Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе'

Подготовка педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ / КУРАТОР / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTINUITY / SOCIAL UPBRINGING / PEDAGOGIC PROVIDING / STUDENT / PEDAGOGUE / CURATOR / STUDYING-UPBRINGING PROCESS / OUTDOORS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райкина Мария Александровна

В настоящей работе обсуждаются и анализируются некоторые аспекты подготовки педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе. Приводится анализ форм, методов и направлений подготовки педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе. Рассмотрен опыт подготовки педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogues training in social upbringing process continuity conducting in higher education institution

Some pedagogues training in conducting social upbringing process in higher education institution continuity aspects are discussed and analyzed in this work. Pedagogues training in conducting social upbringing process in higher education institution continuity forms, methods and fields analysis is adduced. Pedagogues training in conducting social upbringing process in higher education institution continuity experience is considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе»

УДК 37

Райкина Мария Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

shynya07@rambler.ru

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

В настоящей работе обсуждаются и анализируются некоторые аспекты подготовки педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе. Приводится анализ форм, методов и направлений подготовки педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе. Рассмотрен опыт подготовки педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе.

Ключевые слова: преемственность, социальное воспитание, педагогическое обеспечение, студент, педагог, куратор, учебно-воспитательный процесс, внеаудиторная деятельность.

Современное состояние реализации идей педагогического обеспечения преемственности процесса социального воспитания в вузе характеризуется рядом обстоятельств. Долгое время готовность к обучению в высшем профессиональном учреждении рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основной успешного социального и профессионального становления.

В соответствии с этим появляется необходимость согласования содержательной и процессуальной сторон процесса социального воспитания, необходимостью единого подхода к педагогическому обеспечению преемственности данного процесса в условиях высшего профессионального учреждения. Анализ проблемы преемственности процесса социального воспитания в профессиональном образовании позволил выявить основные компоненты: преемственность в этапах профессионального становления личности, преемственность в содержании социального воспитания и преемственность в методах, формах и средствах социального воспитания. Как следствие возникает необходимость, во-первых, согласовать все компоненты, во-вторых педагогически обеспечить преемственность процесса социального воспитания в вузе [1].

На наш взгляд, преемственность процесса социального воспитания в вузе можно рассматривать как непрерывную взаимосвязь между содержанием деятельности различных субъектов данного процесса, единство и целостность воспитательных влияний на личность на разных его эта-

пах, обеспечивающую системность социализации личности. В организационном плане преемственность процесса социального воспитания в вузе предусматривает обеспечение перехода из одной воспитательной организации в другую, помощь в освоении нового социального статуса; в содержательном плане - включение в социально-значимую деятельность, организацию внешнего влияния на личность, стимулирование ее внутренней активности, обеспечение адаптации в коллективе.

Их разрешение требует создания целостных представлений о преемственности процесса социального воспитания студентов, определение содержания деятельности всех субъектов данного процесса, а также специальной подготовки педагогов к данному аспекту профессиональной деятельности.

Однако эффективность организации преемственности в воспитании зависит от специфической, обеспечивающей данный процесс педагогической деятельности.

Нами отмечено, что одним из условий эффективности педагогического обеспечения преемственности процесса социального воспитания в вузе является - специальная подготовка педагогов к осуществлению данного процесса. В связи с тем, что готовность педагогов представляет собой многомерную и многокомпонентную систему, специфические характеристики данной категории определяются своеобразием конкретной профессиональной деятельности.

В нашем представлении, подготовка педагогов к организации преемственности процесса социального воспитания в вузе реализуется как процесс, осуществляющийся за счет: привлечения преподавателей к составлению комплексной

© Райкина М.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

115

программы учебно-воспитательного процесса студентов, на разных этапах обучения, которая предполагает описание основных направлений, форм деятельности, как студентов, так и самих педагогов (учебная, научно-исследовательская, внеаудиторная); организации обучающих семинаров и мастер-классов, позволяющих сформировать знания, во-первых, о содержании, формах, методах организации преемственности процесса социального воспитания студентов; во-вторых, о способах и приемах работы со студентами, студенческой группой на разных этапах обучения; в-третьих, об основных видах деятельности, в которых может принять участие студент, как в роли наблюдателя, так и в роли организатора собственного проекта; в четвертых, о вопросах оказания помощи студентам в процессе их самореализации и построении собственной перспективы профессионального развития и т.д.; информационная и методическая поддержка педагогов, направленная получение знаний о способах включения студентов в образовательный и воспитательный процесс, формах и способах адаптации студентов в вузе, вариантах профессионального роста студентов и определение их индивидуальных маршрутов; проведение выездных сборов актива студентов, аспирантов, преподавателей; обеспечение функционирования института кураторства.

Преподавательским коллективом Института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова накоплен большой опыт работы института кураторства, как одной из наиболее эффективных форм социального воспитания студентов. Необходимо отметить, что роль педагога-куратора отводится не только преподавателям Института педагогики и психологии, но и студентам. Куратор-студент, чаще всего выбирается из числа студентов старших курсов органами самоуправления. Как правило, он сопровождает учебную группу только первые два года и затрагивает вопросы организации внеаудиторной деятельности. Куратор-преподаватель, определяется решением заседания кафедры из числа педагогов выпускающей кафедры.

