Научная статья на тему 'Оплот технических наук и инженерной мысли'

Оплот технических наук и инженерной мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянович Ирина

Рубрика "Открытые двери" представляет цикл материалов, связанных с полувековым юбилеем Брестского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stronghold of the engineering sciences and thought

The category “Open doors” presented the cycle of materials related to the half-century anniversary of the Brest State Technical University.

Текст научной работы на тему «Оплот технических наук и инженерной мысли»

Оплот

технических наук

и инженерной мысли

Один из крупнейших учебных и научных центров в западном регионе Беларуси - Брестский государственный технический университет начинал свою историю 1 апреля 1966 г. как Брестский инженерно-строительный институт (БИСИ). В том же месяце был утвержден первый план приема студентов, согласно которому на дневную и вечернюю форму обучения было набрано 334 студента. В то время в вузе существовал только один факультет дневного обучения, который объединял семь кафедр.

Год от года институт наращивал свой образовательный и научный потенциал, открывались новые специальности и факультеты, расширялась подготовка архитектурных и инженерно-строительных кадров. Это позволило изменить статус развивающегося учебного заведения: в 1989 г. он стал именоваться политехническим институтом, а в 2000-м -техническим университетом.

Сегодня в БрГТУ в обеспечении научного и образовательного процессов задействованы около 20 докторов наук и 170 кандидатов наук на 33 кафедрах, занимается около 9 тыс. студентов дневной и заочной форм обучения. На выбор абитуриенту предлагается перечень из 29 специальностей первой ступени обучения и 17 специальностей второй ступени. За полвека в вузе подготовлено почти 72 тыс. специалистов. В 2015 г. в состав Брестского государственного технического университета вошел Брестский политехнический колледж, который предлагает обучение по 5 специальностям технического профиля.

Университет осуществляет научное и кадровое обеспечение региона, методическое сопровождение инновационных процессов региональной экономики благодаря комплексным программам развития образования, науки, культуры, современным научным исследованиям, подготовке и переподготовке кадров.

Высокие

стандарты

образования

Юбилей - повод оглянуться назад и подвести итоги прошедших 50 лет. Об основных достижениях Брестского государственного технического университета за этот период рассказывает ректор университета доктор технических наук, профессор Петр ПОЙТА.

- Одна из основных задач современного вуза - это сочетание лучших традиций высшего образования с самыми передовыми технологиями обучения студентов и серьезной научной деятельностью. Я могу с гордостью заявить, что мы готовим высококлассных специалистов, способных решать самые сложные задачи, стоящие перед нашим обществом и государством. Брестский государственный технический университет занимает лидирующую позицию в сфере технического образования. Мы осуществляем постоянный мониторинг потребностей рынка труда на соответствие современным запросам экономики страны и региона. Благодаря этому перечень специальностей, предлагаемый БрГТУ, постоянно обновляется: за последние 5 лет открыто 6 новых специальностей.

- К вузовской науке предъявляются особые требования: она должна обеспечивать решение жизненно важных задач и на этой основе готовить современных квалифицированных специалистов. Справляется ли с этими запросами коллектив университета?

- Основа нашего успеха - стабильность и качество. Мы постоянно модернизируем учебный процесс, причем стремимся привить студентам интерес к самостоятельным и результативным научным изысканиям, к их реализации

на практике. Многие формы обучения переориентированы на научно-исследовательскую основу и развитие творческого подхода к изучению дисциплин. В инновационную «орбиту» втянут весь интеллектуальный потенциал нашего учреждения - и профессорско-преподавательский состав, и аспиранты, и студенты. Ведется активная работа по трансферу, продвижению и коммерциализации наших разработок. Этим занимаются научно-исследовательская часть, осуществляющая общую координацию этого процесса, и отдел инновационной деятельности и управления интеллектуальной собственностью, задача которого - коммерциализация НИОКР, организация выставок и формирование портфеля коммерческих инновационных предложений. При университете функционирует аккредитованный Испытательный центр, который может проводить проверки строительных конструкций, материалов и изделий, электрофизические измерения в электроустановках и ежегодно выполняет работы по более чем 100 хоздоговорам для субъектов хозяйствования Беларуси.

