84 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ Серия Философия. Социология. Право.
2016. № 10(231). Выпуск 36
УДК 304.4
КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ CULTURAL PROCESS: HISTORICAL PATHS OF DEVELOPMENT
С.И. Курганский 1, Ю.В. Бовкунова 2 S.I. Kurgansky, Y.V. Bovkunova
'Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области, Россия, 308000, Белгород, Соборная площадь, 4 2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Department of Internal and personnel policies of the Belgorod region, 4 Sobornaya Sq, Belgorod, 308000, Russia Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация. Определить именно человека в качестве подлинного субъекта современной культуры -значит осуществить процесс гуманизации всех сфер жизни нашего общества. Безусловно, культурный процесс в данном случае сам является главным творческим фактором обновления, возрождения духовности личности. Мы рассматриваем и анализируем культурный процесс с относительно новой, нетрадиционной позиции, включая в это понятие не только явления, которые непосредственно связаны с духовными аспектами, творчеством, но и обширные сферы жизнедеятельности личности: бытовые традиции, привычки, экологическую культуру, межличностные отношения, религиозные чувства, предпринимательскую деятельность.
Resume. To define the person as the original subject of modern culture-means to carry out process of a hu-manization of all spheres of life of our society. Certainly, cultural process itself in this case is the main creative factor of updating, revival of spirituality of the personality. We consider and we analyze cultural process from rather new, nonconventional position, including in this concept not only the phenomena which are directly connected with spiritual aspects, creativity, but also extensive spheres of activity of the personality: household traditions, habits, ecological culture, interpersonal relations, religious feelings, business activity.
Ключевые слова: культурный процесс, общечеловеческие ценности, ментальность.
Keywords: cultural process, universal values, mentality.
Поиски нового качества принципов современного культурного процесса обусловлены новой социокультурной ситуацией, заключающейся в необходимости утверждения человека в качестве самодовлеющей, высшей, главной ценности жизни.
Определить именно человека в качестве подлинного субъекта современной культуры - значит осуществить процесс гуманизации всех сфер жизни нашего общества. Безусловно, культурный процесс в данном случае сам является главным творческим фактором обновления, возрождения духовности личности. Мы рассматриваем и анализируем культурный процесс с относительно новой, нетрадиционной позиции, включая в это понятие не только явления, которые непосредственно связаны с духовными аспектами, творчеством, но и обширные сферы жизнедеятельности личности: бытовые традиции, привычки, экологическую культуру, межличностные отношения, религиозные чувства, предпринимательскую деятельность и т.д.
Именно культурный процесс, по нашему мнению, должен плотно заполнить всю ткань общественного сознания человека. Однако наши представления о культурном процессе зачастую остаются сужеными, упрощенными и сводятся к сугубо практической деятельности, функционированию учреждений сферы культуры, сценической и концертной деятельности.
Нельзя забывать, что на протяжении многих десятилетий нашей истории культурный процесс в нашей стране был втиснут в прокрустово ложе вульгарно-догматических принципов коммунистической идеологии, так называемого «социалистического реализма». Подчинение догме, умозрительной схеме породило в обществе множество несвобод, привело к деформированию кул ь-турного процесса, искажению его гуманистической сути, когда сам человек был отодвинут на второй план. Партийность, классовый подход приобрели приоритетную роль по отношению к творческой, художественной стороне культурного процесса, что приводило к снижению художественного уровня, ограничению свободы художника, тенденциозности творчества и нивелировке личностного начала. Прямолинейность, дидактичность пролетарского творчества стала нормой, узаконенной реальностью. Игнорировалась специфика художественного творчества, упрощенно и схематично понимался культурный процесс, а художественное произведение представлялось прежде всего вы-
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
ражением партийных позиций и политических взглядов, что, безусловно, ограничивало творческую свободу.
