Научная статья на тему 'Инновационные парадигмы образования в процессе формирования культуротворческой личности - специалиста высшей школы'

Инновационные парадигмы образования в процессе формирования культуротворческой личности - специалиста высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСТВА / INNOVATIVE PARADIGMS OF EDUCATION / KULTUROTVORCHESKY PERSONALITY / STRUCTURAL AND-LEVEL MECHANISMS OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Островская Лидия Васильевна, Полякова Олеся Витальевна, Урубкова Лидия Михайловна, Неволина Ирина Валентиновна, Беляева Екатерина Сергеевна

в статье представлена оптимальная система развития и становления культуротворческой активной познавательной деятельности личности выпускника в новом информационном пространстве, сформулированы этапы культуротворческого саморазвития личности, отражающие структурноуровневую природу механизма творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Островская Лидия Васильевна, Полякова Олеся Витальевна, Урубкова Лидия Михайловна, Неволина Ирина Валентиновна, Беляева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PARADIGMS OF EDUCATION IN THE COURSE OF FORMATION OF THE KULTUROTVORCHESKY PERSONALITY - THE SPECIALIST OF THE HIGHER SCHOOL

the optimum system of development and formation of kulturotvorchesky vigorous informative activity of the identity of the graduate is presented in article in new information space, stages of kulturotvorchesky self-development the persons reflecting the structural and-level nature of the mechanism of creativity are formulated.

Текст научной работы на тему «Инновационные парадигмы образования в процессе формирования культуротворческой личности - специалиста высшей школы»

§

<0 О <0 го

о

с:

УДК 37 ББК 74.48 И66

L.M. URUBKOVA*

L.V. OSTROVSKAYA*, O.V. POLYAKOVA**, *, I.V. NEVOLINA****, Ye.S. BELYAEVA*****,

I.S. OSTROVSKY******

INNOVATIVE PARADIGMS OF EDUCATION IN THE COURSE OF FORMATION OF THE KULTUROTVORCHESKY PERSONALITY - THE SPECIALIST OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация: в статье представлена оптимальная система развития и становления культуротворчес кой активной познавательной деятельности личности выпускника в новом информационном пространстве, сформулированы этапы культуротворческого саморазвития личности, отражающие структурно-уровневую природу механизма творчества

Ключевые слова: инновационные парадигмы образования, культуротворческаяличность, струк-турно-уровневые механизмы творчества

ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА ОСТРОВСКАЯ*, ОЛЕСЯ ВИТАЛЬЕВНА ПОЛЯКОВА**, ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА УРУБКОВА***, ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА НЕВОЛИНА****, ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА БЕЛЯЕВА*****, ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ******

ИННОВАЦИОННЫЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ - СПЕЦИАЛИСТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Annotation: the optimum system of development and formation of kulturotvorchesky vigorous informative activity of the identity of the graduate is presented in article in new information space, stages of kultur-otvorchesky self-development the persons reflecting the structural and-level nature of the mechanism of creativity are formulated.

Key words: innovative paradigms of education, kul-turotvorchesky personality, structural and-level mechanisms of creativity.

Наши исследования показали, что новое время порождает новую парадигму образования, новую исследовательскую программу и соответствующие изменения в стиле мышления. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности и призвано обеспечить выживание человечества. В связи с этим науки следует рассматривать как комплексные, для которых характерно не простое сложение методов всех наук вместе и следование синтеза за анализом, а слияние наук воедино при изучении инновационного общего будущего Следовательно, под инновацией в нашем исследовании мы понимаем особую организацию деятельности и мышления при подготовке специалистов в высшей школе.

На основе изучения последних мировых инновационных процессов выявлено, что большинство такого рода научных поисков направлено на метаучебную деятельность, то есть на освоение познавательного инструментария.

В ходе исследовательской работы установлено, что осуществление инноваций, обеспечивающих радикальное изменение механизмов подготовки будущих специалистов, связано с психологическим феноменом - установкой, характеризующей настрой студента на восприятие психолого-педагогической информации и готовность к практической деятельности.

* Доктор педагогических наук, профессор, заведущая кафедрой педагогики, психологии и ТСО Е-таЛ; kpptso@bk.ru;

** кандидат педагогическихнаук доцент кафедры. Е-таЛ: polyakova_lesya@mail.ru;

*** кандидат педагогических наук, доцент кафедры;

**** преподаватель кафедры;

***** кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры. Е-mail: ekbelyaeva@yandex.ru; ****** преподаватель кафедры Е-mail: kpptso@bk.ru

(Рязанский государственныймедицинскийуниверситетимени И.П. Павлова). 128

Рассмотрим, каковы потребности субъекта управления в инновациях и ситуации удовлетворения этих потребностей.

