Научная статья на тему 'Курс «Психология семейных отношений»: к вопросу о междисциплинарных связях с курсом художественной литературы'

Курс «Психология семейных отношений»: к вопросу о междисциплинарных связях с курсом художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / МЕТОД БИБЛИОТЕРАПИИ С АНАЛИЗОМ РИСУНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / LINGUISTIC TEXT ANALYSIS / PSYCHOLOGICAL TEXT ANALYSIS / THE METHOD OF BIBLIOTHERAPY AND THE FIGURE ANALYSIS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремина Наталья Юрьевна, Кислова Наталья Николаевна

В статье освещаются вопросы разработки инновационных подходов в преподавании в высшей школе. Особое внимание уделяется проблеме межпредметных связей, в частности психологии семейных отношений и современной русской литературы. Авторами проанализированы приемы использования литературного текста в психологической и психотерапевтической практике, представлены образовательные результаты курса «Психология семейных отношений». Сделана попытка соединения в процессе преподавания дисциплины некоторых приемов литературоведческого анализа текста и техник психологической работы с семьей. Знания основ литературоведения, которые были освоены студентами в школьном курсе литературы, при использовании описанной технологии актуализируются и углубляются, что способствует развитию аналитического мышления обучающихся как общекультурной компетенции. Обращение к текстам современной русской литературы является продолжением литературного образования как неотъемлемой части интеллектуально и духовно развитого человека. Подбор художественных текстов, освещающих тему семьи, позволяет использовать сюжет произведения, описанные в нем ситуации, в том числе конфликтные, как имитационное поле для формирования готовности выпускника к будущей профессиональной деятельности в сфере психологии семейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Course «Psychology of Family Relations»: the issue of interdisciplinary connections with literature

The article highlights the issues of development of innovative approaches to teaching in higher education. Special attention is paid to the problem of interdisciplinary relations, in particular the psychology of family relations and modern Russian literature. The authors analyze the use of literary text in psychological and psychotherapeutic practice, the educational results of the course «Psychology of Family Relations». The article displays the attempt to use the course for combining the techniques of literary text analysis and techniques of psychological work with the family. This teaching method enables students to extend the knowledge of basic literature studies they gained in the school course of literature, to make it more profound what contributes to the development of analytical thinking of students as well as their cultural competence. Appealing to the texts of modern Russian literature is a continuation of literary education that is considered to be the integral part of a person’s intelligence and moral development. Literary texts covering the family issues are of help in terms of the plot and the collisions. The teacher can take the best advantage of them and use them to train a graduate student for professional activity in the field of psychology of family relations.

Текст научной работы на тему «Курс «Психология семейных отношений»: к вопросу о междисциплинарных связях с курсом художественной литературы»

УДК 378

КУРС «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»: К ВОПРОСУ О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЯХ С КУРСОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

COURSE «PSYCHOLOGY OF FAMILY RELATIONS»: THE ISSUE OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS WITH LITERATURE

© 2017

Н.Ю. Еремина, Н.Н. Кислова Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

N.Y. Eremina, N.N. Kislova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье освещаются вопросы разработки инновационных подходов в преподавании в высшей школе. Особое внимание уделяется проблеме межпредметных связей, в частности психологии семейных отношений и современной русской литературы. Авторами проанализированы приемы использования литературного текста в психологической и психотерапевтической практике, представлены образовательные результаты курса «Психология семейных отношений». Сделана попытка соединения в процессе преподавания дисциплины некоторых приемов литературоведческого анализа текста и техник психологической работы с семьей. Знания основ литературоведения, которые были освоены студентами в школьном курсе литературы, при использовании описанной технологии актуализируются и углубляются, что способствует развитию аналитического мышления обучающихся как общекультурной компетенции. Обращение к текстам современной русской литературы является продолжением литературного образования как неотъемлемой части интеллектуально и духовно развитого человека. Подбор художественных текстов, освещающих тему семьи, позволяет использовать сюжет произведения, описанные в нем ситуации, в том числе конфликтные, как имитационное поле для формирования готовности выпускника к будущей профессиональной деятельности в сфере психологии семейных отношений.

