Научная статья на тему 'Культурологическое сопровождение музыковедческой подготовки будущих педагогов'

Культурологическое сопровождение музыковедческой подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МУЗЫКА XX В. / КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / MUSICOLOGICAL TRAINING / MUSIC IN THE XX CENTURY / CULTURAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нечаева Наталия Львовна

Статья Н. Л. Нечаевой посвящена проблеме историко-музыковедческой подготовки учащихся музыкального училища в рамках учебной дисциплины «Музыкальная литература». Пути реализации учебных задач, связанных с подготовкой будущих специалистов-педагогов на современном этапе, автор видит в обновлении общекультурной (просветительской) и культурологической (теоретико-методологической и технической) базы, внедрении авторских программ и учебных пособий, расширении объема презентации (анализа) музыки XX в. как специфического культурного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological renewal of historical and musicological training of future music educational specialists

Mrs Nechaeva's article is dedicated to the problem of historical music eхpert training of students at music technical school at lessons «Music literature». The author considers that ways and means of realization of educational aims and purposes bound up with the training of future music educational specialists at present can be realized thanks to the renovation of cultural (theoretical. Methodological. Technological) basis thanks to introduction of author's programs and training aids, the eхpansion of volume of the analysis of the music in the XX century as the cultural complex.

Текст научной работы на тему «Культурологическое сопровождение музыковедческой подготовки будущих педагогов»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 378:78.072.2

Н. Л. Нечаева

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Статья Н. Л. Нечаевой посвящена проблеме ис-торико-музыковедческой подготовки учащихся музыкального училища в рамках учебной дисциплины «Музыкальная литература». Пути реализации учебных задач, связанных с подготовкой будущих специалистов-педагогов на современном этапе, автор видит в обновлении общекультурной (просветительской) и культурологической (теоретико-методологической и технической) базы, внедрении авторских программ и учебных пособий, расширении объема презентации (анализа) музыки XX в. как специфического культурного комплекса.

Mrs Nechaeva's article is dedicated to the problem of historical music eхpert training of students at music technical school at lessons «Music literature». The author considers that ways and means of realization of educational aims and purposes bound up with the training of future music educational specialists at present can be realized thanks to the renovation of cultural (theoretical. Methodological. Technological) basis thanks to introduction of author's programs and training aids, the eхpansion of volume of the analysis of the music in the XX century as the cultural complex.

Ключевые слова: музыковедческая подготовка, музыка XX в., культурный комплекс.

Keywords: musicological training, music in the XX century, cultural complex.

Подготовка специалистов-педагогов в музыкальном училище по традиции включает в себя исполнительские и историко-теоретические дисциплины. Историко-музыковедческая проблематика имеет равнозначное - общекультурное (просветительское) и культурологическое - значение, связывая воедино оба названных цикла, так как в классе специальной подготовки рассматриваются вопросы, имеющие непосредственное отношение к учебным аспектам анализа форм, музыкальной литературе, гармонии. В музыковедческой же и методической литературе рассматриваются более узкие, специальные вопросы подготовки специалистов в области исполнительской практики, музыкально-теоретических дисциплин.

Детальное изучение историко-музыковедческой проблематики в ходе подготовки специалистов-пе-

© Нечаева Н. Л., 2010

дагогов в среднем звене музыкального профиля в наибольшей мере связано с учебной дисциплиной «Музыкальная литература», которая позволяет ввести студентов в систему представлений о музыке как специфическом культурном комплексе. Курс музыкальной литературы недаром оценивается специалистами как одно из сильнейших средств общекультурной подготовки, эстетического воспитания будущих музыкантов (Л. Рыц-лин, В. 1ригорович), поскольку способствует формированию единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления.

Автором настоящей статьи впервые проведено изучение комплекса проблем, связанных с процессом подготовки специалиста-исполнителя и специалиста-музыковеда по одной из ведущих профильных дисциплин. Исследование проводилось в течение 4 лет на базе Ярославского музыкального училища им. Собинова и Ярославского училища культуры и включало в себя следующие методы: теоретический анализ музыковедческой литературы, публикаций, научно-исследовательских трудов, систематизацию педагогического опыта, тестирование учащихся (первый и четвертый курс), беседу, синтез эмпирического материала и методы математической обработки результатов. Результаты исследования качества исходной подготовки молодых людей убедили в необходимости внесения изменений в содержание их подготовки как будущих творцов культурных ценностей и их пропагандистов.