- В каких направлениях научной деятельности вуз имеет неоспоримые преимущества?

- Наиболее успешные исследования ведутся в области строительства, машиностроения, природопользования, информационных технологий, энергетики, экономики и др. Более 10 научно-исследовательских лабораторий, функционирующих в университете, среди которых НИЛ «Самонапряженные конструкции», возглавляемая доктором технических наук, профессором Виктором Туром, НИЛ «Современные строительные конструкции» под руководством кандидата технических наук, доцента Николая Шалобыты, НИЛ «Новые нетрадиционные энергетические устройства» во главе с доктором технических наук, профессором Виталием Северяниным, НИЛ «Технический анализ функционирования инженерных систем», которой заведует кандидат технических наук, доцент Владимир Новосельцев, НИЛ «Интеллектуальные транспортные системы», научный руководитель - кандидат технических наук, доцент Василий Шуть и другие, вносят достойный вклад в пополнение научной копилки университета. Активное участие в решении научных проблем в области строительства, архитектуры, рационального природопользования, машиностроения, экономики, искусственного интеллекта и робототехники принимают студенты, магистранты и студенческие научные объединения. Они задействованы в хоздоговорных и бюджетных исследованиях, проводимых университетом.

В 2014 г. вузу присвоено звание «Организация года» в категории «Учреждение образования, готовящее специалистов для строительной отрасли».

Ведущие ученые БрГТУ (слева направо): А.В. Мухин, П.С. Пойта, Н.Н. Шалобыта, В.И. Драган, В.В. Тур

- Одна из главных задач университета - вывести свои разработки за стены вуза и сделать их востребованными реальным сектором экономики. Удается ли это сделать?

- Лучшие наши разработки широко внедряются в практику и приносят нам существенный доход. К примеру, большепролетные структурные покрытия для гражданского

и промышленного строительства, созданные под руководством первого проректора университета Вячеслава Драга-на, выпускают несколько отечественных заводов. Заслуживает внимания и научный продукт кафедры интеллектуальных информационных систем - активный модуль защиты компьютерных систем, предотвращающий атаки на программное обеспечение неизвестных вредоносных программ. Хороший экономический эффект имеет разработка Николая Шалобы-ты - эффективные многопустотные монолитные железобетонные плоские диски перекрытий жилых и общественных зданий. Они более экономичны и успешно заменяют безбалочные плоские перекрытия, используемые в настоящее время при строительстве.

- Как планируется развивать научный потенциал вуза в дальнейшем?

- Мы намерены расширять уже имеющиеся направления научных исследований и дальше продвигать разработки университета как внутри страны, так и на внешние рынки. Мы являемся соучредителем Брестского научно-технологического парка, что позволяет аккумулировать большое количество научных и инновационных предприятий под одной крышей. Кроме того, БрГТУ принимает активное участие в выполнении заданий в рамках государственных и международных программ, проектов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, научно-технических проектов, финансируемых за счет средств инновационного фонда Брестской области и инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства, а также в сфере информационных технологий, медицины, экономики. Развитию научной мысли способствует аспирантура по 14 специальностям физико-математических, технических и экономических отраслей. Работает совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата

наук по специальностям «строительные конструкции, здания и сооружения», «основания и фундаменты, подземные сооружения»; «строительные материалы и изделия». Ученые БрГТУ привлекаются в качестве членов советов по защите диссертаций сторонних вузов: Белорусского национального технического университета, Института природопользования НАН Беларуси, Белорусского государственного университета, Тернопольского национального экономического университета. Кроме того, профессор БрГТУ, доктор технических наук Виктор Тур является председателем экспертного совета ВАК.

- Немаловажную роль в жизни любого учебного заведения играет творческое партнерство с зарубежными коллегами. Как организована международная деятельность университета?

