Научная статья на тему 'Специальный курс "основы мифологии" в системе гуманитарного образования'

Специальный курс "основы мифологии" в системе гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
315
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MYTHOLOGICAL BACKGROUND / PHILOLOGY / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMANITIES / ACADEMIC COURSE IN FIELD OF HUMANITIES AND PHILOLOGY / ОСНОВЫ МИФОЛОГИИ / ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мышьякова Н.М.

В статье обосновывается целесообразность введения в систему гуманитарного, в частности филологического, образования специального курса по основам мифологии. Предлагается программа специального курса, основная цель которого фундировать гуманитарное образование знаниями мифопоэтической картины мира. Курс предполагает обращение не только к мифологиям народов мира, но прежде всего структурирование мифологических представлений, взаимосвязанное изучение мифологических систем, выявление общего и особенного в мифологических представлениях различных народов. Представленный материал позволяет предположить, что знание мифологических истоков культуры сможет повысить общую гуманитарную культуру студентов и будет способствовать более глубокому и профессиональному чтению текстов различной природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL COURSE “THE BASICS OF MYTHOLOGY” IN HUMANITIES

The article analyses the feasibility of the course in the system of Humanities in university education in general and in the system of philological education in particular. The elective course syllabus is introduced, the main aim of which is to support the educational program with the mythological and poetical framework. The course is intended to not only study the mythological world view of different cultures, but mainly to structure the mythological systems by analyzing differences and similarities of different mythological concepts around the world. The analyzed material gives evidence and justification that the fundamental background knowledge of mythological origins of culture can increase the level of general understanding in the field of humanities and can lead to deeper and more sophisticated reading practices of the students.

Текст научной работы на тему «Специальный курс "основы мифологии" в системе гуманитарного образования»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редакторы раздела:

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖАТКИН - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и перевоведения Пензенской государственной технологической академии (г. Пенза) ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА ВЛАДИМИРСКАЯ - доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул)

УДК 82 (091)

Myshyakova N.M., Cand. of Sciences (Philology), Doctor of Art Criticism, Professor, Russian State Hydrometeorological

University (St. Petersburg, Russia), E-mail: natmih2004@mail.ru

SPECIAL COURSE "THE BASICS OF MYTHOLOGY" IN HUMANITIES. The article analyses the feasibility of the course in the system of Humanities in university education in general and in the system of philological education in particular. The elective course syllabus is introduced, the main aim of which is to support the educational program with the mythological and poetical framework. The course is intended to not only study the mythological world view of different cultures, but mainly to structure the mythological systems by analyzing differences and similarities of different mythological concepts around the world. The analyzed material gives evidence and justification that the fundamental background knowledge of mythological origins of culture can increase the level of general understanding in the field of humanities and can lead to deeper and more sophisticated reading practices of the students.

Key words: mythological background, philology, humanities, academic course in field of humanities and philology.

Н.М. Мышьякова, канд. филол. наук, д-р искусствоведения, проф., Российский государственный

гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург, Е-mail: natmih2004@mail.ru

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ МИФОЛОГИИ» В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновывается целесообразность введения в систему гуманитарного, в частности филологического, образования специального курса по основам мифологии. Предлагается программа специального курса, основная цель которого - фундировать гуманитарное образование знаниями мифопоэтической картины мира. Курс предполагает обращение не только к мифологиям народов мира, но прежде всего - структурирование мифологических представлений, взаимосвязанное изучение мифологических систем, выявление общего и особенного в мифологических представлениях различных народов. Представленный материал позволяет предположить, что знание мифологических истоков культуры сможет повысить общую гуманитарную культуру студентов и будет способствовать более глубокому и профессиональному чтению текстов различной природы.

Ключевые слова: основы мифологии, филологическое образование, специальные филологические дисциплины, гуманитарное образование.

