Научная статья на тему 'КУРАТОРСТВО: ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА'

КУРАТОРСТВО: ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / КУРАТОРСТВО / ГРУППА / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБА / "ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ" / ТИПЫ КУРАТОРОВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРОКИ / ДЕКАНАТ / МАТЕМАТИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОРАКУЛ / UNIVERSITY / SUPERVISION (CURATORSHIP) / GROUP / STUDENT / TEACHER / EDUCATION / STUDY / "INTEGRITY" / TYPES OF CURATORS / ACTIVITY / TERMS / DEAN'S OFFICE / MATHEMATICS / RESEARH / ORACLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окишев С.В.

Академическое кураторство является одной из популярных тем педагогических статей в России. Автор данной статьи демонстрирует свое представление о феномене российского кураторства. Делается это на основе личного опыта кураторской работы и полемики с другими исследователями. В статье поясняется социальная сущность некоторых типов кураторов. В ней критикуется формально-официальное представление о деятельности кураторов в России. Автор описывает этапы установления доверительных отношений куратора со студентами. Деятельность куратора в представлении автора всеобъемлюща, «интегральна» по своей сути. В статье рассмотрены вопросы культурно-массовой, учебно-корректирующей, воспитательной, научно-исследовательской работы со студентами курируемой группы. Автор описывает проблему отношения к кураторам со стороны администрации вуза, студентов, их родителей. В статье обосновывается необходимость ограничения срока деятельности куратора первым годом обучения студентов. Автор считает, что работать с первокурсниками должен преподаватель-предметник, ведущий в группе достаточно продолжительную и объемную учебную дисциплину. В статье рассмотрены элементы технологии организации кураторства в современном российском вузе. К этим элементам относятся: работа со студентами в общежитиях, планирование деятельности куратора на учебный семестр, организация патриотических, культурных, интеллектуально развивающих бесед. Автор делится с читателями вопросами подготовки студентов к олимпиадам, организации научных кружков и исследовательских бюро. В статье имеются ссылки на предложенную автором методику организации традиционных учебных занятий с использованием системы оракулов. Под оракулами понимаются в первую очередь специальные матричные и функциональные программы-калькуляторы с графическим интерфейсом, хотя роль оракула может выполнять на занятии студент-эрудит или набор заранее рассчитанных преподавателем заготовок. Студенты курируемой группы могут быть привлечены к созданию программ-оракулов и другой исследовательской деятельности. Статья носит дискуссионный характер. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURATORSHIP: POLEMICAL NOTES BASED ON PERSONAL EXPERIENCE

Academic supervision is one of the popular topics of pedagogical articles in Russia. The author of this article demonstrates his idea of the phenomenon of Russian curatorship. This is done on the basis of personal experience of curatorial work and polemics with other researchers. The article explains the social nature of some types of curators. It criticizes the formal and official view of the activities of curators in Russia. The author describes the stages of establishing a trusting relationship between a curator and students. The activities of the curator, in the author's view, are all-embracing, “integral” in their essence. The article deals with the issues of cultural, corrective-educational, research-educational work with students of the supervised group. The author describes the problem of attitude towards curators on the part of the university administration, students, and their parents. The article substantiates the need to limit the term of the curator's activity to the first year of student education. The author believes that a subject teacher who leads a sufficiently long and voluminous academic discipline in the group should work with freshmen. The article examines the elements of the technology of organizing supervision in a modern Russian university. These elements include: working with students in hostels, planning the activities of the curator for the academic semester, organizing patriotic, cultural, intellectually developing conversations. The author shares with the readers the issues of preparing students for the Olympiads, the organization of scientific circles and research bureaus. The article contains links to the methodology proposed by the author for organizing traditional training sessions using the oracle system. Oracles are understood primarily as special matrix and functional calculator programs with a graphical interface, although the role of an oracle can be played in a lesson by an erudite student or a set of pre-calculated by the teacher blanks. Students in the supervised group can be involved in the creation of oracle programs and other research activities.

Текст научной работы на тему «КУРАТОРСТВО: ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Окишев С.В. Кураторство: полемические заметки на основе личного опыта // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Okishev S.V. (2020). Curatorship: polemical notes based on personal experience. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN420.pdf (in Russian)

УДК 378.147 ГРНТИ 14.35.05

Окишев Сергей Владимирович

ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», Омск, Россия

Доцент кафедры «Высшая математика» Кандидат технических наук, доцент E-mail: okishev59@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=687885

Кураторство: полемические заметки на основе личного опыта

Аннотация. Академическое кураторство является одной из популярных тем педагогических статей в России. Автор данной статьи демонстрирует свое представление о феномене российского кураторства. Делается это на основе личного опыта кураторской работы и полемики с другими исследователями. В статье поясняется социальная сущность некоторых типов кураторов. В ней критикуется формально-официальное представление о деятельности кураторов в России. Автор описывает этапы установления доверительных отношений куратора со студентами. Деятельность куратора в представлении автора всеобъемлюща, «интегральна» по своей сути. В статье рассмотрены вопросы культурно-массовой, учебно-корректирующей, воспитательной, научно-исследовательской работы со студентами курируемой группы. Автор описывает проблему отношения к кураторам со стороны администрации вуза, студентов, их родителей. В статье обосновывается необходимость ограничения срока деятельности куратора первым годом обучения студентов. Автор считает, что работать с первокурсниками должен преподаватель-предметник, ведущий в группе достаточно продолжительную и объемную учебную дисциплину. В статье рассмотрены элементы технологии организации кураторства в современном российском вузе. К этим элементам относятся: работа со студентами в общежитиях, планирование деятельности куратора на учебный семестр, организация патриотических, культурных, интеллектуально развивающих бесед. Автор делится с читателями вопросами подготовки студентов к олимпиадам, организации научных кружков и исследовательских бюро. В статье имеются ссылки на предложенную автором методику организации традиционных учебных занятий с использованием системы оракулов. Под оракулами понимаются в первую очередь специальные матричные и функциональные программы-калькуляторы с графическим интерфейсом, хотя роль оракула может выполнять на занятии студент-эрудит или набор заранее рассчитанных преподавателем заготовок. Студенты курируемой группы могут быть привлечены к созданию программ-оракулов и другой исследовательской деятельности.

https:// mir-nauki. com

Статья носит дискуссионный характер. Мнение редакции может не совпадать с мнением

автора.

Ключевые слова: вуз; кураторство; группа; студент; преподаватель; воспитание; учеба; «интегральность»; типы кураторов; деятельность; сроки; деканат; математика; исследование; оракул

Начиная работу над этой статьей, автор планировал поделиться своими многолетними наблюдениями и открытиями в области кураторской работы и ее методики. Однако знакомство с литературой по данной тематике показало, что часть так называемых авторских «открытий» известны в течение десятилетий, причем порой в более проработанном и полном виде, а описание кураторской деятельности современными специалистами часто оказывается формализмом и переписыванием друг у друга одних и тех же положений и чужих наработок. В итоге тон статьи автора изменился. Автор предполагает разобрать и уточнить характер современной работы куратора на основе личного опыта, полемики с другими специалистами и критики системы кураторства, сложившейся в его родном вузе.

