Научная статья на тему 'Образовательные тенденции в подготовке инженерных кадров для Брестского региона в системе дополнительного образования взрослых'

Образовательные тенденции в подготовке инженерных кадров для Брестского региона в системе дополнительного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ ПОДГОТОВКИ / SYSTEM OF FURTHER ADULT EDUCATION / RE-TRAINING / IN-SERVICE TRAINING / PROFESSIONALIZATION / PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пойта Петр Степанович, Яловая Наталья Петровна

В статье рассматриваются образовательные возможности Института повышения квалификации и переподготовки Брестского государственного технического университета в подготовке инженерных кадров. Рассмотрены направления реализации образовательных программ и перспективы развития системы дополнительного образования взрослых в Брестском регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational trends in the training of engineers for Brest region in the system of further adult education

The article deals with the educational opportunities of the Institute of Professional Development and Re-training (IPDR) of Brest State Technical University. The directions of the implementation of educational programs and prospects of further adult education development in Brest region are presented

Текст научной работы на тему «Образовательные тенденции в подготовке инженерных кадров для Брестского региона в системе дополнительного образования взрослых»

П. С. Пойта, Н. П. Яловая

(г. Брест, Беларусь)

Образовательные тенденции в подготовке инженерных кадров для Брестского региона в системе дополнительного

образования взрослых

В статье рассматриваются образовательные возможности Института повышения квалификации и переподготовки Брестского государственного технического университета в подготовке инженерных кадров. Рассмотрены направления реализации образовательных программ и перспективы развития системы дополнительного образования взрослых в Брестском регионе.

Обязательным компонентом стратегии инновационного развития экономики государства выступает расширение подготовки кадров высокой квалификации на всех уровнях - от рабочего до руководителя - на основе новейших достижений науки, техники и технологий.

Основные требования новой экономики к профессиональному образованию могут быть выражены через профессионализацию, формирование компетенций специалиста и прак-тикоориентированность. Так, профессионализация, как выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, повышает конкурентоспособность на рынке труда и тесное сотрудничество с работодателями. Формирование компетенций дает возможность и умение применять полученные знания на практике и быстро адаптироваться к трудовой деятельности. А практикоориентированность позволяет не только получить актуальные знания от преподавателей-практиков, но и те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в реальной трудовой деятельности.

Все перечисленные требования к получению профессионального образования могут быть реализованы через систему дополнительного образования взрослых.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс], вступившему в силу с 1 сентября 2011 года, система дополнительного образования взрослых включает в себя:

- участников образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;

- образовательные программы дополнительного образования взрослых;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- иные учреждения образования, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых;

- иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых;

- индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;

- учебно-методические объединения в сфере дополнительного образования взрослых;

- организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;

- государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дополнительного образования взрослых;

- государственные органы, подчиненные и (или] подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования взрослых [1, статья 240].

Кодекс относит обучение взрослых к самостоятельному направлению системы дополнительного образования и определяет его как «вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажёра и удовлетворение их познавательных потребностей».

Обеспечение отраслей экономики профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации для эффективного социально-экономического развития Республики Беларусь, ее национальной безопасности, а также индивидуальных запросов граждан в повышении уровня их профессиональной подготовки - это основные задачи института повышения квалификации и переподготовки, как структурного подразделения учреждения высшего образования.

В Западном регионе Республики Беларусь такие задачи оперативно решаются в Институте повышения квалификации и переподготовки (далее - Институт, ИПКиП]. Институт является одним из молодых структурных подразделений Брестского государственного технического университета, который в 2016 году отмечает свой 50-летний юбилей. Это самая мобильная и гибкая структура, быстро реагирующая на все происходящие социально-экономические изменения Брестского региона через подготовку специалистов и руководящих работников необходимой квалификации.

Образовательный процесс в ИПКиП обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав Брестского государственного технического университета. Кроме того, к процессу обучения в обязательном порядке привлекаются грамотные, инициативные, коммуникабельные специалисты-практики различных субъектов хозяйствования, занятия со слушателями проходят не только в аудиторном фонде университета, но и на предприятиях и в организациях г. Бреста и Брестского района.

Накопленный значительный опыт организации и проведения занятий непосредственно на предприятиях показывает высокую эффективность, которая достигается за счет возможности соединения теоретических знаний с практическим освоением умений и приобретением навыков.

