Научная статья на тему 'АУДИОЭКСКУРСИИ НА НАЗЕМНОМ ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ'

АУДИОЭКСКУРСИИ НА НАЗЕМНОМ ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
507
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТ ПОКАЗА / АУДИОГИД / ON-LINE ЭКСКУРСИИ / АУДИОЭКСКУРСИЯ НА НАЗЕМНОМ ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / TOURISM / TOURIST-EXCURSION ACTIVITY / TOURIST ATTRACTIONS / SHOW OBJECT / AUDIO GUIDE / ON-LINE EXCURSIONS / AUDIO EXCURSION ON LAND PASSENGER TRANSPORT / MOBILE APPLICATIONS / TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горошко Н.В., Емельянова Е.К.

В статье рассматривается вопрос о возможности использования аудиоэкскурсии на наземном городском пассажирском транспорте для повышения туристской привлекательности территории. В настоящее время набирают популярность индивидуальные маршруты с использованием девайсов и гаджетов. Смартфоны, планшеты, аудиогиды, приложения для мобильных телефонов и другие технические средства информации позволяют сделать экскурсии максимально удобными и интересными экскурсанту. Часто туристско-экскурсионные объекты истории, культуры, архитектуры, археологии, науки и образования, популярные и малоизвестные, древние и современные, рукотворные и природно-антропогенные, разбросаны по городской территории и охватить их все специализированным туристско-экскурсионным маршрутом на постоянной основе, в силу ряда объективных причин, не представляется возможным. И здесь, в целях повышения туристской привлекательности территории, может быть задействован городской пассажирский транспорт. К тому же, часто общественный транспорт идет по тем же местам, что автобусные туристские маршруты. Идеи реализации подобных проектов озвучены рядом инициативных групп разных регионов России, но на сегодня, успешный опыт реализации проектов на постоянной и длительной основе, способных развиваться, имеют единицы. Ярким примером является Санкт-Петербург. Для Новосибирска, определившего приоритетные виды туризма, такие как, деловой туризм, культурно-познавательный (экскурсионный), детский и молодёжный, событийный, медицинский, индивидуальные маршруты для знакомства с городом с помощью аудиогида на наземном общественном транспорте призваны повысить туристскую привлекательность города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Горошко Н.В., Емельянова Е.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIO EXCURSIONS ON LAND URBAN PASSENGER TRANSPORT AS A TOOL TO INCREASE THE TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE TERRITORY

The article discusses the possibility of using audio excursions on land urban passenger transport to increase the tourist attractiveness of the territory. Custom routes using gadgets are gaining popularity. Smartphones, tablets, audio guides, applications for mobile phones and other technical media make the excursions as convenient and interesting as possible for the excursionist. Often, tourist-sightseeing objects of history, culture, architecture, archeology, science and education, popular and little-known, ancient and modern, man-made and natural-anthropogenic, are scattered throughout the city territory and cover them all with a specialized tourist-sightseeing route on an ongoing basis, due to a number of objective reasons are not possible. And here, in order to increase the tourist attractiveness of the territory, city passenger transport can be involved. In addition, public transport often goes to the same places as tourist bus routes. Ideas for the implementation of such projects have been voiced by a number of initiative groups from different regions of Russia, but today there are few successful experience in implementing projects on a permanent and long-term basis that can develop. A striking example is St. Petersburg. For Novosibirsk, which has determined priority types of tourism, such as business tourism, cultural and educational (sightseeing), children's and youth, event, medical, individual routes for exploring the city with the help of an audio guide on land public transport, are designed to increase the tourist attractiveness of the city.

Текст научной работы на тему «АУДИОЭКСКУРСИИ НА НАЗЕМНОМ ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ»

Горошко Н. В., Емельянова Е. К. Аудиоэкскурсии на наземном городском пассажирском транспорте как инструмент повышения туристской привлекательности территории// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 2 (21) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/2/00842.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 338.48+338(470+571)+379.8

Горошко Надежда Владимировна

Кандидат географических наук, доцент

ФГБОУВО НГПУ, г. Новосибирск

ФГБОУВО НГМУМинздрава России, г. Новосибирск

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск goroshko1@mail. ru

Емельянова Елена Константиновна

Кандидат биологических наук, доцент

ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, г. Новосибирск

emelen1@yandex.ru

Аудиоэкскурсии на наземном городском пассажирском транспорте как инструмент повышения туристской привлекательности территории