Не будем приводить определение института кураторства, и описывать историю его развития. Сформулируем сразу основную мысль данной статьи. По мнению автора, кураторство - это интегральная деятельность по формированию студенческого коллектива и личностей отдельных студентов. Понятно, что такая формулировка недостаточна и вызовет недовольство у читателей-специалистов. В научных публикациях неоднократно утверждалось (например, [1] или [2]), что «куратор - преподаватель, педагог и психолог в одном лице, связующее звено между студентами и администрацией вуза». В существующих нормативно-правовых документах на целую страницу расписаны около двух десятков обязанностей куратора (причем список этот является на деле неполным, упускающим важные моменты). Отвечу, что интегральность автор понимает не как многообразие функций куратора и не как взаимодействие куратора с другими элементами вузовской системы. Интегральность -это неразрывное соединение воедино адаптационного патронажа и воспитательной работы, учебных занятий и контроля, культурно-массовой работы и работы научно-исследовательской, военно-патриотических бесед и личного общения по душам. Вся эта многогранная деятельность должна быть единой и воплощаться в конкретные мероприятия куратором студенческой группы.

Реализовать намеченную во введении интегральную схему деятельности куратора по плечу не каждому преподавателю. А почему именно преподавателю? Куратор - кто он? Некоторые авторы предлагают, а их вузы реализуют альтернативные модели кураторства, в которых наряду с традиционным куратором-преподавателем используются кураторы-студенты в разных вариантах (активист, педпрактика, педагогический отряд) [3]. Однако даже сами эти специалисты указывают на неполноценность подобного кураторства, а проведенное анкетирование указывает на недоверие первокурсников к своим старшим товарищам. В нашем университете кураторы могут быть очень разнообразными. Это пожилые кандидаты наук, молодые преподаватели, заведующие лабораториями, заместители декана по воспитательной работе, аспиранты. Ясно, что различие этих людей по социальному статусу, жизненному опыту, основным обязанностям вносит большое разнообразие в палитру кураторов.

Введение

Часть 1. Куратор - кто он?

При работе с научными статьями других специалистов автор с удовлетворением обнаружил наличие подробной классификации типов кураторов. Это освободило его от необходимости изобретать велосипед, и он воспользуется отдельными типами кураторов из классификации при анализе феномена кураторства. Наличие подобной классификации свидетельствует об использовании в исследованиях аналитического метода, важнейшего элемента научного подхода к работе. Печальным является то, что указанная классификация с некоторыми вариациями (или без вариаций) кочует из одной научной статьи в другую. «Восемь типов кураторов» присутствуют в статьях (как минимум четыре совершенно одинаковых по тексту статьи с разными названиями и в разных журналах) Б.Р. Манделя, например, [4], 2014 года. Ранее очень похожая классификация из восьми типов кураторов обнаруживается в работе И. Исаева и Е. Кролевецкой [5], 2007 года. В точности аналогичная работе [4] классификация кураторов есть в статье Л.Н. Хасановой [1], 2006 года. Бывшая в то время аспиранткой Казанского (Приволжского) федерального университета, Л.Н. Хасанова ссылается как на первоисточник на труды В.П. Зелеевой, но, видимо, эти работы относятся еще к ХХ веку и в eLIBRARY.RU просто отсутствуют. Таким образом, налицо негативная практика заимствования по цепочке, весьма характерная для современных Интернет-публикаций.

Классификация типов кураторов является для всех упоминающих ее авторов чем-то естественным, не требующим обоснования. Никакой статистики или даже конкретных примеров в работах не приводится. Несмотря на несомненный талант автора, первоначально разработавшего классификацию кураторов по типам, в ее использовании практически всеми специалистами есть крупный недостаток - статичность. Вне сферы внимания остаются социальные причины, породившие указанные типы кураторов, динамика развития типов кураторов. Дело в том, что, при меняющихся условиях работы, а также в связи с взрослением (старением) куратор может менять свой стиль деятельности и переходить из одного типа в другой. Автор данной статьи так же, как и другие исследователи, не имеет никакой статистики по типам кураторов, являясь лишь преподавателем математики и куратором с многолетним стажем работы. Однако он попытается все-таки частично обрисовать социальную базу некоторых типов кураторов.

Вот, например, тип «Куратор - беспечный ездок» из статьи [4]. В работе [1] этот же тип именуется «Куратор - беспечный студент». Представитель этого типа не считает для себя необходимым выполнять какие-либо обязанности куратора. Автору приходилось встречаться по жизни с многочисленными кураторами-математиками и кураторами-технарями. Дважды среди кураторов, претендующих на звание «беспечного ездока», оказывались молодые ученые-вундеркинды. Благодаря выдающимся способностям эти молодые математики сделали важные научные открытия и были замечены в мировой науке. Конкретных фамилий автор, разумеется, не называет. Прежде чем уехать за границу, эти ребята пару лет работали преподавателями у нас на кафедре. Талантливых молодых людей охотно принимают на работу преподавателями. Вот только в педагогическом плане они никак не развивались. А зачем? Вся Россия являлась для них лишь аэродромом подскока в светлое зарубежное будущее. Такие преподаватели не ходили даже на заседания кафедры. Они числились кураторами для получения небольшого дополнительного заработка. Со своими подшефными студентами за год-два они не встречались ни разу. Безобразное отношение к работе сходило им с рук как «молодым ученым с перспективой». Исчезали эти преподаватели из нашего вуза так же внезапно, как и появлялись в нем.

Гораздо большее количество «беспечных ездоков» встречалось автору статьи среди аспирантов-технарей 1990-х годов. В нашем вузе из них готовили кадровый резерв, предназначенный для занятия административных должностей внутри вуза и создания прочной «вертикали власти» внутри системы образования. Еще в аспирантуре эти люди занимались игровыми семинарами и мастер-классами по малому бизнесу, читали зарубежные

https:// mir-nauki. com

психологические книжки. Они рассчитывали, что будут работать в системе образования, выстроенной по американскому образцу. Кураторство в этой схеме не просматривалось. Действительность развивалась несколько иным путем. В России возобладали патриотические тенденции, поиски своей национальной идеи. Падение нравственности и отсутствие мотивации к учебе и труду у студентов вынудили развивать в вузах институт кураторства. Сейчас часть из аспирантов-технарей 1990-х годов являются заместителями деканов факультетов, а наиболее талантливые доросли до заведующих кафедрами и директоров институтов. Большинство этих людей прошли через институт кураторства. Возможно, они и не были в чистом виде «беспечными ездоками», но их кураторская работа близка по своей сути к указанному типу. Кураторские часы проводились, как правило, по 2 раза в семестр - в начале и в конце семестра. Журналы посещения общежитий расписывались молодыми людьми без подъема на этажи (и тем более без бесед со студентами). В качестве однократного формирующего студенческую группу мероприятия молодыми кураторами-технарями использовались поход в кино, боулинг, ночной клуб, ледовый дворец (с попыткой надевания коньков). Кстати, в статье [6] талантливого молодого педагога-новатора Ю.С. Эзроха при анкетировании студентов присутствуют категории «поход в кино» и «поход в боулинг» и отсутствуют категории «поход в музей» или «литературная встреча». Дело в том, что деформации культуры подвержено, по мнению автора, все поколение 30-45-летних преподавателей. Большинство из многочисленных знакомых ему молодых преподавателей художественной литературы не читают в принципе (пустая трата времени). Откуда тут быть гармонично развитым кураторам?

