Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОЛИАМОРОВ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ'

ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОЛИАМОРОВ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
367
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ПОЛИАМОРИЯ / ПОЛИАМОРЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ваторопин А.С., Миронова Е.Н.

Статья посвящена изучению процесса институционализации полиаморов как социальной группы в контексте ее взаимодействия с основными социальными инстутутами: правом, семьей, наукой, религией и СМИ, целью работы является рассмотрение процесса институционализации социальной группы полиаморов в России. Определяются сущность полиамории, критерии понятия «полиамор», проанализированы основные характеристики сообщества полиаморов. Подчеркивается идеологический характер полиамории. На основе вторичного анализа исследования команды Russian Field и проведенного авторами анализа интернет-сообщества «Полиамория» на площадке Telegram при помощи метода нетнографии, а также анализа высказываний участников, выявляется отношение полиаморов к социальным институтам и опыт взаимодействия с ними. Авторы делают вывод о том, что процесс институционализации полиамории проходит достаточно стихийно, по большей степени в поле интернет-сообществ. Основные социальные институты, фактически, сопротивляются процессу легитимной институционализации полиаморов, не признавая феномен и участников сообщества, осуждая и стигматизируя, тем не менее, по мнению авторов, «внутренняя» институционализация полиаморов неизбежна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF INSTITUALISATION OF POLYAMORISTS AS A SOCIAL GROUP

The article touches upon the problem of polyamorists institualisation as a social group in the context of its interaction with the main social institutes as law, the family, science, religion and mass media. The aim of the work is consideration of institualisation process of a social group of polyamorists in Russia. The essence of polyamory and the criteria of the notion “polyamorist” are defined. The main features of polyamorists’ society are analysed. The ideological character of polyamory is underlined. Poliamorists’ attitude to social institutes and the experience of their interaction are determined on the basis of the secondary analysis of investigation of the team Russian Field, of the analysis of internet society “Polyamory” at site of Telegram through the netnography method and also of the analysis of the participants speaking. The authors come to conclusion that institualisation process of polyamory passes rather spontaneously, mostly in internet societies. The main social institutes actually oppose the process of legal institualisation of polyamorists without acknowledging the phenomenon and the participants of the society, condemning and stigmatizing. Nonetheless, according to the authors, “internal” institualisation of polyamorists is inevitable.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОЛИАМОРОВ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ»

РАЗДЕЛ 3. СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ SECTION 3. SOCIOLOGY OF SOCIAL COMMUNITIES

DOI 10.26105/SSPU.2021.61.73.008 УДК 316.356.2(470) ББК 60.561.5(2Рос)

А.С. ВАТОРОПИН, Е.Н.МИРОНОВА

ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОЛИАМОРОВ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

A.S. VATOROPIN, E.N. MIRONOVA

THE PROCESS OF INSTITUALISATION OF POLYAMORISTS AS A SOCIAL GROUP

Статья посвящена изучению процесса институционализации полиаморов как социальной группы в контексте ее взаимодействия с основными социальными инсту-тутами: правом, семьей, наукой, религией и СМИ, целью работы является рассмотрение процесса институционализации социальной группы полиаморов в России. Определяются сущность полиамории, критерии понятия «полиамор», проанализированы основные характеристики сообщества полиаморов. Подчеркивается идеологический характер полиамории. На основе вторичного анализа исследования команды Russian Field и проведенного авторами анализа интернет-сообщества «Полиамория» на площадке Telegram при помощи метода нетнографии, а также анализа высказываний участников, выявляется отношение полиаморов к социальным институтам и опыт взаимодействия с ними. Авторы делают вывод о том, что процесс институционализации полиамории проходит достаточно стихийно, по большей степени в поле интернет-сообществ. Основные социальные институты, фактически, сопротивляются процессу легитимной институцио-нализации полиаморов, не признавая феномен и участников сообщества, осуждая и стигматизируя, тем не менее, по мнению авторов, «внутренняя» институционализация поли-аморов неизбежна.

The article touches upon the problem of polyamorists institualisation as a social group in the context of its interaction with the main social institutes as law, the family, science, religion and mass media. The aim of the work is consideration of institualisation process of a social group of polyamorists in Russia. The essence of polyamory and the criteria of the notion "polyamorist" are defined. The main features of polyamorists' society are analysed. The ideological character of polyamory is underlined. Poliamorists' attitude to social institutes and the experience of their interaction are determined on the basis of the secondary analysis of investigation of the team Russian Field, of the analysis of internet society "Polyamory" at site of Telegram through the netnography method and also of the analysis of the participants speaking. The authors come to conclusion that institualisation process of polyamory passes rather spontaneously, mostly in internet societies. The main social institutes actually oppose the process of legal institualisation of polyamorists without acknowledging the phenomenon and the participants of the society condemning and stigmatizing. Nonetheless, according to the authors, "internal" institualisation of polyamorists is inevitable.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальные группы, полиамория, полиаморы, институционали-зация, институт семьи, альтернативные формы отношений.

KEY WORDS: social groups, polyamory, institualisation, institution of the family, alternative forms of relations.

