Научная статья на тему 'Культурологические аспекты формирования гражданской позиции молодежи'

Культурологические аспекты формирования гражданской позиции молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ МОЛОДЕЖИ / CIVIL COMPETENCE / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / CULTUROLOGICAL ASPECTS / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / HUMANITARIAN DISCIPLINES / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CIVIC STAND OF YOUTH / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / SOCIAL MATURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталович Ольга Игоревна

В статье представлены различные аспекты понимания гражданской позиции молодежи, характерологические признаки гражданской компетентности, показатели социальной зрелости как социально обусловленного качества личности, как ценностно-целевого компонента ее гражданского воспитания. Выделенные педагогические условия эффективного формирования гражданской позиции личности при изучении гуманитарных дисциплин раскрывают новое направление в становлении личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF CIVIC STAND OF YOUTH

In article the author presented various aspects of understanding of a civic stand of youth, characterologic signs of civil competence, indicators of a social maturity as socially caused quality of the personality as valuable and target component of its civil education. The allocated pedagogical conditions of effective formation of a civic stand of the personality when studying humanitarian disciplines open the new direction in formation of the personality.

Текст научной работы на тему «Культурологические аспекты формирования гражданской позиции молодежи»

УДК 378.035

doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-1-102-105

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ

Шаталович Ольга Игоревна

МОБУ СОШ № 14, Россия, г. Сочи, e-mail: school14@edu.sochi.ru

В статье представлены различные аспекты понимания гражданской позиции молодежи, характерологические признаки гражданской компетентности, показатели социальной зрелости как социально обусловленного качества личности, как ценностно-целевого компонента ее гражданского воспитания. Выделенные педагогические условия эффективного формирования гражданской позиции личности при изучении гуманитарных дисциплин раскрывают новое направление в становлении личности.

Ключевые слова: гражданская позиция молодежи, культурологические аспекты, гуманитарные дисциплины, гражданская компетентность, педагогические условия, социальная зрелость

Социальная активность и гражданская компетентность населения существенным образом определяют решение многих актуальных проблем в жизни страны. Педагогическая и социальная значимость гражданского воспитания молодежи обусловлена его ценностно-целевой и функциональной направленностью по отношению к государству, обществу, к отдельно взятому человеку. Это касается, в первую очередь, воспроизведения определенного типа социальности в конкретном обществе. Проблемы ценностно-целевой направленности и содержания гражданской позиции, подходов к ее формированию средствами современного образования отражают обострение противоречий национального, социального и экономического характера, сопровождающее перемены в нашем обществе, усложнение социальной структуры, усиливающееся влияние глобальных проблем.

В настоящее время адекватно определиться со своими социально-гражданскими установками подрастающему поколению сложно, так как гражданская позиция в своих главных ориентирах представлена нечетко, идеологически неоднозначно задана государством. В современном мире молодежь должна хорошо ориентироваться в социальной сфере, что невозможно без целенаправленного формирования деятельной, адекватно осознанной гражданской позиции, мотивации социальной активности личности. Социокультурная ориентация является основой

для понимания человеком сложных, противоречивых процессов и явлений общественной жизни, создает содержательные предпосылки для нравственного выбора, построения стратегий собственного поведения.

Для уточнения понятия гражданской позиции мы провели теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы и определили, что гражданскую позицию необходимо рассматривать в нескольких аспектах и, прежде всего, как: отношения человека к социокультурной реальности, обусловленные внешними и внутренними факторами; процесс гражданской самоидентификации и гражданского саморазвития человека; интегративный образ жизнедеятельности государства и общества, имеющий единый личностный смысл для всех членов социального сообщества; смыс-лообразующие мотивы, побуждающие к социальной активности; социокультурную ориентацию в общем пространстве гражданского общества.

Мы выделяем следующие характерологические признаки гражданской компетентности: социальная детерминированность, диспозиционная обусловленность, субъективная значимость, ценностно-смысловая устойчивость, проблемно-поисковая ориентированность, рефлексируемость, которые раскрывают сущность гражданской позиции как социально обусловленного качества личности, как ценностно-целевого компонента

ее гражданского воспитания. Гражданская позиция в контексте социализации выполняет такие функции, как: социально-идентифицирующая, ценностно-формирующая, пове-денческо-регулятивная, социально-активизирующая, прогностико-эвристическая, которые и определяют ее педагогический потенциал [1].

Таким образом, нами определено, что сущность и педагогический концепт феномена «гражданская позиция» раскрывают:

1) структурные компоненты: ориента-ционно-ценностный, мотивационно-смысло-образующий, рефлексивно-смыслопреобра-зующий;

2) характерологические признаки: социальная детерминированность, диспозицион-ная обусловленность, субъективная значимость, ценностно-смысловая устойчивость, проблемно-поисковая ориентированность, рефлексируемость;

3) социально-педагогические функции: социально-идентифицирующая, ценностно-формирующая, социально-активизирующая, поведенческо-регулятивная, прогностико-эвристичекая.

Проблема усиления культурологической направленности образования требует поиска новых подходов к решению задач формирования гражданской позиции, в том числе усиления культурологических оснований образования, включая его содержание, методы, педагогические технологии. В целом, можно говорить о гуманизации образовательной сферы и отношений молодежи в межличностной среде. Культурологический подход и гуманизация педагогических отношений создают важные предпосылки для гражданского самоопределения личности, формирования у молодежи нравственных качеств, осмысленной деятельностной позиции.

