Научная статья на тему 'Развитие музыкального образования в Удмуртии'

Развитие музыкального образования в Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
265
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / MUSICAL CREATIVITY / PAROCHIAL SCHOOL / CHURCH SINGING / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / CHILDREN''S ART SCHOOLS / FESTIVALS / COMPETITIONS / NATIONAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидорова Анэтта Петровна, Смирнова Светлана Дмитриевна

Статья посвящена истории становления и развития музыкального образования в Удмуртии. В работе охарактеризованы его основные этапы в исторические эпохи. Проанализирована система музыкального образования в дореволюционном, советском и постсоветском периодах. Изложены основные проблемы и задачи, решение которых направлено на совершенствование системы музыкального образования в ХХ1 в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of music education in Udmurt Republic

The history of the development of music education in the Udmurt Republic began with the traditional folk music culture and parochial schools. A major role in the development of music education has played a factory intellectuals and personally by the father of the great composer P.I. Tchaikovsky P.I. Tchaikovsky, appointed in 1837 the chief of the Kamsko-Votkinsk plant. He laid the cultural traditions in Votkinsk. But the most interesting cultural center of the province was the County town of Sarapul, where he toured the actors of capital theatres. In 1900-ies. appear here first institutions of music education is public music classes (8 September 1909). In 1912 opened a branch of the Russian Imperial musical society. And in August of the same year admission for the musical classes of piano and violin. The pre-revolutionary period in the Izhevsk plant is characterized by the rise of the concert of Amateur art, secular singing, including study of musical notation and learning choral compositions and play instruments. The historical events of 1917 changed the history of musical culture. Movement to the professional musical education began in 1928 In 1938-1940-ies music school was opened in Izhevsk, Votkinsk, Glazov. In Izhevsk began to operate a boarding school for gifted children in Udmurtia. In 1984, children's music schools (CMS) worked in all regional centers and cities of the Republic. In the cities worked and Children's art school in Glazov was a choir school, called “Glasovanje”. In accordance with the Federal law “On education in Russian Federation” music school was transformed into a Children's art school, in which there are new offices, and the program introduced the national component. Currently in Udmurtia 57 children's art schools, two specialized schools at the national College of music and College culture, and national arts school for gifted children around the clock stay. At art schools and studied creative heritage of P.I. Tchaikovsky, composers of the Udmurt Republic held national festivals and competitions. Mostly all schools now have creative teams. Teachers and students do a lot of concert, exhibition and educational work.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкального образования в Удмуртии»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2019. № 33

УДК 374(470.51) (091) Б01: 10.17223/22220836/33/16

А.П. Сидорова, С.Д. Смирнова РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТИИ

Статья посвящена истории становления и развития музыкального образования в Удмуртии. В работе охарактеризованы его основные этапы в исторические эпохи. Проанализирована система музыкального образования в дореволюционном, советском и постсоветском периодах. Изложены основные проблемы и задачи, решение которых направлено на совершенствование системы музыкального образования в ХХ1 в.

Ключевые слова: народное музыкальное творчество, церковно-приходские школы, церковное пение, духовно-нравственное воспитание, детские школы искусств, национальные особенности.

Система музыкального образования на современном этапе невозможна без изучения прошлого. Взрастившая плеяду выдающихся деятелей искусства и культуры, она складывалась не одно столетие. История музыкального образования Удмуртии - по праву один из пластов духовного наследия края -имеет ярко выраженные национальные особенности и традиции, сохранение которых должно быть первоочередной задачей государственной политики и каждого человека.

В статье использованы документы государственных архивов, фондов государственных и муниципальных музеев Удмуртской Республики, научные труды

B.Е. Владыкина и Л.С. Христолюбовой «Этнография удмуртов», Е.Ф. Шумилова «Христианство в Удмуртии», «История музыкальной культуры Удмуртии» А.Н. Голубковой, энциклопедии - «Музыкальная энциклопедия» издательства «Советская энциклопедия», в частности статья ЛА. Баренбойма «Музыкальное образование», «Удмуртская Республика», «Удмуртская Республика: культура и искусство», «Многонациональная сценическая культура Удмуртии», официальные документы Министерства культуры и туризма РФ «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», доклад директора регионального Центра повышения квалификации работников культуры Министерства культуры и туризма УР

C.Р. Кайсиной «Художественное образование детей в сфере культуры и искусства Удмуртской Республики».