ВВЕДЕНИЕ. Экономические, социальные, политические и культурные изменения способствуют трансформации института брака, семьи, появлению различных вариантов семейных и романтических отношений. Появление новых форм и смыслов социального взаимодействия ведет к складыванию новых общностей, вариантов тендерных ролей, сексуальных ориентаций, и это вызывает необходимость изучения возникающих феноменов, процесса формирования новых социальных групп и трансформации сферы семейных и романтических отношений.

В условиях современных реалий можно говорить об изменении формы и содержания сферы любовных отношений, об увеличении нетрадиционных форматов отношений. Они затрагивают сферы семьи, брака, детства. При этом они часто невидимы для социальных институтов, не регламентируются и стоят особняком, либо идут вразрез с традиционными представлениями и установками. Невзирая на то, что в российской действительности моногамия остается единственной социально одобряемой обществом формой взаимоотношений, альтернативные формы постепенно распространяются. Одной из таких форм является полиамория. Она пока недостаточно изучена и поэтому представляет интерес для социологов. Речь может идти о выделении социальной группы полиаморов и процессе ее институционализации.

При этом подчеркнем, что мы говорим о феномене идейной полиамории, когда человек сознательно идентифицирует себя как полиамор и причисляет себя к полиаморному сообществу. Актуальной проблемой является отсутствие в научной литературе подхода к определению полиаморов как к формирующейся социальной группе.

Практическими проблемами можно назвать юридическую неопределённость понятия «полиамория»; давление на полиаморов общественных институтов, что порождает некоторую замкнутость их образа жизни, скрытность и т.п., учитывая то, что в полиаморный формат могут быть включены люди, которые находятся в браке и имеют детей [7].

Полиаморию рассматривают исследователи из разных научных областей. Среди отечественных социологов полиаморию анализировала команда Russian Field, проводившая-исследование на выборке самоидентифицируемых полиаморов, и О. Григоренко, которая в своей работе («Феномен полиамории в современном обществе: социологический анализ») исследовала ключевые элементы этоса полиаморного типа межличностных отношений, а также установила предпосылки возникновения и распространения явления полиамории в современном обществе.

Американский социолог Элизабет Шефф имеет ряд работ («Polyamory is deviant — but not for the reason you may think.», «Consensual Non-Monogamies in Industrialized Nations»), основанных на исследовании полиаморов из США (использованы методы глубинных интервью и включенного наблюдения), имеющих детей, проанализировав характеристики их отношений, возникающие сложности, а также отношение общественности к полиаморным семьям. В соавторстве с Меган Тезене Э. Шефф в «Настольной книге по социологии сексуальности» («Handbooks of Sociology and Social Research») систематизировала типы согласованных немоногамных отношений, рассмотрев полиаморию как один из форматов отношений.

В. Горленко в учебном пособии («Семьеведение. Типология семей: практическое руководство») описывает полиаморный формат отношений, говоря как об одной из форм альтернативных традиционным брачно-семейных отношений.

Полиаморию рассматривают и исследователи-психологи, например, В. Тихопой анализирует субъект полиаморных отношений с позиции структурного психоанализа Ж. Лакана («Психоаналитический взгляд на субъекта полиамории»).

Подчеркнем, что пока научных работ, в том числе социологических, посвященных изучению феномена полиамории, очень мало.

ЦЕЛЬю нашей работы является рассмотрение процесса институционализации социальной группы полиаморов в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Определить понятие «полиамор».

2. Рассмотреть полиаморов как социальную общность.

3. Рассмотреть процесс институционализации полиаморов в контексте их взаимоотношения с основными социальными институтами.

4. Рассмотреть процесс формирования норм и правил внутри сообщества полиаморов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В данной статье использован метод

вторичного анализа социологических данных, полученных в исследовании команды Russian Field на выборке из 107 респондентов, которые идентифицируют себя как полиаморы.

Нами использован метод виртуальной этнографии, нетнография для исследования дискуссии интернет-сообщества «Полиамория» на площадке Telegram, а также анализ высказываний участников.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Полиаморы как социальная общность. Полиамория определяется как идеология и практика согласованных немоногамных отношений, основной характеристикой которых является одновременное наличие романтических чувств и романтических и/или сексуальных отношений с более чем одним партнером. Довольно сложной теоретической задачей является определение понятия «полиамор». Зарубежные исследователи в области права говорят о попытке рассмотрения полиаморности как сексуальной ориентации для того, чтобы ввести ее в законодательное поле, при этом они резюмируют, что она связана не только с сексуальными отношениями [15].

Если рассматривать полиаморность как выбор формата романтических/семейных отношений, то возникают сложности в определении:

— является ли полиамором человек, который идентифицирует себя как полиамор, но находится в данный момент в отношениях только с одним партнером?

— является ли полиамором человек, который идентифицирует себя как полиамор, но не имеет опыта подобных отношений?

В рамках данного исследования полиамория определена как идейный феномен. Исходя из этого, выделим критерием для определения следующее: сознательная самоидентификация человека себя как «полиамора», то есть поддерживающего полиаморный формат как приемлемый для себя, готовность и желание состоять в подобных отношениях.

Метод «виртуальной этнографии» позволяет рассматривать интернет-сообщества изнутри, знакомиться с установками участников, правилами сообщества изнутри [2, с. 132]. Мы провели с использованием этого метода анализ сообщества «Полиамория», которое позиционирует себя как «самый большой русскоязычный поли-чат1». Для исследователей полиаморов наблюдение за участниками на интернет-площадке является одним из немногих доступных вариантов изучения сообщества, так как группа достаточно закрыта из-за возможной стигматизации и непринятия общественностью.