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности использования аудиоэкскурсии на наземном городском пассажирском транспорте для повышения туристской привлекательности территории. В настоящее время набирают популярность индивидуальные маршруты с использованием девайсов и гаджетов. Смартфоны, планшеты, аудиогиды, приложения для мобильных телефонов и другие технические средства информации позволяют сделать экскурсии максимально удобными и интересными экскурсанту. Часто туристско-экскурсионные объекты истории, культуры, архитектуры, археологии, науки и образования, популярные и малоизвестные, древние и современные, рукотворные и природно-антропогенные, разбросаны по городской территории и охватить их все специализированным туристско-экскурсионным маршрутом на постоянной основе, в силу ряда объективных причин, не представляется возможным. И здесь, в целях повышения туристской привлекательности территории, может быть задействован городской пассажирский транспорт. К тому же, часто общественный транспорт идет по тем же местам, что автобусные туристские маршруты. Идеи реализации подобных проектов озвучены рядом инициативных групп разных регионов России, но на сегодня, успешный опыт реализации проектов на постоянной и длительной основе, способных развиваться, имеют единицы. Ярким примером является Санкт-Петербург. Для Новосибирска, определившего приоритетные виды туризма, такие как, деловой туризм, культурно-познавательный (экскурсионный), детский и молодёжный, событийный, медицинский, индивидуальные маршруты для знакомства с городом с помощью аудиогида на наземном общественном транспорте призваны повысить туристскую привлекательность города.

Ключевые слова: туризм, туристско-экскурсионная деятельность, туристские достопримечательности, объект показа, аудиогид, on-line экскурсии, аудиоэкскурсия на

наземном городском пассажирском транспорте, мобильные приложения, туристская привлекательность региона.

Введение. Государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма в настоящее время в Российской Федерации отводится приоритетное значение. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны. Один из инструментов реализации государственной политики в сфере туризма на период 2019-2025 годов является Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» [21], в которой особое внимание отведено внутреннему туризму, рассматриваемом в качестве задачи импортозамещения.

Туристско-рекреационные активы Российской Федерации позволяют развивать практически все виды туризма. В фокус Стратегии развития туризма в Российской Федерации попали такие виды туризма, как культурно-познавательный, событийный, экологический, деловой, круизный, паломнический, горнолыжный, санаторно-курортный и оздоровительный.

Разнообразие туристских ресурсов и их объектов требуют систематизации, и на сегодня не существует единого подхода к решению этого вопроса, причем как среди отечественных, так и зарубежных специалистов. Так, например, О.А. Артемьева ссылается на зарубежный опыт систематизации объектов туристских ресурсов, в основе которого географические, социальные, культурные, технические и религиозные принципы. Автор указывает на два основных вида формальных достопримечательностей: природные и природно-человеческие (антропогенные), созданные руками человека [2]. Учитывая неоднозначность методики оценки туристско-экскурсионных объектов, достопримечательности можно условно дифференцировать на ряд категорий:

1. Исторические объекты: дома, сооружения, их комплексы, отдельные захоронения, выдающиеся места, связанные с важными историческими событиями, культурой и бытом народов, с жизнью и деятельностью известных людей.

2. Археологические объекты: остатки древних поселений, укреплений, военных лагерей, культовые места и сооружения, наскальные изображения, остатки жизнедеятельности первобытных и древних людей.

3. Объекты монументального искусства: монументальная скульптура (монументы, памятники, скульптурные комплексы), монументальная живопись (панно, роспись, мозаика, витражи), монументальная графика (настенное графическое изображение, участвующее в создании монументального образа).

4. Объекты архитектуры и градостроительства: здания, скульптурные композиции, фонтаны, исторические улицы, кварталы, площади и т.д.

5. Военно-патриотические объекты, связанные так или иначе с военными действиями.

6. Культурно-развлекательные и развлекательные объекты: зрелищно-развлекательная (театры, кинотеатры, выставочные комплексы и пр.), физкультурно-оздоровительной деятельности (бассейны, фитнес-клубы, спа-салоны, лыжные базы и пр.), парковой деятельности (тематические парки и пр.), активного отдыха и досуга (боулинг, ночные клубы, дискотеки и пр.), семейного отдыха и развлечений (парки аттракционов, спортивно-игровые комплексы и пр.), детские (детские аттракционы и площадки и пр.).

7. Религиозные объекты: культовые сооружения (монастыри, часовни, святилища, храмы и пр.), природные объекты культа (пруды, святые источники, святые рощи и пр.), малые формы (придорожные кресты, капища, алтари и пр.).

8. Природные объекты: геоморфологические (рельеф), климатические, пляжные, водные (гидрологические), бальнеологические, грязевые, фаунистические и флористические, пейзажные и т.д.