Несмотря на отсутствие в регионе обобщающей работы по данной теме, вышеперечисленные источники, а также статьи в средствах массовой информации дают возможность предпринять попытку анализа процесса развития музыкального образования в Удмуртии, входившей во второй четверти XIX -начале XX в. в состав Вятской губернии. Город Воткинск в Удмуртии является родиной великого композитора П.И. Чайковского.

Одной из важных определяющих основ становления и развития музыкального просвещения исторически закономерно стало народное музыкальное творчество дореволюционной эпохи. Ведущее место в удмуртском фоль-

клоре занимает песня. Об устойчивых традициях песенного творчества говорит их многоголосие. Красота хороводов, старинные песни звучали повсюду. И не случайно ещё издревле в Удмуртии, как и в России, было главенствующим хоровое пение. Оно обладало определённой системой жанров и календарных праздников. «Фольклористами зафиксированы свадебные, рекрутские и солдатские, лирические и плясовые, сиротские и песни о несчастной доле, ныне забытые охотничьи и песни пчеловода, календарно-обрядовые», - отмечают В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова в своей работе «Этнография удмуртов» [1. С. 171]. Народный календарь был связан с песнями земледельческого цикла, языческими празднествами, церковный - с календарём христианских праздников. Наглядным примером может служить календарь народных праздников, в котором вместе сплелись христианские и языческие праздники, образуя синкретические формы празднеств наподобие Ивана Купала, святок, масленицы.

Хоровое пение близко к церковным песням. Как церковное, так и народное музыкальное искусство подчинялось определённому канону - своим закономерностям строения и музыкального развития. Оно стало обучающим предметом в школах при церквях и монастырях, на которые Духовным ведомством и была возложена роль в деле музыкального образования подрастающего поколения. На 1887 г. по Вятской епархии насчитывалось 196 цер-ковно-приходских школ и 86 школ грамоты [2. С. 184]. Основное количество часов в старшем и младшем отделениях отводилось на изучение Закона Бо-жия, русского языка и церковного пения. По предмету «Церковное пение» ученики должны были изучить всё, что потребуется в будущем их служении, и так изучить, чтобы вседневные службы вести наизусть.

Среди учителей церковно-приходских школ преобладали лица духовного звания. Например, священник Благовещенского храма Сарапульского женского монастыря А.Н. Чистяков - первый профессиональный композитор удмуртского края, протоиерей В.Г. Блинов из Воткинска, протоиерей М.И. Осокин, служивший в храмах Малмыжского и Нолинского уездов, и др. Исследователь Е.Ф. Шумилов отмечает, что в 25 школах из 31 Глазовского уезда преподавали члены местного причта [Там же. С. 245].

Интересным является опыт работы ряда церковно-приходских школ Удмуртии. Так, диакон Павел Сергиев из Зуры создал школу для девочек-удмурток, уделив особое внимание обучению их пению. Результаты удивляли всех, кто приезжал сюда по Сибирскому тракту. В 1867 г. епископ Вятский Апполос «изумился своеобразным пением учениц из вотского племени...», молодые вотячки довольно стройно пропели «Херувимскую песнь», «Верую», некоторые «Богородичны» и другие церковные песнопения. «.Но особенно поражает стройное и гармоничное пение девочек вотского племени», - пишет Е.Ф. Шумилов в книге «Христианство в Удмуртии». Отец Павел привозил своих воспитанниц в Вятку, и они пели там в кафедральном соборе, признанном центре музыкальных традиций [Там же. С. 244].

Несколько позже известность получил вотский народно-церковный хор деревни Уварвай при местной церковно-приходской школе. Создал и её, и хор иерей Михаил Шерстенников из Старых Зятцев в 1877 г. Придавая церковному пению важное воспитательное значение, он с первых лет подбирал

учителей-певчих, которые могут обучать церковному пению. В процессе обучения они обычно использовали игру на скрипке. Популярностью пользовался в конце Х1Х в. детский церковный хор под управлением псаломщика Балезина из села Селты Малмыжского уезда. В 1899 г. хор делал неплохие сборы на благотворительных концертах в пользу первых по всему уезду детских яслей в Селтах [2. С. 244].

Именно посредством церковного пения, доступного простому человеку, можно было развить в нём умение слышать музыку и воспитать чувство прекрасного.

