Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВРО-АЗИАТСКИХ НАРОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ТУРИЗМА'

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВРО-АЗИАТСКИХ НАРОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное наследие / евразийское научно-образовательное пространство / туризм / практики студентов / новый туристский продукт / cultural heritage / Eurasian scientific and educational space / tourism / student practices / new tourist product
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВРО-АЗИАТСКИХ НАРОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ТУРИЗМА»

Кирсанова Н.П.

к.соц.н., декан факультета бизнес-коммуникаций, Университет при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВРО-АЗИАТСКИХ НАРОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ТУРИЗМА

Ключевые слова: культурное наследие, евразийское научно-образовательное пространство, туризм, практики студентов, новый туристский продукт.

Keywords: cultural heritage, Eurasian scientific and educational space, tourism, student practices, new tourist product.

Пандемия коронавирусной инфекции вызвала множество изменений в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Со значительными трудностями столкнулась вся мировая экономика, в том числе и индустрия туризма. Специалисты отмечали, что в конце 2019 года туристическая отрасль находилась на подъёме, что проявлялось в строительстве гостиниц (отелей), открытии новых кафе и ресторанов, расширении парка самолетов различными авиакомпаниями. «Путешествия стали новым культурным кодом миллениалов, которые возвели их ценность на пьедестал. Были даже случаи, когда в Париже и Амстердаме ограничивали посещаемость некоторых объектов. Никто не мог предположить, что вскоре индустрия путешествий окажется в кризисе»1. С. Пирожников, основатель компании «Ку-пибилет», подчеркнул: «Это вовсе не означает, что туризм умер - он жив, но отныне будет не таким, к которому мы привыкли». Действительно, чтобы выжить в сложившейся ситуации, индустрии туризма пришлось многое изменить.

Обратим внимание на некоторые аспекты развития туристической индустрии на евразийском пространстве. Правительства новых независимых стран Евразии придают развитию туристской индустрии важнейшее значение, видя в нём едва ли не главный фактор успешного развития экономики своих государств. Работники сферы туризма подчёркивают его экономическую пользу, в частности, видят в нем способ увеличения занятости населения2. Мы же подчеркнём ещё и тот факт, что туризм есть влиятельный фактор установления и эволюции межкультурных коммуникаций. Благодаря активизации туристической деятельности усиливаются коммуникационные связи, расширяется культурное пространство, повышается культура граждан, обогащается духовный потенциал личности и общества.

Заинтересованность в расширении туристической деятельности ярко проявилась, например, в ходе проведения в г. Алматы заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Культурно-туристская дипломатия: развитие через диалог и сотрудничество» (2016)3. Мы обратили внимание на то, что особо были выделены меры по расширению отношений и новые формы сотрудничества в сфере туризма стран евразийского пространства. Тогда же политолог Антон Морозов привёл примеры того, как региональные, межстрановые туристические маршруты или объекты постепенно становятся крупными участниками мирового туристского рынка. Это направление в мировом туризме задано давно, имеются нужные механизмы и алгоритмы.

Научно-педагогические работники Университета включили в содержание заданий для обучающихся (в том числе и в ходе практик) выявление основных видов туристической деятельности, которые могли бы получить развитие в рамках Евразийского экономического союза. Среди них наибольшее внимание привлекли такие виды, как событийный туризм (например, Всемирные игры кочевников), познавательный туризм (ознакомление с памятниками евразийской истории и культуры); паломнический туризм (посещение святынь Евразии, относящихся к разным конфессиям); оздоровительный туризм (здравницы в различных государствах современной Евразии), гастрономический туризм (ознакомление с кухнями евро-азиатских народов), экологический туризм (сохранение евразийского растительного и животного мира), агротуризм (особенности ведения сельского хозяйства в различных регионах континента), ряд других. Что-то из этого уже сделано, но перспективы представляются обширными и вполне реальными. Представляется важным, к примеру, развитие евразийского детско-юношеского туризма.

