Научная статья на тему 'Риторический аспект в формировании речевой компетентности студентов инженерных специальностей'

Риторический аспект в формировании речевой компетентности студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РИТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗАКОНЫ РИТОРИКИ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / VERBAL COMMUNICATION / RHETORICAL ASPECT / SPEECH ACTIVITY / COGNITIVE / PUBLIC SPEAKING / PROFESSIONAL SPEECH / COMPETENCE / LAWS OF RHETORIC / CULTURE OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковина Т. П.

В статье раскрывается понятие речевой компетентности со стороны риторического выражения. Риторический аспект является необходимым фактором в совершенствовании речевой деятельности будущего инженера. Успешная коммуникация, профессиональный рост зависят не только от речевой компетентности в дискурсе специальности, но и от знания законов риторики и способов ее реализации, владения культурой речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhetorical aspect in the formation of speech competence of engineering students

In the article it is disclosed the term of speech competence on the part of rhetorical expression. Rhetorical aspect is a necessary factor in the improvement of speech activity of the future engineer. Successful communication, professional development depend not only on the verbal competence in a discourse of a specialty, but also on the knowledge of the laws of rhetoric and methods of its implementation, possession of the culture of speech.

Текст научной работы на тему «Риторический аспект в формировании речевой компетентности студентов инженерных специальностей»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Высшая школа, 2005. - 120 е.: ил.

Риторический аспект в формировании речевой компетентности студентов инженерных специальностей

к.филол.н. Ковина Т.П.

Университет машиностроения (495)223-05-23 доб. 1505

Аннотация. В статье раскрывается понятие речевой компетентности со стороны риторического выражения. Риторический аспект является необходимым фактором в совершенствовании речевой деятельности будущего инженера. Успешная коммуникация, профессиональный рост зависят не только от речевой компетентности в дискурсе специальности, но и от знания законов риторики и способов ее реализации, владения культурой речи.

Ключевые слова: речевая коммуникация, риторический аспект, речевая деятельность, когнитивный, публичное выступление, профессиональная речь, компетентность, законы риторики, культура речи.

Современный рынок труда характеризуется высокой конкуренцией, поэтому к будущим специалистам предъявляются повышенные требования с целью создания «престижа профессии»: чем выше конкурентоспособность профессии, тем выше требования. Если представить идеальный образ профессионала (собственно, в любой сфере деятельности), то на первый план его «позитавного имиджа» выйдет речевая компетентность; деловая активность, решение профессиональных задач зависят от умения грамотно, логично, четко и понятно строить высказывания в различных коммуникативных ситуациях. Уровень речевой компетентности не только влияет на самопрезентацию личности, но способствует профессиональному росту человека. О возможности сделать карьеру мечтает большая часть соискателей престижных рабочих мест.

Сегодня в список предметов, которые должен изучить студент, включены речеведче-ские дисциплины, среди них главное место занимает «Русский язык и культура речи» -учебная дисциплина, изучаемая студентами нефилологических специальностей. Предмет включает в себя два взаимосвязанных курса - лингвистический (русский язык) и речеведче-ский (^льтура речи и риторика).

Культура речи - важнейшая составная часть общей культуры личности, вместе с тем культура речи - это инструмент, средство, ориентированное на профессиональное становление специалистов. Традиционно выделяют два уровня речевой культуры: 1) речь правильная, грамотная, в основе которой лежит соблюдение всех норм современного языка, и 2) речь «хорошая», т.е. ясная, точная, логичная, выразительная и уместная, в основе которой лежит знание риторических законов.

Задача преподавателя-словесника состоит в том, чтобы научить не только грамотно писать, но и грамотно думать на родном языке, т.е. правильно отбирать языковые формы для выражения своих мыслей, научить общению - письменному и устному - в различных коммуникативных ситуациях, будь то личный, бытовой разговор или беседа на социально-политические, культурные, научные и др. темы. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», поэтому язык в сознании студента должен стать средством общения, передачи информации -это постулат, который определили для себя преподаватели кафедры русского языка, создавая учебные программы по «^сскому языку и культуре речи», «Риторике», «Деловой коммуникации» и другим предметам, где главной концептуальной основой стала установка - открыть студентам язык как особую форму бытия человека, как «средство сохранения, аккумуляции и передачи национального опыта, свойственного русскому этносу способа миропонимания».