- БрГТУ на протяжении нескольких лет поддерживает тесные связи с вузами Германии, Франции, Польши, Украины, России и других стран. Международное взаимодействие осуществляется на основе договоров, соглашений о сотрудничестве и меморандумов, в рамках которых планируются и реализуются совместные теоретические и экспериментальные исследования, происходят обмен группами студентов, стажировки профессорско-преподавательского состава и учащихся, проводятся совместные научные конференции и семинары. Мы работаем с сотней зарубежных научных

и образовательных организаций. За последние 5 лет количество заключенных договоров о сотрудничестве увеличилось почти в 3 раза. К тому же Брестский государственный технический университет является участником Научно-образовательного консорциума между высшими учебными заведениями и НИИ Республики Беларусь и Республики Казахстан. В октябре 2015 г. подписано соглашение между Институтом Конфуция по науке и технике БНТУ и БрГТУ о сотрудничестве, реализация которого предусматривает создание совместного Центра изучения китайского языка и культуры.

Отмечу наиболее крупные и успешные международные проекты, в которых мы задействованы. Это разработка технологии для строительства экологически чистых и энергоэффективных домов с композитными наполняемыми конструкциями, реализуемая в рамках программы трансграничного сотрудничества Польша - Беларусь - Украина; участие в проектах программы «Академия Балтийского моря» «PRESTO - снижение эвтрофикации Балтийского моря на современном этапе» и «QUICK - квалификации, сотрудничество, инновации, ключевой бизнес»; реализация заданий программы «Темпус» «CERES - Центры передового опыта для молодых ученых» и «BeSafe - Белорусская сеть дорожной безопасности».

- Во главе всех инновационных дел и начинаний должны стоять студенты. С помощью каких приемов они привлекаются к научной работе?

- Наши студенты достойно представляют университет как на региональной образовательной площадке, так

и на республиканской и международной арене. К примеру,

ежегодно мы участвуем в республиканском конкурсе научных работ по теме «Промышленное и гражданское строительство» и с завидным постоянством выходим в победители. В 2015 г. на конкурс было представлено 98 работ. Из них одна стала лауреатом, к первой категории отнесена 21 работа, ко второй - 32, к третьей - 19. Преуспели мы и в относительно новой специальности «дорожное строительство». В прошлом году наша команда выступала на международном конкурсе, который проводил «Бел-дорНИИ», и заняла третье место, пропустив вперед поляков и прибалтийцев и оставив позади все белорусские вузы. Хорошие результаты демонстрируют и наши айтишни-ки - у них почти всегда передовые позиции. Следует особо выделить студенческую научно-исследовательскую лабораторию «Робототехника», которая осуществляет разработку методов и алгоритмов управления автономными мобильными роботами, организует мероприятия по популяризации научно-технического творчества среди молодежи. Оценку своей деятельности лаборатория получила, заняв в прошлом году первое место на чемпионате World Skills в Беларуси, второе - среди стран СНГ и приняв участие в мировом чемпионате в Бразилии. Практической реализацией инноваций лаборатории является внедрение технологии машинного зрения на ОАО «Савушкин продукт». В университете созданы и работают 9 студенческих научно-исследовательских лабораторий и творческие объединения по приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, две из которых - студенческое научное общество «ЭКОМ» и упомянутая СНИЛ «Робототехника» - являются лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренной и талантливой молодежи.

- Лакмусовая бумажка конкурентоспособности молодых специалистов - запросы реального сектора экономики на них. Востребованы ли предприятиями ваши студенты?

- Да, они пользуются, что называется, популярностью у отечественных субъектов хозяйствования. К примеру, в этом году уже есть просьба от Стройтреста №8 города Бреста на распределение 10 выпускников. И при такой сложной ситуации на рынке труда эта немалая цифра говорит сама за себя. Наши бывшие студенты работают на строительстве Островецкой атомной электростанции и, по отзывам руководства, зарекомендовали себя как авторитетные и талантливые специалисты. Наших выпускников можно встретить во многих строительных и проектных организациях

и в финансово-экономическом секторе (в том числе в крупнейших банках страны). Некоторые из них уезжают в столицу, некоторые - за рубеж, но во всех случаях чувствуют себя там превосходно, быстро адаптируются. Судя по карьерному росту - а среди них есть и представители органов власти, и руководители предприятий, и известные ученые - это креативные, высокопрофессиональные и инициативные люди, получившие хорошую стартовую подготовку в стенах нашего вуза. Это свидетельствует о качественном уровне образования, полученного в БрГТУ. Правда, сегодня наш вуз, как

Студенты университета на встрече с министром образования М.А. Журавковым, 2015 г.