Необходимость обращения к мифологическим истокам культуры в системе гуманитарного образования не вызывает сомнений. Тем не менее, сведения о мифологической картине мира располагаются внутри историко-культурных, историко-литературных дисциплин, т. е. не являются предметом специального изучения. Основное внимание, как правило, уделяется античной мифологии и её мифологемам, функционирующим в различных периодах культуры. Представляется, что мифологии в системе гуманитарного, особенно филологического, образования стоит уделить особое внимание. Целесообразно сделать ее отдельной дисциплиной, изучаемой на первом курсе. Будучи «метаязыком» [1, с. 240], миф позволяет проникать в более глубокие смыслы современности, постигать «нить» человеческой истории, не знающей перерывов. Мифология мыслится как традиционный элемент «археологии гуманитарного знания»; как некий культурный «гумус», обеспечивающий процессы порождения, обновления, трансляции, творчества; как изначальное лоно всех последующих форм знания - документального, научного, философского, идеологического, учебного [2, с. 233]. В истории культуры известны периоды активизации интереса к мифологическим корням всеобщей и национальной культуры. Один из таких периодов, вероятно, мы переживаем сейчас.

Историография мифологии обширна и представлена классическими работами К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, М. Элиаде,

Е.М. Мелетинского, О.М. Фрейденберг, В.Н. Топорова и многих других. К сожалению, теоретический аспект изучения мифологии представляет для студентов определенную трудность. Погружение в богатейшее наследие национальных мифологий делает более явным своеобразие мифологической системы, чем некую структурную общность. Общие параметры изучения различных мифологических систем помогают выявить общие мифологические истоки и определить мифологические «формулы» в качестве тех «нервных узлов», о которых писал А.Н. Веселовский, «прикосновение к которым будит в нас ряды» разнообразных и долгих ассоциаций [3, с. 406]. Всепроникаемость мифологических представлений, их всенаходимость в современных культурных феноменах провоцирует интерес к структурированию мифологических знаний.

Предпочтительный объем курса - 108 часов (3 з.е). В основе структуры курса - теоретико-классификационный принцип, предполагающий расширение и дополнение теоретического материала конкретно-историческими и этнокультурными фактами.

Цель курса - формирование системных мифологических знаний как фундирующих гуманитарное, прежде всего - филологическое, образование; углубленное изучение мифологии в её универсальных структурных характеристиках.

Курс состоит из 12 разделов: 1. Понятие мифа. 2. Классификация мифов. 3. Мифопоэтическая модель мира. 4. Состояния и

стихии мира. 5. Мифопоэтическое пространство. 6. Мифологическое время. 7. Числа. Геометрические символы. 8. Металлы и минералы. 9. Растения. 10. Еда. 11. Мифопоэтические персонажи. 12. Низшая мифология.

Подробная программа курса издана в 2004 г. [4].

В разделе «Понятие мифа» предполагается обращение к истории изучения мифов и к формированию понятия мифа, во-первых, как первой и доминирующей формы первобытной культуры, и, во-вторых, как «вторичной семиотической системы» (1, с. 239). Миф рассматривается в соотношении с другими формами культуры - ритуалами, обрядами, религией, историей. Особое внимание уделяется сопоставлению мифа с ранними формами словесности - заговорами, преданиями, легендами, сказками. Прослеживается дальнейшее сосуществование мифа с различными видами искусства - литературой, изобразительным искусством. В результате более наглядными становятся процессы генетической связи мифа с поздними культурными формами, тенденции демифологизации, ремифологизации, не-омифологизма и др., формируются представления о неисчерпаемом «мифостроительном» потенциале культуры и литературы.

Раздел «Классификация мифов» рассматривает наиболее распространенные виды мифов: тотемические, этиологические, культовые, космогонические, астральные, солярные, лунарные, антропогонические, близнечные, эсхатологические и некоторые другие. Материал дает возможность сопоставить тексты греческой, римской, индийской, египетской, шумеро-аккадской и др. мифологий, позволяющие обнаружить общее и особенное в различных мифологических системах. Характеристика мифологических классов выводит к определению некоторых опорных понятий. В космогонических мифах фигурирует мотив сакрального инцеста, образ мирового яйца, природа и образ творца. Астральные мифы предполагают обращение к астральным символам колеса, колесницы. Изучение солярных мифов невозможно без обращения к мотивам глаза, слепоты, культу металлов, мифологеме солнца. Лунарные мифы дают возможность обратиться к мифологеме лука, к символике мужского и женского начал. Эсхатологические мифы ведут к пониманию христианской апокалиптики и эсхатологического мифотворчества ХХ века. Антропогоническая мифология позволяет обратиться к образу первочеловека, к идее изоморфизма микро- и макромира, к семантике частей тела. Близнечные мифы проясняют образ двойника. Таким образом, классификационная схема позволяет выявить архетипический характер мифотворчества разных народов, выявить «кристаллическую решетку» мифологии.

