Научная статья на тему 'Высокая Марка БНТУ'

Высокая Марка БНТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянович Ирина

Рубрика "Открытые двери" посвящена 90-летнему юбилею старейшего вуза страны Белорусского национального технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High grade BNTU

Topic "Open doors" dedicated to the 90th anniversary of the oldest University of the country the Belarusian national technical University.

Текст научной работы на тему «Высокая Марка БНТУ»

В декабре нынешнего года старейшему вузу страны — Белорусскому национальному техническому университету — исполняется 90 лет. За это время он стал самым крупным высшим учебным заведением республики, которое готовит кадры по 85 специальностям и 138 направлениям и специализациям. Здесь действуют 17 факультетов, более 110 кафедр и 56 их филиалов, 3 института повышения квалификации, 46 научных подразделений. Занятия проходят в 22 учебных и спортивных корпусах. За годы своего существования университет подготовил свыше 170 тыс. специалистов, в том числе около 7 тыс. для зарубежных стран. На базе БНТУ созданы вузы в Гомеле, Бресте, Могилеве, Новополоцке, Барановичах и других городах.

90-летняя история БНТУ началась с судьбоносного для вуза решения о создании высшего технического учебного заведения в республике. Оно было принято 10 декабря 1920 г. на заседании Военно-революционного комитета Социалистической Советской Республики Беларусь и главного управления профессионально-технического образования Наркомпроса. Данным документом Минское политехническое училище преобразовывалось в Белорусский государственный политехникум. В нем планировалось готовить инженеров с высшим образованием

по главным производствам республики. В первом учебном году на 6 факультетах вуза занимались 305 студентов и 119 слушателей подготовительного отделения.

В дальнейшем институт претерпел ряд реорганизаций и был возрожден в 1933 г. Первого сентября к занятиям приступили 1200 студентов. Их обучали 120 преподавателей 20 кафедр. В 1941 г. в институте действовало уже 32 кафедры, на которых работали 180 преподавателей. Всего за 1933—1941 гг. БПИ подготовил около 2 тыс. квалифицированных инженеров.

В послевоенный период началась целенаправленная работа по восстановлению материально-технической базы и подготовке преподавательских кадров. Возрождались учебные корпуса, общежития, открывались новые кафедры, факультеты, специальности, развивались научные исследования, устанавливались международные связи. Эту работу успешно осуществлял многотысячный коллектив преподавателей, сотрудников и студентов под руководством ректоров Г.М. Кокина (1959—1962), П.И. Ящерицина (1962—1976), В.Д. Ткачева (1976—1983), В.Н. Чачина (1983—1994), М.И. Демчу-ка (1994—2000), Б.М. Хрусталева (с 2000 г. по настоящее время). 7 апреля 1991 г. БПИ был преобразован в БГПА, а 1 апреля 2002 г. — в БНТУ.

Существует много институтов и подходов к определению рейтинга вуза. Но, по мнению большинства аналитиков, традиционная оценка по количественным показателям дает достаточно условный результат. Все чаще за основу престижности, мотивации выбора будущей профессии берется общественное мнение. Насколько популярен БНТУ в народе и каков сегодня уровень его развития, рассказывает ректор университета академик Борис ХРУСТАЛЕВ.

Высокая марка БНТУ

— В мировой практике и национальных системах образования имеется ряд принципов и подходов ранжирования высших учебных заведений. Какой из них, на ваш взгляд, самый объективный?

— Несомненно, поставленный вопрос является актуальным, так как каждый вуз хотел бы видеть свое место среди других. Однако пока единой шкалы оценки работы университетов нет. Методологии составления всех существующих рейтингов довольно сильно различаются. В числе главных критериев рассматриваются индекс цити-руемости, научно-исследовательская работа, количество научных и преподавательских работников, являющихся лауреатами престижных премий, оценка уровня преподавания с учетом обучения иностранных студентов, заказы на выполнение исследований от крупных коммерческих компаний, последующий карьерный рост выпускников и т.д. Как видите, говорить о самом объективном методе ранжирования проблематично.

Что касается места БНТУ в национальной и мировой системе высшего образования, его уровень достаточно высок и он пользуется заслуженным признанием. Наш университет является полноправным членом Европейской ассоциации университетов, Международной ассоциации университетов, Европейского общества инженерного образования, координатором Национального комитета Международной ассоциации пообмену студентами производственных практик. С 2005 г. БНТУ — базовый университет в области инженерного образования в СНГ.

— Не ошибусь, если предположу, что одной из важнейших рейтинговых характеристик вуза является востребованность выпускников университета на белорусском и международном рынках труда...

