Научная статья на тему 'Конференция «Языкознание для всех» - лаборатория лингвистической работы со школьниками'

Конференция «Языкознание для всех» - лаборатория лингвистической работы со школьниками Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
877
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СТРУКТУРА КОНФЕРЕНЦИИ "ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" / ШКОЛЬНЫЙ КУРС ЛИНГВИСТИКИ / THE STRUCTURE OF THE CONFERENCE " LINGUISTICS FOR EVERYONE" / THE RESEARCH WORK OF SCHOOLCHILDREN / THE LINGUISTIC DEVELOPMENT OF THE SCHOOLCHILDREN / THE YEAR OF LINGUISTICS AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дроздова Ольга Евгеньевна

Статья посвящена вопросам, связанным с организацией и проведением детской научно-практической конференции «Языкознание для всех». Программа подготовки и структура конференции показаны в контексте системного подхода к лингвистическому развитию школьников и сопровождаются основными положениями учебного пособия О. Е. Дроздовой «Основы языкознания для школьников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дроздова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conference Linguistics for everyone - the laboratory of the linguistic work with the schoolchildren

The article is dedicated to the questions that are connected with the organization and carrying out of the children's theoretical and practical conference Linguistics for everyone. The program of the preparation and the structure of the conference are shown in the context of the systematic approach to the linguistic development of the schoolchildren and they are accompanied with the primary provisions of the school-book by O. E. Drozdova The basic principles of linguistics for schoolchildren

Текст научной работы на тему «Конференция «Языкознание для всех» - лаборатория лингвистической работы со школьниками»

О. Е. Дроздова

КОНФЕРЕНЦИЯ «ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ» — ЛАБОРАТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

OLGA E. DROZDOVA

THE CONFERENCE "LINGUISTICS FOR EVERYONE" — THE LABORATORY OF THE LINGUISTIC WORK

WITH THE SCHOOLCHILDREN

Ольга Евгеньевна Дроздова

Кандидат педагогических наук, зам. директора по экспериментальной работе гимназии № 1541 г. Москвы, зав. научно-методической лабораторией «Языкознание для всех» Московского института открытого образования ► [email protected]

Статья посвящена вопросам, связанным с организацией и проведением детской научно-практической конференции «Языкознание для всех». Программа подготовки и структура конференции показаны в контексте системного подхода к лингвистическому развитию школьников и сопровождаются основными положениями учебного пособия О. Е. Дроздовой «Основы языкознания для школьников».

Ключевые слова: исследовательская работа школьников, лингвистическое развитие школьников, структура конференции «Языкознание для всех», школьный курс лингвистики.

The article is dedicated to the questions that are connected with the organization and carrying out of the children's theoretical and practical conference "Linguistics for everyone". The program of the preparation and the structure of the conference are shown in the context of the systematic approach to the linguistic development of the schoolchildren and they are accompanied with the primary provisions of the school-book by O. E. Drozdova "The basic principles of linguistics for schoolchildren"

Keywords: the research work of schoolchildren, the linguistic development of the schoolchildren, the structure of the conference " Linguistics for everyone", the year of linguistics at school.

Проблемы, связанные с исследовательской работой школьников, сегодня весьма актуальны. Ученые и педагоги ведут споры о том, могут ли иметь детские исследования настоящую научную ценность или достаточно того, что такие работы имеют обучающий характер; в каком возрасте дети уже готовы к исследовательской деятельности, в какой степени им должен помогать учитель и т. д.

Языковедческие исследования можно сделать привлекательными для учащихся любой школы — и лингвистической, и математической, и химического лицея, и музыкального колледжа, потому что язык — это универсальное зеркало, отражающее все стороны жизни человека.

