Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ ЕВРАЗИИ»)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ ЕВРАЗИИ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектная деятельность / компетентностный подход / навыки soft skills / профессиональная коммуникация / туристический объект / ЕАЭС / лэндинг / практико-ориентированное обучение / самообразование / саморазвитие / профессиональные требования / информационно-коммуникативные инструменты / project / project activity / competence approach / interpersonal communication skills / professional communication / tourist object / EEU / landing page / practice-oriented training / self-education / self-development / professional requirements / information and communication tools
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ ЕВРАЗИИ»)»

Кирсанова Н.П.

к.соц.н., декан факультета бизнес-коммуникаций, Университет при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург

kirsanovan@mail.ru

Кузьминых О.Б.

старший преподаватель, начальник учебно-методического отдела, Университет при МПА ЕврАзЭС, Санкт-

Петербург

rudenko2004@inbox.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ ЕВРАЗИИ»)

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, компетентностный подход, навыки soft skills, профессиональная коммуникация, туристический объект, ЕАЭС, лэндинг, практико-ориентированное обучение, самообразование, саморазвитие, профессиональные требования, информационно-коммуникативные инструменты.

Keywords: project, project activity, competence approach, interpersonal communication skills, professional communication, tourist object, EEU, landing page, practice-oriented training, self-education, self-development, professional requirements, information and communication tools.

Последние несколько лет внесли значительные коррективы в приоритеты в сфере высшего образования. Стало очевидным, что современная система высшего образования не всегда отвечает требованиям постоянно меняющегося рынка труда, а вчерашние выпускники-бакалавры оказываются не готовы к реалиям постиндустриального информационного общества. Сегодня одной из основных способностей выпускников, ценящихся в современном обществе, становятся способности к саморазвитию, самообразованию и готовность постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки.

Таким образом, на первый план в образовательном процессе выходят задачи не просветительского характера, а практического: научить будущих бакалавров решать конкретные задачи в реальных жизненных ситуациях. Одним из вариантов решения данной задачи является обращение к проектной деятельности.

В последние несколько лет в Университете при МПА ЕврАзЭС1 (г. Санкт-Петербург) проектная деятельность стала одним из основных элементов обучения на программах бакалавриата гуманитарной направленности. Новый образовательный формат был обусловлен как изменениями в государственных образовательных стандартах высшего образования, предполагающих практические занятия в объеме не менее 60% аудиторного времени, так и постоянно совершенствующимися информационно-коммуникативными технологиями. Участие в проектах позволяет студентам не только проверить на практике свои теоретические знания, но и сформировать так называемые «soft skills», «мягкие навыки», необходимые для успешной работы.

Суть проектной работы студентов в Университете при МПА ЕврАзЭС заключается в том, что они включаются в различные учебные, исследовательские или профессиональные проекты, выполняемые в Университете.

Проектная деятельность дает возможность студенту совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как творческая, инициативная личность. Актуальность проектной деятельности определяется тем, что с ее помощью происходит генерация нестандартных решений, осуществляется практико-ориентированное обучение, построенное на принципе «делая-познаю», максимально сокращается разрыв между теоретическими и практическими знаниями студентов, и, следовательно, обучение студентов более соответствует профессиональным требованиям работодателей.

Помимо этого, в процессе работы над проектом формируются коммуникативные умения (способность к точному выражению своей точки зрения, к пониманию позиции другого, к конструктивной критике), а также умение работать в коллективе (понимание роли и значения командной деятельности для достижения результата, значимости сотрудничества, совместной работы).

Проектная деятельность существенно отличается от традиционной практики обучения. В современной высшей школе данный метод обучения включает в себя современные педагогические технологии и различные информационно-коммуникативные инструменты.

В то же время проектная деятельность позволяет студентам участвовать в создании реального продукта и работать в условиях ограниченного времени, придавать продукту тот формат, который требуется заказчику, презентовать проект, используя различные информационно-коммуникативные технологии, в частности, графические редакторы, работать в команде, совершенствовать навыки коммуникативной компетентности и профессиональной коммуникации.

1 www.miep.edu.ru

Потенциальным работодателям особенно интересен тот студент, который имеет практический опыт подготовки и реализации реальных проектов, т.е. те студенты, которые умеют применять полученные профессиональные компетенции на практике.

В апреле 2020 года перед руководством факультета бизнес-коммуникаций Университета при МПА ЕврАзЭС встала задача, актуальная на тот момент для многих вузов: как организовывать учебную и производственную практики для студентов направления «Туризм» в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Согласно методическим рекомендациям Роспотребнадзора, практика могла быть реализована исключительно в дистанционном формате. Тогда было принято решение использовать технологии проектной деятельности и предложить студентам разработать проект под условным названием «Жемчужное ожерелье Евразии».

