Свою историю Белорусско-Российский университет начал в 1961 г. с машиностроительного института - учебного заведения профильного типа, единственного в Беларуси, готовившего кадры для машиностроительной отрасли республики. Под руководством первого ректора Александра Алексеевича Борисова начали работу два факультета: механический и машиностроительный. В 1970 г. были организованы транспортный и технологический факультеты, несколько позднее - электромеханический. Впоследствии технологический факультет стал базой для создания Могилевского технологического института.
В 2000 г. Могилевский машиностроительный институт по итогам аттестации и аккредитации на статус высшего учебного заведения университетского типа был преобразован в Могилевский государственный технический университет, а в 2001 г. решением Правительств Республики Беларусь и Российской Федерации университет становится Белорусско-Российским. Сегодня это уникальный вуз, создавший уникальную модель учреждения образования, которая позволяет назвать его вузом предпринимательского типа, и работающий в рамках законодательств двух государств.
Белорусско-Российский университет -крупный современный инновационный научно-образовательный комплекс, ориентированный на потребности реального сектора экономики и осуществляющий образовательную деятельность по широкому спектру направлений и специальностей. В его структуре восемь факультетов (машиностроительный, автомеханический, экономический, строительный, электротехнический, инженерно-экономический, заочный, факультет довузовской подготовки и профориентации), лицей, архитектурно-строительный колледж, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров. В бРу органи-
зована система непрерывной подготовки кадров высшей квалификации, есть собственные магистратура, аспирантура и докторантура, функционируют два совета по защите диссертаций - докторский и кандидатский.
Подготовка специалистов в вузе ведется по 18 специальностям первой ступени высшего образования, 10 специальностям второй и 12 специальностям переподготовки кадров. Получена лицензия на реализацию образовательных программ Российской Федерации по
■ Студенты по белорусским образовательным программам Студенты по российским образовательным программам В Студенты второй ступени образования (магистры)
ШЩЦк
Рис. 1. Количество студентов, подготовленных за 50-летнюю историю университета
семи специальностям. Выпускники, обучающиеся по белорусским стандартам, получают диплом государственного образца Республики Беларусь, а по российским - Российской Федерации. Также с 2010 г. в университете во «Французско-Белорусском институте управления» ведется подготовка по одной специальности по образовательным программам Франции. Общая численность студентов приближается к 8 тысячам.
За всю историю университета профессорско-преподавательским со-
Рис. 2. Распределение специалистов по профилям за 50-летнюю историю университета
Молодые специалисты экономического направления подготовки
Молодые специалисты технического направления подготовки
ставом подготовлено свыше 35 тысяч высококвалифицированных специалистов, которые успешно работают на предприятиях региона.
Примечательно, что более 56% профессорско-преподавательского состава университета составляют его выпускники, прошедшие путь от студенческой скамьи до доцента или профессора.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
В своей научно-технической политике университет делает особую ставку на поддержку и развитие научных школ, созданных учеными вуза, которые своей активной работой доказали не только умение получать серьезные научные результаты, но и способность готовить высококвалифицированные кадры и привлекать в науку новое талантливое пополнение. В БРУ успешно работают по направлениям восемь уникальных научных школ, среди них - теория и методы проектирования колесных тормозных механизмов и автоматических систем управления движением и виброзащитных систем колесных машин; теория прецессионного зацепления и создание научных основ расчета планетарных прецессионных передач; теория и методы математического
моделирования и компьютерных технологий функционального проектирования автомобилей; зубчатые передачи и передачи посредством промежуточных тел качения; теория и технологии сварки и родственных процессов; новые типы механических передач, технологические методы повышения их технического уровня и средства автоматизированного контроля; волоконно-оптическая техника и технологии; технологии повышения производственного ресурса инструментов, технологической оснастки и узлов металлорежущих станков путем бомбардировки обрабатываемых изделий в среде низкого вакуума.
УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММАХ
Руководство университета умело использует международные ресурсы для реализации учебных и научно-исследовательских программ. Так, участие в проекте «Темпус» «Совершенствование и развитие профессионализированного обучения» позволило студентам обучаться на ступени Мастер-1 и Лисанс. В рамках данного проекта, который по инициативе международных
экспертов продлен еще на один год, и студенты, и преподаватели прошли стажировки в Университете Овернь-Клермон (Франция). БРУ выступает участником еще одной программы «Темпус» - «Разработка академических курсов с включением элементов многоуровневого управления охраной окружающей среды».
