Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Высшая школа, 2005. - 120 е.: ил.
Риторический аспект в формировании речевой компетентности студентов инженерных специальностей
к.филол.н. Ковина Т.П.
Университет машиностроения (495)223-05-23 доб. 1505
Аннотация. В статье раскрывается понятие речевой компетентности со стороны риторического выражения. Риторический аспект является необходимым фактором в совершенствовании речевой деятельности будущего инженера. Успешная коммуникация, профессиональный рост зависят не только от речевой компетентности в дискурсе специальности, но и от знания законов риторики и способов ее реализации, владения культурой речи.
Ключевые слова: речевая коммуникация, риторический аспект, речевая деятельность, когнитивный, публичное выступление, профессиональная речь, компетентность, законы риторики, культура речи.
Современный рынок труда характеризуется высокой конкуренцией, поэтому к будущим специалистам предъявляются повышенные требования с целью создания «престижа профессии»: чем выше конкурентоспособность профессии, тем выше требования. Если представить идеальный образ профессионала (собственно, в любой сфере деятельности), то на первый план его «позитавного имиджа» выйдет речевая компетентность; деловая активность, решение профессиональных задач зависят от умения грамотно, логично, четко и понятно строить высказывания в различных коммуникативных ситуациях. Уровень речевой компетентности не только влияет на самопрезентацию личности, но способствует профессиональному росту человека. О возможности сделать карьеру мечтает большая часть соискателей престижных рабочих мест.
Сегодня в список предметов, которые должен изучить студент, включены речеведче-ские дисциплины, среди них главное место занимает «Русский язык и культура речи» -учебная дисциплина, изучаемая студентами нефилологических специальностей. Предмет включает в себя два взаимосвязанных курса - лингвистический (русский язык) и речеведче-ский (^льтура речи и риторика).
Культура речи - важнейшая составная часть общей культуры личности, вместе с тем культура речи - это инструмент, средство, ориентированное на профессиональное становление специалистов. Традиционно выделяют два уровня речевой культуры: 1) речь правильная, грамотная, в основе которой лежит соблюдение всех норм современного языка, и 2) речь «хорошая», т.е. ясная, точная, логичная, выразительная и уместная, в основе которой лежит знание риторических законов.
Задача преподавателя-словесника состоит в том, чтобы научить не только грамотно писать, но и грамотно думать на родном языке, т.е. правильно отбирать языковые формы для выражения своих мыслей, научить общению - письменному и устному - в различных коммуникативных ситуациях, будь то личный, бытовой разговор или беседа на социально-политические, культурные, научные и др. темы. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», поэтому язык в сознании студента должен стать средством общения, передачи информации -это постулат, который определили для себя преподаватели кафедры русского языка, создавая учебные программы по «^сскому языку и культуре речи», «Риторике», «Деловой коммуникации» и другим предметам, где главной концептуальной основой стала установка - открыть студентам язык как особую форму бытия человека, как «средство сохранения, аккумуляции и передачи национального опыта, свойственного русскому этносу способа миропонимания».
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
Парадокс современной образовательной системы в вузах заключается в том, что систематическое и направленное формирование речевой компетентности, овладение профессиональной речью не является обязательным требованием к умениям и навыкам выпускника. Считается, что студент в процессе усвоения специальных знаний формирует собственную речевую компетентность автоматически в рамках общекультурных компетенций. Однако важно не только грамотно научить написать курсовую и бакалаврскую работу или магистерскую диссертацию, но и выступить на семинаре, конференции, принять участие в дискуссии, аргументировано высказать собственное суждение, отстоять свою точку зрения. «Язьжовой коллапс» наблюдается у выпускников неязыковых технических вузов при защитах курсовых и дипломных работ, когда можно констатировать факт косноязычия, ведь в процессе подготовки подобного рода материалов студенты не получают консультации преподавателя-словесника, зачастую просто обязательные. В образовательном процессе технического вуза предметы, формирующие речевую компетентность студентов, преподаются только на первых курсах, иногда только один семестр, и часто единственным образцом речевого поведения становятся преподаватели неязыковых дисциплин. Речевой навык, как и любой другой, не возникает вдруг, его нарабатывают практикой под руководством опытного профессионала.