Смешение принципов политической идеологии со специфическими чертами, присущими культурному процессу, препятствуют его полноценному функционированию, приводят к деформации и искажению сути последнего. Личностные пристрастия, традиции, творческие интуиции, спонтанные находки, полет фантазии - все это имеет для культурного процесса первостепенное значение. Но с первых же дней Советской власти происходило директивное, нажимное вытеснение многоцветной, богатой исконными традициями народной культуры монокультурой, громко называвшей себя революционной. Творческие поиски концентрировались на отражении в произведениях искусства лишь особого пролетарского мира, что ярко проявилось в тенденциозности пролетарской культуры, снижении художественного уровня, утрате духовности.
В результате произошел разрыв исконно сложившихся культурных связей, стало проявляться несоответствие общественных и культурных стадий в развитии общества. Вопреки логике общественного развития, социальная стадия оказалась по времени более длительной, поглотила, растворила в себе стадию культурную, что привело к такому положению, когда человек оказался носителем ложных культурных стереотипов, искаженных ценностей. Поэтому очевидно, что культурный процесс долгое время был ориентирован на воплощение неких наперед заданных классовых идеалов, стал отходить от реальной жизни и, что наиболее негативно, из него выхолащивалось понятие личности.
Именно поэтому сразу после крушения коммунистической идеологии важнейшим принципом полноценного функционирования культурного процесса стало усиление в нем индивидуально-личностного начала. Поскольку мы расширяем круг явлений и понятий, входящих в культурный процесс, то индивидуальное начало, личностный подход лежат сегодня в основе таких сфер жизнедеятельности человека, как бытовые традиции, общение, деятельность в области народных промыслов, фольклора, религиозных практик, классического искусства, а также в сфере предпринимательства.
Культурный же процесс в контексте старой советской парадигмы рассматривался как технология деятельности некоего обобщенного, совокупного, а потому обезличенного человечества. Тогда как, начиная с 90-х годов прошлого столетия и по сегодняшний день, важным и новым является то, что познавательный интерес индивида - творца культуры - направлен, прежде всего, на ценностно-смысловые параметры человеческой культурной деятельности в ее индивидуализированном варианте. Главное достижение первого постсоветского десятилетия - именно преодоление, так называемого, объективного подхода в понимании и оценке явлений культурного прогресса. На смену этой устаревшей парадигме пришел такой принцип освоения культуры, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, ведь именно они составляют основу человеческой индивидуальности, ощущения личностного начала, собственного «Я» человека, осознания своей оригинальности и самоценности.
Однако следует отметить, что постсоветское 25-летие для развития культурного процесса в нашей стране было отнюдь не безоблачным. Процессы глобализации, затронувшие и российский культурный социум, не могли не отразиться в негативном ключе на понимании культурного строительства современной жизни. Глобализация, собственно, запускает тот же разрушительный процесс, что и советизация, выхолащивая из искусства личность, обезличивая и унифицируя все составляющие культурного процесса. Засилие массовой культуры не только в нашей стране, но и во всем мире, приводит к дегуманизации социокультурного процесса, превращает его в потребительскую жвачку, одинаковую по содержанию и вкусу, лишь для удорожания потребительской стоимости завернутую в красивую обертку. Существует опасность окончательного превращения культурного процесса, как и самой культуры в целом, в рынок, что, в свою очередь приведет к тому, что сугубо утилитарный интерес, актуализация определенной жизненной ситуации, текущего момента, способ поведения в конкретных обстоятельствах могут вступить в противоречие с общечеловеческими ценностями. Усвоение глобальных ценностей рынка может в какой-то мере и на определенном этапе ограничить, сузить конкретную сферу деятельности личности в культуре. Ценности мультикультурализма, «плавильных котлов» цивилизаций в последнее время принято смешивать с ценностями общечеловеческими, но это, на наш взгляд, в корне неверный подход. Обладание ценностями своей народной культуры без смешивания их с основами других культур, безусловно, при понимании и принятии этих ценностей делает культурный процесс и человека как его творца наиболее неуязвимым к навязыванию извне чуждых стереотипов поведения, уберегает ментальную структуру личности и социума в целом от разрушения и гибели.
