Научная статья на тему 'Культурный потенциал спорта и его влияние на ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи'

Культурный потенциал спорта и его влияние на ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УЧАЩИЕСЯ / СТУДЕНТЫ / VALUES​​ / SPORTS / CULTURE / PUPILS AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосуновский В. С., Загревская А. И.

Рассматриваются результаты изучения влияния спортивной деятельности на формирование ценностных ориентаций учащейся и студенческой молодежи. Показано, что занятия спортом оказывают существенное положительное влияние на формирование системы жизненных ценностей у молодежи. Результаты исследования могут применяться в образовательно-воспитательной практике для развития ценностно-смысловой сферы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сосуновский В. С., Загревская А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AND CULTURAL POTENTIAL IMPACT ON VALUE ORIENTATION OF STUDENTS AND STUDENTS

We consider the results on the effect of sports activity on the formation of value orientations of students and college students. It is shown that exercise has a significant positive impact on the formation of the system of life values ​​in young people. The results can be used in education and educational practices for the development of value-semantic sphere of the individual.

Текст научной работы на тему «Культурный потенциал спорта и его влияние на ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи»

наглядные пособия). Предмет естествознание относится к обучению, как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся процессу, и соответственно он направлен к личности ученика, как, постоянно развивающейся и саморазвивающейся, не только в связи с изменением возраста, но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего — процесса обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказательству, а затем — к обобщению, в процессе которого формируется новое знание на ином качественном уровне.

Встает вопрос - кто будет обучать детей естествознанию: учитель начальной школы, биолог, химик, физик? Наш опыт показывает, что возложить эту миссию необходимо на учителя - физика. Поскольку именно учитель этой квалификации владеет всеми необходимыми знаниями, умениями и компетенциями для осуществления научной, исследовательской, экспериментальной деятельности, необходимыми методами и приемами работы, необходимой методологической и технической базой.

Принимая во внимание и применяя на практике ранее описанные доводы в пользу продвижения естественнонаучных курсов, нами были разработаны рабочая программа, конспекты уроков и электронный учебник по курсу естествознания для начальной школы, который получил название «Развивающее естествознание».

Рабочая программа курса состоит из нескольких разделов (например, атмосферные явления, электрические явления и т.п.), в которых собраны теоретические и практические занятия по данному разделу, расписанные по часам, пояснительная записка, формируемые компетенции, планируемый результат обучения и др.

Занятия курса включают в себя следующие основные методы учебной деятельности: теоретический (рассматривается теоретическое описание и объяснение определенного круга явлений); практический (формируются умения применять свои знания на практике); экспериментальный (изучение определенного вида явлений основано на физическом эксперименте) и комбинированный. Программа курса естествознания основана на материале окружающего мира, физики, химии, биологии, географии, астрономии, экологии.

В курсе «Развивающее естествознание» для начальной школы (курс разработан для учащихся 1-4 классов) собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Ребята выполняют увлекательные опыты как самостоятельно, так и под руководством учителя. Такие эксперименты подталкивают обучающихся к познанию мира, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, дают им возможность самим делать «открытия», убедиться в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Наука для детей становится понятной и чрезвычайно интересной.

В процессе проведения занятий по естествознанию используются различные технологии обучения (проблемное обучение, игровое обучение, эвристическое обучение, проектная деятельность, интерактивные ТО и др.), методы и способы организации познавательной учебной деятельности. Не менее важен аспект самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя. Например, учащимся 4 класса общеобразовательной школы было предложено выполнение проектной деятельности под названием «Выращивание кристаллов в домашних условиях». Вводное занятие началось с постановки учителем, совместно с учащимися, цели и задач, обсуждение путей их решения, и демонстрацией уже выполненных, выращенных ранее, учителем или другими учащимися кристаллов. В результате самостоятельной работы дети не только выполнили свой проект (вырастили кристаллы из соли, сахара, медного купороса), но и подошли творчески к его представлению в классной аудитории с помощью стенгазет, плакатов, презентаций, фотографий этапов проведения исследования и т. д. Подведение итогов и поощрение лучших авторов прошло в теплой эмоциональной атмосфере, с желанием детей выступить и представить свою работу.