— Безусловно, конкурентоспособность специалистов — основной показатель успешной деятельности учебного заведения. В подтверждение того, что выпускники у нас на высоком уровне, можно

привести одну цифру: количество заявок на них по различным специальностям в 1,5—3 раза превышает их численность. Кроме того, у нас свыше 1 тыс. студентов из 34 стран мира, а это почти 20% всех иностранцев, обучающихся в нашей республике. В последние годы повышенный интерес к молодым кадрам проявляют ведущие мировые фирмы, такие как Bosch, Siemens, Knorr-Bremse и др. Конкурентоспособность будущего специалиста обеспечивается за счет знаний и компетенций, а также практического опыта, полученного студентом за время учебы. Но нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что за пять лет обучения приобрести полный пакет прикладных навыков довольно сложно. И этот существенный дисбаланс требует устранения. Поэтому предметом постоянной заботы коллектива является соответствие уровня знаний наших студентов запросам реального сектора экономики. Именно исходя из этой задачи БНТУ открыл около 50 филиалов кафедр на предприятиях и в других организациях. Это позволяет приблизить учебный процесс к условиям производс-

тва, привить студентам навыки работы на предприятиях, привлечь наиболее опытных практиков к учебному процессу. Конечно, мы стараемся повысить и эффективность производственных практик. Важный аспект учебного процесса — научная составляющая, заключающаяся во внедрении разработок в учебный процесс, в создании объектов интеллектуальной собственности. К слову сказать, среди авторов заявок на патенты числится 23% студентов, магистрантов, аспирантов.

Система образования традиционно устроена так, что обучение существует само по себе, а практика сама по себе. В идеале, как известно, необходима обратная связь. Предприятия должны говорить о том, каким они видят будущего специалиста, и помогать формировать его облик, а реализовывать этот заказ следует университету. Этот процесс требует открытого, творческого диалога. В свое время хорошо себя зарекомендовали учебно-научно-производственные объединения, созданные с ведущими предприятиями страны, такие как «БНТУ — МТЗ», «БНТУ — МАЗ» и др. Сейчас необходимо думать, как вдохнуть новую жизнь в такие структуры с учетом современных реалий.

Для того чтобы наши выпускники приобрели теоретическую и практическую подготовку, не просто отвечающую потребностям рынка труда, а позволяющую первенствовать на нем, в БНТУ сформирована уникальная научно-педагогическая школа. Она создавалась многими поколениями преподавателей и ученых на протяжении 90-летней истории нашего вуза. Уникальность же ее заключается в исторической преемственности научного и педагогического опыта преподавателей. Его непрерывную передачу обеспечивает система работы с кадрами, действующая в БНТУ, а также атмосфера, царящая в университете. Она пропитана доброже-

лательным и уважительным отношением друг к другу преподавателей разных возрастов — от молодых специалистов, только что пришедших на кафедру, до маститых и авторитетных профессоров. Наш кадровый модуль настолько высок, что мы вправе называть его «школой БНТУ». На отечественном рынке труда это уже воспринимается как факт.

— Для дальнейшего победного шествия в профессию выпускники должны научиться принимать самостоятельные решения. Готовы ли они к этому?

— Поскольку хорошую теоретическую подготовку в стенах университета наши студенты закрепляют несколькими практиками — ознакомительными, производственными, технологическими, преддипломными, то, думаю, подавляющее большинство молодых специалистов готовы к «автономному плаванию». Этому способствуют практические занятия, которые ведутся в условиях реального производства в филиалах кафедр. На развитие творческого подхода к работе и умения самостоятельно принимать решения направлена и научно-исследовательская работа студентов. В БНТУ создано 14 специализированных студенческих научных лабораторий, бюро, 2 из которых являются лауреатами Специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Приобретаемый здесь опыт формирует у будущих выпускников навыки и смелость в принятии самостоятельных решений после окончания вуза. Неплохие уроки получают наши студенты и благодаря межстрановому обмену группами студентов-практикантов с Италией, Германией, Норвегией, Россией и рядом других стран.

— Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Плох тот студент, который не хочет стать руководителем». Нужны ли для это-

го какие-то особые подходы или «начальниками» рождаются?

— В деятельности любого рода необходимы базовые специальные знания, широкий кругозор в предметной и смежной областях и способность к самообразованию. Если же говорить о конкретной специализации, то здесь, на мой взгляд, в основу должны быть положены подходы, касающиеся, во-первых, умения формировать стратегию и тактику, во-вторых, понимания морально-психологического аспекта, в-третьих, развития личностных качеств лидера коллектива. Многому из этого можно и нужно учить. В БНТУ, кстати, есть специальности «менеджмент», «бизнес-администрирование», по которым обучают профессиональных управленцев. В учебный план по их подготовке входят базовые экономические и бухгалтерские дисциплины, а также ряд предметов по психологии и стратегическому развитию. Но по большому счету, чтобы стать управленцем, необязательно иметь соответствующее образование. Немало наших выпускников получили инженерные специальности и стали успешными топ-менеджерами в сфере государственного управления, руководителями производственных предприятий, конструкторских и научных организаций, частных фирм, компаний. Поэтому считаю, что целеустремленная высокопрофессиональная деятельность, ответственное отношение к делу и самоотдача зачастую более важны, чем специальная теоретическая подготовка управленца.

— Держать руку на пульсе времени — значит осуществлять подготовку специалистов для реализации инновационных проектов. Как реагирует вуз на новые условия хозяйствования?

