаева, принимаю участие в научном сопровождении строительства высотного административного здания «Газпрома». Готовлю к защите трех будущих докторов наук - доцентов Н.А. Рака, А.В. Тура, И.И. Поливоду.

В нашей стране активно разрабатывается национальная нормативная база в области строительства. В 2002 г. были введены первые белорусские нормы проектирования железобетонных конструкций и на этой основе издан учебник. В целом строительный комплекс республики работает на высоком научно-техническом уровне в русле мировых достижений. Создана хорошая промышленная база, укомплектованы тресты и возводятся уникальные объекты. Беларусь с 60-х гг. стала площадкой освоения всех лучших достижений в строительстве с уклоном в индустрию сборного железобетона и индустриальное крупнопанельное домостроение, и эти позиции не утрачены до сих пор. Отрадно, что на всех этапах развития строительного комплекса на различных должностях работают наши выпускники, не теряющие связи с наукой.

Л

Хассан Хаммуда,

выпускник

автотракторного факультета 1991 г.,

торговый атташе

посольства Палестины в Беларуси

Подготовка специалистов для зарубежных стран ведется в БНТУ уже 60 лет, и за это время более 9 тыс. выпускников вуза из 120 стран мира успешно работают у себя на родине и руководят реализацией крупных проектов.

В 1986 г. я приехал из Палестины на учебу в Минск и поступил в Белорусский политехнический институт. Учебный процесс для меня, как иностранного гражданина, начался с подготовительного отделения, на котором я изучал

fiij+iimlmirr

русский язык. Овладение этим главным инструментом в получении знаний было первым этапом, где закладывался фундамент подготовки будущего специалиста. Здесь я научился ценить дружбу между людьми различных национальностей и познал истинное значение понятия интернационализм. В гостеприимной Беларуси (тогда Белорусской Советской Социалистической Республике) мы, иностранные студенты, чувствовали себя как одна семья независимо от принадлежности к тому или иному землячеству. Я окончил автотракторный факультет по специальности «Двигатели внутреннего сгорания», а затем аспирантуру на кафедре «Сопротивление материалов машиностроительного профиля».

Учеба в вузе формировала технический, культурный и духовный стержень студентов, в том числе и иностранцев, что, по моему мнению, самое важное в дальнейшей жизни любого молодого специалиста. Здесь мы получили базовые знания и навыки, а также стремление развивать их в дальнейшем. И большая заслуга в этом преподавателей БНТУ, которые окружали нас заботой и вниманием. Не сомневаюсь, что современное поколение студентов живет и учится в такой же уникальной университетской атмосфере, в которой пребывали и мы, где ценятся идеи и всегда есть возможность их обсудить, где сохраняется и всячески поддерживается дух командности и в то же время не сбрасывается со счетов индивидуальность каждого обучающегося. Именно это и является отличительной чертой образования в БНТУ и вообще в Беларуси.

Мы поступали на учебу во времена Советского Союза, и, естественно, образование было выстроено исходя из потребностей крупных советских предприятий. Однако оно было очень разносторонним и позволяло развиваться не только в техническом направлении. Я, к примеру, после окончания аспирантуры начал заниматься бизнесом, далеким от моей специализации, но знания, полученные в альма-матер, очень пригодились.

Долгое время работал директором представительства фармацевтической компании в Беларуси, и сегодня являюсь торговым атташе в посольстве Палестины в Республике Беларусь.

Так как начало моего пути было связано с фармацевтической сферой, стараюсь наладить мосты между нашими странами в этом направлении и по другим перспективным проектам. Сегодня благодаря участию наших выпускников создается фармацевтическое производство в Беларуси, которое будет работать в основном на экспорт.

Александр Шумилин,

выпускник факультета роботов и робототехнических систем 1993 г., председатель ГКНТ, доктор экономических наук, доцент

- Последние достижения науки и технологий всегда привлекательны, поэтому в свое время я и принял решение поступать на факультет роботов и робототехнических систем БПИ - ведь он был первым подобным, созданным в СССР. Не менее важной для меня была и практическая составляющая. По сравнению с космическими разработками и исследованиями, которыми мне предлагали заниматься - а у них, как правило, двойное назначение, -в сфере робототехники виделись более широкие возможности для распределения, трудоустройства и направлений будущей работы.