Научно-практическая конференция учащихся 6-11-х классов «Языкознание для всех» проводится уже 14 лет. Сначала конференция была внутришкольной, проводилась в гимназии № 1541 г. Москвы, которая и сейчас является главным организатором проведения конференции. С 2002 года она стала одним из базовых городских ежегодных мероприятий Департамента образования г. Москвы и проводится в тесном сотрудничестве с Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина. С 2007 года конференция проводится под эгидой РОПРЯЛ и имеет название «Международная научно-практическая конференция школьников „Языкознание для всех"», в ней участвуют школьники из Москвы,

Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Стерлитамака, Минска и Гомеля (Беларусь), Кишинева и Бендер (Молдова), Львова (Украина), Караганды и Усть-Каменогорска (Казахстан), Баку (Азербайджан) и других городов России и СНГ.

Разработанный в рамках программы лингвистического цикла курс О. Е. Дроздовой «Основы языкознания для школьников» [1-2] может оказать учителю русского или иностранных языков большую помощь в формировании у школьников более высокого уровня (чем предусмотрено в базовых курсах языковых предметов) лингвистической компетенции, необходимой как для более осмысленного изучения языков (в первую очередь родного), так и для проведения лингвистических исследований. В содержание курса входят три основных раздела. В первом речь идет о языке «как таковом»: язык как знаковая система, язык и общество, происхождение языка, языки живые и мертвые, искусственные и естественные, обзор языков мира (в первую очередь индоевропейской семьи). Во втором разделе материал касается конкретных единиц разных уровней системы языка: звуков, слов, предложений и т. д. Изучение языковых единиц в их проявлениях и взаимосвязях (как внутри одного уровня, так и между уровнями) происходит с привлечением примеров из русского и иностранных языков. Третий раздел связан с практическим применением полученных лингвистических знаний на уроках, посвященных стилистике, культуре речи, истории языка.

В процессе изучения курса языкознания школьники выполняют более 300 заданий, многие из которых имеют развивающий характер. При этом детьми на языковом материале осуществляются следующие учебные действия: узнавание, понимание, выделение, подбор, сопоставление, классификация, комбинирование, моделирование, поиск. Для формирования исследовательских навыков важнейшую роль играют задания творческого характера, большинство из которых имеет комплексный характер в плане выполняемых школьниками учебных действий. Творческие задания разработаны как на русскоязычном, так и на межъязыковом материале: 1) задания игрового характера; 2) самодостаточные лингвистические задачи;

3) задания, требующие проведения небольшого исследования; 4) сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с элементами исследования.

Во многих школах Москвы, участвующих в конференции «Языкознание для всех», представленный выше курс введен в качестве факультативного, элективного или даже обязательного. Безусловно, такая общая лингвистическая подготовка школьников желательна, однако не во всех школах есть возможность ввести отдельный курс языкознания. Выделенный и методически проверенный материал целесообразно использовать любому учителю, который собирается руководить исследовательской работой школьников. Одна из важных проблем будущего научного руководителя школьника — понять, какой сложности лингвистический материал доступен детям, что вызывает у них особый познавательный интерес, с помощью каких заданий можно этот интерес стимулировать.

В последние годы в Москве сложилась целая система ежегодных мероприятий, помогающих учителям школ города подготовить школьников к участию в конференции «Языкознание для всех». Это семинары «Лингвистический компонент обучения в средней школе», «Исследовательская языковедческая деятельность школьников», индивидуальные и массовые консультации, где школьники и учителя могут получить ответы на конкретные вопросы по подготовке докладов к конференции. Опыт работы гимназии № 1541 показывает, что внутри школы целесообразно проводить, кроме индивидуальных занятий, общие заседания «Школы лингвистических исследований», на которых собираются все ученики, участвующие в конференции текущего года. На первом заседании (обычно в конце октября) все будущие докладчики представляют выбранные ими темы, выступают с их кратким обоснованием. Второе заседание может быть проведено непосредственно перед конференцией. На нем учителя и консультанты из вузов определяют степень готовности докладчиков и возможность их выступления на конференции.

Основная тема конференции «Языкознание для всех» ежегодно меняется («Язык средств

массовой информации», «Язык и юмор», «Язык и политика», «Язык и история», «Языковые контакты», «Лингвистика на стыке наук», «Языковой вкус эпохи», «Язык и норма», «Язык в диалоге культур»).