В разработанном электронном учебнике по курсу «Развивающее естествознание», который соответствует рабочей программе, более подробно и наглядно раскрывается материал уроков с использованием иллюстраций, анимаций, видео-опытов. Кроме этого в учебнике представлены занимательные опыты, которые ребенок может выполнить самостоятельно дома под присмотром родителей, и физический музей, в котором собраны изобретения человечества, основанные на изучаемых явления природы.

Апробация курса «Развивающее естествознание» позволила сделать вывод об его эффективности, о характере единства сопереживания учеников и педагога в значимых ситуациях, выявила положительные тенденции воздействия курса естествознания по изменениям в эмоциональных состояниях учащихся.

Литература

1. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. среди. проф. образования пед. профиля. - М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Алексахина Е. М. Долгачева В. С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. - Ростов на Дону: Феникс, 2007.

3. Волков Б. С. Психология младшего школьника. - М.: Академический проект, 2005.

4. Клепинина З. А., Аквилева Г. Н. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Академия, 2008.

5. Рындина Н. Д. Мир логики развивающие занятия для начальной школы. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.

Сосуновский В.С.1 Загревская А.И.2

1Студент; 2кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет

культурный потенциал спорта и его влияние на ценностные ориентации учащейся и

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

Рассматриваются результаты изучения влияния спортивной деятельности на формирование ценностных ориентаций учащейся и студенческой молодежи. Показано, что занятия спортом оказывают существенное положительное влияние на формирование системы жизненных ценностей у молодежи. Результаты исследования могут применяться в образовательновоспитательной практике для развития ценностно-смысловой сферы личности.

Ключевые слова: спорт, культура, ценностные ориентации, учащиеся, студенты.

1Sosunovsky V.S. Zagrevskaya A. I. 2

1Student; 2 PhD., associate professor,National Research Tomsk State University

SPORTS AND CULTURAL POTENTIAL IMPACT ON VALUE ORIENTATION OF STUDENTS AND STUDENTS

Abstract

We consider the results on the effect of sports activity on the formation of value orientations of students and college students. It is shown that exercise has a significant positive impact on the formation of the system of life values in young people. The results can be used in education and educational practices for the development of value-semantic sphere of the individual.

Keywords: sports, culture, values, pupils and students.

В настоящее время в русле культуротворческой образовательной парадигмы представляется возможной переориентация образования на значимость культуры для развития личности, ее самореализации, умения самостоятельно исследовать проблемы, критически мыслить и работать творчески. Модернизация современного образования должна сформировать гуманистически

38

ориентированное, культурно насыщенное образовательное пространство, поскольку, только через культуру возможно человеческое вхождение в окружающее социальное сообщество[1].

Специфическим компонентом культуры как социального феномена является спорт - любительский, профессиональный и «спорт для всех», включающий детско-юношеский спорт, студенческий спорт, спорт для среднего и старшего возраста, для инвалидов, профессионально-прикладной и т.д. Этому компоненту свойственны все элементы и черты самостоятельной подсистемы социальной сферы общества: материальные, человеческие, институциональные, процессуальные и духовные. Спорт возникает посредством физиологической потребности и духовного мотива в субъективной сфере личности, затем опредмечивается в социальных процессах тренировок и состязаний, общественных институтах и предметно-вещественных сооружениях -стадионах, Дворцах спорта, спортзалах, бассейнах, кортах и т.д. [2].

Специалисты считают, что спорт и физическую культуру необходимо рассматривать не только как общественное явление, как сферу человеческой деятельности, как средство тренинга, но и как средство формирования мировоззрения, системы ценностей и мотивационно-потребностной сферы личности.

Многие спортсмены, заканчивая свою спортивную карьеру, затем также хотят связать свою дальнейшую профессиональную деятельность со спортом, хотят передавать свой накопленный опыт (и те ценности, которые формируются средствами спорта) последующим поколениям. Одним из главных компонентов успешной профессионально-педагогической деятельности являются личностные свойства и качества спортивного педагога: мировоззрение, жизненная позиция, ценностные ориентации и другие.

Поэтому, на наш взгляд, представляется важным определить динамику формирования ценностных ориентаций у детей старшего школьного возраста, занимающихся спортом и студентов факультета физической культуры, что и являлось целью данного исследования.