Рождение нового факультета, тем более такого элитарного - это, конечно, в первую очередь аккумуляция компетентных, авторитетных преподавателей и мотивированных учеников. На тот момент у нас были собраны лучшие студенты со всей Беларуси, многие поступившие - с золотыми медалями, окончили специализированные классы. Подготовка оценивалась как очень высокая. Оснащение лабораторий на тот момент тоже было одним из лучших в СССР, мы работали с самым современным оборудованием. Например, на лабораторных занятиях учились программировать промышленных роботов. Прошло 25 лет и, я думаю, и у сегодняшних студентов это бы вызывало серьезный интерес. Конечно, тогда роботы были немного примитивнее, чем те, которые сегодня задействованы, например, на WorldSkills. Но по возможностям не уступали -чего только стоил робот «Сфера» с четырьмя степенями свобод. Самая первая точка Интернета в Беларуси также появилась именно на нашем факультете. Я тогда был на 3 курсе. В лабораториях стояли компьютеры - американские IBM 286, только появившиеся в Союзе, и студенты имели возможность выходить в Интернет. Я помню первые семинары, где рассказывалось, что такое Всемирная паутина, из чего состоит и как с ней нужно работать. Точка в Политехническом имела статус международной.

Первые мои годы в БГПА пришлись на времена СССР, и ту тесную связь обучения и производства, которая тогда существовала, нам стоит брать за пример и сейчас. У нас были обязательные практики на заводах. Студенты уже со второго курса участвовали в реальных проектах, разработках, которые велись на производствах. Например, у меня одна из практик была на Брестском электромеханическом заводе, где стояли самые современные компьютеры, были внедрены первые на то время автоматизированные системы проектирования AutoCAD. Также к нам в вуз приезжали специалисты с предприятий, инженеры-практики, и вели лабораторные занятия, в том числе по робототехнике. На каждой кафедре шли хоздоговорные проекты по определенным направлениям, лучшие студенты участвовали в этих разработках, которые затем внедрялись в практику. Все было нацелено на нее. В частности, темой моей дипломной работы была автоматизация электропривода мостового крана для завода силикатных изделий в Березе. Мой проект предусматривал перевод мостового крана полностью на систему электронного управления с возможностью рекуперации энергии, что в целом понижало расход электроэнергии, повышало эффективность и надежность системы. Это была конкретная разработка, которая готовилась к применению. К сожалению, когда я оканчивал вуз, СССР распался, система начала меняться, и многое так и не было внедрено. Кстати, в той ситуации слома стоял вопрос и о закрытии факультета, ведь такой потребности в специалистах по робототехнике, которая была в Союзе, в небольшой Беларуси уже не наблюдалось. Студенческий актив встречался с ректором, чему предшествовала серьезная подготовка, и отстоял факультет. Его атмосферу, сформировавшийся костяк, набранные компетенции нельзя было потерять.

Хотя учиться было тяжело, я окончил факультет с отличием. Диплом вуза на тот момент, как и сегодня, котировался очень высоко. С ним я мог устроиться инженером не только в Беларуси и ближайших странах, но и в западных, без процедуры нострификации этого документа. Это говорило о том, что подготовка специалистов в Политехническом соответствует всем международным стандартам. Представьте: чтобы моделировать токи в цепях электропривода мостового крана, я использовал уравнение Рунге-Кутты третьего порядка - достаточно сложный математический аппарат. Это опять же говорит об уровне инженеров, выпускаемых в те времена. Знаю по себе: того багажа знаний, который я получил по математике, физике, электрике, прогнозированию, хватило на многие годы вперед.