— Быстро изменяющаяся экономика страны требует новых профессий. Именно поэтому за последние два

года в БНТУ открыты такие специальности, как «микро- и наносистемная техника», «транспортная логистика», «строительство тепловых и атомных электростанций», «паротурбинные установки атомных электрических станций», «инженерная геодезия», «вакуумная и компрессорная техника», «организация упаковочного производства». Их названия говорят сами за себя, а появление продиктовано именно необходимостью новой плеяды профессионалов по самым актуальным и наукоемким направлениям развития экономики. Поэтому обучение в БНТУ организовано по стандартам нового поколения, в которых учтены инновационные составляющие по каждой специальности и дисциплине. В соответствии со стандартами разработаны новые учебные планы и программы. И на уровне теоретической подготовки, и на уровне практического освоения полученных знаний преподаватели четко и доходчиво вводят в учебный процесс инновационную компоненту. Для подготовки инновационно ориентированных специалистов в БНТУ создана хорошая инфраструктура, включающая научно-исследовательскую часть, 3 института повышения квалификации и переподготовки кадров, Технопарк БНТУ «Политехник», опытный завод «Политехник». Благодаря этому удается более эффективно реализовать интеграцию «образование — наука — производство». Привлечение

студентов к выполнению реальных НИР, проведение маркетинговых исследований, участие в коммерциализации проектов, несомненно, способствует подготовке специалистов для работы в новых экономических условиях.

— Чтобы обозначить инновационную составляющую в учебном процессе в полной мере, не обойтись без солидного материально-технического обеспечения, информатизации, приобретения современного лабораторного оборудования. Это основа качества образовательных услуг...

— .„И один из основных наших приоритетов. Нам удалось немало сделать для развития технической базы. Созданы учебные лаборатории, в оснащении которых принимали участие такие известные фирмы, как Siemens, Bosch Rexroth, Festo (Германия), SKF, Sandvick Coromant (Швеция), ISCAR (Израиль) и др. Каждая такая лаборатория оборудована по последнему слову техники, снабжена самым современным оборудованием, тренажерами, моделирующими компьютерными системами, что позволяет на высоком уровне проводить лабораторные и практические работы и в дальнейшем использовать их результаты в курсовом и дипломном проектировании. В учебный процесс внедряют-

ся новейшие технологии производства машин, методик проектирования, современной элементной базы, программного обеспечения. Для проведения работ в области нанотехнологий в БНТУ имеются атомно-силовые микроскопы и другие уникальные приборы и оборудование. Благодаря этому нам удалось поднять на современный уровень преподавание дисциплин, связанных с технологической независимостью страны.

Что касается информатизации, то в этот многогранный процесс входит знакомство с различным программным обеспечением: стандартными офисными средствами, интернет- и математическими программами. Практически на всех инженерных специальностях студенты изучают такие средства конструирования и технологической подготовки производства, как AutoCAD, SolidWorks, Pro/ Engineer. На некоторых специальностях предполагается углубленное изучение средств инженерного анализа ANSYS, NASTRAN или языков программирования С++ («си-плюс-плюс»), С# («си-шарп») и др. К вопросу информатизации учебного процесса следует также отнести оснащение кабинетов и аудиторий современной мультимедийной техникой, интерактивными досками, плазменными экранами. Конечно, о стопроцентном охвате аудиторий такой техникой говорить пока рано. Но, по крайней мере,

на каждом факультете созданы мультимедийные классы. Практически 100% дипломных проектов выполняются с помощью современных информационных технологий.

— Традиционно в юбилейные дни принято говорить об успехах вуза. Каковы основные достижения университета?

— О них свидетельствуют следующие примеры. По количеству обучающихся и работающих БНТУ входит в число самых крупных вузов не только нашей страны, но и СНГ. В этом году в университет зачислено рекордное количество студентов — 7400 человек, а всего обучается свыше 32 тыс. Порядка 40% объема прикладных НИР для реального сектора экономики, выполненных по прямым договорам всеми вузами системы Министерства образования, — на счету БНТУ. Подготовку по 82 специальностям и более 110 специализациям для машиностроения, строительства, энергетики, приборостроения, горного дела, информационных технологий и ряда других отраслей наш вуз ведет по новым образовательным стандартам и планам. В составе БНТУ — научно-исследовательская часть, которая является самым крупным научным подразделением в системе Министерства образования, опытный завод и научно-технологичес-

кий парк, которые носят одинаковое название — «Политехник». Многие наши работники отмечены государственными наградами, что подтверждает весомый вклад БНТУ в социально-экономическое развитие Беларуси.

В структуре НИЧ БНТУ созданы Белорусско-Китайский центр в области дорожного строительства, Белорусско-Латвийский центр в области упрочняющих и лазерных технологий, а в структуре Технопарка функционируют центры по сотрудничеству с Китаем, Кореей, Индией, Вьетнамом, Венесуэлой, Сирией и другими странами.

БНТУ — головной исполнитель и соисполнитель четырех программ: ГПОФИ «Строительство и архитектура», ГКПНИ «Энергобезопасность», ГКПНИ «Тепловые процессы», ГПОФИ «Высокоэнергетические, ядерные и радиационные технологии». Принимает участие в выполнении 32 государственных научных и научно-технических программ различного уровня и 3 программ Союзного государства. Научные исследования соответствуют практически всем приоритетным направлениям научно-технической деятельности страны.

— Ко дню рождения вуз, как и любой именинник, проходит косметическую подготовку.