The article highlights the issues of development of innovative approaches to teaching in higher education. Special attention is paid to the problem of interdisciplinary relations, in particular the psychology of family relations and modern Russian literature. The authors analyze the use of literary text in psychological and psychotherapeutic practice, the educational results of the course «Psychology of Family Relations».

The article displays the attempt to use the course for combining the techniques of literary text analysis and techniques of psychological work with the family. This teaching method enables students to extend the knowledge of basic literature studies they gained in the school course of literature, to make it more profound what contributes to the development of analytical thinking of students as well as their cultural competence. Appealing to the texts of modern Russian literature is a continuation of literary education that is considered to be the integral part of a person's intelligence and moral development. Literary texts covering the family issues are of help in terms of the plot and the collisions. The teacher can take the best advantage of them and use them to train a graduate student for professional activity in the field of psychology of family relations.

Ключевые слова: межпредметные связи; филологический анализ текста; психологический анализ текста; метод библиотерапии с анализом рисунка; профессиональная подготовка.

Keywords: interdisciplinary communication; linguistic text analysis; psychological text analysis; the method of bibliotherapy and the figure analysis; professional training.

В современных условиях система университетского образования требует развития междисциплинарных связей как основы для разработки инновационных подходов в преподавании в высшей школе.

Интерес к проблеме межпредметных связей не случаен: современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения.

Для повышения эффективности вузовского образования значительный интерес представляют активные методы обучения, сущность которых заключается в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучающихся. Роль преподавателя в этих условиях предстает как роль организатора учебной деятельности сту-

дента, при которой обучающийся не пассивно воспринимает и поглощает текст учебного материала или слова преподавателя, а активно мыслит, извлекая необходимую научную информацию из разнообразных источников. Таким образом, на лекциях, практических, лабораторных занятиях и в процессе самостоятельной работы студент - активный «добытчик» и производитель информации.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода к сложным проблемам реальной действительности и их решению. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов и школьников.

При изучении курса «Психология семейных отношений» в центре гуманитарного познания находится познание не вещи, а личности (отношения «субъект -субъект»). Целью обучения лиц, изучающих психологию как базовую дисциплину их профессиональной подготовки, является освоение теоретических и психологических знаний и на их основе практических методов построения общения и межличностного взаимодействия в различных условиях и сферах жизнедеятельности. Особенность психологического знания - в единстве знания и действия, поэтому обучение студентов направлено не только на овладение способами преобразования поведения и образа мыслей других людей, но и на умение преобразовывать себя. Методы активного обучения лишь в системе могут обеспечить управление всеми формами познавательной деятельности, связанными с усвоением психологического знания и достижением цели обучения психологии, сложность которой заключается в особом сращении способов познания и преобразования поведения, мыслей других людей и себя.

Материалы литературы и других видов искусства настоящего и прошлого времени содержат грандиозную «коллекцию» фактов и мнений о людях, об их психологии. Знакомство с ними способно

оказать влияние на отношение человека к различным социальным группам, на понимание социальных ролей, на формирование семейных отношений и т.п. В частности, анализ художественных произведений, в которых поднимается проблема семейных отношений, может помочь выработать у обучающихся стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям.

Опыт использования литературных текстов в формировании личности обучающихся известен в педагогической психологии, в частности, в разделе «Психология воспитания» [1; 2].

Отличительной особенностью психологии семейных отношений как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию отношений в семье, упрочнение супружеских и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины. Но у обучающихся часто не хватает житейского опыта, что затрудняет изучение теоретических основ современной семейной психологии.

В связи с этим одним из эффективных методов работы в психологической и психотерапевтической практике является библиотерапия, предполагающая использование готовых литературных произведений либо их создание самим клиентом [3, с. 203]. Библиотерапия также рассматривается Т.Ю. Колошиной и А.А. Трусь как направление арт-терапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, т.е. на самовыражении через творческое сочинение [4].

При использовании литературных произведений в процессе изучения семейной психологии акцент делается на такие аспекты, как анализ психологической характеристики героев произведения (характер персонажа раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи, в изображении условий, в которых он живет и действует); выявление копинг-стратегий преодоления проблемных ситуаций главным героем (или героями), а также основных защитных ме-

Курс «Психология семейных отношений»: к вопросу о междисциплинарных связях с курсом художественной.