Конференция «Языкознание для всех» включает в себя не только выступление школьников с докладами, но и другие виды работы, хотя презентация подготовленного доклада — это самое главное событие для каждого школьника-исследователя. Тематика секций (а их обычно бывает 9-10) складывается в зависимости от того, какие заявлены доклады. Для содержательной ориентировки все участники получают на предыдущей конференции информационный листок с анонсом направлений исследований. Например, общая тема конференции 2010 года — «Язык в диалоге культур». В связи с указанной темой был намечен круг вопросов для исследования:

- диалог культур при переводе текстов различных жанров;

- специфика языка разных поколений, мужчин и женщин;

- язык общения в различных субкультурах, в том числе в интернет-сообществе;

- сопоставление аналогичных или контрастных явлений: а) в разных языках мира (в русском и одном / нескольких иностранных или в двух / нескольких иностранных между собой); б) в вариантах одного языка (язык разных временных пластов, диалекты, региональные особенности одного языка в разных городах, территориальные особенности одного языка в разных странах); в) в выражении одних и тех же понятий в научной и наивной картине мира.

Указанный круг вопросов помогает выбрать направление исследования, однако, как показывает опыт проведения обучающих семинаров и консультаций, учащимся и учителям нередко бывает трудно проделать путь от осознания заинтересовавшего их направления исследования к выделению проблемы, а от выделенной проблемы — к конкретной (посильной для школьника!) теме.

Организаторы конференции считают очень важным поиск разных форм работы с детьми. Во время первого дня конференции, который тра-

диционно проводится в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, школьники участвуют в круглых столах, проводить которые приглашаются известные ученые, являющиеся ведущими специалистами в той области теоретической или прикладной лингвистики, которой посвящена дискуссия. Отдельно проводится круглый стол методической направленности для сопровождающих школьников учителей.

2007 год. Круглые столы для школьников: «Языкознание и культурология» «Языкознание и психология», «Языкознание и социология», «Языкознание и точные науки»; круглый стол для учителей: «Школьные языковые предметы и языковые исследования школьников».

2008 год. Круглые столы для школьников: «Актуальные процессы в русском языке начала XXI века», «Особенности современного русского языка в зарубежных странах», «Язык современных средств массовой информации», «Современные переводческие мифы»; круглый стол для учителей: «Презентация научно-методической лаборатории Московского института открытого образования „Языкознание для всех". Лингвистические исследования школьников».

2009 год. Круглые столы для школьников: «Изменения в норме литературного русского языка», «Региональные особенности нормы русского языка», «Новые явления в русском языке», «Влияние английского языка на норму в других языках»; круглый стол для учителей: «Лингвистическая работа в разных предметных областях школьного обучения».

Дискуссии построены таким образом, что опыт подготовки собственных докладов помогает школьникам принять участие в общем обсуждении, атмосфера заинтересованности и возможность дискутировать с известными учеными стимулирует школьников проявить как лингвистическую, так и коммуникативную компетентность. Любой этап конференции проводится как конкурс. На каждом из четырех круглых столов в конце дискуссии ведущий вместе с учителями-кураторами, назначенными оргкомитетом, выбирают троих самых активных ребят. На следующем этапе самые активные участники дискуссий получают задание для выполнения во временных творческих группах лингвистического мини-

проекта, например, такое: «Составьте «языковой портрет слова» (надо вытянуть карточку с одним из слов: мастер, яблоко, язык). Самостоятельно выберите форму презентации (научный доклад, спор двух ученых-лингвистов, журналистское расследование, сказка-шутка и т. п.)».

Учащимся выдаются листы со сведениями о соответствующем слове из словарей: толкового, этимологического, русско-английского, русско-французского, русско-немецкого, русско-испанского.

Опорные вопросы и задания:

Изучите значения слова, пользуясь статьей из толкового словаря.