В результате плодотворного сотрудничества с Посольством Китайской Народной Республики в Республике Беларусь в университете и лицее организованы кружки по изучению китайского языка. Два выпускника стали обладателями государственной стипендия Правительства Китая на обучение в магистратуре Ланд-жоуского университета путей сообщения, а в нынешнем году еще три студента обучаются в нем.
Участие Белорусско-Российского университета в программах мобильности позволяет им проходить стажировки в вузах Германии и Индии. По линии обмена студентами технических специальностей была организована полугодовая стажировка в Турции. А участие в программе «Летние вузовские курсы в Германии по изучению немецкого языка», организованной Германской службой
открытые двери
академических обменов (DAAD), предоставило возможность студентам университета изучать язык в Германии.
роль информационных технологий в инженерном образовательном процессе
В вузе создана интегрированная образовательная среда, которая обеспечивает организацию учебного процесса с использованием информационных технологий для дистанционной,заочной и дневной форм обучения. С 2006 г. функционирует Центр дистанционного обучения. Для реализации данного проекта был создан информационно-образовательный портал ЦДО Белорусско-Российского университета http:cdo.bru.mogilev.by. На его базе размещены сетевые курсы более чем по 300 дисциплинам для трех специальностей технического профиля и для первых двух курсов двух специальностей экономического профиля. Сетевой курс обычно представляет собой веб-страницу со ссылками на вложенные файлы, где студент может найти практически всю информацию по изучаемой дисциплине. Технология электронных образовательных ресурсов постоянно
совершенствуется. Ведущими преподавателями университета активно используются мультимедийные лекции.
Система контроля знаний осуществляется в режимах on-line и off-line. Преподавателями университета разработаны тесты, методика проведения тестирования и сформированы базы тестовых заданий. Созданная в рамках вуза технология интерактивного общения студента с преподавателем основана на использовании инструментальных средств удаленного консультирования.
Для организации дистанционного обучения и контроля знаний студентов был модернизирован портал, внедрена учебная среда Moodle. Очень важным элементом контроля работы студентов и преподавателей в данной системе является автоматическое формирование статистических отчетов о работе студентов, позволяющее преподавателям отслеживать активность своих подопечных при изучении той или иной дисциплины, а заведующим кафедр - анализировать качество и регулярность контактов преподавателя с вверенной ему аудиторией.
В БРУ разработан информационно-образовательный сайт (кампус) для студентов очной формы обучения, где размещены электронные учебные
материалы по всем дисциплинам для студентов 1-3-х курсов по пяти специальностям. В рамках системы тестирования знаний с 2006 г. в компьютерном классе Отдела дистанционного обучения два раза в год, в мае и в декабре, проходит Федеральный экзамен в сфере высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по российским образовательным программам, для внешней оценки уровня их подготовки на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. Компьютерное интернет-тестирование проходит в единое время по единым измерительным материалам в режиме on-line.
прикладная направленность научной деятельности
Многие инновационные проекты ученых Белорусско-Российского университета уже нашли применение в производстве. Так, под руководством кандидата технических наук доцента В.Н. Усика функционирует научно-техническая лаборатория «Волоконно-оптическая диагностика», выпускающая эндоскопы технического назначения. Осуществлена разработка и продажа специализированных средств диагностики предприятиям России на основе международных договоров. Тех-
многие инновационные проекты ученых университета уже нашли применение в производстве: например, технические эндоскопы, электронные блоки управления гидромеханической передачей для самосвала БелАЗ, а также КНЭСК - композитный несущий элемент строительных конструкций, применяемый в строительстве
нические решения, применяемые при производстве эндоскопов, защищены патентами Республики Беларусь №883 и Российской Федерации №1801344.
Другим способом реализации инновационных проектов является лицензионный договор. На основе такого договора нашел применение в строительстве так называемый КНЭСК (композитный несущий элемент строительных конструкций), защищенный патентами Беларуси и России. Лицензионное использование этой разработки велось при строительстве автодорожного путепровода в Минске и позволило подрядчикам значительно сократить время и расходы на строительство, а также в полтора раза продлить срок эксплуатации сооружения до его капитального ремонта.