— В канун юбилея, и это не исключение, в БНТУ ведется широкий фронт работ по проектированию новых объектов, капитальному и текущему ремонту помещений, сетей и коммуникаций. За последние годы произведен комплексный ремонт общежития №2 для аспирантов и слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, стадиона, санатория-профилактория; ведется реконструкция учебно-лабораторного корпуса №15 и учебного корпуса №11Б. За 8 месяцев текущего года выполнено работ на сумму около 5 млрд руб., всего же будет освоено около 10 млрд руб. Принарядились буквально все строения университетского городка—от главного корпуса до зданий других факультетов. В распоряжении студентов — современный спортивно-оздоровительный комплекс с 50-метровым плавательным бассейном, спортивными залами и площадками, санаторий-профилакторий. В вузе работают свыше 20 художественных коллективов, 6 из которых имеют звание «народный».

— Но самое главное богатство вуза — это, безусловно, его питомцы, которые давно стали известными в науке и общественной жизни страны людьми.

— Университет по праву гордится своими выпускниками. Они занимают ключе-

Диплом высшей пробы

вые посты буквально во всех отраслях экономики страны. Это премьер-министры, министры, академики, известные государственные и научные деятели, руководители крупнейших предприятий и организаций как нашей страны, так и дальнего зарубежья. Среди них первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко, заместители премьер-министра Виктор Буря, Владимир Потупчик, Владимир Дражин, экс-премьер-министр Республики Беларусь Вячеслав Кебич, экс-председатели Совета Республики Национального собрания Геннадий Новицкий и Борис Батура — ныне губернатор Минской области; лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, академики Олег Роман, Александр Сте-паненко, Владимир Лабунов и Евгений Марукович. Список настолько пространен, что продолжать его можно бесконечно долго.

Не меньшую гордость вызывают и студенты-иностранцы, получившие путевку в жизнь в нашем университете: почетный консул государства Непал Махато Упендра, директор Научного энергетического института Вьетнамской академии наук Нго Туан Киет, директор нигерийского Научно-исследовательского института по разработке и производству научного оборудования Хасан Абдулкадир Баба, временный поверенный посольства Доминиканской Республики в РФ Нина Кабреро Доминго Антонио, почетный вице-консул Республики Перу в Республике Беларусь Мигель Монтаньес Видаль, директор крупнейшей иранской строительной компании Нима Хафизи и многие другие директора крупных предприятий. Это люди, реализовавшие свои амбиции, вставшие на высшую ступень карьерной лестницы, входящие в национальную элиту. Мы гордимся тем, что не последнюю роль в их успешном восхождении на профессиональный олимп сыграл университет.

За годы существования университета в нем воспитано несколько поколений талантливых учеников, беззаветно преданных своей профессии и безмерно гордящихся своей альма-матер. Тысячи высококлассных специалистов трудятся сегодня во многих уголках нашей страны и за рубежом. Они занимают ведущие должности в науке и производстве, стали видными руководителями, крупными предпринимателями, учеными с мировым именем. Среди них выпускник БНТУ 1969 г. Евгений Марукович — академик, директор Института технологии металлов НАН Беларуси, лауреат Государственной премии БССР, заслуженный изобретатель Республики Беларусь. То есть человек, чья жизнь, что называется, удалась во всех отношениях. Мы решили спросить у Евгения Игнатьевича, какую роль в его столь блестящей карьере ученого-менеджера сыграл институт и какие воспоминания о студенческой жизни 60-х до сих пор живы в его памяти.

— Я автор такого слогана: «Хочешь быть успешным — поступай в БНТУ». Выражение, в общем-то, немудреное, но на 100% верное и подтвержденное жизненной практикой. Считаю, что именно институт стал отправной точкой моего становления в профессии. Хотя ее, как ни странно, я выбрал почти случайно. Окончив в 1964 г. Узденскую среднюю школу с серебряной медалью, поехал поступать в Минск, в высшее учебное заведение. Не стану скрывать:

Евгений Марукович

академик, директор Института технологии металлов НАН Беларуси, лауреат Государственной премии БССР, заслуженный изобретатель Республики Беларусь

о литье я и не помышлял, моей целью был вуз с военной кафедрой. Для полноты картины решил побывать в нескольких. Сначала оправился в Институт механизации сельского хозяйства, затем в БПИ.

Как сейчас помню, на третьем этаже главного корпуса в зале заседаний ректората расположилась приемная комиссия. Здесь были представлены все факультеты института. А я еще в школе стал перворазрядником по легкой атлетике и по штанге, выступал за взрослую команду Узды, был чемпионом района и области. Прослышав о том, что в вузах

В стройотряде

очень жалуют спортсменов, решил как-то обозначить себя и не нашел ничего лучшего, как вывесить все имевшиеся спортивные награды у себя на груди. Они-то и сыграли главную роль в выборе факультета — механико-технологического. Его декан, Анатолий Михайлович Дмитрович, слыл большим фанатиком спорта. При нем факультет гремел спортивными достижениями, кстати, не отставая при этом и по успеваемости. Спорт был в почете и на высоте. И когда я вошел в аудиторию, весь сверкающий спортивными наградами, выпускник кафедры литейного производства этого факультета Николай Андреевич Лесун, дежуривший в это время от МГФ в приемной комиссии, сразу обратил на меня внимание. Тут же подошел ко мне и, как хороший «купец» на призыве, начал расхваливать романтику огненной профессии, завораживающую красоту жидкого металла и прочие прелести моей будущей работы. Ну а поскольку я любил физику и в школе интересовался секретами металлов, то на это дело и

клюнул. К тому же заверения в будущей любви со стороны ректората и деканата за мое увлечение спортом сделали мой выбор окончательным. Я подал документы и приступил к сдаче экзаменов. Их было 5: математика — устно и письменно, сочинение, физика и химия. Получил 3 пятерки и 2 четверки и был зачислен в 120-ю группу МТФ.

