Научная статья на тему 'Культурологические основания историко-музыковедческой подготовки будущих 187 педагогов'

Культурологические основания историко-музыковедческой подготовки будущих 187 педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МУЗЫКА XX ВЕКА / КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / MUSICOLOGICAL TRAINING / MUSIC IN THE XX CENTURY / A CULTURAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаева Наталия Львовна

Статья посвящена проблеме историко-музыковедческой подготовки учащихся музыкального училища в рамках учебной дисциплины «Музыкальная литература». Пути реализации учебных задач, связанных с подготовкой будущих специалистов-педагогов на современном этапе, автор видит в обновлении общекультурной (просветительской) и культурологической (теоретико-методологической и технической) базы, во внедрении авторских программ и учебных пособий, в расширении объема презентации (анализа) музыки XX века как специфического культурного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Basis of Historical and Musicological Training of Future Teachers

The article is dedicated to the problem of historical music expert training of students at a music technical school at lessons "Music Literature". The author considers that ways and means of realization of educational aims and purposes bound up with the training of future specialists teachers at the present time can be realized due to the renovation of cultural (theoretical) and methodological (technological) basis due to introduction of author's programmes and training aids, the expansion of volume of the analysis of the music in the XX century as a specific cultural complex.

Текст научной работы на тему «Культурологические основания историко-музыковедческой подготовки будущих 187 педагогов»

Культурологические основания историко-музыковедческой подготовки будущих педагогов

Н. Л. Нечаева

Статья посвящена проблеме историко-музыковедческой подготовки учащихся музыкального училища в рамках учебной дисциплины «Музыкальная литература». Пути реализации учебных задач, связанных с подготовкой будущих специалистов-педагогов на современном этапе, автор видит в обновлении общекультурной (просветительской) и культурологической (теоретико-методологической и технической) базы, во внедрении авторских программ и учебных пособий, в расширении объема презентации (анализа) музыки ХХ века как специфического культурного комплекса.

Ключевые слова: музыковедческая подготовка, музыка XX века, культурный комплекс.

Methodological Basis of Historical and Musicological Training of Future Teachers

N. L. Nechaeva

The article is dedicated to the problem of historical music ехрег! training of students at a music technical school at lessons "Music Literature". The author considers that ways and means of realization of educational aims and purposes bound up with the training of future specialists - teachers at the present time can be realized due to the renovation of cultural (theoretical) and methodological (technological) basis due to introduction of author's programmes and training aids, the eхpansion of volume of the analysis of the music in the XX century as a specific cultural complex.

Key words: musicological training, music in the XX century, a cultural complex.

Подготовка специалистов-педагогов в музыкальном училище по традиции включает в себя исполнительские и историко-теоретические дисциплины. Историко-музыковедческая проблематика имеет равнозначное - общекультурное (просветительское) и культурологическое - значение, связывая воедино оба названных цикла, так как в классе специальной подготовки рассматриваются вопросы, имеющие непосредственное отношение к учебным аспектам анализа форм, музыкальной литературе, гармонии. В музыковедческой же и методической литературе рассматриваются более узкие, специальные вопросы подготовки специалистов в области исполнительской практики, музыкально-теоретических дисциплин.

Детальное изучение историко-музыковедче-ской проблематики в ходе подготовки специалистов-педагогов в среднем звене музыкального профиля в наибольшей мере связано с учебной дисциплиной «Музыкальная литература», которая позволяет ввести студентов в систему представлений о музыке как специфическом культурном комплексе. Курс музыкальной литературы недаром оценивается специалистами как одно из сильнейших средств общекультурной подготовки, эстетического воспитания будущих музыкантов (Л. Рыцлин, В. Григорович), поскольку способствует формированию единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления (Л. Рыцлин, В. Григорович).