Среди типов кураторов [1; 4; 5] есть тип «Куратор-родитель», который любит и излишне опекает студентов, лишая их самостоятельности. Считается, что к такому типу работы склонны кураторы пожилого возраста. Автор статьи на основе своего опыта отнес бы такую деятельность к женщинам определенного склада характера. Причем негативность указанного подхода не только в лишении студентов самостоятельности. При «слепой» родительской любви ребенок всегда прав. В угоду удобства студента-ребенка попираются правила и нормы организации учебной работы в вузе. «Кураторы-родители» конфликтуют со строгими преподавателями-предметниками, доходя со своими необоснованными жалобами порой до ректора. Они разрушают учебную работу, заканчивая формирование из студентов самовлюбленных и ленивых эгоистов.

Есть среди типов кураторов «Куратор-организатор». Трактуется этот тип в работах [4] и [5] по-разному, но однозначно негативно. Например, с точки зрения Б.Р. Манделя это «массовик-затейник-неудачник», дающий явный перекос в сторону культмассовой развлекательной работы и не уделяющий должного внимания учебе и личным проблемам студентов. Я не стал бы так рьяно критиковать культурно-массовую работу. Она очень важна для формирования доверительных отношений куратора со студентами. Важно показать, что студенты интересны Вам как люди, позволить им раскрыться в отношениях с куратором. Возможны несколько шагов в установлении добрых отношений с группой.

Первым шагом в этом направлении должно быть знакомство с группой. Пока без формальных уставов, правил и положений! Куратор должен просто подробно рассказать студентам о себе: о своей судьбе и проблемах, интересах и увлечениях. Он должен также дать первые «родительские» наставления по организации жизни подопечных при учебе в вузе. Желательно попросить студентов рассказать кратко о себе. Не все будут сразу готовы раскрыться, но некоторые обязательно откликнутся на Вашу искренность и задушевность.

Вторым шагом в этом направлении является посещение общежитий. Оно должно происходить в первом семестре гораздо чаще, чем по ежемесячному формальному графику. При посещении общежития желательно встретиться и перекинуться хотя бы парой слов со всеми Вашими воспитанниками, проживающими в нем, спросить о проблемах. Очень хорошо

принести иногородним студентам гостинцы (например, яблоки или помидоры со своей дачи). Они будут приняты с благодарностью, а студенты потом сами будут приглашать Вас к себе на чай (ну а Вы не забудете купить пирожных). Поводы для беседы со студентом в общежитии разнообразны. Это индивидуальные советы старосте или профоргу группы, проблемы с освоением учебного материала, совпадающие с кураторскими интересами увлечения студента. Можно просто принести проверенную студенческую работу «на дом» (особенно, если оценка - хорошая). Все это формирует отношения по гуманистическому принципу человек-человек.

Третьим шагом формирования доверительных отношений куратора со студентами является культмассовая работа. К этой работе автор относит посещение музеев и выставок, литературные встречи, походы в театр. Чтобы не перегрузить студентов, на соответствующей неделе кураторский час отменяется. В нашем городе много интересных музеев, однако не каждый из них годится для студенческих экскурсий из-за инновационных методов работы с посетителями, применяемых музейными работниками. Наиболее подходит для студентов транспортного университета «Музей омских железнодорожников», который позволяет погрузить студентов в историю их профессии. Посещение музея исключительно ценно при формировании группы студентов железнодорожного вуза как коллектива, но происходит за счет личных финансовых средств куратора. Хороши также малые музеи-выставки известных Омских художников, существующие в старинных резных особняках дореволюционной постройки. Автор статьи, по счастью, является также поэтом и сочиняет лирические песни. Для него не составляет труда представить студентам литературную композицию. Правда, стихи в принципе интересны не всем студентам, а вот задушевно спетые авторские песни никого не оставляют равнодушными. Чтобы не переусердствовать с культурной деятельностью, ее в кураторской работе строго дозируют. На один учебный семестр должно быть запланировано не более двух мероприятий типа музей-театр, и не более одной литературной встречи. Получается примерно одно мероприятие в месяц (или чуть меньше), что не сильно отвлекает студентов от их основной деятельности - учебы.

Завершая Часть 1 «Куратор - кто он?» хотелось бы указать, что типы кураторов - это, по сути, искаженные модели поведения с выпячиванием отдельных элементов работы со студенческой группой. Идеальным является гармоничное сочетание разных видов деятельности куратора. В статье [5] это тип «Куратор-партнер», но, к сожалению, четкой формулировки этого типажа не приведено. Гармоничное сочетание разнообразных видов работы со студенческой группой - важнейший (но не единственный) принцип провозглашенной автором интегральности кураторства.

Часть 2. Куратор - чего мы ждем от него?

В этой части статьи будут рассмотрены ожидания различных людей от куратора, а также возможные сроки кураторской деятельности. Институт кураторства в нашем вузе фактически не прерывал своей работы в течение всего периода безвременья, в котором, благодаря капиталистическим реформаторам, оказалась Россия.

Отношение к кураторству со стороны руководства университета сильно и резко менялось. Например, в замечательном (и реально очень полезном) методическом руководстве для студентов о структуре и жизни нашего университета, изданном в 2012 году, о кураторах просто нет ни слова. Зато в «Рабочей тетради куратора», изданной двумя годами позже, записано, что куратор обязан:

• Еженедельно проводить кураторские часы.

• Активно участвовать в совещаниях, проводимых заместителями деканов факультетов.

• Хорошо знать студентов своей группы.

• Следить за успеваемостью каждого студента и группы в целом.

• Выявлять недостатки в организации учебного процесса.

• Своевременно информировать деканат о проблемах, возникающих в группе.

• Посещать производственные совещания, проводимые деканатом на потоке.

• Наладить взаимодействие с деканатом (при необходимости - и с родителями) по вопросам учебы и поведения студентов.

• Согласно графику, утвержденному деканом факультета, дежурить в общежитиях, в которых проживают студенты курируемой группы.

• И так далее, и тому подобное...

