Irina N. Rotanova, Ph. D. in Geography, Associate Professor Altai State University (Barnaul, Russia) [email protected]
Kansha S. Kalieva, Ph. D. in History, Associate Professor Daulet Serikbaev East Kazakhstan State Technical University (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan)
Batbaiaryn Baiarkhuu, Ph. D. in Geography, Associate Professor Khovd State University (Khovd, Mongolia) [email protected]
CHALLENGES OF THE PRESENT DAY AND INTERCULTURAL RELATIONSHIPS
IN CROSS-BOARD ALTAI REGION (A CASE OF "ALTAI IS OUR COMMON HOME"", INTERNATIONAL SCIENTIFIC SCHOOL FOR YOUTH AND STUDENTS)
Abstract. Since 2003, the International Coordination Council "Altai Is Our Common Home" (Barnaul, Russia) held cognominal international summer schools for students and young scientists from the leading educational organizations of higher education in the Great Altai region. Every year near 30 Russian, Chinese, Mongolian and Kazakh students from the Altai Krai and the Altai Republic (Russia), East Kazakhstan region (Kazakhstan), Khovd and Bayan-Olgii provinces (Mongolia), Xinjiang Uyghur autonomous region (China) take part in the School activities. It helps to make strengthen inter-ethnic mutual understanding and good neighborhood relations between the youth settled the territories of the today's the Great Altai; also, it contributes to stable progress in regional and interstate integration of the Altaian cross-border area.
Keywords: "Altai Is Our Common Home", the International coordination Council; "Altai Is Our Common Home", International Summer School for Students and Young Scientists; intercultural relationships; the Great Altai; cross-border cooperation.
УДК 338.482.2:332.025.1(470+571)
А. П. Соловьёв, кандидат педагогических наук, директор студенческого городка Государственный университет управления (Москва, Россия)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Рассмотрен ряд примеров успешной реализации туристских программ регионального масштаба в современной России, дана авторская оценка перспектив их дальнейшего использования. На конкретных примерах рассмотрены некоторые особенности организации кластерного подхода в туризме в системе государственно-частного партнёрства.
Ключевые слова: Российская Федерация, субъект, туризм, региональные туристские программы, туристский кластер.
В системе развития туризма в субъектах Российской Федерации можно выделить ряд областей, которые традиционно считаются лидерами и признанными центрами внутреннего и въездного туризма. Среди них лидируют Краснодарский край, Санкт-Петербург, Москва, Республика Крым. В первую десятку национального туристского рейтинга также входят Московская область, Калининградская область, Республика Карелия, Ярославская область, Нижегородская область, Алтайский край. Конечно, туристским потенциалом обладает большинство регионов нашей страны, но реализовать его в наибольшей степени пока удается вышеперечисленным субъектам.
Региональные туристские программы являются важнейшим документом, определяющим векторы развития туризма на местах, а также стимулирующим инвесторов вкладывать значительные денежные средства в реализацию собственных туристских коммерческих проектов. В этой связи будет полезно дальнейшее распространение опыта наиболее развитых в туристском плане регионов на остальные субъекты РФ с учетом их специфики и специализации.
В настоящее время в Москве, одном из наиболее популярных туристских центров России, действует «Государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы». Общий объем финансирования из городского бюджета, согласно документу, составил 280346884 тыс р., что можно считать весьма значительной суммой на развитие туризма. В рамках программы предусмотрена реализация двух подпрограмм: «Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб» и «Индустрия отдыха на территориях общего пользования».
Целями программы являются увеличение туристских потоков, устойчивое развитие парков (садов) культуры и отдыха, повышение их социальной, экологической, рекреационно-туристской значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставление населению города Москвы полного спектра услуг по организации отдыха и в сфере туризма, развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в целях улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению города Москвы: общественное питание, распространение сувенирной и книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев, повышение привлекательности парков, парковых зон, скверов и бульваров для инвесторов в целях организации в них комплекса услуг для развития индустрии отдыха и др.