В университете под руководством доктора технических наук, профессора И.С. Сазонова проводятся исследования по созданию антиблокировочной системы, в которой используется принципиально новый способ управления торможением автомобилей, обладающий временем адаптации к изменяющимся характеристикам опорной поверхности не более 0,07 с. Новизна разработок подтверждена патентами Беларуси и России, а также в странах Европы, Канаде, США, Японии и Республике Корея.
На основе исследований, выполненных в рамках ГКПНИ «Механика» под руководством доктора технических наук профессора В.П. Тарасика, разработаны электронные блоки управления гидромеханической передачей для выпускаемого на Белорусском автомобильном заводе автомобиля-самосвала БелАЗ-7555 грузоподъемностью 60 т. При их создании учтен опыт фирм Allison, Caterpillar, Komatsu, а также собственные оригинальные разработки. Система и алгоритмы ее работы защищены патентами Республики Беларусь.
Инженерное образование всегда в цене
Доктор технических наук, профессор Игорь САЗОНОВ на протяжении 13 лет возглавляет Белорусско-Российский университет. Успехи и трудности, с которыми сегодня сталкивается высшая школа, ему известны лучше всех хотя бы потому, что это единственный в стране вуз, работающий по двум образовательным программам - белорусской и российской. А значит, и забот больше, и проблем немало, но самое ценное - это наработанный десятилетний уникальный опыт подготовки специалистов для экономик наших стран. В канун юбилея университета мы взяли интервью у Игоря Сергеевича. предлагаем вам наш разговор об инженерном образовании.
- Игорь Сергеевич, какую проблему отечественного высшего образования вы бы поставили на первое место?
- На мой взгляд, главный вопрос - качество высшего образования, которое в значительной мере может быть повышено за счет притока в высшую школу свежих высококвалифицированных молодых специалистов. К тому же отечественные вузы в значительной степени являются обучающими, и хотя наши специалисты востребованы на рынке труда, тем не менее они не ориентированы на инновационные подходы. Университеты пока не выступают полноценными центрами проведения исследовательской работы.
И здесь проявляется еще одна проблема. Чтобы вести научные изыскания на должном уровне, нужна суперсовременная материально-техническая база, которой мы, к сожалению, не обладаем. На устаревшем оборудовании сложно обеспечивать даже достойный образовательный процесс, не говоря уже об исследовательской деятельности на инновационном уровне. Мы стремимся к тому, чтобы у нас в университете не только готовились бакалавры и магистры, но и были собственные научные центры, оснащенные новейшими приборами и оборудованием, в которых могут успешно работать как профессора, так и студенты. Однако решается эта проблема очень тяжело.
- Наше общество всегда было инженерно ориентированным, это в последние годы образовался перекос в сторону юристов и экономистов. Как вернуться к утраченным приоритетам?
- Один из возможных путей ликвидации такого перекоса - в регулировании структуры госзаказа, то есть выработке контрольных цифр приема на ту или иную специальность. Данная работа уже проводится Министерством образования Республики Беларусь. И его рекомендации уже нашли отражение в нашей работе. Мы планомерно сокращаем набор на экономические специальности и увеличиваем - на
открытые двери
технические. Еще один ресурс - перепрофилирование чисто экономических специальностей в инженерно-экономические, то есть подготовка не просто экономистов, а инженеров-управленцев, ясно представляющих структуру, сильные и слабые стороны машиностроительного производства.
- Есть ли проблемы в инженерном образовании?
- Инженерное образование является самым дорогостоящим во всем мире. Согласитесь, невозможно подготовить высококлассного специалиста только с помощью учебников, даже самых замечательных. Учебный процесс должен строиться на использовании оборудования, которое, как и технологии, стремительно меняется и совершенствуется. Только наличие оборудования завтрашнего дня с учетом перспективы развития позволит готовить востребованных обществом инженеров-профессионалов. Но, к сожалению, мы не можем похвастаться такой базой, как, впрочем, и многие отечественные университеты.
- На чем, на ваш взгляд, базируется мотивация на квалифицированное качественное обучение у педагогов? Ведь современные студенты учиться так, как учились в свое время их отцы, не желают.