Если обратиться к истории художественной культуры Ижевского заводского посёлка, уездных городов Глазова и Сарапула, можно сделать вывод, что наибольшее распространение здесь тоже имела церковная культура: хоровая музыка - службы с церковными песнопениями, колокольные звоны со сложным музыкальным рисунком; изобразительное искусство, представленное иконами богатых иконостасов. Богатейший опыт православной духовной музыки возродил в 1993 г. композитор, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Ю.Л. Толкач [3. С. 469-470]. Его «Литургия святого Иоанна Златоуста» стала событием музыкальной жизни республики.

Таким образом, итогом развития отечественного музыкального образования на этой стадии явились церковно-приходские школы и традиционная народная музыкальная культура.

В развитии музыкального образования нельзя не отметить роль и значение заводской интеллигенции, ообенно выпускников Петербургского горного кадетского корпуса, служивших на Ижевском и Воткинском заводах. Они имели не только прочные специальные знания, но и высокую общую культуру. Многие из них занимались педагогической деятельностью в горных школах, открытых на Камских заводах (в 1807 г. в Воткинске, в 1808 г. - в Ижевске) при управлении А.Ф. Дерябина. Так, в Воткинской малой горной школе, для улучшения образовательного процесса разделённой на три отделения, рисование преподавали заводские художники и архитекторы, имеющие академическое образование. В высшем отделении существовал класс нотного пения, программа которого была довольно сложной. Например, в 1827 г. разучивали сочинения композитора XVIII в. Д.С. Бортнянского.

В домах заводской интеллигенции можно было слышать и классическую музыку, и литературные споры, и новости театральной жизни, которые привозили с собой бывавшие в столице инженеры. Живо интересовался театральной и музыкальной жизнью столицы Илья Петрович Чайковский, отец великого композитора П.И. Чайковского, назначенный в 1837 г. начальником Камско-Воткинского завода. Он и заложил культурные традиции в Воткин-ске. Заботился о благоустройстве заводского посёлка, о просвещении детей мастеровых, о пополнении библиотеки литературой по различным отраслям знаний и даже музыкальными инструментами. Особое внимание уделял музыке. А дом Чайковских был музыкальным центром. Здесь устраивались музыкальные вечера для местного привилегированного общества. Для подобных собраний и развлечения семьи И.П. Чайковский привёз в Воткинск оркестрину (механический орган), на валиках которой были записаны произведения Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти. На музыкальных вечерах звучали инструментальные ансамбли, в которых участвовали офицер - поляк

Машевский, исполнявший мазурки Шопена, протоиерей Василий Блинов, игравших на скрипке, которой хорошо владел, как и многие другие выпускники Вятской семинарии. Александра Андреевна, супруга Ильи Петровича Чайковского, получившая в Петербурге приличное музыкальное образование, пела романсы русских композиторов (часто исполняла алябьевского «Соловья») и играла на фортепиано. Сам Илья Петрович играл на флейте. Молодёжь обучалась игре на клавесине, арфе, флейте.

Наиболее интересным культурным центром губернии был Сарапул. Здесь гастролировали актёры столичных театров, певцы, балетные труппы, пианисты, скрипачи, в городе развивалось хоровое искусство, особое предпочтение отдавалось театру. «В последнее время общественная жизнь в Сарапуле стала особенно оживляться и разнообразиться такими удовольствиями, какие на редкость даже в губернских городах, - пишет газета «Вятские губернские ведомости» от 28 сентября 1863 г. - Недавно у нас были концерты, а теперь мы наслаждаемся - чем бы вы думали? - не менее как балетом» [4. С. 42].

В 1900-е гг. в крае появляются первые институты музыкального образования. В их развитие значительный вклад внесли общественные организации. В частности, Российское музыкальное общество (РМО), созданное в Петербурге в 1859 г., основной целью которого стало музыкальное просветительство среди широких масс населения. Его отделения появляются во многих культурных центрах страны, а также на периферии. В соответствии с указом Казанского отделения РИМО в Сарапуле 8 сентября 1909 г. открываются общедоступные музыкальные классы. В 1911 г. здесь обучалось уже 112 человек. За два года учащимися было дано 10 концертов, из них 5 симфонических. Успешная деятельность учащихся засвидетельствована в «Отчётах», сохранившихся до нашего времени в фондах муниципального музея истории и культуры Среднего Прикамья. Глава городской думы П.А. Башенин, члены Попечительского совета И.В. Смагин, И.И. Дедюхин, С.С. Синицын стремились развивать национальное искусство. Как пишут А.Н. Голубкова и Р.А. Чуракова, «...в Сарапуле, единственном городе губернии (если не считать Вятскую музыкальную школу), в январе 1912 г. открыто отделение Русского императорского музыкального общества (РИМО). Помощником по музыкальной части главной дирекции общества стал композитор С.В. Рахманинов» [5. С. 126]. В августе этого же года объявляется приём в музыкальные классы рояля и скрипки Сарапульского отделения РМО. Занятия ведут свободные художники Игнатьева-Суслова, Салько и Тальновский (скрипка). Учащиеся и преподаватели дают несколько выступлений для населения, а 27 ноября состоялся большой концерт, посвящённый памяти П.И. Чайковского.

