Научная статья на тему 'Подготовка кадров индустрии туризма Алтайским государственным институтом культуры в контексте развития туристических кластеров Алтайского края'

Подготовка кадров индустрии туризма Алтайским государственным институтом культуры в контексте развития туристических кластеров Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
157
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ВИДЫ ТУРИЗМА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кутькина О. П.

В настоящее время Алтайский край развивается как многопрофильный туристский регион в контек-сте множества видов туризма: лечебно-оздоровительный, сельский, экологический, научно-познавательный, экстремальный, событийный, деловой. В связи с этим возрастает потребность в высо-коквалифицированных специалистах для сферы туризма, подготовку которых успешно осуществляет Алтайский государственный институт культуры уже на протяжении 20 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров индустрии туризма Алтайским государственным институтом культуры в контексте развития туристических кластеров Алтайского края»

12. Булыгин, Ю. С. История заселения и образования населенных пунктов в предгорьях Алтая / Ю. С. Булыгин // Очерки истории и культуры. - Барнаул, 1998. - С. 47.

13. Шапошников, И. А. Белокурихинские целебные источники / И. А Шапошников. - Барнаул, 1916. - С. 21.

УДК [331.108.26::338.482.22]:378.6(571.150)

О. П. Кутькина

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА АЛТАЙСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСТИТУТОМ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В настоящее время Алтайский край развивается как многопрофильный туристский регион в контексте множества видов туризма: лечебно-оздоровительный, сельский, экологический, научно-познавательный, экстремальный, событийный, деловой. В связи с этим возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах для сферы туризма, подготовку которых успешно осуществляет Алтайский государственный институт культуры уже на протяжении 20 лет.

Ключевые слова: индустрия туризма, туристические кластеры Алтайского края, виды туризма, подготовка кадров, Алтайский государственный институт культуры.

O. P. Kut'kina Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE IN TRAINING OF TOURISM

INDUSTRY PERSONNEL IN THE CONTEXT OF TOURISTIC CLUSTERS DEVELOPMENT

IN ALTAI KRAI

Currently, the Altai Territory is developing as a multi-field tourist region in the context of many types of tourism: health-improving, rural, ecological, scientific-cognitive, extreme, eventful, business. In this regard, there is a growing need for highly skilled specialists for the tourism sector, whose training has been successfully carried out by the Altai State Institute of Culture for 20 years already.

Keywords: tourism industry, tourist clusters of the Altai Territory, types of tourism, personnel training, Altai State Institute of Culture.

Сегодня Алтайский край - многопрофильный туристский регион, на территории которого представлены разнообразные программы отдыха и туризма, удовлетворяющие вкусам самого притязательного потребителя.

За последнее десятилетие туризм в Алтайском крае превратился из разновидности неорганизованного отдыха граждан в полноценную и активно развивающуюся отрасль экономики региона, что способствует расширению направлений бизнеса, увеличению занятости и уровня жизни населения региона.

Реализация в 2010 году государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» позволила региону войти в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». В настоящее время в ее рамках реализуются еще три крупнейших проекта: создание автотуристского кластера «Золотые ворота» и туристско-рекреационных кластеров «Белокуриха» и «Барнаул - горнозаводской город».

В крае успешно функционируют брендовые туристические маршруты «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Большое Золотое кольцо Алтая».

В целях укрепления межрегиональных и международных связей Алтайский край совместно с другими регионами СФО и стран «Большого Алтая» предлагает совершенно новые продукты, аналогов которым нет на территории России. К примеру, это туристский маршрут «Казачья подкова Алтая» с выходом в Кемеровскую область, с одной стороны, и в Республику Казахстан - с другой, международный трансграничный туристский маршрут «Алтай - Золотые горы», проходящий по территории Республики Алтай, Монголии, Китая, Казахстана и, конечно, Алтайского края. Проведена работа по формированию туристского маршрута «Алтай литературный» совместно с Восточно-Казахстанской областью Республики Казахстан.