9. Природно-антропогенные объекты: объекты садово-паркового искусства (пейзажные парки, сады и пр.), водохранилища, дендрарии, лесопарки и пр.

10. Объекты общепита: закусочные, буфеты, рестораны, кафе, кофейни, предприятия быстрого обслуживания, столовые, пабы, бары т пр.

11. Достопримечательности для детей: аквапарки, детские городки, цирк и пр.

Причем принадлежность объекта к той или иной категории в ряде случаев может быть

нечеткой в силу его полифункциональности. Разнообразие, уникальность облика, функциональных возможностей и предоставляемых услуг объектов разных категорий при продуманном их использовании в туристско-экскурсионной деятельности предоставляет возможности для дальнейшего развития и диверсификации регионального туристского продукта.

В последнее время набирают популярность индивидуальные маршруты, имеющие ряд преимуществ по сравнению с традиционными экскурсиями в составе туристских групп. Среди ключевых достоинств - возможность самому планировать схему, время и интенсивность маршрута. Не все туристы пользуются информационными павильонами, а наличие у многих из них девайсов и гаджетов, предоставляет возможность зачастую быстрее и в большем объеме получить необходимую информацию. Кроме того, их отличает удобство в использовании и ориентированность на потребности и интересы конкретного человека. Поэтому аудиогиды, интерактивные квест-маршруты, мобильные приложения и другие форматы для самостоятельного исследования становятся все более востребованными и популярными [16].

Цель исследования -рассмотреть возможность совершенствования экскурсионной практики для повышения туристской привлекательности территории посредством использования технических средств информации на примере аудиоэкскурсий на наземном городском пассажирском транспорте.

Объекты и методы исследования. При написании статьи были использованы аналитический метод обработки информации, аналогии, конкретизации и обобщения информации, полученной из специализированных изданий и электронных ресурсов свободного доступа.

Результаты и их обсуждение. Совершенствования экскурсионной практики -непрерывный процесс. Поэтому введение в практическую экскурсионную деятельность инноваций различного характера, направленных на повышение конкурентоспособности туристско-экскурсионного продукта и удовлетворение запросов и ожиданий различных категорий туристов и экскурсантов определяет успешность туристско-экскурсионной деятельности и в конечном итоге способствует повышению туристской привлекательности территории [23]. Инновации находят свое отражение в усовершенствованных классических и внедрённых новых экскурсий и услугах [13]. Инновационный экскурсионный продукт характеризует использование новейших технологий, конструктивно новых приёмов и методов создания и внедрения продукта [1, 12]. Различные технические средства информации, такие как смартфоны, планшеты, аудиогиды, видеокамеры, приложения для мобильных телефонов и компьютеризация позволяет сделать экскурсии максимально удобными и интересными экскурсанту. Аудиогид представляет технологию, сопровождающую зрительный ряд речевым сообщением во время экскурсии [8].

Успешный проект экскурсионного сопровождения маршрутов регулярных автобусных перевозок существует на общественном транспорте Санкт-Петербурга. В проекте «Бесплатный аудиогид «Культурный маршрут»», который организует СПб ГУП «Пассажиравтотранс», объединена информация о более чем 170 достопримечательностях на русском и английском языках. Сервис, не имеющий аналогов в России, был запущен в 2016 году на пяти маршрутах, а к 2019 году уже был доступен на 13 маршрутах. Сегодня гости

города могут познакомиться не только с объектами исторического центра, но и других петербургских районов [11]. Наряду со знаковыми дворцами, музеями и памятниками, расположенными на Невском проспекте или Университетской набережной, авторы уделили внимание и другим интересным объектам и фактам - истории ленинградского авангарда и доходных домов, балтийского флота и петербургского общественного транспорта, типовой застройке и архитектурным доминантам нового времени [17]. Для того чтобы прослушать индивидуальную экскурсию по ходу движения автобуса, необходим смартфон с наушниками и бесплатное приложение, которое устанавливается с помощью размещенных в салонах QR-кодов или загрузка заранее с предложенного сайта для прослушивания off-line в любой момент. В планах разработчиков пополнение списка маршрутов новыми направлениями [4].