В своем исследовании мы выявили ряд очевидных и скрытых изменений, происходящих в сфере среднего музыкального профессионального образования в России и связанных как со снижением общекультурного уровня молодежи, так и с необходимостью гармонического сочетания действий в решении просветительских (общекультурных) и конкретных образовательных (в том числе культурологически детерминированных) задач. Выявленная нами проблематика связана:

- с переоценкой наследия многих представителей зарубежной музыкальной культуры в современных музыковедческих трудах и, как следствие,

- с назревшей необходимостью внедрения в календарно-тематические планы корпуса музыки XX в., с присущими ей новыми темами и образами, идеями, эмоциями, которые порождают новые формы;

Н. Л. Нечаева. Культурологическое сопровождение музыковедческой подготовки будущих педагогов

- с необходимостью коррекции содержания дисциплин музыковедческого цикла, связанных с музыкально-историческими явлениями;

- с отсутствием претерпевших содержательное обновление современных примерных программ для разных специальностей и, как следствие, с внедрением в образовательный процесс рабочих программ, всего лишь модифицированных педагогами на основе старых примерных.

Специалисты стали замечать, что в современных образовательных учреждениях культуры значительно возросло количество студентов со средними слуховыми данными, сниженной способностью к запоминанию большого объема информации. Средний по своим качественным показателям уровень владения учащимися инструментом (имеется в виду иллюстративный компонент) выступает фактором, тормозящим запоминание и понимание музыкального материала.

При работе с историко-музыковедческой информацией и освоении музыкального материала у обоих субъектов образовательного процесса, студентов и преподавателей, возникают определенные трудности. У учащихся они связаны:

- с адекватностью перевода собственных эмоций в вербальные понятия;

- усвоением методологии ответа, профессиональной терминологии;

- грамотным построением речи;

- трудностями усвоения множества сведений, понятий, относящихся к музыкальной форме, выразительным средствам;

- недостаточной сформированностью навыков освоения нотного текста.

Трудности, с которыми сталкивается педагог музыкального училища, заключаются:

- в разной степени музыкальной одаренности учащихся;

- разной емкости их музыкальной памяти;

- разной широте музыкально-эстетического кругозора учащихся;

- недостаточно полном осознании учащимися понятий, определяющих тип выразительности музыкального образа;

- разрозненности знаний и представления о синтаксисе, музыкальных формах и жанрах и часто поверхностном характере этих знаний;

- несформированности навыков охвата формы развернутого произведения ввиду фрагментарного (большей частью) изучения музыкальных произведений в ДМШ.

Существующие обстоятельства обусловили необходимость изучения данной проблемы с учетом следующих противоречий, характерных не только для работы учреждений культуры, но и для современной системы образования в целом:

- между устаревшими планами, учебными пособиями и современными потребностями прак-тико-педагогического процесса;

- стабильностью организации учебного процесса и необходимостью внедрения инновационных (мобильных) компонентов;

- стандартизацией квалификационных требований и индивидуально-личностным подходом к обучающимся.

По ходу исследования, построенного на обобщении поиска решений названных проблем и противоречий, а также инспирированного текущей практикой работы с начинающими музыкантами, нами определена историко-музыковедческая проблематика как необходимая составляющая культурологической подготовки специалистов-педагогов среднего профессионального звена музыкального профиля в рамках предмета «Музыкальная литература». В результате нами не только исследованы рабочие программы по предмету, обеспечивающие необходимый комплекс знаний, умений и навыков (В. Анорова, Л. Гнатовская, И. Потехи-на), но выработан комплекс системно интерпретируемого в контексте актуальных художественных тенденций музыкального материала, репрезентирующего опыт XX в., причем (в том числе) и в индивидуальном понимании автора настоящего исследования. На основе систематизации опыта, выявленного нами в имеющихся рабочих программах и других материалах музыковедческого образовательного цикла, мы предложили новый вариант, сочетающий общие (культурологические) и специальные (музыковедческие) компоненты, входящие в алгоритм примерных программ учебных заведений одинакового профиля среднего звена.

В результате нами сформирован культурологический, в том числе культуросообразный теоретико-методологический компонент, положенный в основание подхода к решению задач исто-рико-музыковедческой подготовки студентов. Структурными элементами этого компонента нами определены следующие позиции:

- музыкальная деятельность будущего профессионала носит творческий характер, опирается на «концентрированное» восприятие, на способность «послеслышания»;

- особую актуальность имеет изучение нотного текста, высокий уровень фортепианной иллюстрации, наличие качественных воспроизводящих записей;

- расширение объема презентации (анализа) современной музыки является необходимым условием формирования широкого музыкального кругозора учащихся;

- в центр процесса обучения музыкальной литературы полагается целостный анализ музыкального произведения как феномена музыкальной культуры.