Исследователи, специализирующиеся на методике формирования коммуникативной компетентности так или иначе анализируют явление речевой компетентности. Корреляция понятий «ком^жкативная», «языковая», «речевая» компетентность очевидна: общеизвестно, что коммуникация осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Учитывая значимость коммуникативной, а следовательно, речевой деятельности для процесса профессионального становления будущего специалиста, можно констатировать, что речевая компетентность должна являться обязательным объектом в учебном процессе неязыкового вуза ^в^гаикова, 2009: 52).
Понятие речевой компетентности отражено и в Образовательном стандарте, где под речевой компетентностью понимается «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи». Среди важнейших аспектов, влияющих на развитие речевой компетентности, выделяют риторический аспект (наряду с прагматическим, ор-тологическим, стилистическим), который непосредственным образом связан с когнитивной сущностью человека. Когнитивные показатели определяются знанием специфики тезауруса конкретной специальности, способов риторического воздействия на разные типы целевой аудитории.
Попытка реализовать когнитивный принцип в изучении русского языка и речи (как операционного показателя) - характерная особенность всех рабочих программ речеведче-ских дисциплин, в которых отражен не только тщательный отбор необходимого минимума теоретических сведений и дидактического материала, но и жесткая система контроля: первичного, текущего, итогового. Риторический анализ является необходимым элементом контроля - выход в монологическую, диалогическую речь с элементами рассуждения и доказательства: монологи-отсания эмоционального характера, написание реферата, конспекта, резюме и их публичная защита, участие в научных (с^денческих) конференциях, составление заочных экскурсий и др. Преподаватель - словесник не только ставит контрольные вопросы и оценивает результаты работы студентов, но формирует у них способность к самооценке, самоконтролю путем вовлечения в открытое обсуждение «своего» и «^жого. Таким образом, развитие речемыслительных способностей студента не сводится только к подготовке публичного выступления, оно становится «ис^сством практического словесного взаимодействия» ^вадчикова, 2009, 60).
Риторический аспект предполагает знание канонов риторики, принципов построения текстов с учетом их жанровой отнесенности, создание «в^^еннего единства» между выступающим и аудиторией, управление аудиторией, поддержание комфортного психологиче-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ского микроклимата, владение теорией аргументации, умение убедительно, ясно излагать свои мысли, использование всей палитры изобразительно-выр^ительного потенциала русского языка с целью показать существование литературного (обр^цового, нормированного) языка, его книжных стилей и разговорной речи со всеми ее экспрессивными языковыми и экстралингвистическими средствами.
На практических занятиях студенты учатся создавать публичную речь: они тщательно, в рамках заданной темы подбирают материал; затем ее структурируют; учатся оформлять цитаты в соответствии с положением об авторских правах, а затем репетируют. Произнесение речи строится по риторическим законам, ведь речь должна быть гармоничной, т.е. риторически грамотно должны взаимодействовать вербальные и невербальные средства, в том числе и пауза. Кстати, паузу всегда учились «держать» не только актеры, но и общественные деятели, педагоги, все, кто по роду своего занятия должен был работать с аудиторией. Спонтанностью, к сожалению, сегодня в публичной речи оправдывается отступление от императивов и, появление режущих слух, «озвученных пауз», типа «а-а-а-...», в начале фразы. В процессе формирования речевой компетентности специалиста проявляется и его личностная характеристика. Известный русский филолог Д.С.Лгаачев отмечал: «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем определить не только уровень его интеллигентности, но и степень его психологической уравновешенности».
Потребность современного общества в «говорящем» специалисте сейчас как никогда высока. Пункт «гршотность и владение речью» становится одним из основных в списке требований работодателей к соискателям (Зм^нева, 2010: 259) .
Мы часто сравниваем процесс обучения в наших российских вузах с системой преподавания в других странах, в частности Европе, США, где среди целей общегуманитарной подготовки инженеров на первом месте стоит развитие у студентов устных и письменных навыков, навыков риторического выступления и межличностного общения. Известный американский ученый, основатель Института ораторского искусства Д.Карнеги в своих выступлениях убеждал в том, что «наиболее важным и полезным как в деловом общении, так и в жизни вообще является искусство говорить. Благодаря овладению этим искусством можно побороть робость и неуверенность в себе, приобрести смелость и умение общаться с людьми. Также руководить другими способен лишь человек, который умеет отстаивать свою точку зрения», а этому надо каждодневно учиться. Подготовка устного и письменного высказывания требует умений, связанных с выбором типа выступления и его реализации в соответствии с коммуникативными интенциями адресанта, учетом типа адресата, соблюдением параметров текста: связности, цельности, логичности, а также выбором жанрово-сталистических средств, подбором риторических особенностей, прогнозированием рефлексии и пр.