В городе функционировало несколько музыкальных учебных заведений: музыкальная школа, два музыкальных училища и один консерваторский класс. Именно эти учебные заведения можно рассматривать как основу развития системы среднего специального музыкального образования на территории края.

В Ижевске любительское музыкальное и театральное искусство, предназначенное для широкого круга поклонников, появилось несколько позже по сравнению с Сарапулом. В соответствии с документами Муниципального

музея истории и культуры Среднего Прикамья музыкальные классы в Ижевске начали функционировать с 1 сентября 1914 г. как филиал Сарапульского отделения Русского музыкального общества. К этому времени, по данным исследователя А.Н. Голубковой, в 1911 г. в Ижевском заводе было несколько учебных заведений: 13 начальных школ, женская гимназия, мужская гимназия, городское ремесленное училище, оружейное училище. Наибольшее количество часов по музыке отводилось в женской гимназии. Музыкальные занятия проходили здесь по следующей программе: уроки светского пения, включающие изучение нотной грамоты и разучивание хоровых сочинений. Учащиеся могли петь двухголосные, трёхголосные хоровые сочинения. Среди сложных сочинений - хоры из оперы Рубинштейна «Демон», оперы Даргомыжского «Русалка», романсы, оперные арии. В гимназии был создан хоровой коллектив, в концертах которого звучали романсы П. Чайковского и оперные арии [6. С. 54].

Используя материалы А.Н. Голубковой и М.И. Буни, следует отметить, что расцвет дореволюционного концертного любительского искусства в Глазове приходится на первое десятилетие ХХ в. Здесь в эти годы было два коллектива любителей - оркестр, руководимый скрипачом чиновником Ворожцо-вым, и хор с народным песенным репертуаром во главе с товарищем прокурора Шкляевым. Среди глазовских любителей музыкального искусства - петербургская пианистка, преподавательница музыки В.И. Квапишевская, приехавшая с семьёй в Глазов в 1906 г.

Восьмидесятые годы ХГХ в. явились периодом создания авторских песен. Их появление связано с именами первых удмуртских писателей Григория Верещагина, Михаила Можгина и Иллариона Шкляева. Первым по времени произведением явилась небольшая песня «Чагыр, чагыр дыдыке» («Сизый, сизый голубочек»), созданная этнографом и писателем Григорием Верещагиным.

Итак, дореволюционная историография накопила определённый фактический материал по истории музыкального образования в Удмуртии.

Исторические события 1917 г. изменили историю развития музыкальной культуры. Появились новые формы искусства - митинг-спектакль, концерт-спектакль и др. В 1921 г. прекратили свою деятельность Сарапульское музыкальное училище и музыкальная школа в Ижевске. В 1923 г. открылись клубы. К 1927 г. в стране была упорядочена общая структура советского музыкального образования, хотя в дальнейшем она подвергалась изменениям [7. С. 183].

В Удмуртии движение к профессиональному музыкальному образованию началось в 1928 г. с организации театральных курсов. К преподаванию были привлечены ведущие специалисты того времени. Например, струнный оркестр вёл музыкант Г. Тельнов. В ноябре 1927 г. музыкальные классы в Сарапуле преобразованы в Детскую музыкальную школу № 1. В городском архиве сохранился документ от 29 февраля 1928 г. - Устав Сарапульской музыкальной школы народного образования, составленный на основании «Положения о школах» коллегии Наркомпроса, а также протокол № 29 от 9 ноября 1927 г. заседания президиума Сарапульского городского Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов об открытии в г. Сарапуле музыкальной школы первой ступени.