Как видим, ректорат и деканаты вуза в первую очередь желают видеть в кураторе рядового исполнителя, который в основном должен обслуживать их административную деятельность. Это освобождает руководство факультета от рутинной работы со студентами. Куратор-воспитатель или куратор-новатор деканату нежелателен. Ситуация с отношением к кураторам со стороны администрации продолжает усугубляться. Важнейшими мероприятиями куратора являются теперь беседы по темам: «терроризм», «коррупция», «наркомания», спускаемые в вузы по разнарядке сверху. Все больше внимания уделяется электронным (и дублирующим их бумажным) отчетным документам, которые составляются не только за семестр или за месяц, но и за каждое проведенное мероприятие. Такое отношение к кураторам не удивительно. Ведь отношение к преподавателям со стороны вузовских начальников не лучше. Преподаватели для них - наемная рабочая сила, которая должна ежегодно предоставлять справки об отсутствии судимости и проходить обязательные медосмотры. Иначе - отстранение от работы.

По поводу сроков работы кураторов руководители факультетов и институтов склоняются к продлению деятельности куратора до выпускной квалификационной работы. Руководству удобно иметь под рукой послушного исполнителя, ответственного за все в работе со студентами. При обращении в деканаты по поводу развала посещаемости и успеваемости в студенческих группах теперь получаешь как преподаватель-предметник стандартный ответ: «мы сообщим кураторам». И больше деканат к творящимся в группах безобразиям отношения не имеет. Оставим вузовских бюрократов в их удобной позиции. Нам-то известно, что куратор существует и трудится для студентов, в первую очередь - для новичков-первокурсников.

Чего же ждут студенты от куратора? Нужен ли он им? При учете мнения студентов о кураторстве не будем забывать что, по оценке многих исследователей, например, [7], у студентов к 2010-м годам сформировался «негатив в ценностно-ориентационной сфере», что «с начала 2000-х годов у студентов наблюдается примитивность интересов и увлечений, несформированность учебной деятельности». Это значит, что правильные и искренние слова куратора о будущей профессии, любви к Родине, важности культуры будут восприниматься бывшими абитуриентами настороженно, а многими - как попытка обмануть их. Чего же ждут студенты от куратора? Во-первых, полезной информации о функционировании вуза и о месте первокурсников в этой новой для них системе. Во-вторых, помощи и совета в возникающих у них проблемных ситуациях (проблемы со слабой базой знаний, проблемы с жильем, проблемы с некоторыми преподавателями, проблемы со здоровьем). В-третьих, часть из студентов все-таки нуждается в духовном лидере, в человеке, с которого можно «лепить» свою будущую

судьбу. По первому вопросу ситуация, как правило, складывается неплохо, и информацию о жизни вуза и в вузе студенты от куратора получают. Второй вопрос более затруднителен. Выясняется, что куратор - не репетитор и не может серьезно изменить базовые знания студентов. В лучшем случае, он может сделать это по своему предмету. Проблемы с заселением в общежитие решает деканат, а куратор может выступить лишь в роли просителя, на которого не обратят особого внимания. Куратор может проконсультироваться с преподавателем-предметником о причинах проблем в учебе у некоторых студентов, но, скорее всего, получит обоснованный ответ с перечислением недостатков самих студентов. В случае вопиющих нарушений со стороны предметника (а такое сейчас нередко) куратор может обратиться в деканат или к заведующему соответствующей кафедрой (и автор делал такие попытки), но вопрос всегда спускают на тормозах. Хуже становится только самим студентам и их куратору. В случае проблем со здоровьем студента, куратор, не являясь специалистом-медиком, может ограничиться только общими советами или обратиться в деканат с просьбой о присвоении студенту особого статуса. Однако вопрос решается не на основе обращения куратора, а на основе медицинских документов, заявления студента и его родителей. По третьему вопросу мало кто из студентов найдет в кураторе лидера, образец для подражания. Во-первых, таких образцовых преподавателей становится все меньше. Во-вторых, слишком велико различие в ценностных идеалах современной молодежи и 30-45-летних преподавателей (не говоря о 5060-летних кураторах).

Что имеем в итоге? Большинство студентов уже в течение первого семестра (и уж точно - первого учебного года) испытают разочарование в ожидаемых возможностях своего куратора. А если вспомнить, что среди кураторов много «беспечных ездоков» и других интересных типов, то это разочарование студентов (смотри, например, [8]) становится доминирующим. Большое недовольство студентов работой их кураторов хорошо подтверждается данными анкетирования студентов из статьи [6] Ю.С. Эзроха. Ответы студентов на вопрос: «Нужен ли куратор на первом курсе?» в разные периоды их учебы в вузе показаны в таблице 1. Со временем наблюдается заметное снижение доли студентов, утверждающих о необходимости куратора, но ясно, что, по мнению студентов, на первом курсе куратор все-таки нужен, и его деятельность востребована.

Таблица 1

Ответы на вопрос: «Нужен ли куратор на первом курсе?»

Срок анкетирования студентов Ответ «ДА» Другие ответы

Начало первого семестра первого курса 90-95 % 5-10 %

Конец первого года обучения 78 % 22 %

Конец второго года обучения 64 % 36 %

Составлено автором на основе данных Ю.С. Эзроха

Однако вопрос анкетирования «Нужен ли куратор на втором курсе?» дает совсем другие результаты, приведенные в таблице 2. Причины падения интереса студентов к куратору очевидны. Студенты освоились в вузе, информированы, проблемы (хотя бы частично) решены. Плюс огромное разочарование от возможностей куратора по опыту первого курса!

Таблица 2

Ответы на вопрос: «Нужен ли куратор на втором курсе?»

Срок анкетирования студентов Ответ «ДА» Другие ответы

Конец первого года обучения 28 % 72 %

Конец второго года обучения 14 % 86 %

Составлено автором на основе данных Ю.С. Эзроха

Многолетний личный опыт кураторства автора статьи полностью согласуется с анкетированием Ю.С. Эзроха [6]. В первом семестре первого курса куратор - чуть ли не самый

нужный человек, взаимные ожидания сторон очень велики. Во втором семестре первого курса имеем налаженную работу куратора и студенческой группы с взаимным удовлетворением. В первом семестре второго курса куратор воспринимается студентами как необходимое зло, но ему еще сдавать зачет зимой, а походы в музеи - интересны. Поэтому посещение кураторских часов хорошее, но уже немного через силу. Во втором семестре второго курса куратор для студентов - атавизм, огромная помеха учебе и жизни. С кураторских часов большинство разбегаются и решают более актуальные проблемы. Приходят два-три самых душевных человека, которым просто жаль куратора, сделавшего для них немало добра. Поэтому автор статьи считает, что кураторство необходимо лишь в течение первого года обучения студентов. Сокращение срока работы кураторов вдвое (сейчас он два года) позволит высвободить достойных кураторов и не назначать на эту работу людей, жаждущих лишь дополнительных денег и записи в индивидуальном плане, а также преподавателей, ведущих большую работу по другим направлениям и определяемых в кураторы почти в принудительном порядке. Для продолжения внеучебного руководства студентами все специальные кафедры имеют ответственных за организационно-воспитательную работу, а вот они-то должны задействовать тьюторов из числа преподавателей своей кафедры и старшекурсников для эпизодических корректирующих воздействий на будущих специалистов.

