Научная статья на тему 'Культурные предпочтения молодежи современного о города'

Культурные предпочтения молодежи современного о города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ ГОРОДА / КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ / ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ / YOUNG CITY / THE CULTURAL PREFERENCES OF YOUNG PEOPLE / SPIRITUALITY AND MORALITY / THE CONTENT AND FORM OF CULTURAL DEVELOPMENT OF URBAN YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девяткина Г. Н.

В статье рассматривается исторический ход становления русской певческой культуры, понимание которого необходимо для переосмысления и развития современного хорового искусства. Для понимания хода развития певческой культуры в России необходимо проанализировать этапы его возникновения и развития, прежде всего в области церковного пения, выявления исторических предпосылок перманентных изменений культурных предпочтений, связанных с изменением структуры и условий развития городской промышленной среды, представления их как интегрирующей ступени в развитии городской культуры, а так же вполне самостоятельного и самоценного этапа, обладающего внутренней спецификой и логикой становления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные предпочтения молодежи современного о города»

Девяткина Т.Н.

заведующая отделения «Хор мальчиков» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа № 4, Тольятти (Россия)

Культурные предпочтения молодежи современного города

В конце XX века города вновь становятся объектом пристального интереса, что произошло в силу процессов глобализации. Города стали главным местом целого спектра новых социальных, культурных, экономических, политических процессов. Происходит смена исторически сложившихся векторов культурных предпочтений горожан, где молодежь становиться главным инструментом моделирования нового общества, нового сознания, новых взглядов.

В настоящее время вполне очевидно, что более логично рассматривать культурные предпочтения молодежи внутри современных межличностных и институциональных связей и в этом направлении прослеживать их представления о своих потребностях и проблемах, которые формируют мотивацию для создания элементов собственной социокультурной реальности. Это поможет получить более достоверные сведения не только о генезисе культурных предпочтений молодежи, но и появлении новых форм организации культурной жизни.

Научная новизна заключается в выявлении доминантных направлений культурных предпочтений молодежи, связанных с изменением структуры и условий развития городской промышленной среды, представления их как интегрирующей ступени в развитии городской культуры, а так же вполне самостоятельного и самоценного этапа, обладающего внутренней спецификой и логикой становления.

Выделение молодежи в обособленную общественную группу с её внутренней дифференциацией происходили под влиянием социокультурных причин. Духовная традиция разрушала временные барьеры, разделяющие поколения людей. Секрет старшего поколения заключался в способности хранить духовные традиции. А секрет молодежи - в умении, по прошествии времени, всякий раз воссоздавать культурное явление заново с минимальными потерями его смысла. В современной культурной модели исчезают традиционные начала, автори-

тет старших минимизируется до предела. Смена культурной парадигмы - есть смена многих представлений молодежи о смысле своей жизни, формах социального бытия, поведения, есть извечное стремление к самопознанию.

Представления о молодёжи имеют глубокие исторические корни и впервые нашли своё отражение в Древней Греции и Риме в У-1У вв. до н. э. в трудах великих мыслителей прошлого. Вопросы воспитания и образования молодых людей, служения их обществу и государству не остались без внимания в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона и других выдающихся философов. Однако стоит заметить, что большинство классиков данного периода чаще использовали в своих работах такие термины, как «юноши» и «молодые люди».

По мнению Цицерона, государство должно воздействовать на процесс становления молодого поколения определёнными мерами: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании молодёжи». Аналогичной точки зрения придерживался и Диоген: «Что составляет основу всего государства? - Воспитание юношей. Ведь никогда виноградные лозы не принесут полезного плода, если за ними не было хорошего ухода»1.

Молодежь и присущие ей религиозное направление культурных предпочтений становятся объектом пристального внимания со стороны ученых, особенно социологов, психологов, культурологов. В последнее время всё чаще мы обращаемся к такому понятию, как «духовно-нравственное» просвещение, образование, воспитание и т. д. Это всеобъемлющее словосочетание несёт в себе всё ценное, что имеет человеческая сущность. Духовно-нравственная система «позволяет понять самого себя и духовный смысл жизни, приобщиться к образу жизни и традиции семьи, стать сопричастным к большой и малой родине, усвоить основы общечеловеческой культуры, понять развитие этнической культуры, системы мир культуры» [2].

