П. С. Пойта, Н. П. Яловая
(г. Брест, Беларусь)
Образовательные тенденции в подготовке инженерных кадров для Брестского региона в системе дополнительного
образования взрослых
В статье рассматриваются образовательные возможности Института повышения квалификации и переподготовки Брестского государственного технического университета в подготовке инженерных кадров. Рассмотрены направления реализации образовательных программ и перспективы развития системы дополнительного образования взрослых в Брестском регионе.
Обязательным компонентом стратегии инновационного развития экономики государства выступает расширение подготовки кадров высокой квалификации на всех уровнях - от рабочего до руководителя - на основе новейших достижений науки, техники и технологий.
Основные требования новой экономики к профессиональному образованию могут быть выражены через профессионализацию, формирование компетенций специалиста и прак-тикоориентированность. Так, профессионализация, как выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, повышает конкурентоспособность на рынке труда и тесное сотрудничество с работодателями. Формирование компетенций дает возможность и умение применять полученные знания на практике и быстро адаптироваться к трудовой деятельности. А практикоориентированность позволяет не только получить актуальные знания от преподавателей-практиков, но и те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в реальной трудовой деятельности.
Все перечисленные требования к получению профессионального образования могут быть реализованы через систему дополнительного образования взрослых.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс], вступившему в силу с 1 сентября 2011 года, система дополнительного образования взрослых включает в себя:
- участников образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;
- образовательные программы дополнительного образования взрослых;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- иные учреждения образования, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых;
- иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых;
- индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;
- учебно-методические объединения в сфере дополнительного образования взрослых;
- организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
- государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дополнительного образования взрослых;
- государственные органы, подчиненные и (или] подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования взрослых [1, статья 240].
Кодекс относит обучение взрослых к самостоятельному направлению системы дополнительного образования и определяет его как «вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажёра и удовлетворение их познавательных потребностей».
Обеспечение отраслей экономики профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации для эффективного социально-экономического развития Республики Беларусь, ее национальной безопасности, а также индивидуальных запросов граждан в повышении уровня их профессиональной подготовки - это основные задачи института повышения квалификации и переподготовки, как структурного подразделения учреждения высшего образования.
В Западном регионе Республики Беларусь такие задачи оперативно решаются в Институте повышения квалификации и переподготовки (далее - Институт, ИПКиП]. Институт является одним из молодых структурных подразделений Брестского государственного технического университета, который в 2016 году отмечает свой 50-летний юбилей. Это самая мобильная и гибкая структура, быстро реагирующая на все происходящие социально-экономические изменения Брестского региона через подготовку специалистов и руководящих работников необходимой квалификации.
Образовательный процесс в ИПКиП обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав Брестского государственного технического университета. Кроме того, к процессу обучения в обязательном порядке привлекаются грамотные, инициативные, коммуникабельные специалисты-практики различных субъектов хозяйствования, занятия со слушателями проходят не только в аудиторном фонде университета, но и на предприятиях и в организациях г. Бреста и Брестского района.
Накопленный значительный опыт организации и проведения занятий непосредственно на предприятиях показывает высокую эффективность, которая достигается за счет возможности соединения теоретических знаний с практическим освоением умений и приобретением навыков.
За годы деятельности Института более 18 тысяч слушателей получили дипломы о переподготовке на уровне высшего и среднего об-
разования, свидетельства о повышении квалификации и присвоении разряда по рабочим профессиям.
В структуру Института входит Областной учебно-методический центр охраны труда и промышленной безопасности, который реализует образовательные программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих (служащих].
Образовательную деятельность ИПКиП осуществляет в соответствии со специальным разрешением (лицензией] на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании Институт реализует образовательные программы [1, статья 242]:
- повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
- переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;
- переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование;
- стажировки руководящих работников и специалистов;
- специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей;
- повышения квалификации рабочих (служащих];
- переподготовки рабочих (служащих];
- профессиональной подготовки рабочих (служащих];
- обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов];
- обучения в организациях;
- совершенствования возможностей и способностей личности.
