Научная статья на тему 'Культурологические основания личностно-ориентированного образования по физической культуре в университете'

Культурологические основания личностно-ориентированного образования по физической культуре в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PHYSICAL CULTURE / SPORT / STUDENTS / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скриплева Е.В., Скобликова Т.В.

Современные условия развития физической культуры и спорта в системе высшего образования представляют одну из сложноорганизованных систем социокультурной деятельности обучающихся. Обобщенной задачей физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении является выявление культурологических оснований личностно-ориентированного образования по физической культуре. Целью статьи является проведение аналитического исследования, выявление возможных новых культурологических направлений совершенствования и улучшения основных показателей физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в ракурсе личностно-ориентированного подхода в условиях высшего образования. Для этого осуществлено изучение и анализ методологических и теоретикопрактических источников по обозначенной теме, выявлены и выделены основные тенденции, условия и направления оптимизации процесса физического воспитания в вузе. Статья отражает основные тенденции использования личностно-ориентированного образования по физической культуре; выявляет потребности личности в физкультурно-спортивной деятельности как условия непрерывности формирования феномена «физическая культура личности». Компетентностный подход, определяющий в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования современную профессиональную подготовку, целенаправленно фокусирует культурологические основания личностно-ориентированного образования по физической культуре в университете. В статье проанализированы конструктивные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в университете, а также обосновано конструктивноаналитическое обеспечение процесса развития физической культуры личности занимающихся в учебновоспитательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скриплева Е.В., Скобликова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL BASIS OF PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE IN THE UNIVERSITY

Modern conditions of development ofphysical culture and sports in the system of higher education are one of the complex systems of socio-cultural activities of students. The generalized task ofphysical culture and sports activity in higher education is to identify the cultural foundations of personality-oriented education in physical culture. The purpose of the article is to conduct analytical research, identify possible new cultural directions of improvement and improvement of the basic indicators of physical culture and sports activity of students in the perspective of personality-oriented approach in higher education. For this purpose, the study and analysis of methodological and theoretical and practical sources on the topic identified, identified and highlighted the main trends, conditions and directions of optimization of the process of physical education in high school. The article reflects the main trends in the use of personality-oriented education in physical culture; identifies the needs of the individual in physical culture and sports activities as a condition of continuity of the formation of the phenomenon of «physical culture of the individual». The competence-based approach, which determines modern professional training in accordance with the Federal state educational standards of higher education, purposefully focuses the cultural foundations ofpersonality-oriented education in physical culture at the University. The article analyzes the constructive basis of design and construction of humanitarian-oriented content of education in physical culture at the University, as well as justified constructive and analytical support for the development of physical culture of the individual involved in the educational process of the University.

Текст научной работы на тему «Культурологические основания личностно-ориентированного образования по физической культуре в университете»

УДК 796.011.1

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Скриплева Е.В., Скобликова Т.В.

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Российская Федерация

Аннотация. Современные условия развития физической культуры и спорта в системе высшего образования представляют одну из сложноорганизованных систем социокультурной деятельности обучающихся. Обобщенной задачей физкультурно-спортив-ной деятельности в высшем учебном заведении является выявление культурологических оснований лич-ностно-ориентированного образования по физической культуре. Целью статьи является проведение аналитического исследования, выявление возможных новых культурологических направлений совершенствования и улучшения основных показателей физ-культурно-спортивной деятельности обучающихся в ракурсе личностно-ориентированного подхода в условиях высшего образования. Для этого осуществлено изучение и анализ методологических и теоретико-практических источников по обозначенной теме, выявлены и выделены основные тенденции, условия и направления оптимизации процесса физического воспитания в вузе. Статья отражает основные тенденции использования личностно-ориентированного образования по физической культуре; выявляет потребности личности в физкультурно-спортивной деятельности как условия непрерывности формирования феномена «физическая культура личности». Ком-петентностный подход, определяющий в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования современную профессиональную подготовку, целенаправ-

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-6-31-36

THE CULTURAL BASIS OF PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE IN THE UNIVERSITY

Skripaleva E.V., Skoblikova T. V.