В исследовании принимали участие старшие школьники 15-17 лет (160 человек) и студенты факультета физической культуры 18-20 лет, занимающиеся спортом (107 человек). Для изучения ценностных ориентаций детей старшего школьного возраста и студентов факультета физической культуры применялся метод анкетирования. Испытуемым предлагался список жизненных и спортивных ценностей. Респондентам необходимо было определить свое личное отношение к каждой из них. Проводился сравнительный анализ их отношения к предлагаемым ценностям. Далее представлены результаты изучения отношения старших школьников и студентов факультета физической культуры к жизненным ценностям.

При анализе отношения школьников и студентов к ценности «твердая воля», было выявлено, что у 58% студентов она присутствует в реальности, т.е. они умеют отстаивать свою позицию, не отступать перед трудностями. В тоже время у школьников процент таких оказался несколько ниже (54%). Однако у большой части школьников выявлено стремление к овладению данными качествами (40%).

При анализе взаимоотношений между сверстниками выявлено, что хорошие отношения с друзьями, толерантность к взглядам и мнению других, преобладают у большинства школьников (81%), у студентов данный показатель оказался ниже и составил 78%. Это может быть связано с тем, что школьники лучше находят взаимопонимание со своими сверстниками.

Стремление к достижению высоких результатов в спорте присуще многим спортсменам. У студентов процент тех, у кого достижение наивысших результатов в спорте является реальностью (36%), оказался выше по сравнению с детьми старшего школьного возраста (17%). Такие результаты можно объяснить тем, что дети старшего школьного возраста находятся на таком жизненном этапе, когда происходит становление жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому многие из них еще находятся на стадии определения того, что в их жизни является главным и определяющим. У студентов же в основном жизненные приоритеты сформированы, поэтому они могут с уверенностью утверждать, что достижение вершин в спорте является для них главным на данном жизненном этапе.

Честными в повседневной жизни себя считают 57% студентов и 49% учащихся старших классов. Из приведенных данных видно, что процент таковых среди школьников несколько ниже, однако значительная доля из них (39%) стремятся к тому, чтобы сделать это реальностью. В тоже время у студентов процент стремящихся ниже, он составляет 32%.

Существенные различия между ответами учащихся и студентов выявлены при ответах на вопрос «являетесь ли вы ответственным человеком». 77% из числа опрошенных студентов положительно ответили на данный вопрос, из числа школьников - только 43%. Также следует отметить, что у школьников имеется большое количество тех, для которых данная ценность не имеет значения (19%), или они вообще не могут выразить своего отношения к ней (15%).

При сравнении отношения студентов и школьников к умению воспринимать и ценить красоту в жизни, были получены следующие результаты. Среди студенческой молодежи чувство прекрасного является ценностью в жизни для 59%, а среди школьников - для 64%. Студентам в своей учебной деятельности, а также в жизни, приходится преодолевать жизненные трудности, решая не только учебные, но и бытовые проблемы. Видимо, поэтому они перестают ценить прекрасное, полностью погружаясь в решение этих проблем.

Проведенный опрос показал, что студенты являются более дисциплинированными, исполнительными и аккуратными, этому свидетельствует процентные данные: у студентов дисциплинированность, как жизненная ценность, является одной из главных для 64%, у школьников доля таковых значительно ниже - 53%. Такая ситуация может объясняться тем, что для успешного решения образовательных задач от студентов требуется максимальное проявление дисциплинированности.

В заключение можно сказать, что у студентов к большинству из предложенных жизненных ценностей сформировано положительное отношение, у школьников данный процесс находится на стадии формирования. Однако следует обратить внимание и на то, что у студентов в процессе обучения в вузе пропадает ценностное отношение к взаимопониманию и к чувству прекрасного. Полученные результаты заставляют задуматься об эстетической стороне воспитания студенческой молодежи.

Литература

1. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности /Лубышева Л.И., Загревская А.И. //Теория и практика физической культуры, 2013. - № 3. С. 7-17.

2. Леонтюк А. М. Спорт как социокультурный феномен: Дисс... кандидата философских наук: Санкт-Петербург, 1996. - 105 с.

Титова И. Н.

Аспирант кафедры инженерной педагогики ФГБОУ ВПО, Национальный исследовательский Томский политехнический

университет

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В настоящей статье рассматривается гуманистическая направленность воспитательно-образовательного процесса МОУ «Лицей№11» г.Новокузнецк (Россия) как одно из условий, обеспечивающих эффективность формирования умений самообразовательной деятельности школьников на примере гуманистической составляющей дисциплины «Русский язык». Использованные формы, методы, средства направлены на личность школьника.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.