Все это очищает от наслоения ложных стереотипов во взглядах, привычках, поведении и в конечном счете служит сохранению человеческого начала в человеке, способствует осознанию и развитию в себе самом чувства внутренней свободы, являющейся, по нашему мнению, главной общечеловеческой ценностью, интегрирующей все остальные. Только в условиях свободы, а не навязанных извне социокультурных установок, может развиваться человеческая личность.
Поскольку на различных исторических этапах совокупность определенных понятий, входящих в круг общечеловеческих ценностей, выдвигалась в число ведущих и более значимых по отношению к другим, то весьма любопытно определить, какие из них наиболее значимы, приоритетны сегодня.
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
Думается, что все более ускоряющийся ритм жизни, привел к дефициту такого понятия, как общение, без которого немыслима свобода личности. Именно взаимоотношение, общение между людьми является главной сущностью человека, именно живое общение, а не через глобальные социальные сети. Поэтому сегодня актуально найти пути, каким образом через структуру культурного процесса, практическую деятельность учреждений культуры и искусства помочь человеку реализовать свое извечное, однако несколько утраченное или деформированное сегодня, стремление к общению. К тому же и художник не будет в состоянии отразить все многообразие окружающего мира, если не осознает и не воспримет очевидный факт того, что человеческое общение, как таковое, составляет один из предметов искусства, стержень культурного процесса.
Такое творческое общение и олицетворяет, и в высшей степени венчает собой процесс воплощения в человеке человеческого, иначе говоря, процесс «очеловечивания».
В этом процессе чрезвычайно важную роль играют такие вечные и многозначащие для человека проблемы, как сохранение народных традиций, являющихся средством передачи через поколения народного опыта, усвоения общечеловеческих ценностей. Издревле именно народные традиции определяли быт людей, их социальную и индивидуальную жизнь. Усваивая их, личность полнее и глубже познает духовные истоки культурного прогресса, неповторимую самобытность народного творчества.
На данном этапе ощущается, к каким последствиям привел разрыв этих традиций, уничтожение условий для их формирования, возникновение искусственных, ложных традиций и какие негативные последствия это вызвало в реализации личностного потенциала молодежи. Ошибочная ориентация традиционного народного творчества, художественной самодеятельности на сугубо сценическую, концертную деятельность привела к утрате общечеловеческого смысла этого рода культурной деятельности, снижению числа участников самодеятельных творческих коллективов либо к подмене аутентичного народного творчества поделками низкого качества.
Еще один путь возрождения бытования в личностном сознании каждого индивида общечеловеческих культурных ценностей - это получающий все большее развитие в современном культурном процессе - художественный плюрализм. Нет ничего более противоестественного, чем искусственное отторжение, сдерживание какого-либо течения или направления, будь то «старое» или «авангард», необходимо сосуществование различных культурных потоков, в которых могут быть реализованы такие общечеловеческие понятия, как свобода художника, диапазон его творческого общения, опора в быту и творчестве на многообразие народных традиций. Именно на таком пути взаимодействия, но не ассимиляции культур, и складывается культура общечеловеческая, единая в своем многообразии.
Еще одна грань обозначенной нами проблемы - религиозная культура. Сегодня религиозная вера, ее культура вносят заметный и важный оттенок в духовную жизнь общества, обогащая ее теми ценностями общечеловеческой морали, которая заключена в традиционных религиях: христианстве, буддизме, исламе, иудаизме. Здесь подчеркнем: именно в традиционных. Все формы сектантства, фундаментализма, агрессивного исламизма неприемлемы для адекватного развития современного культурного процесса. Более того, они разрушающе воздействуют на ментальные установки личности, любая религиозная истерия приводит к ксенофобии, экстремизму, международному терроризму и войнам. Примеров тому множество: в частности, события, связанные с разрушением исторического и культурного наследия религиозными фанатиками-экстремистами в Сирии, Ираке, Афганистане.
