[О. Е. Дроздова]
«Гимназическое и лицейское образование», газета «Русский язык» (Издательский дом «Первое сентября») и др.
Концепция конференции «Языкознание для всех», а также уровень ее содержания и проведения получили высокую оценку фонда «Русский мир», что расширяет международные перспективы этого проекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., 2009.
2. Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2009.
3. Языкознание для всех. М., 2007 (а также сборники 2008 и 2009 гг.)
[хроника]
КУРСКИЕ ВСТРЕЧИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
День 23 сентября 2009 года для нас, курян, — знаменательный день. На родину вернулась священная реликвия — чудотворная икона Божией Матери «Знамения» Курско-Коренная, чудесно обретенная в 1295 году в окрестностях города, на берегу реки Тускари, там, где сегодня красуются купола Курской Коренной пустыни.
Семинар — не только форма повышения квалификации, но и «встреча старых друзей», профессиональное и человеческое общение с умными, творческими людьми, учеными ведущих вузов России, с коллегами.
Организатором семинара выступил факультет лингвистики и межкультурной коммуникации под руководством д. ф. н. проф. Р. К. Боженковой.
Целенаправленная работа факультета ЛМК и кафедры ТПКЛ, высокий научно-методический уровень проводимых мероприятий, актуальность их проблематики и эффективность проведения — все это в конечном итоге создает устойчивые условия для эффективной языковой самореализации, творческих находок преподавателей гуманитарных кафедр высших учебных заведений и учителей русского языка и литературы, иностранных языков общеобразовательных школ, принимающих участие в этих мероприятиях, развития их инициативы и делает КурскГТУ серьезным центром повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Семинар 2009 года привлек внимание не только учителей русского и иностранных языков общеобразовательных школ г. Курска и Курской области, но и преподавателей вузов г. Курска (КГУ КГМУ, КурскГТУ), Москвы (МПГУ, РУДН, Литературный институт им. А. М. Горького, МГОУ), Санкт-Петербурга (СПбГУ), Орла (ОрелГУ), Мценска, Дальнего Востока (ДВГУ) и Забайкалья (ЧитГУ).
Работа семинара была ориентирована не столько на устранение в вузовском курсе русского языка и культуры пробелов в знаниях, умениях и навыках вчерашних школьников, сколько на воспитание языковой личности, владеющей национальными нравственными ценностями, на построение целостной системы формирования языковой, речевой, линг-вокультурологической и коммуникативной компетенции студентов как в филологическом, так и нефилологическом вузе.
Актуальная проблема сегодня (не только педагогическая, но и социальная), по мнению профессора университета
Бургенланда (Австрия) А. Л. Бердичевского, — «функциональная неграмотность личности».
В выступлении профессора А. Д. Дейкиной (МПГУ, г. Москва) «Русский язык — интеллектуальное пространство учащихся с опорой на систему ценностных представлений личности» определена задача средней и высшей школы — поднять роль русского языка в формировании и развитии личности.
Проблемы языковой унификации в условиях поликультурной среды обсуждал со слушателями научно-практического семинара профессор В. М. Шаклеин (РУДН,
г. Москва).
Особенно заинтересовала участников семинара, в числе которых были и студенты ФЛМК, презентация доцентом Санкт-Петербургского университета О. А. Лазаревой нового курса «„Культура русской речи современного делового человека": структура, лингвометодическое обоснование, реализация».
Живой интерес у участников семинара вызвали выступления д.п.н., доцента С. Е. Каплиной (г. Чита, ЧитГУ), а также доц. В. Г. Сиромахи (Литературный институт им. А. М. Горького, г. Москва).
Реформе высшего образования, вызывающей много споров и в нашей стране, и в Европе, посвящалось выступление проф. З. Н. Никитенко (МПГУ, г. Москва).
Обсудить проблему, связанную с современной методикой оценивая ЕГЭ по русскому языку, преподавателям вузов и школьным учителям предложила профессор КурскГТУ,
д.ф.н. Н. А. Боженкова.
Насыщенная программа семинара, разнообразные выступления, высокое представительство лекторского состава, активность слушателей — все это позволяет говорить о том, что научно-практические семинары и конференции, проводимые факультетом лингвистики и межкультурной коммуникации КурскГТУ, не только обогащают слушателей знаниями, но и становятся школой культурного, нравственного общения, которое «дает силы, вдохновление, желание работать».
Надежда Шульгина, доцент кафедры теоретической, прикладной и коммуникативной лингвистики
[мир русского слова № 1 / 2010]
97