РАЗДЕЛ 2
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 338.482.22:39(571.150)
Н. Н. Беспалова, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
Е. А. Зимирева, студентка Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Аннотация. Охарактеризовано общее состояние и ключевые перспективы развития этнического туризма в современном Алтайском крае (Сибирский Федеральный округ, Россия). Проанализирована возможность использования этнокультурных ресурсов в процессе организации туристско-экскурсионной деятельности на территории региона. Обозначен ряд факторов, сдерживающих развитие системы организации туров этнографической тематики и наращивание масштабов туристического потока, нацеленного на ознакомление с объектами материального и нематериального историко-этнографического наследия Алтая.
Ключевые слова: этнический туризм, этнокультурные ресурсы Алтайского края, этнокультурные центры, народные промыслы и ремёсла.
Культурное многообразие территории является богатейшим и практически неисчерпаемым резервом для развития различных видов туризма, в том числе и этнического.
Основным условием развития этнического туризма является наличие необходимых ресурсов, к которым относится, во-первых, культурно-историческое наследие определенных этносов -исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники и бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов. Во-вторых, традиционная народная культура, включающая в себя повседневный образ жизни, проявляющийся в национальной кухне, костюме, особенностях гостеприимства и пр.
Алтайский край обладает обширной базой для становления туристской деятельности именно в этом направлении. Организация этнокультурных видов туризма на Алтае позволит отдыхающим поближе познакомиться с культурой и традиционным бытом коренного и переселенческого населения, а также получить более яркие и зрелищные впечатления от отдыха, нежели пассивное времяпровождение [2].
Специфика культурно-исторических традиций проживающего на территории Алтайского края населения позволяет предполагать, что работа в данном направлении может стать весьма успешной, и при этом, в определенной степени, будет способствовать решению проблем, связанных с возрождением и сохранением культурного наследия народов.
Привлекательность региона с точки зрения этнического туризма обуславливают сохранившиеся до сих пор во многих районах края традиционные способы ведения хозяйства и основы жизненного уклада различных народностей. Они могут стать эффективной формой взаимодействия,
и культурного обмена, а также инструментом знакомства с самобытной культурной, жизнью многонационального населения, проживающего на территории края.
Среди первых русских переселенцев на алтайской земле заметно выделяются группы людей, пришедших сюда в поисках убежища, скрываясь от религиозных преследований. Появление старообрядчества как отдельной социальной группы русского народа связано с церковным расколом произошедшим в России во второй половине XVII века при патриархе Никоне. Непринятие церковной реформы, а впоследствии и массовые гонения и преследования за старую веру, заставили часть населения бежать в глухие и труднодоступные места Сибири. С тех пор на Алтае возникли целые поселения, где обособленно от других проживали приверженцы старой «дониконовской» веры, которых впоследствии стали называть староверами или старообрядцами [4, с. 21-22].
Староверы, бежавшие на Алтай, стремились уберечь от уничтожения и сохранить свои старинные обычаи, бытовой уклад и принесли характерные для их духовной и материальной культуры особенности. Они являлись носителями народной культуры тех мест, выходцами которых они были, а, переселившись на новые места, становились хранителями этой культуры.
Культура старообрядцев уникальна и самобытна и может представлять интерес не только для ученых и исследователей, но и для обычных людей, кому дорога история наших предков. Здесь важно только учесть тот факт, что староверы - очень замкнутый народ и достаточно тяжело идут на контакт с чужими людьми. Своеобразие и замкнутость их культуры обусловлены тем, что на протяжении многих веков они жили в полном затворничестве, оберегаясь от внешнего мира [3]. Быт староверов был очень скромен, а условия жизни достаточно трудные, можно даже сказать, спартанские. Им приходилось не просто жить, а выживать, и во многом им помогало истовое желание сохранить свою культуру и, конечно же, их трудолюбие, благодаря которому они выжили в тех сложных условиях необжитых мест. Староверы, жившие среди лесов, отличались бережным отношением к природе, а она, в свою очередь, щедро отдавала им свои дары. Такому отношению ко всему живому стоит поучиться у наших предков.
