Научная статья на тему 'Культурный фон современного дизайна японских анимационных персонажей'

Культурный фон современного дизайна японских анимационных персонажей Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная японская анимация / дизайн изображений анимационных персонажей / культурный фон / modern Japanese animation / image design of animated characters / cultural background

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Тан Тун

Японская анимация уже давно полюбилась китайской аудитории. Ее достижения привлекают общемировое внимание. Она занимает ключевое положение в мире и сформировала развитую производственную цепочку. Многие успешные примеры японской мультипликации заслуживают изучения. Японское анимационное искусство имеет свои характерные отличительные черты а так же ряд созданных уникальных персонажей, многие из которых стали хорошо известными. В данной статье анализируется и рассматривается дизайн персонажей в основных японских анимационных произведениях на сегодняшний день с учетом культурного фона. Целью статьи является анализ дизайна персонажей современных японских мастеров анимации и исследование того, как отечественная анимация может развиваться дальше в новую эпоху. Расширенные возможности японской мультипликации заслуживают нашего изучения, а также служат руководством для развития анимационного искусства с китайскими национальными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural background of the modern design of Japanese animated characters

Japanese animation has long been loved by the Chinese audience. Her achievements attract worldwide attention. It occupies a key position in the world and has formed a developed production chain. Many successful examples of Japanese animation deserve to be studied. Japanese animation art has its own distinctive features as well as a number of unique characters created, many of which have become well-known. This article analyzes and examines the character design in the main Japanese animated works today, taking into account the cultural background. The purpose of the article is to analyze the character design of modern Japanese animation masters and explore how domestic animation can develop further in a new era. The expanded possibilities of Japanese animation deserve our study, and also serve as a guide for the development of animation art with Chinese national characteristics.

Текст научной работы на тему «Культурный фон современного дизайна японских анимационных персонажей»

Тан Тун

Институт искусств и памятников культуры Хэбэйского Восточного Университета.

Культурный фон современного дизайна японских анимационных персонажей*

Аннотация. Японская анимация уже давно полюбилась китайской аудитории. Ее достижения привлекают общемировое внимание. Она занимает ключевое положение в мире и сформировала развитую производственную цепочку. Многие успешные примеры японской мультипликации заслуживают изучения. Японское анимационное искусство имеет свои характерные отличительные черты а так же ряд созданных уникальных персонажей, многие из которых стали хорошо известными. В данной статье анализируется и рассматривается дизайн персонажей в основных японских анимационных произведениях на сегодняшний день с учетом культурного фона. Целью статьи является анализ дизайна персонажей современных японских мастеров анимации и исследование того, как отечественная анимация может развиваться дальше в новую эпоху. Расширенные возможности японской мультипликации заслуживают нашего изучения, а также служат руководством для развития анимационного искусства с китайскими национальными особенностями.

Ключевые слова: современная японская анимация, дизайн изображений анимационных персонажей, культурный фон.

Tan Tong

Graduate student Institute of Design and Arts of Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.

The cultural background of the modern design of Japanese animated characters

Abstract. Japanese animation has long been loved by the Chinese audience. Her achievements attract worldwide attention. It occupies a key position in the world and has formed a developed production chain. Many successful examples of Japanese animation deserve to be studied. Japanese animation art has its own distinctive features as well as a number of unique characters created, many of which have become well-known. This article analyzes and examines the character design in the main Japanese animated works today, taking into account the cultural background. The purpose of the article is to analyze the character design of modern Japanese animation masters and explore how domestic animation can develop further in a new era. The expanded possibilities of Japanese animation deserve our study, and also serve as a guide for the development of animation art with Chinese national characteristics.

Key words: modern Japanese animation, image design of animated characters, cultural background.

В искусстве анимации создание «душа» и суть. Чтобы анимация стала персонажей (или животных) - это их успешной и пользовалась популярно-

* © Тан Тун, 2024.

Культурный фон современного дизайна японских анимационных персонажей

стью у зрителя, первое, о чем нужно думать - это узнаваемые персонажи. Дизайн японских анимационных персонажей самобытен и уникален, является наиболее важным и наиболее успешным аспектом в данном искусстве. Исследования и анализ дизайна персонажей —хорошая отправная точка для более глубокого анализа стоящих за этим данным искусством культурных особенностей Японии, а также особенностей времени, социального происхождения и идеологических характеристик анимационных персонажей. Целью является разбор и анализ эстетических характеристик изображений японского анимационного искусства, выявление более глубоких художественных коннотаций. Это будет способствовать здоровому развитию литературных и художественных начинаний моей страны.

1. Художественная форма японской анимации. Обзор

Когда речь заходит о японской анимации, людям вспоминаются классические персонажи, такие как Астробой, Наруто и др. В этом случае происходит сопоставление персонажей с произведением и автором. Причина, по которой японская анимация популярна во всем мире, заключается в том, что на протяжении десятилетий экспортируемые ими литературные и художественные произведения (в основном анимация) передают зарубежным странам все аспекты японских национальных особенностей.

