характеризуется преимущественным сопровождением оценочными единицами; адресату предъявляется готовая, а именно, доминирующая негативная оценка областного центра. Во-вторых, наблюдается насыщенность сообщений СМИ разного статуса диаметрально противоположными эмоциогенными смысловыми элементами, что не может способствовать формированию устойчивого ценностного отношения, а, следовательно, патриотического сознания, отношения и мотивов патриотической деятельности. При этом динамизм, акцентирование изменений при описании эмициогенных ситуаций выступает средством конструирования положительного образа настоящего региона.
Специфику воздействия на эмоциональную сферу адресата определяет коррелирующее со статусом СМИ присутствие в текстах разных типов эмоциональной тональности: эгоцентрической, объектной, адресатоцентрической. В официальных изданиях преобладает эмоциональная тональность объектного и адресатоцентрического типов, при незначительном присутствии эгоцентрической эмоциональной тональности. Таким образом, воздействие носит, большей частью, непрямой характер, базируясь на апелляции к коллективному этическому опыту при идентификации адресанта с широким адресатом. В так называемых
Библиографический список
независимых изданиях доминирует реализация эгоцентрической и адресато-центрической тональности, то есть акцентирование публичной субъективности, диалогизация как средство превращения адресата в партнера взаимодействия и взаимоуправления.
С другой стороны, следует также отметить тенденцию к корректировке описанного эмоционального дисбаланса исследуемой коммуникативно-текстовой среды, проявляющуюся в смещении коммуникативного фокуса в публикациях региональных СМИ на объективно имеющие место «драйверы роста», свидетельствующие о стремлении отказаться от однозначно негативной презентации современного образа региона, а также тенденцию к установке на формирование имиджа перспективного региона, региона «с будущим».
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-412-340002 «Социальная категория локального патриотизма в текстах региональных СМИ».
1. Трифонов Ю.Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении. Вестник Тамбовского государственного университета. 1996. Серия: Гуманитарные науки; 2: 87 - 90.
2. Jelicic I. The Typographers' Community of Fiume: Combining a Spirit of Collegiality, Class Identity, Local Patriotism, Socialism, and Nationalism(s). Austrian history yearbook. 2018; 49: 73 - 86.
3. Morrison F. A transfiguration of my local patriotism. Westerly. 2017; 2(62): 87 - 101.
4. Volkov Yu.G., Vereshchagina A.V., Lubsky A.V. Patriotism in Local Communities Of The South Russia. Modern Journal of Language Teaching Methods.2018; 8(9): 143 - 151.
5. Шамне Н.Л., Шовгенин А.Н. Теоретические основы построения алгоритма эколингвистического мониторинга. Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. Серия 2: Языкознание; 2(12): 153 - 161.
6. Ионова С.В. Модальные характеристики текстов региональных СМИ. Язык региона: Лексика. Грамматика. Функциональное пространство. Волгоград. 2009: 225 - 239.
7. Ребрина Л.Н. Формирование локального патриотизма прошлого: информационный баланс коммуникативно-текстовой среды. Научный диалог. 2019; 2: 49 - 64.
8. Милованова М.В., Терентьева Е.В.Тактическая организация стратегии убеждения при формировании негативного образа прошлого в современных российских СМИ. Научный диалог. 2016; 6 (54): 54 - 66.
9. Милованова М.В., Терентьева Е.В. Образ настоящего в свете категории локального патриотизма: анализ информационного баланса коммуникативно-текстовой среды СМИ Волгоградской области. Научный диалог. 2019; № 4: 83 - 98.
10. Ионова С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема. Диссертация ... кандидата филологических наук. 1998.
References
1. Trifonov Yu.N. K voprosu o patriotizme kak sub'ekt-ob'ektnom otnoshenii. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. 1996. Seriya: Gumanitarnye nauki; 2: 87 - 90.
2. Jelicic I. The Typographers' Community of Fiume: Combining a Spirit of Collegiality, Class Identity, Local Patriotism, Socialism, and Nationalism(s). Austrian history yearbook. 2018; 49: 73 - 86.
3. Morrison F. A transfiguration of my local patriotism. Westerly. 2017; 2(62): 87 - 101.
4. Volkov Yu.G., Vereshchagina A.V., Lubsky A.V. Patriotism in Local Communities Of The South Russia. Modern Journal of Language Teaching Methods.2018; 8(9): 143 - 151.