Идея экскурсионного сопровождения маршрутов регулярных автобусных перевозок обсуждается уже не первый год в Москве. Пассажирам городских автобусов, проезжающим по историческим местам Москвы, планируют предложить аудиоэкскурсии на разных языках. Однако пока не решен вопрос маршрутов и выбор времени (выходные дни или и в будни). На сегодня в автобусах Мострансавто доступны бесплатные аудиогиды по достопримечательностям Московской области. Подмосковье представляет регион с большим туристским потенциалом: музеи, усадьбы, выставочные комплексы и прочие объекты. Чтобы воспользоваться сервисом, нужно установить бесплатное приложение. QR-код со ссылкой размещен на стикерах в автобусах Серпуховского, Коломенского, Ногинского, Ступинского, Клинского, Сергиево-Посадского, Балашихинского, Химкинского, Электростальского и Наро-Фоминского филиалов Мострансавто. В гидах работает система GPS-привязки, благодаря которой экскурсия будет включаться автоматически при приближении к туристскому объекту и выборе в приложении режим «прогулка». Понравившуюся экскурсию пассажиры могут скачать и прослушать в удобное время. Проект реализован перевозчиком совместно с компанией izi.TRAVEL [5].

Опыт экскурсионного сопровождения на маршрутах общественного транспорта существует у Томска. Студенты ОГБПОУ Томского индустриального техникума, представляющие студенческое экскурсионное бюро «Томички», стали победителями конкурса проектов программы по поддержке талантливой молодежи «Томский коллайдер». Студенческий проект «Аудиоэкскурсии «Томичам о Томске», был реализован совместно с городским Управлением культуры в дни празднования юбилея города в 2014 году. Аудиоэкскурсии «Томск студенческий», «Томск исторический» и «Томичам о Томске» транслировались в троллейбусах на центральном участке их маршрутов [20].

Еще одним примером регионального проекта экскурсионного сопровождения маршрутов городского транспорта является Ростовская область. Ассоциацией работников транспорта и туризма (АРТТ) и региональным перевозчиком предложено запустить аудиоэкскурсию на самом длинном городском маршруте, который включает 110 остановок. Опыт реализации идеи у организаторов был на менее протяженном маршруте, при этом усовершенствована как техническая, так и организационная составляющая. По выходным дням пассажиров знакомят с городскими достопримечательностями, историей городского строительства, производственных городских объектах, людях, именами которых названы некоторые улицы Ростова и о многом другом. Пилотная форма реализации экскурсионного сопровождения представляла краткие истории между остановками, которые запускаются автоматически [18].

Аналогичный опыт экскурсионного сопровождения существует и в Смоленской области. На городские трамваях Смоленска по выходным дням пассажиров знакомят с историческими фактами об объектах на маршруте, интересными подробностями, связанными с названиями улиц. Идею региональные власти рассматривают как продолжение работы по формированию туристской инфраструктуры в Смоленске и планируют развивать на маршрутах других видов общественного транспорта [6].

Такого рода проекты призваны повысить туристическую привлекательность территории и посещаемость городских туристско-экскурсионной и рекреационных объектов.

Новосибирская область в 2018 году приняла 3,1 тыс. соотечественников, обслуженных турфирмами других регионов страны, и 14,9 тыс. иностранных туристов из 13 стран мира. В последние годы отмечается ежегодный рост числа китайских туристов в регионе. Среди иностранных граждан, обслуженных турфирмами региона, 92,5% - граждане Китая [14], что объясняется рядом факторов, среди которых выгодный курс рубля для китайских туристов, введение безвизового группового туризма, транзитное положение региона на пути в известные туристские дестинации страны (Новосибирск - крупный сибирский город, по пути в европейскую часть России - Москву, Санкт-Петербург, Сочи) [22]. Для региона и в первую очередь административного центра Новосибирска не только Новосибирской области, но и Сибирского федерального округа, основными являются следующие направления развития въездного туризма: деловой туризм, культурно-познавательный; детский и молодёжный; событийный; образовательный, медицинский [7]. Интерес к тем или иным туристско-экскурсионным объектам определяется, в первую очередь, целевой аудиторией, целью и задачами туристско-экскурсионного маршрута. Поддержать и усилить интерес к региону необходимо посредством совершенствования туристско-экскурсионных предложений.

Часто общественный транспорт (трамваи, троллейбусы, автобусы) идет по тем же местам, что автобусные туристские маршруты. Также он предоставляет больше свободы получения туристско-экскурсионной информации с помощью форматов для самостоятельного исследования посредством мобильных приложений и аудиогида. Аудиогиды на мобильных устройствах обладают рядом неоспоримых преимуществ - это прекрасная возможность оторваться от туристической группы, остановить рассказ гида в любом месте, и просто наслаждаться понравившемся видом или достопримечательностью.