1.2 Стиль, в котором преобладает эстетический реализм.

Главными героями японской анимации обычно являются люди. но стиль анимированных персонажей, будь то мужчины, женщины, пожилые или молодые, животные и другие изо-

бражения, представляет собой относительно единый дизайн. В то же время используется метод создания комиксов, для изображения и передачи характера персонажей используются линии, а также некоторые специальные приемы, как, например, удлинение фигуры. При работе с лицом персонажа намеренно увеличивают глаза, выделяют глазные яблоки, ослабляют уголки глаз, увеличивают ресницы, заостряют подбородок, чтобы изображение выглядело умнее и округлее, делая персонажа более «милым».

Цветовой дизайн японской анимации имеет ярко выраженные характерные особенности. Основной цветовой тон и локальная окраска относительно чистые и яркие. Метод окраски - в основном традиционные двухмерные изображения. В эпоху 3Б в японской анимации все еще сохраняется создание двухмерной анимации. Во многих случаях используются мотивы традиционных японских гравюр укиё-э, декоративные цвета выложены с помощью крупных цветных пятен, цвета устойчивые и яркие.

Движения персонажей в японских анимационных произведениях не слишком резкие, не полностью совпадают с реальными людьми. Как правило, применяется «один кадр за три», обработка стоп-кадра, съемка с микродвижением, длинные кадры и другие приёмы, которые направлены на упрощение движения персонажей.

2. Культурные концепции

2.1 Происхождение из собственной культуры

Анализ японских анимационных персонажей требует понимания менталитета Японии, понятия национального характера и аппелирует к изучению культурных категорий. Здесь необходи-

мо упомянуть японскую литературную концепцию «моно-но аварэ» - «печальное очарование вещей» (эстетический принцип японской философии; ощущение гармонии мира путем созерцания его явлений и объектов).

Японская анимация так же, как японская литература, в создании персонажей и методах повествования обращается к тонкому лиризму. Это хорошо подходит для выражения внутреннего монолога главного героя. В то же время японские синтоистские верования (многобожие) и дух бусидо также дают неисчерпаемую пищу и темы для творчества японских аниматоров. Например, телевизионный анимационный фильм «норагами», премьера которого состоялась в 2014 году, сочетает в себе эти классические элементы и рассказывает историю неприметного бога, убивающего демонов.

В японской анимации основным атрибутом героя по-прежнему является человек, подчиняющийся команде. Его неуправляемая личность в конце концов возвращается в команду. Во многих японских анимационных работах «героические» люди или поведение одиночки в конечном итоге терпят неудачу. «Коллективизм» с японскими характеристиками подчеркивает осознание того, что нельзя преступать правила, нужно служить команде, в коллективе.

обобщая сказанное, японская анимация хороша в использовании статического объективного языка для изображения внутреннего мира персонажей. Создание персонажа полно противоречий, как добрых, так и злых, и напоминает реальную человеческую природу. В этом отражены японские черты терпимости и сдержанности, мягкости снаружи и силы внутри. В процессе создания интегрируются достижения фото- и киноискусство, кра-

сота языка литературного творчества и психоанализ человеческой природы. Таким образом, работы имеют глубокий смысл и практическую ценность, а значение анимации достигает более высокого художественного уровня [2].

2.2 Изучение иностранной культуры

Япония — это страна и нация, которая хорошо умеет учиться, сочетающая традиционную культуру и элементы других культур. Китайский учёный Е Вэйцюй сказал: «Японская культурная структура сложна и многогранна... Она до сих пор развивается по модели «конфликта, сосуществования и интеграции» [3].

Поглощение, интеграция и переваривание множества культур, наконец, успешно сформировало собственный национальный стиль. Это чрезвычайно заметно в японском анимационном искусстве. Самая ранняя производственная модель заключалась в подражании крупным компаниям Европы и США с целью централизации и создания восточного варианта этого вида искусства. Затем были попытки включить европейские и американские элементы в научно-фантастические анимационные произведения. После Второй мировой войны Япония основательно научилась у Запада и стала полностью европейской и американской. В области анимации также появились произведения по мотивам европейских и американских литературных произведений. Быстрый экономический рост Японии в 1960-х и 1970-х годах вызвал широкомасштабное расширение отечественной промышленности за рубежом и усиление анимационного производства [4]. В то время японская анимация также распространялась за рубежом вместе с такими превосходными продуктами, как Toyota Motor и Panasonic Electric, знакомя зарубежные страны с

японской культурой.

Китай и Япония имеют глубокие исторические и культурные корни. В области японской анимации существует большое количество и широкий спектр анимационных работ, основанных на китайской культуре, китайских исторических историях и персонажах. Многие темы до сих пор исходят из Китая. В японских произведениях АСО (анимационных комикс-игр) начиная от «Легенды о белой змее» до «Легенды о трёх королевствах» можно найти большое количество китайских элементов.