5. Shamne N.L., Shovgenin A.N. Teoreticheskie osnovy postroeniya algoritma 'ekolingvisticheskogo monitoringa. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. Seriya 2: Yazykoznanie; 2(12): 153 - 161.
6. Ionova S.V. Modal'nye harakteristiki tekstov regional'nyh SMI. Yazykregiona: Leksika. Grammatika. Funkcional'noe prostranstvo. Volgograd. 2009: 225 - 239.
7. Rebrina L.N. Formirovanie lokal'nogo patriotizma proshlogo: informacionnyj balans kommunikativno-tekstovoj sredy. Nauchnyjdialog. 2019; 2: 49 - 64.
8. Milovanova M.V., Terent'eva E.V.Takticheskaya organizaciya strategii ubezhdeniya pri formirovanii negativnogo obraza proshlogo v sovremennyh rossijskih SMI. Nauchnyj dialog. 2016; 6 (54): 54 - 66.
9. Milovanova M.V., Terent'eva E.V. Obraz nastoyaschego v svete kategorii lokal'nogo patriotizma: analiz informacionnogo balansa kommunikativno-tekstovoj sredy SMI Volgogradskoj oblasti. Nauchnyj dialog. 2019; № 4: 83 - 98.
10. Ionova S.V. 'Emotivnost'teksta kaklingvisticheskaya problema. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. 1998.
Статья поступила в редакцию 26.04.19
УДК 82.01/09
Myshyakova N.M., Cand. of Sciences (Philology), Doctor of Arts, Professor, Russian State Hydrometeorological University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Grebennikov S.N., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
CULTURAL ASPECTS OF HIGHER PREFESSIONAL EDUCATION. The article deals with changes in the system of higher professional education. With the downgrading of humanities and its inability to influence social development the system of higher education is in the crisis-hit. Together with the methods of gamification and interactive technologies, which tend to enhance the learning process, the method of cultural broadening of the subject field can also be used. The article offers some guidance that enables to foster sociocultural context in the teaching of literary courses: introduction to cultural studies as the discipline in the basic course curriculum, topic synchronized teaching based on the sociocultural approach, special courses on "Mythology" and "The Art of a Book" added to the basic course curriculum. Such courses can provide students with basic knowledge of the storage and of the transferring of knowledge in history and in culture. Key words: higher professional education, literary education, literature in system of culture.
Н.М. Мышьякова, канд. филол. наук, д-р искусствоведения, проф., Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
С.Н. Гребенников, аспирант, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования. В условиях понижения статуса гуманитари-стики и утраты гуманитарными науками возможности влиять на развитие общества система высшего образования переживает тяжелейший кризис. Наряду с игровыми, интерактивными технологиями, призванными активизировать учебный процесс, может быть использован приём культурологического расшире-
ния предметного поля изучаемых дисциплин. Предлагаются рекомендации, направленные на увеличение доли социокультурного контекста в преподавании литературоведческих курсов: введение культурологических дисциплин в базовую часть учебных планов; тематическая синхронизация гуманитарных дисциплин на основе социокультурного контекста; добавление в систему филологического образования дисциплин «Мифология», «Искусство книги», изучающих истоки культуры и универсальный способ хранения и передачи знаний.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, литературоведческое образование, литература в системе культуры.
Общий кризис гуманитаристики очевиден. Ликвидированные институты, факультеты, кафедры ясно свидетельствуют о драматичной и позорной невостребованности гуманитарных знаний и гуманитарной культуры. Ориентация на практику, опыт, повлекшие за собой тотальный «компетентностный подход», придали общей неблагополучной ситуации необратимый характер. Положение в сфере гуманитарного образования может послужить классическим примером не только стратегической недальновидности и некомпетентности, но и концептуальной порочности.
Основными рассматриваемыми проблемами являются поиск возможных выходов из создавшейся неблагополучной ситуации в системе гуманитарного образования; возможные пути сохранения гуманитарных традиций; активизация интереса к общекультурной ситуации и истории словесной культуры, в частности. Уже на протяжении многих лет эти проблемы являются актуальнейшими не только для преподавателей средней и высшей школы, но и для всех, кого, как говорится, волнуют и интересуют вопросы сохранения культуры и воспитания будущих поколений.
