Научная статья на тему 'Структурно-содержательная характеристика культуротворческой самостоятельности студентов педагогического вуза'

Структурно-содержательная характеристика культуротворческой самостоятельности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURAL-CREATIVE INDEPENDENCE / STRUCTURAL-SUBSTANTIVE CHARACTERISTICS / COMPONENTS OF CULTURAL-CREATIVE INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челядинова О. А.

В статье дается струкурно-содержательная характеристика культуротворческой самостоятельности студентов вуза — будущих учителей, описываются компоненты: мотивационно-ценностный, деятельностный, эмоционально-волевой, когнитивный, рефлексивный, дающие целостное представление о культуротворческой самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and substantive characteristics of students’ cultural and creative independence of pedagogical universities

The structural-substantive characteristics of future teachers’ cultural-creative independence is given in the article. The author describes some compo-nents: motivation-axiological, pragmatist, emotive-volitional, cognitive, and re-flexive. These components give the integral view of cultural-creative independ-ence.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная характеристика культуротворческой самостоятельности студентов педагогического вуза»

№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ™

О. А. Челядинова, старший преподаватель, кафедра английского языка и методики его преподавания, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Россия, [email protected]

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Современное состояние российского общества, процессы, проходящие в политической, экономической жизни страны, побуждают по-новому посмотреть на проблемы образования, подготовки специалистов в высшей школе, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в процессе профессиональной подготовки. В связи с этим меняется и цель образования — развитие духовных сил, становление человека субъектом культуры, а содержание образования определяется как социальный и культурный опыт, являющийся основой решения жизненно важных задач педагога и учащегося. В контексте формирования личности будущего учителя деятельностная составляющая культуры рассматривается как динамическая характеристика, которая проявляется в условиях согласованности традиций и новаций образования, следовательно, в содержании образовательного процесса вуза интегрируется мобильность, самостоятельность и культуротворчество.

Понятие «культуротворческая самостоятельность» используется в исследованиях при изучении культуротворческих процессов. На сегодняшний день нет четкого определения этого понятия, хотя отдельные стороны этого вопроса решаются, когда речь идет о феномене влияния личности на культуру и ее развитие. С этих позиций автор прибегает к понятию «культуротворчество».

Сопоставив имеющиеся в научных исследованиях родовые понятия (творчество, самостоятельность, культуротворчество) под культуротворческой самостоятельно -стью автор понимает самоорганизацию активной самостоятельной деятельности, основанную на принятии ценности творчества, стремлении к творчеству во всех его проявлениях и аспектах, модифицированию, комбинированию собственной деятельности, импровизации в решении педагогических проблем, самореализации.

Автор выделяет существенные признаки культуротворческой самостоятельности:

1) это интегральная способность, которая находит отражение в педагогическом творчестве и педагогической культуре;

2) объективация творческих сил, порождение новых культурных форм, смыслов, ценностей, значимых для собственного бытия в культуре, интерпретируя их, оценивая, проживая, превращая их в органичные составляющие собственного «Я»;

3) активный поиск творческих вариантов решения задач педагогической деятельности;

4) принятие ценностей культуроосво-ения как руководства к действию, следование культурным образцам поведения;

5) принятие ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, стремление к творчеству;

с

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

6) способность вести по пути творчества других.

Культуротворческая самостоятельность студентов вуза — будущих учителей представляется автору в единстве двух взаимосвязанных и взаимозависимых аспектов: внутреннего и внешнего. Внутренняя сторона культуротворческой самостоятельности связана с рефлексивной и мотивационной сферами, нравственно-волевыми усилиями и умственными действиями, с поиском наиболее эффективных способов достижения намечаемых результатов и выражается в устойчивом проявлении: творческого (дивергентного) мышления как интеллектуального процесса создания нового, нестереотипного, как способности продуцировать идеи и нешаблонности поиска их решения; оригинальности как способности личности воспроизводить множество разнообразных, необычных и нестандартных идей на основе продуцирования отдаленных ассоциаций; любознательности как открытости ко всему новому и неизвестному; воображения как создания новых образов в соответствии с творческими замыслами; интуиции как подсознательного постижения истины или идеи на основе догадки, «внутреннего голоса» и предварительного рассуждения, как «творческого озарения», инсайта.