Так как после распада СССР робототехника стала уже не так актуальна, в аспирантуру мне предложили пойти по экономическому направлению. Я волновался: тогда уже начинался рынок, и те знания, которые давались в советские времена, не работали в меняющейся стране. Сомневался, хватит ли моей подготовки. И, как сейчас помню, один из профессоров на этот вопрос ответил так: если уж вы разобрались с уравнением Рунге-Кутты третьего порядка, то с экономикой справитесь точно. Забегая вперед, скажу, что, когда я пришел читать первые лекции по окончании аспирантуры, они были посвящены макроэкономике и микроэкономике. Таких предметов раньше в принципе не было, литературы не достать. И мне из Москвы привезли книги, я их отснял и сам готовил лекции - специалистов, которые могли бы что-то подсказать и рекомендовать, в Беларуси тогда практически не было. Помогло как раз умение находить информацию, обрабатывать ее, которое дала базовая подготовка по робототехнике.

Дальнейшая моя карьера также была связана с БНТУ и инновациями. Я окончил аспирантуру, защитил диссертацию - она была посвящена созданию первых технопарков в Беларуси. В частности, первый из них, совместный проект с немецкими партнерами, появился в Могилеве. Он развивается и функционирует до сих пор. Кстати, я был одним из первых получателей новых повышенных стипендий для аспирантов - тогда они назывались «стипендии кабинета министров». Потом я работал на кафедре экономики и управления на транспорте, заведовал только-только созданной, первой в стране кафедрой инновационного менеджмента, а дальше стал проректором Республиканского института инновационных технологий БНТУ.

[ 111+11ш1ш1гг

В определенный период робототехника ушла на второй план, ведь для ее развития необходимы огромные расходы, которые стране было сложно потянуть, и факультет трансформировался под потребности экономики. Сначала упор был сделан на подготовку программистов, и он назывался факультетом информационных технологий, а потом к нему все же вернулась и робототехника. Как видно, на данном этапе мы возрождаем это направление, активно продвигаемое во всем мире. Оно масштабное, сложное, требующее много ресурсов. Неудивительно, что здесь мы не могли конкурировать с транснациональными корпорациями, которые вкладывали в него колоссальные средства. Но сегодня целый ряд белорусских компаний начал им заниматься. И в следующие пять лет мы планируем усилить эту сферу. У нас машиностроительная страна. Сейчас практически на любом заводе задействована промышленная робототехника. На это направление мы и будем делать акцент. Рынок как внутри страны - в машиностроительной, обрабатывающей промышленности, так и в мире - огромный. Автоматические линии нужны везде, а у нас сохранились компетенции как по автоматизации технологических процессов, так и по разработке станков с ЧПУ и многому другому.

Я, например, заканчивал кафедру электропривода. Сегодня в Беларуси идет активное развитие электротранспорта - и мы, сохранив определенные знания и умения, будем восстанавливать и развивать эту кафедру уже в новом ключе. Планируется открыть даже новую специальность по электротранспорту. Еще одно подтверждение того, что БНТУ готовил и продолжает готовить кадры под потребность страны.

Связь с факультетом стараюсь не терять. Устраивали встречу и с сокурсниками. Все они состоялись в жизни, у многих свои бизнесы, компании. Та база знаний, которую мы получили, и та закалка, которую прошли после развала Союза, когда зарплата была 20 долларов, а нужно было кормить семью, стали основой, позволившей развиваться в других сферах. По сути, в ситуации, когда старая система уже не работает, нам надо было создавать новое. Отсутствие боязни этого нового - ведь робототехника всегда была на острие - и позволило выпускникам успешно влиться в изменившуюся реальность. Еще одно доказательство того, что если уж ты освоил математический аппарат программирования, то и в остальных системах разберешься легко.