Рассмотрим состояние гуманитарного образования в высшей школе.
В Базовой части учебного плана вуза, как правило, представлены история, философия, педагогика и психология, право, экономика, менеджмент Как правило, нет ни одной дисциплины, которая изучала бы собственно культуру, её историю и теорию. Мягко говоря, странная ситуация... Очевидно, что любому человеку, особенно специалисту-гуманитарию, необходимо понимание культуры, т. е. той среды, которая именуется «природой человека», «второй природой», является формой, способом и результатом всей человеческой жизнедеятельности.
На протяжении нескольких лет одним из обязательных компонентов базовой части образования был курс культурологии. Задуманная как универсальная гуманитарная дисциплина, с максимальной обобщенностью дающая представление о мире и человеке, культурология не всегда оправдывала ожидания. Культурология обычно сводилась к изучению истории культуры с иллюстрациями из истории искусств, т. е. культурология подменялась историей художественной культуры, взятой в аспекте изобразительных искусств. Часто предметом культурологии становились культурологические теории, представлявшие для студента-первокурсника почти непреодолимую трудность. И в том, и в другом случае культурология являла собой набор, возможно, интересных фрагментов («феноменов»), которые в различных комбинациях иллюстрировали мысль о сложности и многосоставности культуры. Во многом повторяющая историю мировой художественной культуры (МХК), которая сейчас изучается в школах все реже и реже, культурология виделась бесполезной или, в лучшем случае - избыточной. Падение общей культуры провоцировало невостребованность искусствоведческих и общекультурных сведений, что в конечном итоге привело к изъятию дисциплины из многих учебных планов. В системе гуманитарного образования это серьезная потеря. Истоки культуры, её структура, отношения природы, общества и культуры, изоморфизм филогенеза и онтогенеза, человек как творение и творец культуры - темы теории культуры, которые не рассматриваются ни в какой другой дисциплине.
Место культурологии в системе образования любого уровня и любой направленности уникально. Культурология не может быть рассмотрена в ряду других гуманитарных дисциплин. Культурология, прежде всего - теория культуры, фундирует гуманитарные знания, обеспечивая прочность и устойчивость всех общекультурных дисциплин. Традиционное вузовское образование обеспокоено системностью подготовки и строгой, иерархически выстроенной структурой знания. Теория культуры (культурология) способна обеспечить «тектонику» гуманитарного образования, стать опорой в изучении других гуманитарных дисциплин.
Ещё один аспект культурологического образования - способность культурологии формировать представление о процессуальности истории. Одно из трудно постигаемых понятий гуманитаристики - понятие процесса, его закономерностей, этапов. Теория культуры, показывающая специфику и взаимодействие природы, общества, человека, формирует структурно-типологическое понимание исторических изменений. Социокультурный контекст, в котором может быть изучена философия, история, психология и др., обеспечивает предмету изучения необходимую для него жизнеобеспечивающую среду, историко-культурное пространство. Многолетнее анкетирование студентов-гуманитариев (филологов, психологов, культурологов) первого курса с очевидностью демонстрирует постепенное и «крупномасштабное» убывание общекультурных знаний. Вчерашний школьник обнаруживает не только почти полное непонимание исторических закономерностей, не сформированное чувство историзма, но и скудость фактической информации по истории, географии, истории культуры. Как правило, оставшиеся в памяти сведения ошибочны, фрагментарны, хаотичны; в них отсутствует понимание масштабов личностей и событий, осознание культурно-исторических традиций.
На первый взгляд, мы можем констатировать «обычный» недостаток общей культуры молодого поколения. Однако в сфере гуманитарного образования
ситуация оказывается сложнее. Понимание, как методологический принцип гуманитарного знания, работает с иным типом исторических сцеплений, его разнонаправленным, поливалентным, противоречивым, алогичным характером («вот вы тогда обедали, а я вот веру-то и потерял» [1]). Многомерность в сочетании с поступательностью и закономерностью историко-культурного развития существенно осложняет гуманитарный «предмет» и его постижение. В структуре гуманитарного знания много житейской мудрости, «без чего невозможно искусство понимать сказанное и написанное» [2, с. 975]. «Невыразимое» жизни, трудно вербализуемое и отсылающее к множеству «правд», увеличивает эксклюзивность высказывания, мнения, догадки, предположения, превращая индивидуальное, частное переживание текста в факт, документ, а точно найденное слово - в литературоведческий термин. Источниковедческая база гуманитаристики необъятна, и принцип ее фильтрации концептуально важен. Культурологическая неграмотность, провоцируемая последовательным уничтожением гуманитарной среды или подменой её метастазийно разбухающими СМИ опасна не только тем, что ведет к снижению общей культуры. В профессиональном гуманитарном образовании общекультурная некомпетентность может быть идентифицирована как профессиональная непригодность. Привычка к анонимному «валовому» продукту интернета, вкусовая всеядность и неразборчивость формируют молодого человека как неоправданно амбициозного, нравственно инфантильного, что делает его потенциально трудно обучаемым, обрекает на долгий период непонимания и, возможно, на разочарование в выбранной профессии.