Выделенные сущностные характеристики культуротворческой самостоятельности субъекта результируются в творческое отношение к профессии. Отсюда, внешняя сторона исследуемого качества личности связана с предметной деятельностью и ха-растеризуется:

а) постоянным проявлением в ней изобретательности, импровизации и новаторства;

б) стремлением к активному поиску интересной информации и новых способов и методов деятельности, решения проблем, задач;

в) реализацией творческих замыслов и идей в необычных и ценных продуктах деятельности;

г) устойчиво проявляемой способностью

постановки и достижения цели деятельности без посторонней помощи.

Формирование культуротворческой самостоятельности будущего учителя осуществляется при условии его целостного и всестороннего развития, когда в процессе образовательной и профессиональной деятельности студент выбирает и выстраивает собственную личностно-значимую систему ценностей, входит в мир знаний, овладевает коммуникативным и личностным опытом, творческими способами и методами решения научных и жизненных проблем, открывает рефлексивно-смысловой мир своего образа «Я», несет эмоционально-волевую нагрузку. Отсюда, трактовка культу-ротворческой самостоятельности будущего учителя как целостной системы связана с представлением ее в виде многофункциональной структуры, объединяющей в себе несколько взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностный, деятельност-ный, эмоционально-волевой, когнитивный, рефлексивный.

При составлении этой структуры автор руководствовался, прежде всего, анализом и обобщением исследований по проблемам культуротворческой самостоятельности личности (концепцией и структурой содержания личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков); детерминантами структуры содержания образования в вузе, выделенными В. С. Ледневым, в связи с представленностью в ней элементов структуры личности и компонентов структуры будущей про-

№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ™

фессиональной деятельности; разработанной В. Д. Шадриковым идеальной моделью профессиональной деятельности, в которой отражены общие для любой деятельности компоненты и их связи. Подробное рассмотрение каждого из структурных компонентов культуротворческой самостоятельности позволяет раскрыть взаимосвязи между ними, определить роль каждого элемента в процессе личностного и профессионального развития обучаемого, подобрать соответствующие целям их развития элементы предметной деятельности и виды содержания.

Так, мотивационно-ценностный компонент культуротворческой самостоятельности будущего учителя включает в себя рефлексию студентом собственной системы ценностей в связи с вхождением в учебно-профессиональную среду, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в своей деятельности, систему смыслов личности, уровень ее целей, притязаний и потребностей. Изучая предметы педагогического цикла, студент осуществляет поиск личностного смысла собственных деяний; прослеживает путь научного поиска, творчества, решений и открытий в области педагогики; осознает научную истину как ценность. Приоритетными мотивами являются: потребность в овладении педагогическими знаниями и умениями, способность к их применению в будущей практической деятельности; стремление к профессиональному саморазвитию, к высокой самоактуализации и успешной самореализации личностно-творческого потенциала. К учебному содержанию, соответствующему данному компоненту культуротворче-ской самостоятельности, относятся: представления о ценности творчества (как реальная возможность творить) и его гуманистических ориентирах (приоритет личности, утверждение нравственности, гуманитарное мышление, культура труда, присвоение общечеловеческих ценностей мировой культуры и т. д.); ценностное отношение к про-

Изучая предметы педагогического цикла, студент осуществляет поиск личностного смысла собственных деяний; прослеживает путь научного поиска, творчества решений и открытий в области педагогики; осознает научную истину как ценность.

фессии; понятие о педагогической этике и ее нормах; опыт критического оценивания достижений в области педагогической деятельности.

Деятельностный компонент культуро-творческой самостоятельности проявляется в профессиональной познавательной деятельности в сочетании с инициативностью, умением принимать решения, = самостоятельностью, творческой импровизацией, что способствует продуктивной культуротворческой деятельности и ведет к актуализации общих педагогических умений и адекватной профессиональной самооценке.