Иван Шумский,

выпускник

механико-технологического факультета 1986 г., директор компании «Регула», кандидат технических наук

- Поскольку я из научной, педагогической семьи, именно интерес к науке и предопределил выбор профессии. Механико-технологический факультет Политехнического института, где я обучался, призван готовить инженеров-исследователей, потому такие дисциплины, как физика и математика, преподавались углубленно, и для меня это было очень интересно. Освоив соответствующий базис, впоследствии ты можешь заниматься чем угодно. А образование получено действительно фундаментальное: автоматизация производства, электротехника... Нас готовили универсалами. Все впоследствии пригодилось на производственной практике, где с любым специалистом я мог найти общий язык. После 3 курса проходил ее на заводе в Днепропетровске, где увидел весь металлургический цикл, позже работал на МТЗ, Гомсель-маше. Отличное базовое образование, полученное в Политехе, позволяло расти и дальше: если хочешь расширить свои знания, во что-то углубиться, ты легко это делал. Дальнейшее развитие, хорошую инженерную школу и первый опыт в качестве руководителя получил в 24 года, когда стал начальником кузнечно-штамповочного цеха знаменитого Кировского завода в г. Тихвине, Ленинградской области. Работал там по распределению в команде с ребятами из МИСиС, Бауманки, Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, и нисколько им не проигрывал в уровне профессиональной компетентности. Позднее по результатам выполненных работ в области информатики защитил кандидатскую диссертацию «Автоматизированный анализ подлинности паспортов и денежных банкнот по их цифровым изображениям».

С окончанием вуза учеба не закончилась. Профессиональный рост в быстро меняющемся мире подразумевает постоянное обучение. На заводе, где я работал, отбирали смышленых молодых специалистов и устраивали для них тренинги. Экономика,

социология, организация процесса производства... Это была активная накачка информацией, чтобы мы понимали, что происходит на производстве. Сейчас такими вещами занимаются всевозможные бизнес-школы.

Впоследствии довелось вернуться в стены альма-матер в качестве научного сотрудника и преподавателя: подготовил и читал студентам курс «Основы маркетинга».

Компанию «Регула» вместе с партнером Юрием Рогожинским основали в 1992 г. С ним сделали первый прибор - магнитный детектор, определяющий подлинность валют. Доросли до уровня компании, являющейся мировым лидером в области производства экспертных продуктов для проверки подлинности документов, ценных бумаг и денежных знаков. Среди наших уникальных разработок - компактные лаборатории для исследования документов, считыватели паспортов, портативные комплексы для идентификации номеров транспортных средств и др. Нашими устройствами, не имеющими аналогов в мире по своим техническим характеристикам, пользуются более чем в 150 странах, на всех континентах, кроме Антарктиды. «Регула» входит в тройку мировых лидеров в области разработки и производства приборов и программного обеспечения для контроля подлинности документов и банкнот. Представительства нашей компании работают в Латвии, Украине, России, Нидерландах, США, Бразилии. В портфеле - более 50 патентов.

В «Регуле» работает немало выпускников БНТУ, причем начинают у нас они еще студентами. Ценность базовых знаний, полученных ими, неоспорима. Но следует отметить, что давать их нужно сегодня не просто глубоко, а и с привязкой к практике. Важно предоставлять талантливой молодежи больше возможностей испытать себя на инновационных площадках. На мой взгляд, учащихся вузов стоит буквально со второго семестра окунать в реальную работу, чтобы они были привязаны к конкретным предприятиям и могли видеть и изучать, что и как там происходит. И обязательно -иностранные языки, без них сейчас - никуда. Безусловно, все это требует высокого уровня преподавателей, которые должны быть открыты инновациям.

Самые толковые ребята пришли к нам сами. Резюме, тестовое задание, испытательный срок, этап приживаемости. Ее процент у нас высокий, потому что очень жесткий отбор на начальном этапе. Часто молодых людей мы приглашаем на должность техников, для них эта работа - первый этап. Выпускники БНТУ, которые сейчас работают в компании, начали