Использование аудиоэкскурсии на наземном городском пассажирском транспорте позволит узнать об истории Новосибирска, его жизни и культуре, и, в данном случае, объектами показа может быть широкий спектр объектов. При этом целевая аудитория потребителей туристско-экскурсионного продукта очень широка - это и горожане, и приезжие. Аудиоэкскурсии интересны тем, что можно за короткое время получить представление о незнакомом городе, вспомнить город, в котором давно не был, или в котором жил долгие годы, возможно с самого рождения, но много о нем не знал. В данном случае для сферы организации туризма важно, чтобы город «зацепил», приумножив интерес к территории как горожан, так и приезжих и что важно создав условия для увеличения численности такой категории туристов как туристов-репитеров, т.е. готовых вернуться вновь.

С технической точки зрения, за время следования транспорта между остановками необходимо кратко передать пассажиру интересную информацию об окружающем районе и зданиях. Прежде всего, интерес с исторической точки зрения представляют маршруты, которые проходят через центральную часть города по Красному проспекту, улицам Советской, Вокзальной магистрали, Нарымской, Ипподромской, Восходу, Кирова, Большевистской. Протяженная часть центральных улиц имеют дома, являющиеся памятниками архитектуры. Левобережье интересно с промышленной точки зрения: так, улица Станционная имеет следующие остановки, расположенные практически подряд: «Завод им. Кузьмина», «Бетонный завод», «Завод «Сибтекстильмаш»», «Завод «Сибиар»», «Завод Медпрепаратов», и здесь уместна информация об истории формирования заводов и вкладе в победу во время Великой Отечественной войны.

В Новосибирске насчитывается более 1200 улиц. Центральное место занимает Красный проспект. Его сравнивают с крупным музеем под открытым небом. Здесь расположено множество памятников истории и культуры, способных рассказать историю города [10].

Среди них здания, построенные в формах архитектуры классицизма, рационалистического модерна, конструктивизма, жилые и доходные дома провинциального города начала ХХ века, памятники монументального искусства, парковые объекты и др. В качестве примера объектов, расположенных сравнительно компактно на протяжении 2,5 км Красного проспекта в центральной его части можно привести Собор Александра Невского, Административное здание треста «Запсибзолото», Реальное училище имени Дома Романовых, Дом областных организаций (Сибревком), Дом купца Ф.Д. Маштакова, общежитие Промбанка, Доходный дом, «Дом с часами», «Стоквартирный дом», здание Облисполкома, Городской торговый корпус, «Деловой дом», здания Госбанка, Облпотребсоюза, дом жилой НИИ-39, дома купца И.Т. Сурикова, братьев Молчановых, Сабурова, Русско-Азиатский банк, Мемориальный сквер павших в годы Гражданской войны, Новосибирский театр оперы и балета, здание госучреждений («Сибирское подворье»), Дом «Аэрофлота», комплекс жилого кооператива «Кузбассуголь», здание штаба Сибирского военного округа, Дом жилой «Облплана», «Генеральский дом», Окружной дом офицеров (Дом инвалидов), жилые дома [15]. Современный облик Красного проспекта представляет интерес не только в объектах исторической архитектуры. Здесь разместились административные учреждения, бизнес-центры, объекты общепита. По проспекту проходит больше десятка маршрутов наземного пассажирского транспорта и находится большое количество остановок троллейбусов, автобусов и маршруток.

Заинтересовавшись информацией, которую представит аудиогид, можно будет сойти на любой из этих остановок, рассмотреть объекты и продолжить путь. Такой формат интересен также для знакомства с образцами сибирского деревянного зодчества, которые в основном сосредоточены на улицах, примыкающих к Красному проспекту: ул. Максима Горького, Каинская, Орджоникидзе, Колыванская, Коммунистическая, Чаплыгина.

Кроме Красного проспекта в городе есть самобытные улицы, где созданы ряд архитектурных ансамблей. Если Екатеринбург славен конструктивизмом, то Новосибирск -огромным массивом «сталинского ампира» (соцреализма), основной период строительства которого пришелся на послевоенный период. Были возведены целые кварталы и архитектурные ансамбли, самый известный из которых - архитектурный комплекс на улице Богдана Хмельницкого, включающий Дворец культуры им. М. Горького и окружающие его жилые здания, прилегающий сквер с лестницами и фонтаном. Часть улицы Богдана Хмельницкого включена в перечень выявленных объектов культурного наследия - по ней проходят 16 маршрутов наземного транспорта. Улица Дуси Ковальчук со зданием Сибирского университета путей сообщения (СГУПС) и рядом примыкающих жилых домов также насыщена пассажирскими маршрутами. Не столь вычурны жилые дома, вошедшие в эклектичный вид улиц Станиславского, Титова, Сибиряков-Гвардейцев, Авиастроителей, проспектов Дзержинского, Карла Маркса.

