Научная статья на тему 'Развитие сферы физкультурноспортивной деятельности: состояние, тенденции, перспективы'

Развитие сферы физкультурноспортивной деятельности: состояние, тенденции, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / МОТИВАЦИЯ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скобликова Т.В., Скриплева Е.В.

В современных условиях динамических перемен в мире перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов. В качестве основного критерия эффективности развития отрасли физической культуры и спорта следует выделить уровень развития человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Целью статьи является проведение такого аналитического исследования, выявление возможных новых направлений совершенствования и улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Для этого произведено изучение и анализ информационных источников по обозначенной теме, выявлены и выделены основные тенденции, условия и направления оптимизации. Особый акцент сделан на генеральной линии развития физической культуры и спорта в нашей стране это на развитии непрерывного массового физкультурного образования. Физическое воспитание охватывает все звенья системы непрерывного образования: дошкольные, общеобразовательные, средние профессиональные и высшие образовательные учреждения. При этом расходы государства на занятия физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в будущее. Статья отражает современные проблемы мотивации к занятиям физической культурой и спортом молодежи, приводятся данные исследований, в которых отражена в том числе точка зрения самой молодежи на возможные варианты решения данной проблемы, приводится персонифицированный формат профессиональной переподготовки кадров для сферы физической культуры и спорта. Исследование направлено на реализацию задач стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY: STATE, TENDENCIES, AND PROSPECTS

In modern conditions of dynamic changes in the world, the sphere of physical culture and sports faces global challenges and tasks, the solution of which requires modern approaches. The main criterion for the effectiveness of the development of the physical culture and sports industry is the level of human development and the improvement of the quality of life of Russian citizens. The purpose of the article is to conduct such an analytical study, identify possible new directions for improvement and improve the basic indicators of the development of physical culture and sports. To do this, the study and analysis of information sources on the designated topic was carried out, the main trends, conditions and directions of optimization were identified and highlighted. Particular emphasis is placed on the general line of development of physical culture and sports in our country this is on the development of wide-scale continuous physical education. Physical education covers all parts of the system of continuing education: pre-school, general education, secondary vocational and higher educational institutions. At the same time, government spending on physical education and sports is a cost-effective investment in the future. The article reflects the current problems of motivation for young people to engage in physical culture and sports, provides research data that reflects, among other things, the point of view of young people on possible solutions to this problem, provides a personalized format of professional retraining ofpersonnel for the field ofphysical culture and sports. The study is aimed at the implementation of the objectives of the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы физкультурноспортивной деятельности: состояние, тенденции, перспективы»

2019, том 21 [4]

УДК 796.011.1

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Скобликова Т.В., Скриплева Е.В.

ФГБОУВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Российская Федерация

Аннотация. В современных условиях динамических перемен в мире перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов. В качестве основного критерия эффективности развития отрасли физической культуры и спорта следует выделить уровень развития человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Целью статьи является проведение такого аналитического исследования, выявление возможных новых направлений совершенствования и улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Для этого произведено изучение и анализ информационных источников по обозначенной теме, выявлены и выделены основные тенденции, условия и направления оптимизации. Особый акцент сделан на генеральной линии развития физической культуры и спорта в нашей стране - это на развитии непрерывного массового физкультурного образования. Физическое воспитание охватывает все звенья системы непрерывного образования: дошкольные, общеобразовательные, средние профессиональные и высшие образовательные учреждения. При этом расходы государства на занятия физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в будущее. Статья отражает современные проблемы мотивации к занятиям физической культурой и спортом молодежи, приводятся данные исследований, в которых отражена в том числе точка зрения самой

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-4-18-24

DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY: STATE, TENDENCIES, AND

PROSPECTS

Skoblikova T.V., Skripleva E.V.

Southwest state university, Kursk, Russian Federation

Annotation. In modern conditions of dynamic changes in the world, the sphere of physical culture and sports faces global challenges and tasks, the solution of which requires modern approaches. The main criterion for the effectiveness of the development of the physical culture and sports industry is the level of human development and the improvement of the quality of life of Russian citizens. The purpose of the article is to conduct such an analytical study, identify possible new directions for improvement and improve the basic indicators of the development of physical culture and sports. To do this, the study and analysis of information sources on the designated topic was carried out, the main trends, conditions and directions of optimization were identified and highlighted. Particular emphasis is placed on the general line of development of physical culture and sports in our country - this is on the development of wide-scale continuous physical education. Physical education covers all parts of the system of continuing education: pre-school, general education, secondary vocational and higher educational institutions. At the same time, government spending on physical education and sports is a cost-effective investment in the future. The article reflects the current problems of motivation for young people to engage in physical culture and sports, provides research data that reflects, among other things, the point of view of young people on possible solutions to this problem, provides a personalized format of professional retraining ofpersonnel for the field ofphysical culture and sports. The study is aimed at the implementation

—--—

~ 18 ~

Since 1999

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium",

—--—

e-ISSN 2226-7417 2019. Vol. 21. No 4

молодежи на возможные варианты решения данной проблемы, приводится персонифицированный формат профессиональной переподготовки кадров для сферы физической культуры и спорта. Исследование направлено на реализацию задач стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, физкультурное образование, здоровье, мотивация.

of the objectives of the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020.