В Алтайском крае одним из наиболее интересных и перспективных районов для изучения традиционной культуры русских старожилов является Солонешенский, где с 2008 года в с. То -польное работает этнокультурный центр «Горница», в котором всем желающим предоставляется возможность ознакомиться с жизнью и бытом первых поселенцев района - кержаков-староверов. Экспозиция рассказывает о традициях и быте староверов; народные коллективы показывают старинные песни, игры, элементы свадебного обряда.
Кроме того, Алтай является местом расселения и такой субэтнической группы русского народа, как казаки, сформировавшейся в России в течение многих веков на основе территориальной, культурно-исторической общности и православия.
Казаки, положив начало освоению Сибири во главе с легендарным Ермаком, оставили заметный след в истории формирования и заселения Алтайского края. Их вместе с крестьянами-старообрядцами и горнозаводскими рабочими по праву можно назвать первопоселенцами или старожилами Алтая [1, с. 167].
В настоящее время культурно-бытовые традиции казачества активно возрождаются. Особенное развитие данный процесс получил на территории Быстроистокского и Чарышского районов, где туристы могут непосредственно познакомиться с историей и культурой сибирских казаков.
История и культура казачества Сибири - одна из самых интересных, ярких и самобытных страниц в истории России. В Алтайском крае разработан туристский маршрут «Казачья подкова», проходящий по местам традиционных казачьих поселений, многие из которых были опорными точками Колывано-Кузнецкой оборонительной линии XVIII-XIX веков. В десятках сел - бывших казачьих станиц и сегодня можно познакомиться с историей, бытом, традициями и современным укладом жизни казаков. В станице Новопокровка (бывшая Терская) Быстроистокского района ежегодно проходит фестиваль казачьей культуры, создан народный казачий хор, действует казачий гостевой дом, на въезде в село на горе Сапатой реконструирована казачья сторожевая башня. Ту -ристам показывают казачьи свадебные обряды, конные соревнования, великолепные национальные костюмы. В Змеиногорском районе широко известен народный ансамбль казачьей песни «Атаман», в Петропавловском - народный казачий хор из станицы Антоньевка. В селе Чарыш-ском, бывшей казачьей станице, значительную часть экспозиции краеведческого музея занимает
история казачества. В Краснощековском районе действует гостевая усадьба сельского типа на базе старинной казачьей усадьбы Г.И. Суворова, родового казака-переселенца с Дона; здесь собрано большое количество материалов и экспонатов о жизни и быте сельского населения прошлого века.
На карте Алтайского края есть еще одно этнографически и исторически привлекательное для туристов место с непривычным для данной территории названием «Гальбштадт» - это центр Немецкого национального района, где долгие годы компактно проживает немецкая диаспора [2]. Гальбштадт даже внешне напоминает германские бюргерские села с идеально ровными, асфальтированными улицами и добротными трехэтажными домами из кирпича с разнообразным национальным орнаментом на фасаде.
В настоящее время Немецкий национальный район налаживает культурные и экономические связи между народами России и Германии, для чего разрабатываются специальные проекты и программы. Здесь сосредоточены основные культурные центры, объединения и общества. На территории района располагаются этнографические и исторические музеи, которые знакомят посетителей с предметами культуры и быта немцев, мужским и женским национальным костюмом, народными традициями.
Невероятно интересна культура кумандинцев, проживающих в Красногорском районе Алтайского края представителей малочисленной алтайской национальной группы. Слово «куманды» означает «человек лебедя»; «люди лебедя» сохраняют свою самобытность, язык, обычаи и традиции. Широко известны национальная фольклорная группа «Одычак», культурно-этнографический центр кумандинского народа «Эстей». На праздниках, ярмарках, фестивалях, туристских выставках кумандинцы презентуют свою литературу, национальную кухню и напитки, знакомят туристов с обычаями и традиционными ремеслами, шаманскими обрядами, представляют национальные песни и сказания, часто театрализованные.
Особыми проводниками в сохранении культурного наследия являются музеи. В последнее время в Алтайском крае наметилась тенденция количественного роста музеев различного профиля. Деятельность многих новообразованных музеев направлена на развитие традиционной культуры, народных промыслов, ремесел. Сотрудниками музеев организуются экскурсии, мероприятия этнографического характера. Так, в последнее время на Алтае были созданы: Музей старины «Русская печь» (г. Барнаул), Алтайский музей былины и сказки (г. Барнаул), Музей народной старины «Родные традиции» (с. Карамышево Змеиногорского района), Музей истории кузнечного мастерства (г. Белокуриха), Музей пчеловодства (г. Барнаул), музейный комплекс «Дом немецкого переселенца» (с. Новотырышкино Смоленского района) и многие другие.
