Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИАМОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИАМОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
366
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИАМОРИЯ / ЛЮБОВЬ / КУЛЬТУРА / СУПРУЖЕСТВО / БРАК / СУБКУЛЬТУРА / ИНТИМНОСТЬ / БЛИЗОСТЬ / ЭТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панкратова Лилия Сергеевна, Плигунова Анастасия Вячеславовна

В статье представлена оригинальная социологическая концептуализация полиамории как социокультурного феномена. В работе рассмотрена полиаморная субкультура, предлагающая ценностно-нормативную систему организации консенсусных немоногамных форм отношений, разнообразных по своей структуре. Смысловое ядро полиаморной субкультуры составляют ключевые для обществ позднего модерна ценности автономии индивида, преследования целей самореализации и раскрытия личности в интимных отношениях, открытой коммуникации между партнерами, рационального подхода к организации частной жизни. На основе проведенного авторами эмпирического исследования молодых полиаморов города Санкт-Петербург методом полуформализованных интервью (N = 10) были выделены и систематизированы индивидуальные мотивы создания консенсусных немоногамных союзов. Делается вывод о том, что проблема современных супружеских отношений, заключающаяся в достижении и поддержании интимности (эмоциональной, духовной, интеллектуальной, физической близости) между партнерами, в полиаморных союзах достигается за счет механизма фрагментации. Реализация этических эталонов полиамории в реальных практиках сложна и противоречива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL BASES OF POLYAMOROUS RELATIONSHIPS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The authors present an original sociological conceptualization of polyamory as a sociocultural phenomenon. Polyamory is considered as a subculture that offers a value-normative system for organizing consensus non-monogamous forms of relations, which are diverse in structure. The semantic core of the polyamorous subculture is made up of the key values of the late modern societies - the autonomy of an individual, the pursuit of self-realization goals and self-disclosure of personality in intimate relationships, open communication between partners, and a rational approach to organizing private life. On the basis of an empirical study of young polyamorous from St. Petersburg by the method of semi-formalized interviews (N = 10), conducted by the authors, individual motives for creating consensus non-monogamous unions were identified and systematized. It is concluded that the key problem of modern marital relations, which is to achieve and maintain the intimacy (emotional, spiritual, intellectual, physical closeness) between partners, in polyamorous unions is achieved through the mechanism of fragmentation. The implementation of ethical standards of polyamory in real practices is complex and controversial.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИАМОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 9. С. 63-68. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 9. P. 63-68.

Научная статья УДК 316.7

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.7

Культурные основания полиаморных отношений: социологический анализ

Лилия Сергеевна Панкратова1, Анастасия Вячеславовна Плигунова2

■^Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7658-1409 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7816-9250

Аннотация. В статье представлена оригинальная социологическая концептуализация полиамории как социокультурного феномена. В работе рассмотрена полиаморная субкультура, предлагающая ценностно-нормативную систему организации консенсусных немоногамных форм отношений, разнообразных по своей структуре. Смысловое ядро полиаморной субкультуры составляют ключевые для обществ позднего модерна ценности автономии индивида, преследования целей самореализации и раскрытия личности в интимных отношениях, открытой коммуникации между партнерами, рационального подхода к организации частной жизни. На основе проведенного авторами эмпирического исследования молодых полиаморов города Санкт-Петербург методом полуформализованных интервью (N = 10) были выделены и систематизированы индивидуальные мотивы создания консенсусных немоногамных союзов. Делается вывод о том, что проблема современных супружеских отношений, заключающаяся в достижении и поддержании интимности (эмоциональной, духовной, интеллектуальной, физической близости) между партнерами, в полиаморных союзах достигается за счет механизма фрагментации. Реализация этических эталонов полиамории в реальных практиках сложна и противоречива.

Ключевые слова: полиамория, любовь, культура, супружество, брак, субкультура, интимность, близость, этика

Для цитирования: Панкратова Л.С., Плигунова А.В. Культурные основания полиаморных отношений: социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2022. № 9. С. 63-68. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.7.