Как известно, музыковедческий анализ является средством развития профессионального мышления учащихся, формируя сочетание эмоционального и рационального начал в постижении произведения. Он предусматривает индивидуально мотивированное постижение художественного замысла, особенностей его воплощения через усвоение аналитических приемов. Ключевые моменты обучения связаны с рассмотрением тематизма, процессуальной стороны формы. Конечным этапом анализа является итог-обобщение.

Опыт приобщения будущих музыкантов к соответствующему культурному комплексу, в частности к системе художественных явлений, показывает, что проблема целостного анализа наиболее актуальна на начальном этапе обучения, когда учащиеся имеют разный общекультурный фон, разный уровень музыкальной культуры и сфор-мированности музыкальных представлений, разный уровень навыков в систематизации разрозненных сведений. Навыки целостного анализа совершенствуются на протяжении всего процесса обучения. Наибольшая степень углубленности в музыкальном анализе характерна для подготовки музыковедов, выполняющих в системе музыкального искусства сложные и разнообразные функции. Проблематика целостного анализа нашла свое отражение в работах В. Цуккер-мана, И. Гивенталь, Ю. Рагса, Г. Савоскиной, что учитывается нами в решении исследовательских и образовательно-воспитательных задач.

В целях обновления историко-музыковедчес-кой подготовки будущих педагогов для внедрения в учебный процесс в рамках учебной дисциплины «Современные художественные направления музыки XX века» (историко-теоретичес-кое отделение) разработана программа по современной музыке.

Программа ориентирована на достижение максимально-развивающего эффекта в обучении, обогащение профессионального сознания учащихся, их музыкально-интеллектуального опыта благодаря увеличению объема используемого в учебно-образовательной практике материала, быстрому притоку информации, обращению к возможно большему кругу произведений и художественно-стилевых явлений. Программа может способствовать трансформации ассимилированного учащимися музыкального и историко-му-зыковедческого материала в качество художественно-интеллектуальной деятельности.

В едином курсе объединен материал зарубежной и отечественной музыки, дающий полную картину века. Программа основана на систематизации имеющегося материала, его интерпретации в соответствии с новыми достижениями музыкально-исторической науки. Содержание программы и планирование материала основа-

но на поочередном изучении блоков зарубежной и отечественной музыки («Художественные направления музыки XX века. Пути развития зарубежной музыки», «Музыкальная культура Австрии», «Арнольд Шенберг», «Композиторы республик бывшего СССР»). Все разделы программы обеспечены музыкально-иллюстративным материалом.

В разработанной нами программе сохранены основные принципы анализа, свойственного урокам музыкальной литературы: произведение рассматривается целостно, для показа отбирается самое необходимое. Основные сведения об идейно-эстетической сущности, истории создания произведения, форме, драматургических принципах, средствах выразительности предлагаются в сжатой форме. Подробный анализ тематизма каждой части (сцен) не производится ввиду ограниченности во времени и отсутствия значительной части нотного текста. Часть материала выносится для самостоятельного прослушивания учащимися.

Оригинальность предпринятого автором настоящей статьи опыта связана и с тем, что адаптация к нуждам современного процесса определила наличие двух взаимодополняющих частей, адресованных учащихся и педагогам. Программа-конспект для учащихся дает возможность исключить затраты труда на фиксацию предлагаемых сведений. Доступное изложение информации позволяет освоить материал учащимся любой специальности. Вторая часть программы-пособия, предназначенная для педагогов, отличается углубленным уровнем подачи материала, более сложной терминологией, наличием теоретического иллюстративного материала. Возможно использование материала данного раздела, в зависимости от индивидуальных способностей и склонностей, наиболее способными учащимися.

Наша программа учебной дисциплины «Современные художественные направления музыки XX века» может способствовать разрешению вышеперечисленных противоречий благодаря ряду интеллектуальных и эстетических акций, а именно:

- обеспечению современным учебно-методическим материалом всех участников образовательного процесса по одной из наименее разработанных, но востребованных в практической деятельности выпускников училища областей музыкознания (музыка XX в.);

- увеличению конкурентности выпускников музыкального училища при поступлении в музыкальные вузы и большей востребованности на рынке труда;

- мобильному использованию материала двух уровней сложности в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся;

А. А. Касков. «Пустая страница» русской культуры: тоталитаризм и творческая интеллигенция.