Southwest state university, Kursk, Russian Federation

Annotation. Modern conditions of development ofphysical culture and sports in the system of higher education are one of the complex systems of socio-cultural activities of students. The generalized task ofphysical culture and sports activity in higher education is to identify the cultural foundations of personality-oriented education in physical culture. The purpose of the article is to conduct analytical research, identify possible new cultural directions of improvement and improvement of the basic indicators of physical culture and sports activity of students in the perspective of personality-oriented approach in higher education. For this purpose, the study and analysis of methodological and theoretical and practical sources on the topic identified, identified and highlighted the main trends, conditions and directions of optimization of the process of physical education in high school. The article reflects the main trends in the use of personality-oriented education in physical culture; identifies the needs of the individual in physical culture and sports activities as a condition of continuity of the formation of the phenomenon of «physical culture of the individual». The competence-based approach, which determines modern professional training in accordance with the Federal state educational standards of higher education, purposefully focuses the cultural foundations ofpersonality-oriented education in physical culture at the University. The article analyzes the constructive basis of design and construction of humanitarian-oriented content of education in physical culture at the University, as well as justified constructive and analytical support for the development of physical

—--—

~ 31 ~

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 6

—--—

ленно фокусирует культурологические основания лич-ностно-ориентированного образования по физической культуре в университете. В статье проанализированы конструктивные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в университете, а также обосновано конструктивно-аналитическое обеспечение процесса развития физической культуры личности занимающихся в учебно-воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, личностно-ориентированный подход.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Студеникин С.И. Образовательный процесс и индивидуальное здоровье обучающихся // Электронный научно-образовательный Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018, том 20 [12]. С. 63-69.

[2] Сайт научно-культурологического журнала «Relga». URL: http://www.relga.ru (дата обращения: 24.11.2016)

[3] Муллер А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкмна, Ю.А. Богащенко, А.Ю. Близневский, С.К. Рябинина. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 424 с.

[4] Конструктивные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в университете / Скобликова Т.В., Скриплева Е.В., Андреева В.Ю. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2015.№ 4 (17). С. 117-123.

[5] Ценностное отношение студента к саморазвитию в физической культуре / Виленский М.Я., Масалова О.Ю. // Культура физическая и здоровье. 2014. № 2 (49). С. 28-33.

[6] Конструктивно-аналитическое обеспечение процесса развития физической культуры в университете / Скобликова Т.В., Скриплева Е.В., Андреева В.Ю. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7. № 4 (25). С. 132-138.

[7] Физическая культура в образовании и науке / Артамонова Е.И., Виленский М.Я., Черняев В.В. и др. // коллективная монография / Международная академия педагогического образования, Международный фонд «Знамя победы». Смоленск, 2018._

culture of the individual involved in the educational process of the University.

Key words: physical culture, sport, students, personality-oriented approach.

REFERENCES

[1] Studenikin S.I. Obrazovatel'nyy protsess i individu-al'noye zdorov'ye obuchayushchikhsya // El-ektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy Vestnik «Zdorov'ye i obrazovaniye v XXI veke». 2018, tom 20 [12]. p. 63-69.

[2] Sayt nauchno-kul'turologicheskogo zhurnala «Relga». URL: http://www.relga.ru (data obrash-cheniya: 24.11.2016)

[3] Muller, A.B. Fizicheskaya kul'tura: uchebnik i praktikum dlya prikladnogo bakalavriata / A.B. Muller, N.S. Dyadichkmna, YU.A. Bogashchenko, A.YU. Bliznevskiy, S.K. Ryabinina. - M.: Izdatel'stvo Yur-ayt, 2014. - 424 p.

[4] Konstruktivnyye osnovy proyektirovaniya i kon-struirovaniya gumanitarno-oriyentirovannogo soderzhaniya obrazovaniya po fizicheskoy kul'ture v universitete / Skoblikova T.V., Skripleva Ye.V., An-dreyeva V.YU. // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i ped-agogika. 2015.№ 4 (17). p. 117-123.

[5] Tsennostnoye otnosheniye studenta k samorazvitiyu v fizicheskoy kul'ture / Vilenskiy M.YA., Masalova O.YU. // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'ye. 2014. № 2 (49). p. 28-33.

[6] Konstruktivno-analiticheskoye obespecheniye protsessa razvitiya fizicheskoy kul'tury v universitete / Skoblikova T.V., Skripleva Ye.V., Andreyeva V.YU. // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Lingvistika i pedagogika. 2017. T. 7. № 4 (25). p. 132-138.

[7] Fizicheskaya kul'tura v obrazovanii i nauke / Ar-tamonova Ye.I., Vilenskiy M.YA., Chernyayev V.V. i dr. // kollektivnaya monografiya / Mezhdu-narodnaya akademiya pedagogicheskogo obra-zovaniya, Mezhdunarodnyy fond «Znamya pobedy». Smolensk, 2018.