После периода Мэйдзи проницательные японцы надеялись стать могущественной нацией, изучая европейскую и американскую культуру. Развитие японской анимации также эволюционировало от точного воспроизведения и римейков европейской и американской литературной классики к созданию проектов с точки зрения японской культуры с использованием элементов европейской и американской культуры. Среди них - молодежная анимация «Святая Сейя», анимация «Ходячий замок», «Евангелион неонового генезиса».

2.3 Отражение национальных особенностей путем интеграции Востока и Запада.

С 1970-х по начало 1990-х гг. творческие идеи японской анимации отражали поглощение и интеграцию мультикультурализма, который был чрезвычайно заметен в японском анимационном искусстве.

1995 год стал стартовой точкой, когда Япония утвердила национальную политику «построения нации через культуру». Благодаря национальной политике анимация стала национальной культурной визитной карточкой

Японии. Имя Хаяо Миядзаки сегодня стало одной из национальных визитных карточек Японии. Его творчество представляет собой высшее достижение в истории развития японского анимационного искусства и считается «вершиной мировой анимации наряду с Диснеем» [5].

Культурное самовыражение, являющееся одной из важных характеристик современной японской анимации, не только находит отклик у аудитории, но и создает новый имидж Японии в мире. Посредством анимации японцы демонстрируют миру свой национальный дух и ценности, растворяют ненависть и предубеждения людей против Японии из-за агрессивной войны и приобретают большое влияние за рубежом [6].

Заключение

Будучи близким соседом Китая, Япония поддерживала тесные культурный и экономический обмен на протяжении тысячелетий. Наши страны имеют схожее культурное и художественное происхождение. Экономика Японии начала развиваться раньше. Благодаря экономическому развитию анимационная индустрия стала чрезвычайно процветающей и занимает важную позицию в мировой индустрии популярных развлечений. и японская, и китайская анимация возникла в 1920-х годах. У них много общего в художественной эстетике и формах художественного выражения. Они учатся друг у друга и влияют друг на друга во многих аспектах. Поэтому японская анимация имеет практическое значение как объект исследования. Анализируя художественно-эстетические тенденции и национальные духовные формы, можно увидеть, что хотя японское анимационное искусство впитало в себя влияние культур различных

стран. с точки зрения художественного выражения завоевало единодушную похвалу китайской публики. Необходимо признать разрыв между Китаем и зарубежными странами и стремиться обеспечить новые исследования для здорового развития анимационной индустрии Китая. Поэтому мы пытаемся начать с анализа успешных анимационных персонажей и универсальных правил для создания успешных анимационных работ, чтобы дать китайским аниматорам творческое вдохновение.

[7] Чжи фэйна. Центр иллюзорных образов и маргинальных носителей - наследование и развитие японской анимации // Журнал Пекинской киноакадемии. 2004. № 3. С. 41-50.

References

[1] Li Changqing. A Study of the Japanese Animation Indus-

try and Animation Culture - Beijing: Peking University Press, 2011. P. 80.

[2] Cai Yanan. A Study of the Characteristics of the Japanese

Animation Industry. - Jinan: Shandong University, 2013. P. 47.

[3] Ye Weiqu, Tang Yuemei. The sadness and mystery of

things is the Japanese consciousness of beauty. - Nan-ning: Guangxi Normal University Publishing House, 2002. P. 12.

[4] Zhi Feina, Center for Illusory Images and Marginal Me-

dia - Inheritance and Development of Japanese Animation // Journal of the Beijing Film Academy. 2004.

№ 3. P. 41-50.

[5] Yang Xiaolin, animation master Hayao Miyazaki. -

Shanghai: Fudan University Press, 2011. P. 1.

[6] Xu Jing, Wang Yang. Reading animation - world classic

animation. - Beijing: Chaohua Publishing House, 2005. P. 85.

[7] Zhi Feina. Center for illusory images and marginal me-

dia - the inheritance and development of Japanese animation // Journal of the Beijing Film Academy. 2004. № 3. P. 41-50.

Список литературы

[1] Ли Чанцин. Исследование японской анимационной

индустрии и анимационной культуры - Пекин: Издательство Пекинского университета, 2011. С. 80.

[2] Цай Янан. Исследование характеристик японской

анимационной индустрии. - Цзинань: Шаньдун-ский университет, 2013. С. 47.

[3] Е Вэйцюй, Тан Юэмэй. Печаль и тайна вещей - япон-

ское сознание красоты. - Наньнин: Издательство Гуансиского педагогического университета, 2002. С. 12.

[4] Чжи фейна, Центр иллюзорных образов и маргиналь-

ных носителей - наследование и развитие японской анимации // Журнал Пекинской киноакадемии.

2004. № 3. С. 41-50.

[5] Ян Сяолинь, мастер анимации Хаяо Миядзаки. -

Шанхай: Издательство фуданьского университета, 2011. С. 1.

[6] Сюй Цзин, Ван Ян. Чтение анимации - мировая клас-

сическая анимация. - Пекин: Издательство Чаохуа,

2005. С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.