- Педагог - это призвание. Истинный педагог не торгует своим трудом и не ожидает вознаграждений, которые являются всем для многих людей других профессий. Настоящий преподаватель будет качественно выполнять свою работу, потому что это его внутренняя потребность и по-другому он не может. Я уверен, что большинство моих коллег разделяют эту точку зрения. Есть еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. Современный студент имеет больше возможностей для овладения информацией. Он может черпать ее не только из лекционных материалов, учебников, но
и из Интернета. Поэтому преподаватель должен быть компетентным, знающим. А для непрерывного самообразования необходимо больше свободного времени. На мой взгляд, как раз его и не хватает современному педагогу. Необходим
пересмотр учебной нагрузки преподавателей, которая сейчас чрезвычайно высока. И если мы говорим о том, чтобы профессорско-преподавательский состав занимался исследовательской работой, то это еще один аргумент в пользу уменьшения нагрузки. Смею предположить, что это может стать одним из главных стимулов для педагогов-исследователей.
- Есть ли у студентов мотивация хорошо учиться?
- Мы внимательно следим за тем, как оценивают потребители наши услуги. Социально-психологическая группа центра менеджмента качества и инноваций Белорусско-Российского университета провела социологическое исследование и проанализировала мнения выпускников школ и лицеев города Могилева, а также их родителей относительно мотивации выбора вуза, специальности, оценки его престижа. Отрадно отметить, что респонденты расценивают получение высшего образования как осознанный выбор. Свой успех в жизни они связывают с получением высшего образования в престижном вузе. В половине случаев выбор вуза обусловлен решением самого выпускника, почти в каждом третьем случае - решением родителей. Несмотря на то что интерес к содержательной стороне специальности является основным, на ее выбор влияют востребованность избираемой профессии на рынке труда и возможность получения высокооплачиваемой работы.
- Не сказывается ли на качестве образования коммерческое обучение?
- Обучение на платной основе - одна из возможностей укрепить финансовую независимость университета и направить дополнительные средства на стимулирование профессорско-преподавательского
состава, обновление материальной базы, а значит - повысить качество обучения. Однако, несомненно, перегибы в этой области недопустимы.
- Задача вуза - в подготовке и адаптации специалиста к той или иной профессиональной деятельности, к способности учиться. Как это реализуется в университете на практике?
- В традициях нашего вуза это различного рода практики студентов на предприятиях. Мы активно сотрудничаем в этом вопросе со всеми профильными предприятиями Могилевской области. Кроме того, студенты университета активно вовлекаются в научную работу.
- В каждом вузе имеются свои точки роста. Каковы они в Белорусско-Российском университете?
- Задача любого университета - выявить такие точки и сконцентрировать на них внимание и ресурсы. Главное -сформулировать миссию и стремиться к ее осуществлению. Для нас краткая ее версия звучит так: «Качественное образование - качественный специалист
- качественный производственник». Это простая, но весьма многогранная цель, к достижению которой наш вуз стремится все годы своего существования. Наш университет одним из первых в республике получил сертификат качества на соответствие стандарту ИСО 9001-2008. Результаты аудита, проведенные группой экспертов ассоциации по сертификации «Русский регистр», позволили получить сертификат соответствия и сертификат международной сети IQNet. Это свидетельство того, что 34 страны мира, среди которых Англия, Франция, Япония, Швеция и другие, признают эффективной организационно-
нЕвозможно подготовить высококлассного специалиста только с помошью учебников, даже самых замечательных. учебный процесс должен строиться на использовании оборудования, которое, как и технологии, стремительно меняется и совершенствуется
и
синергия знаний
управленческую структуру Белорусско-Российского университета.
С сентября 2010 г. в нашем вузе открыт филиал Франко-Белорусского института управления. Обучение в нем позволяет студентам дополнительно получить диплом французского государственного образца по специальности «Менеджмент малых и средних предприятий». Изучение всех дисциплин осуществляется на французском языке. Во время обучения предусмотрена стажировка во Франции в Университете Овернь-Клермон.
В 2011 г. совместным решением ГКНТ и НАН Беларуси Белорусско-Российский университет аккредитован на статус научной организации.
В университете в 2010-2011 учебном году кроме заочной формы обучения осуществлен набор студентов на дистанционную форму обучения по специальностям «Автоматизированные системы обработки информации» и «Автоматизированные электроприводы».
- Расскажите, пожалуйста, об опыте Белорусско-Российского университета. Насколько он применим к другим высшим учебным заведениям?
