УДК 172
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
TRADITIONAL CULTURE: THE RELIGIOUS-ETHICAL BASIS
И.М. Невлева, Т.А. Сережко, Ж.С. Кохан I.M. Nevleva, T.A. Serezhko, Z.S. Kokhan
Белгородский университет кооперации экономики и права, Россия, 308023, Белгород, ул. Садовая, 116а
Belgorod University of Cooperation of Economics and Law, 116a Sadovaуa St., Belgorod, 308023, Russia
E-mail: [email protected]^[email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу религиозно-этических основ традиционной культуры, как актуальной проблеме современного российского общества, пребывающего в ситуации духовного кризиса. Предметом исследования является выявление основных аспектов взаимодействия религии и традиционной культуры современной России. Автор ставит целью раскрыть сущность и функции религии как базисного элемента традиционной культуры. Основу исследования составляют сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-культурный методы, а также принцип философско-культурологической реконструкции. Результаты работы заключаются в том, что автор определяет религию как культуротворческий механизм, открывающий человеку смысложизненные горизонты. Религия проявляет себя, главным образом, в процессе культурообразования как фактор культурной преемственности и в этом смысле имеет «консервирующее» значение в традиционной культуре. Автором утверждается, что религия способна определяющим образом воздействовать на формирование российской национально-культурной идентичности, на развитие традиционной культуру нашей страны в пространстве мировой цивилизации. Результаты исследования могут быть использованы в сфере социального проектирования и прогнозирования.
Abstract
This article analyzes the religious and ethical foundations of traditional culture as an actual problem of modern Russian society, staying in the situation of a spiritual crisis. The subject of the study is to identify the main aspects of the interaction of religion and traditional culture of modern Russia. The author aims to reveal the nature and function of religion as a basic element of culture. The basis of the study constitute comparative-historical, problem-chronological historical and cultural practices, as well as the principle of the philosophical and cultural urological reconstruction. The results concluded that the author defines religion as kulturotvorcheskoj mechanism that opens the horizons of human meaning of life. Religion manifests itself mainly in the kulturoobrazovaniya as a factor of cultural continuity and in this sense has a "preservative" in the traditional culture value. The author argues that religion is a fundamental principle of culture is able to decisively influence the formation of the Russian national and cultural identity, on the development of the traditional culture of our country in the space of world civilization. Results of the study can be used in social planning and forecasting.
Ключевые слова: культура, религия, традиционная культура, система ценностей, Православие. Keywords: culture, religion, traditional culture, values, Orthodoxy.
В современных условиях глобального кризиса вопрос о роли религии в системе традиционной культуры актуализируется. Религия как фундаментальный элемент культуры, обретает важнейшее значение именно в кризисные времена, принимая на себя функцию существенного фактора стабильности общества [12, с.46]. В настоящее время
роль религии в российском обществе возрастает, практически нет ни одной области, где бы ни осуществлялось влияние религии и Церкви. Значение религии в разнообразных ее аспектах очень важно для решения проблем современного общества на демографическом, образовательном, культурном и других уровнях.
В научной литературе существует многообразие определений религии как культурного явления, одной из основных областей духовной культуры. «Религия становится частью культурного универсума и синтезирует внутри себя определенные явления других областей культурной жизни» [15, с.42].
Религия появилась синхронно с формированием и развитием общества и его культуры. «Религия - один из способов жизнедеятельности людей и элемент мировоззрения, связанные с признанием существования сверхъестественных явлений и возможности человека духовно взаимодействовать с ними. Религия составляет неотъемлемую часть жизни большого числа людей. Она характеризует уровень, содержание и направленность мировоззрения целых сообществ, особенности образа жизни и деятельности» [15, с.157].
Подчеркнем, что понятия «религия» и «культура» органично связаны между собой. «Все без исключения проявления религии включены в реальную культуру» [2, с.89]. «Религия - генотип культуры» [13, с.114]. Она способствует закреплению в обществе наиболее ценных культурных ориентиров, образцов поведения и передаче их последующим поколениям.
Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности; имеет способность, сохранять и передавать духовные ценности, духовный опыт человечества. Развитие и формирование культуры осуществляется под существенным влиянием религии, культура имеет религиозные основы. Как отмечают И.М. Невлева и Ж.С. Кохан, «Культура является транслятором социального опыта, социализатором личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, содержащая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему» [11, с.180].
Религия выступает первоосновой культуры, она оперирует представлениями, установками, сплачивает народы и нации. Ценности и нормы религии воспринимаются сообществом верующих по средствам оценок, жизненных целей и смыслов. Содержание культурных ценностей формируется на базе религиозного сознания. Система ценностей образуется вокруг религиозного мировоззрения, наполнена соответствующими образами и представлениями [3].