Из российских городов Екатеринбург называют столицей конструктивизма, где сохранились целые кварталы в этом стиле. В Новосибирске объектов чистого конструктивизма сохранилось не слишком много. Среди оставшихся можно выделить здание химико-технологического колледжа на улице Сакко и Ванцетти. Постконструктивизм представлен в архитектуре Дом работников КГБ и Дом актера на улице Серебренниковской. Сибирский конструктивизм характеризует лаконичность форм и внешнего облика. Значительная часть объектов расположена на Красном проспекте (Дом Советов (здание Крайисполкома), Дом «Под часами», Здание Сибревкома (здание Новосибирской картинной галереи), Здание Государственного банка, Здание штаба Сибирского военного округа, Здание Облпотребсоюза (Сибкрайсоюз, Новосибирский союз потребительских обществ), Дом «Аэрофлота» (конструктивизм с элементами неоклассицизма) и др. [3].

Заслуживают внимание производственные объекты, образовательные учреждения, объекты культуры и отдыха, медицинские учреждения и пр.

В настоящее время сеть наземного транспорта Новосибирска достаточно разветвленная и представлена автобусами, троллейбусами, трамваями, маршрутными такси и

метрополитеном. Регулярные пассажирские перевозки в Новосибирске осуществляются по 158 маршрутам (общая протяженность маршрутной сети города - более 3000 км). В соответствии с Реестром маршрутов регулярного сообщения муниципальной маршрутной сети города Новосибирска организовано движение 11 трамвайных, 14 троллейбусных, 79 автобусных и 54 маршрута маршрутного такси [19].

Самым первым наземным общественным транспортом города Новосибирска стал автобус. Система автобусного пассажирского городского транспорта создана в 1923 году. Первые автобусы связывали вокзал, центральную часть города и район «Закаменка». На медленное развитие автобусного транспорта на первых этапах повлияли плохое состояние дорог, дорогое топливо, техническое состояние автопарка и климатические условия. Первые автобусы в городе были переделаны из грузовиков с открытым кузовом и работали полгода (в теплый период). В то время отсутствие автомобильной переправы через реку Обь определило более поздний ввод автобусного движения в левобережной части города по сравнению в правобережьем. С постройкой автомобильного моста через реку Обь в 1955 году, автобусное сообщение началось и между берегами.

Сегодня сеть городских автобусов затрагивает не только территорию города, но его пригороды и города-спутники Краснообск, Обь, Бердск, Кольцово, на линии работают как муниципальные, так и частные перевозчики.

Первое трамвайное сообщение было открыто 26 ноября 1934 года и связало участок «Вокзал - Ипподромская площадь - Центр», протяженностью 4,2 км. В 1935 году было построено первое трамвайного депо (проспект Дзержинского) и второй трамвайный путь от остановки «Ипподромская» до центра города. К 1980-м годам в Новосибирске действовали 4 трамвайных депо: Дзержинское, Ленинское, Октябрьское и Кировское. Однако 1980-е годы ознаменовались сокращением роли трамвая в городских транспортных перевозках. В 1990-е годы XX века по причине ликвидации трамвайного движения по Октябрьскому мосту образовались две независимые, не связанные друг с другом, трамвайные системы на обоих берегах Оби.

Движение новосибирского троллейбуса началось 6 ноября 1957 года. Ранее было предприняло несколько попыток пустить троллейбус в Новосибирске. Первая из них относятся к 1936 году. Но проект не удалось осуществить из-за отсутствия финансирования. Регулярное ежедневное троллейбусное движение стало возможным почти через 20 лет и осуществлялось по маршруту № 2 «ул. Мостовая (Автовокзал) - Аэропорт»: Вокзал -Красный Факел - пл. Ленина - Окружной дом офицеров - пл. Калинина - Аэропорт. Длина первых линий составила 19,7 км в одном измерении.

В 1958 году открылся маршрут № 3 от Мостовой до сада им. Кирова. 22 декабря 1962 года открылось Левобережное троллейбусное депо по ул. Сибиряков-Гвардейцев, а 19 октября 1976 года - Заельцовское троллейбусное депо. К концу 1977 года впервые по протяженности линий троллейбус обогнал трамвай: протяженность троллейбусных линий -177,1 км; трамвайных линий - 174,62 км. В 1980 году Новосибирск вышел на 3-е место по протяженности троллейбусных линий контактной сети после Москвы и Ленинграда. 28 декабря 1888 года Государственная Комиссия приняла Ленинское троллейбусное депо [9].