Группа была замечательная, дружная и сплоченная. За время учебы у нас сложилось настоящее братство, которое прошедшие годы, и годы немалые, только скрепляют. А начинался наш путь в профессию с веселой студенческой жизни, с общежития №6, на углу Я. Коласа и Б. Хмельницкого. Материально жили довольно скромно, основная часть студентов была из небогатых семей и довольствовалась стипендией и продуктами, привезенными из дому. Их вывешивали в сетке за форточкой, и общежитие после выходных — посещения родных пенатов — напоминало ощетинившуюся елку, которая постепенно, по мере употребления провианта, сбрасывала с себя сетки-колючки. Особенно интенсивно это происходило во время первой сессии. Наш декан и преподаватель технологии металлов Анатолий Михайлович Дмитрович требовал от нас не просто вести конспекты по предмету, но изображать в них описываемые процессы в цвете. Понятное дело, что этим никто не занимался во время семестра — за стол садились непосредственно перед зачетом и, трое суток не выходя из комнаты, цветными карандашами разрисовывали «веселые картинки». Даже в столовую не ходили, выуживали из-за окна сетку, поглощали «ссобойки» и работали дальше.

В вузе было много прекрасных препода-вателей.Курсматематики,например,чи-тала Александра Маркина, физической химии — Хонон Левитман, «литейные формы и формовочные материалы» —

Абрам Милов, «оборудование» — Иосиф Зайгеров, «сплавы и плавку» — Николай Македонский и др. Это люди, навсегда «заболевшие» своим предметом, по-особенному одухотворенные, нацеленные на то, чтобы дать нам знания. И я теперь с прискорбием думаю, что мы порой не оправдывали их надежд, прогуливали лекции, приходили не готовыми к занятиям. Иногда, правда, на то были веские причины. Стипендии в 30 руб., конечно же, хватало только на скромное существование, а хотелось ведь и в кино сходить, и домой съездить, и с девушкой погулять. Поэтому прибегали к дополнительным способам заработать деньги — чаще всего разгружали вагоны. Всю ночь пашем, а утром на лекцию идти — сил нету. Самая сложная работа — разгрузить вшестером 60 тонн соли. То есть каждый из нас на своих руках за ночь переносил 10 тонн. За это получали по 6 руб. на брата — деньги хоть и небольшие, но вкупе со стипендией вполне ощутимые. Но круче всего было разгружать боржоми. Мы усовершенствовали систему разгрузки и сделали ее оптимальной для 12 человек. Четверо работали в самом вагоне, ставя ящики с минералкой на край поддона, еще четверо принимали и отправляли на склад и, наконец, последняя группа складировала их штабелями. Зарабатывали за 10 часов по 13—14 руб.

Не забыть, конечно, и романтику студенческих картошек и стройотрядов. До сих пор в памяти Урал, Чингерлаузский раойн, совхоз «Алмазный», где в суровейших условиях невыносимой жары мы строили дома. Работали весь световой день без единого выходного. Но, правда, иногда находили способы себя развлечь. Например, ловили черепах, присваивали им номера и устраивали черепашьи бега. В стройотряде состоялась и первая студенческая свадьба. Наши одногруппники решили именно там пожениться. И руководство сов-

хоза по-отечески отнеслось к такому событию. Решило оплатить застольные расходы и одарило молодоженов подарками — телевизором и ковром. Праздник начался вечером в субботу, а закончился в воскресенье вечером, это был наш первый выходной за 2 месяца. Причем утро началось со светского «раута» в местной речушке, кишевшей змеями. Мы мужественно их разогнали и, зайдя по шею в воду со стаканами, интеллигентно и не спеша, как патриции, полдня обсуждали насущные проблемы нашего житья-бытья.

Еще одна важная составляющая моей институтской жизни — занятия научной работой. Увлекся я этим делом рано, на 3-м курсе, благодаря талантливейшему преподавателю Валентину Ароновичу Гринбергу. Энтузиаст своего дела, человек, увлеченный предметом, он настолько блестяще читал лекции по печам, что мы слушали их как завороженные. Без единой бумажки он писал на доске сложнейшие уравнения теплового баланса — длиной в «километр». Теперь я специалист в области теплофизики и сам могу удивить кого-либо такими знаниями, но в тот момент преподаватель казался мне каким-то магом и именно своей харизмой привлек меня к науке. Он был куратором нашей группы и подбирал студентов для исследовательской работы. Таковых в нашей группе нашлось много — Давыд Кукуй, Михаил Петухов, Виктор Романенко, я и другие. Гринберг по роду научной деятельности сотрудничал с профессором Вадимом Ивановичем Тутовым из Физико-технического института АН БССР, работавшим в лаборатории Альберта Иозефовича Вейника. Я с Виктором Романенко ежедневно ходили туда, проделывали опыты, экспериментировали с металлами. И это происходило не по принуждению, не из-за корыстных целей, а потому, что по-настоящему увлекало. Я до конца учебы занимался научной работой и считаю, что как раз в

институте получил тот бесценный опыт, который впоследствии помог мне стать ученым.