Практика воспитания показывает, что процесс формирования гражданской позиции имеет серьезные недостатки: отсутствуют четкие целевые ориентиры, нет педагогической координации; в обучении гуманитарным предметам слабо представлен социокультурный контекст, не предусмотрены культурологические межпредметные связи.

Готовность к социокультурной ориентации выступает как обязательная предпосылка осознания личностью своих возможностей и ответственности перед обществом, своего места в социальных процессах. В своей педа-

гогической практике на основе культурологического подхода мы разработали и внедрили систему педагогических целей (как проектно-педагогический эквивалент структурных компонентов гражданской позиции), принципы построения и реализации данного педагогического процесса, приоритетные направления и общую тематику интеграции гуманитарных знаний, педагогическую технологию формирования гражданской позиции [2].

Выделенные нами педагогические условия эффективного формирования гражданской позиции личности при изучении гуманитарных дисциплин включают:

- углубление культурологической направленности содержания гуманитарных предметов;

- усиление культурологической направленности процесса обучения гуманитарным предметам за счет драматизации социально значимых событий и организации учебно-познавательной деятельности;

- использование различных форм группового взаимодействия, создание ситуаций личностного выбора и др.

Мы предусмотрели расширение системы педагогических целей, изменение моделей обучения и общего контекста интеграции содержания гуманитарных знаний, а также применение специальной педагогической технологии. Педагогическое моделирование процесса формирования гражданской позиции личности при изучении гуманитарных дисциплин включает в себя системный, инте-гративный и блочно-модульный подходы. Системный подход позволяет проектировать педагогический процесс формирования гражданской позиции личности. Интегративный подход дополняет позиции и предписания культурологического подхода и служит теоретической основой для успешного решения задач формирования гражданской позиции. Блочно-модульный подход направлен на реализацию межпредметных связей [3].

Считаем, что целостное представление о построении и организации процесса формирования гражданской позиции молодежи дает культурологическая модель данного процесса, включающая проектно-методоло-гический, целеобразующий, содержательно-интегративный, организационно-технологический блоки.

В нашей практической деятельности мы выделили две группы приемов педагогиче-

ской технологии. Первая группа включает приемы обучения культурологическому анализу (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, оценивание, иллюстрация, экстраполяция, обобщение, мысленное моделирование и др.). Вторая группа включает приемы педагогической драматизации - драматизация через противопоставление, смещение акцентов, предъявление общественного образца, принятия и смены ролей, выявление противоречий, гиперболизацию, смещение перспектив и др. Особая роль в педагогическом инструментарии отводится ситуации личностного выбора, которую характеризуют социокультурная контекстность, событийность, проблемность, ценностно-ролевое самопроявление, эмоциональная окрашенность. Такие ситуации применимы в гуманитарных дисциплинах в различных формах организации учебно-познавательной деятельности - игровой, дискуссионной, проектной и др.

В практике обучения гуманитарным приемам целесообразно применять три типа культуролого-педагогических последовательностей. Первый тип КПП актуализирует механизмы гражданской позиции с опорой на доминирующие элементы: распознавание (социокультурная ориентация), позиционирование (гражданская амоидентификация), самоанализ (ценностно-смысловая саморегуляция).

Второй тип КПП - с опорой на распознавание - оценивание (социокультурная ориентация), позиционирование - моделирование (гражданская самоидентификация), самоанализ - самоконтроль (ценностно-смысловая саморегуляция).

Третий тип КПП - с опорой на все структурные элементы гражданской пози-

ции: распознавание - оценивание - преобразование (социокультурная ориентация), позиционирование - моделирование - самопрезентация (гражданская самоидентификация), самоанализ - самоконтроль - самокоррекция (ценностно-смысловое саморегулирование).

Культурологическая модель процесса формирования гражданской позиции личности в условиях обучения гуманитарным дисциплинам показала свою эффективность в нашей опытной работе.

Литература

1. Шаталович О. И. Культурологическая направленность процесса формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сочи, 2007. С. 18.

2. Панкова Т. А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 111-114.

3. Савотина Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002. № 4. С. 39-44.

References

1. Shatalovich O. I. Kul'turologicheskaya na-pravlennost' protsessa formirovaniya grazhdanskoj pozitsii shkol'nikov v obuchenii gumanitarnym predmetam [Culturological orientation of process of formation of a civic stand of school students in training in humanitarian objects]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Sochi, 2007.

2. Pankova T. А. O stanovlenii nravstvennykh i grazhdanskikh pozitsij shkol'nikov [About formation of moral and civic stands of school students] // Sotsi-ologicheskiye issledovaniya. 2002. № 5. S. 111-114.

3. Savotina N.A. Grazhdanskoye vospitaniye: traditsii i sovremennye trebovaniya [Civil education: traditions and modern requirements] // Pedagogika. 2002. № 4. S. 39-44.

* * *

CULTUROLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF CIVIC STAND OF YOUTH

Shatalovich Olga Igorevna

MEBI SGS № 14 , Russia, Sochi, e-mail: school14@edu.sochi.ru

In article the author presented various aspects of understanding of a civic stand of youth, charac-terologic signs of civil competence, indicators of a social maturity as socially caused quality of the personality as valuable and target component of its civil education. The allocated pedagogical conditions of effective formation of a civic stand of the personality when studying humanitarian disciplines open the new direction in formation of the personality.

Key words: civic stand of youth, culturological aspects, humanitarian disciplines, civil competence, pedagogical conditions, social maturity

Об авторе:

Шаталович Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, директор МОБУ СОШ № 14 г. Сочи About the author:

Shatalovich Olga Igorevna, Candidate of Pedagogics, Director of MEBI SGS № 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.