Интернет-сообщество объединяет участников из разных стран, на момент написания статьи оно включало в себя 1380 участников. В сообществе присутствует 8 администраторов чата (которые также идентифицируют себя как полиаморы), которые имеют статус экспертов как в вопросах управления чатом (блокировки/удаления участников), так и в спорных вопросах полиамории: часто они вступают в споры участников, которые рассуждают о по-лиаморной этике или формате отношений. В закрепленных сообщениях чата есть раздел

1 Электронный адрес сообщества на площадке Telegram: https://t.me/PolyamoryRu (дата обращения 5.04.2021)

«матчасть», где собраны различные статьи (научные, научно-популярные, публицистические), в которых затрагивается и раскрывается тема полиамории, полигамии, исторические сведения о разных форматах отношений. Сообщество имеет свой свод правил, который автоматически транслируется при вступлении нового участника в чат. В каталоге чата собраны другие чаты по тематике полиамории: Polyjob (объявления о вакансиях и работодателях, которые нейтрально относятся к полиаморности сотрудника), чаты для полиаморов по городам (Красноярск, Псков, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск), «Полидети Москва» (где полиаморные участники из Москвы обсуждают вопросы, связанные с детьми и семьей, организовывают встречи), «Полирентинг» (объявления об аренде жилья и коммерческих помещений тех арендодателей, которые нейтрально относятся к полиаморности арендатора).

В чате есть бот, который собирает, систематизирует и публикует анкеты для знакомств. В анкете с заданной структурой человек описывает причины, по которым выбрал полиа-морный формат, рассказывает о себе, описывает свой опыт отношений и то, в поиске чего он находится в данный момент. Онлайн знакомства переходят в реальную жизнь, участники организуют встречи.

Очевидно, что подобные чаты являются одним из основных элементов, сопровождающих процесс институционализации сообщества, объединения участников в общность. Являясь закрытым сообществом, из «серой» зоны видимости, социальная группа полиаморов проходит процесс своего формирования на базе площадок интернет-сообществ, что позволяет соблюдать изначальную анонимность и, только ощутив доверие участников, планировать и организовывать личные встречи, позволяет организовать и систематизировать процесс самопрезентации и знакомства полиаморов через чат-бот.

Анализируя структуру интернет-сообщества мы можем выделить участников, имеющих статус экспертов, опыт полиаморных отношений, которые используют специфичную терминологию, непонятную для новых участников: «метамур2», «полиамория единорога3», «комперсия4»; разделяют «настоящую» и «ненастоящую» полиаморию, комментируя истории участников сообщества или отвечая на их вопросы. В сообществе также присутствуют участники, имеющие психологическое образование, которые комментируют истории участников как с позиции «эксперта полиамора», так и «эксперта психолога».

Таким образом, мы видим наличие в общности разделения участников по уровню экс-пертности и наличие собственной терминологии, устойчивых выражений.

Институционализация полиаморов. На процесс институционализации полиамории влияют внешние условия, такие как взаимодействие с социальными институтами.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; а в более узком смысле представляет собой организованную систему социальных связей и норм, способных удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Основными социальными институтами традиционно являются: семья, государство, образование, церковь, наука, право, армия, СМИ.

Полиамория является феноменом, который затрагивает как частную, интимную сферу человеческой жизни, так и сферу семьи, детства, экономики, здравоохранения и др. Вза-

2 Термин, описывающий структурность отношений. Имеется ввиду партнер партнера, с которым у человека нет романтических/сексуальных отношений.

3 Термин, описывающий формат отношений из разряда «ненастоящая полиамория». Имеется ввиду ситуация, когда пара, состоящая в отношениях, ищет партнера только для сексуальных отношений, заранее не предупреждая, что настроены только на подобные отношения, исключающие романтический подтекст.

4 Термин, описывающий чувство, которые испытывает человек от того, что его партнер получает положительные эмоции, имея отношения с другими людьми.

имодействуя с этими сферами, полиамория оказывается в т.н. «сером», невидимом государству секторе: она не входит в правовую систему, не учитывается системой статистики. При этом в полиаморный формат отношений включены реальные люди, которые могут иметь детей, влиять на социально-экономические отношения в обществе, обладают своими потребительскими и гражданскими характеристиками, возможно, имеют свои биологические особенности, имеющие отношение к здоровью и, как следствие, к сфере здравоохранения. Мы рассмотрим институционализацию общности в контексте следующих государственных институтов: право, наука, семья, церковь и СМИ. В данной статье не будет рассматриваться взаимосвязь армии и полиамории ввиду отсутствия статистических данных.

Полиамория и право. 2 статья Конституции Российской Федерации закрепляет права и свободы человека как высшую ценность [4]. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Государство на законодательном уровне фиксирует «свободу и возможности иметь различные убеждения», в том числе касающиеся социальной сферы, при этом четко закрепляет, какие убеждения запрещено пропагандировать, нести в массы. То есть иметь убеждение можно, но делиться им публично нельзя. Также выглядит ситуация с любыми альтернативными формами брачных и романтических отношений. Статья 72 Конституции РФ закрепляет брак как союз мужчины и женщины [4]. Остальные варианты: однополые пары, полиаморные семьи, сожительство, гостевые браки имеют место только в неофициальном поле. Никакая статья их официально не запрещает, при этом они и не признаются.