Кроме общественного муниципального транспорта, в городе существует еще более разветвленная сеть коммерческих автобусов и маршрутных такси.

На сегодня представляется целесообразным организовывать аудиоэкскурсии на муниципальном транспорте, но нельзя исключать возможность включения в программу и коммерческие автобусы.

В настоящее время реализован аудиогид на одном из участков маршрута трамвая № 13, являющегося «местной легендой» - это первая экскурсия из серии «История города на колесах», организованная музеем города Новосибирска. В качестве первого маршрута для аудиогида трамвай № 13 выбран не случайно - его характеризуют протяженность и насыщенность: пересечение центральной части и первой исторической застройки города. В дальнейшем планируется записать новые версии аудиогида на этом же маршруте.

Но интересные экскурсионные объекты сосредоточены не только в центральной части города. По продолжительности и насыщенности маршрута конкуренцию могут составить маршруты трамвая № 14 (пл. Калинина - сад Мичуринцев), троллейбусов № 5 (городской аэропорт - ул. Ленинградская), № 4 (Учительская - Станиславский жилмассив), № 13 (Учительская - Речной вокзал), № 23 (вокзал Новосибирск-Главный - сад им. Дзержинского).

На этих маршрутах заслуживают внимания комплексы зданий, являющиеся памятниками архитектуры, скульптуры, мемориалы, театрально-культурные заведения, градообразующие заводы, ведущие ВУЗы, НИИ, спортивные, религиозные сооружения, скверы и парки, сооруженные через реки мосты и дамбы, набережная реки Оби и другие разнообразные объекты.

Заключение. В целом реализация идеи аудиоэкскурсионного обслуживания Новосибирска видится в том, чтобы все маршруты, как минимум муниципального наземного транспорта, могли предложить воспользоваться аудиогидом как с целью узнать о городе больше не только приезжим, но и местным жителям, так и с пользой провести время в поездке. Внедрение аудиоэкскурсионного приложения в Новосибирске представляет интерес в связи с протяженностью и разветвленностью маршрутов, охвату двух берегов реки Оби, центральных и отдаленных районов. Наиболее интересными и перспективными для внедрения аудиогида маршрутами муниципального городского транспорта, в первую очередь, являются трамваи № 13, 14, троллейбусы 4, 5, 13, 23. Наряду с крупными экскурсионными объектами, аудиогид на транспорте может стать одной из визитных карточек города.

Именно комплексный подход, основанный на реализации разнообразных туристских предложений, способствует повышению туристской привлекательности территории, притоку туристов, причем туристов-репитеров, готовых вернуться не раз.

Список литературы

1. Андрес М.С., Семенова Л.В. 2018. Маркетинговое исследование привлекательности инновационных форматов экскурсионной деятельности. В кн.: Использование туристско-рекреационного потенциала Балтийского региона. Калининград, Изд-во Института рекреации, туризма и физической культуры ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»: 5-10.

2. Артемьева О.А. 2010. Развитие подходов к классификации туристических ресурсов и объектов показа за рубежом. Сервис в России и за рубежом, 1(16): 120-125.

3. Баландин С.Н. 1978. Новосибирск: История градостроительства 1893-1945 гг. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во:135.

4. Бесплатный аудиогид «Культурный маршрут». Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга Visit Petersburg. Электронный ресурс. URL: http://www.visit-petersburg.ru/ru/news/2719/ (дата обращения 29.04.2020).

5. В автобусах Мострансавто появились бесплатные аудиогиды. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. Электронный ресурс. URL: https://mtdi.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/06-12-2018-13-57-47-v-avtobusakh-mostransavto-poyavilis-besplatnye-aud (дата обращения 12.05.2020).

6. В Смоленских трамваях заговорили аудиогиды. Российская газета RG.RU. Электронный ресурс. URL: https://rg.ru/2014/02/07/reg-cfo/trams-anons.html (дата обращения 12.05.2020).

7. Город Новосибирск. Электронный ресурс. URL: http://map.nso.ru/novosibirsk/turisticheskii-potencial.aspx (дата обращения 12.05.2020).

8. Гусейнова А.Г. 2019. Экскурсии с использованием технических средств информации. География и туризм, 1:189-191.

9. История развития новосибирского наземного электротранспорта. Новосибирск. Горэлектротранспорт. Электронный ресурс. URL: http://www. get-nsk.ru/about/history/ (дата обращения 12.05.2020).