Original article

Cultural Bases of Polyamorous Relationships: A Sociological Analysis

Liliia S. Pankratova1, Anastasiya V. Pligunova2

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7658-1409 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7816-9250

Abstract. The authors present an original sociological conceptualization of polyamory as a sociocultural phenomenon. Polyamory is considered as a subculture that offers a value-normative system for organizing consensus non-monogamous forms of relations, which are diverse in structure. The semantic core of the polyamorous subculture is made up of the key values of the late modern societies - the autonomy of an individual, the pursuit of self-realization goals and self-disclosure of personality in intimate relationships, open communication between partners, and a rational approach to organizing private life. On the basis of an empirical study of young polyamorous from St. Petersburg by the method of semi-formalized interviews (N = 10), conducted by the authors, individual motives for creating consensus non-monogamous unions were identified and systematized. It is concluded that the key problem of modern marital relations, which is to achieve and maintain the intimacy (emotional, spiritual, intellectual, physical closeness) between partners, in polyamorous unions is achieved through the mechanism of fragmentation. The implementation of ethical standards of polyamory in real practices is complex and controversial. Keywords: polyamory, love, culture, marriage, conjugality, subculture, intimacy, closeness, ethics For citation: Pankratova, L.S. & Pligunova, A.V. (2022) Cultural Bases of Polyamorous Relationships: A Sociological Analysis. Theory and Practice of Social Development. (9), 63-68. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.9.7 (In Russian).

Современный ландшафт форм организации брачных, эротико-эмоциональных отношений в различных развитых и развивающихся странах, в том числе и в России, включает в себя наряду с доминирующими моногамными, альтернативные, маргинальные консенсусные немоногамные союзы. Примером может служить полиамория, в рамках которой признается возможным наличие

© Панкратова Л.С., Плигунова А.В., 2022

близких, любовных отношений между более чем двумя индивидами с согласия всех участников союза. Стоит отметить, что нередко возникает путаница при попытке определения консенсусной немоногамии, которую часто сравнивают с полигамией. Полигамия - это форма брака с несколькими супругами, часто встроенными в религиозную общину. Наиболее распространенной формой полигамии (как в культурном, так и в историческом плане) является союз, в котором одному мужу разрешается иметь несколько жен, но женам не разрешается иметь нескольких мужей. В основе же немоногамных отношений по обоюдному согласию лежат договоренности о вступлении в разную степень эмоциональной и половой близости с более чем одним партнером. То есть все вовлеченные партнеры заключают соглашения о вступлении (или отказе) в одновременные романтические и / или сексуальные отношения.

Научные исследования и осмысление феномена полиамории проводятся сексологами, психологами и социологами преимущественно из европейских и североамериканских стран. Так, этические принципы, лежащие в основе полиаморных отношений, рассматривали в своих работах Д. Анаполь (Anapol, 2010), К. Клессе (Klesse, 2006; Klesse, 2018). Типы полиамории изучены М. Баркером (Barker, 2005). Субъективное восприятие полиаморами преимуществ и недостатков данного способа устройства связей в частной жизни описано Т. Брукс и коллегами (Brooks et al., 2021), A. Зиглер, Т. Кунли и коллегами (Conley et al., 2013; Conley et al., 2017; Moors et al., 2013). К. Лабриола (Labriola, 2013), Дж. Матиск и коллеги (Moors et al., 2017) акцентируют внимание на проблемных, конфликтных аспектах реализации полиаморных принципов в отношениях. Единичные отечественные работы (О.В. Григоренко (2018), В.И. Ильин1, Е.А. Карлин (2017), М.И. Фролова и В.Д. Кортнева (2021)), посвященные полиамории, сфокусированы на разработке понимания и определении сущности данного социального явления в контексте современных социокультурных трансформаций.

Несмотря на накопленный теоретический и эмпирический материал, системные социологические исследования полиамории фактически отсутствуют. «Текучий» и нестабильный характер современных эротико-эмоциональных, брачных союзов, индивидуализация частной жизни, плюрализм и противоречивость семейных, сексуальных норм и ценностей делают научно и практически значимым изучение культурных оснований консенсусных немоногамных отношений как одной из альтернативных форм организации приватных социальных связей. Полиаморные союзы в данном контексте рассматриваются как один из радикальных и маргинальных вариантов того, как могут быть организованы близкие эротико-эмоциональные отношения между индивидами в условиях, когда романтический идеал брака / любовных отношений на всю жизнь с одним единственным человеком без измен становится сложно реализуемым. Свидетельством этого являются распространение серийной моногамии, количество разводов, существование практик параллельной жизни на несколько семей, (не)осведомленности супругов о наличии постоянных любовников / любовниц у их партнеров. При этом степень распространенности консенсусных немо-ногамий в частной жизни вне рамок оформленной субкультуры не изучена. Собственно субкультура полиаморов как сообщество, присутствующее в онлайн- (сообщества в социальных сетях) и офлайн-среде (тематические встречи, вечеринки), немногочисленна, существует в Москве, Санкт-Петербурге. При этом изучение полиамории представляет научный интерес для описания и понимания одного из существующих и слабоизученных паттернов, моделей организации любовных отношений в современном обществе. Целью данной работы является социологическая концептуализация полиамории как социокультурного феномена, выявление культурных оснований формирования и поддержания данной формы близких, любовных отношений.

