быстро реагировать на динамично изменяющие условия деятельности специалистов, определять модель деятельности и квалификационные требования, а затем переходить к эффективной модели подготовки. Кроме того, такая система взаимодействия позволит научно обоснованно прогнозировать заказ на подготовку специалистов всех уровней, ежегодно формировать предложения предприятий по региональному реестру проблем, требующих научно-технической проработки.
Такой реестр должен формироваться в рамках стратегических приоритетов развития региона и использоваться для утверждения тематики докторских и кандидатских диссертаций.
Необходим диалог сфер труда и образования. Это процесс, в который должны быть вовлечены все заинтересованные стороны, учебные заведения, работодатели, организации управления образования, ученые, студенты.
Программа модернизации образования ставит перед системой НПО задачи укрепления взаимосвязи образовательных учреждений профессионального образования с реальным сектором экономики, создания мотивационной среды для привлечения предприятий промышленности, банков, финансово-промышленных групп и общественных объединений к решению проблем развития профессионального образования. Поэтому система образования должна глубоко погружаться в проблемы предприятий, научиться понимать и доопределять их требования, отслеживать удовлетворенность заказчика и проводить «послепродажное» сопровождение услуги.
Сотрудничество образования и промышленности на новом качественном уровне позволит создать социально-экономическую модель образовательного процесса НПО, обеспечивающую успешное развитие региона в современных условиях.
Культура русского
Н. ШУЛЬГИНА, доцент ЯЗЫКа В
В новых для России обстоятельствах рыночной экономики, возрастающего накопления и обмена информацией одним из важнейших условий успешной деятельности специалиста становится коммуникабельность, способность понимать делового партнера, умение четко и грамотно выражать свои мысли, представлять коммерческие проекты. Именно поэтому в Государственный образовательный стандарт вузов негуманитарного профиля, где субъективная потребность в языке традиционно занижалась из-за ограниченности социально-профессиональной сферы его применения, была введена гуманитарная дисциплина «Русский язык и культура речи». Согласитесь, обидно видеть, как студент, имеющий хорошие знания по специальным дисциплинам, не может
техническом вузе
четко сформулировать мысль, умело продемонстрировать свои знания, грамотно и красиво изложить материал.
Филологическая (гуманитарная) культура сегодня важна для всех и каждого, она во многом определяет гражданское самосознание общества. Это тот источник, из которого студенты черпают живительные силы для собственного рационально и эмоционально прочувствованного постижения языкового мира, который питает мыслящую человеческую личность, благодаря которому раскрываются и расцветают таланты молодого поколения. Понимание руководителями нашего вуза важности языковой (коммуникативной) подготовки для студентов технических специальностей определило тот факт, что 19 февраля 1993 г. в
Курском государственном политехническом институте была организована кафедра русского языка.
Сегодня КурскГТУ - единственный в городе вуз нефилологического профиля, в котором есть специализированная кафедра русского языка. Научно-методической и учебной деятельности, а также проблемам кафедры ректорат университета уделяет постоянное и особое внимание.
Первоначальным направлением работы кафедры было обучение русскому языку иностранных граждан (довузовская, вузовская и послевузовская подготовка абитуриентов и студентов КГТИ). Но очень скоро пришло осознание, что и российским студентам, вне зависимости от выбранной профессии, необходимы навыки речевого общения, особенно в сфере научного и делового письма. При поддержке ректора в 1994-1995 годах в учебных планах появились дисциплины «Культура речи» и «Риторика».
Что же дает нашим «технарям» введение названных дисциплин? «Если говорить с улыбкой, - говорит зав. кафедрой профессор Р.К. Боженкова, - то влюбленным студентам стало легче признаваться в своих чувствах, а если серьезно - ребята стали намного увереннее чувствовать себя во время публичных выступлений на семинарах и конференциях, при защите дипломных работ».
Кафедре русского языка КурскГТУ 12
лет. За эти годы существенно вырос ее квалификационный статус: сегодня это один доктор наук и пять кандидатов наук против одного кандидата наук на момент образования кафедры.
Повышению профессионального уровня преподавателей на кафедре придается огромное значение. Работа носит системный и целенаправленный характер. Это и ежемесячный научно-методический семинар, в рамках которого обсуждаются актуальные проблемы теории и практики преподавания дисциплин, заслушиваются и обсуждаются научные сообщения, программы, учебники и методические пособия; это и взаи-мопосещение учебных занятий преподавателями, и анализ открытых лекционных и практических занятий.
Ежегодно члены кафедры повышают свою квалификацию на различного рода семинарах в МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, СПбГУ по программам теории и практики конструирования педагогических тестов, принимают активное участие в конференциях различного уровня.