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Белорусско-Российский университет включен в эксперимент по переходу к системе зачетных единиц, в соответствии с которым с 2005-2006 учебного года осуществляется модульно-рейтинговая система оценки
и контроля знаний студентов, обучающихся по образовательным программам Российской Федерации, а с 2006-2007 года данная система начала внедряться и для студентов, обучающихся по белорусским образовательным стандартам. Модульно-рейтинговая система обучения включает текущую и итоговую аттестацию, осуществляемую следующими формами рейтинг-контроля: стартовым, текущим, промежуточным, творческим, рубежным и итоговым. Рабочие планы по всем учебным дисциплинам составлены с учетом модульно-рейтинговой системы. Ее введение позволило сделать учебный процесс более открытым и понятным для студента.
Особо следует подчеркнуть планируемое присоединение Республики Беларусь к
Болонской конвенции. В этой связи опыт, приобретенный при обучении студентов по образовательным программам Российской Федерации, становится очень ценным.
Подготовлен пакет документов по переходу на образовательные стандарты III поколения - бакалавриат - по образовательным стандартам Российской Федерации. С 1 сентября 2011 г. в университете начата подготовка бакалавров.
- Ваш университет - отраслевой вуз. Как складываются взаимоотношения с предприятиями отрасли, региона, частными компаниями?
- Университет удовлетворяет потребности экономики региона и республики в специалистах, прошедших подготовку по техническому профилю по машиностроительному, автомеханическому, электротехническому и строительному направлениям,
а также готовит специалистов по экономическому профилю. Среди заказчиков - все крупные предприятия Могилевской области, такие как ОАО «Могилевхимволокно», РУП завод «Могилевлифтмаш», РПУП Мо-гилевский завод «Строммашина» и др., а также предприятия республиканского значения - МАЗ, БелАЗ и их филиалы, МТЗ, БМЗ, «Белшина» и др. Распределение на работу в соответствии с полученной специальностью ежегодно получают 96-98% молодых специалистов университета, все они трудоустраиваются. Результаты распределения показывают, что потребность в инженерах-машиностроителях с каждым годом увеличивается, а спрос на выпускников университета таких специальностей, как «Автоматизированные электроприводы» и «Автомобильные дороги», превышает предложение в два раза, на выпускников специальности «Промышленное и гражданское строительство» - в три.
В университете постоянно проводится работа по мониторингу рынка труда, что позволяет нам ориентировать свою работу на потребности общества. Идет сокращение набора, взамен открываются новые специальности, к примеру «Оборудование и технология сварочного производства», созданные на базе образовательных стандартов Российской Федерации. Подготовлен пакет документов для открытия специальности «Экономика и организация
отрасли (машиностроение)», которая позволит готовить инженеров на кафедрах экономического факультета.
Для осуществления практико ориентированной подготовки студентов созданы 10 учебно-научных производственных объединений «Белорусско-Российский университет - Предприятие» с такими, как Могилевская ассоциация промышленников и предпринимателей, в состав которой входит более 120 предприятий региона, ОАО «Институт «Могилевгражданпро-ект», Филиал РУП «Институт БелНИиС»
- Научно-технический центр», РУП завод «Могилевлифтмаш», ОАО «Лавсанстрой», УЧНПП «Технолит», ПРУП «Могилевский завод сборного железобетона №7» и др. Эффективное взаимодействие обеспечивается через проведение лабораторных работ на базах Могилевского завода лифтового машиностроения, ОАО «Автомото-сервис и торговля-1».
- По каким критериям оценивается работа вузов в нашей стране?
- Университет успешно проходит процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Система менеджмента качества постоянно совершенствуется и развивается. Продолжается работа по расширению области сертификации, ею охвачены такие крупные университетские структуры, как лицей и колледж, что позволит получить конкурентное преимущество на рынке образовательных и научных услуг.
Согласно вебометрическому рейтингу вузов, проводимому с 2004 г. исследовательской группой Laboratorio de Internet (Испания), и рейтингу сайтов белорусских вузов, проводимому с 2005 г. Рейтинговым агентством БГУ, наш университет по итогам 2009 г. занимал 8-ю позицию среди 52 вузов Республики Беларусь. Это хороший результат.
- Каков он, идеальный образ инновационного вуза?
- Университет, который постоянно совершенствуется, изменяется в соответствии с потребностями рынка труда и изменяющимися технологиями, а также обладает достаточной долей самостоятельности, в том числе финансовой.
Подготовила Жанна КОМАРОВА