и вся высшая школа, испытывает определенные трудности с набором студентов, конкурсы на некоторые специальности минимальные, на некоторые вообще отсутствуют. В итоге приходят слабо подготовленные абитуриенты, которых нужно обучить так, чтобы потом они стали не просто хорошими работниками, но и могли передавать свои знания другим.

- Для организации учебного процесса и научных исследований важна материально-техническая база. Как Вы оцениваете ее уровень?

- Он достаточно высок. Университет располагает восьмью учебными и лабораторными корпусами, архитектурно-художественными мастерскими, библиотекой, фонд которой составляет более 431 тыс. экземпляров технической, экономической и иной литературы. Важный практический результат деятельности последних лет - их цифро-визация, создание и усовершенствование электронной базы данных, позволяющей обеспечить современные методы работы пользователей с информацией. Университет располагает редакционно-издательским подразделением, осуществляющим оперативное издание научных трудов, учебников и учебных пособий, учебно-методической литературы, а также «Вестника БрГТУ» и университетского издания «Наша газета». В вузе создан информационно-технический центр, который занимается администрированием и развитием локальной вычислительной сети университета, обновлением программного обеспечения, используемого в учебном процессе и научной работе, техническим обслуживанием и ремонтом вычислительной техники. В БрГТУ разработана и активно используется система «Абитуриент», которая предоставляет сведения о ходе вступительных экзаменов и позволяет оперативно обновлять статистические данные на сайте вуза о результатах работы приемной комиссии.

Подводя итог сказанному, отмечу, что все перечисленные факторы - и постоянно совершенствуемый образовательный процесс в БрГТУ, и широкие международные связи, и обновленные учебно-лабораторная и научная базы - способствуют наращиванию интеллектуального потенциала страны и развитию инженерно-технической мысли в Беларуси. СИ

Мы взрослели вместе

Михаил Мясникович,

Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, член-корреспондент

Полагаю, что каждый школьник старших классов и, конечно, абитуриент связывает с высшим учебным заведением, в котором планирует учиться, определенные надежды. Есть и те, которым это безразлично, их цель - иметь диплом, а жизнь устраивать по своим правилам. Но уверен: таких меньшинство.

Для

меня профессия инженера была осознанным выбором. Хотя некоторые школьные учителя агитировали выбрать гуманитарное направление. В Брестский инженерно-строительный институт я поступил в 1967 г.- это был второй набор, сразу после школы, которую окончил с серебряной медалью. Консультация накануне вступительного экзамена, которую проводил председатель предметной комиссии Иван Александрович Тупчий, вселила в меня уверенность, что с моими

знаниями я получу оценку как минимум «хорошо». Вступительный экзамен по химии я сдавал Э.Г. Котович. Не могу не прокомментировать это событие. Эвелина Григорьевна была строгим преподавателем. В этом могли убедиться не только абитуриенты, но и студенты, которым она читала аналитическую химию. Гоняла она меня по всему курсу, весьма въедливо вникала в точность формулировок и логику решения задач. В результате осталась довольна уровнем моих знаний и сказала, что оценивает их на отлично. Но поскольку пятерка для медалиста на вступительных экзаменах означает прием в институт, попросила обождать в коридоре, мол-де меня еще проэкзаменует И.А. Туп-чий как председатель комиссии. Трудно объяснить, что творилось у меня на душе. Фактически решалась судьба. Но, слава Богу, они, скорее всего, обсудив этот вопрос, решили дополнительную экзаменовку не устраивать, Эвелина Григорьевна поставила мне «отл.» в экзаменационный лист, и я был зачислен. Это стало первым знаковым событием в моей жизни. Очень радовались такому успеху мои родители - простые люди Владимир Михайлович и Ольга Адамовна - я оправдал их надежды, став на то время единственным в их роду студентом высшего учебного заведения.