Key words: physical culture, sport, physical education, health, motivation.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р [Электронный ресурс]: сайт. -URL:

https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/

[2] Психолого-педагогические аспекты повышения мотивации к занятиям физической культурой в социокультурной среде учебного заведения / Шамонин А.В., Суворова Е.А., Прохорова О.В. и др. // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 1. С. 114-118.

[3] Бородулина О.В. Мотивация к занятиям физической культурой, как ключ к формированию здорового образа жизни учащихся с ослабленным здоровьем // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 5560.

[4] Додонова Е.А. Этапизация процесса развития мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2016. № 7. С. 115-117.

[5] Скобликова Т.В. Социокультурная значимость образовательного процесса по физической культуре в университете // Вестник «Биомедицина и социология». 2019. Т. 4. № 1. С. 82-85.

REFERENCES

[1] Strategiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda / Ut-verzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 7 avgusta 2009 g. N 1101-r [El-ektronnyy resurs]: sayt. - URL: https://www.min-sport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/

[2] Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty povysheniya motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy v sotsiokul'turnoy srede uchebnogo zavedeniya / Sha-monin A. V., Suvorova Ye.A., Prokhorova O.V. // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2016. № 1. p. 114-118.

[3] Borodulina O.V. Motivatsiya k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy, kak klyuch k formirovaniyu zdo-rovogo obraza zhizni uchashchikhsya s oslablennym zdorov'yem // Innovatsionnyye tekhnologii v sporte i fizicheskom vospitanii: Materialy V mezhregion-al'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. 2016. p. 55-60.

[4] Dodonova Ye.A. Etapizatsiya protsessa razvitiya motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy // Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ye: Pedagogicheskiye nauki. 2016. № 7. p. 115-117.

[5] Skoblikova T.V. Sotsiokul'turnaya znachimost' obrazovatel'nogo protsessa po fizicheskoy kul'ture v universitete // Vestnik «Biomeditsina i sotsiologiya». 2019. T. 4. № 1. p. 82-85.

В современных условиях динамических перемен в мире перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов. В качестве стратегического направления развития

физической культуры и спорта в Российской Федерации определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [1]. Данный вектор

развития определен Концепцией долгосрочного -—

~ 19 ~

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 4

—--—

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Проведенный анализ показателей развития сферы физкультурно-спортивной деятельности в нашей стране за последнее 20-летие свидетельствует о том, что уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. Нельзя не отметить, что наблюдавшиеся в 90-е годы негативные тенденции в сфере физической культуры и спорта, преодолеваются более высокими темпами в последнее десятилетие. Наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта.

В качестве основного критерия эффективности развития отрасли физической культуры и спорта следует выделить уровень развития человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Особо необходимо, на наш взгляд, отметить генеральную линию развития физической культуры и спорта в нашей стране -это развитие непрерывного массового физкультурного образования. Физическое воспитание охватывает все звенья системы непрерывного образования: дошкольные, общеобразовательные, средние профессиональные и высшие образовательные учреждения. При этом расходы государства на занятия физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в будущее.

Вместе с тем, в середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем. Одной из основных проблем является ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Это определяется существующим противоречием между физиологической потребностью в движении и недостаточным умением правильной, здоровьесберегающей организации режима дня обучающихся, что и влечет проблемы со здоровьем. С одной стороны, желание и стремление максимально использовать интеллектуальный потенциал обучающихся и максимально загрузить их актуальными знаниями в многочис-

ленных научно-образовательных областях, с другой стороны, не растяжимость суточного временного интервала в 24 часа, и необходимость в этот промежуток времени правильно организовать режим труда и отдыха обучающихся создают следующее противоречие, от грамотного решения которого зависит здоровье. А в конечном варианте -сохранение генофонда нации и соответствие входящего в жизнь подрастающего поколения современным требованиям социума.