Таким образом, в системе гуманитарного образования необходимым и профессионально мотивированным прежде всего представляется расширение культурологической базы в преподавании базовых и специальных дисциплин. Научная и методическая обеспеченность культурологического образования, именно базовая его часть, представлена фундаментальными трудами М.С. Кагана, В.С. Библера, А.Я. Флиера, Ю.Н. Солонина и др. [3].
Представляются целесообразными следующие изменения в подготовке студентов гуманитарных направлений.
Наиболее простой и радикальный вариант - ввести вводные культурологические дисциплины: основы философии культуры, теория культуры и т. п. Культурологические дисциплины предполагают обращение к антропологическим, социологическим аспектам культуры и позволяют выстраивать человеческую историю в ее ключевых, концептуальных характеристиках, соотносить диахроническое и синхроническое состояние культуры, анализировать межэтнические, экологические проблемы современности. Культура как культурологический «предмет» являет собой сложнейшую систему и нуждается в постоянном наблюдении, исследовании. Кому как не высшей гуманитарной школе надлежит заниматься этим.
Второй вариант - целесообразно синхронизировать и тематически, концептуально соотнести преподавание общегуманитарных дисциплин, усилить их взаимодействие, погрузить обучаемого в единую культурологическую среду. Параллельное изучение историко-культурных периодов, скорректированные списки научной литературы, продуманные межпредметные связи и формы контроля могли бы дать неплохие результаты. Система международного бакалавриата давно практикует междисциплинарное планирование как обязательный компонент образования.
Еще один культурологический вектор - взаимодействие общекультурных и профессиональных знаний. Необходимым представляется ориентация общегуманитарных дисциплин на профессиональную направленность образования. К сожалению, в практике высшей школы это случается крайне редко. Локализо-ванность дисциплин границами собственного предмета, разобщенность тематического планирования, формализованные формы контроля не способствуют развитию профессиональных интересов. Культурологические аспекты философии, истории, правоведения очевидны, однако изучение их без системы и взаимной согласованности мешает формированию целостной картины мира, хронологической грамотности, историзма.
Недостатки в системе изучения общекультурных дисциплин сказываются в дальнейшем преподавании специальных курсов. «Возделывание своего сада» [4] характерно и для системы профессиональной подготовки, несмотря на то, что контакты «предметов» в этой сфере более тесные и закономерные. Как уже отмечалось, понижение общего уровня культуры для гуманитарного образования неизбежно влечет за собой профессиональное отставание. Особо удручающей выглядит картина подготовки филологов. В системе тотального чтения современный студент чувствует себя совершенно неуютно. Он не осиливает «длинные» тексты, он не подготовлен к медленному и раздумчивому чтению, он не видит в чтении Дела. Как правило, для чтения отводится дорога (метро, автобус); часто это вообще не чтение, а слушание книги; аудиокнига может совмещаться с другими занятиями (вязание, плетение, складывание картинок из мелких кусочков или рисование по нумерованным шаблонам). Для «просто» читателя это, наверное, «нормально», для филолога - катастрофично [5]. Современные формы книги
(разнообразные адаптированные издания, виммельбух, книги в форме смс и смайликов) фиксируют эту более чем тревожную ситуацию [6].