Во время пребывания в музеях традиционной культуры и народных промыслов посетителям предоставляется возможность принять участие в национальных обрядах, «прикоснуться» к традициям, песням, сфотографироваться в национальном костюме, посетить мастер-класс по старинным ремеслам, прослушать интересные историко-этнографические лекции.
Этнический туризм в Алтайском крае тесно переплетается с событийным, где у туристов есть уникальная возможность соприкоснуться не только с элементами традиционной духовной культуры народов Алтая, но и материальными свидетельствами разнообразной бытовой народной культуры. Народные промыслы - это еще один из аспектов, формирующих привлекательность региона: гости могут не только стать свидетелями и участниками событий этнокультурного направления, но и увезти с собой зримые свидетельства национальной самобытности, сувенирные изделия.
Разнообразие народных промыслов на Алтае связано, прежде всего, с миграционными процессами населения. Переселенцам требовались изделия для домашнего быта и сельскохозяйственного труда, что, вместе с привнесенными традициями, послужило развитию на Алтае отдельных видов народных промыслов. Жители края занимались кузнечным мастерством, крашением шерсти, плетением кружев, вышиванием, изготавливали деревянную и глиняную посуду, ткали холсты, изготавливали обувь и т.д.
В дореволюционный период в Барнауле находилось большое количество различного вида мастерских, среди которых можно выделить пимокатные, шубные, сапожные, шапочно-картузные, сундучные, бондарные, кузнечные, канатно-прядильные, самоварные, иконостасные, мастерские жестяных изделий и многие другие.
Кроме того, в дореволюционном Барнауле широко был развит промысел художественной обработки дерева, который проявился в архитектурном убранстве жилых, оборонительных и культовых сооружений, а также в оформлении предметов бытового назначения [5].
В настоящее время, основываясь на народном творчестве, используя традиции и опыт поколений, народные мастера Алтая создают уникальные произведения национальной культуры.
Так, например, в Солонешенском районе Алтайского края практикуется лозоплетение, бисе-роплетение, урало-сибирская роспись по дереву, народная глиняная игрушка, в Красногорском -резьба по дереву и поделки из бересты, в Краснощековском - изготовление народных музыкальных инструментов. На Алтае распространены также резьба по кости, камнерезное и гончарное дело, изготовление национальных кукол, деревянных расписных игрушек и т. д.
Вместе с тем, в организации этнического туризма можно выделить ряд следующих проблем: частая смена экспозиций этнографического характера в музеях, которая приводит к постоянному изменению структуры туристско-экскурсионных программ; сравнительно небольшое количество этнографических объектов в рамках одной экспозиции в музеях, что не всегда позволяет организовать полноценную экскурсию этнической тематики; отсутствие этнографического музея в г. Барнауле - столице Алтайского края; отсутствие объектов, популяризирующих национальные кухни народностей, проживающих в Алтайском крае, и в Барнауле, в частности, где можно было бы проводить мастер-классы приготовления национальных блюд по старинным рецептам; отсутствие полной и достаточной информации об этнических ресурсах Алтайского края.
Следует отметить, что последнюю указанную проблему можно было бы решить с помощью создания интерактивной карты с указанием мест расположения известных этнографических объектов, а также мест проведения тематических выставок, экскурсий, фестивалей и т.д.
Таким образом, можно отметить, что этнокультурные ресурсы Алтайского края представляют собой необходимую основу для развития сферы туризма, способствуя при этом продвижению наиболее востребованного его вида - этнического. При решении отмеченных проблем культурно-бытовые и духовно-нравственные традиции народов, а также территории с компактным их проживанием, исторические сведения о народных промыслах вполне могут стать тем этнокультурным ресурсом, который можно использовать в качестве основы межкультурного сотрудничества и эффективного развития туристского потенциала региона.
Список литературы
1. Актуальные вопросы истории Сибири. Пятые научные чтения памяти профессора А. П. Бородавки-на : сб. науч. тр. / под ред. В. А. Скубневского и Ю. М. Гончарова. - Барнаул : Аз Бука, 2005. - 287 с.
