УДК 378.035
doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-1-102-105
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ
Шаталович Ольга Игоревна
МОБУ СОШ № 14, Россия, г. Сочи, e-mail: [email protected]
В статье представлены различные аспекты понимания гражданской позиции молодежи, характерологические признаки гражданской компетентности, показатели социальной зрелости как социально обусловленного качества личности, как ценностно-целевого компонента ее гражданского воспитания. Выделенные педагогические условия эффективного формирования гражданской позиции личности при изучении гуманитарных дисциплин раскрывают новое направление в становлении личности.
Ключевые слова: гражданская позиция молодежи, культурологические аспекты, гуманитарные дисциплины, гражданская компетентность, педагогические условия, социальная зрелость
Социальная активность и гражданская компетентность населения существенным образом определяют решение многих актуальных проблем в жизни страны. Педагогическая и социальная значимость гражданского воспитания молодежи обусловлена его ценностно-целевой и функциональной направленностью по отношению к государству, обществу, к отдельно взятому человеку. Это касается, в первую очередь, воспроизведения определенного типа социальности в конкретном обществе. Проблемы ценностно-целевой направленности и содержания гражданской позиции, подходов к ее формированию средствами современного образования отражают обострение противоречий национального, социального и экономического характера, сопровождающее перемены в нашем обществе, усложнение социальной структуры, усиливающееся влияние глобальных проблем.
В настоящее время адекватно определиться со своими социально-гражданскими установками подрастающему поколению сложно, так как гражданская позиция в своих главных ориентирах представлена нечетко, идеологически неоднозначно задана государством. В современном мире молодежь должна хорошо ориентироваться в социальной сфере, что невозможно без целенаправленного формирования деятельной, адекватно осознанной гражданской позиции, мотивации социальной активности личности. Социокультурная ориентация является основой
для понимания человеком сложных, противоречивых процессов и явлений общественной жизни, создает содержательные предпосылки для нравственного выбора, построения стратегий собственного поведения.
Для уточнения понятия гражданской позиции мы провели теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы и определили, что гражданскую позицию необходимо рассматривать в нескольких аспектах и, прежде всего, как: отношения человека к социокультурной реальности, обусловленные внешними и внутренними факторами; процесс гражданской самоидентификации и гражданского саморазвития человека; интегративный образ жизнедеятельности государства и общества, имеющий единый личностный смысл для всех членов социального сообщества; смыс-лообразующие мотивы, побуждающие к социальной активности; социокультурную ориентацию в общем пространстве гражданского общества.
Мы выделяем следующие характерологические признаки гражданской компетентности: социальная детерминированность, диспозиционная обусловленность, субъективная значимость, ценностно-смысловая устойчивость, проблемно-поисковая ориентированность, рефлексируемость, которые раскрывают сущность гражданской позиции как социально обусловленного качества личности, как ценностно-целевого компонента
ее гражданского воспитания. Гражданская позиция в контексте социализации выполняет такие функции, как: социально-идентифицирующая, ценностно-формирующая, пове-денческо-регулятивная, социально-активизирующая, прогностико-эвристическая, которые и определяют ее педагогический потенциал [1].
Таким образом, нами определено, что сущность и педагогический концепт феномена «гражданская позиция» раскрывают:
1) структурные компоненты: ориента-ционно-ценностный, мотивационно-смысло-образующий, рефлексивно-смыслопреобра-зующий;
2) характерологические признаки: социальная детерминированность, диспозицион-ная обусловленность, субъективная значимость, ценностно-смысловая устойчивость, проблемно-поисковая ориентированность, рефлексируемость;
3) социально-педагогические функции: социально-идентифицирующая, ценностно-формирующая, социально-активизирующая, поведенческо-регулятивная, прогностико-эвристичекая.
Проблема усиления культурологической направленности образования требует поиска новых подходов к решению задач формирования гражданской позиции, в том числе усиления культурологических оснований образования, включая его содержание, методы, педагогические технологии. В целом, можно говорить о гуманизации образовательной сферы и отношений молодежи в межличностной среде. Культурологический подход и гуманизация педагогических отношений создают важные предпосылки для гражданского самоопределения личности, формирования у молодежи нравственных качеств, осмысленной деятельностной позиции.
Практика воспитания показывает, что процесс формирования гражданской позиции имеет серьезные недостатки: отсутствуют четкие целевые ориентиры, нет педагогической координации; в обучении гуманитарным предметам слабо представлен социокультурный контекст, не предусмотрены культурологические межпредметные связи.
Готовность к социокультурной ориентации выступает как обязательная предпосылка осознания личностью своих возможностей и ответственности перед обществом, своего места в социальных процессах. В своей педа-
гогической практике на основе культурологического подхода мы разработали и внедрили систему педагогических целей (как проектно-педагогический эквивалент структурных компонентов гражданской позиции), принципы построения и реализации данного педагогического процесса, приоритетные направления и общую тематику интеграции гуманитарных знаний, педагогическую технологию формирования гражданской позиции [2].
