Научная статья на тему 'Научно-инновационная компонента - неотъемлемая составляющая системы образования'

Научно-инновационная компонента - неотъемлемая составляющая системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавков Михаил

Наличие хорошо сбалансированной, наукоемкой, качественной, экономически эффективной, отвечающей требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня системы образования залог успешногоразвития государства и общества, важнейший фактор экономического роста страны. В связи с этим в настоящее время на первый план выдвигаются качественно новые задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A scientific-innovation component as an integral part of the educational system

The article analyses the situation in the Belarusian educational system. The authors consider the ways of its development enabling the universities to become the knowledge and technologies producing centres of the world level, being competitive on the international market of educational, scientific and technological services.

Текст научной работы на тему «Научно-инновационная компонента - неотъемлемая составляющая системы образования»

Научно-инновационная компонента -

неотъемлемая составляющая системы образования

Наличие хорошо сбалансированной, наукоемкой, качественной, экономически эффективной, отвечающей требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня системы образования - залог успешного развития государства и общества, важнейший фактор экономического роста страны. В связи с этим в настоящее время на первый план выдвигаются качественно новые задачи.

Такая характерная черта нынешнего дня, как стремительный прогресс и развитие всех отраслей науки и техники, требует от специалистов не только соответствующих компетенций, умений и навыков, но и постоянного совершенствования и приобретения все новых знаний, инноваций как в своей области, так и в смежных. В этих условиях именно через систему непрерывного образования человек получает возможность постоянно расти в своей профессиональной деятельности. Главное сегодня - не «транслировать» обучающемуся «посредством»

Михаил Журавков,

министр

образования

Республики

Беларусь,

доктор физико-

математических

наук, профессор

преподавателя, профессора набор сведений, не выучить содержание учебников, справочников, заучить технологии, методики, а научить учиться.

Важно дать новую четкую трактовку понятию «высшее образование». Это существенно, поскольку в последнее время сделаны открытия, произошли прорывы в науке и технике, которые может осмыслить далеко не каждый человек, имеющий диплом.

В современных условиях критерии оценки высшего образования, применявшиеся в недалеком прошлом, перестают быть приемлемыми, так как они в основном ориентировались на элитарное обучение, доступное лишь немногим. Поэтому претензии к качеству высшего образования должны быть не только к студентам, к их слабой подготовке, но и к университетам, которые не вполне готовы учить молодежь в таком количестве и «по-новому».

Одна из основных проблем заключается в выработке разумного баланса между универсальностью знаний, их

фундаментальным характером и практико-ориентированно-стью образовательного процесса на потребности реального сектора экономики и социальной сферы государства. Очевидно, что в современных условиях найти такую «точку равновесия» в системе образования - очень непростая задача.

Университеты будущего -мощные учебно-научно-инновационные центры

Нынешнее состояние экономики и общества требует существенных, а в некоторых направлениях и коренных, структурных изменений в системе профессионального образования страны, причем в самом широком понятии этого термина. Одна из серьезных целей Беларуси, как, впрочем, и большинства других государств,-повысить среди абитуриентов популярность технических и естественно-научных специальностей и довести численность студентов, обучающихся по ним, как минимум до 30-40% от общего количества учащихся.

Сегодняшние реалии - наличие большой степени междис-циплинарности в профессиях, высокий уровень технологического развития, «информационный бум», что в совокупности требует наличия широкого спектра специальных знаний. При разработке образовательных программ необходимо самым серьезным образом учитывать современное состояние информационных технологий и их активное внедрение в обучение. В университетах появляется все больше новых междисциплинарных специальностей, которые трудно вместить в рамки одной-двух наук, направлений. Соответственно, возникают некоторые проблемы с их классификацией, а также «пропиской» на конкретных факультетах.

Насущная задача - приведение перечня специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, в соответствие с приоритетными направлениями фундаментальной и прикладной науки, с программами развития наукоемких производств, определяющих структуру современной эффективной экономики.

Важны практико-ори-ентированная подготовка специалистов, обучение инновационным технологиям и методикам, работа в направлении все более тесной кооперации образовательного процесса и предприятий. Такие тенденции необходимо поддерживать и совершенствовать. В настоящее время количество учебных и производственных практик уже дифференцировано по специальностям и по уровням образования. Их длительность увеличена и в среднем составляет от 16 до 24 недель. За период 2013-2014 гг. создано более 200 филиалов кафедр на производстве. Но даже с учетом выполненного комплекса мероприятий очевидна необходимость в существенном укреплении взаимодействия между работодателями и вузами.