Автором настоящей статьи впервые проведено изучение комплекса проблем, связанных с процессом подготовки специалиста-исполнителя и специалиста-музыковеда по одной из ведущих

профильных дисциплин. Исследование проводилось в течение 4-х лет на базе Ярославского музыкального училища им. Собинова и Ярославского училища культуры и включало в себя следующие методы: теоретический анализ музыковедческой литературы, публикаций, научно-исследовательских трудов, систематизацию педагогического опыта, тестирование учащихся (первый и четвертый курс), беседу, синтез эмпирического материала и методы математической обработки результатов. Результаты исследования качества исходной подготовки молодых людей убедили в необходимости внесения изменений в содержание их подготовки как будущих творцов культурных ценностей и их пропагандистов.

В своем исследовании мы выявили ряд явных и скрытых изменений, происходящих в сфере среднего музыкального профессионального образования в России и связанных как со снижением общекультурного уровня молодежи, так и с необходимостью гармонического сочетания действий в решении просветительских (общекультурных) и конкретных образовательных (в том числе культурологически детерминированных) задач. Выявленная нами проблематика связана:

— с переоценкой наследия многих представителей зарубежной музыкальной культуры в современных музыковедческих трудах и, как следствие,

— с назревшей необходимостью внедрения в календарно-тематические планы корпуса музыки ХХ века, с присущими ей новыми темами и образами, идеями, эмоциями, кото-

рые порождают новые формы;

- с необходимостью коррекции содержания дисциплин музыковедческого цикла, связанных с музыкально-историческими явлениями;

- с отсутствием претерпевших содержательное обновление современных примерных программ для разных специальностей и, как следствие, с внедрением в образовательный процесс рабочих программ, всего лишь модифицированных педагогами на основе старых примерных.

Специалисты стали замечать, что в современных образовательных учреждениях культуры значительно возросло количество студентов со средними слуховыми данными, сниженной способностью к запоминанию большого объема информации. Средний по своим качественным показателям уровень владения инструментом (имеется в виду иллюстративный компонент) выступает фактором, тормозящим запоминание и понимание музыкального материала учащимися.

При работе с историко-музыковедческой информацией и при освоении музыкального материала у обоих субъектов образовательного процесса, студентов и преподавателей, возникают определенные трудности. У учащихся они связаны

- с адекватностью перевода собственных эмоций в вербальные понятия;

- усвоением методологии ответа, профессиональной терминологии;

- грамотным построением речи;

- трудностями усвоения множества сведений, понятий, относящихся к музыкальной форме, выразительным средствам;

- недостаточной сформирован-ностью навыков освоения нотного текста.

Трудности, с которыми сталкивается педагог музыкального училища, заключаются

- в разной степени музыкальной одаренности учащихся;

- разной емкости их музыкальной памяти;

- разной широте музыкально-эстетического кругозора учащихся;

- недостаточно полном осознании учащимися понятий, определяющих тип выразительности музыкального образа;

- разрозненности знаний и представления о синтаксисе, музыкальных формах и жанрах и часто поверхностном характере этих знаний;

- несформированности навыков охвата формы развернутого произведения ввиду

фрагментарного (большей частью) изучения музыкальных произведений в ДМШ.

Существующие обстоятельства обусловили необходимость изучения проблемы с учетом следующих противоречий, характерных не только для работы учреждений культуры, но и для современной системы образования в целом:

- между устаревшими планами, учебными пособиями и современными потребностями практико-педагогического процесса;

- между стабильностью организации учебного процесса и необходимостью внедрения инновационных (мобильных) компонентов;

- между стандартизацией квалификационных требований и индивидуально-личностным подходом к обучающимся.