ханизмов, используемых им (или ими); общая эмоциональная окрашенность авторского произведения, установление взаимосвязи между реальной проблемной ситуацией клиента и ее проекцией в авторском произведении [5].

На основе анализа сюжета, психологических характеристик героев произведения, а также специфики разрешения героями различных проблемных ситуаций можно выявить особенности взаимоотношений супругов, их отношений с окружающими, отметить момент осмысления человеком собственной жизни, рефлексивного анализа необходимости изменить некоторые жизненные стратегии, пересмотреть основные достижения и упущения в супружеской и родительской сферах жизни.

Русская литература богата произведениями, в которых тема семьи является главной, а нередко и жанрообразующей. Семейные связи, ценности, отношения -объект филологического исследования, начиная с древнерусской литературы и заканчивая современным литературным процессом. Писатель всегда психолог, он открывает перед читателем тайные движения души человека, скрытые мысли и переживания, глубинные основы характера. Признанными мастерами психологической прозы XIX в. являются М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, ХХ века - И.А. Бунин, М.А. Шолохов, В. Шукшин, В. Распутин, Л. Петру-шевская. В художественном тексте, как в капле росы, отражается реальный мир, но пропущенный через сознание его создателя - автора. Литературное произведение содержит смоделированные ситуации, которые могут быть материалом для аналитической деятельности студента - будущего психолога или педагога-психолога. Для курса «Психология семейных отношений» продуктивный материал для анализа представляют семейно-бытовые повести и семейные рассказы Л.Е. Петру-шевской: «От заката до рассвета», «Музыка ада», «Шопен и Мендельсон», «Жена собаки», «Гигиена» и др.

В статье описывается пример использования рассказа Л.Е. Петрушевской «Шопен и Мендельсон» на одном из практических занятий курса. Обучающиеся знакомятся с рассказом непосредствен-

но на семинаре. После его прочтения они получают задание проанализировать поведение, образ мыслей и духовный мир героев, а также выявить позицию автора по поставленным проблемам по предложенному алгоритму, оформить результаты анализа в эссе и представить его публично. При разработке заданий используются как принципы литературного анализа текста, так и приемы психоанализа. Например, задания «определить тему и идею данного произведения; назвать основные проблемы» предполагают знания по теории литературы и умения литературоведческого разбора текста, а также ориентированы на способности студентов увидеть традиционность или новизну тематики и проблематики рассказа. Приведенные ниже выдержки из эссе студентов свидетельствуют об общем понимании рассказа: «Это рассказ о взаимоотношениях людей в современном мире, о непонимании в отношениях, равнодушии и невежестве, отсутствии духовности в людях. Героиня - представитель современного поколения молодых женщин «брошка»; «Главная мысль рассказа - бездуховность губит красоту, гармонию, любовь. Не случайно героиня в финале тревожится: «Кто придет им на смену?».

Образовательные результаты курса «Психология семейных отношений» требуют коррекции подобных ответов, так как через рассказ возможна апелляция к темам «полной» и «неполной» семьи, «полноценной» и «неполноценной» семьи. «Старички», прожившие жизнь без детей; семейная потребительская жизнь главной героини - это современная норма или отклонение от нормы, это хорошо или плохо, где «золотая середина»? Подобные вопросы помогают организовать в студенческой аудитории дискуссию, в ходе которой формируются не только общекультурные (универсальные), но и профессиональные компетенции, заложенные основной образовательной профессиональной программой по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».