Важен тот факт, что сегодня выделение федерального финансирования на реализацию туристских проектов и программ должно опираться на софинансирование со стороны представителей бизнеса (инвесторов), которые, реализуя свои собственные туристские проекты, направленные на создание благоприятной туристской среды в регионах, строительство инфраструктуры, а также других инвестиционных программных мероприятий в отрасли, могут получить безвозмездное финансирование части работ от государства.
Сегодня в Москве реализуется на основе действующей программы и программ предыдущих лет ряд туристских проектов: «Москва космическая», Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», «Московские сезоны», «Путешествие в Рождество», «Широкая Масленица». Невозможно перечислить и не имеет смысла приводить все проекты и мероприятия, которые реализуются в сфере туризма сегодня в Москве. Важно отметить, что программа развития туризма является фундаментом для поддержки и развития внутреннего и въездного туризма в регионе и без неё проведение в жизнь многих передовых идей было бы просто невозможно.
В Санкт-Петербурге действует государственная программа «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы. Как видно из наименования, программа предполагает развитие туризма в привязке к культуре и историко-культурному наследию, что вполне отвечает содержанию Государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». В документе также присутствует несколько подпрограмм: «Наследие», «Искусство», «Имидж Санкт-Петербурга», «Образование».
Согласно официальным данным, ежегодно Санкт-Петербург посещает около 7 млн чел., в том числе около 3 млн чел. иностранных туристов.
Помимо указанного документа, в Санкт-Петербурге в 2017 г. была принята Государственная программа «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге», срок действия которой рассчитан до 2023 г. В программе также представлены подпрограммы: «Развитие и совершенствование инфраструктуры туристской дестинации», «Диверсификация туристского предложения с учетом соблюдения принципов устойчивости туризма» и «Формирование и продвижение мета-бренда Санкт-Петербурга».
Первая подпрограмма подразумевает строительство речного порта, а также создание речной круизной, гостиничной инфраструктуры в регионе, в том числе плавучих отелей и выставочных площадок.
Следующая подпрограмма направлена на продвижение и развитие событийного туризма, что, надо отметить, является трендом последних лет во многих регионах страны. Речь идет о реализации конкретных мероприятий развлекательного и культурного характера, а также кон-грессного, делового и медицинского туризма. При этом администрация Санкт-Петербурга уже разработала событийный календарь на 2018 год, содержащий полный перечень и краткое описание фестивалей и праздников, выставок, деловых, спортивных и других событий Санкт-Петербурга. Некоторые из них уже вошли в топ-20 событийных мероприятий Санкт-Петербурга и проводятся ежегодно, привлекая десятки и сотни тысяч зрителей. К таким мероприятиям относятся: праздник выпускников петербургских школ «Алые паруса», звуковое шоу «Поющие мосты», международная акция «Ночь музеев», Петербургский международный экономический форум, фестиваль ледоколов в Санкт-Петербурге, ночь музыки в Гатчине и др. Всего в 2018 г. в Санкт-Петербурге планируется к проведению порядка 140 событийных туристских мероприятий различной направленности.
Третья подпрограмма государственной программы «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге» предполагает маркетинговую составляющую, что позволит продвинуть Санкт-Петербург как туристское направление. Для этого запланировано систематическое проведение роуд-шоу, туристских выставок международного и всероссийского характера. В рамках государственной линии по созданию на территории регионов России сети туристско-информационных центров в Санкт-Петербурге действует несколько таких visit-центров. В этом направлении администрация региона пошла еще дальше и открыла новые центры «Visit St.-Petersburg» в разных странах. С учетом мировой значимости региона как туристского центра, в ближайших планах создание туристской полиции. В рамках финансирования описанной программы планируется вложить порядка 4 300 000 тыс. р.