Раздел «Мифопоэтическая модель мира» дает представление о синхронистическом и диахроническом аспектах мифологии. Основными темами раздела являются: система бинарных оппозиций и символика универсальных знаковых комплексов (судьба, мировое древо, мировая гора, мировая ось, пуп земли, середина мира). Мотив судьбы связан с мотивом пряжи и прядения, символикой нитей судьбы, практикой ритуальных узнаваний. Образы мирового древа, оси, горы выявляют трехчленность мифологической картины мира, ее универсальную «схемность», поливалентность, проявляющуюся в последующих культурных и художественных практиках: архитектурные аналоги горы, идеализация срединных категорий, схемы «ветвления» в инфографи-ке и т. п.

В разделе «Состояния и стихии мира» дается описание двух состояний мира (хаос и космос) и «строительных материалов», из которых конструируется мир (вода, земля, воздух, огонь). Жизнь этих мифологических образов в дальнейшей культуре чрезвычайно богата и разнообразна. Космогонические, этические, зрелищные, представления современного человека основаны на мифологических константах, которые помогают более внятно прочитать разнообразные культурные тексты - от когнитивно-герменевтических обращений к библейской космогонии до зрелищных перверсий современной косметологии. Вода и земля как женские стихии, воздух и огонь как мужские, их собственная амбивалентность втягивают в орбиту исследования важнейшие мотивы связи Природы и Культуры - темы рождения и смерти, мирового потопа, эротизации стихийной жизни и др.

Предметом изучения в разделе «Мифопоэтическое пространство» являются универсальные и специфические характеристики пространства. Пространство рассматривается как Путь в его направленности, отрезках и как совокупность отдельных наиболее значимых «точек». Вертикальная структура пространства представлена как антитеза неба и загробного мира, а горизонтальная структура - как антитеза сакрального центра и

«чужой и страшной» [5, с. 352] периферии. Образ неба позволяет рассматривать разнообразные реалии истории культуры и современности в аспекте мифологической антитезы верха и низа: семантика архитектурных форм (шатер, палатка, купол, плита), головных уборов (тиара, корона, клоунский колпак), этический семантический комплекс неба в литературе и т.п. Образ загробного мира как пространственного низа связан с темой метампсихоза и реинкарнации, антитезами жизни и смерти, погребенного тела и духа, смерти и сна. Загробное путешествие, средства передвижения и персонификации загробного мира, их атрибутика представлены в культуре, литературе не только разнообразно, но часто противоречиво, что вносит дополнительную интригу в процесс их изучения. Как инвариант пути может быть рассмотрена река в ее историко-культурной и языковой семантике. Из отрезков пути выделены мост и лестница, а в качестве пространственных «точек» - перекресток, дом, окно, пещера. Каждая из этих мифологем может быть осмыслена и в соотнесении с реалиями природы и культуры, и метафорически, как образ историко-культурных текстов, симптом художественной системы.

Раздел «Мифологическое время» построен на оппозиции сакрального и эмпирического времени, линейной и циклической временной модели. В разделе рассматриваются образ умирающего и воскресающего бога, мотивы рождения, инцеста, культурная и социальная роль календаря, временной антропоморфизм, этические интерпретации календарных единиц, типы календарных построек, месяцы как часть символических классификационных цепей, зодиак как средство гармонизации времени, поколения как способ временной организации. Особо выделяются оппозиция праздники-будни, праздничные тексты разных традиций, элементы праздничной композиции, карнавал как воплощение календарного праздника.