Естественно, что вследствие разразившейся пандемии коронавирусной инфекции многие виды туризма замедлили своё развитие. В этих условиях правительство России сочло необходимым предложить национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», которым предусматривается преимущественное развитие внутреннего туризма, его важнейшими чертами должны стать экстерриториальность и межрегиональность. Новый проект РФ направлен на комплексное развитие туристической отрасли страны. В него включены три федеральных проекта: «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг» и «Совершенствование управления в сфере

1 Пирожников С. Пять трендов индустрии туризма в 2021 году. - https://snob.ru/entry/200532/

2 Полетаев Э. Туризм в Евразии: смена ценностей и новые формы сотрудничества. - https://www.ritmeurasia.org/news--2016-11-13--turizm-v-evrazii-smena-cennostej-i-novye-formy-sotrudnichestva-26816

3 Кульков В. Туризм, объединяющий народы и страны. - https://yvision.kz/post/755800

туризма»1. Вместе с тем, не оставлен без внимания и внешний туризм: в нацпроекте зафиксировано намерение не просто вернуть этот вид туризма на доковидный уровень, но и продолжить его развивать.

Обратим внимание, что в Послании Федеральному собранию РФ в 2021 году президент России, анализируя внутренние проблемы страны, тем не менее, уделил внимание и деятельности Евразийского экономического союза, подчеркнув, что «наши общие проекты в рамках Евразийского экономического союза нацелены на то, чтобы обеспечить рост экономики и благосостояния граждан. При этом здесь появляются новые интересные направления»2. В качестве одного из новых направлений в деятельности ЕАЭС нам видится развитие евразийского туризма, поскольку туризм в мировой системе хозяйствования предстаёт одной из крупнейших, наиболее динамичных и в то же время высокодоходных отраслей предпринимательства. Профессиональная подготовка специалистов в сфере туризма пока ещё является одним из новых направлений образовательной деятельности в новых евразийских государствах.

Чтобы быть успешным специалистом сегодня, человеку приходится постоянно совершенствовать свои навыки, учиться новому, а порой и проходить переподготовку. В таких условиях эффективность профессиональной деятельности зависит уже не от объёма знаний выпускника, а от его умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, наличия навыков справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Какими же качествами должен обладать специалист, чтобы быть успешным не только в профессиональной деятельности, но и в разных социальных группах и обществе в целом?

Современная система образования направлена непосредственно на практико-ориентированный подход в обучении. Можно выделить два основных направления. Первое направление объединяет процесс обучения и прохождения практик с целью ознакомления студентов с профессиональной средой, требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, к данной профессии. Второе направление определяется формированием у студентов компетенций и личностных качеств, которые бы давали возможность эффективно выполнять функциональные обязанности по выбранной профессии. Реализация данного направления обеспечивается посредством внедрения профессионально-ориентированных технологий обучения. Обязательным элементом практико-ориентированного образования является наработка практического опыта деятельности, уровень которого точнее определяется методами компетентностного подхода. Особенностью использования практико-ориентированного подхода в системе высшего образования является то, что он позволяет формировать фундаментальную научную базу знаний у студентов параллельно с получением практических умений - компетенций. Главной целью любой практики определено применение приобретённых профессиональных компетенций в реально созданных рабочих условиях профессиональной деятельности будущего бакалавра.

Государственными стандартами высшего образования предусматривается многообразие практик и, соответственно, приобретаемых в их результате компетенций. Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; ознакомительная практика; практика по получению первичных профессиональных навыков). Последний вид практики формирует такие универсальные и общепрофессиональные компетенции/способности, как: осуществление социального взаимодействия и реализация своей роли в команде; разработка туристского продукта; организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов; осуществление основных функций управления туристической деятельностью.

Обратим особое внимание на такой вид практик, как производственная практика. Она включает в себя: практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательскую работу; проектно-технологическую практику. Этот вид практики формирует следующие общепрофессиональные компетенции: 1) способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта; 2) способность к разработке туристского продукта; 3) способность организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов;4) способность к разработке и эксплуатации туристских маршрутов и программ. Профессиональные компетенции содержат: а) способность организовывать работу исполнителей, принимать решение в организации туристской деятельности, в том числе с учётом социальной политики государства; б) способность рассчитать и проанализировать затраты деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обосновать управленческое решение; в) готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме; г) готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов. Такой вид практики может длиться несколько семестров, что предоставляет возможность для студентов попробовать применить свои знания и приобретённый опыт в различных профессиональных сферах и на разных уровнях взаимодействия в команде3.

