КУРОРТНЫЙ СБОР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ
И.М. Денисов, студент
Научный руководитель: Е.А. Магомедова, канд. юрид. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-1-186-189
Аннотация. В данной статье исследуется сравнительно новый для российского законодательства вид сбора - курортный сбор, введённый в соответствии с Федеральным законом №214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» от 29.07.2017. Характеризуется правовая природа данного сбора, исторический аспект его введения, а также общие законодательные положения, регулирующие его начисление, сбор и перечисление в бюджет.
Ключевые слова: налог, сбор, курортный сбор, налоговое право, федеральное законодательство.
Современный этап развития рыночных механизмов в России взывает к жизни все новые и новые финансовые, организационные, правовые и иные инструменты, способствующие позитивному развитию рыночных отношений. Важное место в череде перечисленных феноменов, на наш взгляд, принадлежит налогам и сборам. В этом плане следует констатировать, что в теории налогового права практически общепризнанно, что налоги и сборы выполняют фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную функции. В этой связи представляется, что оптимальная система налогов и сборов является эффективным механизмом воздействия на экономику страны и поступательное развитие рынка. Именно поэтому одной из основных задач государства является выработка конструктивных правовых механизмов регулирования процессов формирования бюджетов всех трех уровней бюджетной системы России. Для оптимизации организационно-правового воздействия на систему налогов и сборов в Российской Федерации вполне обоснованным представляется использование института правового эксперимента. С учетом заявленной темы считаем целесообразным обратиться к практике правового закрепления и взимания курортного сбора.
Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» от 29.07.2017 №214-ФЗ [1] устанавливает в экспериментальном порядке взимание нового вида сбора - платы за пользование курортной инфраструктурой (определяемой как совокупности лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов) на территории муниципальных образований, входящих в установленную законом территорию эксперимента. Уплата сбора производится оператору сбора, которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по размещению граждан в гостиничных и жилых помещениях. Эксперимент по взиманию данного сбора будет продолжаться на территории субъектов-участников эксперимента до 31 декабря 2022 года.
Размер курортного сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), при этом не может превышать 100 рублей (50 рублей в 2018 году). Размер сбора, территория эксперимента и иные условия, кон-
кретизирующие взимание сбора на территории субъектов-участников эксперимента, регулируется принимаемыми в соответствии с федеральным законом законами субъектов. Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент. Собранные средства в форме межбюджетных трансфертов поступают в специально создаваемые Фонды развития курортной инфраструктуры, которые являются выделенной частью бюджетов субъекта Российской Федерации, подлежащей использованию в целях развития курортной инфраструктуры, т.е. они могут быть направлены исключительно на обеспечение различных (проектирование, строительство, реконструкция, ремонт, содержание) работ с объектами данной инфраструктуры.
Согласно статье 6 данного закона, плательщиками сбор являются физические лица, достигшие возраста 18 лет, проживающие на объектах размещения на территории муниципальных образований, участвующих в проведении эксперимента более 24 часов. Статья 7 перечисляет лиц, которые освобождены от уплаты данного сбора - Героев СССР и РФ, ветеранов ВОВ и иных лиц (всего установлено 19 льготных категорий граждан).
Контроль за уплатой сбора осуществляет уполномоченный высшим исполнительным органом власти субъекта орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно статье 13 данного закона, при данном уполномоченном органе также создаётся Общественный совет по контролю за расходованием собранных бюджетных средств Фондом развития курортной инфраструктуры.
Рассматривая региональное законодательство, принятое в соответствии с вышеупомянутым федеральным законом, можно обратиться к Закону Краснодарского края «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» от 27.11.2017 №3690-К3 [2], который обязывает физических лиц, достигших возраста 18 лет, не перечисленных в
ст.7 вышеупомянутого Федерального закона и не имеющих места жительства на территории Краснодарского края, которые останавливаются на территории муниципальных образований, перечисленных в ст.5 данного закона, уплатить сбор (с.01.01.2022 г.) в размере 30 рублей в сутки (для муниципальных образований, перечисленных в пунктах 1, 2, 4-12 ст.5 данного закона) и 50 рублей в сутки (для муниципального образования городской округ город-курорт Сочи).
Административная ответственность за нарушение порядка уплаты, сбора, учёта и перечисления курортного сбора в бюджет устанавливается соответствующими законами об административной ответственности субъектов-участников эксперимента.
