Научная статья на тему 'Кураторство как средство организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента'

Кураторство как средство организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА / КУРАТОР / СТИЛИ РАБОТЫ КУРАТОРА / CURATOR'S WORK STYLE / UPBRINGING OF STUDENT / CURATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Мария Сергеевна

В статье обсуждаются задачи, стили и формы деятельности куратора студенческой группы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aims, styles and forms of the activity of the curator of the students group in the institution of higher education are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Кураторство как средство организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента»

- компетентность преподавателей, личное участие в техническом творчестве;

- комплексное использование метода моделирования и традиционных форм и методов обучения.

Следует отметить, что объективная необходимость более широкого внедрения метода моделирования в технологическое образование на данном этапе его развития очевидна. Научные знания по традиционным предметам сами по себе не обеспечивают подготовку специалиста к преобразовательной деятельности. Эту задачу могут решить интегрированные, проблемно ориентированные дисциплины. Техническое моделиро-

вание дает возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний и умений к творческому их использованию, повысить качество обучения и оказать влияние на развитие личности, её профессионализацию и социализацию.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. - 1999. - №>2. - С. 35-41.

2. Уторов О.Р. Влияние творческой среды учреждения дополнительного образования на самореализацию личности подростка // Вопросы психологии. - 2007. - .№4. - С. 178-183.

УДК 378

Петрова Мария Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

petrova_ms@yandex.ru

КУРАТОРСТВО КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

В статье обсуждаются задачи, стили и формы деятельности куратора студенческой группы в вузе. Ключевые слова: воспитание студента, куратор, стили работы куратора.

Актуализация интереса к поддержке студенчества определяется тем, что в со. временном обществе существует потребность в расширенном воспроизводстве высококвалифицированных специалистов. Кроме того, возрастает значимость социальных функций вузов, направленных на успешную адаптацию студенческой молодежи в обществе и ее интеграцию в социум.

Современная ситуация характеризуется необходимостью социального воспитания на всех уровнях общественной жизни. Социальное воспитание оказывает огромное влияние на формирование у молодежи духовных ценностей и идеалов, мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков. Востребованность социального воспитания обусловлена с одной стороны особенностями социально-педагогической ситуации современной молодежи, а с другой стороны, пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество может решить только через воспитанного человека. Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия различных социальных институтов. Проблемы воспитания сту-

денчества стоят перед высшими учебными заведениями, которые являются центрами образования и культуры молодежи.

Студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. Поэтому необходим поиск новых подходов к работе кураторов. Воспитание студенческой молодежи требует большой самоотдачи, особенно, если дело касается воспитания личностей уже сформировавшихся, прошедших стадии дошкольного и школьного образовательного и воспитательного процесса. Здесь от куратора требуется корректировка жизненных взглядов студента для его дальнейшей успешной социальной адаптации.

Кураторство - это важная составляющая работы вуза. Эта работа должна осуществляться в различных направлениях: учебном процессе, научно-исследовательской и внеаудиторной сфе-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Петрова М.С., 2010

ре и включать в себя как воспитание сознания, моральных ценностей, нравственно-духовного и культурного потенциала, патриотизма и гражданственности, так и необходимость проведения серьезной специальной и профилактической работы. Куратор активно включён в учебно-воспитательный процесс и его влияние на адаптацию студентов во многом определяется, в конечном счёте, степенью участия в решении проблем группы в целом и каждого её студента в отдельности, а также умением найти наиболее эффективные пути для этого.

Куратор проводит важную работу по созданию студенческих коллективов, обеспечивает индивидуальную работу со студентами и их родителями, способствует усилению систематичности и комплексности воспитательной работы со студентами.

В настоящее время функции и обязанности куратора определяются уставом вуза в соответствии с действующим законодательством. В некоторых органах управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о кураторе, которые определяют основные направления его деятельности.

Необходимо определить основные цели деятельности куратора:

- помощь студентам в процессе социальной адаптации в вузе, осознании собственной социальной ситуации, связанной с изменением статуса, уровня социальной ответственности, самостоятельности, а также обеспечения реализации личностных потенциалов студента, его самовыражения и самоутверждения на разных этапах обучения в вузе;

- духовно-нравственное, гражданское, патриотическое воспитание студента;

- пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни;

- организация работы, направленной на профилактику девиантного поведения.

Таким образом, работа кураторов направлена на решение одной из важных задач высшей школы - способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студента. От качества воспитания и образования, которые получают современные студенты, во многом зависят темпы экономического, политического и технологического развития общества.

Среди основных функций куратора-препода-вателя можно выделить следующие.