В разделе «Числа. Геометрические символы» выделены темы мифопоэтических основ и классификационных функций чисел. На материале различных традиций (китайской, пифагорейской) определяются парадигматика и синтагматика чисел, тенденции к гомогенности числового ряда, семантическая специфика отдельных чисел. Для анализа привлекаются «числовые» тексты (кумулятивные и формульные сказки, заговоры, заклинания и др.). Из геометрических символов рассматриваются круг, квадрат, крест, свастика; определяются их синтаксический и трансформационный аспекты функционирования в мифологических и религиозных системах.

Изучение раздела «Металлы и минералы» предполагает обращение к «металлическим» мотивам мифов и сказок, сюжетам о кузнецах. Рассматривается понятие философского камня и символическая интерпретация особо отмеченных в культурной традиции металлов: золото, серебро, медь, свинец, железо. В разных мифологических традициях определяется сакральность драгоценных и полудрагоценных камней, их символика, эстетическая ценность, роль в ритуальной практике; отмечается особая роль жемчуга.

Раздел «Растения» посвящен вегетативному коду культуры. Тематика раздела предусматривает изучение растительных символов универсальной концепции мира, растительных божеств, символику плодородия и символическую интерпретацию наиболее значимых в мифопоэтических традициях растений: береза, дуб, можжевельник, кипарис, осина, ива, смоковница, ель, мох, травы и др. Отдельно рассматриваются мифология леса, цветов, символика элементов растений (корни, листья, ветви, ствол, цветы, плод, зерно, семя).

В разделе «Еда» изучаются функции еды как связующего звена между Природой и Культурой; формирование оппозиции пища-антипища; понятие каннибализма; соотношение элементов пищевого и растительного кодов; персонификация, обожествление и метафоризация еды; особая функция грибов; семантика и типология напитков (живая и мертвая вода, напитки богов, галлюциногенные напитки и др.).

Раздел «Мифопоэтические персонажи» в силу своей обширности имеет несколько подразделов: «Божественные персонажи», «Культурные герои», «Животные», «Птицы», «Насекомые». Вводной к разделу является тема мифологического понимания имени. Имена рассматриваются как наиболее существенная часть мифологической системы, как «свернутый», зашифрованный сюжет; определяются позитивные и вредоносные практики воздействия на имя. Представители пантеона включены в систему соотношений - бог и середина, бог и число, бог и молчание, бог и слово, бог и судьба. Особо значимое место отводится богине-матери, ее созидательно-космогонической, воинствующей,

покровительствующей функциям; мотивам связи богини-матери с горой, водой, бездной, числом «два». Большой интерес представляют атрибуты божеств, сопоставление их в различных мифологических системах: весы, лук и стрелы, система глаз-взгляд-слепота, а также метаморфозы богов и оборот-ничество. Демиургическая функция божества связывает изучение божественных персонажей с темой культурного героя. В типологию культурных героев включены ребенок, пастух, поэт, гончар, кузнец, царь, раб, трикстер. Среди зооморфных персонажей рассматриваются животные, птицы и насекомые, наиболее распространённые в мифопоэтических традициях: бык, лев, конь, лиса, змея, дракон, рыба, орел, ворон, ласточка, петух, волшебные птицы, паук, пчела, муха, божья коровка, муравей и др.

Раздел «Низшая мифология» посвящен духам природы, их «специализациям», функциям, атрибутам. Будучи неисчерпаемо богатой и многообразной, низшая мифология с очевидностью обнаруживает архитипические потребности культуры, определяя универсальные топосы обитания духов (дома, водоемы,

Библиографический список

леса), выстраивая оппозиции добрых и злых духов, определяя им помощников, внешний облик, костюмы, повадки. Низшая мифология непосредственно связывает мифологические истоки культуры с последующими периодами культуры. Именно эти мифологические образы и сюжеты наиболее полно сохранились в сказках, легендах, преданиях. Их поведенческие модели определили практику оберегов, возможные пути «коммуникации» волшебного и реального миров. Низшая мифология практически завершает мифологическую историю, передавая следующим эпохам свое культурное наследие.