За годы деятельности Института более 18 тысяч слушателей получили дипломы о переподготовке на уровне высшего и среднего об-

разования, свидетельства о повышении квалификации и присвоении разряда по рабочим профессиям.

В структуру Института входит Областной учебно-методический центр охраны труда и промышленной безопасности, который реализует образовательные программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих (служащих].

Образовательную деятельность ИПКиП осуществляет в соответствии со специальным разрешением (лицензией] на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании Институт реализует образовательные программы [1, статья 242]:

- повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

- переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;

- переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование;

- стажировки руководящих работников и специалистов;

- специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей;

- повышения квалификации рабочих (служащих];

- переподготовки рабочих (служащих];

- профессиональной подготовки рабочих (служащих];

- обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов];

- обучения в организациях;

- совершенствования возможностей и способностей личности.

В последние годы деятельность Института направлена на предоставление образовательных услуг по подготовке инженерных кадров: повышению их квалификации и переподготовке специалистов по профилям образования «Архитектура и строительство», «Техника и технологии», «Охрана труда», «Экологическая безопасность».

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее - поста-

новление № 1] наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном] образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное] образование, в соответствии с профилем (направлением] образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования» (часть пятая пункт 9 постановления № 1]. Поэтому, если основное образование работника не соответствует квалификационным требованиям занимаемой должности, он может подтвердить соответствие квалификации дипломом о переподготовке по профилю (направлению] образования, специальности, которые указаны в разделе «Квалификационные требования». В соответствии с Кодексом РБ об образовании наличие диплома о переподготовке подтверждает «освоение содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное] образование, для осуществления профессиональной деятельности». Именно переподготовка расширяет возможности для трудоустройства и самореализации, а также позволяет организациям повысить функциональную грамотность работающих и принимаемых на работу лиц в относительно короткие сроки.

Все программы профессиональной переподготовки предусматривают более 1000 академических часов обучения, после успешного завершения которого слушатели получают государственный диплом о переподготовке на уровне высшего образования с присвоением соответствующей квалификации.

В Институте открыты девять специальностей переподготовки инженерных кадров, имеющих высшее образование:

■ Охрана труда в машиностроении и приборостроении.

■ Охрана труда в строительстве.

■ Охрана труда в отраслях непроизводственной сферы.

■ Программное обеспечение информационных систем.

■ Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов.

■ Промышленное и гражданское строительство.

■ Экспертиза и управление недвижимостью.

■ Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна.

■ Управление проектами в строительстве.

Переподготовка инженерных кадров осуществляется в соответствии с современными требованиями к уровню, содержанию и качеству образования. В процессе обучения успешно применяются как традиционные, так и инновационные педагогические технологии, позволяющие формировать и закреплять у слушателей необходимые умения и навыки. Регулярное обновление учебно-методической литературы, раздаточных материалов позволяет обеспечивать актуальность содержания учебных дисциплин и соответствие современному уровню развития общества, науки, техники и экономики. Для слушателей организуются учебные экскурсии на успешно развивающиеся в Брестском регионе предприятия, на которых проходят занятия и стажировка слушателей.

Все открытые в Институте специальности переподготовки ориентированы в первую очередь на потребность в профессиональных кадрах Брестского региона. Так, в последние годы особенно востребованными являются две специальности - «Промышленное и гражданское строительство» и «Теплогазоснабже-ние, вентиляция и охрана воздушного бассейна», на которых готовят специалистов с квалификацией «инженер-строитель».

Для повышения качества образовательного процесса все учебные дисциплины специальностей переподготовки 2-го года обучения закреплены за кафедрами университета.

В связи с введением в Республике Беларусь обязательной аттестации специалистов и организаций строительной отрасли Институт постоянно организует курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов для подготовки к аттестации в РУП «Белстройцентр». В ИПКиП работает Центр аттестации специалистов РУП «Белстройцентр», в котором слушатели после успешного прохождения повышения квалификации сдают квалификационные экзамены. Центр работает в рамках договора о сотрудничестве БрГТУ с Белстройцентром.

Требования постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководите-

лей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства», предусматривающие обязательное повышение квалификации специалиста по заявляемой специализации аттестации, хотя и создали вначале массовость обращений на обучение, но в то же время позволили планомерно провести повышение квалификации специалистов строительной отрасли и спланировать в дальнейшем данный процесс подготовки, выполняя требования Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь: «Руководители организаций: ...направляют работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет».