В своей работе куратор реализует ряд функций: организационная функция куратора включает: обеспечение участия студентов в мероприятиях института и университета; координацию работы группы; выявление личностных потенциалов студентов с последующим привлечением их

к участию в различных сферах институтской жизни и др.; воспитательная функция куратора предполагает воспитание ответственного отношения к учебе и ценностного отношения к внеаудиторной деятельности; содействие формированию студенческого коллектива и воспитанию личности, умеющей согласовывать свои интересы с интересами коллектива; профилактику асоциального поведения студентов; методическая функция куратора включает методическую помощь в решении учебных вопросов; обучение студентов навыкам организаторской деятельности, умению работать в коллективе; планирование воспитательной работы с группой; помощь в организации самообразования и свободного времени студентов; функция социальной защиты предполагает помощь в получении социальных стипендий, материальной помощь в случае необходимости и т.д.

Кураторы (преподаватель/студент) направляют свои усилия на ускорение введения студентов в вузовское пространство. Под их руководством формируется актив студенческих групп, усилия которого также направляются на адаптацию студентов к новым условиям.

Кроме того, на базе Института педагогики и психологии организована работа «Школы профессионального вожатого» (ШПВ), где основанная функция проведения практических занятий для студентов второго курса, отводится кураторам, из числа студентов, успешно освоивших деятельности педагога-организатора в загородном детском центре. Для кураторов ШПВ проводится мастер-классы и консультации по правилам организации практических занятий, формам работы со студенческой группой, по планированию и проектированию собственной деятельности.

Важно отметить, что необходимо включать педагогов в совместную деятельность со студентами, которая касается образовательно-воспитательного процесса и предполагает участие во внеаудиторной деятельности: подготовка дней открытых дверей кафедр, участие в создании и реализации проектов социальных акций, участие в конференциях, подготовка творческой презентации учебной группы и др.

Изучение личностных особенностей, прогнозирование успешности обучения, хода адаптации, оказание помощи студентам, кураторам, родителям в процессе взаимной адаптации в ИПП предусматривает программа «Социально-психологическая адаптация». Программа «Комфортная

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

образовательная среда» направлена на профилактику неуспеваемости, определение ее психологических причин, наличия предрасположенности к различным видам зависимостей, создание комфортных условий для личностно-профессионального роста и студентов и преподавателей.

Таким образом, специальная подготовка педагогов по реализации преемственности процесса социального воспитания направлена на профессионально-личностное и индивидуальнотворческое развитие, формирование готовности

к осуществлению высокопрофессиональной деятельности по обеспечению преемственности процесса социального воспитания в вузе, что будет являться условием эффективным условием организации данного процесса.

Библиографический список

1. ГодникМ.С. Преемственность школьного и вузовского образования в России (на основе стандартов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-vuz.narod.ru (29.09.11 г.).

УДК 37.018.1

Румянцев Юрий Викторович

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Статья посвящена проблемам подготовки будущих специалистов по социальной работе к социальному консультированию семей группы риска. Охарактеризованы этапы формирования умений применять на практике методы консультирования данной категории семей.

Ключевые слова: семья, семейное неблагополучие, социальное консультирование, коммуникативные навыки.

Работа с семьей является основным направлением деятельности для социальных служб всех стран. В последнее десятилетие осложнилось положение семьи, детей, молодежи, не обеспечивается решение их проблем. Семья испытывает значительное напряжение в силу тяжелого экономического положения; усиления расслоения семей по уровню доходов; роста количества неполных семей; изменение общепринятых норм поведения и т.д. Семейное и социальное неблагополучие ведут к росту асоциального поведения детей и подростков. С этими проблемами семья не может справиться в одиночку: ей нужна профессиональная помощь, в первую очередь, психологов, педагогов, юристов, медицинских работников, специалистов по социальной работе с семьей.

Важное место в работе специалиста с семьей занимает социальное консультирование. Это одна из испытанных форм, позволяющая успешно осуществлять дифференцированный подход к разным семьям. В настоящее время наблюдается следующее противоречие в данной проблеме: с одной стороны, это недостаточное оснащение организационно-технической базы, с другой сто-

роны - это необходимость в уменьшении времени проведения социального консультирования.

Социальная сфера стеснена в средствах из-за недостаточного финансирования. Во многих учреждениях социальной защиты (в частности, в Костромской области) нет отдельных кабинетов и инструментария для осуществления социального консультирования, носящего конфиденциальный характер и требующего соблюдения ряда принципов и правил. В учреждениях нет компьютерного обеспечения для разработки анкет, обработки полученных результатов, ведения статистики, анализа и прогнозирования. Специалист обязан работать «вручную», что затрудняет процесс и отнимает массу времени.

Для оказания такого рода помощи семье специалисты, в том числе и социальные работники, должны глубоко знать проблемы семьи, специфику жизнедеятельности семьи, иметь особую подготовку. Опыт подготовки специалистов по социальной работе к консультированию семей группы риска позволяет нам выделить несколько этапов.

На первом этапе формирование у будущих специалистов по социальной знаний о сущнос-

© Румянцев Ю.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.