Научная статья на тему 'Туристская привлекательность региона как один из ключевых факторов его конкурентоспособности'

Туристская привлекательность региона как один из ключевых факторов его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6653
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / TOURISTIC REGION / TOURISTIC ATTRACTIVENESS OF THE REGION / FACTORS OF THE ATTRACTIVENESS OF THE REGION / COMPETITIVENESS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калашникова Светлана Валентиновна, Ханахок Зарема Аюбовна

В статье рассмотрены вопросы значимости и важности туристской привлекательности региона для повышения его конкурентоспособности, а также выявлены факторы, оказывающие влияние на туристскую привлекательности региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Калашникова Светлана Валентиновна, Ханахок Зарема Аюбовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Touristic attractiveness of the region as one of the key factor of its competitiveness

In the article questions of the importance of the touristic attractiveness of the region to increase its competitiveness have been considered, and the factors that have impact on the touristic attractiveness of the region have been revealed

Текст научной работы на тему «Туристская привлекательность региона как один из ключевых факторов его конкурентоспособности»

УДК 338.48:339.137.2

ББК 75.81

К-17

Калашникова Светлана Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, сервиса и туризма факультета экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; тел.: 8(918)4257655;

Ханахок Зарема Любовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, сервиса и туризма факультета экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; тел.: 8(903)4658534.

ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

(рецензирована)

В статье рассмотрены вопросы значимости и важности туристской привлекательности региона для повышения его конкурентоспособности, а также выявлены факторы, оказывающие влияние на туристскую привлекательности региона.

Ключевые слова: туристский регион, туристская привлекательность региона, факторы привлекательности региона, конкурентоспособность региона.

Kalashnikova Svetlana Valentinovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of marketing, service and tourism of the Faculty of economy and service of FSBEI HE “Maikop state technological university”, tel.: 8(918)4257655;

Khanakhok Zarema Ayubovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of marketing, service and tourism of the Faculty of economy and service of FSBEI HE “Maikop state technological university”, tel.: 8(903)4658534.

TOURISTIC ATTRACTIVENESS OF THE REGION AS ONE OF THE KEY FACTOR OF ITS COMPETITIVENESS

(reviewed)

In the article questions of the importance of the touristic attractiveness of the region to increase its competitiveness have been considered, and the factors that have impact on the touristic attractiveness of the region have been revealed.

Keywords: touristic region, touristic attractiveness of the region, factors of the attractiveness of the region, competitiveness of the region.

В условиях модернизации национальной экономики руководству большинства российских регионов все чаще приходится задумываться об определении векторов формирования и развития своей идентичности для обеспечения эффективности процесса повышения привлекательности территорий. Сейчас, во время все продолжающихся санкционных мер по отношению к Российской Федерации, развитие всей страны и отдельных ее регионов должно с одной стороны, сопровождаться наращиванием внутреннего потенциала и конкурентных преимуществ во всех сферах народного хозяйства, с другой стороны, формированием благоприятного имиджа регионов, принятием мер по повышению их привлекательности.

Привлекательность регионов является тем самым параметром и одним из ключевых факторов конкурентоспособности, который создает преимущественное положение регионов в рыночном пространстве. Полиаспектный подход к формированию и развитию привлекательности регионов позволяет добиться еще большего успеха в процессе повышения региональной конкурентоспособности, так как рассматривает привлекательность регионов для различных целевых аудиторий.

Регионы могут быть привлекательны не только для инвесторов, хотя основной упор большинства субъектов Российской Федерации делается именно на их привлечение, то есть на формирование инвестиционной привлекательности территорий. Кроме того, имеет место и привлекательность регионов для туристов, то есть туристская привлекательность, которая может способствовать привлечению иностранных туристов и активизации внутреннего туризма в регионе. Важно, что развитие туризма в будущем обязательно будет иметь мультипликативный эффект [1].

Значительного экономического результата можно ожидать от привлекательности региона для субъектов бизнеса, то есть для предпринимателей, которая зависит от эффективности региональной политики, проводимой властями и мер государственной поддержки развития бизнеса. Поэтому нецелесообразно заниматься исключительно решением проблем туристской привлекательности региона. Необходимо вести работу в разных направлениях, что обусловлено их взаимосвязанностью и взаимозависимостью.

Сегодня в России сложились непростые условия, которые должны дать новый импульс для развития многих отраслей народного хозяйства в регионах. Не исключением является и туризм. Проблемы повышения туристской привлекательности субъектов Российской Федерации являются особенно актуальными в настоящее время.