Следующим компонентом культурот-ворческой самостоятельности будущих учителей автор выделяет эмоционально-волевой компонент. Эмоционально-волевой компонент раскрывается через осознание положения собственного «Я», позитивное восприятие себя как педагога, положительное отношение к педагогической деятельности, эмоциональную устойчивость, волевую саморегуляцию.

С точки зрения автора, данный компонент имеет немаловажное значение, так как определяет действенность эмоционально-волевой саморегуляции студентов вуза — будущих учителей, под которой понимается «система приемов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости»1.

В большой современной педагогической энциклопедии эмоциональная устойчивость трактуется как «неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Эмоциональная устойчивость психики выражается в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности и поведения в сложной жизненной обстановке». Наличие эмоциональной устойчивости обеспечивает будущим учителям правильное восприятие частых изменений требований к уровню его профессиональной компетентности, а также их анализ, оценку, последовательность и

с

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

безошибочность действий для достижения соответствия новым требованиям. Таким образом, эмоциональная устойчивость для будущих учителей является фактором надежности, эффективности и успеха деятельности.

Придерживаясь классификации эмоций, предложенной Б. И. Додоновым2, автор определил пять групп, составляющих эмоциональную устойчивость студентов вуза — будущих учителей:

1. «Глорические эмоции» связаны с потребностью в самоутверждении, признании.

2. «Праксические эмоции» — это переживания, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения. Такие эмоции связаны с осознанием того, что совершаешь нечто нужное и полезное, с удовлетворением от того, что работа выполнена хорошо.

3. «Пугнические эмоции» формируют потребность в преодолении интеллектуально-творческих барьеров.

4. «Гностические эмоции» связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», заключающейся в том, чтобы в неизвестном отыскать знакомое, приведя, таким образом, всю информацию к «общему знаменателю». Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции — это проблемная ситуация.

5. «Гедонические эмоции» — к этой категории относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

Эмоционально-волевой компонент выполняет стабилизационно-регулирующую функцию, поскольку он отражает способность будущего учителя адекватно оценивать изменения условий профессиональной деятельности, проявить волю к активизации своих потенциальных культуротворческих способностей и обеспечить детерминированное развитие у специалиста именно тех качеств, которые необходимы и востребованы в современном обновляющемся обществе.

Когнитивный компонент культуро-творческой самостоятельности выражается:

— в формировании готовности студентов педвуза к постоянному повышению образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способности самостоятельного познания и овладения культурными знаниями;

— в самопознании студентами себя как субъекта самостоятельной культуротворче-ской деятельности. Это знание приемов и методов генерирования новых идей, обогащающих опыт самостоятельной творческой деятельности.

Учитывая сложность и многомерность анализируемого понятия, автор выделяет пятый компонент — рефлексивный, который обеспечивает оценку и осмысление студентами собственного опыта культуротвор-ческой деятельности, оценку самодвижения в освоении творческих умений, которые включают в себя умение формулировать нестандартные гипотезы, способность к оценке и самооценке, преодолению стереотипов, умение интерпретировать творческие задания.

На основе анализа исследований в сфере организации творческой деятельности, решения проблемы формирования самостоятельной деятельности, культуротворческой деятельности автором выделены существенные признаки культуротворческой самостоятельности, которые объединяет общая идея о том, что формирование культуротворче-ской самостоятельности есть центральная линия личностного развития будущего учителя.

Подробное рассмотрение каждого из структурных компонентов культуротвор-ческой самостоятельности — мотивацион-но-ценностного, деятельностного, эмоционально-волевого, когнитивного и рефлексивного — позволило раскрыть взаимосвязи между ними, определить роль каждого элемента в процессе личностного и профессионального развития студентов вуза — будущих учителей, д1

1. Рапацевич Е. С. Педагогика: большая современная энциклопедия. — Минск: Современное слово, 2004. С. 685.

2. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. — М.: Наука, 1978. С. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.