Мне посчастливилось учиться у прославленного ученого Альберта Вейни-ка. Помню, прочитали в расписании, что он будет читать нам лекции по теории литья, и с нетерпением ждали его появления в аудитории. На перемене что-то бурно обсуждали и не заметили, как в кабинете появился молодой, спортивного телосложения человек и призвал нас к порядку. Мы же ничтоже сумняшеся посоветовали ему убираться поскорее, поскольку у нас сейчас лекция самого Вейника. Каково же было наше удивление, когда Альберт Иозефович представился: «Так я и есть Вейник». Он стал членом-корреспондентом в 37 лет, а по нашим понятиям, человек с таким высоким ученым званием непременно должен быть благородным стариком, убеленным сединами. Потому-то и случился такой конфуз, но Альберта Иозе-фовича это нисколько не смутило, и он приступил к своим профессиональным обязанностям. Это была величина мирового уровня, личность незаурядная и многогранная. Человек, обладающий невероятным даром лектора, который о

сложнейших теоретических вещах умел сказать просто и доходчиво. Впоследствии случилось так, что жизнь связала меня с ним навечно. Пойдя по стезе ученого-металлурга, я стал единственным человеком в Беларуси, у которого А.И. Вейник был дважды оппонентом — и по кандидатской диссертации, и по докторской.

Надо сказать, что наша 120-я группа МТФ славится не только крепкой дружбой, но и талантливыми выпускниками. Среди них — профессор Давыд Михайлович Кукуй, который теперь заведует нашей кафедрой. Многие другие наши однокашники тоже достигли профессиональных вершин: Сергей Федорович Лукашевич работал директором завода отопительного оборудования, Михаил Михайлович Петухов и Виктор Анатольевич Романенко — в Минпроме. Их имена, без сомнения, можно внести в золотой кадровый фонд, подготовленный вузом, который, я уверен, будет пополняться и в дальнейшем высокопрофессиональными молодыми специалистами. Ведь БНТУ — это по определению высокое качество образования, высшее и по своему наименованию, и по своей пробе.

С днем рождения, альма-матер!

Сорок лет назад я вышел из поезда на вокзале в Минске после девяти месяцев обучения на подготовительном факультете Московского автодорожного института. Нас встретили и отвезли в общежитие №3, которое располагалось рядом с институтом. До сих пор я храню в себе память о тех прекрасных первых мгновениях пребывания в Минске.

Возможно, я один из немногих вьетнамцев моего поколения, чья юность была поистине счастливой. В то время мой народ вынужден был взяться за оружие и воевать за независимость и свободу. Я же жил и учился в прекрасной стране. За 10 лет учебы в Белорусском политехническом институте прошел путь от молодого студента энергетического факультета, аспиранта кафедры теплостанции до кандидата технических наук.

Надо признать, что уровень преподавания в вузе был очень высок и питомцам БПИ никогда не приходилось тушеваться перед коллегами — выпускниками ведущих западных университетов. Но еще большую гордость у меня вызывает то, что за годы пребывания в Беларуси я сформировался как личность, которой присущи лучшие черты как вьетнамцев, так и белорусов. Патриотизм, любовь к независимости и свободе, уважение ко всем людям, воля к победе — качества, присущие нашим народам, переплелись вместе и стали неразделимы. И сегодня многие из моих друзей, коллег отмечают во мне белорусский характер.

Моя память полна незабываемых воспоминаний. В нашей группе было шесть вьетнамцев, и мы обучались по специальности «тепловые электростанции». Русский язык преподавала Тамара Ми-

Нго Туан Киет

директор Научного энергетического института Вьетнамской академии наук и технологий

хайловна Танкович, которая была для нас не только педагогом, но и любимой матерью. Она заботилась о нашем питании, одежде, быте, делила все горести и радости на протяжении всех лет учебы в БПИ. Эти незабываемые годы также тесно связаны с именами двух безгранично уважаемых мною людей — профессоров Александра Митрофановича Леонкова и Аркадия Дмитриевича Качана. Они щедро делились со студентами своими знаниями, методами проведения исследований и стилем работы и способствовали тому, что я стал ученым. Я был искренне опечален, когда узнал об их кончине. Мои Учителя! Ваш ученик всегда делал и постарается делать все возможное, чтобы быть достойным знаний, переданных вами.

Прошло много лет, и сейчас я стал руководителем крупного исследовательского института во Вьетнаме. Но для меня большая честь вновь приезжать в свою альма-матер и видеть, что она не застыла на одном месте и университет активно развивается. Построены современные комфортабельные здания, созданы многочисленные исследовательские лаборатории. В стенах БНТУ гармонично сочетается девяностолетняя история с сегодняшними прекрасными переменами. Я испытываю истинное чувство радости и гордости за то, что был студентом Белорусского политехнического института, ныне — Белорусского национального технического университета.