В этой связи встает вопрос о статусе «экстрапрофессиональной» направленности образования. С одной стороны, расширение профессионального пространства как будто бы снижает концентрацию специального знания. С другой - ревниво охраняемый профессионализм («чистота крови») чреват профессиональным аскетизмом, замкнутостью. Обогащение метаморфологического поля гуманитаристики адекватно сложной морфологической картине современного мира, его разнообразию. Обнаружение «своего» среди «чужого» позволяет профессиональному знанию перейти на метауровень, на котором возможно синтезирование различных знаков, стереотипов в определенном профессиональном ключе. Для современного студента это не есть утрата профессиональной ориентации. Скорее наоборот - это наделяет предмет изучения широким спектром бытийной «явленности», обнаруживает его высокий прикладной потенциал.
В гуманитаристике это наиболее очевидно. Современные формы словесности разнообразны, полифункциональны и требуют от филолога профессиональной мобильности, поликомпетентности. В этой профессиональной открытости, в стремлении актуализировать общекультурные функции научного «предмета» сказывается не только диктат времени, но и некая «матричная» сущность гуманитаристики, ее фундирующие черты. Профессиональная направленность, специализация в системе гуманитарного знания обладает нестандартной широтой, большим объемом. Культурологическое пространство гуманитаристики не только не снижает профессиональную концентрацию образования, но и обладает центростремительной мощностью, заставляя проникать в истоки культуры, осознавать ее магистральные маршруты и ключевые точки.
Помимо культурологических дисциплин гуманитарное образование возможно дополнить и другими предметами. В гуманитарном, прежде всего - филологическом, образовании были бы уместными дисциплины «Мифология», «Искусство книги», «Литература и другие виды искусства», «Интертекстуальные и интермедиальные аспекты филологии». Культура, охватывающая человека «сплошь», в системе гуманитарного образования не может не быть предметом специального изучения. Художественная культура, явленная в театре, кино, музыке, как правило, остается «вне зоны» филологического образования. Несмотря на то, что система профессиональных дисциплин часто включает в себя курсы не филологические, прикладные, обращающие студента-гуманитария к общей культуре во всем её разнообразии (язык и политика, имагология, лингвострановедение и др.), вопрос культурации и гуманитаризации образования не представляется решенным.
Наиболее плодотворным и перспективным является изучение мифологических корней культуры. Очевиден и закономерен современный интерес к различным мифологиям мира, однако очевидна и неправомерность локализации мифологии ее собственными пределами. Мифология дает представление не только об истоках гуманитарных наук, но, как известно, и всех иных форм
Библиографический список
знания. Насыщенность современной культуры всевозможными мифологемами настоятельно требует их чтения, различения, исследования. Мифология, взятая в ее теоретико-методологическом аспекте, структурная мифология, а не только мифология различных народов способна показать единую и целостную картину мира, органичный синкрезис различных форм знания [7].
В системе гуманитарной подготовки, в особенности - филологическом образовании, необходимым представляется курс, изучающий феномен литературы в культуре XX - XXI веков. Различные трансформации обычной книги, доминанта зрелищных видов искусства, множащиеся интерпретации классической литературы настоятельно требуют изучения их языков, механизмов метаморфологиче-ских, интертекстуальных взаимодействий. Современный читатель неизбежно и активно включен в сложное морфологическое поле художественной культуры, которое еще только формирует свой категориальный аппарат. Отражение этого художественного разнообразия должно найти место в системе научного знания и гуманитарного образования.
Одним из изгоев высшего образования, к сожалению, является география. Несмотря на очевидную значимость геокультурных представлений о мире, основы гуманитарной географии не находят применения во многих направлениях высшего образования. «Пространство и язык», «стратегии репрезентации и интерпретации» [8] географических образов - необходимые составляющие гуманитарного образования. Культурные традиции восприятия пространства, формирование ландшафтного мышления, становление визуальной картины мира прочно утвердились в качестве художественных тем и предметов научных исследований. Филологические науки глубоко занимаются изучением пространственных структур художественных текстов. Наиболее результативными оказываются кросскультурные, динамические модели, представленные литературой о путешествиях, приключениях, мифологии сакральных маршрутов и объектов. Широкое распространение получили геопоэтические исследования различных «текстов» - «Петербургский текст», «Крымский текст», «Северный текст России» и др. [9]. Текстовое понимание культуры, направленное на выявление доминантного очага некоего географического пространства, его ключевого мифа, его метатекстовых смыслов, чрезвычайно востребованный и перспективный вектор научных исследований. Гуманитарное образование позволяет расширить и обогатить краеведческие, этнокультурные, этнолингвистические исследования. Комплексное, многостороннее изучение языков, мифологии и фольклора, геокультурных образов городского пространства, закрепленных в словесных образах, одновременно является и профессиональным, и общекультурологическим.
