Научная статья на тему 'Культуротворческий аспект в профессиональном образовании студентов-медиков'

Культуротворческий аспект в профессиональном образовании студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова М. А.

В статье освещаются концепции культуротворческого аспекта в профессиональном образовании студентов-медиков и излагаем формы и методы исследования. Сделан вывод, что внедрение культуротворческого аспекта в процесс обучения студентов-медиков способствует развитию профессиональных качеств будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культуротворческий аспект в профессиональном образовании студентов-медиков»

© Мартынова М. А., 2006 УДК 378.147-1:61]:300.38

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

М.А. Мартынова

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

В статье освещаются концепции культуротворческого аспекта в профессиональном образовании студентов-медиков и излагаем формы и методы исследования. Сделан вывод, что внедрение культуротворческого аспекта в процесс обучения студентов-медиков способствует развитию профессиональных качеств будущих специалистов.

При определении сущности подготовки будущего врача по интеграционным основам педагогической культуры и врачебно-педагогической этики следует опираться на необычайно широкий круг культурологических, социально-гуманитарных и естественнонаучных знаний. В этом плане выделяются три основных компонента:

1. результат переосмысления и творческого развития интеграционных основ педагогической культуры и врачебной этики

2. освоение, критическая переработка и новая интерпретация интеграционных этико-культурологических основ

3. постановка и разработка новых проблем, введение в научный оборот новых понятий и идей в результате опытноэкспериментальных исследований по формированию педагогической культуры и врачебно-педагогической этики в системе подготовки студентов-медиков.

Настойчивые поиски решения этих проблем позволяют не только более четко сориентироваться в понимании специфики интеграционных основ педагогической культуры и врачебно-педагогической этики применительно к медицинскому образованию, но и внести определенный вклад в развитие подготовки будущих специалистов в медицинском вузе.

Ведущим направлением в подготов-

ке разнопрофильных специалистов в медицинском университете является решение проблемы соотношения общеобразовательной и развивающей ценности специфических основ педагогики как одной из составных частей образовательного процесса будущих врачей. Одним из основных принципов современной стратегии в области образования будущего специалиста медицинского вуза является его адаптивность к особенностям подготовки по основам педагогических знаний. Приобретение и накопление систематических педагогических знаний имеет жизненно важное значение для врача.

Н.И. Пирогов в статье «Вопросы жизни» выдвинул и обосновал идею не узко специального, а общечеловеческого образования. Размышляя над педагогическими сочинениями Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинский согласился с ним в том, что всякому специальному образованию должно предшествовать гуманное общечеловеческое воспитание, но вопрос о путях и тех науках, средствами которых преимущественно развивается гуманность, не был решен и даже не получил должного внимания. К. Д. Ушинский отмечал, что под именем гуманного образования «надо разуметь вообще развитие человеческого...». Суждения нашего выдающегося педагога весьма актуальны и

современны для будущих специалистов медицинского университета.

В настоящее время коренным образом пересматриваются мировоззренческие позиции, меняется положение человека в общественной жизни и переоцениваются цели воспитания. Проблема человека в педагогике не может быть разрешена без четкого представления о его сущности.

Понимание человека как цели воспитания определяет основное содержание педагогических учений и практики воспитания. В сущности, здесь всегда был узел всех педагогических приоритетов: целей, принципов, задач, содержания и организации обучения и воспитания. В свою очередь, понимание педагогикой человека зависит от конкретно-исторического положения личности в обществе, философско-мировоззренческих установок, а также от конкретно-научных знаний о нем.

Наиболее значимые качества врача: познавательная активность, инициативность, самостоятельность, творческое отношение к своей специальности, гуманность, добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность.

Однако любой специалист должен обладать не только набором определенных общих качеств личности, но и специфических свойств, характерных для его профессии. В то же время, наиболее значимой является содержательная сторона личности: отношение к людям, степень ответственности, инициативность.

Н.Ф. Талызина делает вывод о том, что «любые действия человека представляют собой своеобразную микросистему управления, включающую “управляющий орган” (ориентировочная часть действий), исполнительный “рабочий орган” (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)». Такой подход к классификации качеств личности представляется наиболее плодотворным и может быть использован в процессе подготовки разнопрофильных специалистов в медицинском

университете по инновационным основам педагогики как составной части образовательного процесса будущего врача.

Б.Н. Ананьев, рассматривая личность с точки зрения бытия и деятельности, предлагает три уровня ее анализа: органический, психологический и социальный. При этом он стремится выявить закономерные связи и зависимости взаимовлияния различных структур личности.