Музыкальный кружок Клуба имени Октябрьской революции (КОР). 2-й ряд, 6-й справа - Г. Тельнов.

1933-1934 гг. Из фонда Национального музея УР им. К. Герда

В 1933 г. в Ижевске открылось музыкальное отделение Удмуртского областного театрально-художественного техникума, в 1937 г. преобразованное в Ижевское музыкальное училище, которое сыграло значительную роль в развитии сети детских музыкальных школ. В 1938-1940-х гг. музыкальные школы открылись в Ижевске, Воткинске, Глазове. В их числе в Ижевске существовала школа-интернат для одарённых детей-удмуртов, воспитанниками которой были заслуженный деятель искусств УАССР композитор Н.Е. Шкляев и заслуженный работник культуры УАССР музыкант О.В. Иванова.

Николай Шкляев, учащийся музыкальной школы для одарённых детей. г. Ижевск, 1941 г. Из фонда Национального музея УР им. К. Герда

Школам отводилась роль начального звена профессионального музыкального обучения в 3-ступенчатой системе - школа - училище - высшее учебное заведение, а также эстетического воспитания подрастающего поколения. Набор специальностей, по которым шло обучение, был стандартным для того времени - фортепиано, баян, аккордеон, струнные смычковые инструменты, в некоторых школах - хоровые отделения.

Развитие сети учебных заведений в крае шло непросто. Сказывалось отсутствие материальной базы, кадров, централизованного управления школами. Методический кабинет для педагогических коллективов детских музыкальных школ был создан при Министерстве культуры УАССР в 1973-1974 гг. Ныне это Центр повышения квалификации работников культуры Удмуртской Республики, в обязанности которого входит организационно-методическое и информационное сопровождение основных направлений деятельности детских школ искусств, а также повышение квалификации преподавателей.

К 1984 г. детские музыкальные школы (ДМШ) функционировали во всех районных центрах и городах республики. А в Ижевске, Глазове, Воткинске, Сарапуле, Можге работали и детские художественные школы, хоровая «Гла-зовчанка» в Глазове. В советский период обучение в ДМШ осуществлялось по единой программе.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» детские музыкальные школы были преобразованы в школы искусств. В структуре школ появились новые отделения - хореографические, фольклорные, театральные, эстрадного вокала, изобразительного искусства, класс гитары. В программе учитывается национальный компонент. В соответствии с проектом «Композиторы Удмуртии - детям» учащиеся школ искусств и общеобразовательных школ знакомятся с музыкой композиторов Удмуртии. Композитор, музыковед, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Ю.Л. Толкач - автор методических работ, в том числе программы и фонохре-стоматии по истории удмуртской музыки для детских школ искусств. Известность в Удмуртии и за её пределами получила его детская хоровая музыка. Хор «Глазовчанка», один из ведущих детских хоровых коллективов России, с успехом представлял произведения Ю. Толкача во время турне по странам Европы. Исполнение произведений национальных композиторов приветствуется на российских и региональных конкурсах.

В школах искусств республики активно развивается преподавание игре на традиционном удмуртском инструменте - крезь, проявляется интерес к народным традициям и ремёслам. Учащиеся изучают основы лозоплетения, лепки, разрабатывают дизайн современного национального костюма удмуртов.

В настоящее время в Удмуртии 57 детских школ искусств. Количество обучающихся детей постоянно увеличивается. По данным регионального Министерства культуры и туризма, в 2013 г. контингент учащихся составлял 14 895 детей, а на 1 января 2017 г. - более 16 000. Это свыше 12% от детского населения региона. Что касается отделений, то самым востребованным считается «художественное», на втором месте - «фортепиано», на третьем - «хореографическое». Творческому мастерству обучают более 1,5 тыс. опытных преподавателей. В регионе две специализированные школы - при Республиканском музыкальном колледже и Удмуртском республиканском колледже культуры, а также Республиканская школа искусств для одарённых детей с круглосуточным

пребыванием. Ежегодно ДШИ оканчивают в среднем около 2 тыс. человек, из них почти 17% продолжают профессиональное образование.