Направлениями научной деятельности кафедры в настоящее время являются: теория языка, семантика и стилистика, социо-и психолингвистика, лингвистика текста; фонетика и акцентология; культура речи и языковая норма; риторика; лингвистические вопросы преподавания языков; информационные и формализованные языки.
Кафедра активно сотрудничает с кафедрами русского языка ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга, с университетами ближнего и дальнего зарубежья (Варшавский университет, Братиславский университет, Печский университет славистики, Ве-лико-Тырновский университет Кирилла и Мефодия, Шауляйский университет, Каунасский университет, Паневежеский университет).
Результатом научного сотрудничества кафедры стали совместные учебные программы и пособия по русскому языку и культуре речи, риторике, признанные специалистами в числе лучших и выдержавшие
несколько переизданий. И сегодня они продолжают пользоваться спросом. В числе таких изданий - совместный труд ученых Санкт-Петербургского горного института им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и зав. кафедрой русского языка КурскГТУ проф. Р.К. Боженковой под научной редакцией проф. И.Г. Проскуряковой (Санкт-Петербург) «Пособие по научному стилю речи» (для вузов негуманитарного профиля). Первое место в конкурсе учебников России заняло пособие «Практикум по русскому языку и культуре речи» (нормы современного литературного языка), вышедшее в Санкт-Петербурге в 2001 году и переизданное в 2004.
С 1993 по 2004 гг. коллективом кафедры подготовлено свыше 250 научных трудов (из них 145 опубликованы за рубежом и в центральной печати), 38 учебно-методических трудов (из них семь с грифом УМО МО РФ). Разработаны учебно-методические комплексы с применением инновационных технологий по 14 дисциплинам: русский язык как иностранный (довузовская - вузовская - послевузовская подготовка); методика преподавания русского языка как иностранного; научный стиль речи; русский язык и культура речи; ораторское искусство; риторика; организация и методика дискуссионной речи; деловое общение; профессионально-ориентированный тренинг по речевому общению; судебная риторика и др.
С момента образования и по нынешний день кафедрой руководит доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, обладатель высшей международной степени Гранд доктора философии (Grand PhD) и звания международного профессора (Full Prof.) Боженкова Раиса Константиновна. Профессор Р.К. Боженкова - автор более 150 научных работ, опубликованных в центральной и зарубежной печати; ею разработаны 25 учебных и учебно-методических пособий, используемых в педагогической практике вузов и школ России и 10 обучающе-контроли-
рующих компьютерных программ, имеющих авторские свидетельства.
Проф. Р.К. Боженкова являлась научным руководителем проекта-победителя проводимого МО РФ открытого конкурса по федеральной целевой программе «Русский язык» в 2003 году.
В 2004 году в московском издательстве «Вербум-М» вышел в свет учебник проф. Р.К. Боженковой и доц. Н.А. Боженковой «Русский язык и культура речи» для вузов нефилологического профиля (с грифом УМО вузов России по педагогическому образованию). Учебник составлен в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования и имеет целью формирование современной языковой личности, выработку у студентов языковой, речевой, лингвистической и коммуникативной компетенции. Предлагаемая в учебнике система презентации вопросов теории отражает современные научные взгляды на коммуникативный акт, иерархию качеств культурной речи и таксономию речевых нарушений. Книга предназначена для студентов вузов, но может быть эффективно использована при подготовке к ЕГЭ в школах, лицеях, гимназиях, на курсах повышения квалификации специалистов.
В Федеральной программе развития образования в Российской Федерации есть задание: «Разработка содержания образования, соответствующего мировому уровню: развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных». Ученые кафедры проф. Р.К. Божен-кова и доц. Н.А. Боженкова создали многофункциональное учебное пособие «Русский язык и культура речи», предназначенное студентам дистанционной формы обучения для осуществления ими самостоятельной работы по курсу. Отличительной особенностью пособия является ориентация на осознанное самостоятельное усвоение материала с опорой на структурно-графические средства обучения (авторские алгоритмы, схемы и
таблицы), оно оснащено разнообразными контрольно-тренинговыми материалами, в том числе компьютерными.
В 2003 году опубликован учебно-методический комплекс по русскому языку как иностранному для технических вузов в 4-х частях «Добрым молодцам урок... » (Грант Федеральной целевой программы «Русский язык» МО РФ). Учебно-методический комплекс представляет собой единую, полноценную, взаимосвязанную систему обучения иностранных студентов технического вуза речевой деятельности на русском языке, построенную на основе современных образовательных технологий, учитывающую профессионально-специфические особенности аудитории и ориентированную на государственное сертификационное тестирование. В качестве приложения комплекс включает аудио- и видеоматериалы, обучающе-конт-ролирующие компьютерные программы.