Учитывая современные общественные процессы, возможно ввести в парадигму культурного процесса такие понятия, как право, товарно-рыночное производство, частная собственность, предпринимательство. Коммерческие учреждения культуры занимают свою особую нишу в формировании современной социокультурной ситуации. Конечно же, большинство из них являются проводниками современной массовой культуры, однако многие уже отходят от сугубо утилитарного и потребительского отношения к культурному процессу.
Расширив палитру культурного процесса, включив в него новые аспекты, помимо сугубо духовного творчества и введя в сферу общечеловеческих ценностей новые и нетрадиционные явл е-ния экономической и социальной жизнедеятельности человека, мы тем самым цементируем и на новом уровне делаем смычку понятий «культурный процесс» и «общечеловеческие ценности», прочно и окончательно возведя последние в ранг главного императива современного культурного процесса.
В настоящий момент, можно отметить, что учреждения культуры, изначально формировавшиеся как сугубо идеологические институты, к концу ХХ века оказались отторгнутыми от социокультурных запросов населения. Только вступив на путь преобразования своего функционального назначения, учреждения культуры оказались втянуты в водоворот рыночных отношений, пошли по пути коммерциализации своей деятельности, однако вплоть до 10-х годов нынешнего столетия реальных глобальных изменений в деятельности учреждений культуры не наблюдалось, они все так же не могли в полном объеме удовлетворить реальные запросы населения, став органичной частью культурного процесса. И это несмотря на активизацию процесса децентрализации культуры, предоставление творческим объединениям, союзам, на основе принципов художественного плюрализма, полной самостоятельности в выборе форм и методов работы.
Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36
Безусловно, сделано очень многое. Так, например, централизованные библиотечные системы расширили сеть нестационарного библиотечного обслуживания через пункты выдачи, выездные читальные залы, наиболее трудоемкие информационные услуги оплачиваются, созданы специализированные библиотеки, направленные на обслуживание определенных групп читателей и тематику их запросов, в учреждениях культуры созданы социологические, маркетинговые службы. Концертные и театральные организации в рамках проектной деятельности в целях обеспечения равной доступности населению культурных благ осуществляют гастрольную деятельность, даже в самых отдаленных уголках регионов. Развиваются учебные заведения сферы искусств и культуры, где в качестве учебных курсов введено изучение и духовной музыки, и истории религии, и клерикальной литературы, учитывая их непреходящую культурную ценность, проведена работа по выявлению мастеров, умельцев традиционных и уникальных видов народного творчества для передачи путем организации Домов ремесел и студий народного творчества их опыта подрастающему поколению. Кроме того, уже достаточно давно учреждения культуры имеют право самостоятельно утверждать штатное расписание и устанавливать должностные оклады, чтобы эффективнее осуществлять подбор нужных квалифицированных кадров.
При всем этом развитие культурного процесса требует непрестанного внимания и координации. Следует продолжать работу по реализации нового качества принципов организации культурного процесса, создавать условия для создания и развития новых клубных объединений по интересам, творческих мастерских, некоммерческих творческих союзов граждан. Возможно, создание условий для межличностного общения граждан: кафе в библиотеках и пр.
Таким образом, очевидно, что, несмотря на заметные достижения, теоретическое и конкретно-социологическое исследование состояния культурного процесса и поиска в нем нового качества принципов, дальнейшая переориентация в работе учреждений культуры в современных условиях сопряжены с целым рядом определенных трудностей.
Их разрешение станет дальнейшим направлением научной и практической работы, связанной с уже конкретным определением и классификацией принципов современной культуры в политическом процессе, выявлением здесь различных потоков национальных культур, с выяснением практических путей и мер, направленных на своевременное противодействие глобальным вызовам в сфере культуры, а также на обеспечение включенности и готовности работников культуры строить свою деятельность с учетом приоритета общечеловеческих культурных ценностей на основе сохранения народной культуры.