Таким образом, целенаправленное обогащение профессионального образования культурологическими дисциплинами, увеличение количества гуманитарных дисциплин и скорректированное их взаимодействие, предположительно, могут помочь в попытках преодолеть кризис гуманитарного образования и сохранить высокие просветительские традиции.
1. Реплика Федора Павловича в разговоре с Миусовым в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Часть 1. Книга вторая. Интернет библиотека Алексея Комарова: Available at: https://ilibrary.ru/text71199/p.8/index.html
2. Аверинцев С.С. Филология. Краткая литературная энциклопедия. Москва, 1972; Т. 7: 975.
3. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996; Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. Санкт-Петербург, 2000; Кн. 2. Санкт-Петербург, 2001; Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения). Вопросы философии. 1989; 6; Флиер А.Я. Культурология для культурологов. 2003; Солонин Ю.Н. Кризис культуры в контексте русского и западноевропейского менталитета. Вестник СПбГУ. Сер. 6; Вып. 3. 1993 и др.
4. «Надо возделывать свой сад» - знаменитая реплика Кандида из философской повести Вольтера «Кандид».
5. См. подробнее: Мышьякова Н.М. Методические проблемы профессиональной подготовки студента-филолога в высшей школе. Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: materials of the IV international scientific conference on February 10 - 11, 2018. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». 2018: 18 - 22.
6. См., например: Джанет Уинтерсон. Разрыв во времени. Пересказ «Зимней сказки» У. Шекспира. М. 2017; Макбет. Корона, или Смерть. Уильям Шекспир, Кортни Карбоун («Шекспир в смайликах»). Москва, 2017 и др.
7. См. подробнее о курсе «Мифология» в системе гуманитарного образования: Мышьякова Н.М. Специальный курс «Основы мифологии» в системе гуманитарного образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; 3 (70): 399 - 401.
8. См.: Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб.. 2003; Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. Санкт-Петербург, 2006.
9. См.: Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. Санкт-Петербург, 2003; Тюпа В.И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы. Сибирский филологический журнал. 2002; 1; Алтайский текст в русской культуре. Вып. 2. Барнаул: 2004; Люсый А.П. Крымский текст русской культуры и проблема мифологического контекста. Диссертация ... кандидата культурологии. Москва, 2003 и др.
References
1. Replika Fedora Pavlovicha v razgovore s Miusovym v romane F.M. Dostoevskogo «Brat'ya Karamazovy». Chast' 1. Kniga vtoraya. Internet biblioteka Alekseya Komarova: Available at: https://ilibrary.ru/text/1199/p.8/index.html
2. Averincev S.S. Filologiya. Kratkaya literaturnaya 'enciklopediya. Moskva, 1972; T. 7: 975.
3. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg, 1996; Vvedenie v istoriyu mirovoj kul'tury. Kn. 1. Sankt-Peterburg, 2000; Kn. 2. Sankt-Peterburg, 2001; Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur (opyt opredeleniya). Voprosy filosofii. 1989; 6; Flier A.Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov. 2003; Solonin Yu.N. Krizis kul'tury v kontekste russkogo i zapadnoevropejskogo mentaliteta. Vestnik SPbGU. Ser. 6; Vyp. 3. 1993 i dr.
4. «Nado vozdelyvat' svoj sad» - znamenitaya replika Kandida iz filosofskoj povesti Vol'tera «Kandid».
5. Sm. podrobnee: Mysh'yakova N.M. Metodicheskie problemy professional'noj podgotovki studenta-filologa v vysshej shkole. Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: materials of the IV international scientific conference on February 10 - 11, 2018. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». 2018: 18 - 22.
6. Sm., naprimer: Dzhanet Uinterson. Razryv vo vremeni. Pereskaz «Zimnejskazki» U. Shekspira. M. 2017; Makbet. Korona, iliSmert'. Uil'yam Shekspir, KortniKarboun («Shekspir v smajlikah»). Moskva, 2017 i dr.
7. Sm. podrobnee o kurse «Mifologiya» v sisteme gumanitarnogo obrazovaniya: Mysh'yakova N.M. Special'nyj kurs «Osnovy mifologii» v sisteme gumanitarnogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 399 - 401.