В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступили: социально-конструктивистский подход к определению и интерпретации полиамории, (вос)производства полиаморных отношений; принципы социокультурного анализа семейно-брачных отношений С.И. Голода2; теория мотивации А. Маслоу3 для интерпретации и систематизации индивидуальных мотивов формирования консенсусных немоногамных союзов; концептуализация интимности в эпоху позднего модерна Э. Гидденса4 и концепция «эмоционального капитализма» Е. Иллуз (Illouz, 2007) для характеристики особенностей эротико-эмоциональных отношений на современном этапе развития общества.

Эмпирическую базу работы составили данные, полученные в ходе проведенного авторами социологического исследования в 2021-2022 гг. С помощью метода полуформализованного интер-

1 Двое в обществе: интимная пара в современном мире / В.И. Ильин [и др.]. М., 2020. 652 с.

2 Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ: уч. пособие. СПб., 1998. 271 с.

3 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2013. 352 с.

4 Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004. 208 с.

вью было опрошено 10 информантов (5 мужчин и 5 женщин) - молодые девушки и юноши, проживающие в городе Санкт-Петербург и имеющие опыт полиаморных отношений не менее одного года. Возраст информантов варьировался в диапазоне 20-33 лет. Достаточно продолжительный период вовлеченности опрошенных в полиаморный союз позволяет говорить о том, что они обладают пониманием различных аспектов данной формы отношений, а также сформированным отношением к ней. Не менее важным для нас было найти информантов, которые состоят в разных типах полиамории (иерархичный тип, триада и другие). Структура таких союзов вариативна, и для наиболее полного описания данных практик необходимо было рассмотреть разные траектории реализации полиаморных отношений. Интервью проводились онлайн. Соответствие информантов критериям отбора уточнялось в межличностной коммуникации перед проведением интервью.

Начальный этап эмпирического исследования был направлен на решение задачи рекрутирования информантов. Поиск информантов, которые представили объект исследования, происходил в социальной сети «ВКонтакте» на основе интернет-сообщества «ПОЛИАМОРИЯ» - сообщества, в котором опубликован список телеграм-чатов для обсуждения разного рода проблем среди полиаморного сообщества (среди полиаморов); на основе телеграм-канала «Полиамо-рия». Поиск в интернет-сообществе «ПОЛИАМОРИЯ» происходил вручную, так как модераторами сообщества поиск по критериям (город, возраст) был запрещён. В личном профиле потенциального информанта отслеживался территориальный признак (г. Санкт-Петербург), а также возрастная категория: от 18 до 35 лет. Если такая информация была представлена на странице «возможного» информанта, то далее ему / ей поступало сообщение через социальную сеть «Вконтакте» с предложением принять участие в нашем исследовании. Так, с помощью социальной сети «Вконтакте» и группы «ПОЛИАМОРИЯ» нами было найдено 3 информанта. Далее было принято решение перейти в телеграм-чат «Полиамория» от сообщества «ПОЛИАМОРИЯ», поскольку в телеграм-чате между участниками ежедневно ведутся дискуссии и обсуждения, что позволило заинтересовать информантов. С помощью предложения об участии в телеграм-чате были найдены 7 информантов. Таким образом, выбранная стратегия поиска информантов определила их принадлежность к сообществу полиаморов, а, следовательно, наличие рефлексии о себе как о представителях полиаморной субкультуры.

Ядро субкультуры составляют специфические, отличные от доминирующей культуры ценности и нормы, образцы поведения, опосредующие взаимодействия между принадлежащими к ней индивидами. Система взглядов субкультуры полиаморов сформирована вокруг принципов организации отношений в частной жизни. Она исходит из индивидуалистического понимания любовных и сексуальных потребностей, желаний человека. Ключевым императивом в интимных отношениях признается максимизация удовлетворения духовных и эротико-эмоциональных нужд всех партнеров. По сути ключевым отличием в ценностно-нормативной картине полиамории в сравнении с моногамией является признание невозможности удовлетворения всего спектра желаний человека лишь в одном другом, единственном партнере. Данный постулат обосновывает возможность создания альтернативных по своей структуре, немоногамных союзов как способа реализации цели наиболее полного самораскрытия и самореализации каждого индивида в любовных отношениях.