Анализ литературных источников показал, что творческая активная познавательная деятельность нового времени стимулируется и реализуется мотивами, потребностями, которые следует направить на осознание картины мира в стиле современной парадигмы, осознание черт новейшего научно-творческого стиля мышления и на выработку в его рамках своего индивидуального стиля мышления. В связи с этим обеспечить высокое качество подготовки специалистов невозможно без усиления познавательной активности самих студентов Стремительная дифференциация научных дисциплин, динамичное развитие знания приводит к тому, что с каждым годом возрастает значение интенсификации процесса обучения, мобилизации воли, духовных и физических сил студента на ускорение процесса познания. Воспитать у будущего специалиста высокую требовательность к себе, жизненную потребность трудиться, желание и умение работать творчески, пополнять свои знания, вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье - главные задачи нашего исследования.

Как показали наши наблюдения, особое значение имеет правильное распределение усилий, времени, отводимого на теоретические курсы, практические занятия, самостоятельную подготовку и отдых студентов. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация обучения будущихспециалистов в высшей школе. Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения у студентов, если они их применяют при объяснении наблюдаемых явлений и решении конкретных задач.

Приоритетная задача нашего исследования -управление образовательными и воспитательными системами. В состав постоянных задач системы развития инновационно-творческой деятельности специалистов входит и задача изучения и обобщения практики, опыта данного процесса.

Таким образом, для самоуправления учением в нашем исследовании мы стремились формировать у будущих специалистов такие инновационно-творческие умения, как планирование познавательной деятельности, ее самоорганизация, направленная на выполнение этого плана, и самоконтроль в ходе ее деятельности.

В современной системе непрерывного образования все большее значение приобретает до-

полнительная психолого-педагогическая подготовка как основа формирования методологической культуры личности, ее способности к куль-туротворческой самоактуализации. Главная особенность культуротворческойличности -потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью в интеллектуально-нравственном аспекте.

Основные тенденции развития современной психологии и педагогики как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию сферы образования и формирование равноправных партнерских отношений.

В результате анализа полученных в ходе экспериментальной работы данных были сделаны следующие выводы: более экстравертиро-ванные личности легче самоактуализируются; при высоком уровне тревожности процесс самоактуализации замедляется; при положительной адекватной самооценке творческая направ -ленность личности значительно возрастает.

Абсолютное большинство обследованных характеризуются высоким уровнем мотиваци-онно-ценностного отношения к творчеству в различных сферах жизни.

Ориентация в качествах культуротворческой личности позволяет, во-первых, вовремя заметить зародыши творческих черт, во-вторых, сосредоточить внимание на их воспитании, в-третьих, предостеречь от их подавления. Первое интегративное качество выражает источник любого творчества - отражение противоречий действительности в сознании и чувствах. Для этого этапа важно чувство нового, идущее рядом с чуткостью к противоречиям. Чувство нового - одно из главных творческих качеств, которое, оказывается, не так просто сформировать и сохранить.

Другое важное качество творческой личности - интуиция, образование «удивительной смеси опыта и разума» (М. Бунге). Оно тесно связано со способностью к творческому воображению, творческой фантазии. Как убеждает история человечества, философский настрой личности всегда помогал интегрировать знания и опыт для проявления творческой интуиции.

Для завершающего этапа творческого процесса существенны такие качества, как самокритичность (в отношении результатов творчества) и упорство в доведении дела до конца. Несомненно, важны чувство юмора, остроумие, способность породить или переживать комическое.

Метод экспресс-анализа характера, основанный на функциональной асимметрии правого и

(D

а

ш

0)

о

0)

с

2

§

<0 О <0 го

о

с:

левого полушарии мозга, действует совершенно самостоятельно. Функциональная асимметрия определяет самые различные оттенки человеческого характера. Для их выявления можно использовать специальные тесты, которые дают довольно объективную картину того или иного характера, его особенностей, подтвержденную многочисленными проверками. Тесты основаны на четырех признаках, которые появляются у человека с момента рождения и не меняются в течение всей жизни. Только сильное волнение, неприятности могут ненадолго заста -вить перейти от правого к левому, и наоборот.

Наблюдения показали, что даже случайно сформировавшиеся коллективы обычно состоят из людей, имеющих близкие тесты. При совпадении тестов просто и легко найти общий язык.

Таким образом, выделим четыре инновационных этапа творческого саморазвития личности:

1) сознательная работа (подготовка». Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи;

2) бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания);

3) переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в виде гипотезы, принципа или замысла;

4) сознательная работа. Развитие и окончательное оформление идеи.