Отсутствие в официальном поле полиаморных семей имеет свои последствия. Как для самих полиаморов: они лишены различных социальных «бонусов», которые доступны только семьям, подходящим под формат семьи, закрепленной в Конституции: программы государственной поддержки для молодых семей, возможность посещения близкого человека в реанимации (доступно только родственникам или супругам), возможность стать заемщиком кредита в банке, возможность налогового вычета на супруга, права супругов, в том числе и бывших, закрепленные Семейным Кодексом РФ. 51 статья Конституции РФ дает право не свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников, но, получается, не препятствует требовать от людей, живущих в сожительстве/находящихся в полиаморных отношениях, свидетельствовать против того человека, которого бы они назвали супругом, но с которым официально в браке не состоят. Нет зарегистрированного брака — неважно насколько долгий срок отношений и сожительства: это не дает каких-то особых прав и полномочий, в отличие от официально зарегистрированного брака, независимо от его длительности, наличия реальных отношений между супругами и совместного проживания.

Можно сделать вывод о том, что взаимодействовать с государственными органами проще тем людям, состоящим в полиаморных отношениях, которые состоят в официальном браке, которые будут обращаться от лица «официальной семьи». Это отмечают респонденты в интервью, проведенных нами среди участников интернет-сообщества на площадке Telegram: «Полидети Москва» и «Полиамория» (опрошено 20 человек). Респонденты говорят о том, что по возможности избегают контакта с государственными органами и организациями, например, медицинскими (при варианте выбора обращаются в частные медицинские центры), или с сектором дошкольного и школьного образования (респонденты, которые имеют детей, при материальной возможности пользуются частным сектором образовательных услуг). Респонденты говорят о том, что делают это по причине вероятности морализатор-ской критики в свой адрес и — преднамеренно — недостаточно качественных услуг из-за непонимания сотрудников.

Если углубиться в правовые отношения, связанные с родительством, то тут полиамория пересекается с понятием «сожительства» и «детей, рожденных вне брака». Семейный кодекс РФ регламентирует порядок записи родителей ребенка в книге записей рождений,

порядок признания отцовства, а Статья 53 регламентирует права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой [11]. Раздел 4 главы 10 Семейного Кодекса РФ регламентирует установление происхождения детей, уточняет порядок признания отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка. Кодекс закрепляет понятия «отцовства» и «материнства», не закрепляя понятие «родитель», подразумевая под ними отца и мать. При этом, оперируя конструкцией «оба родителя», имея ввиду, что родителей может быть только два. В этом контексте возникают сложности в ситуации развода родителей и появления у ребенка отчима/мачехи. Отчим или мачеха могут быть признаны «родителем» только при лишении прав биологического родителя и прохождении процедуры усыновления/удочерения ребенка. Правовые отношения в сфере родительства, отличного от традиционной модели семьи, не закреплены в правовом поле.

По опыту западных стран, полиаморность родителя чаще становится «отягчающим» фактором при возникновении спорных вопросов опеки детей [13].

В марте 2021 года в ходе конференции «Правовые и законодательные аспекты поддержки семей и семейных ценностей в РФ», проведенной в рамках проекта партии Единая Россия — «Крепкая семья» был представлен проект резолюции, предлагающий установить запрет пропаганды смены пола, бисексуализма, трансгендерности (транссексуализма) и полиамо-рии (гражданские браки с множественностью партнеров). На данный момент законопроект остается на уровне проекта, но он отражает отношение к полиамории как к нежелательному феномену, который идет вразрез с традиционными семейными ценностями, которые поддерживает государство.

Полиамория и семья. Полиамория, являясь феноменом, затрагивающим романтические и сексуальные отношения, непосредственно связана с семейной сферой. Исследование Russian Field говорит о том, что в выборке самоидентифицируемых полиаморов 69,2% не состоят в юридически оформленных отношениях, а 30,8% являются респондентами, состоящими в официальном браке. 80% респондентов не имели детей на момент исследования, у 20% есть дети [7].

Статья 38 Конституции РФ закрепляет заботу о детях и их воспитании как равное право и обязанность родителей. При этом в российском законодательстве, как уже говорилось, четко не закреплен термин «родитель»; видимо, подразумевается, что он может быть выведен из статьи 1 Семейного кодекса, которая гласит, что государство защищает семью, материнство, отцовство и детство (другими словами, семья состоит из отца, матери и детей) [4].

Проведенный нами анализ высказываний участников интернет-сообщества «Полиамо-рия» на площадке Telegram показал следующее.

1. Часть респондентов не имеют в данный момент отношений в правовом поле, связанных с полиаморностью, так как не имеют детей и официального брака.

2. Респонденты, которые имеют детей, делятся на тех, у кого дети появились уже в по-лиаморных отношениях, и тех, у кого дети появились еще до них. Для детей, которые появились вне брака, отец проходил процедуру установления отцовства. Дети, рожденные в браке, проходили установленную законом процедуру регистрации.

