Научная статья на тему 'Культурное наследие творчества Фахриддина Содикова'

Культурное наследие творчества Фахриддина Содикова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
441
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАНГ / ДУТАР / КОМПОЗИТОР / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПЕВЕЦ / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайдарова Розахон

В статье говорится о замечательном композиторе и величайшем исполнителе узбекского народа Фахриддине Содикове. О его исполнительских и композиторских произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие творчества Фахриддина Содикова»

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТВОРЧЕСТВА ФАХРИДДИНА

СОДИКОВА Хайдарова Р.

Хайдарова Розахон - старший преподаватель, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о замечательном композиторе и величайшем исполнителе узбекского народа Фахриддине Содикове. О его исполнительских и композиторских произведениях.

Ключевые слова: чанг, дутар, композитор, исполнитель, произведения, певец, музыка.

Фахриддин Содиков (1914 - 1977) является одним из самых известных в истории традиционной узбекской музыки. Он внес значительный вклад в развитие профессионального и традиционного музыкального искусства Узбекистана и его современного специального образования. Он также был известен как исполнитель на дутаре, чанг и как композитор [1]. Его талант и способности были настолько высоки, что невозможно подробно описать все его профессиональные качества. Фахриддин Содиков достиг совершенства в исполнении дутар а после чанг. Его уникальный способ сочетания штрихов даёт возможности описания произведение в целом. Он совершенно усвоил школу Фергано - Таншкентского исполнительства. Наряду с этим Фахриддин Содиков был знатоком местного народного исполнительства на дутаре. Не зря академик Юнус Ражабий пользовалься исполнением именно Фахриддина Содикова для энциклопедической книги «Узбекская народная музыка» [2].

Исполнительство на чанге является одним из наиболее важных, научных и сложных вопросов традицонной узбекской музыки. Следовательно, необходимо подчеркнуть великое изменение Фахриддина Содикова. С точки зрения научной классификации, Фахриддин Содиков считал и уважал свой любимый чанг как чисто струнный инструмент, а не как ударный. Этот контраст может помочь понять стиль игры великого исполнителя и помочь правильно воспринимать. Во время исполнении произведения на чанге Фахриддин Содиков, другими словами, нежно собирал ноты и звуки. Сегодня это редко встречается среди музыкантов.

В архиве радиодома Узбекистана хранится несколько редких записей Фахриддина Содикова. "Гулжамол", "Улан", "Ишк" были записаны в 1959 - 1962 годах.

Невозможно представить историю узбекского национального музыкального искусства XX века без музыкальных произведений, написанных Фахриддином Содиковым в 1930-х и 1970-х годах. В настоящее время его многие прекрасные песни, ялла, мелодии и танцы исполняются многими певцами и музыкантами. Они не только удовлетворяют духовные потребности наших современников, но и становятся бесценной частью богатого духовного наследия узбекского народа [1]. Он создал более 300 произведений в стихах классических и современных поэтов. Его первый песни как «Мар^або» (Миртемир), «Ватандан миннатдорман», «Ей чехраси тобоним» (Мукимий), «Уйнасин» (Хабибий) привлекли аудиторию. Особенно песни Фахриддина Содикова о Родине как «Узбекистоним менинг» (Уйгун), «Хосил туйи» (М. Кориев), «Жахон буйлаб бир овоз янграр» (К.Му^аммадий), «Тинчлик кушиги» (У. Гани), «Зарафшон» (А. Пулат), «Гуллар водийси» (Т. Тула), «Ватан ухшар куёшга» (Е. Рахим), «Узбекистон олтини» (Ё. Мирзо), «Ботир чупон кушиги» (К. Му^аммади), «Олтин водий» (З. Обидов), «Теримчи кизга» (С. Зуннунова сузи), «Ёрим тукур хон атлас» (А.Бобожонов), «Улкам ипакка тулсин», «Ок олтин карвон - карвон» ва «Мирзачулнинг кизиман» (З. Обидов) [3] ценятся слешателями и музыкантами. Многие песни композитора восхваляют природу, любовь, человечность и красоту: «Севгилим», «Тонг

шабодалари», «Уяламан», «Хаё» (М. Крриев), «Ёр билиб», «Хуб де, жоним», «Ёр булсанг дейман» (С. Зуннунова), «Бир гузал», «Ойдин кечада» (Миртемир), «Онажоним», «Айб этма», «Хуш хаво чаманларида», «Муборакбод», «Кузим», «Мезбон булай» (З. Обидов), «Менга навбат», «Ширмоной», «Ёр булмаса», «Гузал», «Зухрога» (Т. Тула), «Очил нихол», «Сулим бахор», «Висол гулшани», «Вафо кушиги», «Сув сулув кушиги» (А.Исроилов), «Хумор», «Шайдосиман», «Ташна калбим» (Ё. Мирза).

Еще одна особенность творчества Фахриддина Содикова заключается в том, что он создал каждую новую песню для определенных певцов и музыкантов, основываясь на их музыкальных способностях, особенно в голосах певцов. Фахриддин Садиков имел личный стиль творчества и узбекский народ ценит и не забудет его.

Список литературы

1. Юнусов Р. "Фахриддин Содиков". Тошкент, 2005.

2. Матёцубов О. "Макомот". Тошкент, 2004.

3. Олимбоева К., АхмедовМ. "Узбекистан халк созандалари". Тошкент, 1959.

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ КАЛЕНДАРЯ Руднева Е.Ю.

Руднева Евгения Юрьевна - студент, специальность: дизайн, направление подготовки: графический дизайн, кафедра социально-художественного образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: статья посвящена созданию и использованию календаря на различных этапах его существования. В статье затронуты причины возникновения календаря и влияние различных факторов на его изменение. Раскрывается суть вопроса о создании календарей, их виды, и применение их в обществе. В статье есть описание того, что нужно для создания своего календаря. Прослеживается связь истории с современностью через календарь, как необходимый атрибут человеческой жизни. Также изложены основные важные сведения, которые нужно знать при создании календаря. Ключевые слова: календарь, полиграфическая сетка, иллюстрация, разработка, тираж.

Вы замечали, как часто вы смотрите на часы, чтобы узнать точное время? А в календарь, чтобы узнать какой сегодня день? Нам обязательно нужно знать это, иначе можно просто потеряться во времени. Также, чтобы договориться с кем-то о встрече на тот или иной день, тоже надо знать, какой день недели. Представьте, вы договорились встретиться с хорошим знакомым, с которым не виделись со времен учебы в университете, и договорились на 28 мая, но не знаете какой это день недели. В этой ситуации хорошо бы иметь карманный календарь. А так как сейчас у всех есть телефоны, можно просто взглянуть на дисплей цифрового устройства.

Это сейчас мы с легкостью можем позволить себе не думать о времени и посвятить его себе любимому, а потом просто заглянуть в календарь и спланировать свои последующие действия. Но так было не всегда. Счет времени в древности отличался от современного. У древних греков сутки начинались с рассвета, а у немцев с ночи. Народы, часто воевавшие, делили сутки на «стражи». Издревле люди следили за временем, чтобы в первый день календы - первый день месяца - выплачивать по долгам. Также важно было вовремя посадить и собрать новый урожай. Для измерения времени использовались повторяющиеся природные явления:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.