Одним из крупных муниципальных туристских проектов является включение Санкт-Петербурга в ряд межрегиональных туристских маршрутов, некоторые из которых уже приобрели статус федеральных. Так, в 2012 г. впервые была озвучена идея создания маршрута под название «Серебряное ожерелье России». Сегодня этот маршрут уже охватывает 11 регионов и первые продажи туров по нему стартовали в 2015 г. Маршрут проходит по территориям: Санкт-Петербурга, Ленинградской, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Псковской, Новгородской областей, Республике Карелии и Коми, Ненецкому автономному округу (Калининград -Псков - Великий Новгород - Вологда - Сыктывкар - Нарьян-Мар - Архангельск - Мурманск -Петрозаводск - Ленинградская область - Санкт-Петербург). Путешествие по «Серебряному ожерелью России» не будет ограничиваться осмотром достопримечательностей. На просторах маршрута нашлось место событийному туризму. Живой интерес вызывают фестивали «Железный град» (Из-борск), «Господин Великий Новгород», посвящённый историческим реконструкциям, «Ратоборцы» в Ладоге, который возвращает в эпоху викингов, и множество других.
В рамках «Серебряного ожерелья» предусмотрены и межрегиональные туристские маршруты. Они позволят совместить путешествие по нескольким регионам, окунаясь в прошлое Древней Руси, совершая духовное паломничество по святым местам или познавая зодчество коренных народов Северо-Запада России.
Следует отметить, что формирование и внедрение региональных и межрегиональных туристских маршрутов по России связано с программными задачами, поставленными перед администрациями регионов Министерством культуры РФ. В 2014 г. заместитель Министра культуры РФ Алла Манилова в рамках этого направления осуществила ряд поездок в регионы, где провела открытые совещания с представителями туристской администрации, общественности и бизнес-сообщества, на которых обозначен круг задач, которые необходимо решить в ходе создания маршрутов.
Санкт-Петербург вполне успешно справился и сформировал несколько перспективных туристских межрегиональных маршрутов, среди которых: «Великий Путь по Русскому Северу», «Петровские города», «Путешествие в Древнюю Русь», «По следам варягов», «Форпосты России», «По святым местам», «Северные порты России» и другие.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года
№ 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
Кластерная экономическая политика в туризме заложена в основу реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», которая должна позволить создать межрегиональные экономические партнерства, объединенные единой целью завоевания потребителя. ФЦП носит инновационный характер и конкретное финансирование;
доминирующий кластерный подход; выделение перспективных туристических регионов; открытость программы для новых проектов и регионов. В программе выделено 23 перспективных региона и 40 туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, активизируются кластерные
подходы и механизмы ГЧП. Общий объем финансирования составляет 332 млрд руб., а внебюджетное финансирование - 211 млрд руб. (63,6 %), средства бюджетов субъектов - 25 млрд руб., федеральный бюджет - 96 млрд руб. (28,9 %).
В рамках ФЦП для инвесторов предлагается механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на туристические объекты с длительным сроком окупаемости, однако при отсутствии должного механизма управления рисками и недостаточной правовой защищенности инвестора данный механизм непривлекателен для инвесторов, особенно в регионах. Государству не удалось сформировать систему финансово-экономических рычагов инициирования участия и поддержки частных компаний при реализации туристских проектов.
В 2011 г. в РФ было 6 кластеров в 5 субъектах РФ, а уже в 2016 г. насчитывалось 20 действующих ТРК. В 2018 г. планируется открыть 30 кластеров в более 60 субъектах РФ. Таким образом, большое количество региональных кластеров уже активно функционируют. Это, например, такие популярные у туристов кластеры как «Великий Устюг - родина Деда Мороза» в Вологодской области, «Никола-Ленивец» в Калужской области, «Этническая Чувашия» в Чувашской Республике.
Туристско-рекреационный кластер «Никола-Ленивец» в Калужской области расположен в экологически чистой зоне на берегу реки Угра. Часть его территории относится к природному национальному парку «Угра», который является биосферным резерватом ЮНЕСКО. На территории ТРК создан крупнейший в Европе Арт-Парк (более 600 га), в котором представлены ландшафтные инсталляции известных российских и зарубежных авторов. Парк открыт круглосуточно и круглый год. Ежегодно на территории проекта проводится международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» (35 стран-участниц). Также проходят фестивали новых медиа, развивается экоферма.