В целом в Российской Федерации по данным Минздравсоцразвития имеют нарушения здоровья более 60 процентов обучающихся и только около 14 процентов старшеклассников считаются практически здоровыми. Данная информация является тревожной и требующей незамедлительного решения проблемы. Для начала нами проведен анализ условий, повлекших за собой данную проблему. Среди них наиболее значимыми выявлены следующие показатели: нарушение здорового образа жизни (87% респондентов); длительные статические нагрузки на обучающихся (96% респондентов); недостаточная двигательная активность (85% респондентов); нарушение режима питания (76% респондентов); проживание в экологически неблагоприятных условиях (43% респондентов).

Внедряемый повсеместно Всероссийский комплекс ГТО позволил выявить, что около 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Данная информация тем более печальная, что это будущие родители, которые не имеют собственной достаточной развитой мотивационной направленности на физкультурно-спортивную деятельность, следствием чего явится и неумение и нежелание передать это своим потомкам. Таким образом, в качестве одного из перспективных подходов видим направленность деятельности специалистов на развитие мотивационной составляющей занимающихся к физической культуре и спорту, привитии им ценностей физической культуры и спорта. Для этого предлагаем использовать си-

~ 20 ~

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 4

—--—

стемный, культурологический и личностно-ори-ентированный подходы в системе физического воспитания во всех звеньях системы непрерывного образования. Взяв за основу главную цель физического воспитания - формирование физической культуры личности, считаем главным направлением совершенствования физкультурного образования определить совокупность ценностей физической культуры, представленных в виде элементов физической культуры и спорта.

Рассмотрим современные научные исследования, направленные на повышение мотивации занимающихся к систематической физкультурно-спортивной деятельности.

Психолого-педагогические аспекты повышения мотивации к занятиям физической культурой в социокультурной среде учебного заведения исследовали А.В. Шамонин, Е.А. Суворова, О.В. Прохорова, А.В. Мельникова, Е.В. Корелина, Д.П. Адейеми. Авторами представлен анализ проблемы психолого-педагогических аспектов повышения мотивации студентов к активным занятиям физической культурой и спортом в социокультурной среде образовательного учреждения. В процессе исследования выявлены вопросы поиска внутренних резервов активности личности в формировании положительного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности и спорту в условиях современного вуза. Учеными на основе реализации личностно-ориентирован-ного подхода определены основные направления повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой. На основе проведенного научного поиска сделан авторский вывод о необходимости индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся на занятиях по физическому воспитанию. Значимым фактором повышения уровня общего здоровья студентов, по мнению авторов, является индивидуально-дифференцированный подход в сочетании с обязательными и регулярными посещениями учебных занятий [2].

Организационно-методические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом современной молодежи как условия формирования здорового образа жизни обучающихся с

ослабленным здоровьем изучала О.В. Бороду-лина. Проанализировав иерархию выявленных мотивов (доминирующих целей, личностных смыслов), предварительно классифицировав их, опираясь на наиболее известные классификации мотивов физкультурно-спортивной деятельности автором определено, что наибольшим удельным весом обладает оценочный мотив, суть которого состоит в стремлении обучающихся к получению зачёта по дисциплине. На второй позиции по значимости находится гедонистический мотив, суть которого заключается в получении удовольствия от участия в физкультурно-оздоровительной деятельности, от двигательной активности и проявления физических усилий. Третье по выраженности место принадлежит мотиву, связанному с оздоровлением - стремлению к улучшению самочувствия и здоровья. Таким образом, мотивы, так или иначе связанные с оздоровлением, играют исключительно важную роль в структуре доминирующих целей (личностных смыслов) обучающихся с ослабленным здоровьем [3, с.57]. Следует отметить факт, что мотивация к занятиям физической культурой рассматривается как ключ к формированию здорового образа жизни.

Таким образом, несмотря на низкий уровень мотивации к занятиям по «Физической культуре», сами занятия физическими упражнениями рассматриваются обучающимися с ослабленным здоровьем как привлекательный вид рекреации и способ повышения качества жизни, реальный путь к оздоровлению, физическому и духовному совершенству, получению положительных эмоций. Именно эти пункты мотивации учитывались авторами при разработке методики физкультурно-оздоровительных занятий со студентками СМГ [3].

В исследовании Е.А. Додоновой разработана методика выбора организационно-педагогических условий поэтапного применения средств и методов формирования потребности обучающихся в занятиях физической культурой. Данная научная работа основана на результатах проведенного социологического исследования. В результате научного поиска автором выявлены пять

~ 21 ~

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 4

—--—

этапов последовательного формирования потребности обучающихся к занятиям физической культурой. На первом этапе предусматривается побуждение к деятельности. Основное направление - собеседование, убеждение и стимулирование. На данном этапе обсуждаются вопросы влияния занятий физическими упражнениями на функциональные системы организма, вопросы оценки влияния физкультурных занятий на реализацию жизненных планов, в том числе, достижение намеченных целей в учебной и профессиональной деятельности.