~ 32 ~

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 6

—--—

Учебные заведения Российской Федерации в настоящее время должны выпускать специалистов имеющих высокий уровень квалификаций и соответствующих компетенций, способных принимать и решать задачи необходимые работодателю в быстро меняющихся экономических условиях, способных вести здоровый образ жизни. До настоящего времени эта проблема не решена. Обучение в системе высшего образования является здоровье затратным. Об этом свидетельствуют исследования многих авторов [1, 2]. В известной мере это объясняется слабой теоретической разработкой данной проблемы вследствие недостаточного понимания необходимости именно социально-организационного, институционального подхода к ее решению. В то же время от разрешения указанного противоречия во многом зависят сохранение генофонда нации, благосостояние и социальное здоровье населения, соответствие общества современным цивилизованным стандартам в части обеспечения уровня и качества жизни. Для решения поставленных задач с учетом специфики каждого этапа был использован комплекс теоретических методов: метод системно-структурного характера; метод конструирования; метод моделирования; теоретический анализ философских, культурологических, психолого-педагогических трудов по проблеме исследования.

Рассматривая причины ухудшения здоровья и их анализ, С.И. Студеникиным выявлены шесть основных групп, сформированных по сходным признакам или критериям как здоровье затратные. Во-первых, это неправильное применение педагогами принципов, методов, технологий обучения и воспитания. Выражающееся в неумении владения активными методами обучения, методами пробуждения и поддержания интереса к учению. Снижению интереса к учебно-познавательной деятельности способствует отсутствие смены видов деятельности. Ко второй группе автор относит факторы, причины и условия, объединенные признаком несоблюдения элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса. В качестве третьей

группы выделены факторы и причины, вызванные интенсификацией и информацией учебного процесса. Которые способствуют постоянному пребыванию обучающихся в состоянии информационного стресса. Так как из-за интенсификации превышается максимально допустимая информационная и интеллектуальная нагрузка на обучающихся. В результате появляется психоэмоциональное напряжение, волнение, беспокойство -что является ведущими факторами риска психического и соматического вреда здоровью. Четвертую группу ученый определяет как «провал» в существующей системе физического воспитания, которая в отдельных высших учреждениях ориентирована лишь на повышение физической подготовленности. Пятую группу характеризуют неграмотность педагогов в вопросах охраны и сбережения здоровья. Шестая группа, выделенная С.И. Студеникиным, объединяет показатели недостаточно структурированной системной работы в масштабах вуза по формированию ценности и культуры здоровья, а также здорового образа жизни. Проведенный анализ позволил умозаключить, что существующая организация учебно-воспитательного процесса в вузе способствует сбою в работе саморегуляции психофизиологических функций организма, оказывает ощутимое влияние на ухудшение физического и психического здоровья обучающихся [1].

Здоровье подрастающего поколения в современных условиях развития общества остается неудовлетворительным. Несмотря на значительные положительные сдвиги, касающиеся области физической культуры и спорта, ощутимых изменений в этой области пока еще нет. К сожалению сегодня, среди детей наблюдается замедление их физического развития. По мнению антропологов и генетиков, причина этого процесса кроется в слабой подготовленности будущих родителей в области физической культуры и спорта, а именно недостаточно знаний о соблюдении здорового образа жизни, плохие экологические условия в местах проживания, низкий уровень качества жизни. Для обеспечения здоровья граждан Российской Федерации, по мнению ученых, систематическими занятиями физической культурой

~ 33 ~

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 6

—--—

должно быть охвачено около 30% населения, на сегодняшний день эта цифра составляет всего 10,6% [2].

Важнейшим критерием развития современного общества является высокий уровень физической подготовки молодежи ее работоспособности. Существенную роль в становлении личности молодежи играют занятия физической культурой и спортом. Являясь обладателем огромного арсенала средств, инновационных педагогических, информационных, оздоровительных технологий, они оказывают огромное влияние на социальную,

духовную, биологическую сферу деятельности молодежи [3].

Становление личностных качеств студентов невозможно без создания четкой системы функционирования физической культуры в повседневной жизни. Результативность этой деятельности будет зависеть от сформированности у студентов потребности к занятиям физической культурой и спортом. Мотивация студентов к учебным занятиям физической культурой и спортом разнообразна. Виды мотивации представлены на рисунке 1.

посещение занятии с целью физического развития и укрепления здоровья

посещение занятии во

избежание неприятностей из-за прогулов

удовлетворение потребности в двигательной активности

удовольствие от получения новых

впечатлений в процессе занятий

Рис.1. Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой и спортом

На формирование мотивов к занятиям физической культурой и спортом оказывают влияние определенные внешние (условия, в которых студент находится в процессе образовательной деятельности) и внутренние (желания, интересы, выражающие личностные потребности) факторы.