Познакомить иностранцев с русскими национальными традициями и духовным миром россиян, помочь адаптироваться к новой для них социально-бытовой и учебной среде, показать сильные стороны российской действительности и сделать пребывание зарубежных граждан на Курской земле содержательным и интересным, продемонстрировать умения наших иностранных студентов в области русского языка на всевозможных творческих состязаниях - олимпиадах, молодежных фестивалях искусств, творческих конкурсах, смотрах художественной самодеятельности - вот тот далеко не полный перечень задач, которые решает кафедра в общении с иностранными студентами.
За 12 лет существования кафедры подготовку по русскому языку прошли около 400 зарубежных граждан из 30 стран мира: Марокко, Нигерии, Палестины, Индии, Лаоса, Ливана, Сирии, Судана, Колумбии, Эквадора, Йемена, Шри Ланки и др. Выпускники КурскГТУ являются ведущими специалистами на предприятиях, в крупных фирмах, преподают в университетах, работают в министерствах (Сатья Пракаш, Ашок Кумар - Индия, Эль Хауди Редуан - Ма-
рокко, Аминеддин Фадди Рамес - Ливан). Иностранными гражданами на русском языке защищены две магистерские и пять кандидатских диссертаций.
С 1997 года при кафедре функционирует Региональный центр тестирования по русскому языку как иностранному, преобразованный в 2003 году в Региональный центр тестирования по русскому языку, имеющий государственный статус и право выдачи государственных сертификатов МО РФ международного образца об уровне владения иностранными гражданами государственным языком Российской Федерации (русским языком). Помимо этого, центр тестирования на базе новейших технологий и разнообразных гибких образовательных моделей проводит обучение русскому языку как иностранному (различные виды и формы занятий), русскому языку как родному (подготовка абитуриентов), организует занятия по повышению профессионального уровня преподавателей-филологов и педагогического мастерства преподавателей различных специальностей. С 2003 года в соответствии с приказом Минобразования РФ в Центре проводится тестирование по русскому языку для приема в гражданство РФ.
Говоря о научно-методическом потенциале коллектива кафедры, главная задача которого - обеспечение высокого качества обучения, не лишним будет вспомнить о доброй российской традиции, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов -гордость России.
Коллектив кафедры рассматривает воспитание не как односторонний процесс, направленный на передачу опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как их взаимодействие и сотрудничество в совместной деятельности, которая носит творческий характер. Отсюда формами и средствами реализации поставленных задач являются:
V организация творческих конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок творчества студентов;
V издание внутривузовских сборников поэтических и художественно-публицистических работ студентов;
V размещение творческих работ на литературной странице сайта кафедры русского языка.
Ещё в 2001 году одобрение и поддержку ректора университета профессора И.С. Захарова получила идея создания при кафедре русского языка Центра многофункционального речевого общения (ЦМРО), цель деятельности которого - развитие гуманитарной составляющей в подготовке специалистов технического профиля; укрепление творческих связей между преподавателями и студентами, студентами и аспирантами различных курсов и факультетов; формирование креативной инициативы и умений научной организации труда; привитие интереса к проблемам русского языка и речи, общения, воздействия средствами речи; приобщение к культуре мысли и слова; воспитание активной гражданской позиции; поднятие престижа Курского государственного технического университета в России путем участия в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах и конференциях.
Подчеркнем: генеральная задача кафедры как на учебных занятиях по русскому языку и культуре речи, так и во внеаудиторной работе с российскими студентами -воспитание чуткого отношения к родному языку и умения внимательно вслушиваться в живую языковую стихию (другими словами, формирование языковой личности). Большая работа в этом направлении ведется литературным объединением преподавателей, аспирантов и студентов «Призвание», созданным в рамках ЦМРО. Сегодня в литобъединении активно функционируют секции прозы, поэзии, публицистики и художественного слова.
Педагогическое кредо преподавателей кафедры - «Уча - учимся». Оно реализуется и в опыте проведения совместных научно-практических конференций преподавателей и студентов в области лингвистики, и через деятельность студенческого научного
общества «ГлаголЪ», которое работает в рамках ЦМРО и включает секции лингвистики, культуры речи и стилистики, риторики, а также секцию молодого ученого.
Разработана документация ЦМРО (устав, анкета, единые внутрикафедральные требования к оформлению электронного варианта творческой работы), подготовлены учебные программы для каждой секции, составлены списки участников (всего 118 человек). Создан проект электронной базы данных участников ЦМРО и банк творческих работ. Оформлен стенд, посвященный работе ЦМРО. Регулярно проводятся заседания секций.