Обучающиеся в Университете по направлению «Туризм» представители молодого поколения государств-участников регионального интеграционного процесса в условиях пандемии СОУГО-19 оказались лишены возможности пройти динамичную учебную практику, но им было предложено с помощью информационно-коммуникативных

1 Представлен новый нацпроект. - https://rg.ru/2021/04/29/predstavlen-novyj-nacproekt-turizm-i-industriia-gostepriimstva.html

2 Послание Президента РФ Федеральному собранию 21 апреля 2021 года. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬЛШ_382666/

3 Кирсанова Н.П., Кузьминых О.Б. Компетентностный подход к реализации практики в подготовке бакалавров направления «Туризм» (опыт реализации проекта «Жемчужное ожерелье Евразии») // Труды Евразийского научного форума: сборник научных статей из материалов XII Евразийского научного форума. СПб., 20 ноября 2020 года / Общ. научн. ред. М.Ю. Спириной. Ч. 1. -СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. - С. 311-320.

технологий разработать новый евразийский проект, который получил название «Жемчужное ожерелье Евразии». Главной идеей проекта стало развитие межкультурных коммуникаций евро-азиатских народов на основе их традиционных ценностей. В.В. Путин неоднократно заявлял: «Духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее. И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать». Аналогичные позиции заняло большинство руководителей новых евразийских государств. Одновременно подчеркнём, что проект носит многоаспектный характер.

Чтобы молодое поколение поддержало политику сохранения и защиты традиционных ценностей как основы евразийской культуры, его представители должны знать культурное наследие евро-азиатских народов. Только объективные знания в этой сфере помогут развивать евразийское этнокультурное взаимодействие, развивать евразийский туризм. Особую важность это приобретает в связи с тем, что «подавляющее большинство наших современников, особенно молодых людей, мало волнует история, особенно древняя. Их сознание наполнено самыми разнообразными мемами массовой культуры. При этом оно почти свободно от какой-либо рефлексии по поводу необходимости воссоздания дописьменной истории человечества, в частности, истории культуры Евразии»1.

Взаимодействие народов и культур всегда являлось значимым фактором общественно-экономического развития. Историю человечества можно рассматривать как историю контактов различных по своей антропологической, языковой и культурной принадлежности общностей, жизнь которых невозможна без взаимодействия и общения. Более 100 различных народов и этнических групп России накопили значительный опыт решения проблем этнокультурных и иных взаимодействий, чрезвычайно важный для стран евразийского континента. Уникальное с геополитической и историко-культурной точек зрения сосуществование народов России вносило и вносит существенный вклад в историю евразийского континента, мировой цивилизации, в систему межэтнических и межгосударственных взаимосвязей. Обращение к историческому опыту взаимодействия народов в рамках полиэтничных сообществ и государств может помочь в выявлении факторов взаимозаинтересованной интеграции.

Идея проекта «Жемчужное ожерелье Евразии» заключалась в разработке общеевразийского маршрута по странам Большой Евразии. Работа над ним начиналась со сбора исторического материала, выявления наиболее ценных памятников истории и культуры евро-азиатских народов. На евразийском континенте образовались и развивались самые древние в истории человечества цивилизации. Дошедшие до наших дней свидетельства их высокого культурного уровня необходимо всячески оберегать и защищать, поскольку они имеют для человечества необычайную ценность. Недаром в настоящее время всё большее распространение получает термин «сакральная география»2.

Сакральные места или сакральные пространства всегда присутствовали в жизни как древнего, так и современного человека. В таких специальных местах духовное может стать реальным и осязаемым и воплотиться в человеке, точке пространства или предмете. Сакральное пространство не формируется произвольно, выбор места для него обусловлен рядом причин как объективного, так и субъективного характера. Чаще всего такое пространство образует уникальный ландшафт (часть Природы). Так, например, в Казахстане почитают сакральным местом горы Улытау («Великие горы»). Местные жители верят в том, что там встречаются Небо и Земля, посему эти горы считаются обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, связи человека с Природой. С сакральными местами у казахов связаны и встречающиеся порой реликты культа деревьев и кустарников. Подобные сакральные места имеются у всех евро-азиатских народов и народностей.