Сравните значения слова в русском языке и особенности толкования в двуязычных словарях.

Познакомьтесь с этимологией слова.

Насколько, по вашему мнению, частотно это слово? В каком стиле речи оно чаще употребляется?

Вспомните наименования понятий, фразеологизмы, включающие в себя это слово в разных языках.

Какие образы ассоциируются у разных народов с этим словом (вспомните примеры из мифов, легенд, литературных произведений и т. д.)?

Постарайтесь спрогнозировать судьбу слова в русском языке (по желанию).

Приведем другой вариант задания для временных творческих групп (он использовался на конференции 2009 года, общая тема которой была «Язык и норма»): «Сконструируйте „детский" разговор с ошибками на тему „В гостях" (тему можно расширить) и дайте его научный анализ». Для примера данной группе школьников был предоставлен список возможных словоупотреблений с ошибками: был развлекатель, научился гитарить, чайница, пирог с повидлой, полететь вверх кармашками, шептает гостям.

Задания во временных творческих группах выполняются в течение 1 часа (в специально отведенных аудиториях работают 3 группы по 4 школьника в сопровождении учителя-куратора, который выполняет только организационные функции, но не должен участвовать в работе детей содержательно). В это время для оставшейся в зале большей части школьников проводится лингвистическая викторина.

Связи с ведущими учеными-лингвистами, их непосредственное участие в конференции придают ей характер серьезного научного события. Ведь только эксперты самого высокого класса (разумеется, в сотрудничестве с лучшими школьными учителями) могут объективно оценить подчас весьма оригинальные исследования школьников. Не все вузовские ученые умеют общаться с детьми, сочетая научную строгость с доступностью и даже занимательностью, но за годы проведения конференции «Языкознание для всех» сложился круг ее экспертов, консультантов, ведущих круглых столов, в полной мере обладающих этой способностью. Бессменными участниками консультаций для школьников и учителей Москвы, викторин, членами жюри на секциях являются д. фи-лол. н. В. И. Беликов и к. филол. н. Е. Я. Шмелева (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН). Ежегодно выступают на открытии конференции в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина и проводят дискуссии на круглых столах для школьников академик РАО В. Г. Костомаров и д. пед. н., д. филол. н., проф. Ю. Е. Прохоров. Регулярно выступают в качестве экспертов детских докладов на секциях и другие сотрудники этого института: д. филол. н., проф. Н. Д. Бурвикова, д. пед. н., проф. Л. В. Фарисенкова, д. филол. н., проф. В. И. Аннушкина, к. пед. н. О. И. Горбич, к. пед. н. Т. В. Кудоярова. Традиционно участвуют в конференции ученые из МГУ им. М. В. Ломоносова: д. филол. н., проф. Д. Б. Гудков, д. филол. н., доц. М. Ю. Сидорова, к. филол. н., доц. Е. С. Кара-Мурза. Неоднократно участвовали в конференции д. филол. н., проф. М. А. Кронгауз, д. филол. н., проф. Г. Е. Крейдлин (РГГУ), д. пед. н., проф. Е. А. Хамраева (МПГУ) и многие другие.

Важную роль в повышении качества докладов школьников и престижа конференции играют публикации лучших работ учащихся. В последние годы при поддержке РОПРЯЛ выпускаются отдельные сборники материалов конференции [3]. Часть докладов, отмеченных экспертами, публикуется в таких изданиях, как журналы «Русский язык в школе»,

«Гимназическое и лицейское образование», газета «Русский язык» (Издательский дом «Первое сентября») и др.

Концепция конференции «Языкознание для всех», а также уровень ее содержания и проведения получили высокую оценку фонда «Русский мир», что расширяет международные перспективы этого проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., 2009.

2. Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2009.

3. Языкознание для всех. М., 2007 (а также сборники 2008 и 2009 гг.)