3. В семьях, где проживают несколько взрослых с детьми, дети ведут себя по-разному:

— говорят о том, что у них есть несколько родителей (то есть более двух биологических, взрослые же называют детей «общими»);

— считают «мамой» и «папой» только биологических родителей, а остальных взрослых называют по имени.

4. Респонденты, которые имеют детей, отмечают, что только официальный брак позволяет им пользоваться всеми возможностями, предусмотренными законодательством. Они говорят об официальных преимуществах, таких как возможность ипотечного кредитования для семьи, возможность оформления совместного гражданства

для супруга и о том, что официальный брак упрощает процедуру регистрации ребенка, родившегося в семье.

Сложность для анализа представляет следующий фактор: полиаморный формат отношений достаточно молод для нашей страны, респонденты имеют опыт нахождения в подобных отношениях не более 10-12 лет, поэтому с некоторыми юридическими и правовыми сложностями они еще не столкнулись в силу данного обстоятельства.

Полиамория и религия. Согласно Конституции РФ, Россия является светским государством. При этом гарантирована свобода вероисповедания. Основными религиями, представленными в России, являются христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Рассмотрим отношение к полиамории христианства. В России оно разделено на православие, католицизм и протестантизм. Крупнейшей и влиятельной религиозной организацией является Русская Православная Церковь. Говоря о брачных и семейных отношениях, РПЦ подразумевает моногамные отношения, не поддерживая любые альтернативные формы, а также отход от гетеросексуальной ориентации. РПЦ рассматривает любую вариацию, отходящую от традиционных представлений «моногамный брак между мужчиной и женщиной», либо «романтические отношения без сексуальных контактов до брака между мужчиной и женщиной» аморальными, греховными, отношениями, в которые верующий православный человек не может вступать. Отношение к любым вариантам, отходящим от мононормативного формата, осуждающее.

Католицизм и протестантизм также, как правило, осуждают подобные нетрадиционные отношения, хотя стоит отметить, что в последнее время, например, в Римско-католической церкви идет дискуссия по этому вопросу. В протестантизме же вообще есть религиозные организации, которые трактуют иначе священные писания, допускают нетрадиционные варианты романтических отношений. Например, основанная в 1968 году Метропольная Общинная Церковь, стала первой, признавшей духовные потребности ЛГБТ-сообщества. Эта протестантская церковь выступает за брачное равноправие, не отвергая однополые пары, допуская варианты нетрадиционного формата [3]. Нэнси Вилсон, религиозный лидер церкви, говорит о квир-трактовке Библии, применительно к нетрадиционной ориентации и форматах отношений [3].

Ислам допускает многоженство, утверждая правильность такого формата, давая возможность мужчине иметь несколько жен при том условии, что он способен их финансово обеспечивать. Но женщинам в исламе нельзя иметь несколько мужей. Правовое поле РФ не поддерживает формат многоженства, несмотря на неоднократные попытки легализовать многоженство представителями ислама в мусульманских республиках России.

В мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия, Ирак, Иран, ситуация иная, их правовая система построена на религиозном фундаменте. Варианты поведения, которое отходят от традиционного подхода в исламе: сексуальные отношения вне брака и гомосексуализм — караются смертной казнью через обезглавливание, согласно требованиям шариата (наравне с умышленным убийством, хранением и распространением наркотиков) [5]. Полиамория, которая идентифицируется как «отношения вне брака», считается невозможной в исламе. Мужчина может иметь несколько жен, и это является полигамией. Женщине не позволяется иметь романтические/ сексуальные отношения с кем-то, кроме ее мужа. Мужчинам дается большая свобода в возможности иметь нескольких партнеров, при этом и большая материальная ответственность, так как именно он должен обеспечить свою жену или жен, если их несколько.

Буддизм рассматривает вопросы, связанные с многоженством и многомужеством как бытовые и лежащие вне рамок религии.

Иудаизм неоднозначно относится к многоженству, если обратиться к Танаху, при этом необходимо корректное толкование исторических и священных писаний для понимания

отношения иудаизма к феноменам множественности брака. Случаи полигамных отношений, описанные в Танахе, трактуются как «особые случаи» — например, если жена была бесплодна, в этом случае муж мог взять вторую жену с целью завести детей. Другими словами, отход от традиционного формата допустим в случаях, когда семья не может реализовать репродуктивную функцию.

Сегодня религия не является строго регламентирующей инстанцией, основное регулирование в нашей стране осуществляется при помощи юридических норм. В России религиозные организации не могут называть еретиками представителей тех или иных взглядов, но могут выражать свою поддержку или несогласие с различными событиями или феноменами, в том числе связанными с нетрадиционными сексуальными отношениями.

Таким образом, отношение к возможности наличия у человека нескольких партнеров неоднозначно: традиционные религии довольно категоричны в осуждении и непризнании альтернативных форм отношений, некоторые разрешают полигинию. В то же время существуют современные религиозные организации, которые допускают возможность полиамории для своих последователей.

Что касается отношения самих полиаморов к религии, то уже проводятся соответствующие исследования, в том числе и в нашей стране. Так, согласно социологическому исследованию команды Russian Field на выборке полиаморов, 40% идентифицируют себя как атеисты, 30% как агностики, 4,7% считают себя христианами и 2,8% относят себя к буддистам. 22,5% затруднились ответить. Анализ высказываний участников сообщества «Полиамория» на площадке Telegram позволяет оценивать большинство участников как нерелигизных, поддерживающих т.н. «научный атеизм» или агностицизм. Так или иначе, можно сделать вывод, что полиаморы и традиционные религиозные институты скорее все же противостоят друг другу, и у них мало возможных точек соприкосновения.