Итак, студенты к концу первого курса неизбежно разбираются с сущностью куратора и ограниченностью его возможностей. Сам куратор должен разобраться с сущностью каждого из своих подопечных гораздо быстрее - не позднее, чем через месяц после начала занятий на первом курсе. Для этого проводятся беседы со студентами, вводное анкетирование, знакомство с родителями и с доступными документами. Все это является стандартной диагностической стороной деятельности куратора. Хотелось бы отметить интересную работу [9] преподавателей-кураторов кафедры «Высшая математика» нашего университета Е.И. Савченко и Е.А. Швед, опубликованную в 2005 году. Задачей исследования в [9] была разработка методики анкетирования с целью выявления «группы риска» среди первокурсников. В исследовании оценивались параметры: учебная подготовка, отношение к учебе, увлечения и интересы, разные регионы и страны, состав (полнота) семьи, материальный достаток, здоровье. Выделялись подгруппы: «успешные студенты», «группа риска» и «медианные студенты», не попавшие явно в две первых подгруппы. Работа со студентами каждой из подгрупп на период адаптации в вузе организовывалась по-разному.

Важным элементом адаптационного периода студента в вузе является общение куратора с родителями первокурсника. Лет десять назад это общение было ограниченным и выражалось в посылке электронных (а иногда - и обычных) писем в адрес родителей студентов «группы риска» или неуспевающих студентов. Последние годы более практикуются телефонные звонки по сотовой связи.

Чего же ждут от куратора родители? Реакция родителей разнообразна. Бабушку студента из Казахстана, живущего в общежитии, очень волнует вопрос о питании внука. Она не научила его готовить. Конечно, куратор не будет стоять у плиты в общежитии. Он может попросить живущих на том же этаже девочек из своей группы «взять шефство» над парнем, показать приемы готовки, подкормить, наконец. Мама-одиночка не смогла нормально воспитать своего сына. Сын день и ночь проводит за компьютерными играми, в институте неделями не появляется. Она хватается за куратора, как за соломинку, в попытке спасти и исправить сына. Но куратор не может каждое утро вести балбеса насильно за руку на занятия. Тем более, что живет он в другом конце города. Некоторые студенты обманывают своих родителей, скрывают неудачи в учебе. Куратору приходится информировать маму и папу о негативной стороне жизни их с виду симпатичного и умного отпрыска. Не думаю, что родителям нравятся такие звонки куратора. Но не надо забывать о хороших студентах и об отдельных успехах слабых студентов. Следует позвонить и поздравить родителей с тем, что у

их дочери самый высокий балл рейтинга в группе, что их сын получает по математике (физике, информатике) только отличные оценки, что слабый студент сдал контрольную работу с третьей попытки - молодец! Такие звонки радуют родителей, позволяют организовать взаимодействие с ними на весь период кураторства. Тем более что хорошие студенты часто скромны и не хвалятся перед родителями своими достижениями. Тем более что впереди могут возникнуть проблемы: болезнь, нелюбимый предмет (преподаватель), излишняя увлеченность общественной работой в ущерб учебе. Как видим, родители ждут от куратора многого и очень разного. И тоже не всегда получают желаемое...

Чего ждут от куратора исследователи феномена кураторства? Автору симпатично мнение, высказанное в статье [5]: «При выборе куратора нужно и его, как человека, оценить и понять». Это должен быть человек неравнодушный, любящий студентов. Выбранному на должность куратора преподавателю должно хватать времени на кураторскую работу (то есть должна быть ограниченная учебная нагрузка, либо это должен быть очень динамичный и организованный по стилю жизни человек). Наконец, этот человек должен просто уметь работать со студентами (то есть назначение на кураторскую работу аспирантов или только что приступивших к преподавательской деятельности людей нежелательно). Кстати, в [5] отмечено, что все три указанных принципа в современных российских вузах систематически нарушаются.

Завершая Часть 2 «Куратор - чего мы ждем от него?» следует заметить, что кураторство - очень сложный элемент жизни вуза. Формальные списки обязанностей куратора и указания структур вуза, оказывающих якобы ему поддержку, оказываются зачастую далекими от реальности. Важными оказываются такие вещи, которые часто даже и не указываются в этих наукообразных схемах.

Часть 3. Технология организации кураторской работы

Технология организации кураторства всеобъемлюща. Это интегральный клубок многочисленных взаимодействий. Остановимся на следующих важнейших моментах организации кураторской работы:

1. куратор - это преподаватель-предметник студентов-первокурсников;

2. начальный организационный этап работы куратора;

3. план работы куратора;

4. заготовки кураторских мероприятий;

5. контроль учебной работы группы.

Главнейшей чертой интегральной деятельности куратора является требование, чтобы он был преподавателем-предметником в курируемой студенческой группе. Если Вы преподаете на механическом факультете, а куратором назначены в студенческую группу факультета электроники, то даже организовать первую встречу со студентами будет непросто. Порой уходит две-три недели лишь на то, чтобы выловить студентов и провести с ними первый кураторский час. Если же Вы преподаете в курируемой группе, то уже на первой неделе у Вас две-три пары учебных занятий с подшефными студентами. Есть возможность познакомиться, спокойно договориться о времени кураторских часов и вставить их в сетку расписания у диспетчеров. К советам и мероприятиям куратора-предметника студенты относятся гораздо более серьезно и адекватно из-за элементарной зависимости их будущей судьбы от отношений с преподавателем. Учитывая негативные элементы в менталитете многих современных молодых людей, это важный фактор. Наконец, как не может быть нормальной учебы без

воспитательных воздействий со стороны преподавателя, так не может быть и нормальной воспитательной работы куратора без упора на учебу. Регулярными действиями куратора является контроль успехов студентов по всем предметам, обсуждение проблем с учебой в группе и индивидуально, советы по налаживанию учебной работы (студентов еще надо научить учиться) и, наконец, корректирующие мероприятия (например, консультации) по своему учебному предмету. Идеальным с этой точки зрения является куратор-преподаватель с общеобразовательной кафедры, ведущий объемную протяженную во времени на 2-4 семестра дисциплину («математика», «физика», «информатика и программирование»).

На начальном организационном этапе происходит неформальное знакомство куратора со студентами. Студенты заполняют анкету с личными данными, включая их интересы по жизни и планы по творческой, общественной, спортивной деятельности в вузе. Обязательным является указание телефонов (как правило, сотовых) родителей и самого студента для быстрой связи с куратором. На втором-третьем кураторском часе следует ознакомить студентов с нормативно-правовой базой. При этом желательно не просто указать электронные ссылки на документы или записать на доске их названия, а сделать краткий устный обзор документов, выделяя важнейшие для студентов положения. За первые две-три недели надо обзвонить всех родителей, познакомиться с ними, задать им ряд вопросов об их детях (увлечения, здоровье, вредные привычки, проблемы). Следует посетить всех студентов в общежитиях и определить условия их жизни и наличие проблем. От четкого проведения начального этапа деятельности куратора во многом зависит успешность его дальнейшей работы с группой.