Проведенное нами исследование по выявлению причин снижения интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом, ежедневной двигательной активности дал следующие результаты, представленные на рисунке 2.

~ 34 ~

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium",

—--—

e-ISSN 2226-7417 2019. Vol. 21. No 6

недостаточное количество времени

отсутствие вида спорта культивируемого в вузе

отсутствие знаний необходимых для самостоятельной работы

высокая степень утомления к концу учебного дня

отсутствие финансовых средств для оплаты занятий

пресижных спортивных центрах

слабая материально-техническая база вуза

Рис. 2. Причины снижения интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом.

Для анализа конструктивных основ проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в университете представляют интерес работы, посвященные выявлению ценностного отношения студентов к саморазвитию в физической культуре; изменению организации учебно-воспитательного процесса в университете; психофизиологии физического воспитания; теоретико-методологических основ совершенствования прикладной физической культуры; становления и реализации индивидуальности субъектов педагогического процесса.

Анализ культурологических исследований свидетельствует о существовании двух основных тенденций социокультурного значения физической культуры. С одной стороны, - это исследование отдельных сторон, направлений культуры: культура духовная и материальная, культура мышления и культура деятельности, культура личности, социальная культура и др. С другой стороны, - это интеграция отдельных сторон культуры, представление ее целостным образованием. Таким образом, культурная политика направлена на повышение «коэффициента разнообразия» культуры, следовательно, на увеличение дисперсии социокультурной таблицы. Именно

разнообразие видов физкультурной деятельности позволяет развитию творческих сил и способностей занимающихся. Вместе с тем, следует отметить, что, используя одну и ту же систему, разные занимающиеся по-разному воспринимают ее. Это свидетельствует о том, что «доступность элемента для индивидуума через различные каналы зависит от коэффициента восприятия индивидуума на различных уровнях интереса и коэффициента интереса в таблице его ценностей» [4, с. 121].

Следующим важным положением, представленным в исследовании М.Я. Виленского, является формирование физической культуры студента на разных структурных уровнях личности. В образовательном процессе по физической культуре студенту необходимо научиться познавать свои личностные качества, необходимые для жизнедеятельности в социуме, которые можно целенаправленно развивать посредством методов и средств физической культуры. Исследователем выявлены структурные уровни, сферы самовоздействия студента и соответствующие средства физического воспитания. Важным отмечается самопознание, способами которого выступают самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Прежде всего, это относится к познанию студен-

—--—

~ 35 ~

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 6

—--—

тами собственных побуждений, мотивов, смыслов, ценностных ориентаций саморазвития в физической культуре. В результате научного поиска ученым определены шесть этапов физического самосовершенствования студентов: этап осознания личностной значимости, потребностей и мотивов саморазвития в физической культуре, принятие решения действовать; этап постановки стратегических целей, прогнозирование результатов; этап выбора тактических задач и средств для их решения; этап реализации действий; этап самоконтроля за выполнением и эффективность; этап самооценки и внесения корректив в дальнейшую деятельность [5]. Таким образом реализуется лич-ностно-ориентированный подход по физической культуре в университете, направленный на формирование физической культуры личности занимающихся; определяется позиция студента в физ-культурно-образовательной деятельности, преобразуя последнюю в личностно значимую категорию бытия.

О.Ю. Масалова выявила структуру ценностей формирования физической культуры студентов в образовательном процессе. Они представляют трехкомпонентную совокупность: ценности содержания образования; ценности процесса образования; ценности, приобретаемые личностью.

Таким образом, конструктивные основы проектирования и конструирования физкультурного образования в университете опираются на культурологический подход и обеспечивают конструктивно-аналитический процесс развития физической культуры личности занимающихся в учебно-

воспитательном процессе вуза. Анализ современных требований, условий, тенденций социокультурного и экономического развития страны, определяет и условия модернизации всей системы непрерывного физкультурного образования. Способствует выявлению взаимосвязей и взаимообусловленности его компонентов [6].

В заключение отметим, что для модернизации системы физического воспитания различных категорий обучающихся в университете предусматривает создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных направлений деятельности, внедрение новых проектов конструктивно-аналитического обеспечения процесса развития физической культуры в университете; внедрение в систему высших образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности [7]; совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся; внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных занятий физической культуры в системе образовательных учреждений; создание в образовательных учреждениях спортивных и туристских клубов (центров); совершенствование программ повышения квалификации специалистов по физической культуре и тренеров-преподавателей с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой.

~ 36 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.