Следует отметить, что религия и традиционная культура имеют общую цель -духовное совершенствование человека. В этом отношении они равноправны. Отличие между культурой и религией заключается лишь в способах самого совершенствования: культура развивает сознательную часть в человеке, способность воспринимать и оценивать мир в рамках разума; религия развивает интуитивную, чувственную способность человека, устанавливает способ познания мира на основе веры.
Взаимосвязь религии и традиционной культуры заключается в том, что перед ними стоит аналогичная задача - влияние на сознание и поведение человека. Религия -специфическая культуротворческая сила, открывающая человеку жизненные и смысловые горизонты, что неизбежно приводит к трансформации норм поведения, философских идей, художественных форм.
На протяжении длительной истории человечества и общества осуществляется синхронное отражение культурных форм с их религиозным содержанием. Религия выступает носителем культурных ценностей, важнейшим элементом любой культуры. Известный русский философ Н. А. Бердяев пишет: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура - благородного происхождения.
Ей передается иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы» [4, с.248].
Все религии мира имеют единые корни и одинаково участвуют в формировании и становлении культуры своего народа. Священные и вероучительные книги содержат общечеловеческие ценности культуры, нравственности и морали. Эти ценности выступают центром культуры каждого народа, каждой нации. Так, И.А. Ильин, рассматривая традиционную культуру, отмечает значение духовности не только у отдельного человека, но и у целых народов, складывается национально-однородный духовный акт, обусловленный особенностями истории, культуры, права, языка, вероучений [7].
Так, христианская вера сформировала картину мира древнерусского человека. В центре ее находились представления об отношениях Бога и человека. В русскую культуру органично вошло представление о любви как о силе, доминирующей в жизни людей и в их отношениях с Богом и между собой. Важнейшая для христианской веры идея личного спасения ориентировала человека на самосовершенствование и способствовала развитию индивидуальной творческой деятельности.
Как справедливо утверждает К.Г. Соколовский, «...вера выступает неким гарантом культурного возрождения человека. Причем именно духовная культура выступает движителем развития таких базовых феноменов, как мораль, искусство, этика, право и др. Одновременно она является критерием степени развития человека и цивилизации, ключевым условием созидательного потенциала личности и самобытности той или иной общинности» [16, с.151].
Религиозное мировоззрение обуславливает критерии, идеалы, с позиции которых осмысливаются человек, мир, общество. Самоидентификация посредством религии в процессе социальной модернизации, когда осуществляются стержневые модификации во всех сферах общества, приобретает особое значение, так как дает возможность человеку найти свое место в жизни. По утверждению Н.А. Бердяева, именно культуре принадлежит духовный примат в общественной жизни. О состоянии общества можно судить по состоянию его культуры [4, с.246]. Так, «Русская культура и стала душой России, сформировала ее лицо, ее духовный облик. Не отличаясь, на наш взгляд, особым цивилизационным талантом, русский национальный гений с наибольшей яркостью выявил себя именно в сфере духовно-культурного творчества» [14, с. 440-441].
Каждая культурная ценность связана с религиозной ценностью: «Всякая великая религия содержит в себе и открывает некоторую систему ценностей» [5, с.75]. Исследователями религиозной философии Вл. Соловьева, приводятся его слова о русском народе: «такой народ не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а только сообщить живую душу, дать жизнь и цельность разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с вечным божественным началом» [6, с.196].
Следует учитывать, что в процессе формирования национальной идеи, именно православная религия является культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная культура - это литература, иконография, архитектурные традиции, гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, прикладное искусство (богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения) -живая традиция. «Религиозная практика (опыт) является связующим звеном между религией и культурой» [8, с.178-179].
Православная культура обусловила самобытность России в мировом сообществе. Огромная часть национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта, народного творчества, искусства и т.д. принадлежат православной культуре или несут ее отпечаток. Православие пропитало российскую ментальность, духовный опыт русского народа, и не могло не
сохраниться в культурно-исторических памятниках, в биографиях выдающихся деятелей науки и культуры, в уголках народной памяти и народного творчества.