Традиционный для филологического анализа текста вопрос об определении отношения автора к героям произведения и поставленным проблемам позволяет акту-

ализировать не только знания о способах выражения авторской позиции (прямая оценка, лирические отступления, символы, название произведения, описания природы, портрет, интерьер и т.д.) и спрятанных в тексте авторских решениях, но и предложить студентам ролевую игру, когда автор выступает в роли психолога или педагога-психолога, задача которого - диагностика и психологическое обследование семьи. Предварительный детальный анализ авторской позиции (примеры из эссе студентов: «Чувствуется ирония автора по отношению к героине, она называет ее презрительно «брошкой», то есть никому не нужной, брошенной, никчемной»; «Автор откровенно иронична, рассказывает о героях нарочито легко, используя неформальный стиль повествования»; «Автор стремится передать трагедию людей, поэтому детально описывает быт, мысли персонажей, особенно героини») облегчит студентам выбор методик для диагностики супружеских отношений и поможет «досоздать» семью «старичков», отвечая за них на вопросы предложенных опросников, а затем интерпретируя результаты. (В отношении героев рассказа «Шопен и Мендельсон» возможно применение методики на определение особенностей распределения ролей в семье и опросника «Особенности общения между супругами» (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубов-ская) [6, с. 283].)

Ответы студентов на задание «Выразите свое отношение к прочитанному» демонстрируют широкий спектр пережитых ими как читателями чувств: «Мне рассказ понравился. Он вызывает смешанные чувства: от легкой грусти, светлой тоски и некоторого восторга до невероятной скорби и отчаяния»; «Проникаешься любовью двух пожилых людей, их романтикой, отношениями и в то же время скорбишь»; «Сначала с легкой иронией наблюдаешь за напыщенной одинокой дамой, но по мере погружения в ее быт и внутренний мир сочувствуешь ей и сопереживаешь»; «Произведение призывает нас любить и не быть одинокими».

Эмоционально-оценочное переживание описанной в рассказе истории - не единственный образовательный результат

практического занятия. Далее студентам предлагается задание по словесному рисованию благополучного финала рассказа по разным сценариям: например, с религиозной (как вариант православной) точки зрения (в отношении семьи и взаимодействия с окружающим миром), с позиции человека, который «плывет по течению», с позиции человека, который считает себя «хозяином судьбы». Предложенные студентами финалы свидетельствуют прежде всего об их видении собственной семьи, а также дают представление о современной тенденции развития брачно-семейных отношений, а также учат понять и принять чужие нормы и ценности.

Задание дать развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний в большей степени ориентировано на будущую профессиональную деятельность психолога или педагога-психолога, и при этом его выполнение потребует от студентов максимального погружения в художественный текст и творческую мастерскую писателя. Приведенные цитаты из работ студентов показывают иной уровень понимания рассказа и обобщения по сравнению с его интерпретациями после первого прочтения: «Главная героиня (без фамилии, типична) невежественная, равнодушная, эгоистичная женщина, прекрасное не для нее. Такое восприятие героини возникает благодаря используемым авторским приемам: саморазоблачающему монологу, стилистически сниженной речи («че», «тьфу», «проклятый»), описанию скудного интерьера (диван, телефон, телевизор), отношения других персонажей. Все действие рассказа происходит в замкнутом пространстве: старики в нем отгораживаются от враждебного мира, а соседка от людей»; «Музыка Шопена и Мендельсона помогала старичкам-супругам переноситься из того мира, где господствовали "взрослые, сильные и пьяные", в другой - романтический, прекрасный и одновременно иллюзорный. Они уединялись в этом мире, отгораживались от всех окружающих, и музыка была главным средством для этого».

Задание «Сделайте выводы и обоснуйте их» нацелено на формирование (развитие) способности студентов к оце-

Курс «Психология семейных отношений»: к вопросу о междисциплинарных связях с курсом художественной...

ночным суждениям, в частности о типах супружеских отношений, о способах взаимодействия с окружающим миром, о возможности / невозможности изменять себя и среду, а также учит определять стратегии выхода из конфликтных ситуаций: «...данное произведение учит ценить каждый прожитый день, обращать внимание не только на свои чувства и эмоции, но и на жизнь окружающих людей»; «Автор подняла тему человеческого безразличия и неумения соседей общаться между собой. Людей разделяют не каменные стены, а нежелание сопереживать, сочувствовать, понять тех, кто рядом»; «Пожилые супруги отнюдь не стремились (да и не могли!) как-то изменить окружавший их мир, где большинство соседей "затыкали уши телевизором" и были озабочены лишь материальным, обыденным».