Анализ собранных эмпирических материалов подтверждает идею о том, что полиаморные отношения ориентированы на удовлетворение разнообразных потребностей индивидов посредством расширения сети интимных связей. Теория мотивации А. Маслоу позволила систематизировать индивидуальные мотивы формирования полиаморных связей информантами:

1. Физиологическая потребность. Удовлетворение сексуальных желаний находится на уровне физиологических потребностей и характеризуется восполнением физической близости.

2. Потребность в безопасности. Имея несколько отношений с разными людьми, информантам удаётся реализовывать потребность в безопасности, выраженную, например, в стабильности финансов и быта, в чувстве защищённости и комфорта.

3. Потребность в принадлежности и любви. С одной стороны, наличие нескольких партнёров позволило ощущать себя представителем своего рода малой группы, где информанты осознавали, что их примут, поймут и будут разделять с ними их интересы. Потребность в принадлежности выражена в обладании кругом поддержки и (само)идентификации с определенной группой: имея общую систему норм, ценностей, жизненных ориентаций или же устойчивые образцы поведения, индивиды формируют групповую идентичность. Таким образом, ориентация на реализацию данной потребности соотнесена с мотивом восполнения духовной близости. С другой стороны, потребность в любви выражена возможностью быть любимыми и любить более, чем одного человека. Ориентация на реализацию данной потребности соотнесена с мотивом восполнения эмоциональной близости.

4. Потребность в признании. Удовлетворение потребности в признании вызывает чувство уверенности в себе, своей ценности. Повышение самооценки, ощущение собственной значимости, исключительности за счет признания и любви со стороны нескольких партнеров находится на уровне потребности в признании.

5. Потребность в познании. В рамках данного типа потребностей полиаморы реализуют свою потребность в интеллектуальной составляющей. Интеллектуальные беседы, совместное развитие распложены на уровне познавательной потребности, характеризуются поиском интеллектуальной близости.

6. Потребность в эстетике. Данная потребность представлена созерцанием телесной красоты партнёров, в гармонии, чувственной обстановке и романтике.

7. Потребность в самоактуализации. Стремление человека к самореализации, актуализации заложенных в нем потенций можно назвать стремлением к идентичности, в данном случае, стремление выражено осознанием и реализацией себя как полиамора, своего потенциала в актуальных социальных отношениях.

Таким образом, реальные индивидуальные конфигурации мотивов формирования полиаморных союзов разнообразны и представляются близкими к тем, что существуют и для современных моногамий. При этом нами акцентируется внимание и на типах интимности, которые полиа-моры достигают во взаимодействии с разными партнерами. В данном контексте мы исходим из понимания интимности как имманентной ценности супружеских отношений, суть глубинной связи между партнерами1, а также очевидной тенденции интимизации межличностных связей в частной жизни в современных обществах2. Были выделены типы близости, которых, по словам информантов, не хватало в основной паре, вследствие чего они вступили в отношения с другими партнёрами:

1. Поиску партнёров, по словам информантов, предшествует неудовлетворенность духовной составляющей в отношениях, которая является основополагающей в паре и влияет на уровень интимности между партнёрами. Сюда мы включили несоответствие взглядов на будущее и взаимопонимание, то есть духовную близость.

2. Эмоциональная близость заключается в наличии психологического контакта между партнерами и стремлении к самораскрытию. Со своими партнёрами вне основной пары информанты имеют высокую эмоциональную близость, которая недоступна в рамках основной пары.

3. Интеллектуальная близость заключается в общих интересах, общем досуге, совместном развитии.

4. Сексуальная близость. Поиску партнёра предшествовала неудовлетворённость физической и/или эротической составляющей отношений.

Наличие отношений с разными партнёрами позволяет удовлетворить потребности в разных видах близости. Но в этом случае интимность становится фрагментарной, поскольку представители полиаморной субкультуры не принимают недостатки партнёра. Интимность достигается за счет распределения индивидом типов близости между разными участниками в рамках полиаморного союза. Фрагментация является компенсаторным механизмом (вос)производства любовных отношений.

Особое внимание в полиаморной субкультуре на концептуальном уровне уделяется этическим основаниям регулирования поведения, что во многом обусловлено вовлечением большего количества участников в повседневную частную жизнь, а, соответственно, необходимостью выработки правил взаимодействия. Среди ключевых можно выделить следующие этические принципы: согласие, свобода, примат любви над половыми связями, открытая коммуникация. Однако, как показывают материалы интервью, полиаморы сталкиваются со сложностями и противоречиями в их реализации на практике.