Этапы творческого саморазвития личности отражают структурно-уровневую природу механизма творчества.

Творческие задачи можно разделить на два вида:

- которые могут быть решены посредством планомерного использования осознаваемых способов и приемов;

- которые решаются в результате «развязывания» противоречий, не осознаваемых в начале решения. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества.

К настоящему времени в психолого-педагогических науках сложилось несколько подходов к исследованию содержания и структуры стимуляций познавательных интересов студентов. Проанализируем понимание их сущности.

Инициатива в разработке методологических вопросов концепции педагогического стимулирования принадлежит З.И. Равкину: «Методологической основой концепции педагогическо-

го стимулирования стало учение об общественной сущности человека, о взаимодействии внешних, социально обусловленных факторов с его внутренними движущими силами».

Концепция формирования личности, идеи гуманистического стимулирования, нетрадиционные пути повышения ее эффективности и другие предложения З.И. Равкина мы использовали в исследовательской работе по подготовке будущих специалистов.

Избрав в качестве предмета исследования познавательный интерес, мы организовали и изучили это культуротворческоепедагогичес-кое явление во всей его многозначности.

Опытно-экспериментальная работы выявила, что одним из условий рациональной организации учебного процесса в вузе является знание особенностей психической работоспособности студентов, что дают диагностика и профилактика умственного утомления. Наиболее типичным проявлением умственного утомления является рассогласованность отдельных психических процессов и свойств личности. Важным показателем этой рассогласованности служит изменение свойств внимания, характеризующего рабочую готовность человека к процессу умственного труда, поэтому основной задачей нашего исследования было изучение динамики показателей внимания в течение рабочего дня студентов как симптома утомления. Дополнительно изучались показатели памяти (особенности запоминания и сохранения информации), так как эта психическая функция также активизирована в процессе деятельности студентов и реагирует на возникшее утомление.

Другую задачу исследования составляло изучение факторов, определяющих динамику психологических показателей. К ним были ориентировочно отнесены различные формы и методы проведения занятий, возраст студентов и уровень обученности, расписание занятий в течение учебного дня. Это определило отбор объектов и процедуры исследования. В качестве методик исследования применялись корректурная проба в буквенном варианте и заучивание 10 слов, широко распространенные в психологии труда и патопсихологии. Интерпретацию полученных данных проводили в сравнении различных групп студентов и выявлении факторов, определяющих это различие.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в течение учебных занятий показатели внимания неизменно снижались. Колебания уровня внимания оказались различными в зависимости от учебных дисциплин и формы

проведения занятий (лекции или практические занятия). Наиболее отчетливо умственное утомление проявлялось в замедлении темпов работы к концу занятий. Концентрация и устойчивость внимания оказались более стабильными свойствами, но их уровень снизился в более чем половине наблюдаемых случаев.

По нашему мнению, представляет интерес и тот факт, что в определенные дни занятий направление и степень изменения показателей внимания и памяти совпадали, что дает возможность более обоснованно диагностировать состояние умственного утомления.

Нами были определены следующие уровни творческих способностей будущихспециалистов.

Первый уровень: эстетическая позиция личности, которая порождает в соприкосновении с жизнью неповторимое внутреннее содержание духовности.

Второй уровень: творческое воображение, способность к созданию образа, раскрывающего внутреннее содержание в адекватной ему чувственно воспринимаемой нравственной форме.

Третий уровень: качества, благоприятствующие овладению средствами того или иного вида искусства, совокупностью специальных знаний, умений и навыков духовно-нравственного воспитания.

Подводя итоги исследовательской работы, мы отмечаем, что, разумеется, нами не охвачены все философские, мировоззренческие представления и принципы, составляющие духовное и общечеловеческое основание педагогики.

В результате мы пришли к выводу о том, что для инновационной интеграции культуротворчее ких основ в аспекте подготовки будущих специалистов в новом информационном пространстве решающее значение имеет не обилие знаний, а их структурно-уровневые механизмы творчества. Прежде всего следует утверждать, что к полноценной творческой деятельности способен человек, обладающий развитым внутренним планом действий, существенно расширяющий возможности своей интуиции. Следовательно, успех работы по формированию духовно-нравственного облика человека зависит от внутренней работы, от того, насколько образование оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять.

Проведенные нами исследования показали, что в современных условиях узкое профессиональное образование не является достаточной подготовкой образовательного процесса будущегоспециа-листа. Экспансия знаний означает быстрое их устаревание, и поэтому от каждого преподавателя требуется постоянное обучение будущихспециалистов в духовно-нравственном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.