Студенты и аспиранты - члены СНО «ГлаголЪ» - регулярно участвуют в научных конференциях и олимпиадах (в том числе и под эгидой Минобразования и науки РФ) международного, всероссийского, регионального и областного уровней. Студенческие работы отмечены дипломами лауреатов, почетными грамотами и другими знаками отличия и опубликованы в различных научных изданиях (сборник статей «Актуальные проблемы современной науки», Самара; тезисы докладов «Молодежь и XXI век», Курск; материалы «Русский язык на рубеже тысячелетий», Иваново; сборник докладов «Пушкинский молодежный фестиваль искусств «С веком наравне», Москва).
Особая гордость кафедры - три сборника прозы, поэзии и публицистики студентов, аспирантов и сотрудников КурскГТУ «Когда приходит вдохновенье».
На всероссийском уровне кафедра заявила о себе в 1996 году, приняв участие в Первом всероссийском Пушкинском студенческом конкурсе поэзии, который проходил в Академии нефти и газа им. Губкина. Наши студенты впервые стали лауреатами фестиваля. О Пушкинском молодежном фестивале искусств «С веком наравне» в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина хочется сказать особо, потому что это собрание сильнейших и талантливейших со всей России, а победа в его конкурсах - почетна и приятна. Студен-
ты КурскГТУ участвуют в Пушкинском фестивале ежегодно. И всегда возвращаются лауреатами: более 50 грамот и дипломов привезли они из Москвы за эти годы.
На фестивале 2002 года КурскГТУ получил диплом лауреата фестиваля, а пять студентов (С.А. Белозеров, С.А. Пузин, Е.В. Быковцева, Д.Л. Жиляев, К.Н. Радкевич) -именные дипломы.
В 2003 году в номинации «Литературномузыкальные программы» участвовали семь студентов и одна аспирантка. Студенты Эзирим Кеннет Угонна, Т.И. Рыженкова, Е.Г. Сбитнева, Е.Д. Горевой, Ю.С. Сизова стали лауреатами фестиваля.
В 2004 году в номинации «Художественное слово» участвовали семь студентов и один аспирант. Лауреатами фестиваля стали Эзирим Кеннет Угонна, О.В. Брехова, И.С. Горбунова, И.С. Лантратов, А.В. Гор-диенко. В номинации «Круглый стол» блестяще выступили и получили дипломы участников фестиваля Я.П. Гаврилюк, А.Ф. Кулешова и С.Л. Сергеева.
Все годы готовила студентов к Пушкинскому фестивалю доцент Н.А. Боженкова. Сколько труда и души вложила она в своих питомцев, сколько души, живого чувства в работах юных поэтов и чтецов! И все это плоды труда Учителя и таланта учеников.
Порадовала студентов КурскГТУ фраза, прозвучавшая на фестивале: «Совершенно очевидно, что теперь в Курске есть школа». Это признание профессиональных актеров и литераторов участники фестиваля считают лучшей наградой. Ведь оно говорит о том, что ребята из КурскГТУ действительно любят слово, отлично владеют им и дорожат.
Светлана Сергеева: «Я испытала огромную гордость, когда председатель жюри, режиссер театра В.Ч. Хмелевский искренне хвалил ребят, серьезно спрашивая, в какой театральной студии они занимаются. И был весьма удивлен, когда единственной «студией» оказалась кафедра русского языка».
Зачем все это студентам-«технарям», ко-
торые вряд ли станут профессиональными поэтами, писателями или журналистами?
«В нашем общении со студентами, - говорит проф. Р.К. Боженкова, - мы руководствуемся не только желанием поддержать начинающих авторов, развить заложенную природой искру Божию, но и верой в то, что искра Творчества, разожженная в их душах, не погаснет, а разгорится огнем истинной любви к русскому языку, на котором они говорят и думают, а значит, к отечественной культуре, к нашим истокам. И конечно же, мы не сомневаемся, что по какой бы профессиональной стезе ни пошли наши пока еще студенты, все это будут люди неординарные, чуткие, способные услышать, почувствовать и понять движение души другого человека, ибо творчество (и в первую очередь языковое, словесное) - это процесс духовного роста. Вместе с тем нельзя забывать, что высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка - это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».
Замечательная пора - студенчество. Она дарит радость общения, верных и надежных друзей, веру в будущее, романтику и... любовь к своей «АЛЬМА-МАТЕР». В сочинении Ирины Лапенко, вошедшем в 3-й сборник поэзии, прозы и публицистики «Когда приходит вдохновенье?..», мы читаем: «Наш университет подобен человеку -живому и деятельному. И человек этот прекрасен! Он молод и зрел, он честен и целеустремлен, он горд и славен. А душа его -студенческое братство». А Валентина Толмачева добавляет: «Страна загадочная, интересная, чудесная. Второй «город Солнца», о котором писал Томас Мор. Живи и процветай, наш университет! Пусть питомцы твои прославляют тебя, наш город, нашу Курскую землю, нашу Россию! Живи и расти! А мы будем гордиться тем, что достойны носить звание студентов Курского государственного технического университета!»