Полиамория и наука. Стремясь к объективному знанию, наука в данный момент не может преодолеть некоторые ограничения при исследовании полиаморного сообщества. Эти ограничения связаны с закрытостью сообщества, страхом стигматизации его участников. Учитывая эту закрытость и малую изученность сообщества, довольно сложной практической задачей является соблюдение репрезентативности выборки.

Мы можем обратиться к ряду научных работ, которые рассматривают полиаморию в философском, социологическом, психологическом, психотерапевтическом и психиатрическом контексте. Полиамория, являясь феноменом, который включает представителей разных сексуальных ориентаций и гендеров, рассматривается через оптику феминизма и социологической квир-теории.

Стремясь к объективности рассмотрения, СМИ обращаются при написания статей к экспертам из научной сферы, приводя данные исследовательских центров5, социологов6, юристов7, психологов8. В данный момент сообщество полиаморов находится на стадии формирования, и его контуры и объемы не ясны, что создает сложности для сбора статистических данный и возможности оценки влияния феномена на демографические процессы.

При стремлении к объективности ученых, они также подвержены переносу своих личных установок на социальные феномены и выражению своего личного мнения через призму

5 Чем полиамория отличается от полигамии и почему «открытых» пар становится больше. URL: [https://lenta.ru/ articles/2016/03/17/polyamorous/]. (дата обращения 6.07.2021)

6 Только для своих. В чем разница между полиаморией и открытыми отношениями. URL~ [https://snob.ru/ entry/205011/]. (дата обращения 6.07.202l)

7 Полиамория: распущенность или прыжок в будущее URL: [https://snob.ru/entry/180983/]. (дата обращения 6.07.2021)

8 «Больше двух»: какие правила нужно соблюдать в полиамории. URL: [https://www.the-village.ru/weekend/books/ poliamoriya]. (дата обращения 6.07.2021)

профессионального. В своем исследовании Knapp обнаружил, что 33% опрошенных им психотерапевтов полагали, что у людей, состоящих в открытых (полиаморных) отношениях, имеются личностные расстройства или невротические тенденции. 9-17% из них пытались влиять на возвращение таких клиентов к моногамному образу жизни. Knapp также отмечает, что более патологизированными, на взгляд терапевтов, были именно те люди, которые состояли в открытых отношениях, а не те, кто имеет тайные внебрачные связи. Такие данные подтверждают и результаты исследований Rubin and Adams, согласно которым 27% опрошенных полиаморных людей, имевших опыт психотерапии, указали, что терапевты не поддерживали их образ жизни [8]. Это может говорить о том, что психотерапевты, имеющие высшее медицинское образование и лицензию на психотерапевтическую деятельность, пытались повлиять на установки клиента, выражая свое несогласие с их образом жизни. Психотерапевты выражали свое личное отношение к людям, находящимся в открытых отношениях, как к имеющим психопатологии, при этом, не имели исследовательских и статистических данных для таких выводов.

Полиамория и СМИ. В поисковой системе Google самыми популярными запросами будут: «полиамория тест», «полиамория не работает», «полигамия и полиамория» и «полиамория психология». Первыми страницами в поиске будут: страничка о полиамории на Википедии, ряд статей в новостных изданиях, таких как: Сноб, Лента.ру, РБК, The Village. Данные статьи имеют дискуссионно-информирующий характер, они рассказывают о полиаморной этике, сравнивают формат с моногамией и полигамией, привлекая для этого как экспертов среди психологов, психиатров, сексологов, так и среди самих полиаморов.

Что касается печатных СМИ, то они рассматривают полиаморию в контексте законопроекта о запрете пропаганды смены пола, бисексуализма, трансгендерности (транссексуализма) и полиамории, аналогичная ситуация с телевидением: «полиамория» встречается в репортажах, связанных с политической деятельностью. Единичны репортажи о жизни реальных полиаморов, которые готовы говорить о себе и формате своих отношений; эти репортажи носят ознакомительный, информационный характер, но скорее в контексте фрик-явления.

Обзоры в интернет-изданиях отличаются большей информационной составляющей и приводят цитаты из интервью людей, имеющих опыт подобных отношений. Имеет место свой аналог «СМИ для полиаморов», это ютуб-канал «Вечерний полиамор». Интернет-издания и каналы ставят целью статей информирование о формате отношений, разграничение понятий «свинг» и «полиамория». В комментариях часто можно увидеть высказывания о том, что полиамория — это попытка красивым словом назвать «блуд», «нежелание нести ответственность» и «инфантильность». Комментарии делятся на 2 группы:

— эмоционально окрашенные комментарии, их авторы выражают негодование, возмущение, используют выражения с негативной окраской;

— нейтральные комментарии, имеющий дискуссионный характер.

Как показывают исследования, в новых медиа чаще и подробнее рассказывается об альтернативных семейных отношениях, в том числе и о полиаморных [6].