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Парадокс современной образовательной системы в вузах заключается в том, что систематическое и направленное формирование речевой компетентности, овладение профессиональной речью не является обязательным требованием к умениям и навыкам выпускника. Считается, что студент в процессе усвоения специальных знаний формирует собственную речевую компетентность автоматически в рамках общекультурных компетенций. Однако важно не только грамотно научить написать курсовую и бакалаврскую работу или магистерскую диссертацию, но и выступить на семинаре, конференции, принять участие в дискуссии, аргументировано высказать собственное суждение, отстоять свою точку зрения. «Язьжовой коллапс» наблюдается у выпускников неязыковых технических вузов при защитах курсовых и дипломных работ, когда можно констатировать факт косноязычия, ведь в процессе подготовки подобного рода материалов студенты не получают консультации преподавателя-словесника, зачастую просто обязательные. В образовательном процессе технического вуза предметы, формирующие речевую компетентность студентов, преподаются только на первых курсах, иногда только один семестр, и часто единственным образцом речевого поведения становятся преподаватели неязыковых дисциплин. Речевой навык, как и любой другой, не возникает вдруг, его нарабатывают практикой под руководством опытного профессионала.

Исследователи, специализирующиеся на методике формирования коммуникативной компетентности так или иначе анализируют явление речевой компетентности. Корреляция понятий «ком^жкативная», «языковая», «речевая» компетентность очевидна: общеизвестно, что коммуникация осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Учитывая значимость коммуникативной, а следовательно, речевой деятельности для процесса профессионального становления будущего специалиста, можно констатировать, что речевая компетентность должна являться обязательным объектом в учебном процессе неязыкового вуза ^в^гаикова, 2009: 52).

Понятие речевой компетентности отражено и в Образовательном стандарте, где под речевой компетентностью понимается «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи». Среди важнейших аспектов, влияющих на развитие речевой компетентности, выделяют риторический аспект (наряду с прагматическим, ор-тологическим, стилистическим), который непосредственным образом связан с когнитивной сущностью человека. Когнитивные показатели определяются знанием специфики тезауруса конкретной специальности, способов риторического воздействия на разные типы целевой аудитории.

Попытка реализовать когнитивный принцип в изучении русского языка и речи (как операционного показателя) - характерная особенность всех рабочих программ речеведче-ских дисциплин, в которых отражен не только тщательный отбор необходимого минимума теоретических сведений и дидактического материала, но и жесткая система контроля: первичного, текущего, итогового. Риторический анализ является необходимым элементом контроля - выход в монологическую, диалогическую речь с элементами рассуждения и доказательства: монологи-отсания эмоционального характера, написание реферата, конспекта, резюме и их публичная защита, участие в научных (с^денческих) конференциях, составление заочных экскурсий и др. Преподаватель - словесник не только ставит контрольные вопросы и оценивает результаты работы студентов, но формирует у них способность к самооценке, самоконтролю путем вовлечения в открытое обсуждение «своего» и «^жого. Таким образом, развитие речемыслительных способностей студента не сводится только к подготовке публичного выступления, оно становится «ис^сством практического словесного взаимодействия» ^вадчикова, 2009, 60).

Риторический аспект предполагает знание канонов риторики, принципов построения текстов с учетом их жанровой отнесенности, создание «в^^еннего единства» между выступающим и аудиторией, управление аудиторией, поддержание комфортного психологиче-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ского микроклимата, владение теорией аргументации, умение убедительно, ясно излагать свои мысли, использование всей палитры изобразительно-выр^ительного потенциала русского языка с целью показать существование литературного (обр^цового, нормированного) языка, его книжных стилей и разговорной речи со всеми ее экспрессивными языковыми и экстралингвистическими средствами.

На практических занятиях студенты учатся создавать публичную речь: они тщательно, в рамках заданной темы подбирают материал; затем ее структурируют; учатся оформлять цитаты в соответствии с положением об авторских правах, а затем репетируют. Произнесение речи строится по риторическим законам, ведь речь должна быть гармоничной, т.е. риторически грамотно должны взаимодействовать вербальные и невербальные средства, в том числе и пауза. Кстати, паузу всегда учились «держать» не только актеры, но и общественные деятели, педагоги, все, кто по роду своего занятия должен был работать с аудиторией. Спонтанностью, к сожалению, сегодня в публичной речи оправдывается отступление от императивов и, появление режущих слух, «озвученных пауз», типа «а-а-а-...», в начале фразы. В процессе формирования речевой компетентности специалиста проявляется и его личностная характеристика. Известный русский филолог Д.С.Лгаачев отмечал: «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем определить не только уровень его интеллигентности, но и степень его психологической уравновешенности».

Потребность современного общества в «говорящем» специалисте сейчас как никогда высока. Пункт «гршотность и владение речью» становится одним из основных в списке требований работодателей к соискателям (Зм^нева, 2010: 259) .