Формально предполагается, что план работы с группой на семестр куратор составляет на первой неделе, подписывает у заместителя декана по воспитательной работе и неуклонно следует этому плану. Фактически такое представление о плане работы куратора является утопией. Уже срочно спускаемые деканатом беседы о разнообразных нарушениях и борьбе с вредными привычками разрушат сформированный план куратора. Нельзя предусмотреть заранее дату похода в театр, срок договоренности с музеем об экскурсии, время приезда интересной художественной выставки. Нельзя узнать априори, на какой именно теме математики возникнут большие проблемы у Ваших студентов, и потребуются консультация и переписывание контрольной работы. Четко можно указать по срокам только анализ результатов контрольных недель (трижды в семестре), первое знакомство со студентами и итоговый кураторский час (подготовка к сессии). Поэтому план работы куратор составляет в начале семестра в черновике и многократно правит его в течение семестра. По окончании семестра план-отчет оформляется в чистовом виде и задним числом подается на подпись заместителю декана факультета.

Кроме информационных, организационных, учебных мероприятий куратор не должен забывать о формировании личностей студентов. Для этой цели у него должен существовать набор заготовок кураторских мероприятий, позволяющих развивать интеллектуальные, нравственные, патриотические, культурные компоненты личностей воспитуемых. Есть набор таких заготовок и у автора статьи. Их можно разделить на несколько категорий:

1. «Информационно-учебные», например:

• Организация учебной работы.

• Типы памяти и их использование при учебе.

• Представление информации - ключ к решению научных проблем.

• Технологии современного образования.

2. «Студенческое товарищество», например:

https:// mir-nauki. com

• «Преподаватели бывают разные» (юмористическая классификация, созданная студентами в 2010 году).

• Татьянин день.

• День математики (образец функционирования системы alma-mater на математических факультетах классических университетов).

• «Ада Лавлейс» (очерк Владимира Гакова).

3. «Сопротивление негативу», например:

• Коррупция в вузе (набор авторских материалов).

• Мысли Генри Форда о «честном» бизнесе.

• Моббинг в трудовом коллективе (по материалам статей).

• «Недоросли и ненависть» (статья Михаила Задорнова).

4. «Патриотические страницы», например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Советский флот в войне с фашистской Германией.

• Три ордена (воспоминания о Павле Сычеве, разведчике-герое, дальнем родственнике автора).

• Военное детство (воспоминания мамы о жизни в прифронтовом городе).

• Танки СССР в Великой Отечественной войне.

5. «Поэтические встречи».

Как видим, при желании можно подобрать (изготовить) огромное количество воспитательных заготовок для работы со студентами. У автора обычно воспитательные беседы велись после стандартных информационно-организационных мероприятий, а сам кураторский час имел продолжительность до двух часов. Но время кураторских часов все-таки ограничено, и не на каждом из них возможны специальные беседы. Поэтому автор выбирал из своих заготовок некоторое подмножество, и использовал его при работе с конкретной группой. При работе со следующей курируемой группой выбирались другие материалы. Набор заготовок постоянно пополнялся и корректировался.

Важно, чтобы куратору самому были близки и интересны обсуждаемые вопросы. Поэтому материалы о войне - это либо воспоминания родных, либо темы, в которых докладчик является специалистом (флот, бронетанковые войска). Поэтому искренними являются воспоминания о своем собственном студенчестве. Время проведения бесед нужно подбирать по смысловому их содержанию. Говорить о Татьянином дне лучше зимой, о дне математики -в районе 1 апреля, о военной истории - к 23 февраля или в апреле-мае, об учебной работе -осенью. Кроме воспитательных бесед, автором практиковались шуточные тестирования: для девушек - к 8 марта (математика с юмором), для юношей - к 23 февраля (военное дело с юмором), по окончанию изучения дисциплины «математика» (теоретическое с ловушками). Ну и, конечно, куратор дарил девушкам небольшие подарки к 8 марта и всем первокурсникам - к первой сессии (к Новому году).

Контроль учебной работы группы состоит из нескольких регулярно проводимых мероприятий. Это опросы студентов об изучаемых темах и методике работы других преподавателей, о проблемах с учебой. Это анализ данных трех контрольных недель семестра и выделение позитивных и негативных элементов учебной деятельности подшефных. Это анализ динамики успеваемости группы и каждого студента от одной контрольной точки к

другой и составление траекторий успеваемости. Это обсуждения получающейся картины со студентами (и их родителями). Как предметник, куратор может лучше выделить недостатки и достоинства студентов в освоении своей дисциплины. Куратор-предметник также может обнаружить отдельные свойства личности обучаемого, мешающие студенту в работе (по всем предметам). К сожалению, скорректировать все недочеты студентов куратор не в состоянии и вынужден отсылать их на дополнительные (платные) курсы или к репетиторам. В общежитии иногда возможна помощь студентам со стороны старших товарищей, уже учившихся у тех же преподавателей.

Завершая Часть 3 «Технология организации кураторской работы», подчеркнем, что автор описал не все элементы этой технологии, а лишь показавшиеся ему наиболее значимыми ее фрагменты.

Часть 4. Кураторство и научно-исследовательская работа студентов

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является важной составляющей интегральной деятельности куратора-предметника. О НИРС зачастую бытуют весьма упрощенные точки зрения. Например, в статье [10] такой работой считаются лишь курсовые работы и выпускные квалификационные работы, да как редчайший случай - участие студентов в работе коллектива взрослых научных сотрудников. Это характерная точка зрения преподавателя с выпускающей кафедры. Замечу, что большинство курсовых и дипломных работ современных студентов к научной деятельности, увы, отношения не имеет. Это переписывание старых шаблонов, пародия на исследования. Преподаватель общеобразовательной кафедры, например, [11], к НИРС обычно относит студенческие олимпиады и студенческие научные (предметные) конференции. По мнению автора, олимпиады - это специфический род деятельности, не имеющий отношения к науке. Предметные же конференции в современных условиях часто превращаются в показ презентаций, скачанных из сети Интернет (зачастую студент-докладчик ничего не понимает в демонстрируемом материале). Правда, встречаются и серьезные доклады, и самостоятельные исследования-проекты.

Как представитель общеобразовательной кафедры «Высшая математика», автор статьи рассмотрит НИРС и учебно-исследовательскую работу (УИРС) в виде олимпиад, конференций, предметных кружков и исследовательских проектов. Удобнее всего организовать эту работу именно с «родной» курируемой группой. Здесь состав участников НИРС может быть достаточно широк, в то время как в остальных группах автор предпочитает выбрать лучших студентов и (при желании самих студентов) осуществлять с ними серьезную проектную деятельность.