Преподаватели ДШИ являются организаторами детских творческих коллективов. Вместе с учащимися школ успешно участвуют в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня. Среди коллективов - лауреаты международных и российских конкурсов: капелла мальчиков и юношей «Ингур» Республиканской ДШИ (рук. В.Я. Митрофанов), концертный хор «Глазов-чанка» (рук. Т.А. Свиткова), хор «Удмуртия» ДШИ № 5 г. Ижевска, (рук. Т.Р. Сычёва), образцовый фольклорный ансамбль «Колядки» из пос. Новый Воткинского района (рук. И.А. Кирилюк), хореографический ансамбль «Потешки» ДШИ Якшур-Бодьинского района (рук. С.М. Кайсина), детский оркестр духовых инструментов ДШИ № 9 г. Ижевска (рук. Н.Н. Мишина). Детская школа искусств № 2 - «Лицей искусств» г. Глазова, победитель Всероссийского конкурса «Детские школы искусств - достояние Российского государства», вошла в число 100 лучших школ России.

Дети активно изучают творчество своего гениального земляка П.И. Чайковского. С 1999 г. в Удмуртии стало традицией проведение региональных и Всероссийских фестивалей детского художественного творчества «Воткинск -родина П.И. Чайковского» и «Чайковский - глазами детей», «Родники Удмуртии», в рамках которых проходят конкурсы юных пианистов, композиторов, вокалистов, художников, исполнителей на оркестровых струнных инструментах, народных инструментах.

С 2006 г. для выявления и поддержки художественно одарённых детей в Удмуртии учреждены: Премия Правительства Удмуртской Республики «Наследники», обладателями которой ежегодно становятся 10 лучших учащихся детских школ искусств. Две ежегодные стипендии имени выдающегося удмуртского композитора, заслуженного деятеля искусств РФ Геннадия Михайловича Корепанова-Камского. Ежегодный грант «Одарённые дети» вручается главой МО «Город Ижевск».

Композитор Геннадий Михайлович Корепанов-Камский на встрече с учащимися детских музыкальных школ г. Ижевска. 1978 г. Из фонда Национального музея УР им. К. Герда

Укрепляется материальная база учебных заведений. В специально построенных зданиях располагаются ДШИ № 1 Сарапула, ДШИ № 2 г. Ижевска, ДШИ № 1 г. Можги, г. Воткинска, детские школы искусств в райцентрах Алнаши, Вавоже, Якшур-Бодье, пос. Новый Воткинского района.

Детская школа искусств № 2, г. Воткинск. Автор проекта А.Н. Сорочкин

Детская школа искусств № 3 «Глазовчанка», г. Глазов. Архитектор Ю.Т. Рассадкин

Несмотря на имеющиеся проблемы - ограниченность бюджетного финансирования, сложности с материальной базой, педагогическими кадрами, детские школы искусств в Удмуртии по праву являются центрами эстетического воспитания детей и подростков. Преподаватели и учащиеся ведут большую концертную, выставочную, просветительскую работу, активно сотрудничают с культурно-досуговыми и образовательными учреждениями. Это даёт возможность повысить общий культурный уровень подрастающего поколения, формирования будущей аудитории культурного слушателя, способного к восприятию и критическому осмыслению искусства.

Литература

1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов : учеб. пособие по краеведению. 2-е изд., перераб. и доп. Ижевск : Удмуртия, 1997. 245 с.

2. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии : цивилизационные процессы и христианское искусство, XVI - начало XX века / науч. ред. Я.Н. Щапов. Ижевск : Удмуртский университет, 2001. 430 с.

3. Удмуртская Республика: Культура и искусство = Удмурт Элькун: Лулчеберет но усто-лык: энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. Ижевск, 2014. 584 с.

4. Документ № 28 «Сообщение в газете о балетном спектакле в г. Сарапуле». Сарапул. Документы и материалы. 1596-1985. Ижевск : Удмуртия, 1987. 268 с.

5. Голубкова А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие / под ред. А.А. Разина, А.Н. Перевозчикова. Ижевск : Изд. дом «Удмуртский университет», 2004. 346 с.

6. Голубкова А.Н. История музыкальной культуры Удмуртии : избранные труды / науч. ред. И.М. Нуриева. Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2017. 335 с.

7. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. М. : Советская энциклопедия : Сов. композитор, 1973-1982. (Энциклопедии. Словари. Справочники). М., 1976. Т. 3. Кортко - Октоль. 1104 стб.

8. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. Р-174. Оп. 1. Л. 176.

9. Многонациональная сценическая культура Удмуртии : энциклопедический справочник / сост. А.П. Сидорова ; гл. ред. А.Е. Загребин. Ижевск, 2014. 399 с.