Регион участвует и в крупных проектах развития международных туристских маршрутов. Так, в 2015 году запущен трансграничный брендовый туристский маршрут «Великий Шелковый путь», в разработке которого были использованы результаты исследования кафедры туризма АГИК.

Ландшафтное разнообразие территории, историческая уникальность каждого муниципального образования позволяют развивать на территории региона множество видов туризма: лечебно-оздоровительный, сельский, экологический, научно--познавательный, экстремальный, событийный, деловой.

В настоящее время в районах Алтайского края гостевыми домами оказываются услуги по сельскому туризму. В регионе функционирует более 170 сельских гостевых домов и этот показатель постоянно увеличивается.

Сегодня шесть гостевых домов прошли сертификацию и вошли в международную федерацию «Крестьянское гостеприимство» («Accueil Paysan», Франция).

Важным событием для развития сельского туризма стало создание в 2016 году рабочей группы по вопросам развития сельского туризма в Алтайском крае, в состав которой вошли преподаватели кафедры туризма АГИК.

Сегодня в рамках сельского туризма активно развивается гастрономический туризм. В сельских усадьбах можно не только попробовать свежую продукцию, но и поучаствовать в ее сборе, приготовлении и консервировании.

Одной из основ гастрономического туризма в Алтайском крае являются событийные мероприятия. В регионе проводится ряд крупных гастрономических мероприятий, которые известны далеко за пределами края: «Дни алтайского сыра»; краевой фестиваль напитков «АлтайФест»; «Праздник хлеба» в рамках Межрегионального агропромышленного форума «День сибирского поля»; фестиваль «Медовый Спас на Алтае»; международная гастрономическая ярмарка «Пир горой» в рамках фестиваля «Сибирская масленица»; краевой гастрономический фестиваль «Алтайское гостеприимство» в рамках международного туристского форума «VISIT ALTAI» и др.

С 2014 года инструментом развития и продвижения конкретных территорий МО был обозначен событийный туризм. Такие фестивали и праздники, как «Цветение маральника», «Фестиваль Алтайского марала» (Алтайский район), «Медово--сырный праздник» (Красногорский район), фестиваль «Звенигора» (Змеиногорский район), «День мясного гурмана» (г. Бийск), Покровский фестиваль (Быстроистокский район), фестиваль «Ремесло - душа народа» (Бийский район) и др., которые входят в ежегодный «Событийный календарь Алтайского края».

В условиях позиционирования Алтайского края как популярного туристского региона многие объекты развлечения и событийные мероприятия направлены на привлечение туристов, на удовлетворение их запросов. Особенности технологии и организации индустрии развлечений требуют специальных знаний, профессиональных навыков от их организаторов.

На современном этапе развития туризма все большее внимание уделяется вопросам продвижения индустрии развлечений. Следует отметить, что поскольку сами туруслуги носят развлекательный характер, правильно построенная и грамотно организованная аттрактивная составляющая тура и экскурсионных программ, как подтверждают практики туристско-экскурсионной деятельности в регионе, является решающим аргументом в конкурентной борьбе за туриста. При этом необходимо понимать, что современный турист - это искушенный и требовательный потребитель услуг, хорошо знакомый с индустрией развлечений зарубежных туристических центров.

Кроме этого, положительные эмоции, полученные туристом в ходе анимационных программ, побуждают его к повторному посещению туристской дестинации.

Появляется необходимость поиска и внедрения новых направлений в оптимизации деятельности предприятий. Одним из таких ресурсов является экскурсионная деятельность, включающая анимационную, досуговую, воспитательную, просветительную, образовательную и развлекательную составляющие.

Проекты могут быть успешно реализованы только при наличии высококвалифицированных специалистов, потребность в которых на сегодняшний день только для Алтайского края превышает 100 человек в год.

Подготовка специалистов с высшим образованием по туризму в Алтайском институте культуры ведется с 1997 года. За это время подготовлено свыше 400 специалистов, которые работают на туристских предприятиях не только в Алтайском крае и Республике Алтай, но и в других регионах России и зарубежных странах (Швеция, Германия, Таиланд, Китай).