Использование текстов художественной литературы на занятиях по семейной психологии помогает преподавателю организовать изучение студентами

форм брачно-семейных отношений, типов и динамики супружеских отношений, проблемы удовлетворенности браком и супружеской совместимости, а также получить опыт построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности, заставляет задуматься и поразмышлять над такими темами, как человечность, эгоцентризм, любовь, эмпатия. Немаловажным эффектом от использования приема является формирование вдумчивого читателя, для некоторых студентов - открытие нового писательского имени, приобщение к сокровищнице русской литературы, а через нее - воспитание личности молодого человека как духовно развитой и литературно образованной.

Дополнительно для определения эмоционального отношения к прочитанному тексту в целом и к его героям в частности можно предложить обучающимся создать идейный рисунок произведения с содержательными и формально-динамическими признаками (рис. 1).

Рис. 1. Оригинальные рисунки студентов 3 курса факультета психологии и специального образования

Использование рисунков в психодиагностике в последние годы стало весьма распространенной процедурой, однако психологический смысл того, чем является рисунок, пока еще недостаточно опре-

делен. В связи с этим в задачу нашего исследования мы включили анализ рисунка как психологического феномена, продукта психической деятельности обучающегося после прочтения текста.

Анализируя рисунки обучающихся, можно понять, какой образ (словообраз) оказал более сильное впечатление на читателя, почему именно он доминирует в восприятии текста. Рассуждая о воздействии слова, еще З. Фрейд говорил, что словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам, словами оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений и решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством воздействия людей друг на друга [см.: 7, с. 22].

Психологический анализ особенностей воздействия рисунка и текста на психику человека, а также понимание внутреннего мира человека, который пишет, говорит или рисует, возможно только при одном условии - владении психологическими знаниями. Только от глубины и широты психологического познания зависит возможность психоаналитической деятельности. Таким образом, при использовании вышеописанных методик будущий психолог или педагог-психолог готовится к получению опыта для будущей профессиональной деятельности.

Использование на практических занятиях со студентами метода «библиотерапия» с анализом рисунка позволяет лучше познать психологию людей, которая интересна тогда, когда человек развивается, когда хочет прийти к определенным результатам в жизни. Вместе с тем, «рисуночная методика» позволяет увидеть «образ» личности автора рисунков, в том

числе индивидуальные особенности; отношение к поведению литературных героев; умение видеть проблему персонажей литературного произведения. Кроме того, через детали, отраженные в рисунке, заметны личностные проблемы автора рисунка, которые через рисование могут быть частично разрешены.

Материал (детали), представленный в рисунке, обладает большой информативностью с точки зрения возможности использования его в воспитательных, развивающих и профилактических целях обучения студентов. В этом мы видим пути формирования готовности к будущей профессиональной деятельности психолога или педагога-психолога.

Положительный опыт использования междисциплинарных связей в курсе «Психология семейных отношений» позволяет говорить об эффективности функционирования предлагаемой модели. Умение использовать знания из различных дисциплин; способность и готовность применять знания из одних дисциплин при обучении по другим, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности; сформированное позитивное личностное отношение к решению междисциплинарных задач; опыт практического применения междисциплинарных задач - все это результаты использованной технологии.

Межпредметные связи при их целенаправленном формировании выступают как принцип конструирования учебного процесса. Они позволяют осуществить синтез разнопредметных знаний и реализовать системный подход в обучении.

•к "к "к

1. Ковалев А.Г. Психология личности. М. : Просвещение, 1965. 289 с.

2. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М. : Учпедгиз, 1960. 427 с.

3. Каяшева О.И. Библиотерапия психосоматических заболеваний // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития : матер. междунар. заоч. науч.-практ. конф. 30 октября 2010 г. Новосибирск : ЭНСКЕ, 2010. С. 203-207.

4. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. СПб. : Речь, 2010. 189 с.

5. Каяшева О.И. Психологический анализ произведений клиентов в процессе применения техник библиотерапии // Актуальные вопросы педагогики и психологии : матер. междунар. заоч. науч.-практ. конф. Ч. I. (1 августа 2011 г.). Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. С. 168-171.

6. Лидерс А.Г Психологическое обследование семьи : учеб. пос.-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. завед. М. : Академия, 2006. 432 с.

7. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб. : Речь, 2006. 524 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.