«Духовностью», как понятием, выражается самосознание человека, проявляясь в его мыслях и словах, которые находят отражение в действиях. От степени овладения такими видами культуры как искусство, философия, религия и т. д. зависит и степень духовности конкретного человека.

ш

1 Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. - М.: Соцэкгиз,1935.

Без понятия «духовность» невозможно достичь результатов в системе образования, экономики и политике.

Понятие «нравственность» тесно перекликается с «духовностью». Нравственное воспитание - основа всех систем образования. На нём держатся все функции воспитания детей и молодёжи [3].

«Духовность» и «нравственность» - неразрывны между собой. От их тождественности и своевременного влияния на неокрепшее детское сознание зависит результат формирования гражданина как личности.

На сегодняшний день остро стоит проблема патриотического воспитания российской молодёжи, особенно мальчиков и юношей, будущих защитников Отечества, будущих управленцев и руководителей. Чувство патриотизма было во все времена одним из главных объединяющих факторов и на сегодняшний день является одной из важнейших нравственных ценностей в российском обществе.

Любовь к Родине включает созидательное начало и выражается в конкретных делах. Детям и подросткам с ещё неокрепшим сознанием довольно трудно устоять перед разрушительной силы таких явлений, как: наркомания, детский алкоголизм и проституция, распущенность и вседозволенность, пагубное влияние которых исходит, прежде всего, от СМИ.

Для преодоления кризисных факторов проблемы духовно-нравственного воспитания может стать привлечение детей и подростков в хоровые коллективы мальчиков и юношей, воспитанных на репертуаре, раскрывающем понимание истории и жизни родной земли. Привлечение в хор детей и молодёжи, особенно мальчиков и юношей, способствует улучшению духовно-нравственной ситуации снижению отрицательных явлений в обществе и преодолению кризисных явлений в социальной сфере такого современного молодёжного города, как Тольятти. Также это благотворно влияет на вовлечение в духовно-творческую атмосферу всех слоёв населения города, способствует развитию преемственности поколений.

Как известно, культурный уровень человека закладывается в детстве. От этого зависит культура и будущее государства. Хоровое пение является одним из ведущих приоритетов, направленных на духовное формирование личности.

Искусство хорового пения на Руси с древности основывалось на идеях соборности, как оплоте Православной .

Церкви [4].

Русские хоры ставили перед собой не только просветительские цели. Участие в хоровых коллективах воспитывало и просвещало самих хористов, обогащало их в духовно-нравственном отношении. Характерная черта русской культуры проявляется в стремлении к пению вместе - хором.

В эстетическом развитии юношества хоровое пение всегда имеет позитивное начало. Наша страна преодолела множество препятствий для возрождения хоровой культуры и одного из её пластов - хоровое пение мальчиков и юношей,

Объединение мальчиков и юношей в одну творческую команду, которая дисциплинирует и учит быть ответственными за своих товарищей и весь коллектив - одна из форм формирования чувства ответственности и сопричастности к единению. Рождение подобного творческого коллектива мальчиков и юношей - это уже, пусть небольшой, но результат решения проблемы духовно-нравственного воспитания. Объединение в один сводный хор детско-юношеских коллективов светского учебного заведения и образовательного учреждения при Православном приходе - новая ступень взаимного обогащению духовным опытом детей и подростков.

Не случайно участники Второго и Третьего Всемирных русских соборов указали, что слово «образование» восходит к слову «образ», «образец», воплощенные в индивидуально самобытные формы, соответствующие культуре общества. Человек «образовывается» в смысловом поле определенных знаков, значений, нравов, ценностей, идеалов, присущих конкретному народу.

Игнорирование их в образовательном процессе приводит к нарушению процессов гармоничного развития личности и этнической социализации. Следовательно, образование должно включать смыслы и достижения национальной духовной культуры, частью которой является хоровая культура, к которой должен быть приобщен подрастающий человек.