Являясь феноменом, относительно новым для нашей страны, идейная полиамория начинает институционально оформляться, и этому способствует то, что полиаморные отношения «вторгаются» в сферы регулирования действующих, важных для общества и государства социальных институтов, например, таких как «семья», хотя заметим, что официальные институты вряд ли будут «поощрять» этот процесс. Свой вклад вносит и наука, которая начинает изучать данный феномен и, так или иначе, влияет на его развитие.

Прогнозируя развитие полиамории в правовом поле, стоит обратить внимание на то, что полиамория может пересекаться с форматом отношений «сожительство», незарегистрированные отношения, ряд аспектов которых регламентируются юридически: например, вопросы регистрации детей, рожденных вне зарегистрированного брака, их права и обязанности,

закрепленные в Семейном Кодексе РФ. Другие вопросы, касающиеся права собственности, опеки, права наследования, регламентируются по формату четкого разграничения — «отношения, закрепленные официальным браком» и не закрепленные. Отношения, закрепленные официальным браком, имеют статус «семейных» и «брачных отношений», остальные форматы могут называться таковыми только на бытовом уровне и не имеют силы в правовом поле. Анализ высказываний респондентов из полиаморного сообщества по поводу официального брака и взаимодействия с институтом права показывает то, что официальный брак становится формальностью для получения юридических прав, возможностью зарегистрировать детей, получить совместное гражданство с супругом. Сообщество практически не рассматривает брак в эмоционально-чувственном или романтическом поле.

Опыт западных стран по вопросу «сожительства» привел к созданию «гражданских партнерств», который могут являться аналогией официальному браку, дают большую часть прав и обязанностей и регламентируют правовые отношения между его участниками. «Гражданское партнерство» там закреплено строго между двумя людьми, в том числе, одного пола. Оно позволяет регламентировать такие вопросы, как совместное владение имуществом, раздел имущества, право опеки и некоторые вопросы из сферы здравоохранения. Впрочем, в настоящее время данный опыт в России неприменим.

Анализируя политику государства РФ в отношении альтернативных форм брака, стоит говорить о четком делении отношений на «закрепленные официально» и соответствующие традиционным представлениям и не закрепленные, и не соответствующие этим представлениям. Альтернативные формы допускаются свободой выбора, при этом не поддерживаются. Юридически регламентируется сфера детства и родительства, остальные сферы, в которые могут быть включены альтернативные формы отношений, таких, как полиамория, четко демаркируются по формату «официальный брак между мужчиной и женщиной», оставаясь на бытовом уровне.

ВЫВОДЫ. Процесс институционализации полиамории проходит достаточно стихийно, по большей степени формирование норм и правил осуществляется в поле интернет-сообществ, которые выполняют функцию «стартовой площадки». Основные социальные институты, фактически, сопротивляются процессу легитимной институционализации полиаморов, не признавая феномен и участников сообщества, осуждая и стигматизируя. Феномен идет вразрез с политикой государства в сфере семейных отношений, поэтому, прогнозируя его будущее, можно говорить о том, что он, вероятно, останется в «серой» правовой зоне, а члены сообщества будут соприкасаться с институтом права в контексте официального брака, регистрируя свои отношения лишь для того, чтобы получить причитающиеся по закону права и материальные блага. Тем не менее, «внутренняя» институци-онализация полиаморов, на наш взгляд, неизбежна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности в структуре современной теоретической социологии / Г.Е. Зборовский // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. [XI Международная конференция, Екатеринбург, 1920 марта 2008 г.]: в 5 частях. Екатеринбург, 2008. C. 44-47.

2. Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы: сборник статей / под ред. Е. Здраво-мысловой, А. Темкиной. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. 324 с.

3. Комментарий: Письмо христианам о защите ЛГБТ и религиозной свободе. URL: https://www. washingtonpost.com/national/religion/commentary-a-letter-to-christians-about-lgbt-protections-and-religious-freedom/2014/07/21/fdbf2eca-1120-11e4-ac56-773e54a65906_story.html (дата обращения: 1.07.2021).

4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г) // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Магомедова А.М. Смертная казнь с точки зрения мировых религий / А.М. Магомедова // Форум молодых ученых. № 3(7). С. 288-293.

6. Медиапрезентация альтернативных брачно-семейных отношений в онлайн-СМИ / Н.М. Замоти-на, Т. Иванова, Т.И. Фролова. 2018. № 9. С. 75-97.

7. Полиамория. Социологическое исследование Russian Field. URL: https:// russianfield.com/projects/ poliamoriya.html (дата обращения: 10.04.2021).

8. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии / Карлин Е.А. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. URL: http://psyjournal.ru/articles/ poliamoriya-kak-forma-otnosheniy-razmyshleniya-v-kontekste-psihoterapii (дата обращения: 04.07.2021).

9. Расширенная подборка данных ВЦИОМ к тематическому выпуску «Семья и родительство» (№ 2), 2020. URL: https://wdom.ш/¡ndex.php?¡d=236&u¡d=9793м (дата обращения: 10.06.2021).

10. Репродуктивное здоровье населения России 2011. Резюме отчета. Федеральная служба государственной статистики. Опубликовано на сайте РОССТАТ. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/zdravo-2011.pdf (дата обращения: 10.06.2021).

11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.06.2021).