Главная идея проекта - разработать общеевразийский маршрут (включая культурный, оздоровительный, событийный, образовательный и другие. виды туризма) по странам ЕАЭС и предложить его нескольким целевым аудиториям. В проекте сочетаются как практическая составляющая (реальный туристический продукт), так и научная.

Цель проекта - создание единого культурно-образовательного пространства для стран, входящих в ЕАЭС, объединение ресурсов этих стран и разработка евразийского маршрута, включающего в себя туристические «жемчужины» стран-участниц ЕАЭС.

Выбор и тематика проекта обусловлены спецификой Университета при МПА ЕврАзЭС. На протяжении многих лет Университет готовит квалифицированных специалистов, ориентированных на работу в едином экономическом пространстве, знакомых с культурой и традициями народов евразийского государства, ценностями и национальными интересами стран участниц ЕАЭС. Согласно статистике, 30% студентов от всего количества обучающихся являются иностранными гражданами. Процентное соотношение студентов из стран ЕАЭС распределяется следующим образом: Армения - 5%, Белоруссия - 4%, Казахстан - 79%, Киргизия - 12%.

Университет при МПА ЕврАзЭС имеет многолетний опыт сотрудничества с научными, образовательными, культурными организациями государств ЕАЭС и активно участвует в деятельности ЕАЭС, направленной на расширение и углубление интеграционных процессов в евразийском пространстве.

В условиях дистанционного прохождения практики было разработано индивидуальное задание под проект «Жемчужное ожерелье Евразии». Данный проект отличается новизной и уникальностью.

Работа над проектом «Жемчужное ожерелье Евразии» включала в себя несколько этапов:

1. Технический этап. Основная цель данного этапа - создание команды участников (рабочей группы), распределение ролей внутри команды, выбор основных способов коммуникации, определение основных способов взаимодействия с использованием различных онлайн ресурсов.

Результатом данного этапа стало формирование команды во главе с координатором. В задачи координатора проекта вошли следующие: распределение ролей между участниками проекта; консультирование участников по техническим и организационным моментам; связь с профессорско-преподавательским составом факультета, выступавшим в роли экспертов проекта; сбор и систематизация информации об участниках проекта; стимулирование участников к самооценке; организация защиты и внешней оценки проекта.

По истечении срока, выделенного на первый этап (2 недели), каждый студент представил свое резюме с использованием онлайн сервиса графического дизайна Сапуа1 . На основании представленных резюме были распределены роли участников проекта и установлен регламент и способы взаимодействия. Также была разработана ментальная карта проекта с использованием сервиса М1Мте1з1ег2. Созданная карта визуализировала основные этапы работы над проектом и раскрывала основные задачи, и это отразило степень понимания проекта в целом.

2. Аналитический этап. Основная цель данного этапа - характеристика и анализ стран, входящих в ЕАЭС.

Задачи этапы были сформулированы следующим образом:

• проанализировать страны ЕАЭС с точки зрения истории, географии, экономики, политики;

• рассмотреть воздействие, развитие, современное состояние и приоритетное направление туризма в странах

ЕАЭС;

• проанализировать воздействие туризма на различные сферы жизнедеятельности и сектора региональной экономики на территории ЕАЭС;

• определение стратегических целей и задач развития туризма на территории ЕАЭС;

• выявление стратегических направлений и приоритетов развития туризма на территории ЕАЭС.

С целью упрощения координирования проекта все страны, входящие в ЕАЭС, были распределены между участниками проекта. Результатом данного этапа стали презентации участников, посвященные выбранным странам.

3. Подготовительный. Целью данного этапа стал выбор туристических объектов-«жемчужин» стран-участниц ЕАЭС для создания общеевразийского маршрута.

Студентам было предложено проанализировать и выбрать наиболее интересные туристические объекты в странах ЕАЭС, которые, соединенные в единый евразийский маршрут, могли бы составить «Жемчужное ожерелье Евразии». В качестве объектов предлагалось выбрать географические объекты (озера, национальные парки, заповедные места, географические объекты оздоровительного характера, археологические точки и др.), исторические памятники (памятники Великой Отечественной войны, архитектурные сооружения, храмы разных религий, места взаимодействия различных евроазиатских народов (совместные торговые пути и исторические центры торговли, совместные стройки и др.), сакральные центры культурно-исторических ландшафтов Евразии.