Иногда приходится слышать, что вузы, имеющие многолетнюю и даже многовековую историю, более престижны,

там можно получить более глубокие знания, чем в только что созданном учебном учреждении. Не буду спорить, скорее всего, это так, но не везде. Учеба в молодом учреждении высшего образования имеет свои прелести и преимущества. Принципиально оценивая ситуацию тех лет уже с уровня сегодняшнего дня, хочу отметить, что БИСИ давал не только хорошие базовые знания, но и всесторонне формировал нас как личности, что было очень важно для ребят, многие из которых мало что знали в жизни, мало чего видели и слышали. Мы были на виду, не растворились в большой преподава-тельско-студенческой массе, мы взрослели вместе с институтом, который сейчас носит высокое имя - Брестский государственный технический университет.

Первому ректору БИСИ, профессору Белогорцеву Игорю Дмитриевичу, мудрому руководителю и наставнику, удалось сформировать из разноликой профессорско-преподавательской среды хороший коллектив. Работать в институт съехались и люди с именем, и те, кто хотел реализовать свои профессиональные и научные амбиции. Случайных, можно сказать, не было. Не могу утверждать это однозначно, поскольку мои выводы основаны на студенческом восприятии той действительности, но, бывая и во время учебы и уже после в других вузах, я не заметил особого отличия нашего молодого учреждения

от старых маститых. Ведь все, по большому счету, зависит от людей, от кадров. А они у нас были на высоте. Например, первый декан Евгений Михайлович Дерещук был для нас строгим, но справедливым руководителем и чутким наставником, воспитателем, а не только преподавателем и администратором. Он преподносил нам уроки жизни так же профессионально, как и учебные дисциплины. Умел заложить основу глубоких знаний заведующий кафедрой «Водоснабжение, водоотве-дение и теплоснабжение» Борис Васильевич Карасев. Как мне кажется, такую дисциплину, как «Насосы и насосные станции», никто лучше его не мог преподать. Работая многие годы руководителем Национальной академии наук, я не чувствовал себя дилетантом в химии, поскольку этот предмет достаточно хорошо мы изучили во многом благодаря преподавателям профильной кафедры, которую возглавлял кандидат химических наук Всеволод Михайлович Кондратьев. Не стыдно вести диалог с архитектурной богемой, так как базовые знания мы получили у доцента Владимира Ивановича Кулина, лекции которого были интересны и своеобразны. А что привлекает молодежь? Не только новые горизонты знаний, но и то, как они доносятся до студента. Если рутинно и скучно, то вряд ли это западет глубоко в память. А если подача материала оригинальна, тогда, считай, успех обеспечен.

Сегодня бытует мнение о недостаточном уровне иннова-ционности молодых специалистов. Действительно, высшая школа заслуживает обоснованных упреков за эти недостатки. Речь идет не только об инициативности выпускника вуза: активность - это не есть ин-новационность. У специалиста должны быть юридические,

организационные, управленческие, финансовые и, конечно, профессиональные навыки. Нас в БИСИ учили этому. Может, не так фундаментально, но создавались предпосылки для получения соответствующей управленческой практики.

Альгирдас Петрович Лома-нас, например, давал нам ориентировку, и мы искали хоздоговорные проекты, которые выполняли на кафедре в интересах конкретных предприятий и получали пусть и небольшие деньги - 15-20 рублей в месяц, но они были хорошим подспорьем к студенческой стипендии.

В принципе, мы жили дружно: и молодые преподаватели, и студенты. Кто-то был амбициознее, кто-то не претендовал на лидерство, но панибратство не культивировалось, отношения друг с другом были уважительными.