Мы часто сравниваем процесс обучения в наших российских вузах с системой преподавания в других странах, в частности Европе, США, где среди целей общегуманитарной подготовки инженеров на первом месте стоит развитие у студентов устных и письменных навыков, навыков риторического выступления и межличностного общения. Известный американский ученый, основатель Института ораторского искусства Д.Карнеги в своих выступлениях убеждал в том, что «наиболее важным и полезным как в деловом общении, так и в жизни вообще является искусство говорить. Благодаря овладению этим искусством можно побороть робость и неуверенность в себе, приобрести смелость и умение общаться с людьми. Также руководить другими способен лишь человек, который умеет отстаивать свою точку зрения», а этому надо каждодневно учиться. Подготовка устного и письменного высказывания требует умений, связанных с выбором типа выступления и его реализации в соответствии с коммуникативными интенциями адресанта, учетом типа адресата, соблюдением параметров текста: связности, цельности, логичности, а также выбором жанрово-сталистических средств, подбором риторических особенностей, прогнозированием рефлексии и пр.

Сегодня, когда осуществляется процесс вхождения России в европейское образовательное пространство, актуальной является образовательная политика, направленная на адаптацию будущего специалиста к условиям социокультурной интеграции. Закономерно, что социальным заказом общества высшим учебным заведениям является содействие становлению профессиональной культуры личности, адекватной мировым стандартам ^ванчи-кова, 107). В связи с этим очевидно, что цель вузовского образования состоит в создании оптимальных условий, обеспечивающих гармоничное профессиональное, личностное самоопределение, конкурентоспособность - качеств, наиболее полно репрезентируемых в речевом поведении будущих специалистов. Вот почему для достижения цели необходимо выделить приоритет цикла речевых дисциплин, среди которых «Риторика», «Деловая коммуникация», «Русский язык и культура речи» и др.

Литература

1. Иванчикова Т В. Формирование речевой компетентности студентов экономических специальностей: Монография. Чебоксары, 2009. 359с.

2. Ковина Т.П. Не говорите «а-а-а.. ». / Образовательная политика № 5, ежемесячный науч-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования но-ад^штический журнал. 2009. с. 74-75 3. Змазнева О А. «^сский язык и культура речи» как важнейшая гуманитарная составляющая образовательной программы технического вуза. / Известия МГТУ «^АМИ», 2010. № 1. с. 258-262.

Повышение качества подготовки современных специалистов технического профиля за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических

занятий при изучении дисциплин

к.т.н. проф. Моргунов Ю.А., к.т.н. доц. Типалин С.А., Филиппов В В., Хомякова Н.В.

Университет машиностроения (495) 223-05-23 доб. 1113

Аннотация. В статье рассматриваются методы подготовки специалистов при совмещении работы и учебы в ВУЗе. Приводится наиболее эффективный метод, практикуемый кафедрой «Тежология машиностроения» Технологического института Университета машиностроения и ОАО «ШШ «Садют».

Ключевые слова: работа студента, методы подготовки специалистов, производственная практика, филиал кафедры

Конкуренция в современном производстве заставляет предприятия привлекать к себе на работу квалифицированные кадры. В связи с этим постоянно повышается требования к профессиональным качествам выпускников ВУЗов. Можно выделить следующие недостатки, присущие современным выпускникам ВУЗов [1]:

1) отсутствие практических навыков работы в условиях современного производства;

2) неумение применять теоретические знания для практической реализации в конкретной работе;

3) завышенные амбиции;

4) нацеленность на получение максимального материального вознаграждения за отработанное время, а не за полученный результат;

5) неумение анализировать информацию и находить нестандартные решения возникающих проблем;

6) отсутствие навыка оценивать взаимосвязь различных производственных циклов, что приводит к потере времени и сил на исправление конструкторских, технологических, организационных и производственных ошибок.

В связи с этим Технологический институт Университета машиностроения стремится постоянно совершенствовать учебный процесс и делает основной акцент на взаимосвязь теоретической основы обучения и практической деятельности студентов как в рамках лабораторного комплекса ВУЗа, так и обучения на базе профильных предприятий. Для успешного освоения изучаемого материала студент должен не только воспринять и запомнить полученную информацию, но и успешно самостоятельно выполнить практические действия в своей профессиональной сфере. Успешное овладение дисциплиной обычно происходит в три этапа [2, 7, 11, 12]:

1) выполнение задания, которое объясняется на аудиторном занятии;

2) самостоятельное выполнение подобного задания под общим контролем руководителя;

3) контрольное самостоятельное выполнение задания.

К сожалению, не все предприятия способны по достоинству оценить преимущества привлечения студентов для работы по специальности и прохождения практики во время учебы в связи с определенными трудностями:

1) низкая первоначальная квалификация обучающихся студентов;

2) завышенные амбиции молодежи по заработной плате;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.