Таким образом, специальный курс «Основы мифологии», обращаясь к перечисленным темам, позволяет охватить довольно большой материал; остановиться на наиболее значимых категориях, образах, сюжетах; сопоставить различные мифологические системы и выявить общие структурные характеристики мифологий народов мира и их специфические черты. В целом спецкурс обеспечивает теоретико-культурологический и историко-культурный фундамент для последующего гуманитарного образования, прежде всего - филологического.

1. Барт Р. Мифологии. Москва: Издательство имени Сабашниковых, 2000.

2. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996.

3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Москва: Высшая школа, 1989.

4. Мышьякова Н.М. Мифология. Программные материалы к спецкурсу. Оренбург: ОГПУ, 2004.

5. Топоров В.Н. Путь. Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская энциклопедия, 1982.

References

1. Bart R. Mifologii. Moskva: Izdatel'stvo imeni Sabashnikovyh, 2000.

2. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg: Petropolis, 1996.

3. Veselovskij A.N. Istoricheskaya po'etika. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

4. Mysh'yakova N.M. Mifologiya. Programmnye materialy k speckursu. Orenburg: OGPU, 2004.

5. Toporov V.N. Put'. Mify narodovmira. T. 2. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1982.

Статья поступила в редакцию 02.05.18

УДК 82.01/09

Myshyakova N.M., Cand. of Sciences (Philology), Doctor of Art Criticism, Professor, Russian State Hydrometeorological

University (St. Petersburg, Russia), E-mail: natmih2004@mail.ru

THE INTERACTION OF READING AND STUDYING LITERATURE IN THE LITERATURE COURSE IN SECONDARY SCHOOLS. The article deals with correspondence of reading to the general study of Literature Course in secondary school. It focuses on particular aspects of literature study at school - the changes of the reading process, the motivation for the literature analyses, the language study and the system of genre analyses. The recommendations are introduced in order to create a balanced artistic perception and literature analyses in the school course of literature.

Key words: literature study at school, reading process, literature analyses at school.

Н.М. Мышьякова, канд. филол. наук, д-р искусствоведения, проф., Российский государственный

гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург, Е-mail: natmih2004@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧТЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

В статье рассматривается соотношение чтения и изучения литературы в школе. Акцентируются отдельные проблемные зоны школьного литературоведения: изменение процесса чтения; мотивация литературоведческого анализа; изучение языка и жанрово-родовой специфики литературы. Предлагаются рекомендации, направленные на гармонизацию художественного восприятия и литературоведческого анализа в школе.

Ключевые слова: школьное литературоведение, чтение, теория литературы.

Проблема соотношения чтения и литературоведения в школьном преподавании литературы, несмотря на долгий период обсуждения, все еще остается нерешенной и открытой. Затяжной характер дискуссий, то активизирующихся, то затухающих, указывает на очевидный факт нерасторжимости процессов восприятия и изучения. Органичность этого соединения побуждает искать разнообразные варианты их взаимодействия, адекватные конкретным художественным феноменам.

Наиболее остро проблема обнаруживает себя в аспекте освоения теоретических литературоведческих понятий. Несмотря на различные «углубленные изучения» и специализации, статус школы остается общеобразовательным. Стремление школы подготовить выпускника к будущему специальному образованию вообще представляется спорным. Предпочтительнее было бы выполнить основную школьную задачу на более высоком уровне - дать широкую общекультурную подготовку,

обеспечив фундамент любого профессионального обучения. В области гуманитарного образования, в частности - филологического, это особенно необходимо. Профессиональная склонность гуманитария, его «профпригодность» обеспечивается не столько объемом специального знания, высоким уровнем его выученности, сколько образом жизни, способом ее восприятия и переживания, способностью не к знанию, а пониманию. Профессионализация школьного литературоведения может начинаться задолго до того, как школьникам станет доступна литературоведческая терминология. Существеннее - обнаружить и дать возможность прочувствовать вкус к чтению, любовь к слову.

В школьном литературоведении есть много еще не решенных вопросов соотношения теоретического литературоведения и чтения. Рассмотрим некоторые из них: изменение характера чтения, мотивация литературоведческого анализа, изучение ху-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.