- расширению содержательного спектра форм контроля (благодаря возможности проведения атрибутивной викторины на определение стилевой, жанровой принадлежности произведений).

Таким образом, программа по современной музыке отвечает насущной потребности истори-ко-музыковедческого образования в ссузе в качественной культуросообразной подготовке будущих работников культуры, в развитии профессионального мышления музыканта.

УДК 130.2

А. А. Касков

«ПУСТАЯ СТРАНИЦА» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: ТОТАЛИТАРИЗМ

И ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И. БЕРЛИНА

Данная статья посвящена анализу видения британским философом И. Берлином (1909-1997) положения творческой интеллигенции в СССР в 19301950-х гг., изложенного в эссе «Молчание в русской культуре».

This article is devoted to the analysis of the vision of British philosopher I. Berlin (1909-1997) the situation of the creative intelligentsia in USSR in 1930-1950-s, which is fixed in the essay «The Silence in Russian Culture».

Ключевые слова: И. Берлин, творческая интеллигенция, тоталитаризм, «Молчание в русской культуре», Сталин, террор, общественные процессы.

Keywords: I. Berlin, creative intelligentsia, totalitarianism, "The Silence in Russian culture", Stalin, terror, social processes.

В нашей первой статье, посвященной культурологическому анализу эссе британского мыслителя Исайи Берлина (1909-1997) «Молчание в русской культуре» (1957) [1], мы сосредоточили внимание на интерпретации автором идейных истоков тоталитаризма, получившего развитие в Советском Союзе во второй трети XX в. Эти истоки Берлин справедливо находил в образе мышления российской леворадикальной интеллигенции XIX в.

Развивая тему, в том же эссе Берлин ведет речь о деятельности советской творческой интеллигенции в период сталинского тоталитари-зима.

Основной предпосылкой, из которой исходит Берлин и с которой трудно не согласиться, стала мысль о том, что российская леворадикальная интеллигенция рубежа XIX-XX вв. верила в «су-

© Касков А. А., 2010

ществование одной-единственной истинной цели, служению которой нужно посвятить всю свою жизнь, одного-единственного метода, позволяющего эту цель обнаружить, и лишь избранного круга людей, способных открыть и объяснить истину» [2]. Марксизм оказался учением, абсолютно отвечающим представлениям российских леворадикалов: «опираясь на "научно обоснованную" модель истории, марксизм претендовал на открытие истинной цели жизни. Проповедуемые им нравственные и политические ценности преподносились как объективные...» [3]. Именно поэтому дальнейшие вопросы касались поиска не нравственных или политических, а технических решений. В этой концепции Берлин видит истоки сталинской характеристики писателей как «инженеров человеческих душ».

Добился он этого, по мнению Берлина, следующими шагами. Во-первых, Сталин объявил победу одной идеологической школы над всеми другими, в результате чего интеллигенции предписывалось не анализировать, не интерпретировать, не распространять марксистское учение, а упрощать его согласно официально принятой точке зрения. Во-вторых, Сталин применил свое «открытие», так называемую искусственную диалектику - метод управления обществом, чередующий периоды тотального террора и послаблений в некоторых далеких от политики областях знаний. Каждый из таких периодов оканчивался поиском виновных: в одном случае карали переусердствовавших, в другом - не почувствовавших ограниченности послаблений.

Главная цель сталинского «открытия» заключалась, по теории Берлина, в постоянном поддержании в гражданах революционного энтузиазма (волюнтаристского настроя). Впервые теорию об «открытии» Сталина Берлин (под псевдонимом О. Атис) изложил в своем эссе «Генералиссимус Сталин и искусство властвовать» (1952) [4].

Побочным результатом применения означенного метода явилось отвлечение интеллектуальной элиты от решения собственно творческих задач: люди слишком много сил и времени уделяли отслеживанию сталинского курса, боясь быть дезориентированными, а вследствие этого репрессированными.

Итогом воздействия вышеуказанных факторов на интеллигенцию и стала, согласно Берлину, «пустая страница» в истории русской культуры: «Если не брать в расчет естественные науки, не будет преувеличением сказать, что между 1932 г. и, скажем, 1945 или даже 1955-м в России едва ли появилась оригинальная концепция или публицистическое произведение высокого уровня. То же касается и искусства; за эти годы в России не было опубликовано художест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.