сотрудничать с нами на 3-4 курсе, и к окончанию учебы это уже готовые специалисты. Они - будущее компании «Регула», у которой очень много горизонтов и перспектив. Все быстро меняется. Чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать. Что, собственно, и происходит: мы находимся в постоянном поиске новых технологий, нового оборудования, новых подходов и направлений. Если остановишься хотя бы на полгода, потом не догонишь. Экспертные приборы мирового уровня сегодня делаем мы, швейцарцы и англичане. На равных. А в чем-то мы лучшие. Технологическая конкуренция - это очень интересный и бесконечный процесс. По сути, наша компания находится в состоянии постоянного стар-тапа. Жизненный цикл продукта очень короткий, поэтому наши инженеры, программисты, оптики, электронщики, конструкторы, технологи постоянно придумывают что-то новое. Моя мечта - стать стандартом в своей области. Это тяжелая, интересная и достижимая задача.

Александр Ладышев,

выпускник

факультета транспортных коммуникаций 2008 г., заведующий ЦНИИ дорожно-строительных и гидроизоляционных материаловФТК

В БНТУ созданы хорошие условия, чтобы получить знания самого высокого уровня. Выбрав специальность «Автомобильные дороги», я увлекся предметами «Проектирование автомобильных дорог» и «Городские улицы». Транспортные магистрали представляют собой сложные комплексы инженерных коммуникаций, проектирование которых связано с решением многих сложных задач. Мне всегда казалось, что, освоив эти навыки, можно стать квалифицированным и востребованным специалистом. Это мотивировало в процессе учебы.

На момент окончания университета я считал, что обладаю хорошим багажом знаний в области дорожного строительства. Но, начав работу в научно-исследовательском подразделении, понял, что для моей профессиональной деятельности базового образования явно недостаточно. Появилась необходимость более глубокого изучения специальных дисциплин - дорожного материаловедения, проектирования и расчета дорожных конструкций и др. Поэтому продолжил обучение в магистратуре, а затем и в аспирантуре БНТУ. По моему убеждению, учиться нужно постоянно, так как требования к профессиональным знаниям постоянно растут.

Определяющую роль в выборе моего места работы сыграл профессор Владимир Адольфович Веренько. На 5 курсе он читал на нашем потоке курс лекций «Проектирование автомобильных дорог» и одновременно руководил Центром научных исследований и испытаний дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов. На одном из последних занятий Владимир Адольфович объявил, что в штат центра требуется 4 человека. На тот момент я планировал распределиться в дорожно-строительную организацию и не думал о возможности заниматься наукой. Но перспектива очень привлекла, и я пошел на собеседование в структурное подразделение, заведующим которого мне суждено было стать в будущем.

В ЦНИИ дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов было реализовано много научно-исследовательских тем для Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь: динамическая и вибро-динамическая устойчивость конструкций дорожных одежд к воздействию транспорта; модификация асфальтобетонных смесей многокомпонентными полимерными добавками; увеличение долговечности асфальтобетонных слоев мостового полотна; применение геосинтетических материалов при проектировании и строительстве автомобильных дорог. Результаты проведенных работ легли в основу нормативных или методических документов, а также включены в учебные программы или просто доводятся в качестве дополнительной информации студентам факультета транспортных коммуникаций.

Во время учебы в университете основной возможностью ознакомиться с производством была практика. В моем случае - это первый опыт укладки асфальтобетонного покрытия на улицах Минска, работа обычным дорожным рабочим, посещение предприятий по выпуску дорожно-строительных материалов. Это важные и интересные этапы обучения, и для того чтобы студенты получали наиболее

актуальные и приближенные к реальной деятельности навыки, самим преподавателям нужно иметь опыт работы в производственных либо проектных организациях или заниматься частично практической деятельностью.

БНТУ - это организация, которая сыграла ключевую роль в моем профессиональном становлении и стала трудовым поприщем. Все мои достижения в учебе и работе связаны только с университетом. Причем я никогда не относился к карьерному росту как самоцели. В первую очередь развивал профессиональные навыки и занимался научной деятельностью. Поэтому карьера складывалась как-то сама по себе. Работа в Центре научных исследований и испытаний дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов на должности инженера предоставила хорошую возможность учиться в магистратуре и аспирантуре. Работу и учебу совмещал. После окончания магистратуры по конкурсу был избран на должность младшего научного сотрудника, в которой и проработал до 2017 г., после этого стал заведующим. На данный момент важная цель, которую я себе поставил, -научный рост и получение ученой степени.