Организационная функция куратора предполагает координацию работы группы с деятельностью других подразделений института и университета; выявление личностных потенциалов студентов с последующим привлечением их к участию в различных сферах институтской жизни; информационное обеспечение жизнедеятельности студентов и академической группы.

Воспитательная функция куратора заключается в воспитании ответственного отношения к учебе и ценностного отношения к внеаудиторной деятельности; содействии формированию студенческого коллектива и воспитанию личности, умеющей согласовывать свои интересы с интересами коллектива; профилактике асоциального поведения студентов.

Методическая функция куратора заключается в обеспечении методической помощи в решении учебных вопросов; обучение студентов навыкам организаторской деятельности, умению работать в коллективе; оказании методической помощи по организации самообразования и свободного времени студентов.

Функция социальной защиты предполагает содействие в получении социальных стипендий и материальной помощи в случае необходимости; содействие в получении льготных проездных билетов, путевок в санаторий-профилакторий; обеспечение социального благополучия студентов.

Эффективность взаимодействия куратора и студента во многом определяется позицией, которую занимает педагог в совместной деятельности. Партнерская позиция предполагает установку педагога на сотворчество, соуправление. Выполняя роль партнера, куратор выстраивает эффективную систему отношений со студентами, в основе которой лежит эмоциональная заинтересованность и готовность к совместной деятельности. В тоже время допускается самостоятельность студентов, что стимулирует их инициативность, активность, ответственность и самоор-ганизованность.

В основе позиции куратора-консультанта лежит обмен информацией между педагогом и студентами. Совместная деятельность в данном случае наполнена обменом идей, творческих разработок, обсуждением предложений, дискуссиями. Такая роль куратора зачастую приводит к донесению необходимой информации до студентов без получения «обратной связи».

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3 Б

Позиция куратора-опекуна сводится к излишнему контролю за деятельностью студентов, что не способствует проявлению инициативы с их стороны. Такой куратор эмоционально привязан к группе, пытается самостоятельно решить многие проблемы студентов в сфере учебы, быта, личной жизни.

Куратор-организатор в своей деятельности использует указания, приказы, распоряжения. При организации совместной деятельности педагог большую долю ответственности берет на себя, при этом студенты являются исполнителями.

Занимая позицию наблюдателя, куратор выполняет свои функции формально, эпизодически. Педагог равнодушен к студентам, не проявляет интереса к жизнедеятельности группы. У ку-

ратора-наблюдателя негативная установка на совместную деятельность.

Таким образом, стили и формы работы куратора во многом зависят от его опыта, авторитета и характера. Но не нужно забывать, что общение куратора должно строиться на индивидуальном подходе к студентам, на знании их интересов, быта, наклонностей. Основные задачи, стоящие перед куратором группы это помощь новоявленным студентам в адаптации к новому образу жизни, вовлечение их в общественную деятельность, содействие в создании коллектива академической группы. Работа кураторов должна быть направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания - создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.

УДК 378

Бабанова Юлия Витальевна

кандидат психологических наук, доцент,

Голубева Галина Федоровна, Спасенников Валерий Валентинович

доктор психологических наук, профессор Брянский государственный технический университет spas03@online.debryansk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВЫХ ПРОГРАММ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В статье обсуждаются вопросы разработки и внедрения компьютерных тестовых программ при подготовке психологов-консультантов, рассматриваются особенности программного обеспечения по отдельным кредитам или модулям в условиях перехода на новые стандарты и использования в учебном процессе системы зачетных единиц.

Ключевые слова: компьютерные тестовые программы, учебные курсы, образовательные программы, кредиты, зачетные единицы.

Участники первой Всероссийской конференции РПО по экономической психологии «Психология и экономика» (Калуга, 2000), прошедшего на базе Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, отмечали значительный по масштабам и темпам на постсоветском пространстве рост психологического образования, отвечающий потребностям резких социальноэкономических изменений. До начала 80-х годов прошлого века в СССР было всего шесть факультетов психологии: в Московском, Ленинградском, Казанском, Киевском, Тбилисском и Ярославском университетах, и еще в нескольких университетах функционировали психологические отделе-

ния на разных факультетах (философских, исторических, биологических и технических). Однако, лишь за три пятилетки - с 1985 по 2000 годы в России было открыто более ста факультетов, выпускающих психологов, например, только в Калужской области факультеты психологии имеются в трех вузах: Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э. Циолковского, Калужском филиале Московского гуманитарноэкономического института и Обнинском институте атомной энергетики. Это резко обострило проблему качества высшего психологического образования [8].

Одной из проблем качественного психологического образования при переходе на двухуров-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Бабанова Ю.В., Голубева Г.Ф., Спасенников В.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.