На втором этапе определяются цель и выбор детальности, чтобы мотивационная тенденция продолжала свое развитие и выражалась в побуждении обучающихся к определенным действиям -занятиям физической культурой. Исследователи особый акцент на данном этапе делают на творческое применение преподавателем наиболее эффективных средств и методов воздействия, а не на формальное выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей. Следующим этапом предусмотрена реализация поставленных задач, использование комфортных условий для осуществления деятельности. Направленно создаются условия, в которых у обучающихся появляется план реализации намерения. Используются такие методы и средства, как предоставление возможности выбора обучающимся физических упражнений для разминки, для развития определенных физических качеств; осуществляется помощь в реализации самостоятельных замыслов обучающихся; просмотр видеозаписей занятий.

На четвертом этапе проводится анализ полученных результатов, осмысление удовлетворенности деятельностью. При этом анализу и осмыслению удовлетворенности деятельностью способствуют теоретические и методические сведения, доведенные до занимающихся на занятиях, на стендах и в информационной образовательной среде. Сведения содержат информацию о набранных баллах за пройденный период занятий, об имеющемся уровне физической подготовленности, способах и формах самостоятельных занятий, проведении конкурсов и спортивно-массовых мероприятиях. Последний, пятый этап, - итоговый,

характерной чертой которого является оценка сформированной потребности обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности, как следствия достижения ими на предыдущих этапах высокого уровня мотивации [4].

Как видим, в основе целенаправленного процесса формирования мотивации к занятиям физ-культурно-спортивной деятельностью занимающихся положена готовность педагогических кадров к творческому подходу в профессиональной деятельности. На таком фоне выявляется реальное научно-практическое противоречие, требующее своего неотложного разрешения. При существующей насущной потребности в повышении качества жизни и здоровья нации с опорой на потенциал института физической культуры и спорта как фактора обеспечения социального благополучия и оздоровления образа жизни, проблематика актуальной готовности кадров сферы физической культуры и спорта практически не разработана. Следовательно, возникают предпосылки для обеспечения условий достаточно полной реализации личностного потенциала специалистов сферы физической культуры и спорта.

В результате проведенного анализа нами разработаны концептуальные основы персонифицированной профессиональной переподготовки кадров сферы физической культуры и спорта, основными характеристиками которой являются изменчивость, гибкость, высокая инновационная динамика. Данный подход к системе профессионального совершенствования кадров позволяет нивелировать наблюдающийся дисбаланс между современными требованиями к профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта и основополагающими тенденциями смены образовательных стандартов. В основе программы предполагается непрерывное социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие личности, позволяющее достижению каждым специалистом своего акме.

Персонифицированная модель профессиональной переподготовки кадров сферы физической культуры и спорта рассматривает субъекты модели, представленные на рисунке 1.

~ 22 ~

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 4

—--—

руководители органов управления федералы юн) пли реПТОНЭЛЬНОГО уровня

руководители структур Е1ЫХ подразделений федсраиьного inn регионального уровня

целевые группы управления разного уровня

ППГ вуюв. ссушй, [pciäcpu, педагоги, методисты, инструкторы

резерв руководителей органов управления, структурных подразделений федерального или l регионального уровня л

Рис. 1. Субъекты модели профессиональной переподготовки кадров сферы физической

культуры и спорта.

Как видим, субъекты модели имеют разную направленность своей деятельности. Поэтому осуществляется диагностика персональных потребностей субъектов модели, в результате которой определяется технолого-педагогическая направленность. Таким образом выстраивается современная система профессиональной переподготовки кадров для области физической культуры и спорта, которая ориентирована на стратегию развития российского общества, модернизацию системы физической культуры и спорта, а также системы образования.

Исходя из вышесказанного, важным условием, обеспечивающим динамичный процесс сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня

физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения, является решение проблем развития образования, физической культуры и спорта на всех уровнях.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и заключения. Как фактор, определяющий здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность имеет то смысловое значение, что двигательные потребности, превратившиеся в необходимость, активизируют многие другие жизненно важные потребности личности. Как и в культуре в целом, в физической культуре и спорте как социальном институте осуществляется процесс освоения личностью но-

—--—

~ 23 ~

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2019. Vol. 21. No 4

—--—

вых ценностей, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей. А, как известно, именно социальные потребности, в конечном счете, определяют тот или иной образ жизни [5]. Готовность специалистов сферы физической культуры и спорта к продуктивной, соответствующей требованиям времени,

профессиональной деятельности, их систематическая переподготовка как основное условие готовности к динамично меняющимся условиям работы определяет здоровьеформирующее пространство физической культуры и спорта в нашей стране.

—--—

~ 24 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.