В последние годы деятельность Института направлена на предоставление образовательных услуг по подготовке инженерных кадров: повышению их квалификации и переподготовке специалистов по профилям образования «Архитектура и строительство», «Техника и технологии», «Охрана труда», «Экологическая безопасность».
В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее - поста-
новление № 1] наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном] образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное] образование, в соответствии с профилем (направлением] образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования» (часть пятая пункт 9 постановления № 1]. Поэтому, если основное образование работника не соответствует квалификационным требованиям занимаемой должности, он может подтвердить соответствие квалификации дипломом о переподготовке по профилю (направлению] образования, специальности, которые указаны в разделе «Квалификационные требования». В соответствии с Кодексом РБ об образовании наличие диплома о переподготовке подтверждает «освоение содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное] образование, для осуществления профессиональной деятельности». Именно переподготовка расширяет возможности для трудоустройства и самореализации, а также позволяет организациям повысить функциональную грамотность работающих и принимаемых на работу лиц в относительно короткие сроки.
Все программы профессиональной переподготовки предусматривают более 1000 академических часов обучения, после успешного завершения которого слушатели получают государственный диплом о переподготовке на уровне высшего образования с присвоением соответствующей квалификации.
В Институте открыты девять специальностей переподготовки инженерных кадров, имеющих высшее образование:
■ Охрана труда в машиностроении и приборостроении.
■ Охрана труда в строительстве.
■ Охрана труда в отраслях непроизводственной сферы.
■ Программное обеспечение информационных систем.
■ Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов.
■ Промышленное и гражданское строительство.
■ Экспертиза и управление недвижимостью.
■ Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна.
■ Управление проектами в строительстве.
Переподготовка инженерных кадров осуществляется в соответствии с современными требованиями к уровню, содержанию и качеству образования. В процессе обучения успешно применяются как традиционные, так и инновационные педагогические технологии, позволяющие формировать и закреплять у слушателей необходимые умения и навыки. Регулярное обновление учебно-методической литературы, раздаточных материалов позволяет обеспечивать актуальность содержания учебных дисциплин и соответствие современному уровню развития общества, науки, техники и экономики. Для слушателей организуются учебные экскурсии на успешно развивающиеся в Брестском регионе предприятия, на которых проходят занятия и стажировка слушателей.
Все открытые в Институте специальности переподготовки ориентированы в первую очередь на потребность в профессиональных кадрах Брестского региона. Так, в последние годы особенно востребованными являются две специальности - «Промышленное и гражданское строительство» и «Теплогазоснабже-ние, вентиляция и охрана воздушного бассейна», на которых готовят специалистов с квалификацией «инженер-строитель».
Для повышения качества образовательного процесса все учебные дисциплины специальностей переподготовки 2-го года обучения закреплены за кафедрами университета.
В связи с введением в Республике Беларусь обязательной аттестации специалистов и организаций строительной отрасли Институт постоянно организует курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов для подготовки к аттестации в РУП «Белстройцентр». В ИПКиП работает Центр аттестации специалистов РУП «Белстройцентр», в котором слушатели после успешного прохождения повышения квалификации сдают квалификационные экзамены. Центр работает в рамках договора о сотрудничестве БрГТУ с Белстройцентром.
Требования постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководите-
лей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства», предусматривающие обязательное повышение квалификации специалиста по заявляемой специализации аттестации, хотя и создали вначале массовость обращений на обучение, но в то же время позволили планомерно провести повышение квалификации специалистов строительной отрасли и спланировать в дальнейшем данный процесс подготовки, выполняя требования Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь: «Руководители организаций: ...направляют работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет».
Участие профессорско-преподавательского состава БрГТУ в разработке технических кодексов установившейся практики по проектированию конструкций из различных материалов, идентичных Еврокодам, позволило эффективно и мобильно разработать содержание повышения квалификации руководителей и специалистов проектных и строительных организаций по программе «Внедрение в практику проектирования и строительства норм проектирования и стандартов Евросоюза в области строительства».