Реализация подобной деятельности обусловлена необходимостью осуществления комплекса мер, способствующих обеспечению духовно-нравственного просвещения детей и молодёжи, приобщению подрастающего поколе-

ния к нравственным ценностям добра, любви к родному Отечеству, его культурно-историческому наследию, сопереживания к ближнему, а также формированию гражданской ответственности за будущее своей Родины.

Вовлечение детей и молодёжи в сферу творческой и социальной активности с целью духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из важнейших задач современности. От этого зависит будущее и молодого Автограда не только в экономической, но и в социальной сфере, которая не может быть второстепенной, а наоборот, является основой любых экономических и политических явлений.

Известный хормейстер, педагог, музыкальный деятель современности А. Свешников справедливо писал: «Пение - удивительное искусство. Оно достойно того, чтобы почитать его одним из самых великих. Песня побуждает в человеке лучшее, что в нём есть, заставляет звучать самые тонкие и нежные струны сердца и всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты и величия. Пение помогает не только острее воспринимать жизнь, но и ярко и красиво выражать свои мысли и впечатления» [5].

А.Я. Флиер в числе наиболее актуальных вопросов, подлежащих безотлагательному исследованию культурологической наукой, выделяет изучение работы механизмов трансляции исторического типа солидарности и идентичности следующим поколениям средствами социализации и инкультурации личности методами традиций, обычаев, нравов, образцов и т.п., а также воспитания, образования, искусства, религии, идеологии, политики и пр., обеспечивающих социальное воспроизводство данного общества как устойчивой культурной целостности. Наука в этом процессе явится лишь теоретическим основанием; полем «генерального сражения», безусловно, станет сфера образования, где и развернутся главные «битвы» между культурой и социальной деградацией [6].

Молодой Тольятти, как явление переплетения современных течений, впитывающих как негативное, так и вечное, ценное - не остаётся в стороне от сохранения и создания своих культурных традиций. Несмотря на негативные явления в современной жизни в масштабе всего мирового устройства, большинство молодых людей всех социальных групп, стре-

мятся повысить свой духовно - нравственный уровень, осознавая, что именно на нём держатся и социально - экономические связи в разных областях общественной жизни города.

Опыт прошлого, опыт уходящего помогает уяснить, что молодежь, молодое поколение, детско-юношеское движение подчиняются общим закономерностям общественного развития, но вместе Опыт прошлого, опыт уходящего помогает уяснить, что молодежь, молодое поколение, детско-юношеское движение подчиняются общим закономерностям общественного развития, но вместе с тем они имеют свои особенности, специфику, своеобразные формы проявления самодеятельности и самоорганизации. с тем они имеют свои особенности, специфику, своеобразные формы проявления самодеятельности и самоорганизации.

Данная статья показывает духовные приоритеты, которые на сегодняшний день выбирают родители для своих детей, а также часть молодёжи, у которой с детства уже заложены основы духовно-нравственного начала через соприкосновение с лучшими образцами русской классической и духовной хоровой музыкой.

В любом городе России, где имеется хотя бы малейший интерес и неравнодушие к духовному состоянию современного общества, необходимо обеспечить занятость детей и молодёжи в социокультурном пространстве, направляя их энергию и интересы в русло русских национальных традиций, опирающихся на духовно-нравственные устои.

Список литературы:

1. Скрипачева И.А. Город как культурная система. -Тольятти, 2009.-336с.

2. Лушников И.Д. Современная русская школа. - Вологда, 1996.-9с.

3. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: учебно-методическое пособие. -М., 1990.-84с.

4. Никольский А. О церковности духовной музыки // Хоровое регентское дело. 1909, № 11. - 263-269с.

5. Свешников А. Сб. статей / Ред. К. Птица. М., 1979. -115с.

6. Флиер А.Я. Социокультурный прогноз ХХ1 век // Некультурные формы культуры.- М., МГУКИ. 2009.С.34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.