Следует отметить, что ректорат БИСИ занимал достаточно деятельную позицию. Становление вуза шло практически по всем направлениям. Студенческие спортивные команды добивались определенных успехов. Мы были активными участниками стройотрядовского движения. Целенаправленно прививались навыки научно-исследовательской работы, и наши студенческие изыскания получали призовые места. Например, на втором курсе мой научный труд был удостоен серебряной медали на студенческом республиканском конкурсе. Благодаря настойчивости преподавателей мы брались за разработку смелых инновационных решений. Роман Орлович, с которым мы вместе жили в общежитии, предложил интересные конструктивные и архитектурные решения перекрытий-оболочек. И это не единственные факты. Вместе с тем руководство осознавало, что приличная подготовка специалистов возможна в случае

активного использования опыта известных вузов СССР. В этих целях приглашалась для чтения лекций известная профессура, студенты выезжали в другие институты. В частности, я проходил практику в Белорусском политехническом институте, Московском и Ленинградском инженерно-строительных институтах.

Много интересных людей вышло из стен Брестского государственного технического университета, многие выпускники остались в нем работать и демонстрируют хорошие результаты. К примеру, нынешний ректор -доктор технических наук, профессор Петр Степанович Пойта достойно руководит университетом. Мы с ним учились на одном курсе, но на разных факультетах. Уже в то время он заметно выделялся в студенческой среде своей принципиальностью, серьезным отношением к учебе, был активным участником общественной жизни БИСИ. Институт дал путевку в жизнь тысячам наших граждан и иностранцам. Многие из них стали известными в науке, экономике и общественной жизни страны людьми. Не буду перечислять фамилии - каждый из нас выполняет свой гражданский долг как может и как сложились жизненные обстоятельства. И я ни разу не пожалел, что поступил учиться и окончил именно этот вуз. СИ

Группа студентов мелиоративного факультета на производственной практике в Минском районе, 1968 г.

Научно-инновационная

деятельность

университета

Университеты являются ключевыми центрами научного и инновационного развития страны. В Брестском государственном техническом университете уделяется большое внимание развитию научных исследований, созданию разработок, которые востребованы реальным сектором экономики. В научно-технической и инновационной деятельности принимает активное участие профессорско-преподавательский состав, среди которых порядка 20 докторов наук и около 170 кандидатов наук, а также аспиранты и студенты. В университете ведется активная работа по трансферу, продвижению и коммерциализации научных продуктов.

Металлическая структурная конструкция системы «БрГТУ»

Разработана первым проректором кандидатом технических наук, профессором Вячеславом Драганом. Это уникальные пространственные стержневые конструкции с узлами из полых шаров, используемые чаще всего в качестве несущих элементов зданий общественного и производственного назначения. Система «БрГТУ» позволяет запроектировать покрытия для любых нагрузок, снизить требуемую точность изготовления элементов, упростить сборку узлов и создавать большепролетные структурные конструкции зданий и сооружений с различным очертанием поверхности

и формой покрытия - плоские, оболочки, купола.

Такие конструкции серийно выпускаются на ОАО «Брестмаш» и успешно использованы при проектировании и строительстве более 30 объектов, среди которых летний амфитеатр «Славянский базар» в Витебске, универсальный спортивный зал МКСК «Минск-Арена», одно из зданий Государственной Третьяковской галереи в Москве, дворец водных видов спорта в Бресте и др.

Разработанная в университете структурная конструкция имеет неоспоримые преимущества. Это архитектурная выразительность и привлекательность; возможность перекрывать сооружения пролетом более 150 м; высокая несущая способность и восприятие больших нагрузок (свыше 300 кг/м2 при пролетах до 100 м); индустриальность изготовления элементов, полная их заводская готовность и однотипность. К тому же конструкции просто и быстро собираются и разбираются с последующей повторной сборкой на новом месте; между поясами структур можно размещать инженерные коммуникации, унифицировать изделия не только для отдельных сооружений, но и для зданий с различными пролетами, нагрузками и схемами опирания.

Экономическая целесообразность применения системы «БрГТУ» по сравнению с другими конструкциями: снижение расхода стали до 20% на 1 м2 покрытия, уменьшение трудозатрат

на строительной площадке до 25%, сокращение сроков возведения в 1,5 раза, удешевление стоимости до 10-20%. Срок окупаемости - до 3 лет.