За значительный вклад в подготовку специалистов в области строительства Институт повышения квалификации и переподготовки Брестского государственного технического университета в 2014 году объявлен лауреатом Международного конкурса «Строймас-тер-инжиниринг-2014».
Институт имеет опыт активного сотрудничества с предприятиями в сфере подготовки высококвалифицированного, компетентного персонала, способного решать широкий круг производственных и управленческих задач и обеспечивать высокий уровень эффективности работы предприятия. Для постоянного совершенствования деятельности в образовательной, консультационно-методической и научно-технической областях институт, наряду с известными, хорошо зарекомендовавшими себя подходами, разрабатывает и внедряет новые методы, программы и стратегии в образовании.
С целью координации управления образовательным процессом, определения перспективных направлений развития, решения основных вопросов образовательной, научной деятельности и международного сотрудничества в 2013 году приказом ректора университета создан Совет Института повышения квалификации и переподготовки. Кадровый состав Совета Института сформирован из руководителей структурных подразделений и преподавателей кафедр БрГТУ, представителей Брестского областного исполнительного комитета, организаций-заказчиков кадров и слушателей специальностей переподготовки. Включение в состав Совета внешних представителей и слушателей позволило Институту оперативно реагировать на изменения социально-экономического развития страны, особенно Брестского региона, своевременно корректировать учебно-программную документацию и открывать новые специальности переподготовки и направления повышения квалификации в соответствии с возрастающими потребностями.
Начиная с 2010 года в Институте проводятся регулярные республиканские научно-практические конференции «Инновационное развитие системы дополнительного образования взрослых: ИНТЕХ», на которых ведется конкретный разговор о проблемах системы дополнительного образования взрослых, необходимости внедрения современных информационных технологий и научно-методических инноваций в переподготовку и повышение квалификации кадров, рассматриваются направления развития дистанционного обучения, поднимаются вопросы взаимодействия организаций-заказчиков с учреждениями образования. Приглашая к работе конференции руководителей органов государственного управления, организаций и предприятий Брестского региона, система дополнительного образования взрослых приобретает новый формат развития.
ИПКиП сегодня работает в сложных условиях современного рынка образовательных услуг, с присущими ему элементами острой конкуренции. Специфика деятельности Института, как многофункционального внебюджетного подразделения университета с широким и многогранным спектром услуг со своими нормативно-правовыми, финансовыми и организационно-методическими особенностями, актуализирует проблемы развития
дополнительного образования в рамках профильного университета.
Это в первую очередь наличие конкурентоспособных образовательных продуктов и, соответственно, кадрового состава, способного их реализовать, постоянное обновление содержания и обеспечение качества реализации образовательных программ, способствующих удовлетворению потребностей и интересов конкретного человека, общества и государства в целом.
Однако, к сожалению, качество предоставляемых услуг не является единственным условием эффективного функционирования ИПКиП как структурного подразделения регионального учреждения высшего образования. Наличие потребителей услуг определяется и другими факторами, такими как состояние рынка труда в тот или иной период времени в регионе и востребованность специалистов профиля учреждения высшего образования, неравная конкуренция со столич-
ными и профильными учреждениями дополнительного образования взрослых, наличие большого количества собственных учебных центров в структуре организаций и предприятий и частных образовательных центров, предоставляющих подобные услуги, стоимость обучения и уровень платежеспособности населения, отношение работодателей к обучению потенциальных слушателей и др.
Однако, несмотря на существующие и возникающие новые проблемы, Институт целенаправленно работает в направлении качественной подготовки инженерных кадров и развития системы дополнительного образования взрослых в Брестском регионе, активно внедряет инновационные технологии в образовательный процесс, мобильно и качественно обеспечивает высокий уровень образованности специалистов, совершенствует деловые качества граждан и их подготовленность к будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск : РИВШ, 2011. - 352 с.