Выделенные нами педагогические условия эффективного формирования гражданской позиции личности при изучении гуманитарных дисциплин включают:
- углубление культурологической направленности содержания гуманитарных предметов;
- усиление культурологической направленности процесса обучения гуманитарным предметам за счет драматизации социально значимых событий и организации учебно-познавательной деятельности;
- использование различных форм группового взаимодействия, создание ситуаций личностного выбора и др.
Мы предусмотрели расширение системы педагогических целей, изменение моделей обучения и общего контекста интеграции содержания гуманитарных знаний, а также применение специальной педагогической технологии. Педагогическое моделирование процесса формирования гражданской позиции личности при изучении гуманитарных дисциплин включает в себя системный, инте-гративный и блочно-модульный подходы. Системный подход позволяет проектировать педагогический процесс формирования гражданской позиции личности. Интегративный подход дополняет позиции и предписания культурологического подхода и служит теоретической основой для успешного решения задач формирования гражданской позиции. Блочно-модульный подход направлен на реализацию межпредметных связей [3].
Считаем, что целостное представление о построении и организации процесса формирования гражданской позиции молодежи дает культурологическая модель данного процесса, включающая проектно-методоло-гический, целеобразующий, содержательно-интегративный, организационно-технологический блоки.
В нашей практической деятельности мы выделили две группы приемов педагогиче-
ской технологии. Первая группа включает приемы обучения культурологическому анализу (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, оценивание, иллюстрация, экстраполяция, обобщение, мысленное моделирование и др.). Вторая группа включает приемы педагогической драматизации - драматизация через противопоставление, смещение акцентов, предъявление общественного образца, принятия и смены ролей, выявление противоречий, гиперболизацию, смещение перспектив и др. Особая роль в педагогическом инструментарии отводится ситуации личностного выбора, которую характеризуют социокультурная контекстность, событийность, проблемность, ценностно-ролевое самопроявление, эмоциональная окрашенность. Такие ситуации применимы в гуманитарных дисциплинах в различных формах организации учебно-познавательной деятельности - игровой, дискуссионной, проектной и др.
В практике обучения гуманитарным приемам целесообразно применять три типа культуролого-педагогических последовательностей. Первый тип КПП актуализирует механизмы гражданской позиции с опорой на доминирующие элементы: распознавание (социокультурная ориентация), позиционирование (гражданская амоидентификация), самоанализ (ценностно-смысловая саморегуляция).
Второй тип КПП - с опорой на распознавание - оценивание (социокультурная ориентация), позиционирование - моделирование (гражданская самоидентификация), самоанализ - самоконтроль (ценностно-смысловая саморегуляция).
Третий тип КПП - с опорой на все структурные элементы гражданской пози-
ции: распознавание - оценивание - преобразование (социокультурная ориентация), позиционирование - моделирование - самопрезентация (гражданская самоидентификация), самоанализ - самоконтроль - самокоррекция (ценностно-смысловое саморегулирование).
Культурологическая модель процесса формирования гражданской позиции личности в условиях обучения гуманитарным дисциплинам показала свою эффективность в нашей опытной работе.
Литература
1. Шаталович О. И. Культурологическая направленность процесса формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сочи, 2007. С. 18.
2. Панкова Т. А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 111-114.
3. Савотина Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002. № 4. С. 39-44.
References
1. Shatalovich O. I. Kul'turologicheskaya na-pravlennost' protsessa formirovaniya grazhdanskoj pozitsii shkol'nikov v obuchenii gumanitarnym predmetam [Culturological orientation of process of formation of a civic stand of school students in training in humanitarian objects]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Sochi, 2007.
2. Pankova T. А. O stanovlenii nravstvennykh i grazhdanskikh pozitsij shkol'nikov [About formation of moral and civic stands of school students] // Sotsi-ologicheskiye issledovaniya. 2002. № 5. S. 111-114.
3. Savotina N.A. Grazhdanskoye vospitaniye: traditsii i sovremennye trebovaniya [Civil education: traditions and modern requirements] // Pedagogika. 2002. № 4. S. 39-44.
* * *
CULTUROLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF CIVIC STAND OF YOUTH
Shatalovich Olga Igorevna
MEBI SGS № 14 , Russia, Sochi, e-mail: [email protected]
In article the author presented various aspects of understanding of a civic stand of youth, charac-terologic signs of civil competence, indicators of a social maturity as socially caused quality of the personality as valuable and target component of its civil education. The allocated pedagogical conditions of effective formation of a civic stand of the personality when studying humanitarian disciplines open the new direction in formation of the personality.
Key words: civic stand of youth, culturological aspects, humanitarian disciplines, civil competence, pedagogical conditions, social maturity
Об авторе:
Шаталович Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, директор МОБУ СОШ № 14 г. Сочи About the author:
Shatalovich Olga Igorevna, Candidate of Pedagogics, Director of MEBI SGS № 14