Я не могу не сказать о гостеприимстве и дружелюбии вашего народа. Пролетело почти 40 лет, но в каждый мой визит я везде встречаю любовь и уважение белорусов к себе, как к сыну, издалека вернувшемуся домой. Беларусь была, есть и всегда будет моей второй Родиной.

По случаю юбилея позвольте мне от лица всех вьетнамских выпускников вуза выразить искреннюю и глубочайшую благодарность ректорату университета, преподавателям всех поколений и в особенности академику Михаилу Борисовичу Хрусталеву за развитие тесного и плодотворного сотрудничества в подготовке кадров и проведении научных исследований между БНТУ и учебными и исследовательскими институтами Вьетнама, в число которых входит и Научный энергетический институт. В 90-летие университета от сердца посылаем всему коллективу БНТУ пожелания здоровья, счастья и успехов. Пусть наши дружественные отношения и сотрудничество процветают и принесут нам хорошие плоды.

Наукоград «Политехник»

Достигнутый в БНТУ уровень фундаментальных и прикладных исследований настойчиво потребовал создания эквивалентных механизмов трансфера и внедрения научных разработок в практику. В 90-х гг. назрела необходимость заполнить вакуум между учеными, производителями и потребителями научно-технической продукции. И в 1992 г. в структуре университета был образован первый в республике технопарк, который выступил центром коммерциализации научных результатов, изобретений и открытий. Сегодня Технопарк БНТУ «Политехник» — крупнейшее инновационное предприятие в системе Министерства образования. В 2004 г. ему присвоен статус Центра поддержки

предпринимательства, а в 2008-м он стал первой организацией, получившей статус субъекта инновационной инфраструктуры Республики Беларусь.

В структуре технопарка действует Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок. В его активе — мониторинг научной работы университетов, координация деятельности сети их инновационных центров. Центр выступает организатором контактно-кооперационных бирж с участием представителей промышленных организаций и университетов. За последние два года проведено около десяти таких мероприятий: «Упрочняющие технологии для отечественных и китайских

предприятий», «Новые вещества и технологии в сельском хозяйстве», «Переработка отходов и экология», «^-решения для промышленности», «Энерго- и ресурсосбережение: наука и бизнес-решения», «Управление отходами» и др. На биржах было представлено более 150 технологий, приборов, комплексных решений, участвовали представители 170 предприятий соответствующего профиля, состоялось около 500 встреч.

Технопарк активно устанавливает международные научно-технические связи. С 2006 г. в структуре «Политехника» создается сеть двусторонних центров научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. На сегодняшний день уже образованы совместные центры с Китаем, Казахстаном, Венесуэлой, Латвией, Россией, Сирией. В ближайшее время завершится формирование таких структур с Германией, Вьетнамом и Южной Кореей. В 2008 г. при содействии Белорусского центра научно-технического сотрудничества с провинциями Китая отечественные организации заключили контракты с партнерами из КНР на сумму свыше 150 тыс. долл. Специалистами Белорусско-Венесуэльского центра научно-технического сотрудничества был оказан ряд организационных, консалтинговых, переводческих услуг для совместных проектов в области сельского хозяйства. Технопарк стал членом международных ассоциаций: Глобальной сети научных парков и инновационных центров, Международной сети бизнес-инкубаторов и инновационных центров и др.

Сотрудники Технопарка БНТУ «Политехник» проводят научные и маркетинговые исследования, направленные на создание конкурентоспособных научно-

технических разработок и наукоемких технологий, инновационных структур. Девять дочерних предприятий и восемь научно-производственных участков технопарка разрабатывают и производят наукоемкую продукцию. «Технолит» предлагает уникальное оборудование для рециклинга низкосортных дисперсных железосодержащих отходов, широкий спектр вспомогательных материалов для литейного и кузнечно-штам-пового производства. На предприятии «Промышленные экологические системы» налажен выпуск инновационных абсорбционно-биохимических установок очистки вентиляционного воздуха. Их общее количество достигло 76 штук, они эксплуатируются в 24 организациях лакокрасочной, химической, деревообрабатывающей, металлургической и других отраслей. Подразделение «Полимаг» известно как разработчик высокоэффективных технологий магнитно-абразивного полирования прецизионных поверхностей изделий для оптики, электроники и машиностроения. Выполняются контракты с зарубежными партнерами, в частности на поставку оборудования и технологий полирования асферических оптических поверхностей для Института оптики, точной механики и физики Академии наук Китая. Научно-производственное предприятие «Номакон» занимается изготовлением широкой гаммы промышленных электрических нагревателей, автомобильных подогревателей дизельного топлива, новейших теплопроводящих электроизоляционных материалов (заливочных компаундов, эластичных листовых прокладок) и др. Продукция поставляется практически во все регионы России, Беларуси, Украины, а также в Эстонию и Польшу.