Следует выработать согласованные обеими заинтересованными сторонами требования к подготовке конкретного сотрудника и организации процесса включенного обучения (погружение в период учебы в будущую специальность). При этом предприятиям и учреждениям необходимо установить действенные преференции (социальный пакет и др.) молодым специалистам.

И, конечно, следует четко понимать, что невозможно организовать качественную систему высшего образования без серьезных научных исследований. Именно их масштабом, наличием ученых с мировым именем в первую очередь определяется

уровень университетского образования. Поэтому важным представляется существенное увеличение их роли и значения в подготовке студентов, особенно по приоритетным направлениям (информационные и коммуникационные технологии, фундаментальные и прикладные математика и информатика, биотехнологии и генная инженерия, биоинформатика, биомеханика и биофизика, медицина и науки о человеке, новые материалы, разработка принципиально новых подходов и технологий в энергетике, транспорте и природопользовании и др.).

Главная задача учреждений высшего образования - подготовка специалистов, способных на основе новейших достижений науки и техники, глубоких фундаментальных знаний генерировать новые идеи, создавать и внедрять инновационные разработки в производство и социальную сферу, обеспечивать перспективное развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Этим определяются роль и место науки в университетах, требования к кадровому потенциалу, уровню научной квалификации профессорско-преподавательского состава. Следует очень серьезно относиться к сохранению и развитию системы научных исследований в вузах по профилю обучения для повышения качества и эффективности многоуровневой подготовки кадров (бакалавр/ специалист, магистр, научный работник).

Можно с уверенностью констатировать, что белорусские университеты занимают достойное место в научной сфере страны, имеют очень высокий потенциал при достаточно компактной структуре. Здесь выросли ученые с мировым именем, сформировалось и активно работает около 260 научных школ по фундаментальным и прикладным

изысканиям, в частности в области нано- и биотехнологий, ин-формационно-коммуникацион-ных технологий и электроники, архитектуры и строительства, получения новых материалов, робототехники и автоматизации, машиностроения и др. Наиболее известные из них действуют на базе БГУ, БНТУ, БГУИР, ГрГУ, ГГУ, БГПУ.

Министерство образования - заказчик по 12 государственным программам научных исследований, в рамках которых подчиненными университетами выполняются более 700 заданий. При этом по 8 программам вузы выступают головными организациями-исполнителями (БГУ - 7, БНТУ - 2, БГУИР - 2).

В дальнейшем планируется развитие университетов как

Минобразования является госзаказчиком подпрограммы «Малотоннажная химия» Государственной научно-технической программы «Химические технологии и производства», подпрограммы «Научно-учебное оборудование» ГНТП «Эталоны и научные приборы», отраслевой научно-технической программы «Качество образования»,научных разделов действующих Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь и Государственной программы развития специального образования.

учебно-научно-инновационных комплексов, включающих в себя национальные и отраслевые лаборатории, инженерно-производственные и научно-технические центры, технопарки, центры трансфера технологий, производственные участки и инновационные предприятия.

Рост вузовского сектора науки должен идти в направлении углубления и расширения фундаментальных и прикладных исследований, более тесного сотрудничества с академическими институтами и промышленными предприятиями путем создания научно-практических объединений по соответствующим профилям. Университеты должны быть центрами научно-инновационной деятельности. При ведущих учебных заведениях необходимо создавать и развивать субъекты инновационной инфраструктуры, обеспечивающие выпуск наукоемкой, высокотехнологичной продукции на основе полученных вузами и научно-исследовательскими институтами результатов научно-технической деятельности.

Следует отметить, что в структуре учреждений высшего образования уже создана разветвленная сеть инновационных подразделений, работают 11 центров трансфера технологий,

3 инновационных центра, 3 центра маркетинга научно-исследовательских работ, 14 центров международного научно-технического сотрудничества. При вузах функционируют 17 высокотехнологичных предприятий,

4 технопарка (БНТУ, ВГТУ, ПГУ, ПолесГУ), имеющие официальный статус субъектов инновационной инфраструктуры. БГУ - соучредитель Минского городского технопарка, а БрГТУ - Брестского научно-технологического парка.

Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо самым серьезным образом подойти к разработке стратегии и построению планов

развития научных исследований в учреждениях высшего образования на краткосрочную и долгосрочную перспективу. При этом особое внимание следует уделить поддержке сложившихся научных школ мирового уровня и фундаментальных исследований, в особенности по важным стратегическим направлениям. Также необходимо помогать молодым ученым, вовлекать в научно-исследовательскую работу учащихся. К слову, этот процесс в учреждениях высшего образования организован на комплексной основе и осуществляется в том числе через выделение Министерством образования грантов, организацию деятельности студенческих научно-исследовательских лабораторий, конструкторских бюро, творческих мастерских и других подобных структур, ежегодное проведение Республиканского конкурса научно-исследовательских работ студентов. В конкурсе за 2014/2015 учебный год приняли участие учащиеся и выпускники 58 учреждений высшего образования и филиалов, представлены 3718 научных работ. Больше трети авторов (39%, или 1568 чел.) - выпускники университетов, 542 чел.- магистранты, 1861 чел.- студенты и курсанты. На этот конкурс подают свои научные результаты даже студенты первого курса. Так, работа студентки БГМУ Кристины Невдах «Оценка индивидуальных доз облучения и активности Сэ-137 в организме человека за летний период и апробация разработанной системы выведения Сэ-137 из организма (на примере жителей Лунинецкого района Брестской области)» получила 1-ю категорию.

Результаты поданных на конкурс изысканий публикуются в специализированных изданиях, докладываются на международных конференциях и, что важно, внедряются

Современные технологии образования

в учебный процесс и производство. Так, участниками мероприятия опубликовано около 7 тыс. статей и более 5,5 тыс. тезисов докладов, представлено более 4,6 тыс. актов внедрения, из них более 1400 - в производство, 104 документа интеллектуальной собственности.

В качестве примера можно привести научную работу студента 4-го курса БГУ Михаила Екельчика «Иммерсионные жидкости для ультразвукового тромболиза», посвященную разработке новых методов и средств разрушения тромбов, что имеет большое значение при лечении ишемической болезни сердца, головного мозга и конечностей. В результате лабораторных опытов на животных показано, что применение новых методик существенно (в ряде случаев на 47%) повышает степень разрушения тромбов. Результаты исследования подтверждены патентом, поданы заявки на полезную модель и на изобретение.

С 2000 по 2015 г. количество студентов, занимающихся всеми формами научных работ, выросло с 16 тыс. до почти 90 тыс. В вузах они работают с научными руководителями как индивидуально, так и в рамках объединений - кружков, студенческих научно-исследовательских лабораторий. В указанный период количество последних увеличилось с 42 до более чем 280, а научных кружков - с 400 до 1660.

Целью конкурса грантов Министерства образования является адресная поддержка аспирантов, докторантов, соискателей и студентов, обучающихся в подчиненных министерству учреждениях и добившихся наилучших результатов в научно-исследовательской деятельности, а также создание дополнительных условий для стимулирования талантливых молодых ученых,

выполняющих изыскания с ориентацией на практическое применение их результатов в различных отраслях экономики. Гранты предоставляются по приоритетным научным направлениям. В 2015 г. министерством для поддержки 122 проектов (из них 44 - студенческие, 75 - аспирантские,

3 - докторантские) выделено

4 млрд руб.

На базе технопарка БНТУ «Политехник» действует постоянная виртуальная выставка научно-технических работ учащихся высших учебных заведений, которая была создана в 2007 г. (www.student.metolit.by). На портале размещено более 450 разработок студентов, магистрантов, аспирантов по 25 направлениям, которые соответствуют приоритетам научно-технического развития страны.

Большое внимание в вузах уделяется закреплению на кафедрах и в научных лабораториях молодых сотрудников, омоложению кадрового состава руководящих работников. Так, кафедру энергофизики в БГУ возглавляет С.М. Тиванов, обладатель премии специального фонда Президента Республики Беларусь в 2005 г., защитивший кандидатскую диссертацию в 27 лет. Заведующим кафедрой экономической информатики БГУ с 2011 г. работает доцент Д.А. Марушко, делегат Первого съезда ученых Беларуси 2007 г., кандидат наук с 26 лет. На должности заведующей НИЛ молекулярной генетики и биотехнологии БГУ трудится кандидат биологических наук (в 26 лет) И.Н. Феклистова, обладатель премии специального фонда Президента Республики Беларусь в 2003 г. На кафедре теоретической физики БГУ работает А.В. Новицкий, защитивший кандидатскую диссертацию в 2006 г., а докторскую - в 2014 г.

Факультет компьютерного проектирования БГУИР с 2014 г.

В 2015 г. в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру), обучаются 4649 чел., в том числе 2180 (46,9%) - на дневной, и 1501 (32,3%) - на заочной форме. В 56 учреждениях, имеющих докторантуру, проходят обучение 275 докторантов. Подготовка в аспирантуре, докторантуре осуществляется по 430 специальностям. Отраслевая структура аспирантуры: общественные и гуманитарные науки - 48,7%, технические - 20,2%, естественные - 13,3%, медицинские -11,2%, сельскохозяйственные - 4,5%; докторантуры: общественные и гуманитарные науки - 37,5%, технические - 9,1%, естественные -12%, медицинские - 35,6%, сельскохозяйственные - 4%.

