Научная статья на тему 'Концепция преподавания речеведческих дисциплин в вузе нефилологического профиля'

Концепция преподавания речеведческих дисциплин в вузе нефилологического профиля Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Р К. Боженкова, Н А. Боженкова

В статье предлагается новый взгляд на систему риторического образования студентовнефилологов. В этой связи описывается трехступенчатая модель преподавания речеведческих дисциплин, раскрывается структурно-содержательное наполнение каждого этапа обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article suggests a new approach to the system of rhetorical education of nonphilological students. In this connection a three-stage model of rhetorical subjects teaching is described and structural-and-content filling is revealed of each stage of studies.

Текст научной работы на тему «Концепция преподавания речеведческих дисциплин в вузе нефилологического профиля»

УДК 82.085:378.147

Р.К. БОЖЕНКОВА, Н.А. БОЖЕНКОВА

Курский государственный технический университет

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье предлагается новый взгляд на систему риторического образования студентов-нефилологов. В этой связи описывается трехступенчатая модель преподавания речеведче-ских дисциплин, раскрывается структурно-содержательное наполнение каждого этапа обучения.

This article suggests a new approach to the system of rhetorical education of non-philological students. In this connection a three-stage model of rhetorical subjects teaching is described and structural-and-content filling is revealed of each stage of studies.

Наконец наступило время, когда знание родного русского языка, умение эффективно общаться на нем стало востребовано. Во всех вузах, независимо от профиля, введен курс «Русский язык и культура речи», а в отдельных - «Риторика» («Ораторское искусство»).

Вместе с тем вопросы содержания, стратегии и тактики обучения речеведче-ским дисциплинам остаются открытыми. Так, не определен статус риторики (входит ли она как один из разделов в дисциплину «Русский язык и культура речи» или является автономной): в ГОС ВПО границы культуры речи и риторики размыты. Более того, в нем охватывается такой спектр задач, которые невозможно реализовать в рамках традиционно выделяемых вузами 34-36 аудиторных часов в студенческой аудитории, состоящей из 25-30 человек, в то время как в реальной педагогической практике методическая мысль нацелена прежде всего на грамотность обучаемых. Эти и другие проблемы требуют незамедлительного решения и внедрения эффективной образовательной методологии и специальной технологии, призванных обеспечить высокий уровень языкового знания и владения студентами речевыми законами.

Стратегией и тактикой, отвечающими этим задачам, может выступать методика, ориентированная на обязательное, системное и поэтапное развитие коммуникативно-

языковой компетенции, которое должно происходить, в соответствии с нашей концепцией, в три этапа.

На начальном этапе (назовем его условно "корректировочный курс русского языка") должна осуществляться корректировка знаний и умений студентов в области орфографии и пунктуации, знакомство обучаемых с ортологией, освоение ими орфоэпических и лексико-фразеологических норм современного русского литературного языка, совершенствование навыков владения нормативной грамматикой.

По существу, мы говорим о повторении разделов школьной программы, закреплении ранее изученного материала и отработке навыков, связанных с понятием грамотности, правильности русской речи. Это важный, необходимый компонент речевой культуры, без которого невозможно говорить о более серьезных задачах.

Продолжение языковой работы на втором этапе (этапе обучения собственно культуре речи) предполагает ее коммуникативно-прагматическую ориентацию (иными словами - изучение языка в специальных целях), которая требует изложения основных проблем языка с точки зрения его "функционально-речевой стратификации" (по Л.К. Граудиной). Методическое своеобразие работы реализуется в приоритетном обучении построению текстов различных жанров письменной научной и деловой ре_ 169

Санкт-Петербург. 2005

чи, первостепенная важность которых продиктована, с одной стороны, задачами учебной коммуникации, а с другой - будущей профессиональной деятельностью.

Помимо профессионально-ориентированного речевого обучения, на втором этапе необходимо уделить внимание развитию языкового мышления, воспитанию чувства языковой самобытности, формированию речевого мастерства. Поэтому на этой ступени риторического образования нефилологов, по нашему глубокому убеждению, должны рассматриваться вопросы коммуникации как взаимосвязи содержания, цели, формы речи, адресата и условий общения. В этой связи студентам необходимо дать сведения теоретического характера о речевой культуре (причем не в популярном, а в лингвистическом понимании - это важно с точки зрения осознания обучающимися цели и задач курса, предмета его изучения), раскрыть механизм взаимодействия автора и адресата, рассмотреть процесс порождения и восприятия речи, провести системный анализ качеств хорошей речи как показателя интеллектуального и духовного богатства говорящего (пишущего) и проявления общественной культуры человека, изучить типы речевых нарушений в устном и письменном высказывании. Здесь же целесообразно осуществлять знакомство студентов с экспрессивно-выразительными средствами и основами техники речи, формировать коммуникативные умения, связанные со спецификой языковых и речевых стилей и форм современного русского литературного языка, правилами речевого этикета.

Именно на этом прочном фундаменте должен быть выстроен третий, завершающий этап риторического образования в нефилологическом вузе, характеризующийся не только наиболее высоким уровнем владения студентами коммуникативными каче-

ствами культурной речи, но и умением управлять речевой деятельностью в целом. На этом этапе, с нашей точки зрения, особое внимание должно уделяться устной форме общения, свободной, незатруднительной и эффективной коммуникации. Эта ступень именуется «Риторика» и представляется как постепенное восхождение к высотам творческого, ораторского мастерства, которое позволяет ритору в своем совершенствовании идти от умения составлять вторичный текст (в частности, деловой, научный) к его свободному производству, созданию собственных, самостоятельных речевых произведений. В свою очередь, совершенствование культуры речевой деятельности требует освоения законов построения речи и экспрессивно-выразительных средств (вербальных и невербальных), риторических правил речевого поведения, принципов управления вниманием аудитории, осознанного приобщения к отечественному риторическому идеалу как исторически сложившейся системе ценностей -эстетических и нравственных.

Представляется, что именно такая лин-гвометодическая стратегия обеспечит качественные результаты риторического образования, и студент научится грамотно и целесообразно публично высказываться, убедительно и доказательно отстаивать свое мнение, понимать потребности аудитории и быть приятным собеседником, а следовательно, сможет успешно реализоваться и в стенах вуза, и при защите дипломного проекта, и в будущем - работая по специальности. Бесспорно, основным и решающим условием достижения таких результатов является официальное признание необходимости риторического образования в неязыковом вузе и уравнивание в правах ре-чеведческих дисциплин с дисциплиной «Иностранный язык».

170 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.