К.К. Платонов, например, считает, что для структурной характеристики личности необходимо вычленить четыре взаимосвязанных между собой уровня: биопсихические свойства, которым соответствуют подсистемы темперамента, а также половых, возрастных и патологических свойств; психические процессы, которые включают волю, чувства, ощущения, восприятие, мышление, эмоции, память; опыт, характеризующийся привычками, знаниями, умениями и навыками; направленность, включающую в себя характер, убеждения, мировоззрение, интересы, желания.

Такая структурная характеристика имеет большую ценность и может быть использована для подготовки специалистов в медицинском университете по основам педагогических знаний как одного из важнейших частей образовательного процесса будущего врача.

При изучении культуротворческого аспекта в обучении студентов медицинских специальностей большую роль играет выработка этических принципов у будущего врача.

Этика - это наука о морали и нравственности. Врачебная этика - базируется на профессиональных знаниях, личностных качествах и опыте творческой деятельности врача. Педагогическая этика врача основывается на его гуманизме, оптимизме, педагогическом такте. Таким образом, этика врачебно-педагогической науки -это система нравственных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения врача с пациентом, опреде-

ляя, что допустимо, и что считается непозволительным для медика в различных ситуациях и основываясь на личностных и профессиональных его качествах.

Нормы врачебно-педагогической

этики отражаются: в общечеловеческих моральных требованиях и запретах, применительно к особенностям разнопрофильных медицинских специальностей, в становлении специфических ценностей для данной профессии.

Основным инструментом приобретения специфических этических качеств студента-медика является научная деятельность, которая может объединять: участие в СНИР, подготовку работ для научных студенческих конференций и т.д.

В процессе обучения студент сталкивается с проблемами синтеза основных направлений его будущей профессии (психологии, социологии, педагогики, непосредственно лечебной деятельности) и этики, в связи с чем встают вопросы самосознания о призвании, идеалах, деонтологии.

Специфичные нормы врачебнопедагогической этики определяются в системе научного знания и обусловлены ее нормативным характером.

Основными задачами при подготовке студентов-медиков с целью выработки этических норм являются: принятие идеалов и призвания к своей будущей специальности, формирование гуманных чувств сострадания и сочувствия к пациентам и коллегам, стремление к повышению своего морального облика и формирование этических норм культуры средствами народной, научной и лечебной педагогики.

В своей будущей профессиональной деятельности медики столкнутся с очевидными и крайне трудными проблемами, такими, как определение понятий добра и зла для своих пациентов, выраженных в девизе «Не навреди!»; правильным разграничением понятий «надо» и «нельзя». Возникнет необходимость объяснить своим менее опытным коллегам разницу в этих понятиях. Именно такие проблемы

и могут быть разрешены путем применения принципов педагогической этики с самых ранних этапов обучения на протяжении всего учебного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости включения в процесс обучения студентов-медиков основ врачебно-педагогической этики путем развития их научного и лечебного самосознания и самовыражения.

Следовательно, непременным условием формирования высокопрофессиональной личности врача является необходимость направить процесс обучения на самосовершенствование, самореализацию и самоактуализацию.

В настоящее время в психологопедагогических науках сложилось несколько подходов к исследованию содержания и структуры стимуляций познавательных интересов студентов. Проанализируем понимание в них сущности.

Инициатива в разработке методологических вопросов концепции педагогического стимулирования принадлежит З.И. Равкину. «Методологической основой

концепции педагогического стимулирования стало учение об общественной сущности человека, о взаимодействии внешних социально обусловленных факторов с его внутренними движущими силами».

В своей исследовательской работе по подготовке будущих специалистов мы использовали концепцию формирования личности, идеи гуманистического стимулирования, нетрадиционные пути повышения ее эффективности и т.д., предложенные З.И. Равкиным.

В трактовке Г.И. Щукиной, интерес - «изначальное, исходное свойство, заложенное в человеке, имеющее субъективно-объективный характер...». Особое внимание автор уделяет познавательному интересу, утверждая, что его влияние на личность, на познавательную деятельность очень велико. Избрав в качестве предмета данного исследования познавательный интерес, мы организовали и изу-

чили это педагогическое явление во всей его многозначности.

Одним из условий рациональной организации учебного процесса в вузе является знание особенностей психической работоспособности студентов - диагностика и профилактика умственного утомления. Наиболее типичным проявлением умственного утомления является рассогласованность отдельных психических процессов и свойств личности. Один из показателей этой рассогласованности -изменение свойств внимания, характеризующего рабочую готовность человека к процессу умственного труда. Поэтому основной задачей нашего исследования в Рязанском государственном медицинском университете было изучение динамики показателей внимания в течение рабочего дня студентов как симптома утомления. Дополнительно изучались показатели памяти, так как эта психическая функция также реагирует на возникшее утомление.