Svetlana D. Smirnova, Udmurt Institute of history, language and literature Ural branch of the Russian Academy of Sciences (Izhevsk, Russian Federation).

E-mail: smirnovasd@mail.ru

Anetta P. Sidorova, Udmurt Institute of history, language and literature Ural branch of the Russian Academy of Sciences (Izhevsk, Russian Federation).

E-mail: sidorovaap@list.ru

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2019, 33, pp. 189-199.

DOI: 10.17223/22220836/33/16

THE DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION IN UDMURT REPUBLIC

Keywords: musical creativity; parochial school; Church singing; spiritual and moral education; children's art schools; festivals; competitions, national characteristics.

The history of the development of music education in the Udmurt Republic began with the traditional folk music culture and parochial schools.

A major role in the development of music education has played a factory intellectuals and personally by the father of the great composer P.I. Tchaikovsky P.I. Tchaikovsky, appointed in 1837 the chief of the Kamsko-Votkinsk plant. He laid the cultural traditions in Votkinsk.

But the most interesting cultural center of the province was the County town of Sarapul, where he toured the actors of capital theatres. In 1900-ies. appear here first institutions of music education is public music classes (8 September 1909). In 1912 opened a branch of the Russian Imperial musical society. And in August of the same year admission for the musical classes of piano and violin. The pre-revolutionary period in the Izhevsk plant is characterized by the rise of the concert of Amateur art, secular singing, including study of musical notation and learning choral compositions and play instruments.

The historical events of 1917 changed the history of musical culture. Movement to the professional musical education began in 1928 In 1938-1940-ies music school was opened in Izhevsk, Votkinsk, Glazov. In Izhevsk began to operate a boarding school for gifted children in Udmurtia.

In 1984, children's music schools (CMS) worked in all regional centers and cities of the Republic. In the cities worked and Children's art school in Glazov was a choir school, called "Glasovanje". In accordance with the Federal law "On education in Russian Federation" music school was transformed into a Children's art school, in which there are new offices, and the program introduced the national component.

Currently in Udmurtia 57 children's art schools, two specialized schools at the national College of music and College culture, and national arts school for gifted children around the clock stay.

At art schools and studied creative heritage of P.I. Tchaikovsky, composers of the Udmurt Republic held national festivals and competitions. Mostly all schools now have creative teams.

Teachers and students do a lot of concert, exhibition and educational work.

References

1. Vladykin, V.E. & Khristolyubova, L.S. (1997) Etnografiya udmurtov [Ethnography of Ud-murts]. 2nd ed. Izhevsk: Udmurtiya.

2. Shumilov, E.F. (2001) Khristianstvo v Udmurtii: tsivilizatsionnyeprotsessy i khristianskoe is-kusstvo, XVI - nachalo XX veka [Christianity in Udmurtia: civilization processes and Christian art, the 16th - early 20th centuries]. Izhevsk: Udmurtskiy universitet.

3. Nikonova, E.P. & Sidorova, A.P. (2014) Udmurtskaya Respublika: Kul'tura i iskusstvo [Udmurt Republic: Culture and Art]. 2nd ed. Izhevsk: [s.n.].

4. Anon. (1987) Dokument№ 28 "Soobshcheniye v gazete o baletnom spektakle v g. Sarapule". Sarapul. Dokumenty i materialy. 1596-1985 [Document No. 28 "Message in the newspaper about a ballet performance in Sarapul". Sarapul. Documents and materials. 1596-1985]. Izhevsk: Udmurtiya.

5. Golubkova, A.N. & Churakova, R.A. (2004) Muzykal'naya kul'tura Udmurtii [Musical culture of Udmurtia]. Izhevsk: Udmurtia University.

6. Golubkova, A.N. (2017) Istoriya muzykal'noy kul'tury Udmurtii: izbrannyye trudy [The History of Musical Culture of Udmurtia: Selected Works]. Izhevsk: Udmurt Institute of History, Language and Literature.

7. Keldysh, Yu.V. (1976) Muzykal'naya entsiklopediya: v 6 t. [Musical Encyclopedia]. Vol. 3. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya.

8. The Central State Archive of the Udmurt Republic. Fund R-174. List 1. File 176.

9. Zagrebin, A.E. (ed.) Mnogonatsional'naya stsenicheskaya kul'tura Udmurtii [Multinational Scenic Culture of Udmurtia]. Izhevsk: RAS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.