Данный эксперимент - не первая проба введения подобного сбора на территории нашей страны - ранее подобный сбор на территории России устанавливался Законом РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» от 12.12.91 № 2018-1 [3]. Структура данного закона была похожа на введённый экспериментальный федеральный закон - утверждались плательщики (статья 1), ставки (статья 2), лица, освобождённые от уплаты (статья 3), порядок уплаты (статья 4) курортного сбора. В практическом плане этот сбор ничем не отличается от введённого в 2017 году -взимаемый с временно проживающих в пределах курортной местности (определяемой Правительством РФ), устанавливаемый федеральным и конкретизированный региональным законодательством, направленный на поддержание инфраструктуры муниципальных образований-курортов. Он подвергался значительной критике, поскольку ставка, использовавшаяся для исчисления курортного сбора была привязана к МРОТ, рост которого отставал от уровня инфляции. Низкий уровень контроля за процессом сбора приводил к тому, что фактически сбор не осуществлялся, в связи с чем вышеупомянутый закон утратил силу с 1 января 2004 года [4].
Повторное введение данного сбора сопровождалось полемикой - о необходимости его введения говорили местные власти регионов-курортов, однако их предложе-
ния неоднозначно принимались Министерством финансов и Президентом РФ. В частности Президент РФ «потребовал с осторожностью подойти к вопросу о сборе, чтобы он не был обременителен для отдыхающих, и чтобы вырученные от него деньги направлялись строго на развитие курортной инфраструктуры» [4]. Введение данного сбора, несмотря на некоторое количество технических проблем (таких как взимание банками комиссий за перечисление сбора), положительно оценивается властями: количество отдыхающих граждан на территории экспериментальных курортных местностей увеличивается, фонды привлекают значительные средства, граждане также «положительно оценивают взимание курортного сбора» [5].
Подводя итог проводимому исследованию, считаем возможным отметить, что вве-
Библиографический список
1. Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» от 29.07.2017 №214-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221174/ (Дата обращения 29.08.2022 г.)
2. Закон Краснодарского края «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» от 27.11.2017 №3690-КЗ // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/537896037?ysclid=l7fizyz85o221040505 (Дата обращения 29.08.2022 г.)
3. Закон РСФСР от 12.12.1991 №2018-1 «О курортном сборе с физических лиц» // СПС КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178/?ysclid=l7fího48wu511343174 (Дата обращения 29.08.2022 г.)
4. Курортный сбор в России. Досье // ТАСС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/info/3645418?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex. ru&utm_referrer=yandex.ru (Дата обращения 29.08.2022 г.)
5. Итоги взимания курортного сбора в рамках эксперимента в ряде регионов подвели в Совете Федерации // Официальный интернет-портал Совета Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/events/news/111784/ (Дата обращения 29.08.2022 г.)
6. Туристические налоги в разных странах мира. Досье // ТАСС. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.ru/info/3648513 (Дата обращения 29.08.2022 г.)
дённый по аналогии с законодательствами европейских государств [6] курортный сбор смог зарекомендовать себя с хорошей стороны. Проведённый эксперимент можно признать успешным, а выявленные в его ходе недоработки (необходимость уточнения ставок, решение вопроса банковских комиссий) должны быть устранены при создании итогового закона, который введёт курортный сбор на постоянной основе, что поможет более успешно применять его для развития курортов Российской Федерации, улучшать их привлекательность для отдыха там граждан РФ и других государств. Его введение позволит снизить нагрузку с бюджетов регионов путём предоставления им дополнительных средств для создания и содержания курортной инфраструктуры.
RESORT FEE: THEORETICAL ASPECT, LEGAL REGULATION AND PRACTICE
OF CHARGING
I.M. Denisov, Student
Supervisor: E.A. Magomedova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. This article examines a relatively new type of collection for Russian legislation - a resort fee introduced in accordance with Federal Law No. 214-FZ "On conducting an experiment on the development of resort infrastructure in the Republic of Crimea, Altai Krai, Krasnodar Krai and Stavropol Krai" dated 29.07.2017. The legal nature of this fee, the historical aspect of its introduction, as well as general legislative provisions governing its accrual, collection and transfer to the budget are characterized.
Keywords: tax, fee, resort fee, tax law, federal legislation.