[хроника]

КУРСКИЕ ВСТРЕЧИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

День 23 сентября 2009 года для нас, курян, — знаменательный день. На родину вернулась священная реликвия — чудотворная икона Божией Матери «Знамения» Курско-Коренная, чудесно обретенная в 1295 году в окрестностях города, на берегу реки Тускари, там, где сегодня красуются купола Курской Коренной пустыни.

Семинар — не только форма повышения квалификации, но и «встреча старых друзей», профессиональное и человеческое общение с умными, творческими людьми, учеными ведущих вузов России, с коллегами.

Организатором семинара выступил факультет лингвистики и межкультурной коммуникации под руководством д. ф. н. проф. Р. К. Боженковой.

Целенаправленная работа факультета ЛМК и кафедры ТПКЛ, высокий научно-методический уровень проводимых мероприятий, актуальность их проблематики и эффективность проведения — все это в конечном итоге создает устойчивые условия для эффективной языковой самореализации, творческих находок преподавателей гуманитарных кафедр высших учебных заведений и учителей русского языка и литературы, иностранных языков общеобразовательных школ, принимающих участие в этих мероприятиях, развития их инициативы и делает КурскГТУ серьезным центром повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Семинар 2009 года привлек внимание не только учителей русского и иностранных языков общеобразовательных школ г. Курска и Курской области, но и преподавателей вузов г. Курска (КГУ КГМУ, КурскГТУ), Москвы (МПГУ, РУДН, Литературный институт им. А. М. Горького, МГОУ), Санкт-Петербурга (СПбГУ), Орла (ОрелГУ), Мценска, Дальнего Востока (ДВГУ) и Забайкалья (ЧитГУ).

Работа семинара была ориентирована не столько на устранение в вузовском курсе русского языка и культуры пробелов в знаниях, умениях и навыках вчерашних школьников, сколько на воспитание языковой личности, владеющей национальными нравственными ценностями, на построение целостной системы формирования языковой, речевой, линг-вокультурологической и коммуникативной компетенции студентов как в филологическом, так и нефилологическом вузе.

Актуальная проблема сегодня (не только педагогическая, но и социальная), по мнению профессора университета

Бургенланда (Австрия) А. Л. Бердичевского, — «функциональная неграмотность личности».

В выступлении профессора А. Д. Дейкиной (МПГУ, г. Москва) «Русский язык — интеллектуальное пространство учащихся с опорой на систему ценностных представлений личности» определена задача средней и высшей школы — поднять роль русского языка в формировании и развитии личности.

Проблемы языковой унификации в условиях поликультурной среды обсуждал со слушателями научно-практического семинара профессор В. М. Шаклеин (РУДН,

г. Москва).

Особенно заинтересовала участников семинара, в числе которых были и студенты ФЛМК, презентация доцентом Санкт-Петербургского университета О. А. Лазаревой нового курса «„Культура русской речи современного делового человека": структура, лингвометодическое обоснование, реализация».

Живой интерес у участников семинара вызвали выступления д.п.н., доцента С. Е. Каплиной (г. Чита, ЧитГУ), а также доц. В. Г. Сиромахи (Литературный институт им. А. М. Горького, г. Москва).

Реформе высшего образования, вызывающей много споров и в нашей стране, и в Европе, посвящалось выступление проф. З. Н. Никитенко (МПГУ, г. Москва).

Обсудить проблему, связанную с современной методикой оценивая ЕГЭ по русскому языку, преподавателям вузов и школьным учителям предложила профессор КурскГТУ,

д.ф.н. Н. А. Боженкова.

Насыщенная программа семинара, разнообразные выступления, высокое представительство лекторского состава, активность слушателей — все это позволяет говорить о том, что научно-практические семинары и конференции, проводимые факультетом лингвистики и межкультурной коммуникации КурскГТУ, не только обогащают слушателей знаниями, но и становятся школой культурного, нравственного общения, которое «дает силы, вдохновление, желание работать».

Надежда Шульгина, доцент кафедры теоретической, прикладной и коммуникативной лингвистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.