И я с уверенностью могу сказать, что БНТУ -прекрасная площадка для развития в любой сфере. Здесь можно заниматься практической, научной или образовательной деятельностью. Я очень благодарен университету за такие широкие возможности самореализации.

Александр Лапковский,

выпускник машиностроительного факультета 2009 г.,

научный сотрудник отраслевой научно-исследовательской лаборатории плазменных и лазерных технологий

Меня особенно привлекала специальность «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов». Нам читали курсы «Технология и оборудование восстановления деталей машин и приборов», «Обрабатывающий инструмент», «Технология машиностроения», «Основы повышения эксплуатационных свойств поверхностей», которые давали возможность ознакомиться с новейшими разработками в этой области, а также

открывали совершенно новые методы обработки материалов. Такая основательная подготовка позволила после окончания БНТУ быстро включиться в практическую деятельность. Безусловно, в процессе работы в реальном секторе экономики полученные в университете знания требовали адаптации применительно к конкретным условиям производства, однако теоретический базис помогал сделать это быстрее и с меньшими затратами.

Преподавателям удавалось заинтересовать студентов своим предметом благодаря профессионализму и открытости. Хотелось бы отметить заведующего кафедрой Валерия Константиновича Шелега, Николая Васильевича Спиридонова, Евгению Николаевну Сташевскую, Сергея Эдуардовича Крайко, Светлану Владимировну Джежору, Ларису Алексеевну Раевскую, Елену Александровну Маркову и многих других. Еще хочу с благодарностью вспомнить Беляева Геннадия Яковлевича, Якимовича Александра Максимовича, деканов машиностроительного факультета. Их приверженность любимому делу не выражалась высокопарными словами, а доказывалась таким живым интересом и горением на работе, что невольно передавалась студентам. С третьего курса обучения моим научным руководителем был Олег Георгиевич Девойно. В лаборатории плазменных и лазерных технологий мне как студенту доверяли выполнение небольших заданий в рамках научных проектов и договоров с промышленными предприятиями. Олег Георгиевич и весь коллектив лаборатории - люди увлеченные, считающие научную деятельность яркой, интересной и востребованной. В этом убедился и я, и по сей день уверен, что наука -это интереснейшее занятие.

После окончания университета поступил в магистратуру по специальности «Машиностроение и машиноведение» и параллельно работал в лаборатории в должности инженера. Потом служил в армии, но продолжал готовиться к поступлению в аспирантуру. И даже на вступительный экзамен я прибыл с полигона в форме и с сопровождением офицера. В аспирантуре начал преподавать на кафедре «Детали машин», где старался развить у студентов пространственное мышление, способности к анализу незнакомых механизмов и пониманию взаимодействия между различными узлами и деталями.

В университете есть ряд научно-исследовательских лабораторий, которые активно сотрудничают с предприятиями и выполняют для них определенные практические задачи. К их числу относится наша Отраслевая научно-исследовательская лаборатория плазменных и лазерных технологий. Мы занима-

емся современными процессами обработки материалов: лазерной сваркой, лазерной термообработкой и легированием, лазерной наплавкой, очисткой, плазменным и газопламенным напылением. Знакомим студентов университета с этими процессами, привлекаем их к выполнению актуальных задач, показываем на практике, как реализуются новейшие технологии, стремимся развивать научный интерес путем материального стимулирования. Хотелось бы, чтобы предприятия уделяли внимание молодому поколению и в рамках практик старались заинтересовать будущей профессией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работая в БНТУ, я совершенствую и развиваю полученные знания, имею возможность использовать современное оборудование и информационное обеспечение в научно-исследовательских и практических проектах. Университет активно помогает регистрировать научные результаты в виде патентов, оказывает рекламную поддержку и помогает быть узнаваемым на международном рынке.