Важным и основным принципом организации полиаморных союзов является согласие с тем, что партнёры будут иметь множественные любовные отношения. Большая часть информантов, будучи в моногамных отношениях, ставила своих партнёров перед фактом о том, что они хотели бы иметь полиаморную форму связей. Несмотря на то, что участники полиаморного союза могут определять и создавать форму отношений, в которой было бы комфортно всем участникам, в некоторых случаях мы наблюдали принуждение и неактивное согласие с этим. Свобода в полиаморных союзах скорее не является понятием имманентным, поскольку свободу в выборе организации отношений и количестве партнёров могут предопределять основные партнёры, которые могут не поддерживать решения другого партнёра вступить в любовные отношения с кем-либо. Принцип предпочтения любовных практик сексуальным реализуется практически во всех случаях, выявленных у наших информантов. Однако у информантов, определяющих себя как

1 Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ...

2 Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах...

бисексуалов любовь к партнёру основывается на желании и возможности иметь сексуальную связь с ним, что является немаловажным фактором в выборе партнёра. Основным принципом, влияющим на качество связей, который позволяет полиаморным отношениям развиваться и быть устойчивыми, является принцип коммуникации между партнёрами, принцип переговоров. Значительную часть времени в отношениях занимает процессинг - проработка эмоций, выявление проблем, поиски решения и предупреждения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть или существуют между партнёрами.

На основе проведенного анализа полиамория определяется нами как основанные на договорённости многопартнерские отношения, которые опираются на особую систему этических взглядов на любовь, допускающую возможность существования множественных любовных отношений у одного человека с несколькими людьми одновременно, с согласия всех участников этих отношений. Смысловое ядро полиаморной субкультуры составляют ключевые для обществ позднего модерна ценности автономии индивида, преследования целей самореализации и раскрытия личности в интимных отношениях, открытой коммуникации между партнерами, рационального подхода к организации частной жизни. Основным способом реализации эротико-эмоциональных потребностей индивида служит стратегия нетворкинга, то есть построение любовных отношений не по принципу диады (пары), а сети. При этом в рамках полиаморной субкультуры существует этический эталон построения полиаморных союзов, который сопряжен со сложностями в его реализации на практике. Дальнейшего системного социологического исследования требуют социальные и культурные противоречия воплощения в реальных полиаморных союзах принципов и идеалов данной субкультуры.

Список источников:

Григоренко О.В. Феномен полиамории в современном обществе: социологический анализ // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. № 2 (24). С. 139-155. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-2-139-155.

Карлин Е.А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2017. № 2.

Фролова М.И., Кортнева В.Д. Полиамория как альтернативная форма семейных отношений // Российская наука и образование сегодня: Проблемы и перспективы. 2021. № 2 (39). С. 11-16.

Anapol D. Polyamory in the 21st century: Love and intimacy with multiple partners. Lanham, Maryland, 2010. 260 p.

Barker M. This is my partner and this is my partner's partner: Constructing a polyamorous identity in a monogamous world // Journal of Constructivist Psychology. 2005. № 18. P. 75-88. https://doi.org/10.1080/10720530590523107.

Brooks T., Shaw J., Reysen S., Henley T. The vices and virtues of consensual non-monogamy: A relational dimension investigation // Psychology & Sexuality. 2021. https://doi.org/10.1080/19419899.2021.1897034.

Conley T.D., Ziegler A., Moors A.C., Matsick J.L., Valentine B. A critical examination of popular assumptions about the benefits and outcomes of monogamous relationships // Personality and Social Psychology Review. 2013. № 2 (17). P. 124-141. https://doi.org/10.1177/1088868312467087.

Conley T.D., Matsick J.L., Moors A.C., Ziegler A. Investigation of consensually nonmonogamous relationships: Theories, methods, and new directions // Perspectives on Psychological Science. 2017. № 2 (12). P. 205-232. https://doi.org/10.1177/1745691616667925.

Illouz E. Cold intimacies: The making of emotional capitalism. London, 2007. 144 p.

Klesse C. Polyamory and its 'Others': Contesting the Terms of Non-Monogamy // Sexualities. 2006. № 9 (5). P. 565-583. https://doi.org/10.1177/1363460706069986.

