Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА РОДИТЕЛЬСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА РОДИТЕЛЬСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейные отношения / формы родительства / установки / школьники / девушки / юноши. / family relations / forms of parenthood / attitudes / schoolchildren / girls / boys
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА РОДИТЕЛЬСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

Weis, М., Trommsdorff, G., Mufioz, L. (2016). Children's self-regulation and school achievement in cultural contexts: the role of maternal restrictive control. Front. Psychol. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.00722/full (дата обращения: 28.05.2022).

DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-63-65

СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА РОДИТЕЛЬСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Маленова Арина Юрьевна кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, старший научный сотрудник Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Костромской государственный университет

Омск, Россия malyonova@mail.ru

Ключевые слова: семейные отношения, формы родительства, установки, школьники, девушки, юноши.

SUBJECTIVE PICTURE OF PARENTAL ALTERNATIVES IN ADOLESCENCE

Malenova Arina Yuryevna candidate of Psychological Sciences, associate professor, senior researcher at the Department of General and Social Psychology

Dostoevsky Omsk State University Kostroma State University Omsk, Russia malyonova@mail.ru

Keywords: family relations, forms of parenthood, attitudes, schoolchildren, girls, boys.

Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ FZEW-2020-0005 The study is supported by Ministry of Higher Education and Science RF FZEW-2020-0005

Озабоченность государства процессами в сфере демографической политики в последние годы усиливается. Причин для беспокойства достаточно, большинство из них локализуется в особенностях репродуктивного поведения молодежи и факторах, оказывающих на них влияние. И если ранее в поле внимания попадали молодые люди на предбрачном и брачном периодах развития (Попова, Шишкина, 2016), то современные исследователи все чаще обращаются к изучению брачно-семейный установок подростков, детей младшего школьного и даже дошкольного возрастов (Абдуллина, 2018). Одной из причин снижения возрастных границ обследуемых, на наш взгляд, является поиск возможных мишеней с целью более точечной профилактики возможной семейной дезадаптации. Субъективная картина супружеских и семейных отношений в юношеском возрасте уже сформирована и обладает достаточной устойчивостью. То же можно отметить и в отношении представления о родительстве в целом и материнстве в частности (Борисова, Седельникова, 2018; Жупиева, 2015). Тогда как репродуктивные и родительские установки в школьном возрасте еще отличаются подвижностью (Маленова, 2018). Вместе с тем, скорость социальных изменений заставляет исследователей регулярно проводить

мониторинга в сфере брачно-семейного поведения молодежи, направленные на отслеживание новых тенденций, в том числе представляющих угрозу будущему семейному благополучию. Мы не стали исключением, направив свои научные интересы на изучение тендерных особенностей представлений о родительстве в старшем школьном возрасте. В рамках пилотного среза мы обследовали учащихся 15—17 лет (N=80: 42 девочки и 38 мальчиков) нескольких средних учебных заведений г. Омска. С помощью методики ДАР (диагностика альтернатив родительства) (Маленова, 2021), направленной на оценку предпочтения той или иной модели родительства из предложенных десяти с помощью процедуры ранжирования, было выявлено, что девушки и юноши старшего школьного возраста ориентированы на биологическое малодетное родительство, допуская появление детей в результате усыновления и ЭКО. Вполне вероятными альтернативами также независимо от пола опрошенных являются многодетное и сводное (принятие и воспитание ребенка партнера) родительство. Причем обе эти формы для девушек оказались более приемлемыми, чем для юношей (Цэмп. = 625 и 596,5, р < 0,05). Аутсайдерами выступают одинокое родительство (как вынужденное, так и вследствие изначального сознательного выбора), а также суррогатное. Одной из тревожных тенденций можно считать относительную лояльность девушек к сознательно бездетному браку (чайлдфри) на фоне его категорического отрицания юношами (Шмп. = 455,5, р < 0,01). Отчасти эти результаты были подтверждены с помощью методики РОД (Ролевой опросник деторождения) М. Н. Родштейн (Родштейн, 2006): в подростковом возрасте генофобия в сочетании с репродуктивной пассивностью являются доминирующими паттернами — их поддерживают 45,24% опрошенных девушек и 65,79% юношей. Вероятность позитивного прогноза в отношении родительских установок дают результаты 38,1% девушек и 15,79% юношей, ориентированных на генофилию и репродуктивную активность. Причем последняя у девушек выражена сильнее, чем у юношей (и = 545,5, р < 0,01). Это согласуется с данными, полученными благодаря опроснику Р. В. Овчаровой «Отношение к родительству» (Овчарова, 2006). Девушки отличаются большей устойчивостью освоения родительской роли, при этом юноши оценивают ее более стереотипно (и = 623,5, р < 0,05).