Санкции и финансовый кризис, обусловленный колебаниями курса валют, сыграли огромную положительную роль для развития внутреннего туризма в Российской Федерации. Так, к концу 2014 года показатели выездного туризма сократились на 15-20%. Непростая экономическая ситуация обусловила появление новых возможностей именно для роста внутреннего туризма. Подтверждением тому стал рост доли внутреннего туризма на 30-40%, что в том числе связано и с подорожанием выездного туризма, а также с запретом продажи туров в Турцию и определенными сложностями для желающих провести отпуск в Египте. На эти страны приходилось 40-50%, а по некоторым данным 57% всего выездного туристского потока.

В последнее время граждане Российской Федерации стали больше путешествовать внутри страны. Заметную роль в этом сыграло и присоединение Крыма, о чем свидетельствуют следующие цифры: в течение года планировалось привлечь в Крым три миллиона человек, а фактически полуостров посетило более четырех миллионов туристов. Кроме того, подорожание евро и доллара, падение курса рубля создало для иностранных граждан благоприятные условия для посещения России и увеличения их потока. Огромный интерес иностранные граждане проявляют к Республике Крым. Таким образом, сегодня полуостров привлекателен не только для туристов из числа россиян, но и для иностранцев.

Знание факторов туристской привлекательности позволяет региону развивать и усиливать влияние тех из них, которые могут привести к желаемому результату.

Результат факторного анализа туристской привлекательности регионов показал, что в настоящее время происходит перераспределение ранее расставленных приоритетов. Так, еще несколько лет назад наиболее значимыми для туристов из числа населения региона были природные и географические факторы, а менее значимыми - культурно-исторические. Данный факт был обусловлен тем, что население региона достаточно знакомо с местной историей и культурой. Природные и географические особенности местности не перестают быть популярными у туристов из числа местного населения. Для туристов из других регионов страны более значимы были географические и правовые факторы, а к менее значимым факторам специалисты относили политические. Таким образом, привлекательными для них являются не только географические особенности региона, но и степень соблюдения законности и правопорядка в республике, относительно невысокий уровень преступности, спокойная криминогенная обстановка. Для туристов из других стран более значимыми

считались географические факторы, а менее значимыми - политические. Сегодня на передний план выходят политические факторы. Причем этот факт касается и внутренних туристов и иностранных, что на наш взгляд является особенно важным.

Рисунок 1. Место туристской привлекательности в системе управления регионом

Любой туристский регион может быть привлекательным для потребителей туристских и сопутствующих им услуг, если обладает уникальными природными ресурсами, имеет благоприятные климатические условия, связан с известными историческими событиями, располагает лечебными, рекреационными, развлекательными и другими ресурсами. От правильности и эффективности использования этих составляющих зависит удовлетворенность потребителей туристских услуг качеством и уровнем оказываемых услуг, и, в конечном счете, и уровень туристской привлекательности.

Повышение туристской привлекательности регионов отдельные исследователи связывают с маркетинговыми инструментами, мероприятия которого включают в себя создание и развитие общественного признания позитивного образа региона. Следовательно, проявляется тесная взаимосвязь между такими понятиями, как «туристская привлекательность региона» и «имидж региона» [2]. Причем позитивный имидж не только выступает одним из критериев региональной привлекательности, но и способствует стабильному развитию экономики региона.

Основная проблема большинства регионов Российской Федерации заключается в том, что многие из них либо не имеют определенной стратегической концепции развития туризма, либо разработанные и реализуемые ими стратегии характеризуются поверхностным уровнем проработки. В связи с этим наблюдается низкая инвестиционная привлекательность сферы туризма субъектов Российской Федерации, а вместе с тем и низкая привлекательность регионов для туристов.

Так, Республика Адыгея обладает огромным потенциалом и большими возможностями для повышения туристской привлекательности. Эти возможности обусловлены следующими моментами:

- регион обладает уникальными природными ресурсами;

- наличие квалифицированных специалистов, способных на качественно высоком уровне проводить работу по формированию и развитию туристской привлекательности региона;

- руководство региона прилагает значительные усилия для развития сферы туризма, которые заключаются в поддержке и активном использовании программно-целевого подхода для решения проблем туристской привлекательности. Определенных успехов удалось добиться благодаря реализации ведомственной целевой программы «Развитие туризма в Республике Адыгея» на 2012-2014 годы, долгосрочной целевой программы Республики Адыгея «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Адыгея» на 2014-2018 годы, целью которой является повышение конкурентоспособности туристского рынка Республики Адыгея. Кроме того в регионе в настоящее время реализуется государственная программа Республики Адыгея «Развитие туризма», рассчитанная на 2014-2018 годы и др.;

- вся политика правительства Республики Адыгея направлена на развитие туристской отрасли в регионе - не только как сферы отдыха, но и как одной из важнейших составляющих экономики;

- участие региона в ряде важных для формирования туристской привлекательности мероприятий: выставка «Интурмаркет», международный инвестиционный форум, проводимый в Сочи, фестиваль адыгейского сыра, праздник адыгейской тыквы и др.