2. Беспалова, Н. Н. Перспективы развития этнического туризма на Алтае // Проблемы и перспективы развития туризма на Алтае : сб. ст. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. академии культуры и искусств, 2010. -Вып. 2. - С. 21-25.
3. Болонев, Ф. Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. - Барнаул : Изд-во Барнаульского юридич. ин-та, 2000. - 47 с.
4. Липинская, В. А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII - начало XX в : моногр. -Москва : Наука, 1996. - 270 с.
5. Щеглова, Т. К. Сельская домовая резьба Алтайского края конца XIX в. - первой половины XX столетия // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Этнические и социокультурные контакты и взаимовлияния. Эволюция форм материальной культуры. Традиции и инновации в духовной культуре. Фольклор и обрядность. Полевая этнография. Музеефикация и каталогизация этнокультурного материала : матер. и со-общ. по этнографии. - Барнаул : Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 1998. - С. 77-87.
Natalia N. Bespalova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
Evgenia A. Zimireva, Student Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
PROSPECTS AND PROBLEMS OF ETHNIC TOURISM IN ALTAI KRAI
Abstract. The paper reviews of overall condition and main perspectives of ethnic tourism in today's Altai Krai (Russia). The author analyze an opportunity of involvement of ethnic and cultural resources in a process of touristic and excursion activities organization within the Altai region. Also, the authors name several factors that suppress the development of ethnographic tours system and tourists flow
buildup - tourists that are interested in knowing of objects of material and intangible historical and ethnographic heritage of the Altai region.
Keywords: ethnic tourism, ethnographic resources of the Altai region, ethnic and cultural organizations, folk arts and crafts.
УДК 001.891.55:338.484.6:615.834(571.150-25)
Л. И. Донскова, кандидат экономических наук, доцент Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Л. Г. Зорина, председатель Алтайская краевая организация Российского профессионального союза работников культуры (Барнаул, Россия)
О. И. Чубарова, кандидат экономических наук, доцент Нижневартовский государственный университет (Нижневартовск, Россия)
М. В. Войтенко, кандидат педагогических наук Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ И ЛОЯЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)
Аннотация. Представлены результаты коллективного авторского исследования уровня удовлетворённости потребителей санаторно-курортных услуг, предоставляемых учреждением Алтайского краевого Совета профсоюзов санаторием <(Барнаульский» (г. Барнаул Алтайского края, Россия), и результаты замера степени лояльности клиентов учреждения. Авторы вычленяют круг основных факторов, определяющих выбор санаторного учреждения потребителем, проводят сравнение между характером потребительских ожиданий и оценкой качества фактически оказанных оздоровительных услуг. Изложены авторские предположения относительно состава проблем, возникающих в системе взаимоотношений работников структурных подразделений и служб санатория с клиентами оздоровительного учреждения; предложена программа мероприятий по мини-мализации негативного эффекта указанных проблем.
Ключевые слова: системный подход, удовлетворённость потребителей санаторно-курортных услуг, лояльность потребителей санаторно-курортных услуг, факторы потребительского выбора, мониторинг качества санаторно-оздоровительных услуг, анкетирование потребителей санаторно-оздоровительных услуг, санаторий «Барнаульский» (Алтайский край, Россия).
Становление и развитие рыночных отношений в нашей стране привело к коммерциализации санаторно-курортной сферы, при этом, однако, сохранилось её социальное значение. Особенность санаторно-курортной организации в том, что производство и потребление санаторно-оздоровительных услуг именно с использованием лечебных природных факторов (минеральная вода, целебная грязь, климат, ландшафт, водные ресурсы) должны быть доступны всему обществу. Финансирование таких услуг осуществляется за счёт бюджетных средств страны или ее субъектов. На практике большая часть санаторно-оздоровительных услуг носит смешанный характер и реализуется на основе их частичной оплаты самим потребителем, а часть затрат при этом несёт государство. Перед санаторно-курортными учреждениями стоят задачи обеспечить свою жизнеспособность, профессиональную состоятельность и конкурентоспособность на рынке санаторно-курортных услуг, сохраняя при этом свою социальную направленность, в том числе за счёт относительно невысокой стоимости путёвок.