10. Журин Н.П., Антилова Е.Ю. Архитектура Николаевского проспекта (совр. Красного в городе Новосибирске) начала ХХ века. Творчество и современность. 2019. 9(1):5-11.

11. «Культурных» маршрутов стало больше: аудиогид для пассажиров доступен на 13 направлениях в Петербурге. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. 11. Электронный ресурс. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/news/172872/ (дата обращения 12.05.2020).

12. Лях О.А., Лиханова В.В. 2017. Инновации в экскурсионной деятельности. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки, 3(12): 160-168.

13. Матюхина Ю.А., Мигунова Е.Ю. 2011. Экскурсионная деятельность. М., Альфа-М, Инфра-М: 224.

14. Новосибирская область лидирует по количеству туристов в округе. INFOPRO54.RU. Электронный ресурс. URL: https://infopro54.ru/news/novosibirskaya-oblast-lidiruet-po-kolichestvu-turistov-v-okruge/ (дата обращения 12.05.2020).

15. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области: Каталог. Книга 1. Город Новосибирск (памятники, состоящие на государственной охране). 2011. Изд-во управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, государственного автономного учреждения Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области». Новосибирск, 278.

16. Привычных гидов в Петербурге заменяют квесты и гаджеты. Туристический бизнес Санкт-Петербурга. Электронный ресурс. URL: http://www.pitert.ru/news/privychnykh-gidov-peterbu (дата обращения 12.05.2020).

17. Приложение-аудиогид для городских автобусов разработали в Петербурге. Туризм. Интерфакс. Электронный ресурс. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/33480/ (дата обращения 12.05.20).

18. Самый длинный городской маршрут в России станет экскурсионным. Ростовский городской транспорт. Электронный ресурс. URL: http://rostovgortrans.ru/ (дата обращения 12.05.2020).

19. Транспорт. Официальный сайт города Новосибирска. Электронный ресурс. URL: https://novo-sibirsk.ru/to-citizens/city/transport/ (дата обращения 29.04.2020).

20. Три аудиоэкскурсии расскажут о Томске в троллейбусах в юбилей города. Региональное информационное агентство РИА ТОМСК. Электронный ресурс. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20140829/01876/ (дата обращения 12.05.2020).

21. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». Федеральное агентство по туризму. Министерство экономического развития Российской Федерации. Электронный ресурс. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2019-2025-gody-/ (дата обращения 12.05.2020).

22. Цурмаст М. В. Новосибирске увеличился поток китайских туристов. NSK.RBC.RU. Электронный ресурс. URL: https://nsk.rbc.ru/nsk/09/10/2018/5bbc278a9a794739e0ce9b7f (дата обращения 12.05.20).

23. Чирский Н.А., Хвагина Т.А. 2015. Инновации в экскурсионной деятельности. Туризм и гостеприимство, 2:20-27. Электронный ресурс. URL: https://ojs.polessu.by/TG/issue/view/86 (дата обращения 12.05.2020).

Nadezhda Goroshko

Candidate of Geographic Sciences

Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Associate Professor, Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk

Associate Professor, Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk

goroshko1@mail.ru

Elena Emelyanova

Candidate of Biological Sciences,

Аssociate Professor Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk emelen1@yandex.ru

Audio excursions on land urban passenger transport as a tool to increase the tourist

attractiveness of the territory Abstract. The article discusses the possibility of using audio excursions on land urban passenger transport to increase the tourist attractiveness of the territory. Custom routes using gadgets are gaining popularity. Smartphones, tablets, audio guides, applications for mobile phones and other technical media make the excursions as convenient and interesting as possible for the excursionist. Often, tourist-sightseeing objects of history, culture, architecture, archeology, science and education, popular and little-known, ancient and modern, man-made and natural-anthropogenic, are scattered throughout the city territory and cover them all with a specialized tourist-sightseeing route on an ongoing basis, due to a number of objective reasons are not possible. And here, in order to increase the tourist attractiveness of the territory, city passenger transport can be involved. In addition, public transport often goes to the same places as tourist bus routes. Ideas for the implementation of such projects have been voiced by a number of initiative groups from different regions of Russia, but today there are few successful experience in implementing projects on a permanent and long-term basis that can develop. A striking example is St. Petersburg. For Novosibirsk, which has determined priority types of tourism, such as business tourism, cultural and educational (sightseeing), children's and youth, event, medical, individual routes for exploring the city with the help of an audio guide on land public transport, are designed to increase the tourist attractiveness of the city.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: tourism, tourist-excursion activity, tourist attractions, show object, audio guide, on-line excursions, audio excursion on land passenger transport, mobile applications, tourist attractiveness of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.