1 https://about.canya.com

2 https://www.mindmeister.com

Задачи этапа:

• характеристика и анализ выбранных объектов;

• определение целевой аудитории для каждого из выбранных объектов;

• подготовка презентационных материалов по выбранным объектам.

Для выполнения данного этапа студенты должны были определить, какие туристические маршруты пользуются популярностью на рынке туристических услуг, по каким критериям потенциальная целевая аудитория выбирает туристические маршруты и объекты, чем обусловлен интерес к той или иной стране ЕАЭС.

В результате данного этапа каждый участник проекта представил на защиту презентацию нескольких туристических объектов выбранной страны ЕАЭС. При анализе каждого объекта студенты обосновывали свой выбор, уникальность и привлекательность объекта исследования для целевой аудитории.

Особенность данного этапа заключается в том, что в презентации вошли как широко известные туристические достопримечательности, так и малоизвестные туристам, настоящие «жемчужины» (увидеть которые можно, лишь приоткрыв ракушку), некоторые из которых даже скрыты от всеобщего обозрения, или те объекты, которые могли бы претендовать на звание туристических объектов. Данная особенность проекта отражена в его названии - «Жемчужное ожерелье Евразии».

4. Этап реализации. Цель данного этапа - разработка турпродукта на основании выбранных туристических объектов-«жемчужин». Данный этап является результатом проектной работы.

В результате данного этапа был разработан аудиогид «Жемчужное ожерелье Евразии» на платформе izi.TRAVEL1. Данная платформа - это уникальная площадка, которая дает возможность организациям сферы культурного наследия и туризма, донести свои истории до заинтересованных слушателей самым простым и современным способом, объединить создателей мультимедийных гидов со всего мира и миллионы путешественников. Данный сервис можно использовать в качестве мобильного приложения, что имеет свои преимущества.

«Жемчужное ожерелье Евразии» на платформе izi.TRAVEL - это аудиогид, рассказывающий о туристических «жемчужинах» стран ЕАЭС. Каждая достопримечательность имеет аудиальное, текстовое и фотографическое сопровождение.

Также был разработан лендинг (landing page) - посадочная страница для продвижения и визуализации проекта2. Лендинг, по сути, является визуализацией аудиогида.

Основная задача лендинга проекта «Жемчужное ожерелье Евразии» - презентация данного проекта для различных целевых аудиторий с целью привлечения внимания к вариантам сотрудничества в данном направлении с различными организациями, преимущественно со странами ЕАЭС, так как проект имеет огромный потенциал и значение, в первую очередь, для стран Евразийского экономического союза.

На сайте размещена информация о проекте, странах ЕАЭС и наиболее интересных туристических объектах.

5. Оценка результатов проектной работы. Цель данного этапа - оценить работу студентов по проекту.

В данном случае деятельность студентов оценивалась как со стороны руководителей проекта, так и со стороны руководителя образовательной программы «Туризм». Главными критериями оценки стали наличие готового турпро-дукта (аудиогид и лендинг) и публикация научной статьи по результатам проделанной работы.

Говоря об основных особенностях использования проектного метода в подготовке бакалавров, нужно в первую очередь отметить совмещение практической работы с теоретическими знаниями. Студент участвует в проекте, в котором на основе полученных теоретических знаний он учится ставить задачи, искать необходимый материал, анализировать полученные данные, разрабатывать и защищать проект. Также студент может работать над одним проектом на протяжении всего времени обучения, что дает возможность проекту стать выпускной квалификационной работой. Особое значение при этом имеет выбор актуальной темы, востребованной на реальном рынке.

Система проектной деятельности позволяет студентам погрузиться в учебно-профессиональную деятельность, повышает их мотивацию и уровень подготовки к будущей профессии.

При этом студент развивает такие необходимые качества как ответственность, коммуникативные навыки, любознательность и творчество, критическое и системное мышление, умение работать с информацией, ставить и решать проблемы и др.

После завершения работы над проектом «Жемчужное ожерелье Евразии» было принято решение о его продолжении с целью развития культурно-просветительских и образовательных связей со странами ЕАЭС.

Предполагается, что концепция проекта «Жемчужное ожерелье Евразии» вызовет интерес у представителей различных сфер деятельности из стран ЕАЭС и привлечет внимание к разным вариантам сотрудничества. С этой целью было принято решение оформить заявку на получение гранта, в рамках которого можно апробировать результаты проектной работы.

1 Аудиогид доступен по ссылке: https://izi.travel/ru/browse/8ace3873-2c56-45dc-9feb-fb7a6c0c4df3

2 См.: https://zhemchuzhinaevr.wixsite.com/univer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.