По ходу исследования, построенного на обобщении поиска решений названных проблем и противоречий, а также инспирированного текущей практикой работы с начинающими музыкантами нами определена историко-музыковедче-ская проблематика как необходимая составляющая культурологической подготовки специалистов-педагогов среднего профессионального звена музыкального профиля в рамках предмета «Музыкальная литература». В результате нами не только исследованы рабочие программы по предмету, обеспечивающие необходимый комплекс знаний, умений и навыков (В. Анорова, Л. Гнатовская, И. Потехина), но выработан комплекс системно интерпретируемого в контексте актуальных художественных тенденций музыкального материала, репрезентирующего опыт ХХ века, в том числе и в понимании автора настоящего исследования. На основе систематизации опыта, выявленного нами в имеющихся рабочих программах и других материалах музыковедческого образовательного цикла, мы предложили новый вариант, сочетающий общие (культурологические) и специальные (музыковедческие) компоненты, входящие в алгоритм примерных программ учебных заведений одинакового профиля среднего звена.

В результате нами сформирована культурологическая, в том числе культуросообразная теоретико-методологическая компонента, положенная в основание подхода к решению задач историко-музыковедческой подготовки студентов. Структурными элементами этой компоненты нами определены следующие позиции:

- музыкальная деятельность будущего профессионала носит творческий характер, опирается на «концентрированное» восприятие, на способность «послеслышания»;

- особую актуальность имеет изучение нотного текста, высокий уровень фортепианной иллюстрации, наличие качественных воспроизводящих записей;

- расширение объема презентации (анализа) современной музыки является необходимым условием формирования широкого музыкального кругозора учащихся;

- в центр процесса изучения музыкальной литературы полагается целостный анализ музыкального произведения как феномена музыкальной культуры.

Как известно, музыковедческий анализ является средством развития профессионального мышления учащихся, формируя сочетание эмоционального и рационального начал в постижении произведения. Он предусматривает индивидуально мотивированное постижение художественного замысла, особенностей его воплощения через усвоение аналитических приемов. Ключевые моменты обучения связаны с рассмотрением тематизма, процессуальной стороны формы. Конечным этапом анализа является итог-обобщение.

Опыт приобщения будущих музыкантов к соответствующему культурному комплексу, в частности, к системе художественных явлений показывает, что проблема целостного анализа наиболее актуальна на начальном этапе обучения, когда учащиеся имеют разный общекультурный фон, разный уровень музыкальной культуры и сформированности музыкальных представлений, разный уровень навыков в систематизации разрозненных сведений. Навыки целостного анализа совершенствуются на протяжении всего процесса обучения. Наибольшая степень углубленности в музыкальном анализе характерна для подготовки музыковедов, выполняющих в системе музыкального искусства сложные и разнообразные функции. Проблематика целостного анализа нашла свое отражение в работах В. Цуккермана, И. Гивенталь, Ю. Рагса, Г. Савоскиной, что учитывается нами в решении исследовательских и образовательно-воспитательных задач.

В целях обновления историко-музыковедче-ской подготовки будущих педагогов для внедрения в учебный процесс в рамках учебной дисциплины «Современные художественные направления музыки ХХ века» (историко-теоретическое отделение) подготовлена и издана программа по современной музыке.

Программа ориентирована на достижение максимального развивающего эффекта в обучении, обогащение профессионального сознания

учащихся, их музыкально-интеллектуального опыта благодаря увеличению объема используемого в учебно-образовательной практике материала, быстрому притоку информации, обращению к возможно большему кругу произведений и художественно-стилевых явлений. Программа может способствовать трансформации ассимилированного учащимися музыкального и историко-музыковедческого материала в качество художественно-интеллектуальной деятельности.

В курсе объединен материал зарубежной и отечественной музыки, дающий полную картину века. Программа основана на систематизации имеющегося материала, его интерпретации в соответствии с новыми достижениями музыкально-исторической науки. Содержание программы и планирование материала основано на поочередном изучении блоков зарубежной и отечественной музыки («Художественные направления музыки ХХ века. Пути развития зарубежной музыки», «Музыкальная культура Австрии», «Арнольд Шенберг», «Композиторы республик бывшего СССР»). Все разделы программы обеспечены музыкально-иллюстративным материалом.