Константин Горбаченя,

выпускник

приборостроительного факультета 2011 г., старший научный сотрудник НИЦ оптических материалов и технологий, кандидат физико-математических наук

Во время учебы в университете меня больше всего заинтересовали предметы, связанные с изучением принципов работы и основ построения лазерной техники: оптико-электронные и лазерные приборы и системы, их конструирование, технологии оптического производства, методы расчета оптических систем, а также их прикладное использование. И основная заслуга в этом опытных преподавателей, по-настоящему увлеченных своим предметом. В этом плане хотелось бы отметить ученого с мировым именем, заведующего кафедрой «Лазерная техника и технология» Николая Васильевича Кулешова с его курсом лекций «Твердотельные лазерные системы»; доцента Виктора Эдвардовича Киселя, который, являясь заведующим НИЦ «Оптических материалов и технологий» БНТУ, способствует привлечению одаренных студентов старших курсов, магистрантов и аспиран-

тов к проведению научных экспериментов в области лазерной физики; доцента Анатолия Сергеевича Ясюкевича, преподававшего дисциплину «Теория и расчет лазеров», без знания которой сложно представить работу лазерщика.

После окончания университета тружусь в НИЦ «Оптические материалы и технологии» филиала БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт», где прошел путь от инженера до старшего научного сотрудника. Ключевым фактором выбора места работы было прохождение преддипломной практики на пятом курсе в этом научно-исследовательском центре, где мне удалось применить на практике знания, полученные во время обучения в университете. Благодаря опытным сотрудникам НИЦ появилась возможность овладеть современными технологиями в области лазерной физики.

Для того, чтобы поддерживать должный научный уровень, регулярно читаю профильные статьи известных ученых в авторитетных международных журналах, принимаю участие в зарубежных конференциях, где имею возможность представить и обсудить результаты своей научно-исследовательской работы. Знакомлю студентов кафедры «Лазерная техника и технология» с новейшими разработками в области лазерной физики. Кроме того, стараюсь мотивировать их к учебе, помогаю определиться с выбором будущей профессии. В значительной

мере способствует этому тесная связь процесса обучения с производством, в частности создание филиала кафедры «Лазерная техника и технология» на базе лидирующего предприятия оптико-электронного приборостроения ОАО «Пеленг». В ходе конструкторской, технологической и преддипломной практик студенты получают возможность ознакомиться с последними разработками в области оптико-электронного приборостроения, получить необходимые для будущей работы навыки, а также, что немаловажно, зарекомендовать себя с лучшей стороны для первого трудоустройства после окончания университета.

Поэтому, по моему мнению, именно на практико-ориентированное обучение необходимо делать ставку. Для этого следует укреплять взаимовыгодное сотрудничество университета с субъектами производства, на его территории проводить занятия для студентов, используя материально-техническую базу предприятия.

Ключевую роль в моих трудовых достижениях играет БНТУ, поскольку учеба в нем не только заложила основу знаний будущего специалиста, но и предоставила возможность реализовать научную карьеру. Спустя 10 лет после окончания университета защитил кандидатскую диссертацию. На сегодняшний день занимаю должность старшего научного сотрудника, провожу научные исследования в области лазерной физики, руковожу научной работой молодых сотрудников. Опубликовал более 20 статей в международных рецензируемых журналах, мой индекс цитирования (индекс Хирша), по данным базы Scopus, составляет 8. Принял участие в более чем 10 зарубежных конференциях, которые проводились в таких странах, как США, Китай, Германия, Франция и др. Кроме того, с начала текущего учебного года мне было доверено чтение курса лекций по дисциплине «Оптическое и лазерное материаловедение».

В БНТУ собран высококлассный коллектив преподавателей, создана серьезная материально-техническая база, благодаря чему студенты имеют все возможности стать профессионалами и получить признание как на родине, так и за рубежом.

Юлия ВАСИЛИШИНА, Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ, Наталья ГУСАКОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.