Но сегодня сакральных природных объектов становится всё меньше и меньше. Часть их уничтожается в результате хозяйственной деятельности человека, другие можно назвать «жертвами» неорганизованного туризма или фанатичного паломничества. Дополнительным разрушительным фактором выступает культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Естественно, что сильнее всего воздействие массовой культуры проявляется в условиях города, где человек оказывается оторванным от природной среды обитания.

Выбирая объекты («жемчужины» для проекта), мы стремились сочетать самые разные виды туризма: познавательный, экологический, культурно-исторический, паломнический, событийный и др. В содержание проекта планируется включить самые разные памятники историко-культурного наследия, прежде всего обратив внимание на особо охраняемые природные территории, законы о которых приняты практически во всех евразийских государствах. Отдельное место отводится музеям под открытым небом. Обратим внимание и на то, что при организации туристских маршрутов по проекту обязательно учитывается и охрана духовного здоровья человека. Оно определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. В таком аспекте проект приобретает особое значение для воспитания самого туриста, для подготовки его к вхождению в сакральное пространство Природы, в сакральный мир мирового культурного наследия, в евразийскую культуру. При общении с сакральным в человеке воспитывается душа, а переживания, которые ему свойственны в такие минуты, способны придать смысл всей человеческой жизни. Кроме того, знакомясь с «жемчужинами» культурного наследия евро-азиатских народов, участник такого путешествия учится шире смотреть на мир, уважать особенности других этносов, поддерживать сохранение традиционных ценностей евроазиатских народов. Организатор же соответствующих маршрутов расширяет свой профессиональный кругозор, приобретает умения находить привлекательные дестинации, укреплять межкультурные коммуникации; повышает качество человеческого капитала. Во всём этом мы видим важные перспективы разрабатываемого проекта.

1 Окладникова Е.А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования: монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - С. 19.

2 Спирина М.Ю. Познавательный туризм в сакральных пространствах Евразии // 25 лет евразийской интеграции: от истоков к реалиям: коллективная монография. Т. 1. - СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. - С. 249-287.

Актуальность предлагаемого нами проекта можно подтвердить тем, что идея его привлёкла внимание Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Известие об этом имеется в сети Интернет. «Страны ЕАЭС создадут совместные туристические маршруты», - сообщил эксперт Евразийской экономической комиссии С.П. Ткачук. В ходе прямого эфира ЕЭК в Facebook он заявил: «Планируется разрабатывать совместные евразийские туристические маршруты, а также будет прорабатываться единый информационный ресурс о единых туристических маршрутах и объектах. Это повысит информированность о местах, которые можно было бы посетить»1. По его мнению, прежде всего надо развивать познавательный туризм, который зависит не от доходов, а от интересов самого туриста. Такой вид туризма включает туристические поездки, походы, путешествия для знакомства с памятниками природы, истории и культуры, с бытом и традициями евро-азиатских народов, т.е. всё то, что стало содержанием проекта Университета при МПА Ев-рАзЭС. Особо отметим, что в условиях пандемии и прекращения международных авиаперевозок невозможно было не прибегнуть к цифровым технологиям. Их мы и использовали при поиске и для популяризация новых туристских маршрутов по странам Большой Евразии.

Учитывая многие особенности создания нового туристского продукта, мы вместе с обучающимися обратились к научным работам по этой проблеме. Н.А. Миронова отмечает, что туризм сегодня обладает высоким цифровым потенциалом, поскольку цифровизация предлагает технологии, подходы и инструменты, которые позволяют повысить ценность туристского продукта, что создаёт дополнительные возможности для развития партнерства, наставничества и обучения2. М.А. Морозов уверен, что информационное сопровождение туристического бизнеса и его перевод в цифровую среду обеспечивают рост конкурентоспособности индустрии туризма. По его мнению, в условиях цифровой экономики экспорт услуг всё более технологизируется, создаётся единое информационное пространство в сфере мирового туризма, формируются новые принципы информационного обеспечения экспорта туристских услуг3. Ю.Н. Голубчиков обосновывает важность для сферы туризма развитой информационной инфраструктуры. Автор считает, что одним из главных факторов современной экономики является развитие информационной среды, а организация индустрии туризма напрямую зависит от уровня развития информационно-коммуникационных технологий4. В. А. Шамли-кашвили, Е.В. Вишневская, Т. Б. Климова, С. А. Ветров в своих работах анализировали новое понятие «виртуальный туризм». Сегодня подобный вид туризма оказывается актуальным.