В разработанной нами программе сохранены основные принципы анализа, свойственного урокам музыкальной литературы: произведение рассматривается целостно, для показа отбирается самое необходимое. Основные сведения об идейно-эстетической сущности, истории создания произведения, форме, драматургических принципах, средствах выразительности предлагаются в сжатой форме. Подробный анализ тематизма каждой части (сцен) не производится ввиду ограниченности во времени и отсутствия значительной части нотного текста. Часть материала выносится для самостоятельного прослушивания учащимися.

Оригинальность предпринятого автором настоящей статьи опыта связана и с тем, что адаптация к нуждам современного процесса определила наличие двух взаимодополняющих частей, адресованных учащимся и педагогам. Программа-конспект для учащихся дает возможность исключить затраты труда на фиксацию предлагаемых сведений. Доступное изложение информации позволяет освоить материал учащимся любой специальности. Вторая часть программы-пособия, предназначенная для педагогов, отличается углубленным уровнем подачи материала, более сложной терминологией, наличием теоретического иллюстративного материала. Возможно использование материала данного раздела, в зависимости от индивидуальных способностей и склонностей, наиболее подвинутыми учащимися.

Наша программа учебной дисциплины «Современные художественные направления музыки ХХ века» может способствовать разрешению вышеперечисленных противоречий благодаря ряду интеллектуальных и эстетических акций, а именно:

— обеспечению современным учебно-методическим материалом всех участников образовательного процесса по одной из наименее разработанных, но востребованных в практической деятельности выпускников училища областей музыкознания (музыка ХХ века);

— увеличению конкурентности выпускников музыкального училища при поступлении в музыкальные вузы и большей востребованности на рынке труда;

— мобильному использованию материала двух уровней сложности в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся;

— расширению содержательного спектра форм контроля (благодаря возможности проведения атрибутивной викторины на определение стилевой, жанровой принадлежности произведений).

Таким образом, программа по современной музыке отвечает насущной потребности истори-ко-музыковедческого образования в ссузе и позволяет добиться качественной культуросообраз-ной подготовки будущих педагогов-музыкантов, развивая профессиональное музыкальное мышление.

Библиографический список

1. Анорова, В. Г. Отечественная музыкальная литература [Текст] / В. Г. Анорова : рабочая программа дисциплины ГОУ СПО Костромское музыкальное училище. - Кострома , 2003. - 22 с.

2. Гнатовская, Л. И. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст] : рабочая программа дисциплины / Л. И. Гнатовская. ГОУ СПО Ярославское музыкальное училище. - Ярославль , 2003. - 19 с.

3. Методические записки по вопросам музыкального образования [Текст]: сб. ст. / Л. Л. Рыцлин [и др.]; ред.-сост. Н. Л. Фишман. - М. : Музыка, 1983.

- 355 с.

4. Методологические проблемы музыкознания [Текст]: сб. ст. / М. Тараканов [и др.]; ред. Д. В. Житомирский [и др.] - М. : Музыка, 1987. - 231 с. нот.

5. Потехина, И. Л. Отечественная музыкальная литература [Текст]: рабочая программа дисциплины / И. Л. Потехина; ГОУ СПО Ярославское музыкальное училище. - Ярославль, 2003. - 15 с.

6. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст] : учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учебн. заведений / Д. К. Кирнар-ская [и др.]; ред. Г. М. Цыпин. - М. : Академия, 2003.

- 368 с.

7. Рагс, Ю. Н. Проблема метода изучения музыкального произведения [Текст] / Ю. Н. Рагс // Методология теоретического музыкознания : сб. ст. ; сост. / ГМПИ им. Гнесиных. - М. , 1987.

8. Савоскина, Г. Музыкально-теоретический анализ на уроках музыкальной литературы [Текст] / Г. Савоскина // Теоретические дисциплины в музыкальном училище. - Л. : Музыка, 1977. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.