Сегодня, когда осуществляется процесс вхождения России в европейское образовательное пространство, актуальной является образовательная политика, направленная на адаптацию будущего специалиста к условиям социокультурной интеграции. Закономерно, что социальным заказом общества высшим учебным заведениям является содействие становлению профессиональной культуры личности, адекватной мировым стандартам ^ванчи-кова, 107). В связи с этим очевидно, что цель вузовского образования состоит в создании оптимальных условий, обеспечивающих гармоничное профессиональное, личностное самоопределение, конкурентоспособность - качеств, наиболее полно репрезентируемых в речевом поведении будущих специалистов. Вот почему для достижения цели необходимо выделить приоритет цикла речевых дисциплин, среди которых «Риторика», «Деловая коммуникация», «Русский язык и культура речи» и др.
Литература
1. Иванчикова Т В. Формирование речевой компетентности студентов экономических специальностей: Монография. Чебоксары, 2009. 359с.
2. Ковина Т.П. Не говорите «а-а-а.. ». / Образовательная политика № 5, ежемесячный науч-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования но-ад^штический журнал. 2009. с. 74-75 3. Змазнева О А. «^сский язык и культура речи» как важнейшая гуманитарная составляющая образовательной программы технического вуза. / Известия МГТУ «^АМИ», 2010. № 1. с. 258-262.
Повышение качества подготовки современных специалистов технического профиля за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических
занятий при изучении дисциплин
к.т.н. проф. Моргунов Ю.А., к.т.н. доц. Типалин С.А., Филиппов В В., Хомякова Н.В.
Университет машиностроения (495) 223-05-23 доб. 1113
Аннотация. В статье рассматриваются методы подготовки специалистов при совмещении работы и учебы в ВУЗе. Приводится наиболее эффективный метод, практикуемый кафедрой «Тежология машиностроения» Технологического института Университета машиностроения и ОАО «ШШ «Садют».
Ключевые слова: работа студента, методы подготовки специалистов, производственная практика, филиал кафедры
Конкуренция в современном производстве заставляет предприятия привлекать к себе на работу квалифицированные кадры. В связи с этим постоянно повышается требования к профессиональным качествам выпускников ВУЗов. Можно выделить следующие недостатки, присущие современным выпускникам ВУЗов [1]:
1) отсутствие практических навыков работы в условиях современного производства;
2) неумение применять теоретические знания для практической реализации в конкретной работе;
3) завышенные амбиции;
4) нацеленность на получение максимального материального вознаграждения за отработанное время, а не за полученный результат;
5) неумение анализировать информацию и находить нестандартные решения возникающих проблем;
6) отсутствие навыка оценивать взаимосвязь различных производственных циклов, что приводит к потере времени и сил на исправление конструкторских, технологических, организационных и производственных ошибок.
В связи с этим Технологический институт Университета машиностроения стремится постоянно совершенствовать учебный процесс и делает основной акцент на взаимосвязь теоретической основы обучения и практической деятельности студентов как в рамках лабораторного комплекса ВУЗа, так и обучения на базе профильных предприятий. Для успешного освоения изучаемого материала студент должен не только воспринять и запомнить полученную информацию, но и успешно самостоятельно выполнить практические действия в своей профессиональной сфере. Успешное овладение дисциплиной обычно происходит в три этапа [2, 7, 11, 12]:
1) выполнение задания, которое объясняется на аудиторном занятии;
2) самостоятельное выполнение подобного задания под общим контролем руководителя;
3) контрольное самостоятельное выполнение задания.
К сожалению, не все предприятия способны по достоинству оценить преимущества привлечения студентов для работы по специальности и прохождения практики во время учебы в связи с определенными трудностями:
1) низкая первоначальная квалификация обучающихся студентов;
2) завышенные амбиции молодежи по заработной плате;