возглавляет кандидат технических наук Д.В. Лихачевский, защитивший кандидатскую диссертацию в 27 лет. С 2014 г. кафедрой химии БГУИР руководит 30-летний кандидат технических наук С.А. Павлюковец, защитивший кандидатскую диссертацию в 2013 г., обладатель стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым. Выпускник БГТУ 2005 г. С.Н. Пищов в 2008 г. в период обучения в аспирантуре успешно защитил диссертацию на соис-

кание ученой степени кандидата технических наук и с 2014 г. работает в должности директора Института повышения квалификации и подготовки кадров БГТУ, является научным руководителем ряда заданий государственных научно-технических программ.

Планомерная работа по поддержке и продвижению молодых кадров на руководящие должности как в учебном процессе, так и в сфере научной деятельности ведется и в БНТУ. В последние годы на соответствующие посты выдвинуты представители молодежи (в возрасте до 35 лет), стипендиаты Президента Республики Беларусь, успешно и в срок защитившие диссертации: кандидат технических наук Ю.А. Николайчик - первый заместитель декана механико-технологического факультета; кандидат технических наук А.В. Арабей - заместитель декана этого же факультета; кандидат технических наук А.И. Свистун -заместитель декана приборостроительного факультета.

В университетах действуют советы молодых ученых, основными направлениями и задачами деятельности которых являются развитие потенциала творческой и научной молодежи, содействие их профессиональному росту, активному участию в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, в общественной жизни, формирование административно-управленческих навыков.

И все же, какие бы цели и задачи ни формулировали, о каких приоритетах ни говорили, все может быть реализовано лишь при условии качественного кадрового наполнения и обеспечения высшей школы. При этом следует всегда помнить, что в университетах основными действующими лицами были и остаются две ключевые фигуры: студент и профессор.

Поэтому, ведя речь о качественном образовании в совокупности с серьезными научными исследованиями, необходимо исходить из безусловного выполнения двух положений: наличие мотивированного, обладающего требуемыми базовыми знаниями контингента студентов, а также высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава. Соответственно, нужно вести кропотливую целенаправленную работу по отбору, воспитанию и образованию талантливой молодежи в специальных лицеях и гимназиях для одаренных детей, расширять сеть олимпиад, конкурсов, конференций по разным областям науки и техники. Следует развивать систему непрерывной подготовки специалистов по программам профессионального образования, активно внедрять интегрированные образовательные программы (профессиональный лицей/У ПТО - колледж/ УССО - вуз/УВО).

Для реального и эффективного решения проблем, связанных с кадровым обеспечением системы высшего образования, необходимо разработать определенные системные меры, затрагивающие различные сферы управления и жизнедеятельности общества, что представляет собой серьезную задачу.

Очевидно, что в сфере образования без постоянного анализа текущего состояния и перспектив развития общества, науки, производства, без новаторства, творчества и кропотливой тщательной проработки всех предложений и решений движение вперед невозможно. Остановка, самоуспокоение и самоуверенность, невосприимчивость к критическим замечаниям губительны. Необходимо четко осознавать, что от состояния системы образования зависит не только жизнь отдельных личностей, но и благосостояние и безопасность (во всех

направлениях жизнедеятельности общества) государства в целом. Поэтому всем государственным и общественным институтам очень важно заботиться о системе образования и тщательно, разумно и взвешенно прорабатывать и принимать решения о ее становлении и реформировании. Следует отметить, что в республике для этого выполняется ряд конкретных мероприятий. Появляются новые формы поиска и отбора талантливой молодежи, новые специальности, развивается отечественная школа профессионально-технического обучения, существенный импульс получили педагогические новации.

Можно с уверенностью говорить о том, что в результате проводимой политики будут не только сохранены имеющиеся достоинства нашей системы образования, но и приобретены новые. Необходимо достичь гармонии между средней и высшей школами. Следует руководствоваться следующим принципом: в результате проводимой целенаправленной работы образование должно сочетать в себе фундаментальность естественно-научного и математического цикла с усилением гуманитарной направленности, содействовать нравственному и духовному развитию личности. Выполнение намеченных нами мероприятий позволит существенно продвинуться в направлении улучшения системы образования в Беларуси, превратить наши университеты в центры производства знаний и технологий мирового уровня, конкурентоспособные на международном рынке образовательных и научно-технических услуг. СИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.