Олимпиады по математике. Проводились на кафедре «Высшая математика» нашего университета ежегодно и были командными (не более пяти человек в команде). Первенство разыгрывалось в целом по университету. Дважды автор статьи подвигал своих курируемых студентов на штурм первенства в олимпиаде по математике. Со студентами группы 29К (2009-2011 годы) проводился разбор олимпиадных задач прошлых лет на вторых часах кураторских встреч и на дополнительных консультациях. В итоге команда группы заняла второе место по университету. Более эффективной оказалась другая методика. Группа 24С (2014-2016 годы) работала на учебных занятиях по «математическому анализу» в режиме командных мини-олимпиад, проводимых внутри группы [12]. В итоге удалось подготовить две боеспособных, слаженных команды в группе 24С, и еще одну - в параллельной группе 24П. Одна из команд курируемой группы заняла первое место по университету, а остальные команды - четвертое и пятое места (из примерно тридцати команд-участников). Подготовка к

https:// mir-nauki. com

олимпиаде по математике основывалась на умении студентов курируемой группы работать в команде и умении решать нестандартные задачи. По опыту автора, первое умение оказалось даже важнее второго.

Студенческая научная конференция. Проводится ежегодно весной в целом по университету. Разбивается на предметные секции. Увы, автору ни разу не удалось уговорить курируемых студентов сделать серьезный доклад по математике («липовые» он не признает). Студенты обычно ссылались на сильную перегруженность учебой, и куратор вынужденно соглашался с ними. Но студенты и куратор не оставались совсем в стороне от научной конференции. Во-первых, куратор регулярно засылал на секции по математике студентов-разведчиков из курируемой группы с заданием: «слушать, запоминать и записывать наиболее интересные вещи». Сам автор обязательно присутствовал на студенческих математических секциях. На очередном кураторском часе студент-разведчик делал сообщение-рассказ о секции по математике, дополняемое впечатлениями куратора. Получалось неплохое развивающее мероприятие для группы. Во-вторых, студенты курируемых групп выступали с докладами на других секциях конференции (обычно физика и иностранный язык). Куратор давал им поручения выступить повторно со своими докладами уже перед «родной» группой. Доклады эти были не всегда успешными, но, благодаря обсуждению проблем, организуемому куратором, были полезны группе.

Студенческий научный кружок. В рамках второй половины кураторского часа можно проводить в подшефной группе студенческий научный кружок. По сути дела, такие кружки являются учебными и относятся к УИРС, а не к НИРС. На таких кружках обычно рассматриваются дополнительные вопросы по предмету, в данном случае - по математике. Автор дважды организовывал научный кружок в курируемых группах.

Первая идея семестрового кружка по математике (третий семестр обучения) состояла в переводе на русский язык с английского языка простейшего пособия по дифференциальным уравнениям (ДУ) и выступлениях студентов с небольшими докладами. В доклад входило обычно 1 -2 типа ДУ и 1 -2 примера решения задачек. Автор пытался сделать сплав из математики и английского языка, так как в третьем семестре его студенты как раз изучали теорию ДУ, а на «иностранном языке» у них началось освоение профессиональной лексики (программирование, математика, электроника). Кружок должен был стать связующим звеном между предметами, но идея была реализована не полностью. Уже ко второму докладу студенты отыскали качественный перевод изучаемого пособия на русский язык, а точнее, исходный русский текст, который затем был издан на международном языке для иностранных студентов. В дальнейшем они уклонялись от перевода текста с английского языка и работали чисто на русском языке. Зато во время докладов куратор задавал им коварные вопросы и устраивал проблемные ситуации, показывая, что математику надо понимать, а не вызубривать. Двое лучших студентов по итогам работы кружка сделали по классам ДУ доклад на английском языке на научной конференции, а затем вышла совместная методическая статья куратора и докладчиков [13] о методике подготовки математического доклада на иностранном языке.

Вторая идея семестрового кружка по математике (четвертый семестр обучения) была посвящена изучению основ теории функций комплексного переменного (ТФКП) - в первую очередь устройству таких функций. ТФКП как раздел математики не была предусмотрена в учебном плане курируемой группы, но современные математические пакеты, например, MatLab, то и дело выдают решения с использованием комплекснозначных функций. Поэтому знание таких функций полезно инженерам-программистам. Увы, реализация кружка по ТФКП по большому счету не удалась, так как была запланирована на четвертый семестр обучения (и кураторства). В это время, как мы знаем, возмужавшие студенты стремятся порвать отношения

с куратором, который им уже в тягость. В итоге занималось в кружке лишь три студента, и больших успехов достигнуто не было.

Настоящей НИРС автор статьи считает работу студентов по хоздоговорным направлениям специальных кафедр вуза, либо реализацию социальных или

информационных проектов для улучшения деятельности самого вуза. Некоторые студенты готовы к такой деятельности уже к концу первого года обучения, но на базе дисциплины «математика» такой проект развернуть сложно. Автору повезло, когда одна из курируемых групп оказалась среди его учеников на дисциплине «Численные методы» (дисциплина временно передавалась на кафедру «Высшая математика»). В тот год (2010 год) удалось реализовать со студентами целый набор компьютерных проектов, полезных для организации учебных занятий [14]. Создавались так называемые программы-оракулы или специализированные матричные и функциональные калькуляторы для использования на традиционных занятиях по «Численным методам» или «Математике». Методика преподавания с использованием системы оракулов предложена автором в 2009 году [15]. На таких занятиях основным рабочим полем остается доска, но отдельные фрагменты решения сложной задачи находятся специально назначенными студентами с ноутбуками. Эти студенты играют роль оракулов (подсказчиков). Еще лучше, если работа оракула будет видна всей группе на общем экране, поэтому программы-оракулы должны иметь простой и крупный интерфейс, который можно рассмотреть с последней парты и понять даже самому слабому студенту.

Рисунок 1. Окно «Авторы» программы-оракула JACKorc (разработано В. Зашихиным, К. Аненковым, Д. Афанасьевым)

Ребята курируемой группы объединялись в бригады по два-три человека, и каждая бригада успела за семестр создать по два оракула с графическим интерфейсом. Приведу пример одного из этих оракулов. При реализации некоторых алгоритмов численных методов необходимо неоднократно вычислять матрицу Якоби для системы функций нескольких переменных (ФНП). Процедура вычисления матрицы Якоби во многих точках утомительна и рутинна. Она является вспомогательной относительно решаемых задач и ее следует

реализовать программой-автоматом. Программа-оракул JACKorc имеет несколько рабочих окон. На Рисунке 1 представлено окно «Авторы» рассматриваемого оракула.

При работе организованного куратором студенческого конструкторского бюро (СКБ) справочные авторские окна реализовывались обычно с фотографиями разработчиков. Поэтому фотографии учеников остались с автором навсегда. На рисунке 2 показано окно ввода формул дифференцируемых ФНП трех аргументов. В оракуле реализован внутренний мини-транслятор формул, так как сами частные производные считаются численно по конечно-разностным формулам. Поэтому переменные X1, X2, X3 вводятся заглавными буквами, а идентификаторы функций sin, cos, exp - строчными буквами для различения их транслятором. Кстати, при вводе формулы функции F1 пропущен символ умножения «звездочка», и оракул выдаст сообщение о неправильном вводе формулы.