Туристско-рекреационный комплекс Республики Адыгея, способен повысить привлекательность региона для местного населения, создать предпосылки для притока инвестиций в другие отрасли экономики и благоприятные условия для развития бизнеса. В регионе работает более десяти турагентских предприятий. Далеко за пределами республики известны такие санаторно-курортные предприятия региона, как «Лесная сказка», «Кавказ», «Лагонаки», «Анастасия», Республиканский реабилитационный комплекс «Шапсуг». В республике функционирует детский санаторий-профилакторий «Росинка».

Рекреационный и природно-ресурсный потенциал Республики Адыгея способствуют развитию широкого перечня видов туризма. Среди них особо следует отметить конный, этнический, спортивный, детский, пеший, событийный, спелеотуризм и др.

Республика Адыгея традиционно считается одним из привлекательных туристских регионов, о чем может свидетельствовать тот факт, что по сравнению с 2013 годом, в 2014 году наблюдался рост численности туристов на 3% [3]. Ожидаемый рост численности туристов, посетивших регион в 2015 году, по мнению специалистов, составит 10%. Этих результатов не возможно было бы добиться без поддержки со стороны государства [4]. Ведь превращение туризма в одну из бюджетообразующих отраслей, в процессе развития которой активно пополняется региональный бюджет, будет способствовать, в том числе повышению уровня занятости местного населения.

К недостаткам, препятствующим развитию туристской привлекательности региона, можно отнести недостаточный уровень развития индустрии развлечений, которая сегодня является неотъемлемой частью сферы туризма [5]. В республике недостаточно распространены предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности, а также зрелищные предприятия. Ввиду того, что наибольший наплыв туристов наблюдается в выходные и праздничные дни в течение всего года, проблема недостаточной развитости индустрии развлечений ощущается особенно остро.

От привлекательности регионов зависит привлекательность страны в целом. Однако потенциальные туристы сначала выбирают страну для совершения туристской поездки, а потом регион своего пребывания. В связи с этим огромное значение в процессе

формирования туристской привлекательности России для иностранных туристов имеют международные рейтинги. Так, по результатам 2014 года, согласно Международному рейтингу конкурентоспособности в сфере туризма TTCI Россия, находясь прежде на 63 месте, поднялась на 18 пунктов.

К основным факторам конкурентоспособности российской туристской индустрии, сдерживающим темпы роста туристской привлекательности, специалистами отнесены неблагоприятный деловой климат в стране, относительно невысокий уровень безопасности и международной открытости.

В результате исследования, проведенного специалистами центра информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России», Республика Адыгея заняла 71 позицию среди субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых для развития сферы туризма мер.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что Республика Адыгея имеет все возможности для привлечения туристов. Главное, чтобы меры, принимаемые для этого, реализовывались в рамках четко определенной концепции и не носили разноплановый характер.

Литература:

1. Гринчель Б.М., Назарова Е.А. Методы оценки конкурентной привлекательности регионов: монография. Санкт-Петербург: ГУАП, 2014. 244 с.

2. Тетенькина О.Л. К вопросу об определении понятия «туристская привлекательность региона» // XXVII Международная заочная научно-практическая конференция «Экономика и современный менеджмент: теория и практика». Новосибирск, 2013.

3. Рост туристской привлекательности Адыгеи [Электронный ресурс]. URL: http://www.adygcomtur.ru.

4. Славин В.В. Туристическая привлекательность региона: понятие, содержание, основные принципы формирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.uapa.ru.

5. Золотарева Ю.В. Повышение конкурентоспособности туристско-рекреационной территории, как фактор развития региона // Успехи современного естествознания. 2013. №8.

Literature:

1. Grinchel B. M., Nazarova E.A. Methods of assessment of competitive attractiveness of regions: a monograph. St. Petersburg: GUAP, 2014. 244p.

2. Tetenkina O. L. On the problem of definition of the concept “touristic attractiveness of the region’y/XXVII International correspondence scientific and practical conference “Economy and modern management: theory and practice ”. Novosibirsk, 2013.

3. Growth of the touristic attractiveness of Adyghea [Electronic resource]. URL: http://www.adygcomtur.ru.

4. Slavin V. V. Touristic attractiveness of the region: concept, contents, basic principles of formation [Electronic resource]. URL: http://www.vestnik.uapa.ru.

5. Zolotareva Yu. V. Increase of the competitiveness of the tourist and recreational territory as a factor of development of the region//Achievements of modern natural sciences. 2013. No. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.