Духовно-нравственный компонент православия выступает главной составляющей российского менталитета и русской традиционной культуры - пишет в своей монографии Т.А. Сережко [10]. Православие - духовное богатство России, многовековое культурное наследие, основа воспитания нравственности и патриотизма. Православная культура - это культура, одухотворенная православной верой, надеждой и любовью, выражающая себя в организации жизнедеятельности человека, семьи и общества. «Православие ориентирует русского человека на внутреннее совершенство, а не на внешнюю деятельность... Основное место занимают вопросы бытия Бога и бытия человека, общество и проблемы природы -меньше. Поэтому в русском мировоззрении более преобладает моральный элемент над метафизическим» [1, с.41-42].
Итак, нашу национальную культуру нельзя отгородить от тысячелетнего опыта христианства. Культурные универсалии воплощены в храме, иконе, обрядах. Российская культура всегда развивалась на основе православия. Православная религия на протяжении веков пронизывала все стороны социокультурной жизни российской нации, способствовала созданию оригинальных памятников литературы, искусства, архитектуры.
Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что религия как культурное явление, представляет собой одну из областей духовной культуры. Развитие и формирование культуры осуществляется под существенным влиянием религии, культура имеет религиозные основы. Религия выступает первоосновой культуры, она оперирует представлениями, установками, сплачивает народы и нации. Содержание культурных ценностей формируется на базе религиозного сознания. Православная культурная традиция, вобравшая в себя многовековое духовное наследие русского народа, играет неоценимую роль в жизни общества, благотворно сказываясь на морально-нравственном облике человека. Православная религия способна определяющим образом воздействовать на формирование российской национально-культурной идентичности, на развитие традиционной культуру нашей страны в пространстве мировой цивилизации.
Список литературы References
1. Бабаева А.В. Место и роль религии в культуре//Научно-исследовательские публикации. 2013. № 2.
Babayev А. The place and role of religion in culture // Research publication. 2013. number 2.
2. Балагушкин Е.Г. Религия как социокультурный феномен // Введение в культурологию. М., 2003.
Balagushkin E.G. Religion as a social and cultural phenomenon // Introduction to cultural studies. Moscow, 2003.
3. Баранов Г.В. Религия в культуре//Бюллетень науки и практики. 2016. № 9 (10).
Baranov G.V. Religion in Culture // Bulletin of science and practice. 2016. № 9 (10).
4. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 2006.
Berdyaev N.A. The philosophy of inequality. Moscow, 2006.
5. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. М., 2006. - № 1.
Vyzhletsov G.P. Axiology: formation and main stages of development // Socio-political magazine. M., 2006. - № 1.
6. Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Эмиграция и репатриация в России. М., 2001.
Iontsev V.A., Lebedeva N.M., Nazarov M.V., Okorokov A.V. Emigration and repatriation to Russia. M., 2001.
7. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2003.
Ilyin I.A. Axioms of religious experience. Moscow, 2003.
8. Киселева А.С. Соотношение религии и культуры: специфика культуры в контексте православной традиции//Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. № 5.
Kiseleva A.S. Value of Religion and Culture: the specificity of culture in the context of the Orthodox tradition // new look. International Scientific Gazette. 2014. number 5.
9. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. Lobazova O.F. Religious Studies. Rostov-on-Don, Phoenix, 2004.
10.Народная религиозность в современной крестьянской субкультуре / монография / Т.А. Сережко. М., ИНФРА-М, 2017.
Folk religion in modern peasant subculture / monograph / TA Earrings. Moscow, INFRA-M, 2017.
11.Невлева И.М., Кохан Ж.С. Культура как система ценностей: психолого-культурологический экскурс//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. № 24(245), вып.38, Декабрь 2016.
Nevleva I.M., Cohan J.S .Culture as a system of values: psychological and cultural excursion // Scientific statements Belgorod State University. Philosophy. Sociology. Right. № 24 (245), vyp.38, December 2016.
12.Парсонс Т. Система современных обществ. М., Аспект-пресс, 1997. Parsons T. The system of modern societies. M., Aspect Press, 1997.
13.Пивоваров Д.В. Культура и религия: три модели базиса культуры//Религиоведение. 2011.
№ 2.
Pivovarov D.V. Culture and religion: three models basis // Religious Culture. 2011. № 2.
14.Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов. М., Академический Проект, 2003. Russian Civilization: A manual for schools. M., Academic Project 2003.
15.Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 2006.
Samygin S.I. Nechipurenko VI, Polonskaya I. Religious sociology and psychology of religion. Rostov n / D 2006.
16. Соколовский К.Г. О Месте религии в духовной культуре социума (ракурс новейшей истории)//Таврический научный обозреватель. 2016. № 4 (9).
Sokolovsky K.G. The place of religion in the spiritual culture of society (view the latest stories) // Taurian scientific observer. 2016. № 4 (9).