Рисунок 2. Окно «Ввод» программы-оракула ^СКвге (разработано В. Зашихиным, К. Аненковым, Д. Афанасьевым)

Таким образом, при благоприятно складывающихся для учебного процесса обстоятельствах, куратор может заняться со своими студентами настоящей НИРС. Вот только о создании таких благоприятных условий в вузе, как правило, никто не беспокоится. У руководителей вуза идет игра по-крупному «на выживание», а учеба и воспитание реализуются по остаточному принципу с целью экономии денежных ресурсов.

Итоги

Деятельность куратора является интегральной. Это не исполнитель желаний деканата и не нянька при студентах. Куратор строит свою работу на основе сочетания организаторской и воспитательной работы с учебной и исследовательской (НИРС) деятельностью в группе. Он решает проблемы студентов (хотя его возможности в этой сфере крайне ограничены), приобщает их к культуре, дает нравственные образцы поведения, не забывая о том, что главное - создание в группе здорового коллектива и успешная учеба курируемых студентов.

Деятельность куратора должна быть ограничена по времени одним годом. На втором курсе куратор большинству студентов не нужен, но он может сохранять партнерские отношения с теми своими студентами, для которых он стал образцом работы и жизни и просто добрым знакомым. Автор статьи благодарен многим замечательным студентам из своих курируемых групп. Они поддерживали в кураторе дух молодости и позволили ему совершенствовать педагогическое мастерство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хасанова, Л.Н. Проблемы кураторства и пути их решения / Л.Н. Хасанова // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. -2006. - №1(2). - С. 61-63.

2. Шаталова, Е.А. Инновационный потенциал кураторства в социально-педагогическом пространстве вуза / Е.А. Шаталова, А.И. Свиридов // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции / Алтайский государственный педагогический университет. -Барнаул, 2014. - С. 220-222.

3. Чернецова, Л.А. Модели кураторства в условиях технического университета / Л.А. Чернецова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №7. - С. 61-63.

4. Мандель, Б.Р. Кураторство: проблемы, размышления, полемика / Б.Р. Мандель // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2014. - №3. - С. 45-51.

5. Исаев, И. Институт кураторства: проблемы эффективности / И. Исаев, Е. Кролевецкая // Высшее образование в России. - 2007. - №10. - С. 90-94.

6. Эзрох, Ю.С. Кураторство в высшей школе: что делать? / Ю.С. Эзрох // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2016. - №2.

- С. 94-115.

7. Щелина, Т.Т. Академическое кураторство в инновационном вузе: психологическая обоснованность и педагогическая целесообразность / Т.Т. Щелина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - №4(36). - С. 248-255.

8. Нишнианидзе, О.О. Роль института кураторства в системе высшего образования / О.О. Нишнианидзе // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2014. - №2(3). - С. 10-11.

9. Савченко, Е.И. О роли куратора на начальном этапе обучения в ОмГУПСе (из опыта работы кафедры «Высшая математика») / Е.И. Савченко, Е.А. Швед // ТРАНСВУЗ-2005. Качество образования: консалтинг, менеджмент, сертификация: материалы международной научно-методической конференции / Омский государственный университет путей сообщения. - Омск: ОмГУПС, 2005.

- С. 142-146.

10. Лотарева, Т.Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов в учебном процессе: проблемы научно-творческого интереса и его отсутствия / Т.Ю. Лотарева // Мир науки. - 2016. - Т.4. - № 2. - 8 с.

11. Радченко, Р.А. Научно-исследовательская работа студентов на кафедре «Высшая математика» ОмГУПСа / Р.А. Радченко // ТРАНСВУЗ-2005. Качество

https:// mir-nauki. com

12.

13.

14.

15.

образования: консалтинг, менеджмент, сертификация: материалы международной научно-методической конференции / Омский государственный университет путей сообщения. - Омск: ОмГУПС, 2005. - С. 153-156.

Окишев, С.В. Организация соревнований по математическому анализу как форма интерактивного обучения / С.В. Окишев // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. - 2015. - № 3. - С. 139-143.

Кузлякина, Е.С. The Lagrange and Clairaut equations: процесс подготовки доклада на английском языке / Е.С. Кузлякина, С.К. Митрофанов, С.В. Окишев // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. - 2016. - № 4. - С. 60-64.

Окишев, С.В. Создание программ-оракулов для дисциплины «Численные методы» в студенческом конструкторском бюро / С.В. Окишев // Совершенствование образовательной деятельности и качества подготовки специалиста технического обеспечения: материалы четвертой межвузовской научно-методической конференции / Омский автобронетанковый инженерный институт. - Омск: ОАБИИ, 2016. - С. 247-254.

Окишев, С.В. Преподавание отдельных разделов математики с использованием системы оракулов / С.В. Окишев // Инновационные педагогические технологии: сборник трудов Нижневартовского гуманитарного университета / Нижневартовский гуманитарный университет. - Нижневартовск: НГГУ, 2009. -

С.151-158.

Okishev Sergey Vladimirovich

Omsk state transport university, Omsk, Russia E-mail: okishev59@mail.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=687885

Curatorship: polemical notes based on personal experience

Abstract. Academic supervision is one of the popular topics of pedagogical articles in Russia. The author of this article demonstrates his idea of the phenomenon of Russian curatorship. This is done on the basis of personal experience of curatorial work and polemics with other researchers. The article explains the social nature of some types of curators. It criticizes the formal and official view of the activities of curators in Russia. The author describes the stages of establishing a trusting relationship between a curator and students. The activities of the curator, in the author's view, are all-embracing, "integral" in their essence. The article deals with the issues of cultural, corrective-educational, research-educational work with students of the supervised group. The author describes the problem of attitude towards curators on the part of the university administration, students, and their parents. The article substantiates the need to limit the term of the curator's activity to the first year of student education. The author believes that a subject teacher who leads a sufficiently long and voluminous academic discipline in the group should work with freshmen. The article examines the elements of the technology of organizing supervision in a modern Russian university. These elements include: working with students in hostels, planning the activities of the curator for the academic semester, organizing patriotic, cultural, intellectually developing conversations. The author shares with the readers the issues of preparing students for the Olympiads, the organization of scientific circles and research bureaus. The article contains links to the methodology proposed by the author for organizing traditional training sessions using the oracle system. Oracles are understood primarily as special matrix and functional calculator programs with a graphical interface, although the role of an oracle can be played in a lesson by an erudite student or a set of pre-calculated by the teacher blanks. Students in the supervised group can be involved in the creation of oracle programs and other research activities.

Keywords: university; supervision (curatorship); group; student; teacher; education; study; "integrity"; types of curators; activity; terms; dean's office; mathematics; researh; oracle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.