12. Смертная казнь в современном праве: статистика и тенденции ее развития / А.В. Хорев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 2 (34). С. 75-81.

13. Alternative families in Canada: the lived experiences of polyamorous people in the fringes of legality C. Smith. Thesis Master of art [Social work as a human right profession]. September 2018. https://www. researchgate.net/publication/332622206 (дата обращения: 10.05.2021).

14. Metropolitan Community Churches. URL: https://www.mccchurch.org/ (дата обращения: 02.07.2021).

15. Protecting Poly: Applying the Fourteenth Amendment to the non-monogamous. Elizabeth Cannon LeSher. Tulane Journal of Law and Sexuality, 2013, Vol. 22. 127-145.

REFERENCES

1. Zborovskij G.E. Teorija social'noj obshhnosti v strukture sovremennoj teoreticheskoj sociologii [Zbor-ovskij G.E. The theory of social community in the structure of modern theoretical sociology]: Kul'tu-ra, lichnost', obshhestvo v sovremennom mire: metodologija, opyt jempiricheskogo issledovanija. [XI Mezhdunarodnaja konferencija, Ekaterinburg, 19-20 marta 2008 g.]: v 5 chastjah. Ekaterinburg, 2008. S. 44-47. (In Russian).

2. Zdorov'e i intimnaja zhizn': sociologicheskie podhody: sbornik statej [Health and intimate life: sociological approaches: collection of articles] pod red. E. Zdravomyslovoj, A. Temkinoj. SPb.: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2011. 324 s. (In Russian).

3. Kommentarij: Pis'mo hristianam o zashhite LGBT i religioznoj svobode [Commentary: Letter to Christians on LGBT Protection and Religious Freedom] URL: https://www.washingtonpost.com/national/ religion/commentary-a-letter-to-christians-about-lgbt-protections-and-religious-freedom/2014/07/21/ fdbf2eca-1120-11e4-ac56-773e54a65906_story.html (data obrashhenija: 1.07.2021). (In Russian).

4. Konstitucija RossijskojFederacii [Constitution of the Russian Federation]: prinjata vsenarodnym golosovanie 12 dekabrja 1993 goda: (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrja 2008 g., 5 fevralja, 21 ijulja 2014 g., 14 marta 2020 g). SPS Konsul'tant pljus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashhenija: 30.06.2021). (In Russian).

5. Magomedova A.M. Smertnaja kazn's tochki zrenija mirovyh religij [Magomedova, A.M. Death penalty from the point of view of world religions] A.M. Magomedova, Forum molodyh uchenyh. № 3(7). S. 288-293. (In Russian).

6. Mediaprezentacija al'ternativnyh brachno-semejnyh otnoshenij v onlajn-SMI [Media presentation of alternative marriage and family relations in online media]. N.M. Zamotina, T. Ivanova, T.I. Frolova. 2018. № 9. S. 75-97. (In Russian).

7. Poliamorija. Sociologicheskoe issledovanie Russian Field. [Polyamory. Sociological research of Russian Field.]. URL: https://russianfield.com/projects/poliamoriya.html (data obrashhenija 10.04.2021). (In Russian).

8. Poliamorija kak forma otnoshenij. Razmyshlenija v kontekste psihoterapii [Polyamory as a form of relationships. Reflections in the context of psychotherapy] Karlin E.A. // Zhurnal prakticheskoj psi-hologii i psihoanaliza. 2007. URL: http://psyjournal.ru/articles/poliamoriya-kak-forma-otnosheniy-razmyshleniya-v-kontekste-psihoterapii (data obrashhenija: 04.07.2021). (In Russian).

9. Rasshirennaja podborka dannyh VCIOM k tematicheskomu vypusku Sem'ja i roditel'stvo [Extended collection of VTslOM data for the thematic issue Family and Parenthood], (№ 2), 2020. URL: https://wci-om.ru/index.php?id=236&uid=9793M (data obrashhenija 10.06.2021). (In Russian).

10. Reproduktivnoe zdorov'e naselenija Rossii 2011 [Reproductive health of the population of Russia 2011]. Rezjume otcheta. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Opublikovano na sajte ROSSTAT. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/zdravo-2011.pdf (data obrashhenija: 10.06.2021). (In Russian).

11. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ [Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 N 223-FZ] (red. ot 04.02.2021, s izm. ot 02.03.2021), SPS Konsul'tant pljus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashhenija: 10.06.2021). (In Russian).

12. Smertnaja kazn' v sovremennom prave: statistika i tendencii ee razvitija [The death penalty in modern law: statistics and trends in its development], A.V. Horev, Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Pov-olzhskij region. Obshhestvennye nauki. 2015. № 2 (34). S. 75-81. (In Russian).

13. Alternative families in Canada: the lived experiences of polyamorous people in the fringes of legality C. Smith. Thesis Master of art [Social work as a human right profession]. September 2018. https://www. researchgate.net/publication/332622206 (data obrashhenija: 10.05.2021). (In English).

14. Metropolitan Community Churches. URL: https://www.mccchurch.org/ (data obrashhenija: 02.07.2021). (In English).

15. Protecting Poly: Applying the Fourteenth Amendment to the non-monogamous. Elizabeth Cannon LeSher. Tulane Journal of Law and Sexuality, 2013, Vol. 22. S. 127-145. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.