Туристско-рекреационный кластер «Этническая Чувашия» - это проект, призванный поднять на качественно новый уровень въездной и внутренний туризм в республике. Главная цель - повышение конкурентоспособности туристского рынка Чувашской Республики. Период реализации: 2013-2018 гг. В структуре кластера создание Этнокомплекса «Амазония» (океанариум, «Смешарики-лэнд», гостиничный комплекс) и Этноэкологического комплекса «Ясна» с гостевыми домами, центром народных промыслов, целебного питания и оздоровления. Конкурентные преимущества кластера «Этническая Чувашия» заключаются в том, что это место является начальной точкой международного туристского маршрута «Великий Волжский путь».
В Поволжском регионе одной из самых успешных является Подпрограмма «Развитие туризма в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», которая предлагает использование бюджетных средств и средств инвесторов на условиях ГЧП для развития кластерной политики в туризме, включая создание автотуристских кластеров.
Еще одним примером успешной практике по созданию туристских кластеров является проект «Соленые озера», реализованный в Оренбургской области.
Цель ТРК «Соленые озера» - создание к 2020 году саморазвивающейся конкурентоспособной туристско-рекреационной системы на территории Оренбургской области, обеспечивающей высокий уровень обслуживания туристов в круглогодичном режиме. В рамках проекта будет реализован комплекс инвестиционных проектов по двум направлениям: строительство
учреждений рекреационно-оздоровительного типа, так называемые, «якорные» инвестиционные объекты, вокруг которых будут располагаться объекты туристической инфраструктуры малого бизнеса; строительство новых и модернизация существующих объектов инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, реконструкция транспортных магистралей и мест отдыха общекурортного назначения).
В результате функционирования сформированного кластера вклад туристской отрасли в валовой региональный продукт Оренбургской области составит не менее 1 % к 2018 году (2011 г. - 0,03 %). Всего по программе предполагается федеральное финансирование кластера до 2018 года в объеме более 945 млн рублей.
Следует отметить, что в основном кластерные проекты реализуются на базе культурно-исторического наследия, которое становится не только объектом туристического интереса, но и ядром регионального кластерного развития, позволяющего формировать региональную экономическую политику, инициировать создание ГЧП, привлекать инвестиции, повышать качество жизни местного населения - создавать рабочие места, снижать потоки внутренней миграции и т. д. Это первый туристический офис России, основанный на партнерстве бизнеса и муниципальной власти. Он объединяет и координирует туристическую деятельность 37 предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса, туристической администрации, учреждений культуры, более 150 турфирм. В рамках кластера действует программа «Аудиогид», которая позволяет самостоятельно совершать путешествие, осуществляет свою деятельность центр развития туризма «Красная изба». В итоге растет число туристов, приезжающих в Великий Новгород.
В настоящее время в регионах России процесс формирования туристских кластеров активизировался.
Положительным моментом является институциональное подкрепление кластерной политики на уровне региона. Так, в Концепции развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 г. определено развитие кластера туризма, который «... включает ряд отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, деятельность которых, кроме целей производства товаров и услуг для населения, направлена, в том числе, и на производство товаров и услуг для целей туризма. Признаком кластера туризма является наличие устойчивых экономических связей между отраслями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации».
Туристский кластер в Республике Бурятия находится на прямом этапе своего развития, в нем активно применяются государственные формы планирования и регулирования. В регионе существует организационный механизм создания туристского кластера, включающий деятельность таких структур, как Межведомственный совет по туризму при Правительстве Республики Бурятия и Правительство Республики Бурятия.
В Ставропольском крае на основе таких критериев, как потенциал, привлекательность и инфраструктура, определены приоритетные для развития туризма городские округа и муниципальные районы Ставропольского края и основные кластеры туристско-рекреационного типа:
- федеральный кластер рекреационно-туристского типа «Кавказские Минеральные Воды»;
- региональный кластер рекреационно-туристского типа «Ставрополь»;
- региональный кластер рекреационно-туристского типа «Восток».