Другую задачу исследования составляло изучение таких факторов, определяющих динамику психологических показателей, как: различные формы и методы проведения занятий, возраст студентов и уровень обученности, расписание занятий в течение учебного дня. Это определило отбор объектов и процедуры исследования. Изучению подвергались группы студентов I и II курсов дневного отделения -всего 220 студентов. В качестве методик исследования применялись корректурная проба в буквенном варианте и «заучивание 10 слов. Интерпретация полученных данных проводилась в сравнении различных групп студентов и выявлении факторов, определяющих это различие.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в течение учебных занятий показатели внимания неизменно снижались. Колебания уровня внимания оказались различными в зависимости от учебных дисциплин и формы проведения занятий. Наиболее отчетливо умственное утомление проявлялось в замедлении

темпов работы к концу занятий. Концентрация и устойчивость внимания оказались свойствами более стабильными, но их уровень снизился в более чем половине наблюдаемых случаев.

По нашему мнению, представляет интерес и тот факт, что в определенные дни занятий направление и степень изменения показателей внимания и памяти совпадала, что дает возможность более обоснованно диагностировать состояние умственного утомления.

В связи с этим нами были определены следующие уровни творческих способностей будущих специалистов:

Первый уровень. Эстетическая позиция личности, которая порождает в соприкосновении с жизнью неповторимое внутреннее содержание духовности.

Второй уровень. Творческое воображение. Способность к созданию образа, раскрывающего внутреннее содержание в адекватной ему чувственно воспринимаемой нравственной форме.

Третий уровень. Качества, благоприятствующие овладению средствами того или иного вида искусства, совокупностью специальных знаний, умений и навыков духовно-нравственного воспитания.

Подводя итоги исследовательской работы, мы отмечаем, что, разумеется, нами не охвачены все философские, мировоззренческие представления и принципы, составляющие духовное и общечеловеческое основание педагогики.

Мы пришли к выводу, что для интеграции творчества в науке в плане подготовки будущих специалистов к духовнонравственному воспитанию решающее значение имеет не обилие знаний, а их структура. Прежде всего, следует утверждать, что к полноценной творческой деятельности способен человек, обладающий развитым внутренним планом действия, существенно расширяющий возможности самой интуиции. В связи с этим С. Л. Рубинштейн отмечал, что успех работы по формированию духовно-нравственного

облика человека зависит от внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять.

Проведенные нами исследования показали, что в сегодняшних условиях узкое профессиональное образование не является достаточной подготовкой образовательного процесса будущего специалиста. От каждого преподавателя требуется обучение будущих специалистов в духовно-нравственном плане.

Н.В. Кузьмина предложила функциональную модель педагогической деятельности, которая включает пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Главными компонентами в структуре образовательной деятельности будущих врачей мы определяем конструктивную, организаторскую и коммуникативную области.

Исходя из наших исследований и накопленных за всю историю интеграции медико-педагогической науки знаний, мы делаем единственный правильный вывод о потребности построения гуманитарного (медицинского) учебного процесса с учетом специфики потребностей личности будущего специалиста-медика, удовлетворение которых приведет к возникновению положительной эмоциональной реакции, переходящей в соответствующее действие. Усиление влияния культуротворческого аспекта в процессе обучения профессионала должно привести к гипотетическому приросту качественных показателей будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. -Книга 1. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. -Кн. 1.- 567с.

2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. -Книга 2. - Казань: Изд-во КГУ, 1998. -Кн.1.- 320с.

3. Педагогика социальной работы. /Бочаров В.Г./ - М.: Аргус, 1994. - 208с.

4. Волков В.Т., [ и др.] Личность пациента и болезнь. - Томск: Красное знамя, 1995. - 150с.

5. Коллективная творческая деятельность студентов, как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук./ Глубоко-ва Е.Н./ - Л.: ЛГПИ, 1989. - 16с.

6. Открытое письмо врача учителю. /Дубровский А. А./ - М.: Просвещение, 1988. - 30с.

7. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. /Исаев И.Ф./ - М.: Белгород, 1993. - 219с.

8. Лекции по педагогике и психологии творчества. /Козырева А.Ю./ - Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. - 342с.

9. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. /Крылова Н.Б./ - М.: Высш. школа, 1990. - 142с.

10. Технологический контекст профессионально-педагогической культуры// Науч. тр. МГПУ. Серия: Психолого-пед. науки. /Сластенин В. А./ - М.: Прометей, 1997. - С.3-5.

11. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными. /Харди И./ -

Budapest: Akademia Kiado, 1989. - 178c.

12. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве /Харламов И.Ф. // Педагогика. - 1992. - № 7-8. - С.11-15.

THE CULTURE-CREATIVITY ASPECT IN VOCATIONAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

M.A. Martynova

The article deals with the conceptions of culture-creativity aspect in vocational education of medical students and contains the forms and methods of the research. The article emphasizes the introduction of culture-creativity aspect to the educational process of medical students favours the development of their professional skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.