Участие профессорско-преподавательского состава БрГТУ в разработке технических кодексов установившейся практики по проектированию конструкций из различных материалов, идентичных Еврокодам, позволило эффективно и мобильно разработать содержание повышения квалификации руководителей и специалистов проектных и строительных организаций по программе «Внедрение в практику проектирования и строительства норм проектирования и стандартов Евросоюза в области строительства».

За значительный вклад в подготовку специалистов в области строительства Институт повышения квалификации и переподготовки Брестского государственного технического университета в 2014 году объявлен лауреатом Международного конкурса «Строймас-тер-инжиниринг-2014».

Институт имеет опыт активного сотрудничества с предприятиями в сфере подготовки высококвалифицированного, компетентного персонала, способного решать широкий круг производственных и управленческих задач и обеспечивать высокий уровень эффективности работы предприятия. Для постоянного совершенствования деятельности в образовательной, консультационно-методической и научно-технической областях институт, наряду с известными, хорошо зарекомендовавшими себя подходами, разрабатывает и внедряет новые методы, программы и стратегии в образовании.

С целью координации управления образовательным процессом, определения перспективных направлений развития, решения основных вопросов образовательной, научной деятельности и международного сотрудничества в 2013 году приказом ректора университета создан Совет Института повышения квалификации и переподготовки. Кадровый состав Совета Института сформирован из руководителей структурных подразделений и преподавателей кафедр БрГТУ, представителей Брестского областного исполнительного комитета, организаций-заказчиков кадров и слушателей специальностей переподготовки. Включение в состав Совета внешних представителей и слушателей позволило Институту оперативно реагировать на изменения социально-экономического развития страны, особенно Брестского региона, своевременно корректировать учебно-программную документацию и открывать новые специальности переподготовки и направления повышения квалификации в соответствии с возрастающими потребностями.

Начиная с 2010 года в Институте проводятся регулярные республиканские научно-практические конференции «Инновационное развитие системы дополнительного образования взрослых: ИНТЕХ», на которых ведется конкретный разговор о проблемах системы дополнительного образования взрослых, необходимости внедрения современных информационных технологий и научно-методических инноваций в переподготовку и повышение квалификации кадров, рассматриваются направления развития дистанционного обучения, поднимаются вопросы взаимодействия организаций-заказчиков с учреждениями образования. Приглашая к работе конференции руководителей органов государственного управления, организаций и предприятий Брестского региона, система дополнительного образования взрослых приобретает новый формат развития.

ИПКиП сегодня работает в сложных условиях современного рынка образовательных услуг, с присущими ему элементами острой конкуренции. Специфика деятельности Института, как многофункционального внебюджетного подразделения университета с широким и многогранным спектром услуг со своими нормативно-правовыми, финансовыми и организационно-методическими особенностями, актуализирует проблемы развития

дополнительного образования в рамках профильного университета.

Это в первую очередь наличие конкурентоспособных образовательных продуктов и, соответственно, кадрового состава, способного их реализовать, постоянное обновление содержания и обеспечение качества реализации образовательных программ, способствующих удовлетворению потребностей и интересов конкретного человека, общества и государства в целом.

Однако, к сожалению, качество предоставляемых услуг не является единственным условием эффективного функционирования ИПКиП как структурного подразделения регионального учреждения высшего образования. Наличие потребителей услуг определяется и другими факторами, такими как состояние рынка труда в тот или иной период времени в регионе и востребованность специалистов профиля учреждения высшего образования, неравная конкуренция со столич-

ными и профильными учреждениями дополнительного образования взрослых, наличие большого количества собственных учебных центров в структуре организаций и предприятий и частных образовательных центров, предоставляющих подобные услуги, стоимость обучения и уровень платежеспособности населения, отношение работодателей к обучению потенциальных слушателей и др.

Однако, несмотря на существующие и возникающие новые проблемы, Институт целенаправленно работает в направлении качественной подготовки инженерных кадров и развития системы дополнительного образования взрослых в Брестском регионе, активно внедряет инновационные технологии в образовательный процесс, мобильно и качественно обеспечивает высокий уровень образованности специалистов, совершенствует деловые качества граждан и их подготовленность к будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск : РИВШ, 2011. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.