Klesse C. Theorizing multi-partner relationships and sexualities - Recent work on non-monogamy and polyamory // Sexualities. 2018. № 7 (21). P. 1109-1124. https://doi.org/10.1177/1363460717701691.

Labriola K. The jealousy workbook: Exercises and insights for managing open relationships. Berkeley, CA, 2013. 186 p.

Moors А., Matsick J.L., Schechinger H.A. Unique and shared relationship benefits of consensually non-monogamous and monogamous relationships // European Psychologist. 2017. № 1 (22). P. 55-71. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000278.

Moors A.C., Conley T.D., Matsick J.L., Ziegler A. The Fewer the Merrier?: Assessing Stigma Surrounding Consensually Non-Monogamous Romantic Relationships // Analyses of Social Issues and Public Policy. 2013. № 1 (13). P. 1-30. https://doi.org/10.1111/j.1530-2415.2012.01286.x

References:

Anapol, D. (2010) Polyamory in the 21st Century: Love and intimacy with multiple partners. Lanham, Maryland; Rowman & Littlefield Publishers.

Barker, M. (2005) This is my Partner and This is my Partner's Partner: Constructing a Polyamorous Identity in a Monogamous World. Journal of Constructivist Psychology. (18), 75-88. Available from: doi:10.1080/10720530590523107.

Brooks, T., Shaw, J., Reysen, S., Henley, T. (2021) The Vices and Virtues of Consensual Non-Monogamy: A Relational Dimension Investigation. Psychology & Sexuality. Available from: doi:10.1080/19419899.2021.1897034.

Conley, T.D., Ziegler, A., Moors, A. C., Matsick, J. L., Valentine, B. (2013) A Critical Examination of Popular Assumptions about the Benefits and Outcomes of Monogamous Relationships. Personality and Social Psychology Review. 17 (2), 124-141. Available from: doi:10.1177/1088868312467087.

Conley, T.D., Matsick, J.L., Moors, A.C., Ziegler, A. (2017) Investigation of Consensually Nonmonogamous Relationships: Theories, Methods, and New Directions. Perspectives on Psychological Science. 12 (2), 205-232. Available from: doi:10.1177/1745691616667925

Conley, T.D., Moors, A.C., Matsick, J.L., Ziegler, A. (2013) The Fewer the Merrier?: Assessing stigma Surrounding Consen-sually Non-Monogamous Romantic Relationships. Analyses of Social Issues and Public Policy. 13 (1), 1-30. Available from: doi:10.1111/j.1530-2415.2012.01286.x.

Frolova, M.I., Kortneva, V.D. (2021) Poliamoriya kak al'ternativnaya forma semeynykh otnosheniy [Polyamory as an alternative form of family relations]. Rossiyskaya nauka i obrazovaniye segodnya: Problemy iperspektivy [Russian science and education today: problems and prospects]. (2), 11-16. (In Russian)

Grigorenko, O.V. (2018) The Phenomenon of Polyamory in Modern Society: Sociological Analysis. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 24 (2), 139-155. Available from: doi:10.24290/1029-3736-2018-24-2-139-155. (In Russian)

Illouz, E. (2007) Cold intimacies: The making of emotional capitalism. London: Polity Press.

Karlin, E.A. (2017) Polyamory as a Form of Relationship. Reflections in the Context of Psychotherapy. Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis. (2). (In Russian)

Klesse, C. (2006) Polyamory and its 'Others': Contesting the Terms of Non-Monogamy. Sexualities. 5 (9), 565-583. Available from: doi:10.1177/1363460706069986.

Klesse, C. (2018) Theorizing Multi-Partner Relationships and Sexualities - Recent Work on Non-Monogamy and Polyamory. Sexualities. 21 (7), 1109-1124. Available from: doi:10.1177/1363460717701691.

Labriola, K. (2013) The jealousy workbook: Exercises and insights for managing open relationships. Berkeley, CA: Greenery Press.

Moors, А., Matsick, J.L., Schechinger, H.A. (2017) Unique and Shared Relationship Benefits of Consensually Non-Monogamous and Monogamous Relationships. European Psychologist. 22 (1), 55-71. Available from: doi:10.1027/1016-9040/a000278.

Информация об авторах Л.С. Панкратова - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=683731.

А.В. Плигунова - магистрант основной образовательной программы магистратуры «Социология», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия.

Information about the authors L.S. Pankratova - PhD in Social Sciences, Associate Professor, Sociology of Culture and Communication Department, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=683731.

A.V. Pligunova - Master's Degree student, the main educational program "Sociology", Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 06.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.