Благодаря повсеместному распространению Интернета в индустрии туризма произошло смещение потребителя с «реального» рынка в виртуальный. На основании научных работ российских исследователей мы пришли к выводу, что использование новых технологий в туристической деятельности открывает перед специалистами индустрии туризма широкие возможности, а именно:

- повышает ценность туристского продукта;

- обеспечивает экспорт туристских услуг;

- развивает информационную среду как отдельную сферу;

- упрощает получение туристского продукта для любителей путешествовать;

- помогает в обогащении досуга при невозможности путешествовать в реальном пространстве.

Для создания цифрового туристского продукта мы решили использовать Интернет-ресурс izi.TRAVEL - глобальную, открытую и бесплатную систему, с помощью которой можно создавать аудиогиды. Платформа проста в использовании и удобна для индивидуальной и совместной работы над проектами; для работы в системе управления контентом требуется регистрация5.

Результатом проделанной работы стал опубликованный на портале izi.TRAVEL аудиогид «Жемчужное ожерелье Евразии», который рассказывает о достопримечательностях пяти стран-участниц Евразийского экономического союза. По каждой стране представлены аудиофайлы, повторяющие текстовую информацию в удобном для потребителя формате, что увеличивает интерес к данному туристскому продукту. Для большей наглядности каждая достопримечательность сопровождается фотографиями, которые позволяют увидеть объекты «вживую».

Потребителями данного туристского продукта могут быть пользователи разных возрастных категорий и из разных стран (в настоящее время аудиогид представлен только на русском языке, но в перспективе планируется перевести его на языки стран-участниц ЕАЭС, английский и китайский языки). Аудиогид на платформе «izi.TRAVEL» является бесплатным и не обязывает оплачивать просмотр онлайн-тура, что является дополнительным и несомненным преимуществом.

Отдельно отметим, что участвовавшие в разработке проекта на его первом этапе студенты опубликовали научную статью о своей работе над новым туристским маршрутом в сборнике «Труды XII Евразийского научного форума» (том второй).

Опыт работы над проектом «Жемчужное ожерелье Евразии» дал нам возможность сделать вывод о наличии потребности в создании и продвижении макрорегиональных брендов. Анализ пространственной организации евразийского туризма позволяет прогнозировать реальную возможность формирования на евразийском пространстве турист-

1 Страны ЕАЭС создадут совместные туристические маршруты. - https://news.myseldon.com/ru/news/index/245491105

2 Миронова Н.А. Туристская отрасль в контексте цифровой экономики // Московский экономический журнал. 2020. - № 5. -https://cyberleninka.rU/article/n/turistskaya-otrasl-v-kontekste-tsifrovoy-ekonomiki

3 Морозов М.А. Влияние цифровизации на экспорт услуг // Вестник Академии знаний. 2020. - № 1 (36). - https://cyberlenin ka. ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-eksport-uslug

4 Голубчиков Ю.Н. Туризм как инструмент познания мира // Известия РАН. Серия географическая. - М., 2008. - № 6 (101). -https://elibrary.ru/item.asp?id=11634288

5 О компании izi.TRAVEL. - https://izi.travel/ru/o-nas

ских макрорегионов с регулярными и массовыми межрегиональными контактами между субъектами евразийского туризма.

Включение подобных маршрутов в туристическую индустрию государств единого экономического пространства может способствовать достижению ряда важных для эволюции евразийской интеграции целей. На первое место следует поставить придание гуманитарного измерения этому региональному интеграционному процессу, расширение сферы межкультурных коммуникаций, в частности, оказание помощи спасению и сохранению общего естественного и культурного наследия Евразии. Отдельно выделим возможность преодолеть ряд проблем туристического сектора Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и других государств, где при общей положительной динамике развития выездной туризм всё же значительно превышает въездной.

Исследуя туристическую индустрию евразийских государств, большинство экспертов отмечают, что эти страны пока ещё являются главным образом конкурентами в организации туристских путешествий. А формирование евразийского туризма будет стимулировать кооперацию представителей разных отраслей хозяйствования, работников социокультурной сферы по формированию единого туристского пространства Большой Евразии. Нам представляется, что маленький «кирпичик» в основание этого пространства обучающиеся в Университете при МПА ЕврАзЭС уже заложили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.