В технопарке открыта дизайн-студия компьютерной вышивки и лазерной гравировки текстильных материалов. За последние 5 лет 700 установок влажно-тепловой обработки текстиля запущено предприятиями легкой промышленности

стран СНГ. Кроме того, студия производит медицинский инструментарий для травматологии и ортопедии — всего 36 наименований и 453 типоразмера. Для автоматизированного сбора данных, анализа и оптимизации технологических процессов изготовления литейной продукции молодежной научно-исследовательской лабораторией информационных технологий технопарка разработан уникальный программный продукт. Он обеспечивает высокоточное компьютерное моделирование литейных процессов многокомпонентных сплавов, позволяет сократить на 10—15% стоимость изделий и является лидером в мировой классификации для данного типа систем. В технопарке работают научно-

производственные участки финишной электролитно-плазменной обработки изделий из металлических материалов (железо, никель, хром, низкоуглеродистая, инструментальная и нержавеющая сталь, сплавы алюминия, меди, титана), высокоскоростного газопламенного нанесения аморфных покрытий на рабочие поверхности продукции. Технология позволяет снизить ее себестоимость по сравнению с базовым вариантом в 1,16 раза и увеличить износостойкость до 7 раз. Многие крупные белорусские предприятия стали потребителями еще одной инновационной разработки «Политехника» — химико-термической обработки инструмента и технологической оснастки.

Дорожные одежды от БНТУ

Их создают в Центре научных исследований и испытаний дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов НИЧ университета. Основные направления деятельности подразделения — разработка научно обоснованных методов оценки свойств дорожных одежд, их оптимальных составов, исследование надежности асфальтобетонных покрытий, показателей их технико-экономической эффективности, подготовка технических нормативных правовых актов.

В рамках данных направлений конструирование и расчет дорожных одежд производятся с учетом особенностей транспортных нагрузок и погодно-климатических факторов, а также реологических свойств материалов конструктивных слоев. Результаты внедрены в двух кодексах установившейся практики (ТКП). Центром разработаны технические условия на смеси усиленной деформационной устойчивости, которыми покрываются наиболее загруженные улицы Минска. Их содержание и ремонт благодаря использованию указанного материала обеспечили экономию денежных средств. Изучение свойств модифицированных асфальтобетонных смесей дало возможность оптимизировать их составы исходя из достижения максимальных расчетных характеристик и показателей физико-механических свойств. В процессе исследований разработаны рекомендации, которые позволяют выбирать наиболее эффективный модификатор, снизив тем самым затраты на закупку импортных аналогов.

Созданы новые дорожно-строительные материалы — бетоны на органо-гидравлических вяжущих составах. С их применением модернизировано более 100 грунтовых улиц столицы с получением прямого экономического эффекта порядка 10—15% за счет экономии самих материалов и энергетических ресурсов. Используются бетоны и при устройстве покрытий способами холодной регенерации.

На принципах теории надежности разработаны оценка и методика диагностики материалов дорожных покрытий и одежд. На их основе ежегодно проектируют более 150 км дорог и улиц при капитальном ремонте и реконструкции, исходя из состояния существующего покрытия, а также свойств материалов имеющихся конструктивных слоев и дорожной одежды в целом. Это позволило повысить срок ее службы на 20—30%.

Совместные исследования ведутся с коллегами из Украины, Германии, КНР. В течение пяти лет сотрудниками центра по

_90 ЛЕТ БНТУ

/к . . . . «

представленным направлениям опубликовано свыше 80 научных работ, в том числе в иностранных изданиях (Россия, Украина, Польша, КНР). Издано 5 монографий (в 2009 г. за победу в конкурсе монографий получен диплом), из них 3 — в Китайской Народной Республике. Ежегодно подаются заявки на изобретения. Общий объем заявок за указанный период превысил 15 (одна заявка оформлена на территории России).

Признанием высокого уровня работ, выполняемых подразделением, явилось подписание в 2006 г. Соглашения о создании Белорусско-Китайского центра научных исследований в области дорожного строительства с одной из крупнейших китайских компаний «Гаоюань» (г. Сиань, провинция Хэнань). Результаты исследований применяются на предприятиях дорожной отрасли обеих стран. Реализованная совместно система диагностики дорожных покрытий прошла защиту в экспертном Совете КНР, и ей присвоен высокий международный уровень, что свидетельствует о значимости выполненной работы. К ней проявили интерес специалисты Российской Федерации, и в текущем году на территории Республики Бурятия система диагностики была оптимизирована в климатических условиях региона.

По результатам исследований подготовлено и разработано свыше 20 технических нормативных правовых актов, из них 4 ТКП, 2 альбома типового проектирования, 2 СТБ, 8 ТУ, 1 СНБ, 3 ДМД и 2 рекомендации.

Разработки центра награждены серебряной и золотой медалями на VII Московском салоне инноваций и инвестиций в 2007 г., а также дипломом за активное участие в ярмарке «Китайские технологии, оборудование, материалы — белорусским предприятиям» в 2009-м. Защищена одна и подготовлены к защите 2 диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Следует отметить большой вклад центра в развитие и модернизацию улично-дорожной сети Минска и других белорусских городов. В период 2006—2010 гг. подготовлены рекомендации по ремонту свыше 7 млн. м2 улиц.

По результатам смотра-конкурса БНТУ в области научно-инновационной деятельности за 2009 г. центр удостоен 1-го места.

Материалы рубрики подготовила Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.