За период обучения студенты овладевают общекультурными, общепрофессиональными и професи-ональными компетенциями, углубленно изучая технологии организации туристских и развлекательных услуг, работу гостиничных и транспортных предприятий, туроператорских и турагентских фирм, экскурсионное дело и сервис.

Для формирования практических навыков большое внимание уделяется изучению иностранных языков (английский, немецкий, китайский), занятиям в туристско-экскурсионных учреждениях, овладению новейшими компьютерными технологиями, организации досуговых и спортивно-туристских мероприятий.

Во время обучения студенты участвуют в учебных экскурсиях по Алтаю, совершают организуемые турфирмами ознакомительные поездки по основным туристским направлениям - Турция, Таиланд, Китай, Египет.

Студенты проходят практику на российских и зарубежных профильных предприятиях сервиса и туризма, используют возможность прохождения зарубежных стажировок на предприятиях туристического профиля.

Наши выпускники работают в туроператорских и турагентских фирмах, экскурсионных бюро, в туристических комплексах и гостиницах, в районных администрациях, а также на других предприятиях социально-культурной сферы.

Кафедра туризма АГИК выступает сегодня в качестве методического центра, проводя тренинги и семинары для практикующих экскурсоводов, организуя съезды экскурсоводов, в рамках которых обсуждаются современные инновационные идеи и проблемы в развитии экскурсионного дела.

Наш институт обладает колоссальным опытом в организации развлекательной и досуговой деятельности в Алтайском крае и за его пределами, необходимым ресурсным обеспечением для подготовки компетентных специалистов для индустрии туризма, но способен удовлетворить регион в высококвалифицированных специалистах ежегодно лишь на 15-20 %.

Обучая студентов по двум самым актуальным профилям подготовки, в том числе по профилю, связанному с технологиями организации развлечений в туризме, которые могут быть реализованы только в институтах культуры, мы способствуем расширению возможности турпредприятий в повышении конкурентоспособности своей организации на современном туристическом рынке, повышению уровня привлекательности Алтайского региона для российских и зарубежных туристов и реализации целей государственной культурной политики.

УДК 338.482.22(571.13)

Н. А. Лёвочкина

Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского,

Омск, Россия

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА: ЛОКАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматриваются основные направления туристической деятельности муниципальных органов власти Омской области с позиции различных точек зрения ученых и практиков; сформулированы предложения, которые могут быть использованы муниципалитетами при разработке программ развития туризма и создания муниципальных туристических продуктов.

Ключевые слова: экскурсия, туристический продукт, экологический туризм, национальный парк, культурный брендинг.

O. N. Lyovochkina Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

TRENDS IN THE TOURISM DEVELOPMENT: LOCAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE OMSK REGION)

In the article the main directions of tourist activity of municipal authorities of the Omsk region are considered from the perspective of different points of view of scientists and practitioners; proposals that can be used by municipalities when developing programs for the development of tourism and the creation of municipal tourism products are formulated.

Keywords: excursion, tourist product, ecological tourism, national park, cultural branding.

Исследования в области туризма в последние годы становятся всё более актуальными в связи с переходом экономики страны к условиям рынка и превращения данной сферы человеческой деятельности в доходную отрасль народного хозяйства [11]. Проблема управления туризмом на муниципальном уровне широко исследуется, написано большое количество статей и диссертаций, посвященных изучению отдельных аспектов развития муниципального и регионального туризма, проблем и перспектив его развития. Авторы работ широко используют материалы собственных исследований, данные социологических опросов [11].

Мировая практика показывает, что туризм в наше время становится наиболее динамичной отраслью, опережая экспорт энергоносителей, оружия и автомобилей. За период с 1987 года и по настоящее время ее ежегодный рост составлял в среднем 14,8 %, в то время как в других отраслях он был на уровне 8,8 % [12]. Становится очевидным, что для развития отечественного туризма, как средства пополнения доходной части бюджета, необходимо решить ряд задач, среди которых: возрождение объектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.