Технология и оборудование для переработки и вторичного применения кровельных битумных отходов

Специалисты БрГТУ - кандидат технических наук, профессор Борис Устинов и инженер Дмитрий Устинов - разработали, изготовили и внедрили в производство комплекс машин и агрегатов, предназначенных для механизированного снятия слоев битумной кровли с покрытий, сухого измельчения образующихся при этом отходов (КБО) в порошок, разделения его на фракции, приготовления горячих и холодных асфальтовых смесей. Они содержат все необходимые минеральные и органические волокнистые включения, увеличивающие интервал пластичности, например, асфальтобетонов до 100-120 °С, понижающие на 10-20 °С температуру хрупкости, существенно усиливающие их эластичность в широком диапазоне температур. Кроме того, положительной особенностью асфальтобетонов и асфальтовых мастик на основе вяжущего порошка из КБО является их повышенная способность поглощать упругие деформации, что значительно улучшает качество изолируемых строительных конструктивных поверхностей. В данном случае такие

асфальтовые смеси имеют меньшую деформативность при повышенных температурах и большую при отрицательных.

Минеральные и волокнистые наполнители в составе вяжущих порошков из КБО выполняют роль структурирующих добавок, их содержание колеблется от 15 до 20%. Они сложным образом взаимодействуют с битумом, содержащимся в рубероидных отходах, выполняя роль структурообразующего компонента. А минеральные наполнители в порошке из КБО переводят битумное вяжущее в пленочное состояние благодаря высокоразвитой поверхности и образуют дисперсную систему, обладающую повышенной прочностью, вязкостью и водоустойчивостью. Кроме того, для порошка, полученного из отходов, характерны высокая теплостойкость, механическая прочность и деформативные способности, особенно при отрицательных температурах. Все эти факторы существенно влияют на повышение качества строительства. Выполненные лабораторные и производственные исследования подтвердили хорошие физико-механические показатели мастик и асфальтов на основе вяжущего порошка из КБО, соответствующие требованиям действующих стандартов.

При реализации проекта обеспечиваются импортозамеще-ние и ресурсосбережение, снижаются энергозатраты, повышается долговечность зданий, улучшается экология, создаются новые рабочие места. Аналогов по применению битуминозных сухих порошков в строительном производстве нет. Их использование позволяет принципиально изменить технологию изготовления битумосодержащих материалов: гидроизоляционных мастик, теплоизоляционных и асфальтовых смесей. На основе вяжущего порошка из КБО и местных недорогих сыпучих наполнителей

(песок, керамзит, шлак, зола, и др.) можно приготавливать различные строительные соединения. Более 25 комплектов из измельчителя и виброгрохота реализованы в Беларуси, России, Украине. 70% изготовленной техники поставлено в РФ - в Москву, Великий Новгород, Тольятти и другие города.

Нейросетевая система обнаружения эпилептической активности

Основная функция модуля -это анализ сигналов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и получение дополнительной информации о них, позволяющей выполнять более точную постановку диагноза. Для этого используются специально разработанные алгоритмы на базе теории нейронных сетей и теории хаоса, что дало возможность создать целую систему по эффективному обнаружению эпилептической активности различной формы и длительности без специального предварительного обучения. Разработчики -доктор технических наук, профессор Владимир Головко и доцент кафедры интеллектуальных информационных технологий Светлана Лаврентьева. Существующие на сегодняшний день аналоги имеют низкий показатель правильного выявления и высокий показатель ложного обнаружения.

Нейросетевая система предназначена для применения в отделах диагностики учреждений здравоохранения. Она значительно упрощает работу врача, концентрирует его внимание на важных участках длительных ЭЭГ данных. Модуль может использоваться в качестве вспомогательного к существующим комплексам по регистрации и анализу сигналов ЭЭГ. Его основное назначение - выявить и обозначить в них участки эпилептической активности, что позволяет специалисту поставить более точный диагноз, прогнозировать появление эпилептических

припадков, оценивать эффективность принимаемых пациентом препаратов и соответственно корректировать лечение на основании получаемых данных.

Разработанные алгоритмы могут также применяться для анализа других типов сигналов для выявления аномалий в работе реальных систем, нормальная динамика которых характеризуется хаотическим поведением. СИ

Подготовила Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.