В рамках кластерного подхода наиболее удачными решениями относительно создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа можно признать территорию Калининградской области, где формируются четыре типа ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, ту-ристско-рекреационные и портовые зоны; а также территорию острова Русский, обладающую, с одной стороны, курортным потенциалом, а с другой - созданной Правительством РФ современной транспортной и энергетической инфраструктурой в рамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке. К 2020 г. на Северном Кавказе будут построены пять новых горнолыжных курортов общей стоимостью более 450 миллиардов рублей.
Таким образом, кластерный подход уже занял одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса
за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
В нашей стране туризм является механизмом развития экономики в регионах. В тех регионах, в которых слабо развита промышленность, туризм выступает в качестве дополнительного экономического роста. Отметим, что с созданием туристских кластеров создаются новые рабочие места, появляются профессиональные кадры в сфере туризма и, что важно, решается проблема самозанятости населения в регионах.
Список литературы
1. Житенёв, С. Ю. Образовательный туризм в России : учеб. пособие / С. Ю. Житенёв, Ю. С. Путрик, А. П. Соловьёв. - Москва : Юрайт, 2018. - 198 с.
2. Королёва, Н. В. Социально-экономическая сущность туризма и перспективы его развития в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 4. - С. 47-51.
3. Леонидова, Е. Г. Событийный туризм как новое направление российского туристского рынка // Universum: экономика и юриспруденция. - 2015. - № 7. - C. 3-11.
4. Россия в современной международной системе координат: новые вызовы и возможности : сборник статей международной научно-практической конференции МИГСУ РАНХиГС / [под общ. ред. В. В. Комлевой]. - Москва : Проспект, 2014. - 367 с. : портр.
5. Скрынник, Е. Потребности мирового рынка и возможности сельского хозяйства России [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Е. Скрынник. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://www.eskrynnik.ru/news/Stata-E-Skrynnik-potrebnosti-mirovogo-rynka-i-vozmoznosti-selskogo-hozajstva-Rossii/ (дата обращения: 19.02. 2018).
6. Кузьмина, Е. М. Туризм как способ взаимодействия культур : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01. - Тюмень, 2005. - 24 с.
7. Курганова, С. А. Организация взаимодействия учреждений культуры и туризма : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Санкт-Петербург, 2002. - 15 с.
8. Кузьмина, И. В. Взаимодействие учреждений культуры и туризма в патриотическом воспитании молодёжи : компетентностный подход : автореф. дис ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Москва, 2016. - 24 с.
9. Лучшие региональные практики развития сельского туризма: сб. успешных проектов [Электронный ресурс] / Мин-во культуры Рос. Федерации. - Электрон. дан. - Москва, 2004-2018 ; Калуга : Ноосфера. -84 с. - Режим доступа : https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/05_12_2016_08.pdf (12.04.2018).
10. Государственно-частное партнерство в сфере культуры: успешные проекты регионов России [Электронный ресурс] / Мин-во культуры Рос. Федерации. - Электрон. дан. - Москва, 2004-2018. - Режим доступа : https://www.mkrf.ru/upload/iblock/734/734b29a50ab5fb602a8a6c9f5bb2646c.pdf (12.04.2018).
Andrei P. Solovyov, Ph. D. in Pedagogy, Campus Chief State University of Management (Moscow, Russia)
REGIONAL PROGRAMS AND STRATEGY OF TOURISM SECTOR DEVELOPMENT AS A FACTOR OF TOURISTIC POTENTIAL IMPLEMENTATION IN ADMINISTRATIVE UNITS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The paper considers several examples of successful implementation of touristic programs in the today's Russian Federation; the author gives his own assessment for their perspectives. Also, the article reviews some peculiarities of cluster approach in tourism sector in the context of public and private partnership.
Keywords: the Russian Federation, an administrative unit, tourism, regional touristic programs, a touristic cluster.