С учетом формирования в современном обществе модели «проницаемой семьи» (Поливанова, 2015), в которой один родитель и ребенок образуют устойчивую структуру, которая может временно включаться в другие подобные структуры, можно предположить, что к такому перемещению более склонны девушки, поскольку для них сводное родительство более приемлемо, чем для юношей. В то же время девушки более склонны и к формированию бездетной семьи, что можно связать с их ориентацией на самореализацию в профессиональной и других жизненных сферах. Допускаем, что позиция «чайлдфри» не является устойчивой и связана в подростковом возрасте в большей степени с откладыванием родительства до того момента, когда будет достигнут ожидаемый уровень образования, профессиональной реализации, карьерного роста, социального статуса, финансового благополучия. Но, с учетом особенностей репродуктивной активности и ресурсов организма, такое смещение времени деторождения может привести к другим следствиям, например, использованию женщинами вспомогательных репродуктивных технологий и повышению статуса родительства в результате ЭКО.

Таким образом, тендерная специфика субъективной картины родительства в подростковом возрасте отражает одновременное допущение девушками нескольких альтернатив, в том числе имеющих разнонаправленный характер — отказ от рождения ребенка, многодетность и сводное материнство. При этом более приоритетными формами будущего родительства для старшеклассников независимо от их тендера являются биологическое и малодетное.

Литература

Абдуллина, С. А. (2018). Представления о родительстве у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста: Дисс. ... канд. психол. наук. М. Борисова, С. Н., Седельиикова, Ю. Р. (2018). Соотношение ценности материнства и психологической готовности к материнству с основными жизненными мотивами и ценностями у молодых женщин-студенток. Вестник ПГГПУ, Сер. 1. Психологические и педагогические науки, 1, 119-129.

Жупиева, Е. И. (2015). Особенности психологической готовности к материнству студенток. Сибирский психологический журнал, 56, 100-108.

Маленова, А. Ю. (2018). Тендерные особенности репродуктивных установок в школьном возрасте. Интериал, 7(4), 132—141.

Маленова, А. Ю. (2021). Экспресс-диагностика родительских установок учащейся молодежи. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 4, 378-385. Овчарова, Р. В. (2006). Родительство как психологический феномен. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социэдьный институт.

Поливанова, К. Н. (2015). Современное родительство как предмет исследования. Психологическая наука и образование, 7(3), 1—11.

Попова, Л. А., Шишкина, М. А. (2016). Брачно-семейные и репродуктивные установки современной молодежи. Проблемы развития территории, 5(85), 57—71. Родштейн, М. Н. (2006). Гендерно-ролевая идентичность как фактор репродуктивной установки женщин: Дисс.....канд. психол. наук. Самара.

DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-65-67

О НЕМОНОГАМНЫХ СПОСОБАХ ПОСТРОЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ РАБОТЕ С ПОЛИАМОРНЫМИ КЛИЕНТАМИ

Дулепина Ольга Александровна гештальт-терадевт, супервизор Московский гештальт-институт Москва, Россия

olgadugina@gmail.com

Ключевые слова: открытый брак, полиамория, полиаморный стиль жизни, риски полиамории, психотерапия, формы близости.

ON NON-MONOGAMOUS WAYS OF BUILDING FAMILY LIFE. WHAT ONE NEEDS TO KNOW WHEN WORKING WITH POLYAMOROUS CLIENTS

Olga Alexandrovna Dulepina gestalt therapist, supervisor Moscow Gestalt Institute Moscow, Russia olgadugina@gmail.com

Keywords: polyamory, polyamorous lifestyle, risks of polyamory, psychotherapy, forms of closeness.

Договорная немоногамия (Consensual Non-Monogamy, CNM) — общий, объединяющий «зонтичный» термин, подразумевающий любые формы немоногамии: свинг, поливерность, открытые отношения, полиаморию как отдельный сегмент открытых отношений, БДСМ и десяток других видов. «Договорная», «консенсуальная» или «этичная» добавляют, чтобы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.